Sergey GG » Вт окт 12, 2010 5:13 pm
Отрывки из Кавказской Повести Л.Н. Толстого (1852 ) - "Казаки".
« Вся часть Терской линии, по которой расположены гребенские станицы,
около восьмидесяти верст длины, носит на себе одинаковый характер и по
местности и по населению.
………………………………………………………………………………………………………………………
По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы;
вдоль по левому берегу, в полуверсте от воды, на расстоянии семи и восьми
верст одна от другой, расположены станицы.
……………………………………………………………………………………………………………………….
От станицы до станицы идет дорога, прорубленная в лесу на пушечный выстрел.
По дороге расположены кордоны, в которых стоят казаки; между кордонами, на
вышках, находятся часовые. Только узкая, саженей в триста, полоса лесистой
плодородной земли составляет владения казаков. На север от них начинаются
песчаные буруны Ногайской, или Моздокской, степи, идущей далеко на север и
сливающейся бог знает где с Трухменскими, Астраханскими и Киргиз-Кайсацкими
степями. На юг за Тереком - Большая Чечня, Кочкалыковский хребет, Черные
горы, еще какой-то хребет и, наконец, снежные горы, которые только видны, но
в которых никто никогда еще не был. На этой-то плодородной, лесистой и
богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное,
красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими
казаками.
Очень, очень давно предки их, староверы, бежали из России и поселились
за Тереком, между чеченцами на Гребне, первом хребте лесистых гор Большой
Чечни. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе
обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там во всей прежней
чистоте русский язык и старую веру. Предание, еще до сих пор свежее между
казаками, говорит, что царь Иван Грозный приезжал на Терек, вызывал с Гребня
к своему лицу стариков, дарил им землю по ею сторону реки, увещевал жить в
дружбе и обещал не принуждать их ни к подданству, ни к перемене веры. Еще до
сих пор казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к свободе,
праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера.
……………………………………………………………………………………………………………………
Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже с своим братом
говорит по-татарски. Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в
уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами,
считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного
казака; на все же остальное смотрит с презрением. Казак большую часть
времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти
никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из
правила - праздник, и тогда он гуляет. Вино у казаков у всех свое, и
пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение
которого сочлось бы за отступничество. На женщину казак смотрит как на
орудие своего благосостояния; ……
………… постоянный мужской, тяжелый труд и заботы, переданные ей на
руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской
женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл,
решительность и стойкость характера. Женщины большею частию и сильнее, и
умнее, и развитее, и красивее казаков. Красота гребенской женщины особенно
поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и
могучим сложением северной женщины.
………………………………………………………………………………………………………………………
Станица Новомлинская считалась корнем
гребенского казачества. В ней, более чем в других, сохранились нравы старых
гребенцов, и женщины этой станицы исстари славились своею красотой по всему
Кавказу. Средства жизни казаков составляют виноградные и фруктовые сады,
бахчи с арбузами и тыквами, рыбная ловля, охота, посевы кукурузы и проса и
военная добыча.»