Разнообразное положение рук в Никулинских и Чигиринских захоронениях говорит, вероятно, о некотором различии верований в среде казачества: от традиционного православия до язычества. Это были вольные люди, а потому никому не навязывали религиозных предпочтений. Однако, в остальном обряд сходный (все костяки ориентированы одинаково на ЮЗ-З, глубина ям примерно одна и др.) - это отражает внутреннее единство данных групп. По моим предположениям, население Нукрадской Булгарии было смесью русов-славян, булгар и местных финнов. Поэтому булгарами их можно называть с некоторой натяжкой, они наверняка хорошо говорили по-русски. Нынешнее русское население по генетическим исследованиям составлено из десятка древних протоэтносов. Есть в этом списке и предполагаемые хазарско-булгарские гены (тип E и J).
Прояснить ситуацию в нашем деле поможет булгарская рукопись Джагфар Тарихы:
«В 745 году Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев (славяне верхней Волги). Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов. Балынцы тут же поддержали этот мятеж, ободренные прибытием к ним ульчийцев (славян) с острова Артан. Эти ульчийцы были изгнаны галиджийцами, но для того, чтобы их боялись, называли себя галиджийцами (галлы, северяные европейцы). Они построили на большом озере крепость Галидж (Ладога) и возглавили бунт... Авар разбил урусов. Одна половина их предпочла подчиниться балтавару, но другая предпочла бегство. Некоторые беглецы ушли в Галидж, но большинство их переселилось на Шир (Дон), где получило название буртасов. В это время как раз умер Кук-Куян, и хазарским хаканом стал сын Айбата и приемный сын Кук-Куяна Барджиль. Новый хакан весьма обрадовался смуте в Кара-Булгаре и не только не вернул беглецов, но и построил для них город Урус. Точно также и галиджийцы радушно встретили урусов и построили для них на своем озере другой город Урус. Разгневанный Авар послал своего старшего сына Тат-Утяка на север, и тот разрушил Галидж и Урус до основания. Испуганные мятежники бежали еще дальше на север, но спустя некоторое время вернулись и возобновили свои поселения...».
Итак, урусы (русы, верхнее сословие восточных славян) подняли восстание против авар (обры) в Киеве, но потерпели поражение, часть их бежала на север к родственным славянам, а часть поселилась на Дону в земле Хазар, где для них был построен город. В междуречье Дона и Северского Донца археологами обнаружена так называемая Салтаво-Маяцкая культура (СМК): середина 8- начало 10 веков. Указанные реки в их среднем течении соединяет цепочка каменных крепостей от Салтова до Маяцкого, отсюда и название. Эту культуру отождествляют с протобулгарской, составлена она из двух основных типов: первый – аланский, северокавказский; второй (на севере СМК) – неидентифицированные европеодиы, которых можно связать с урусами-буртасами из ДТ. Буртасы упоминаются во многих источниках, как народ живущий между Хазарами и Волжскими Булгарами. Их можно сопоставить с проживавшими где-то здесь же, но позже, бродниками, - вероятно, народом близким другим русским людям. Напомню, что черепа казаков из Чигиринских захоронений оказались схожи с салтово-маяцкими.
Город Урус на Дону можно отождествить с Маяцким городищем. Северный Урус, - это возможно, Ст. Руса. К сожалению, поселения ранее 10в. здесь пока не обнаружено. Возле Ст. Ладоги (основана в 753г.) есть более древнее городище Любша, которое по данным археологии было заселено славянами, выходцами с побережья Балтики, которую в ДТ называют Артаном. Такое название, на мой взгляд, связано с наименованием наиболее характерного для этого региона вывозимого товара – янтаря (перестановка «артан-антар-янтарь»). Поэтому остров Артан – это о. Рюген на Балтике.
«Автор XVI в. Герард Меркатор, располагавший наиболее полными данными по истории острова, прямо утверждал, что «на острове том живали люди идолопоклонники, Рены (Раны) или Рутены именуемые Люты, - жестоки в бою, против христиан воевали жестоко». Й. Хрбек напомнил о том, что жители Рюгена обозначены именем «Rusci» под 969 г. в Магдебургских анналах . Именно с островом Рюгеном связал автор «третью группу Руси»— «Артанию».
Й. Хрбек согласился с преобладающим мнением, что первая группа — «Куйяба» — это Киев, вторая— «Славия»—Новгород, а третью — «Артанию» — он отождествил с Рюгеном, главным городом которого являлась Аркона. Созвучие «Артания» и «Аркона» настолько очевидно, что автор, пожалуй, напрасно стремился сблизить их еще более. Зато историческую аргументацию он мог существенно усилить за счет как европейских источников, так и другого популярного сюжета арабской географической литературы — рассказов об острове русов, Оба сюжета восходят ко времени не позднее начала X в. и в известной степени перекликаются. Хрбек указал на совпадение характеристики третьей группы русов, не допускавших в свою землю иностранцев, с описанием нравов ранов-ругов у Гельмольда и других авторов. Определенные аналогии можно найти и в описании арабскими авторами «острова русов». В этой связи прежде всего следует обратить внимание на размеры острова (всего «в три дня пути»), его болотистость, превосходство жрецов над царями, паразитирующее господство над соседними славянскими народами и т. д». - А. Г. Кузьмин
http://rujan.jino-net.ru/article.php?id=4_1_3 Гельмольд так описывает жителей острова Рюген или Руян: «Дания в большей части своей состоит из островов, которые окружены со всех сторон омывающим их морем, так что данам нелегко обезопасить себя от нападений морских разбойников, потому что здесь имеется много мысов, весьма удобных для устройства славянами себе убежищ. Выходя отсюда тайком, они нападают из своих засад на неосторожных, ибо славяне весьма искусны в устройстве тайных нападений. Поэтому вплоть до недавнего времени этот разбойничий обычай был так у них распространен, что, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях».
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gelmold/framegel5.htmОписание нравов руян напоминает описание русов у арабов. Ал Масуди: «Русы - многочисленные народы, имеющие отдельные виды. У них есть вид, называемый Луда'ана. Они самые многочисленные, посещают для торговли страну Андалусию, Италию, Константинополь и хазар».
Луда'ана – это Лютичи Балтики с острова Рюген (они же венты, венеды, вильцы). Лютичи значит - лютые, воинственные. Русы названы многочисленными народами, то есть разными по происхождению, но занимающимися схожим промыслом, – торговлей по рекам и морям. То есть, русы – это военно-торговое сословие у славян. По этническому происхождению они могли быть кем угодно. В частности, Киевские и Донские урусы были по ДТ в родстве с булгарами. Урусы и артанцы были союзниками и, вероятно, близки в этнокультурном плане.
На острове Рюген-Руан (в былинах Буян) был город Аркона 7-12в., центр язычников-славян. Здесь в храме стояла статуя Свентовита, - главного божества венедов. «В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок». Интересно, что фигурка напоминающая описанного божка была найдена на Вятке. Ее изображение можно найти на сайте «Вятская страна» в разделе Археология*. Что если казаков из числа последователей древней языческой веры укладывали в могиле в позе статуи Свентовита? Святовит - высший бог, связанный с войной и победами; его атрибуты - меч, священные знамена. Смысл имени переводят различно: «сван-те» - святой, «вит» - свет. Любопытно, что существует христианский Святой Витт (ум. 303г.). Вполне возможно, что слух о нем превратился у западных славян в языческий культ. Или при крещении славян древний культ был подменен новым. Имя Вит, кстати, очень близко к имени Вятка.
Славяне-артанцы поселившиеся в Приладожье были в 9в. выбиты скандинавами и, вероятно, обосновались в другом месте. Так появилась третья Русь Артания (она же Биармия) в Волго-Камье.
Примечание*. «Небольшая (7см) бронзовая привеска в виде фигурки мужчины, найдена в Новгороде в слое сер. 12в. Одет в короткую рубаху, лицо бородатое, правая рука согнута в локте, левая – на бедре. Близкие по форме и манере изображения подвески найдены в Вятском крае, Перьми и Чердыни». (М. В. Седова 81г.) В междуречье Иртыша и Оби в могильнике с древнерусскими вещами найдена аналогичная фигурка, но с рогом в приподнятой и согнутой в локте правой руке, одежда до колен. Она идентична Вятской. Эти фигурки связывают с культом Перуна, но характерный рог в правой руке сближает их со статуей Святовита. Концентрация находок в Прикамье говорит о колонии приверженцев данного божества.