дмитрий » Вт апр 26, 2011 2:05 pm
Революционер из Лебяжья.
Лебяжский священник о. Михаил Спасский и матушка Клавдия вырастили и дали блестящее воспитание только двум своим детям – Юлии и Михаилу, вложив в них свою любовь, заботу и ласку, не меньше чем в десятерых. Возможно, в разные годы у Спасских рождались еще дети, но умерли в раннем возрасте от неизлечимых в то время заразных детских болезней, это неизвестно. В духовных семьях того времени было заведено за правило многочадие. Совершенно по разному сложились судьбы брата и сестры Спасских, так различно, что даже удивительно. Если сестра посвятила свою жизнь Православию и Церкви, то брат ее напрочь порвал с этим миром и, к прискорбию, даже подался в ряды «воинствующих безбожников».
Сын батюшки Михаил Спасский пошел в жизни совсем по другому пути, чем его дед, отец и сестра, ибо так сложилась волей обстоятельств сама его жизнь. Учившийся в начале 1900-х годов в Вятской семинарии, он втянулся в бурлившее уже тогда в провинциальной Вятке революционное движение, и не смог закончить ее. В известном 1905 году, когда «один сумасшедший батюшка свел с ума целую страну», он принимает активное участие в семинаристском движении в г. Вятке как член Центрального бюро студенческого союза. Участие детей сельского духовенства в подобных акциях в то время не было редкостью. Уже в XIX столетии некоторые из них, выросшие бок о бок рядом с простым народом и с детства созерцавшие его нужды, вливались в народовольческие кружки и партии. А в ХХ столетии можно было наблюдать как отпрыски сельского духовенства втягивались в тайные социалистические кружки и партии, в т.ч. и в Уржумском уезде. Прискорбно лишь, что через пару десятилетий то, что получилось из этой игры молодых людей в революционеров и подпольщиков, ударило в первую очередь по ним же…
Работа революционных кружков благодаря действиям целой сети провокаторов постоянно пресекались полицией. Так в 1905-м году среди арестованных руководителей семинаристского движения оказался и сын лебяжского батюшки Михаил Спасский, учащийся 4-го класса семинарии. Из стен семинарии он угодил в застенки вятской тюрьмы сроком на 1 год. Из семинарии он был сразу исключен.
Выйдя в 1907-м году из тюрьмы, Михаил с большим трудом смог продолжить свое дальнейшее образование, так как считался политически неблагонадежным. Видимо, эти три фактора – революционное движение, тюрьма и исключение из семинарии – определили мировоззрение и дальнейший путь в жизни молодого человека, благодаря чему он впоследствии легко порвал и с православием. Несколько лет юноша жил в родительском доме в Лебяжье, а в 1911 г. поступил в Казанский университет, в котором учились дети и других лебяжских священников. События, произошедшие в жизни сына, и особенно исключение его из семинарии, очевидно, очень расстроили его отца, который так надеялся, что единственный сын продолжит дело своих предков и станет священником, или хотя бы псаломщиком, лишь бы он оставался в лоне Церкви. Но этим надеждам не суждено было сбыться.
Закончив с отличием Казанский университет, в 1915 г. Михаил Михайлович Спасский устроился контролером на химическом заводе в г. Виннице Казанской губернии. После октябрьского переворота 1917 г. он стал преподавателем трудовых школ того же города, а затем преподавателем Чистопольского сельскохозяйственного техникума Татарской республики.
В конце 1920-х годов сын лебяжского священника вступил… в Союз Воинствующих Безбожников и начал активную борьбу с тем, чему его семья отдала без остатка всю свою жизнь, поэтому неудивительно, что в начале 1930-х годов, отчасти стыдясь своего происхождения, отчасти чтобы уцелеть самому (могли лишить избирательных прав), Михаил Спасский – младший порвал всякие отношения со своей семьей, оставил на волю отвергнутого им Бога свою старуху мать, и дальнейшая жизнь этого лебяжского Иуды скрыта мраком неизвестности.