Арбузов Вятский » Пн дек 27, 2010 5:45 pm
МПМ
Умный батюшка.
«Ты озарил меня лучом
И я во тьме увидел ясно:
С Тобой нет бед нигде, ни в чём,
А без Тебя везде опасно...»
Фёдор Глинка
Размышляя с позиций мирянина, над дискуссиями в интернете в отношении митрополита Иллариона (Алфеева), хотелось бы сразу оговориться, что митрополит Иларион возможно занимает столь специфичную должность и сам по себе является столь уникальной личностью, что идентифицировать его со всем духовенством было бы просто неверно. Каждому своё место и своё дело находится в нашей Матери Церкви и Слава Богу!
Вместе с тем в отношении тех тенденций, которые он в этих дискуссиях вольно или невольно олицетворяет, то есть - экуменизм, бесконечные поездки по заграничным конференциям и образование зарубежом, побочные «хобби» духовенства, оторваннность от народа и элитарность, всевозможные «диалоги» с инославными до такой степени, что как будто со своими уже некогда и разговаривать, а также об опасениях мирян, что всё это может стать всеобщей практикой – об этом можно и нужно говорить открыто. Слава Богу мы не секта и здоровый критицизм и обмен мнениями у нас вполне обычное дело.
Речь конечно же пойдёт не о личности митрополита – а о духовенстве в целом.
01. Прекрасно когда батюшка умный и образованный – но однако духовный всё таки лучше. Просвещённый не только в современном понимании этого слова, но именно просвещённый «лучом» Божиим, способный видеть дальше и больше рассудка человеческаго, что происходит вне прямой зависимости от образования, как мы знаем на примере многих святых нашей Церкви. Наш эталон – именно они. Наш маяк в «нощи» жития неизменен – Святость и первое дело здесь чистота сердца и покаяние, как средство для очищения сердца нашего, так как только «чистии сердцем Бога узрят.»
Но мало очистить – надо эту чистоту непрестанно поддерживать, отсюда и борьба за чистоту помыслов – в которой в свою очередь, первое дело, это охранение себя от вредоносной информации. Посему образование с этих позиций и должно рассматриваться. Другими словами познавай, да только не замусорь ум свой и сердце своё.
02 Батюшка везде побывавший и много повидавший, знающий все другие религии, конечно хорошо – но духовно незаблудный лучше. Нам самим – грешным мирянам, нужна помощь прежде всего в том, чтобы мы не «ушли на страну далече» в прямом и в переносном смысле, не увлеклись бы чуждыми идеями, нам нужно изучать и узнавать прежде всего своё родное «отечество» - то есть Православие, по принципу Евангельскому – «ископа и УГЛУБИ» чтобы дом наш основан был на камне. (см. от Луки 2 глава).
Прекрасно если батюшка путешествует, но при условии, что он через это лишь укрепляет нашу веру, помогает нам и самому себе оценить всё, что мы имеем, осознать уникальность нашей родины, богатство нашей культуры, неповторимость нашего языка, необходимость познания своей веры и своей традиции, важность всего этого для постоянного углубления нашей духовной жизни и для спасения нашего – как конечной цели. Вот где окончание всех путешествий и самое главное путешествие.
03 Неплохо вроде бы если у батюшки есть «хобби» (любимое дело – по русски) – но нам грешным так хочется, чтобы МЫ бы были бы любимыми детьми нашего духовного отца. Чтобы любимым делом батюшки, после службы Божией, был бы приход. Чтобы наш духовный отец спал бы и во сне бы нас даже видел. К тому же, ну скажите, какая мне радость если я пойду к врачу например, а мне скажут, что он пока не может принять, у него «хобби» – он астрономией занимается и в телескоп звёзды рассматривает. Или на астрономическую международную конференцию уехал. Интересно конечно – звёзды, но мне простите хочется, чтобы он анализы бы лучше мои толком рассмотрел. Уж извините.
В отношении же духовного отца, тут само название определяет сущность – то есть именно прежде всего «духовный» и после этого уже – отец. Одно здесь не может без другого. Прекрасно и точно об этом сказал духовник наших дней отец Илий:
– «Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.
Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. (!)
О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как.
Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. (!)
Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.
Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.
Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека.
И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.»
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Оптина пустынь. Россия.
Заметим приоритеты – даже религиозное образование идёт ПОСЛЕ духовного ТРУДА молитвы и богообщения, о мирском же образовании и говорить нечего. И важнейшей учёбой названа учёба правильной духовной жизни. И в конце концов – соработничество священника и мирянина в деле спасения души.
«Ум» или «интеллект», вообще в религии, - немного другого свойства, чем обычно. В качестве примера размышления ума именно религиозного свойства, приведу отрывок из стихотворения Фёдора Глинки:
«В пустыне в полночь я вставал
И пред Тобой, мой Бог, молился:
Свои грехи воспоминал
И мудрости Твоей дивился...
Как правы все Твои судьбы!
Они вращаются незримо,
А мы, страстей своих рабы,
Мы в вихрь сует неудержимо
И рвёмся на свою беду!
Повсюду ум наш, сея хитрость,
Забыл несчастный сей слепец,
Что сквозь его сквозную хитрость,
Всё зрит, всё ведает Отец!
В своих лукавых изворотах
Он хочет совесть заглушить
И им в размноженных заботах
Дни нашей жизни потопить.
Слышна, видна в час ночи совесть,
И в темноте ясней грехи:
И кто-то нам, душой глухим,
О прежних днях заводит повесть:
О том как люди в простоте,
Без мудрований, без изгиба,
Не бились грустно в суете,
Как в сеть уловленная рыба.»
Отсюда идеальный батюшка должен быть некоей противоположностью нам грешным мирянам, мы возлагаем все надежды на дипломы, на знания полученные от людей – а он, на знания практически вымоленные у Бога, мы любим только нам приятное – а он любит всё, что ему посылает Господь, поелику всё для него «из руки Божией», мы прячемся от совести – а он раскрывает её как книгу, мы суетимся – а он безмолвствует, мы поверхностно любопытствуем – а он глубоко вникает. И конечно думает о НАС и переживает вместе с нами.
Вот такие были бы пожелания с точки зрения мирянина.
В отношении же опасений многих мирян, что духовенство наше пойдёт по пути чрезмерного умничания и «либерализма», могу только повторить сказанное отцами, (но не раз подтверждённое и на моём опыте) мнение, что все пути Церкви в руке Божией и не надо тут пугаться и других пугать, самое главное НАМ самим не отпасть. Помоги нам в этом Господи! Господь пошлёт и батюшек достойных и разберётся с недостойными.
А в отношении человеческого ума, напоследок - стишок из моего архива:
***
Ум и безумие.
Ум и безумие – близнецы братья,
Два парадокса без отца,
Новое платье и старое платье,
Два лица – безумца и мудреца.
Ум и безумие – родные души,
Вместе не могут и врозь беда,
За обоими надо глаза да уши,
Вот такая билиберда.
И умный – разумный, да ум за разум,
И безумный умный спятил с ума,
Обоим им не сказали сразу,
Что горе, мол, у вас – от ума!
Умом-то с умом ведь надо – братцы!
Повернуть его может туды и сюды,
И чтобы за ум можно было «взяться»,
Надо знать, откуда нам ждать беды!
Уму от ума – одна зараза,
Тут одно за другое – того и гляди!
Так что, кто поумней – зарубите сразу:
На носу, что всё еще впереди!
* * *
АВ
Последний раз редактировалось
Арбузов Вятский Сб янв 01, 2011 3:50 pm, всего редактировалось 1 раз.
Кающийся грешник