elbor » Вт дек 28, 2010 4:53 pm
Новогодняя сказка, основанная на архивных документах
В 1756 году была открыта Вятская Духовная семинария. Поначалу она не пользовалась популярностью среди духовенства. Приходилось привлекать туда священно-церковно-служительских детей уговорами да принуждением, как следует из Указов Вятской Духовной Консистории:
1) отъ 14 февраля 1764г. — объ обученiи священно-церковно-служительскихъ детей до десятилетняго возраста россiйской грамоте для определенiя ихъ въ Славенолатинскую школу и о штрафе за неисполненiе сего указа;
2) отъ 27 марта 1766г. — о высылке священно-церковно-служительскихъ детей для осмотру и разбору въ г. Хлыновъ для определенiя въ школы въ Вятскую семинарiю;
3) о присылке священно-церковно-служительскихъ детей оть осми до тринадцати летъ, грамоте и писать умеющихъ, въ Вятскую семинарскую контору для определенiя въ школу;
4) отъ 29 сентября 1767г. — о присылке въ Славенолатинскую школу для обученiя священно-церковно-служительскихъ детей, какъ обучавшихся, такъ и необучавшихся россiйской грамоте въ твердость;
5) о взысканiи со священно-церковно-служителей за укрывательство ими детей своихъ отъ школьнаго ученiя денежнаго штрафа и о мерахъ ко взысканiю последняго.
Интересно, указы начальства в 18 веке исполнялись столь же «ретиво», как и в наше время?
История, произошедшая с моим предком Авраамием Артемьевичем Селивановским и его сыном Василием, в какой-то мере даёт ответ на этот вопрос. Случилась она в Яранском уезде Вятской губернии 241 год назад.
Действующие лица:
Авраамий Селиванский – поп при Рождественской церкви села Ижевского (Спасское тож);
Василий – 14 -летний сын вышеназванного попа, студент школы инфимы Вятской семинарии;
Ефим – старший сын попа Авраамия, дьячек в том же селе;
крестьянин села Илгани – остался в истории безвестным;
Кукарское духовное правление – грозная организация уездного масштаба, которая ревностно следила за пребыванием семинаристов в нужном месте и в строго нужное время.
Инфима (лат. infima, низшие) - низший класс в семинариях. В 18 веке полный курс семинарии мог занимать 8 лет в следующих ступенях («классах»): фара (или аналогия), инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия, богословие.
Василий, отпущенный из семинарии на зимние каникулы, не явился в срок обратно. Вятская семинарская контора была начеку и учинила розыск.
ОРДЕР
Из Вятской семинарской конторы в Кукарское духовное правление
«Вятской семинарии школы инфимы студент Кукарского духовного правления села Ижевского Рождественской церкви попа Авраамия сын Василий Селиванский прошлого 1768 года декабря 16 дня за необходимыми его нуждами уволен был в дом сего 1769 году января до 8 числа. Но неведомо за какими причинами и по сие время в семинарию не явился. Того ради Кукарскому духовному правлению по получении сего Ордера выше писанного студента, не взирая ни на какие отговорки, в Вятскую семинарию выслать в самой скорости. А отца его, попа Авраамия, за таковое вторичное уже удержание, Кукарскому духовному правлению не оставлять без штрафа и Кукарскому духовному правлению о вышеписанном учинить по сему непременно».
Кукарское духовное правление не осталось в стороне и тоже отреагировало.
1769 года февраля 13 дня Кукарского заказа села Спасского (Ижевское тож) священник Авраамий Артемьев по присланному из Вятской семинарской конторы в Кукарское духовное правление Ордеру отпущенного из семинарии на срок и жившем в доме его, священника, сыне его родном Василии Силванском в духовном правлении сказал:
«Означенный его, священника, сын Василий Силванский по отпущению его из Вятской семинарии на время явился в дом к нему, священнику, прошлого 1768 года декабря 18 дня и находился его сын в доме его, священника, января до 15 числа сего 1769 года. Хотя и имел он, священник, намерение отослать его, Василия, в семинарию по праздновании Богоявления 6 дня, но только препятствовали тому великие из снегов метелицы; также и положенного о явке сыну его Василию в семинарию срока, то есть к 8 числу января, он, священник, не знал. Однако де вышепоказанного 15 числа января того своего сына Василия в Вятскую семинарию отослал с сыном же своим Ефимом, который Василия и довёз по лежащему до Хлынова тракту до деревни Мочалище. И как за неспокойной дорогой лошадь у него обессиленной пристала, то послал он, Ефим, помянутого Василия до Хлынова с едущим туды села Илгани крестьянином, а как его зовут не упомнил, а сам он, Ефим, поехал обратно в двор свой. Оной же крестьянин его, Василия, привёз ли в Хлынов, или где он, Василий, ныне находится - о том он, священник, не известен. И в сей сказке сказал он, священник, самую сущую правду.
К сия сказке священник Авраамий руку приложил.»
Послесловие
Действительно ли сказал Авраамий правду или слукавил – история умалчивает. Однако заведённое на него дело после его объяснения в Кукарской конторе сразу закрыли. Мальчик Вася не пропал, а остался жив и здоров. 19 мая 1777 г. он благополучно окончил Вятскую Духовную семинарию, школу риторики, и «был уволен с аттестатом вовсе», а в том же году рукоположен в священника.