Отрывок из книги С. Серкина "Тайны земли Вятской":
Как местный житель, автор считает уместным дополнительно сообщить читателям то, что в народе сам этот холм носит с древних времён название Городище. Именно по этой причине у людей здесь живущих существует порой расхождение в понимании того, о чем говорится в том или другом случае в устном изложении, так как в научном обиходе в данном случае принято считать под понятием «городища» только верхнюю площадку холма, где располагалось древнее поселение.
По мнению автора, было бы правильнее и точнее под термином «городище» понимать весь этот холм. В древности в его недрах располагались не только различные подземные ходы (существует фонограмма - интервью, взятое автором у Саврасовой Анны Ильиничны/ рожд.1907г/ в 1994г), но и помещения иных предназначений.
Примечание. Перечень свидетельств людей бывавших в подземных ходах, видевших входные двери в подземные помещения:
1.А.И.Саврасова ходила по подземному ходу из церкви на Городище в начале 20-х годов прошлого века в возрасте 10-12 лет со своим дедом, церковным старостой местной Преображенской церкви.
2.В одном из подземных помещений, как рассказывал в свое время старожил П.П.Деньгин из с.Успенского, владелец меховой и спичечной фабрик и самого этого холма Фрол Петрович Лесников, устроил хранилище для меховых шкур.
Надо сказать, что после активной деятельности Ф.П. Лесникова связанной с поисками сокровищ, стало впоследствии известно о нескольких входах и дверях по периметру городища на разных уровнях. Под видом различных строительных работ: то ли это копка водоема противопожарного на верху холма; то ли строительство двухэтажного здания конторы «Рылов и Лесников», которое «полезло в гору» при достаточности места у её подножия; то ли посадка огромного количества кедра(сосны сибирской) и на вершине, и по склонам, - можно сделать вывод, что он все-таки стремился найти легендарные сокровища.
3. По рассказам старожилов известно, что когда одни двери открывали, то у входа стояли мешки, чем - то наполненные.(Воспоминания В.П. Деньгина из села Успенского)
4.Как рассказывала автору М. Арасланова, дочь одного из работников Ф.П. Лесникова, их родственник (с её слов он был немного трусоват) участвовал в раскопках одних дверей на Городище и нашел золотую монету, но боялся, кому- либо её показать. Поэтому он решил её спрятать недалеко от той двери. А впоследствии обстоятельства сложились так, что вовремя он монету не взял, его забрали в армию, а когда вернулся, то найти это место уже не смог.
5.Кроме этого известно и о случайных провалах от техники, куда некоторые местные школьники-подростки проникали и даже пытались ходить со свечками в 50-х годах прошлого века (воспоминания местного жителя В.А.Салтыкова).
6.Старый водопроводчик меховой фабрики «Белка» И.Михеев рассказывал, что когда откапывали однажды дверь и били её ломом, так только икры летели (Из воспоминаний его сына М.И.Михеева).
7.В конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века неоднократно были предприняты раскопки по поискам дверей в подземные ходы работниками спичечной фабрики «Белка». Об этом сохранились воспоминания свидетелей, у которых автор брал интервью.
Кашин Н.А. рассказывал, что его однажды вызвал к себе в кабинет директор спичечной фабрики и сказал, чтобы он проконтролировал работу бригады татар по раскопке дверей на Городище (в те годы на земляные работы они часто нанимались).
Когда он пришел к указанному месту, то оказалось, что она уже была откопана. Дверь была железная и на ней висел большой замок. Для того чтобы её открыть уже подготовили и протянули сварочный кабель. Но тут пришел участковый милиционер и запретил проводить дальнейшие работы. Поинтересовался насчет того, кто является организатором их, а затем ушел к директору. Через некоторое время принесли от него записку, в которой он приказал закопать эту дверь.
8.Местный житель Шавкунов И утверждал, что эти двери все-таки были вырваны из земли и валялись на поверхности Городища.
9.Откапывали её в том месте, которое указывал на своем рисунке 1886года, писарь Стуловской волости Матвей Банников. Про этот же вход рассказывала и Анна Ильинична Саврасова. Именно через него на Городище выходил её дед по подземному ходу из церкви и, в который она, однажды, пробовала спускаться с вершины холма.
10.Попов М.С. в возрасте 70 лет с лишним, рассказывал, что он, работая механиком на спичечной фабрике, помнит, как со стороны лущильного цеха открывали дверь железную посредством троса газогенераторным трактором. Когда дверь открыли, то почувствовали, что внутрь подземного хода наблюдается сильная тяга. Тем не менее, для удовлетворения своего любопытства они (кроме него был еще один механик А.Зеленских и еще работник ИТР) по очереди, привязавшись веревкой, на какое-то расстояние опускались. Впоследствии эту дверь закрыли и закопали.
11.Попонин Ю.(ныне житель п.Вахруши) в своих воспоминаниях говорил о том, что во время подъёма дымовой трубы котельной работал тягач на базе танка, с которого была снята башня с орудием. Так вот этим тягачом пытались тоже открыть одну дверь, но трос лопнул. Его отец тогда участвовал в подъеме этой трубы.
12.Из воспоминаний старожилов известно, что в свое время, когда на спичечной фабрике работал главным инженером Мингалев, собиравший разного рода информацию по истории фабрики, то ему принесли фото, на котором были запечатлены арочные металлические двери подземного входа Городища.
Подчуршинским городищем люди восторгались, смело можно сказать всегда, и в глубокой древности, и в более поздние века. Восторгаются и нынешние современники красотой ландшафта этого места.
Чтобы это место читатель лучше смог представить, автор считает уместным привести строки известного вятского историка и одного из основоположников русской археологии А.А.Спицына, посвященные этому городищу после посещения его летом 1887 и 1888годов:
«Городище это оригинально по внешнему своему виду. Оно расположено на вершине высокого холма, стоящего на верхней террасе правого берега Вятки, лишено валов и городищем может быть названо лишь потому, что эта вершина снабжена искусственными выступами. В общем городище представляет удлинённую, овальную площадку, кругом которой прошел один большой уступ и несколько меньших, - конструкция в своем роде так же единственная…
При личном осмотре Подчуршинского городища нас более всего поразил обширнейший, можно сказать единственный в губернии вид с городища на долину реки Вятки. Благодаря тому, что холм сам по себе стоит на очень высоком берегу, пред зрителем ширь горизонта открывается громаднейшая. На весьма далекое расстояние взор может следить за всеми извивами реки Вятки, которая отсюда кажется небольшой речкой. …С площади городища видны: с.Чепецкое, с.Ильинское, с.Волчевское, с. Карино, с. Кругловское, г. Слободской, с. Совьинское.
…Вид с городища такой, что стоило бы его посещать ради одного этого вида.
…Мне, как археологу, городище любопытно и в другом отношении. Еще издали, подъезжая к городищу, глаз отмечает светлую полосу, идущую вокруг вершины холма и обозначающую линию главного уступа. Уступ становится осязательнее, когда поднимаешься на площадку: он идет недалеко от неё кругом всей площадки и особенно явствен со стороны реки…»
(«Материалы по археологии восточных губерний России», М,1893, вып.1,с.183.)
Сам этот холм, похожий на рукотворный курган и даже на гору, стоящий на берегу Вятки, окруженный с двух сторон природными глубокими оврагами, возник в результате тектонических разрывов плит. Это подтверждается исследованиями автора на основе собранных письменных воспоминаний очевидцев (ИТР и рабочих ЖКСМ) в отношении выявленных в середине 80-х годов прошлого века разрывов пластов известняка по вертикали (1,5-2.0м) и горизонтали (до 6м) в находящемся в непосредственной близости с Городищем карьере Жуковского комбината строительных материалов.
Вообще, по отношению к этому достопримечательному месту просматривается какая- то странная ситуация. Несмотря на такие, прямо скажем исключительные природные характеристики холма, предания, связанные с ним, историки и археологи как-то касаются его, очень поверхностно, и в буквальном, и переносном смысле.
Так о населенном пункте, где впоследствии возник город Хлынов, сообщается, что существуют удмуртские предания, которые рассказывают, что до прихода туда русских, там жили удмурты, и тут же у них был племенной языческий молитвенный шалаш (куала).
Задумаемся, был всего лишь племенной молитвенный шалаш, но предание о нем сохранилось, а вот почитания его удмуртами, нет?
В отношении же достопримечательности, жемчужины древности - Подчуршинского городища наблюдается обратная картина – абсолютно отсутствует информация о том, что было на нем до прихода русских, зато сквозь века удмурты пронесли к нему особенное уважение.
О чем это говорит? О том, что древняя настоящая Вятская история до сих пор не раскрыта. В своё время над памятью о ней так хорошо поработали, что её до сих пор не могут найти. Именно по этой причине известный историк Н.И. Костомаров писал о том, что «нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её».
На взгляд автора, ключом к разгадке древних Вятских тайн является как раз нами рассматриваемый объект.
При сопоставлении между собой Никульчинского городища и Подчуршинского, необходимо воспользоваться и существующими народными преданиями.
Количество их в отношении Подчуршинского городища, которое ими, можно сказать, просто овеяно, несравненно больше и это тоже совершенно не случайно.
1.Наиболее важным и ценным среди них является «Народное предание о городище в селе Спасо-Подчуршинском Слободского уезда» (ВГВ, 1861, №1)
А.А. Спицын писал: «С городищем связано редкое в нашем крае поэтическое «Сказание об Онохе и его 12 братьях богатырях», причем передается так же про богатыря Никулицу, жившего неподалеку (в Никулицыне?). Само Городище насыпано буд-то бы этими богатырями, а озеро образовалось на месте, где они брали землю. Богатыри занимались разбоем, жили внутри кургана. Крестьяне бояться ходить по городищу, считая его заколдованным. Кто пойдет мимо, уверяют они, непременно услышит вой Никулицыной дочери» ( «Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1882год», с.33)
2.На кургане жили 7 богатырей, которые исчезли, когда в церквах стали проклинать злых людей (Вятские Губернские Ведомости /ВГВ/, 1838, .№25)
3.В «Истории храма Преображения» записано следующее предание: на городище стояло какое-то особенное здание, которое будто бы провалилось в городище.
4. «…близ села Спасского есть гора под названием Городище, в которой по преданию жителей есть пещера с железными дверями с северной стороны.». (Ф.574, оп.8, д.79, л.7)
5. В 1771году академик И.И.Лепёхин, посетивший Городище записал:
«На полуденном конце сего кургана построена деревянная часовня, к которой окольные жители издали в Петров день съезжаются на богомолье, которое по сказкам жителей из самой старины продолжается. Народная молва много о сем месте повествует, на басни похожего; … письменные свидетельства, … по их рассказам, слишком за 100 лет истреблены пожаром…». («Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1897год», с.41.)
6. «По рассказам курган рыли несколько раз; пробовал де, между прочим, рыть один воевода…(ВГВ, 1838, №25)
7. «Один местный житель передавал моему брату, что курган наносили три богатыря: мерек, шах и кладовой (мерек-злой дух,бес; шах из выражения: «пойди к шаху», кладовой – хранитель клада, существо тоже страшное). Сами они жили на верху кургана, а внутри были кладовые для денег, которые они наносили туда через железную дверь.
Эти богатыри воевали с черемисами, перебрасывались с чепецкими богатырями палицами, а эти затем бросали их в Слободской и Никулицыно. Как богатыри исчезли – неизвестно. В кургане есть клад ими оставленный, но на него наложен де страшный завет. Крестьяне бояться всходить на верх кургана и ходят туда только во время крестного хода в часовню, ибо в тот день нечистая сила смиряется…». Из упомянутых выше записей А. А.Спицына.
8. «Городище входит в систему других курганов в местности между Вяткой и Слободским.
9. «По народному преданию обе площадки (Кривоборского на Чепце, выше устья/ и Подчуршинского городища) появились одновременно и служили местом поселения для каких-то богатырей, которые были так сильны, что с богатырями Подчуршинского и Волковского городищ перебрасывались палицами до 2-х пудов весом. После себя богатыри оставили в городище сокровища» («Материалы по археологии…с.185)
10. «В народе еще и сейчас ходят слухи, что таит это Городище в себе золотой клад, зарытый каким-то воеводой… Старики, которым сейчас идет по десятому десятку, утверждают, что на одной из сторон этой горы, теперь обросшей дерном и травой, находится железная дверь, ведущая во внутрь этой высокой горы. Любители красного словца, рассказывают, что деды пытались взломать чугунную таинственную дверь, но когда они это попытались сделать, то земля сотрясалась и смельчаки скатывались вниз» («Ленинский путь», 1935, №256, «Там, где делают прекрасные меха…»).
http://skygrad.narod.ru/photos/gorodi6e1.jpg городище с северо-запада
http://skygrad.narod.ru/photos/gora2.jpg вид с городища
http://skygrad.narod.ru/photos/gora1.jpg основание городища с южной стороны, подниматься здесь
http://old.herzenlib.ru/vkp/Newbooks/Re ... 01/tzv.doc – фото и отрывки из книги С. Серкина
http://elkin52.narod.ru/gipotesa/foto/f100.jpg - вид на городище со стороны церкви
http://maria.maksimova.info/lichnoe/gorodische - городище и окрестности глазами велопробега
http://sloblib.narod.ru/1997/xram.htm заметка о церкви на городище с фото начала 20 века