skygrad » Пн апр 27, 2009 2:27 pm
В Казачьем словаре-справочнике (амер. издание):
КОЛО - западнославянское обозначение казачьего понятия «круг»; литовско-белорусские Сеймы состояли из двух палат: Паны Рада и Коло рыцарства-шляхты; подобные традиции существовали и у низовых Запорожцев, где место верхней палаты занимала Рада знатных войсковых товарищей, а общее Народное собрание называлось Колом. Так, во всяком случае, называет его в старо-германском тексте своих записок посол германского императора Эрих Лассота, посетивший запорожской Низ в 1596 г. В Русской Государственной Думе было Польское Коло, которое вместе с Казачьей фракцией только и составляли две надпартийные группировки.
КОШ - 1) вооруженный лагерь при ханской ставке у Крымских Татар во время походов; 2) военный и административный центр Запорожского Войска Низового со ставкой атамана в Сичи на одном из днепровских островов; 3) у сибирских кочевников - временная стоянка со стойбищем кибиток; 4) в настоящее время, у Казаков - степная стоянка при стадах или во время полевых работ.
КОШМАН - начальник походного лагеря, временной стоянки у Запорожцев.
КОТЛУБАНЬ - углубление на ровной поверхности степи, котловина (котлован).
В договорной грамоте Новгорода с Тверским князем Ярославом Ярославичем 1264 года перечислены северные волости Новгорода: Бежичь, Городец, Мельча, Шипино, Егна, Вологда, Заволоцье (Сев. Двина), Коло Перемъ, Тре (Кольский п-ов), Перемъ, Югра, Печера. Последний раз Колопермь встречается при перечислении тех же владений в грамоте 1304 года в форме «Голоперемь». Под Колопермью можно понимать новгородские владения по реке Вятке, расположенные около Перми, под которой в то время понимался бассейн р. Вычегды (Пермь Великая или Чердынь в верховьях Камы стала известна русским позже).
Из ДТ следует (см. ниже), что в конце 13 века Новгород претендовал на северо-западную часть Вятки, но, в конце-концов, вынужден был признать её самостоятельность, вследствие чего волость Колопермь исчезла из перечня владений Великого Новгорода. Вероятно, найденные на городищах в устье Моломы характерные для Новгорода вислые печати 13–14 в., остались от этого периода времени.
Примечательно, что эта волость не имела в документах собственного названия, а лишь сравнение с Пермью. Близость к которой, как полагают, дала основание назвать область Колопермь (около Перми). Более вероятна связь названия Колопермь со словом Коло. Тем более, что существует другое схожее название Вятки – Колывань. Новгородцы под Колыванью понимали Таллин, поэтому применяли для Вятки термин Колопермь.
В Сети нашёл одно упоминание Вятки-Колывани, - в письме Н. Клюева из Сибири в 1936 году.
«…Я сейчас читаю удивительную книгу. Она написана на распаренной берёсте китайскими чернилами. Называется книга - Перстень Иафета. Это не что другое, как Русь 12-го века до монголов… Любопытно, что в 12-м веке сорок учили говорить и держали в клетках в теремах, как нынешних попугаев, что теперешние черемисы вывезены из Гипербореев, т.е. из Исландии царем Олафом Норвежским, зятем Владимира Мономаха. Им было жарко в Киевской земле, и они отпущены были в Колывань – теперешние Вятские края, а сначала содержались при Киевском дворе, как экзотика…».
Книга «Перстень Иафета» по другим источникам неизвестна. Черемисы (мари), если и были привезены откуда-нибудь, то вряд ли из Исландии.
Из словаря Даля: КАЛЫВАНЬ, колывань м. калужск. пир, празднество. Известно, что русские так называли Таллин. В 3 т. ДТ он назван Калбаган:
«На севере Артана (Прибалтика) он посещал городок Калбаган, то есть "Городок или Фактория Калбиев". Калбиями или калбагами наши называли людей самого воинственного из шудских племен Артана, которые охотно нанимались на булгарскую службу еще с времен царя Кубрата. При этом они служили недолго, два или три года, чтобы дать послужить и разбогатеть другим своим соплеменникам. Место сбора их ополчения, которое они собирают для нас, называется по-нашему - Бриг [современная Рига], и находится в устье реки Тауксу. Здесь они разделяются на отряды и отсюда отправляются на службу в разные места по решению своих биев. Часть из них составляет гарнизон Калбагана [современный Таллинн], почему этот городок и был нашими так назван».
Из ВИКИ: Впервые название Колывань (Таллин) встречается в сочинениях арабского географа Аль-Идриси, написанных в 1154 году на Сицилии. В разделе, содержащем описание района Балтийского моря, упомянута страна Astlanda, то есть Эстландия, говорится: «К городам Астланды относится также город Колувань (Quoluwany). Это маленький город, скорее похожий на крепость. Жители его землепашцы, и их доход скуден, но у них много скота». В древнерусских источниках название Колывань упоминается под 1223 годом в суздальской летописи по академическому списку: «прииде князь Ярослав (Всеволодович) от брата в Новгород с всею областию и поиде к Колываню, и повоева всю землю Чюдьскую; а полона приведоша бес числа, но города не взяша и злата много взяша».
Как видим, люди в Колывани были небедные и многочисленные. Крепостью, вероятно, владели этнически отличные от чуди (эстов). Но нельзя исключить и прямую генетическую связь обитателей Эстоно-славянской Колывани с Вятчанами. На Вятке и вокруг нее в прошлом проживала некая Чудь. Внешность некоторых современных вятчан напоминает отдельных представителей Эстонии. В Слободском городе протекает речка Спировка, по некоторым исследованиям, это название балтского происхождения. Другие "балтинизмы" на Вятке отметил С. Ухов в своей известной работе.
Из сравнения со словами Котлубань и Калбаган, можно заключить, что Колывань (Колобань) – место обитания Колбягов, свободных воинов, рыцарей, людей вечевых традиций (по ДТ - западнославянского происхождения). Колбяги упомянуты в Новгородской берестяной грамоте № 222, датируемой кон. XII – первой четвертью XIII века, это письмо к посаднику Гюргию Иванковичу. «От Матея ко Гюргию. Теперь я пришел. Вот из-за чего я не шел: встречу тебя... Если же в самом деле они запираются, то я даю княжескому детскому гривну серебра и еду с ним, потому они поставили меня своим запирательством в положение вора. Еси (ежели) колбяги не бежали, в твоих руках распределение долей, деньги по людям – нет тут тебе убытка или единой векши». В данной грамоте упоминается княжеский детский (чиновник), которому некий Матей платит гривну серебром для того, чтобы тот поехал с ним в качестве защитника и помог оправдаться, т. к. колбяги обвинили его в каком-то хищении. Колбяги – особая (этническая?) группа, известная по «Русской правде», где они упоминаются всегда параллельно с варягами. Обратим внимание, что колбяги, как предполагает Матей, могут бежать от разбирательства, то есть, это мобильные и свободные люди, вероятно, имеющие в Новгороде какие-то денежные интересы.
Вернёмся к ситуации на Вятке в первые десятилетия после монгольского завоевания. Цитата из 2 т. (стр. 226-27) Джагфар Тарихи (комментарии мои):
«А теперь расскажу о прекращении разбоев другой шайки – галиджийцев или ушкуйников... В 1278 году хан Манкай (Мунке) велел галиджийцам (новгородцам) захватить северные земли Булгара в обмен на утроение ими кыпчакской дани. Тогда галиджийцы, пользуясь тяжкими бедствиями, обрушившимися на Державу нашу, а также переселением в Галидж с других русских земель 500 тысяч ульчийцев (славян), захватили западную часть провинции Бийсу (Сев. Двина, Заволочье) и воздвигли там свои остроги. Опираясь на эти разбойничьи гнезда, галиджийцы стали врываться и в другие области Булгарского Севера (Печера, Югра и Пермь).
Для лучшего противодействия вражеским захватам эмиру Галимбеку пришлось образовать новую провинцию из южных земель Бийсу – Нукрат (Вятка) с центром в Колын-Кале. Улугбекскую (губернаторскую) власть в ее западной части – с самим Колыном – эмир передал в руки потомков Садыка (новгородского купца Садко) и его булгарских ульчийцев, иначе бы Манкай силой заставил Державу (Булгарию) передать Нукрат русским. Галиджийцы пожаловались хану на это, утверждая, что эмир надул его. Однако когда ханский посол-христианин проехал в Колын, то город встретил его колокольным звоном и хлебом-солью сына Садыка Ар-Буги – почтенного белобородого старца с крестом на шее, храбро совравшего прямо в лицо Татарину о его полной независимости от Булгара. Галиджийские доносители были обвинены во лжи и казнены к удовольствию Ар-Буги, ибо они были его личными врагами и в 1278 году отбили у него Джукетун (Устюг), присоединенный к Державе в 1237 году. Правда, посол возложил на Колын дань, как будто на отдельное владение, но она не была очень уж велика и обременительна для нукратцев, ибо эмир уменьшил на ее размер дань Колына Булгару. На самом деле тюрэ Колына продолжали подчиняться булгарскому улугбеку Нукрата, сидевшему в Ар-Балике, но назначались самими эмирами...».
Булгарские правители после монгольского завоевания стали именоваться эмирами, т. е. были уже назначаемыми. Как видим, булгары и новгородцы продолжали спорить за северные территории, используя для этого Ордынцев. Отрывок подтверждает предположение, что Вятка (Колоперем) была потеряна Новгородом к 14 веку. Обратим внимание, что спор шел о «западной части» Нукрата – очевидно, территории вдоль Моломы, в устье которой был город Колын. Официально новым центром Нукратской провинции стал город к востоку от Колына – Колын-Кала, под которым мною понимается Слободской (Колын-гала, Коллога). Таким образом, северная Вятка делилась на две отдельные части: Колопермь и Колывань. Низовье Нукрата-Вятки входило в Арскую (Вотскую) землю, центром которой был Ар-балик, вероятно, город Арск-Арча на р.Казанке.
Предположение о делении Вятской земли подтверждается тем фактом, что в «Списке городов русских» упомянут только один город Вятка, тогда как на период составления списка (1375-1381) у нас было уже несколько достаточно заметных городов. Под Вяткой в данном случае нужно понимать город в устье Моломы, ранее принадлежавший Новгороду. Остальные вятские города не попали в список, вероятно, по причине их неподчинения Мамаевой Орде (предполагается, что список составлялся для фискальных целей).
Последний раз редактировалось
skygrad Пт май 15, 2009 1:09 pm, всего редактировалось 1 раз.