«Своя своих познаша»
http://osobaya.net/1428 Краеведы и историки поспорили в библиотеке имени Герцена на тему «Фальсификация вятской истории: кто виноват и что делать».
Возмутитель спокойствия - краевед Алексей Мусихин из Нижнего Новгорода - зачитал с трибуны свой доклад о «фальсификаторах-псевдоисториках», с которым многие из пришедших в большой зал Герценки уже ознакомились в интернете. Но «вживую» это был уже несколько другой текст. В частности, вместо «ура-патриотов» прозвучало «горе-патриоты» (о котельничских краеведах). К тому же Мусихин извинился перед краеведом Сергеем Плёнкиным, что первоначально приписал ему авторство одной из непоименованных заметок на сайте Слободской библиотеки имени Грина.
Плёнкин извинений не услышал: он просто не пришёл.
Оба парни бравые, оба хороши
Зато «наехал» Алексей Леонидович на отсутствовавшего Сергея Ухова: он, мол, в работе «Чепца и удмуртский вопрос» «на основе анализа двух гидронимов отказал в существовании целому народу», а это «может привести к националистическому уклону». Ухов на обвинение в «уклоне» откликнулся потом по телефону из Москвы (позвонив мне): дескать, он только перенёс место обитания предков древних удмуртов, а не отказал в существовании народу - есть разница? Да и эта версия была поддержана профессором Удмуртского университета Владимиром Напольских...
То, что в пылу полемики Мусихин порой сам «фальсифицирует фальсификаторов», навешивая ярлыки, явствовало из письменного ответа Ухова, прочтённого залу Светланой Сырневой (женой Сергея). По мнению Ухова, единственная его цитата в докладе Мусихина искажена, отчего её смысл сменился на противоположный. Зачем это делается, Сергей объяснил так: «Алексей Леонидович Мусихин является величайшим энтузиастом-исследователем «Повести о стране Вятской», а тех, кто сомневается в достоверности изложенных в ней событий, называет «противниками» «Повести», а сейчас ещё и «фальсификаторами истории»...
Доктор исторических наук Виктор Бердинских заявил, что мусихинское деление на профессиональных историков и краеведов-любителей (они же «фолк-хисторики», то есть приверженцы «народной истории», или параистории) правомерно, но причислил самого Мусихина к фолк-хисторикам, поставив ему в вину «менторский тон»...
«Увлечённые дилетанты - не фальсификаторы», - защитил краеведов кандидат наук Владимир Коршунков и назвал их «скифоидной интеллигенцией» (по Блоку: «Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, / С раскосыми и жадными очами!»). Себя к скифоидам Владимир, естественно, не отнёс, но покритиковал коллег: «Чем дальше от столиц в глубинку и чем ниже уровень в научной иерархии - тем круче там авторитаризм верхов и сервильность низов... В итоге, и статусные специалисты иной раз не слишком отличаются от любителей - у них те же лихое верхоглядство, ясноглазая наивность, неизбывная оторванность от движения научной мысли».
Фамилий Коршунков не назвал, но в этом контексте краеведом Александром Рашковским был упомянут доктор наук Владимир Бакулин («сплошные ошибки»). По мнению Рашковского, причина «фальсификаций» - плохая подготовка специалистов в ВятГГУ, из-за чего, в частности, в газете «Вести» появляется бредовая заметка о том, что Герцен якобы привёз в Вятку ящики с шампанским (зачем, когда в Вятке продавалось любое вино, вплоть до кахетинского?!) и устраивал оргии с Витбергом (двусмысленная фраза Алексея Ульянова в заметке «Вестей»: «Они даже жили вместе»).
Рашковского поддержал сунской краевед Вениамин Изместьев, обратившись к «доцентам с кандидатами»: «Готовьте учителей истории получше, иначе они станут такие же беспринципные, как вы!» (смех в зале). Вениамин похвастался тем, что у сунских властей он стал «врагом народа №1» - из-за того, что в 1971-м там отпраздновали 400-летний юбилей Суны, а он, Изместьев, недавно с помощью архивных документов, полученных из Москвы, доказал, что нынешней Суне - всего 360 лет. Так вроде бы опять можно праздновать, отчего «враг народа»-то?!
А вот протоиерей Александр Балыбердин обрушился с критикой на атамана Владимира Вершинина, печатно нашедшего у Сталина заслуги перед казачеством. Отец Александр даже продемонстрировал с трибуны казачью газетку с портретом и подписью: «Донской казак Иосиф Сталин». Утверждения сталинистов, что «православный патриот Сталин» открывал храмы ещё до войны, протоиерей назвал фальшивкой и сообщил, что перестал подавать атаману руку.
Товарищи! Мы станем - братья!
«Средневековой истории Вятки не существует, - ошарашил всех кандидат наук Леонтий Подлевских. - Существует только наше мышление. Какое оно, такова будет и история». В связи с этим он выступил против противопоставления историков и краеведов («краеведение - великая наука»), а вместо термина «фолк-хистори» предложил использовать «фэнтэзи» (дескать, в духе Толкиена).
Ужели слово найдено? С термином «фэнтэзи» согласились многие, в том числе заведующая отделом краеведческого музея Людмила Сенникова (да и, похоже, сам Алексей Мусихин). А завотделом Герценки Татьяна Корякина предложила публиковать тексты краеведов на сайте библиотеки в рубрике «Вятка: загадки истории. Гипотезы, версии».
Краеведы, особенно из Слободского, восприняли это как свою победу. Они-то думали, что на этом вечере их подведут под статью за «фальсификацию истории Вятки в ущерб России» и спрячут их книжки (допустим, «Тайны земли Вятской» Сергея Серкина) в спецхран, а тут, вишь ты, их высочайше легализовали - да ещё и обязались помогать. В самом деле, бороться с «фальсификаторами» в век интернета невозможно (эту очевидную мысль высказал с трибуны Герценки историк Виктор Низов), поэтому лучше взять их под опеку специалистов - «фильтровать базар». Под контролем-то - оно благонадёжней...
Михаил Коковихин
Обсуждение статьи (13)
19.02.2010 15:03 | Юрий
P.S. Было бы совсем забавно, если б против фальсификаторов выступил Серкин:)
19.02.2010 15:00 | Юрий
Вопрос достоверности и объективности исторических исследований безусловно важен. Было бы хорошо, чтобы этот вопрос инициировал какой-нибудь авторитетный историк, но не Мусихин, конечно.
19.02.2010 14:12 | Не дурак
Коковихин правильно пишет!Ему с другого берега видны многие ошибки историков-архивистов.Если в 1957 году было Хлынову-Вятке 500 лет(читайте книгу В.А.Любимова "Старая Вятка"),то в интересах делать юбилеи под личности,через 17 лет этому же городу стало 600 лет.Представьте справку РГАДА,уважаемые историки,не может того быть,что Киров древнее Слободского на 131год!
19.02.2010 13:28 | Задумайся!
Вообще-то Мусихину надо сказать спасибо за то, что он поднял этот вопрос. Хотя это дело - не его, а тех самых профессиональных историков, что не пришли или отмолчались. К тому же автор статьи немало напутал. В частности, Балыбердин сказал, что не он "перестал казакам руку подавать", а казаки обиделись на него. И немало чего другого. Вообще, интересно может ли Коковихин написать что-нибудь не "по-коковихински", а то у него, за что он не возьмется всегда получается одно и тоже - будто кругом одни дураки, а он один умный?
19.02.2010 09:55 | возмутитель
Всю вятскую хронологию надо пропустить через фильтрацию РГАДА,ГАКО и выпустить том ЭЗВ под названием Вятская Альтернативная Энциклопедия.
19.02.2010 09:55 | возмутитель
Всю вятскую хронологию надо пропустить через фильтрацию РГАДА,ГАКО и выпустить том ЭЗВ под названием Вятская Альтернативная Энциклопедия.
19.02.2010 09:54 | возмутитель
Всю вятскую хронологию надо пропустить через фильтрацию РГАДА,ГАКО и выпустить том ЭЗВ под названием Вятская Альтернативная Энциклопедия.
19.02.2010 07:25 | Беспристрастный наблюдатель
Не надо. Никаких оргвыводов нет. Заявления Рашковского голословны и безответственны. Историков в ВятГГУ готовят нормально. Никакого отношения к появлению фолк-фэнтэзи университет не имеет. Прот. Балыбердин - выпускник ВятГГУ, а он выступал против выдумок местных "казачьих" фантазёров. В докладе Коршункова прозвучали конкретные фамилии - Коковихин просто их не привёл почему-то, что тоже безответственно.
19.02.2010 02:03 | Блондинка
какие оперативные оргвыводы, однако...
18.02.2010 17:08 | Джопа
Неужели против Бакулина?
18.02.2010 17:03 | Фальсификатор
Милый мой, хороший, - догадайся сам!
18.02.2010 16:55 | Джопа
Это против кого?
18.02.2010 16:53 | Фальсификатор
А в ВятГГУ уже репрессии началися -