Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      Пещерная церковь Кафедрального собора

      Кафедральный собор был центральным сооружением Вятского кремля. Жители города приходили именно к нему как в "черные", так и в праздничные дни, не потому, что колокола его звенели громче, а он был выше и стройнее других соборов, а потому, что стоял он на святой земле, на которую первыми ступили наши предки. "Высота главного соборного храма с крестами 25 сажень 2 аршина (высота 18-этажногв дома). Храм снаружи пятиглавый, прекрасной архитектуры. На стенах его несколько священных изображений. Колокольня пятиэтажная, столь же красивой архитектуры, как и храм. Во втором этаже колокольни церковь во имя преподобного Семиона Столпника, в последнем, пятом, этаже устроены городские часы, которые показывают время со всех четырёх сторон колокольни. Вятский Кафедральный собор поражал заезжих людей своим великолепием и изящностью. Храм был украшен богатыми иконостасами, в нишах были вставлены знамена вятского ополчения в турецкую, Крымскую войну, у южных дверей, ведущих из храма, устроено архиерейское место". Вот что писал некто П.К. в 1844 году об этом соборе: "Вступая в этот храм Бога живого, вы поражаетесь великолепием и изящностью. Мне случалось бывать в некоторых соборах других губернских городов и, выходя из храма, я невольно повторял: "Хорошо - а всё не так, как в Вятке!"

      Самое же драгоценное сокровище собора составляют чудотворные иконы:
      1. Святителя Николая. Явление её совершилось в 1383 году, на берегу реки Великой в чаще леса.
      2. Святого Архистратига Михаила. Икона вырезана на небольшом камне. Резьба показывает, что икона есть произведение искусного художника, занесена в Вятский край и прославлена.
      3. Особенно почитаемый образ Тихвинской Божьей Матери, привезённый в 1676 году преосвященным Ионою Епископом Вятским.

      Не только внешний вид собора и его внутреннее великолепие поражало всех. Наверное, больше всего восхищало горожан то, что находилось под ним... Из истории мы знаем, что не Московская, а Киевская Русь легла в основу российского государства. На территории Софийского собора - древнейшего собора Киевской Руси, сохранились подземные лабиринты и подземная церковь. Они были отреставрированы и сейчас являются одной из главных достопримечательностей всего историко-архитектурного комплекса - это Киево-Печёрская лавра, о которой знают во многих странах мира. Но знают ли кировчане о том, что под нашим Кафедральным собором тоже была подземная церковь? В народе её называли "пещерной". В Кафедральном соборе "в 1871 году под тёплым храмом устроен храм во имя всех святых Киевских. В нём имеются части святых мощей угодников Божьих, почивающих в Киевских пещерах: лично полученные из Киево-Печёрской лавры кафедральным протоиереем Стефаном и внесённые в собор 10 января 1871 года с торжественною встречею их городским духовенством при многочисленном стечении народа".

      Вот что мне рассказала старожил нашего города В.П. Герасимова об этом "пещерном" храме: "Под полом Кафедрального собора было два помещения: большая церковь и маленькая, где хранились святые мощи. Два раза в I год велась служба - в Пасху и Рождество, в остальное время пускали туда не всех. Пещерная церковь была вроде музея, один из сводов был словно "воздушным", на его голубом фоне сверкали блестящие звёзды, там было очень красиво и было много старинных икон".

      О том, что существовал тайный подземный ход из пещерной церкви, рассказывали многие старушки, с которыми довелось беседовать. В подтверждение этих рассказов я в архиве случайно натолкнулся на материалы научной экспедиции, по результатам которой был составлен акт обследования подземного хода, идущего к пещерной церкви.

"АКТ. 1925 года, июня, 21 дня.

      Мы, комиссия, в составе: Председателя: заведующего Секретной частью отдела Уголовного Розыска Административного отдела Вятского ГИК тов. Глушкова, членов: от Губмузея тов. Боголюбова и инженера Губисполкома тов. Видякина, составила настоящий акт о нижеследующем:

      7 июня в отделе Уголовного Розыска Адмотдела ГИКа из Губкома были получены сведения о том, что в саду, принадлежащему пионерскому клубу, не далеко от Кафедрального собора был обнаружен подземный ход.

      8 июня на месте обнаружения подземного хода Представителями Уголовного Розыска: Зав. Секретной частью Глушковым и Зав. Активной частью Ермиловым было произведено предварительное обследование обнаруженного подземного хода. Комиссией произведён был осмотр пионерского сада, и были обнаружены две ямы, выкопанные рабочими, сооружавшими площадку для детей. В ямы был виден ход, идущий под землёй перпендикулярно собору. Подземный ход был обследован Комиссией. Установлено было, что длина туннеля от того места, где он кончается обвалом по прямой линии, по направлению к собору 30 метров. Приближаясь к пещерной церкви собора и не доходя до входа в пещерную церковь собора, туннель делает поворот, а затем снова поворачивает к церкви. Высота туннеля 1,35 метра, весь выложен он из кирпича со сводом сверху и каменным кирпичным полом.
      Сам вход в пещерную церковь был заделан кирпичами. Вся заделка сложена на цементном составе. Кирпичи заделки более позднего времени, напоминают современные, между тем кладка хода сделана из кирпичей большего размера. Заделка туннеля произведена была из церкви и была закрыта железной дверью, замкнутой железным засовом без замка.
      Осматривая продолжение хода в другую сторону по направлению к бывшему архиерейскому дому, а ранее к месту крестовой церкви, Комиссия обнаружила из туннеля обвал его. Туннель от обвала на протяжении 30 метров разрушений не имеет.
      Во время обследования заделки хода в пещерную церковь, совместно с начальником Административного отдела ГИКа тов. Кринкиным. Комиссией, при ударах ломом в камни заделки, был установлен особый звук, который наводил на мысль о том, что нет ли полого пространства между заделкой кирпичей пещерной церкви и заделкой кирпичей со стороны туннеля.
      Во время раскопок Комиссией приглашался целый ряд лиц, старожилов для опроса. Опрашивали священников, служащих пещерной церкви, слесарей - служащих в мастерской при пионерском клубе, был вызван гражданин Косалапов.
      Опрошенные лица точных сведений дать не могли, но передавали, что о подземном ходе ходили по городу различные легенды и некоторые из них утверждали, что будто бы подземный ход шёл и под одну из башен. Один из них, Косалапов, утверждал, что он, будучи мальчиком, тому назад лет 45, сам ходил в туннель и помнит, что в туннели было разветвление по направлению к средней башне.
      После опросов старожилов. Председателем комитета по охране памятников искусства, старины и природы были приглашены на место раскопок в качестве экспертов заведующий музеем профессор Б.С. Лукаш и краевед П.Н. Луппов.
      18 июня тов. Кринкин поручил тов. Глушкову ликвидировать раскопки, закопать контрольные ямы, заделать ход в пещерную церковь, а перед средней башней выкопать контрольную яму в сажень глубиной.

      О чём и составлен настоящий акт в 1 экземпляре".

      Из материалов научной экспедиции 1925 года становится ясно, что и пещерная церковь, и подземный ход, обследованный сотрудниками губернского музея, в то время были в хорошем состоянии. Очевидно также и то, что даже первые исследования подземных ходов проводились под контролем секретной части уголовного розыска, а затем всё это перешло под контроль всеми нами любимого КГБ.

      Своими впечатлениями о посещении пещерной церкви с нами поделился И. Замятин. Вот какое письмо он послал в 1979 году в редакцию газеты "Кировская правда": "Подземный ход из бывшего Кафедрального собора действительно существует. Я сам лично, в числе четверых юношей, проходил по нему осенью 1934 года. Прошло 45 лет, мне тогда заканчивался 16-й год, но за память я ручаюсь.

      Тогда было время страшного вандализма. В городе Вятке ломали множество церквей. Сломан был и Кафедральный собор. От него тогда осталась груда камней и битого кирпича высотой с дом. "Вятская правда", кажется, в 1935 году, писала, что из кирпича собора построили Северную баню, с узкими окнами, похожую на тюрьму.

      Улица Московская до набережной Грина тогда не доходила, а упиралась в Кафедральный собор. Итак, в треугольнике: с севера - собор, с запада - дом, где размещались классы Вятского промышленно-экономического техникума и с востока - Дом пионеров, в саду, осенью 1934 года, мы вчетвером гуляли и увидели провал в земле. Это был подземный ход, идущий от собора на юг к оврагу между домами пионеров и техникума. Стенки и сводчатый потолок этого хода были выложены кирпичом. Мы по подземному ходу прошли на север, в сторону собора. Передний освещал дорогу спичками. Пройдя около 10 метров, мы наткнулись на кирпичную стену, а выше её окно в бездну. Там мы видели мрак, слышали эхо наших голосов. Впереди идущий изрядно струсил, и мы подались обратно.

      Архиерейский дом отапливался из одной кочегарки. Старик-кочегар дал нам керосиновый фонарь "Летучая мышь" и сказал, что этот ход идёт под оврагом в Трифонов монастырь и в ту сторону ходить опасно, возможен обвал.

      Мы повторно пошли к стене-перегородке. Осветили фонарём подземный зал и влезли туда. Оказалось, что у этого окна есть железная дверь, когда мы её закрыли за собой, то дверь превратилась в икону, та дверь имела внутренний замок. Никто не догадывался, что за этой стеной есть потаённый подземный ход. Зал оказался очень большим. Сводчатый потолок подпирал один четырёхгранный кирпичный столб толщиной больше метра и у потолка переходящий в свод. Слева от свода находилась широкая каменная лестница, наверху заваленная битым кирпичом, возможно, обломками Кафедрального собора.

      Против хода стоял, накренившись, стол, обшитый до пола. Убрав его, мы увидели могилу, выложенную кирпичом. Могила была пуста, и никаких следов земли около не было. Один из нас сказал, что у покойника должен быть золотой крест и прыгнул в могилу. Освещая там спичками, он выбросил сначала большую кость, -потом череп и обломок гробовой доски, обшитой материей, похожей на ту, из которой шьют поповские ризы, то есть сотканной из металлических нитей - золотых и серебряных. Череп был пуст, и кожи на нём не было. Но нас очень удивило, что на черепе ясно были видны волосы.

      Стены и потолок этого подземелья были изрисованы на религиозные темы. В дальнем углу находилась келия, с земляной лежанкой. Говорили, что тут жил святой человек и через окошко в двери ему верующие бросали деньги.

      Не знаю, было ли это подземелье пещерной церковью, но оно находилось под руинами разрушенного собора. В южную сторону по подземному ходу мы не ходили. Возможно, что он пересекался и сообщался с другим ходом, идущим от дома архиерея. Старик истопник нам рассказывал, что Кафедральный собор был очень красивым, имел башенные часы-куранты и подземную церковь, в которой мы были".

      В 1935 году на месте снесённого Кафедрального собора были проведены раскопки. Газета "Комсомольское племя" по этому поводу писала: "Недавно в Краеведческий музей был доставлен гроб с находящимися в нём человеческими костями, обнаруженными при раскопках, в склепе под зданием Кафедрального собора. Дерево гроба хорошо сохранилось. На костях человеческого черепа, сильно почерневшего, сохранились бесформенные остатки бумажной материи, как полагают - следы монашеского головного убора.

      Гроб и человеческие кости принадлежат архиепископу Ионе, умершему в 1700 году. Архиепископ Иона за время управления Вятской и Велико-Пермской епархией с 1674 по 1700 год, самым безжалостным образом эксплуатировал крестьянство. За "плодотворную деятельность", по приказу царя и патриарха, был пожалован Ионе чин архиепископа. Так награждал царь верных слуг самодержавия, помогавших ему держать в рабском повиновении и темноте миллионы крестьянского населения России".

      Давайте попытаемся осмыслить два последних сообщения и проанализировать их. В своём письме Замятин, описывая пещерную церковь, сообщает, что она была в хорошем состоянии и что "стены и потолок были изрисованы на религиозные темы", значит, своды подземной церкви выдержали нагрузку рухнувшего на него собора и даже не осыпалась штукатурка, отделанная под роспись.

      В статье же "Комсомолки" говорится о том, что в 1935 году при проведении раскопок был вскрыт склеп, а кости, находившиеся в нём, были опознаны как останки архиепископа Ионы. Это означает, что сотрудники музея, проводившие раскопки, так и не добрались до пещерной церкви. В Кафедральном соборе действительно находилось несколько гробниц вятских иерархов, одна из которых с мощами Ионы, вероятно, и была обнаружена. В последующие годы при строительстве жилых домов по ул. Московской и при прокладке траншей под коммуникации строители не натыкались и не взламывали своды пещерной церкви. Не было также крупных проседаний и провалов грунта в районе бывшего собора.

      В то время, когда разрушили собор, и он своей массой не раздавил пещерную церковь, её возраст составлял 63 года. С этого момента прошло ещё 65 лет, сейчас возраст церкви 128 лет. В старые времена такие вооружения строились на многие века с большой степенью надёжности и многократным запасом прочности. Из всего сказанного можно сделать вывод - храм во имя Киевских угодников СОХРАНИЛСЯ и в настоящее время находится под землёй в неповреждённом виде.

Читать предыдущую статью раздела Вернуться к оглавлению раздела ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ ВЯТКИ Читать следущую статью раздела

  
Ссылки по теме:

  • В ближайшее время на всех страницах нашего сайта появятся ссылки на ресурсы сети Internet со сходной тематикой
















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru