Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора
В своей книге"Кто был Ермак и его сподвижники", изданной мною в 1904 г. , я, на основании исторических исследований сделал вывод, что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Черного морей и нижнего Дона, известные у историков и географов разных стран под различными названиями; что расселение части казачества началось довольно рано, с IV и V вв. по Р. X. , на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других; что в XIV и XV в. в. , по распаде Золотой Орды, казачество вновь стало "слетаться" в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам): а) азовских казаков, или сары - аз - ман (царственных азовских людей); б) черкасов (днепровских); в) новгородских повольников (с Волги), и г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.
Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на р. р. Иловлю и Тишанку новгородцы и разселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев. Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около тридцатых и сороковых годов ХVІ ст. перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец и далее на Дон и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до "переволоки".
Днепровские черкасы, или как их в то время стали называть - запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (кн. Большого чертежа). Часть запорожцев в 1590 - 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу. Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тыс. запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок (Азовские известия. Тауберт).
Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон "слетались" все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намека на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие - либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а "все", как говорит поэт, "с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной".
Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой - по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и друг.
Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими до поразительности с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешат с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают… Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие: а) татарский, т. е. тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона и произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы…
Казаки верховых округов говорят твердо, медленно и протяжно, но не плавно, как великороссы, с большим "аканьем", южнее - "яканьем", как - то: табљ, сабљ или табя, сабяили тябя, сябя, чаво, яво, маво, тваво, сваво, вядро, мяня, ня знаю, лятучкя, штоля и проч. Вместо "и" употребляют иногда "ы", например вышня, вместо вишня. Вместо щ и сч почти всегда употребляют двойной звук ш, например: братишша*, дружишша*, пешшинка (песчинка), штука, (щука), ишшо* или ишто (еще). В деепричастиях вместо в почти всегда употребляют м, как - то: намшись напимшись*, помолимшись* и т. д. Вместо в часто произносят л, например: ослобонить*, тыкла (тыква): б вместо г: постебать (постегать): южнее вместо ф всегда хв – хворма, хварсить, ахвицер, Хведор, Хвилипп, Хвома и т. д. ; предлог с заменяется частицею сы, са, со: сы друзьями, сы знакомыми или са друзьями. . . В некоторых словах приставляют или вставляют звук о или а: алимон, агромадный, пошено или пашено (пшено), пашаница (пшеница), кором (корм). В станицах, лежащих южнее, часто вставляют в средину слов звуки д, т, в и даже целые слоги: ндрав, куштай, досточка*, жарковье и жарковля, штукатулка и проч. В станицах, расположенных по среднему течению Дона, т. е. в поселениях казаков - новгородцев, помимо приведенных особенностей, но уже довольно смягченных (таб- тиб, саб- сиб, мини проч.), слух порождает совсем особенный говор, очень сходный с говором поморян некоторых месть Архангельской губернии, населенных, как известно, древними новгородцами (повольники и ушкуйники), искавшими независимости и свободы или непожелавшими подчиниться московским князьям. Туда же переселилась часть новгородцев из Вятки, после разгрома последней великим князем Иваном III в 1489 г. (см. "На далеком севере" Немировича - Данченко). Говор этот выражается в следующем: скольки*, стольки*, тольки*, толички или толичка*, родилси*, крестилси*, плакалси, ради* (рады), одначе, игурец, т. е. огурец, антуда*, т. е. оттуда (Филипов. стан.), текоть, пекоть, няльзи (нельзя), отжарить (побить), надавать треухов (пощечин), батинка, маминка* (2 - й Дон. окр.), манка (мать), ишь, исть* (есть), чиво*, иво* и проч. Далее, в 1 - м Донском окр. и по Донцу в большом употреблении слова: ходя,дя, скача, читая, пиша, говоря, купуя, торгуя, летая вместо: ходить, едет, скачет, читает, пишет, говорит, покупает и проч. Кроме того: што (что) и штолича, штосинка(что - то), хто и хтосика (кто - то), нихай (пусть), нема (нет), оттулича (оттуда), откулича (откуда), или откеливича (откелева*), бги (бежи), побег* (побежал) и побиг (по Донцу), текть, пекть, вместо течет, печет. Отца и мать называют батя, мама, батюшка, мамушка и как ласкательныя: батинькя, маминькя, ддинькя (дедушка); также: Ванькя, Митькя, Грунькя, Петькя, Санькя и проч. В хуторах Семикаракорской станицы встречается такое выражение: смушшилася мая сердца, т. е. смутилось мое сердце. Вместо предлога "в" всегда употребляется "у" - у дом, у стол, у лавк, у дрогах, у комнати т. д, хотя часто в окончаниях этих слов вместо "е" слышится "и", как, например у доми и проч. В станицах 1 - го Донского окр. в говоре часто встречаются слова малороссийские; этих слов еще больше встречается в говоре низовых казаков и в станицах, расположенных выше по Донцу, в Гундоровской и в особенности Луганской. В говоре низовых казаков звуки в и у часто заменяют друг друга, особенно в начале слов, как, например: усе - все, узять, лоуко - ловко, в мене - у меня, в нас -у нас. Вместо ы всегда употребляется и, как то: бики, корови, риба, вигодно, вихал, виждал, вискочил, вилeтл, вишал (вышел), викосил, вирзал, ми (мы), ви и проч. Вместо ы часто произносится о: накрол, закрол, помол (помыл); звук е почти всегда заменяется и, а окончание "eт", произносится как "ить", например: бгаить или бгить, читаить, играить, гуляить, скачить и т. д. Также говорят: ходю, просю, крутю, чистю, оны (они), бул (был), чугин (чугун), выпулил (вылупил*) глаза, вместо выпялил глаза, вечир* вместо вечер, семички*, гарбуз - арбуз и проч.
Относительно же слов, которые встречаются в говоре казаков и которых совсем нет в языке русском, я приведу следующие.
Имена существительные: бусорь (дурь, глупость), отсюда бусореватый, с бусорью, т. е. глуповатый; буерак* (овраг), хантурник (халтурник*), отсюда шляться по хантурам (бездельничать); гак* (лишек), галь (стая грачей и галок), гладыш* (яйцо), грубка (печь), гульга (шишка на голове), дежа и дежник (кадка для теста и покрывало для нее), дрот (проволока), дрюк (толстая палка), дулма (кушанье), жармелка (молодая женщина, проводившая на службу мужа), зарочье (редкость), зебры, отсюда сивозебрик (жабры - у рыбы, а у людей щеки), варка (вар - ум*) (голова), кабак. Константиновской и Золотовской - дурак (тыква) (тыква, репа - глупая башка*), кандель (лампадка), зинчик или коник (стрекоза), стрекоза, отсюда стрекозиться, по-малороссийски - зык (бегать с поднятым хвостом от укуса слепней или овода, относится до рогатого скота), корец (ковшь), кубилек (женская одежда), бизилики, правильнее - базилеки (запястье, браслет), кулючки (потемки), куруша (индюк), кутенок*, кутик (щенок), лагутка (притворный), махор (кисть для украшений), махотка, (узкий горшок), макитра (круглый горшок), бардак (большой горшок с широким отверстием), мосты (полы), отсюда мосты банить, т. е. мыть, ожерелок или жерелок (воротник), патлы* (нечесаные волосы), руда (кровь), саган (супник), чинак (низкая широкая глиняная посуда, вроде полоскательной чашки), сапа (змея), сапетка (вроде корзины), джулун (род шалаша, чулан*), уре (каша с с юзьмой), сюзьма (густое кислое молоко), ерандак (широкая воловья телега в 1 Донск. округе), тарабарки и ринджиглы (дополнительные дрючки для воловьего воза), парус (брезент), он, же лантух, воловишша, веретье и рядно, благимат, отсюда благиматом (кричать не своим голосом).
Наречия: надась или надысь - третьего дня; ужо и ужотка - немного спустя; давича и давя - перед этим и др.
Имена прилагательные: маделый* (исхудалый, истощенный), болючий, кровучий, жалкий, болезный (вызывающий соболезнование, жалость), кундюбый (закорюченный, кривой), ломовитый, ломучий, отсюда ломаться, кривляться, казаться не тем, что есть; заевой, зайвый (запасный).
Глаголы: жалковат (горевать), зашуметь и шумнуть (кликнуть, позвать), засмаливать (танцевать, быстро что - нибудь делать), валандаться* (без толку делать, ходить, бродить), гондобить* (сберегать), скондобить (говорить о бедности), снугрят (изнурять), лиментоваться (пировать, пьянствовать), дать по мусалам* - в зубы, балкапет – не ясно виднееться, и проч.
http://history.donrise.ru/cossacks/sav2 ... fault.aspxТе, кто знаком с вятским говором, узнАют в приведенных примерах много знакомых слов и их вариантов. Отметил звездочкой*.