Нашла вот в интернете статью про Яранск.Лично мне было интересно узнать про ВИнокурово, которое всё же Дербени.
Вот отрывок:
"Не Послушные – Церковенны
Яранск начинался с крепости, выстроенной на исходе шестнадцатого века, по взятии Казани. Между двойными дубовыми стенами насыпали земельки. Острые зубья стволов пугали татар и черемисов. По углам стояли сторожевые башни с бойницами. На западной стороне, у реки, поселились в слободе две с половиной сотни стрельцов. На южной возник посад, где жили ремесленники.
Поодаль от южных врат, за оврагом, вырос Вознесенский монастырь. От него сохранилась Благовещенская церковь, наверное, одно из самых старых, допетровских времен, каменных строений на Вятской земле. В этом храме есть одна замечательная подробность. Все окна в нем разной величины – делались, как Бог на душу положит. Не от небрежности, нет. Умели жить, любили. После Петра у нас этого стало меньше. А окна что?! Верно ли их нужно делать одинаковыми, или брать в расчет, откуда света больше, откуда дуют холодные ветры? Дули, надо сказать, известно откуда – с Железных гор, то есть с Урала.
Уже к началу Смутного времени русские обосновались в этих местах весьма основательно, энергично заселяя окрестные территории. Яранск вступал в спор с Вяткой, и к началу ХХ века он, по крайней мере, в одном его выиграл. Здешние модницы скорее откликались на столичные и европейские смены вех. Даже в 27-м году тщательно изучали журналы, сообщавшие: «В этом году носят много казакинов. Прямые без рукавов они надеваются на легкие платья Жоржет... Шляпы – «последний крик моды» – плотно скрывают голову и скрывают все волосы».
Для яранских красавиц скрывать головы, впрочем, стало уже не так актуально, как лет за пять до этого, когда в уезде бушевал тиф. Он начался вслед за голодом, который в здешних краях был характерен одной подробностью. Тысячи яранцев бросились к месторождению белой жирной глины. Ее смешивали с овсяной соломой, и получался «хлеб», после которого не хотелось уже ни есть, ни жить. Сколько умерло тогда, Бог весть.
Но даже, пережив голод и потеряв часть земель, Яранский уезд насчитывал в двадцатые годы треть миллиона жителей. Только в окрестностях города стояло четыреста восемьдесят селений. Из них трехсот больше нет. Они исчезли с карты. Десятки исчезнут в ближайшие годы. Читаю списки этих уцелевших деревень, они звучат, как стихи:
– Дощаное поле
– Недолазово
– Большие Щеглы
– Кокушонки
– Прахи
– Поломка
– Костерята
– Дождики.
Почти всем по 300-400 лет. Многие имеют двойные названия. Иногда понятно почему – марийские слова не сразу выговоришь. Вот и превращались Тошкешнук в Ваньки, Арламауш в Ерлашки. Менялись также имена неполюбившиеся:
Винокурово (официальное название) упорно кликали Дербенями, а гулинские переделали имя своего селения в более деликатное Епри (Вепри). Иногда почти улавливаешь смысл раздвоения, но не до конца – так, Короли кликали Жирово, а Послушные – Церковенны. Почему Петухово местные переименовали в Конево, не знаю."
http://www.rusvera.mrezha.ru/458/5.htmА также про шведскую кровь в жилах некоторых яранцев:
"Между прочим узнал, что в жилах яранцев течет немалая толика шведской крови. Петр Великий сослал сюда около пятисот пленных ландскнехтов Карла XII. В то время и русских-то в городе едва было больше. Солдаты поселились на южной окраине города, которая получила наименования Ланцы. С тех времен существуют здесь такие фамилии, как Одинцовы (от Одинсон), Роженцовы (от Роженсон) и т.д. В последующие десятилетия Яранск все усиливался. Достаточно сказать, что в Отечественной войне двенадцатого года от Вятской губернии участвовали в ополчении 830 человек, из них 425 дал Яранский уезд."