Пролью бальзам на душу Пестрикова. Отрывок из книги
Дроздов Ю.Н.
Тюркская этнонимия древнеевропейских народов. - М., 2008. – 392 с.
http://www.kaynakca.info/eser_dosya/2_d ... tnicon.pdf Он пишет много интересного, иногда перегибает, но некоторые места совпадают с моими умозаключениями.
235стр.
Теперь по поводу местоположения тер-ритории русов, которые обитали
по соседству с булгарами. Это можно по-нять из описаний арабскими
авторами реки Итиль. Аль-Истахри так описывал эту реку: «Что же касается
реки Итиль, то она вытекает вблизи Хир-хиза, течет между Каймакией и
Гуззией; затем она выходит к западу по верхнему Булгару и обращается
вспять к востоку (к тому, что примыкает к востоку), пока не проходит по
Русу, потом проходит по Булгару, затем – по Буртасу, пока не впадает в
Хазарское море».491 Примерно через две-сти лет после аль-Истахри эту же
реку описывал аль-Идриси так: «Восточ-ный рукав реки Исил берет начало в
области басджиртов, затем течет между баджнаками и булгарами, являясь
границей между ними; он течет на запад, пока не пройдет назади булгар;
затем снова отклоняется на восток, по-ка не минует русов, затем булгар, затем
буртасов, затем хазар с тем, чтобы влиться в море аль-Хазар».492
С точки зрения современных географи-ческих представлений такое
описание Волги, если под ней подразу-мевать Итиль (Исил), кажется
совершенно невероятным. Однако дело здесь в следующем. При описании
‘реки’ Итиль арабские авторы исходили из географических представлений
того времени, которые существовали у местных народов. По этим
представлениям, ‘река’ Итиль состояла из трех частей, каждая из которых
имела свое собственное название. Пер-вой частью считалась река Белая. Эта
часть называлась Ак Итиль (Агидель), что в переводе с тюркского языка на
русский означает ‘Белая Итиль’. Кста-ти, современное местное
тюркскоязычное население так эту реку называет и до сих пор. Вторая часть
Итиля – это Нижняя Кама от впадения в нее реки Белой и до Волги. На
тюркском языке Кама называется Кара Итиль или ‘Черная Итиль’. Иногда
так называлась вся Кама. Слово кама также тюркскоязычное и в переводе
означает ‘выдра’. Часть Волги от впа-дения в нее Камы и до Каспийского моря
называлась просто Итиль. Верхняя Волга от истоков и до ее слияния с Камой
Итилем не называлась никогда, потому что она, вероятно, считалась его
притоком. Отсюда становится понятно, что древнее понятие ‘Итиль’ не
совсем совпадает с современным поня-тием‘Волга’.
Анализируя представленные в цитиро-ванных фрагментах данные с
учетом вышеизложенного, можно отме-тить следующее. Судя по всему, в
районе истоков реки Белой обитал народ хирхизов. Ниже по течению реки
обитали каймаки, вплоть до ее разворо-та на север. Начальный, меридиальный
участок среднего течения реки Белой, вероятно, служил границей между
гузами и каймаками. Ниже по течению об-ширная территория, включающая
бассейн среднего течения реки, принад-лежала башкиртам. Далее река Белая
разворачивается на северо-запад. И вот этот участок в районе нижнего
течения реки и был границей между бул-гарами и баджнаками. По правому
берегу реки Белой проходила юго-западная граница территории баджна-ков,
которая затем распространялась дале-ко на север вдоль левого берега Камы. К
левому берегу нижнего течения Белой примыкала северо-восточная граница
территории булгар. А вот в бассейне Нижней Камы, от впадения в нее Белой и
до слияния ее с Верхней Волгой, обитали русы. Об этом достаточно
236
определенно написал ибн Даста (ибн Русте): «Хазары ведут торг с болгарами;
равным образом и русь привозит к нам свои товары. Все из них (т.е. русов),
которые живут по обоим берегам помяну-той реки (Итиль – Ю.Д.), везут к ним
(т.е. болгарам) товары свои, как-то: меха собольи, горностаевые, беличьи и
другие».493
То, что булгары и русы жили на одной и той же реке Итиль, отмечал и
Якут, пересказывая сообщение ибн Фад-лана о его путешествии в страну
славян (ас-сакалиба), то есть к жителям Булгара: «Итиль есть имя великой
реки, подобной Диджле, в стране хазар и протекает мимо страны Русов и
Булгар».494 О близком соседстве булгар и русов писал аль-Бахри в своей
«Книге видов земли»: «Внешний Булгар есть небольшой город, не имеющий
многих селений. Известен же он потому, что служит складочным местом (или
гаванью) этих государств. Рус есть на-род, соседний с булгарами, между сими
последними и славянами (ас-сакалиба)».495 Таким образом, представледанные
даннные раннесредневековых арабских авторов свидетельствуют о том, что
по обоим берегам Нижней Камы в непо-средственном соседстве с булгарами
обитала определенная группа русов. По современным географическим
представлениям территория обитания этих русов охватывала северную
половину Республики Татарстан. Такие данные наводят на мысль, что эти
русы могли быть предками части совре-менных казанских татар,
проживающих ныне севернее Нижней Камы. Ведь северная граница
расселения булгар проходила южнее Нижней Камы. А ибн-Хаукаль по поводу
этой границы отмечал следующее: «Бул-гар Великий граничит с русами на
севере».496 Это ещё раз подтверждает, что русы жили севернее Нижней Камы,
в непосредственном соседстве с булга-рами.
Арабские раннесредневековые источ-ники фиксируют русов не только в
районе Нижней Камы, но и в других регио-нах Восточной Европы. Ведь не
случайно аль-Масуди отмечал: «Русы со-ставляют многие народы,
разделяющиеся на разрозненные племе-на».497 Причём из анализа различных
арабских источников складывается впечатление, что это разделение ‘на
разрозненные племена’ произошло в достаточно отдалённые времена.
Следующий регион компактного обита-ния русов арабо-персидские
источники географически описывают так, что его довольно трудно соотнести
с современными ориентирами. И, тем не менее, описание русов этого региона
встречается во многих арабо-персидских сочинениях, относящихся к
различным периодам времени. Во всех этих источниках основная канва
сообщений сохранялась примерно оди-наковой, но в деталях имелись
некоторые различия. Поскольку эти со-общения содержат достаточно
информативные материалы, целесооб-разно привести здесь наиболее
типичные фрагменты сообщений некото-рых авторов.__
Основными товарами, которые вывози-лись из Арты, были пушнина,
свинец (олово) и уникальные мечи. Отсюда видно, что главными занятиями
населения этой территории были охота, горно-добывающее дело с первичным
переделом сырья и производство оружия – уникальных мечей. Судя по
описанию этих мечей, «которые можно со-гнуть вдвое, но как только
отводится рука, они принимают прежнюю форму», речь здесь идёт о бултных
мечах. Слово булат – это тюркскоязычное слово, которое в буквальном
переводе на русский язык означает ‘сталь’. Так вот, вероятнее всего, город
Арта (Артта) – это и было то единственное место в мире, где варилась эта
‘булатная’ сталь на базе местного сы-рья и где изготавливались из нее
уникальные мечи.
В «Худуд аль-Алам» дается описание реки Рус (точнее, ар-Рус). Указывается,
что она берёт начало в стране ас-сакалиба (‘славян’) и течет на восток, «пока
не достигнет границ русов». Далее, про-должая течь на восток, она «проходит
границы» городов Уртаб (Артта), Салаб (Аслав) и Куйфа (Куяба), а также
пределы кипчаков, после чего поворачи-вает на юг. Протекая на юг, она
минует пределы печенегов и впадает в Атиль (Итил). Здесь исходными
данными для идентефикации реки Рус яв-ляются описания очертаний ее русла
(направление течения) и факт впадения ее в Атиль (Итил).
Ранее уже отмечалось, что в соответст-вии со средневековой арабской
географической традицией, основанной на представлениях местных народов,
Атиль (Итил) представляла собой водную систему, включающую реку Белую
(Ак Итил), Нижнюю Каму (Кара Итил), Среднюю и Нижнюю Волгу (Итил).
Если посмотреть на географическую карту Волжско-Камского региона, то
можно увидеть, что там имеется всего три крупных водных магистрали,
впадающих в вышеуказанную систему. Это – часть Камы (выше впадения в
неё реки Белой), Вятка и Верхняя Волга. Из них только Кама соответствует в
точности описанным очертаниям русла реки Рус. Это единственная из
указанных трех водных магистралей, ко-торая имеет после истока отрезок
русла длиной порядка 250 километров, текущего в широтном направлении на
восток с последующим разворотом на юг. Судя по данным «Худуд аль-Алам»,
именно на этом широтном участке Верх-ней Камы и располагались города
русов Арта, Аслаб и Куяба.
При описании взаимного расположения этих городов, аль-Идриси
отмечал, что «от Куйабы до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Славии
четыре дня». Здесь не очень понятно, по-чему в одном случае расстояние
оценивается в «четыре перехода», а в другом – в «четыре дня». Но если все-
таки принять, что в том и в другом слу-чае расстояние между этими городами
можно преодолеть за четыре дня, то это будет порядка 100-120 километров.
Вероятно, на таком примерно удалении друг от друга и находились эти три
города. При этом город Куяба распола-галяь не на широтном участке реки, а
ниже по течению, после ее разворота на юг. И тогда Артания оказывалась
северне, то есть ‘сзади’ Куябы. Ведь у В.Ф. Минорского есть сообщение о
том, что в одной из рукописей аль-Истахри было замечание о том, что «земля
Арта прилегала к северной необитаемой пустыне».504 Хотя в общем-то
этнотерритория обитания этих русов находилась всего лишь на широте
Финского залива. А это не такой уж край-ний север.__