Приведу исключительно интересный и важный для нас документ. Для себя берёг, но да уж, ладно...
Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси из книги "Му'риб ан бахд аджаиб ал-магриб".
«А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж (налог с христиан и язычников), между ними и Булгаром месяц пути, называют его Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.
А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура (Югра). Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной.
И привозят люди мечи из стран ислама, которые делают в Зенджане, и Абхаре, и Тебризе, и Исфахане, в виде клинков, не приделывая рукоять и без украшений, одно только железо, как оно выходит из огня. И закаляют эти мечи крепкой закалкой, так что если подвесить меч на нитку и ударить ногтем или чем-нибудь железным или деревянным, то будет долго слышен звон.
И эти мечи как раз те, которые годятся, чтобы везти в Йуру. А у жителей Йуры (Югры) нет войны, и нет у них ни верховых, ни вьючных животных - только огромные деревья и леса, в которых много меда, и соболей у них очень много, а мясо соболей они едят. И привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль.
А дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина - пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам обе эти доски, которые на ногах, соединены длинным ремнем вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой руке - палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти, он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются палкой позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу. И если бы не эта выдумка, то никто не мог бы там ходить, потому что снег на земле вроде песка, не слеживается совсем. И какое бы животное ни пошло по этому снегу, проваливается в него и умирает в нем, кроме собак и легких животных, вроде лисицы и зайца, а они проходят по нему легко и быстро. А шкуры лисиц и зайцев в этой стране белеют так, что становятся вроде ваты, таким же образом белеют и волки. В области Булгара их шкуры белеют зимой.
А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы (Киты), которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море.
Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю. А иногда поднимается вода моря, и всплывает эта рыба и возвращается в море, а ее мясом наполнены уже сто тысяч домов, а то и больше.
Говорят: действительно, если жители Йура не бросят в море мечи, о которых я упоминал, то им не будет послана рыба и они умрут от голода.
Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед».
(Публикация О.Г.Большакова, А.Л. Монгайта. - М.:Главная редакция восточной литературы, 1971)
Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси (1100 - 1170 гг.) - арабский путешественник, мусульманский проповедник и миссионер, выходец из Южной Испании (Андалусии). Около 20 лет жил в Саксине, городе в низовьях Волги, бывший Хазарский Итиль. Совершал поездки в страну Булгар в 1135 и 1150 г.
Из его описаний можно видеть, что к северу от страны Булгар расположены две страны – Вису и Ару. Вису можно отождествить с протяжённой северной булгарской провинцией Бийсу, в которую входили Вятка, Устюг (до середины 12 века), Пермь и Печора. Напомню, её жители платят харадж, то есть не являются мусульманами. Булгарские купцы ходят (вероятно, летом на судах) в Вису, где обмениваются товарами с тамошними купцами, а те уже самостоятельно добираются в ещё более северные местности (за полярный круг, Югру). Пунктами торговли Булгар в Бийсу могли быть: городища в устье Моломы; Слободской город на Вятке; Иднакар на Чепце; и Чердынь на верхней Каме («Вятское городище» 9–14 века).
Под Югрой можно понимать жителей северного побережья Океана. Они, не имея своего железа, закупают железные гарпуны, а также, ходят на лыжах с палками. С Югры не берут харадж, видимо, в силу удалённости её жители не забредают в Булгар, а потому торговые связи осуществляются через купцов Вису.
Жителей Ару можно отождествить с Вотяками. Сравним.
Вотяки Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-ef ... /23450.htm «Волосы и глаза обыкновенно светлые (всего чаще рыжие волосы); нос небольшой; скулы выдающиеся, щеки впалые; цвет кожи желтовато-красный; лицо обыкновенно в веснушках; разрез глаз узкий; короткий лоб, несколько опрокинутый назад; рот большой, губы от частого употребления грубого табака покрыты слюной; зубы крепкие и белые; подбородок острый; борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая; вообще черты лица, свойственные финскому племени».
Это описание 19 века. Известно, что вотяки-удмурты через татар в 14-17 веках приобрели заметную монголоидность, что необходимо учитывать, сравнивая эти два описания. Описание араба относится к жителям области Вису, под которой нужно понимать огромную «булгарскую провинцию Бийсу» фигурирующую в Джагфар Тарихы. Населена она была различными племенами и народами. Вряд ли араб мог различать представителей соседних северных народов, приехавших зимой в Булгар, но, несомненно, что они были из соседних с Булгаром Арских (в том числе и Вятских) городков, население которых в 12 веке идентифицируется как финно-угры. Область Ару являлась южной частью Вису-Бийсу. По ДТ с середины 12 в. столица провинции Бийсу – Колын – располагалась в Нукрате-Вятке. Отсюда видна идентичность Арской и Вяткой земли, – это два названия одного и того же региона. В сущности, Арская земля – это бассейн Вятки, включая северную часть нынешнего Татарстана и Удмуртию.
В приведённом отрывке сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди пьющие напиток из ячменя едят мясо белок и бобров. Исходя из этого сопоставления становится ясно, что данный напиток готовили и употребляли жители страны Ару. Некоторые из приехавших в Булгар в дорогих шубах, что говорит об имущественном расслоении. Вероятно, они представляли собой аборигенную знать, – народ Чудь. Судя по приведённому тексту, это военно-купеческое сословие осуществляло торговые операции между булгарами и обширными северными территориями – Вису и Йура.
Жгучий горячительный напиток из ячменя – это Вотский самогон, водка, от русского имени для финноугров бассейна реки Вятки. Тюркское названиею водки – «арча» – пошло от места производства (изобретения) напитка – страны Ару (Арча – старое название речки Казанки). Таким образом, версия Похлёбкина об изобретении водки в Московии 15 века полностью несостоятельна. Выходит, он далеко не всезнайка (книга с текстом араба была издана ещё в 1971 г.), а, скорее, заведомый фальсификатор. Заметим, что для выращивания ячменя по климатическим условиям территория от нижней Камы до средней Вятки вполне подходит. Нужно полагать, что страна Ару располагала для производства водки достаточно развитым земледелием.