Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс апр 10, 2011 9:25 pm

С. М. БРОНЕВСКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЯ ВЫПИСКИ
(Основывается на “Российская история князя Щербатова 17в. Том V. Часть II, книга 12)

Завоевание Казани и покорение Астрахани увеличило славу российскаго оружия и привело в страх окружающие Россию татарские народы, так что князи черкес, называемых пятигорскими, само-произвольно под защищение России предались в 1554 году (Прим. первое посольство горцев прибыло в Москву в 1552 г.)…
1559. Пришедший из Польши на службу к российскому государю князь Дмитрий Вишневецкий, посланный предводительствовать частию войск, действующих противу крымских татар, взял го-род Ислам Кермень. С другой стороны подвластные царю Ивану Васильевичу пятигорских черкес князья Тазруд и Дасиба учинили нападение на остров Тамань, подвластный Крыму, и взяли два города Темрюк и Тамань…
Еще присланы были два посольства, одно от тюменскаго князя с просьбою о принятии его в под-данство и защищение; другое от Шавкалов (Шахехалов) с просьбою, дабы российский государь защитил их от подданных ему князей черкасских. Оба сии посольства с милостию были приняты; но неодинакое по прозьбам их по сие последовало соизволение. Тюменский князь был принят в подданство, но как по дошедшим жалобам от черкес кабардинских ясно открылось, что сами шав-кальские народы делают обиды черкесам, то в защищение сих последних противу шавкалов по-слано войско в черкаския кабардинския области. Статься может, что сие данное защищение черка-ским народам и оттого произошло, что они тогда же просили царя Ивана Васильевича о присла-нии к ним священников проповедников, объявляя намерение свое принять христианский закон. Посему с войсками вместе посланы к ним и священники.
1560. По смерти царицы Анастасии Романовны, царь Иван Васильевич сочетался вторым браком в том же году с черкаскою княжною Мариею Темрюковною, дочерью вновь выехавшаго из гор чер-каскаго князя именем Темрюка. Сия княжна еще была некрещена: и так царь Иоанн Васильевич, обратя ее в закон христианский и повелев совершить крещение, в коем она наименована была Ма-риею, вступил с нею в брак.
http://www.drevlit.ru/texts/b/b_bronevskiy1.php

Как видим, горские народы стали принимать православие только по нужде союза с Россией против своих соседей (магометан). Отсюда уже более очевидно, что само их имя (черкесы) могло появиться только после этого.

Боплан (17в.) пишет так:
"Еще ниже и снова на русской стороне (Днепра) расположены Черкассы (Cirkacze)". ---То есть, звучит как Черкасцэ, что совпадает с моей этимологией "Черкафцы".
"Тамань - город, принадлежащий Турку в стране черкесов (Circasaises); в городке имеется плохонький замок, где на страже находятся до 30 янычар (Hanichares), подобно тому как в Темрюке (Temruk), где охраняется переход к Азаку или Азову (au Zouf), важному городу в устье реки Дон (Donnais). К востоку от Тамани лежит страна черкесов, которые являются татарами-христианами и считаются наиболее верующими". --- Различает днепровских черкасс от Кавказкий черкес (в его транскрипции что-то вроде "Черкашене").
http://www.drevlit.ru/texts/b/b_boplan1.php
Читайте реальных путешественников, а не поздних кампиляторов.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Пн апр 11, 2011 12:38 pm

Да они очень похожи на ..... что совпадает с моей этимологией "Черкафцы".-
.jpg
.jpg
.jpg
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн апр 11, 2011 4:40 pm

Выкладывание не относящихся к рассматриваемому вопросу материалов не только глупо, но даже бестактно. На Вятке живут чуваши и марийцы, татары и удмурты. Очень вероятно, что часть предков этих народов роднилась с русскими-вятчанами. Но все же, к казачьему населению Вятки 15в. эти народы прямого отношения не имеют. У них своя история и судьба.
А вот каринцы - вполне могли иметь казачье прошлое, внешний вид потомка Арских князей см. http://www.kurantynew.ru/2010040610.html
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Пн апр 11, 2011 5:29 pm

По моему это вы лишаете эти народы своей истории,объявляя этот район*РОДИНОЙ КАЗАКОВ*......,
а по выше приведенному материалу по черкасам- сербам-иллурийцам,смотри карту Птолемея:
Sarmati.jpg

впрочем для вас это вероятно тоже фальсификат.
BRITANNICA, энциклопедия:

"ПОЯВЛЕНИЕ СЛАВЯН
Слово серб, как название одного из славянских народов, является очень древним. Географический справочник Птоломея, написанного в 2 в.нэ. указывает на народ называемым "Сербои"..."

Оригинальный текст:
"The coming of the Slavs
The use of the term Serb to name one of the Slavic peoples is of great antiquity. Ptolemy's Guide to Geography, written in the 2nd century AD, mentions a people called “Serboi”..."

Вы со своим исследованием явно не в том месте и в другом времени..........................
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Kazak » Вт апр 12, 2011 9:29 am

Вот песня казаков-некрасовцев, которые бежали за Кубань а потом в Турцию, после уничножения московитским царем Петром Первым независимого демократического казачьего государства на Дону и убиения главы этого государства - атамана Кондратия Булавина.

Казаки-некрасовцы сохранили в Турции донской казачий язык образца 1700 года. Сравните это с Вятским говором.


<СМЕРТЬ БУЛАВИНА>

Не две тучушки, да не две грознаи, они сходилися,
Ой да, сходилися, соезжалися они, две армеюшки:
Как армеюшка, братцы, она царя белого, Петра Первого,
Да армеюшка была донских козакох, все некрасовцех.
Они билися, братцы, да рубилися день до вечеру.
Со вечерней поры они да рубилися до полой ночи.
Со полой-то ночи они рубилися до красной солнцы.
Со красной-то солнцы война, братцы, утоляется,
У Игната-сударя в армеюшке несчастье солучается:
Как убили в его полку что ни главного инаралушку,
Что ни главного инаралушку, по прозванью Булавина.
Ой, как не до смерти его убили, да больно ранили.
Да как не смог, не смог он, инаралушка, на коню сидеть,
Ой, и не смог-то он, раздобрый молодец, за узду держать.
Как упал, упал он, брат-некрасовец, да упал с коня,
Ой, упал он, братцы, инаралушка, да коню под ноги,
Да коню под ноги, раздобрый молодец, на сырую землю.


До полой ночи – до полуночи.
Утоляется – утихает.
Kazak
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Пн апр 04, 2011 12:56 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Kazak » Вт апр 12, 2011 9:33 am

http://www.youtube.com/watch?v=dMFiQkKX ... re=related



ГОЛЫМБА. Казаки Некрасовцы.

Ой, голымба, ты голымбушка моя,
У голымби ни кола и ни двора. –2р
У голымби толькя горенкя одна.-2р
У голымби столбы тощенаи, -2р
Как онущи поволощенаи.
Середи двор бел-горющ камень ляжит,
Из-под камушка быстра рещушка бяжит,
А по рещушке суденышко плывет,
А в суденушке нямножещка людей:
Таво-сяво толькя семь щеловек,
А восьмой-то атаманушек,
А девятый- ясаулюшек.
У ворот девка стояла с малодсом,
Красависа говорила с удальсом:
Перястань, друг, ва кампаньису ходить,
Перястань, друг, пустыя рещи гаварить.
Все пустыя, не вольныя славеса-
Доставалыся старому красота.
А старой муж ни догадливый был,
Он не хаживал на улису гулять
И меня, младу, не пущивал.
А как пустит, то во след за мной идёт,
Разлюбезный свою песенку поёт.
А хоть любит, а журит и бранит.
Всю-то нощь я на беседе провела,
Холостому стакан мёду поднесла,
А женатому зелена вина.
Холостой бедняк из Нижнего принял,
Ко стакану белу рущку прижимал.
Уж ты лапушка разлюбушка моя,
Мне понравилась походощка твоя,
Походушка мелкочастенькая,
Головушка гладенькая.
Kazak
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Пн апр 04, 2011 12:56 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 12, 2011 1:28 pm

Говоры вятчан и донцов за 500 лет могли сильно измениться. Но что-то сохраниться должно, в частности, несколько десятков характерных слов. Е. Савельев считал их новгородскими, но сохранились они лишь на Вятке. Вятский диалект негласно считается наиболее близким к древнерусскому. Приведенные выше песни вполне узнаваемы для моего слуха. Для сравнения приведу песню, бытовашую лет сто назад в районе Слободского. Мне кажется, ее содержание можно отнести к событиям 1489г., когда были казнены некоторые пленные вятчане. Хотя в таких произведениях всегда напластования легенд и древних мифов.

Уж долго больно время ушло -
Ровно двадцать зорей!
А все Оноха, храбёр богатырь,
Во залоге сидит.
Он сидит и глядит,
Всё тоскует, горюет,
Не себя ему жаль,
А жаль братовей своих.
Их схватило злое озеро
За невесту его королевишну,
А и та королевишна мертва в городище сидит.
Уж не в первую зорю
Оноху собираются давить,
Что давити, душити, вешати
По одну зорю по утренню,
Что по утренню, по двенадцатью
Повели Оноху бити, вешати.
Привели его на круту гору, на городище,
Посадили Оноху на железный кол...
Задушили его до смерти,
Собирали его косточки,
Зарывали во сырой земле.

Еще было понаслышку...
Как девка ягодки брала,
Обернулась девка - испугалася.
Тут стоял храбёр воин, воеводович,
Что воеводович весь во красном сукне,
А на главе злата шапочка,
А на груди у него остра сабелька'.
__

Этот рассказ отражен мною в повести "Верхняя Слобода" в сцене казни пленных слобожан и обходе места битвы Московским воеводой.
***

Вятские городки располагались непосредственно по берегу реки и ее главных притоков, отдельными группами. Так что большого стеснения местному финноугорскому населению не было. Есть сообщения о столкновениях ушкуйников с аборигенами в северо-западной части Арской земли, когда те отвоевывали себе место (район Слободского, Никульчино и Хлынова). Но в дальнейшем всё утряслось. Вообще, русскими до 16в. заселялся в основном только правый берег Вятки. Предки удмуртов и марийцев стали покидать среднюю Вятку уже после установления новой Московской власти и взятия Казани, когда началось внедрение христианства.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вт апр 12, 2011 2:57 pm

Для тех, кто любит сарматский след.

image024.jpg
image024.jpg (25.5 ) Просмотров: 22097


Амулеты с изображением "ладони Фатимы" и лука со стрелой (пряжка) из сарматского кургана 18/1 могильника Высочино-V на нижнем Дону
http://annals.xlegio.ru/sarmat/small/kultruki.htm "Культ руки у сарматов".
"В древней символике особая роль отводилась изображениям рук, поднятым вверх, т.е. в жесте адорации или оранты. Этот жест символизировал собой разные чувства и действия: отчаяния, проклятия, моления о помиловании и т.д. В религиозном контексте он означает обращение к Богу или какому-либо иному объекту поклонения..."

Один в один с ранним изображением Вятского герба в работе главного вятского геральдмейстера Дрогова (только набалдашник им заострен):

 на знамени 1666.jpg
на знамени 1666.jpg (3.97 ) Просмотров: 22096
 саадачный увел.jpg
саадачный увел.jpg (6.8 ) Просмотров: 22096


А такую пряжку 5в. нашли на берегу Вятки у Буйской переправы:
pryagka.gif
pryagka.gif (12.27 ) Просмотров: 22096


Сарматы у нас были и даже оставили свой символ - натянутый лук с рукой. Культ поднятой руки был у сарматов. Не от него ли поднятая рука в казачьих захоронениях?
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Вт апр 12, 2011 3:59 pm

borgheus писал(а):Для тех, кто любит сарматский след.

image024.jpg


Амулеты с изображением "ладони Фатимы" и лука со стрелой (пряжка) из сарматского кургана 18/1 могильника Высочино-V на нижнем Дону
http://annals.xlegio.ru/sarmat/small/kultruki.htm "Культ руки у сарматов".
"В древней символике особая роль отводилась изображениям рук, поднятым вверх, т.е. в жесте адорации или оранты. Этот жест символизировал собой разные чувства и действия: отчаяния, проклятия, моления о помиловании и т.д. В религиозном контексте он означает обращение к Богу или какому-либо иному объекту поклонения..."

Один в один с ранним изображением Вятского герба в работе главного вятского геральдмейстера Дрогова (только набалдашник им заострен):

Герб на знамени 1666.jpg
Герб саадачный увел.jpg


А такую пряжку 5в. нашли на берегу Вятки у Буйской переправы:
pryagka.gif


Сарматы у нас были и даже оставили свой символ - натянутый лук с рукой. Культ поднятой руки был у сарматов. Не от него ли поднятая рука в казачьих захоронениях?

Никто не отрицает наличия сарматов на Вятке,тем более я советовал Скайграду
посмотреть савиров-наверняка какая-то часть не принявшая ислам ушла не только на запад,
но и на север.Булгарские летописи относят савир к сакалибам!!!
А Савиры появились там намного раньше болгар..........
......В древнеиндийской и древнеиранской традиции рука была символом верховных богов типа Брахмы, Варуны, Савитара и т.д. (33, с.160)......
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 12, 2011 6:05 pm

Вот что пишет кировский исследователь С. Ухов в своей знаменитой работе "История Вятки как часть этнической истории Вост. Европы":

"Сарматский племенной союз был сначала разбит готами в 3 в., а затем и на сарматов, и на готов обрушились гунны. Сарматы частично вошли в состав гуннского союза, частично – отступили на окраины ареала: на Северный Кавказ, в Крым, вверх по Волге и Дону. Разбившись на отдельные племенные группы, они уже перестали представлять силу в Великой Степи. Они обосновались было на Средней Волге и в устье Камы, но туда пришли остатки гуннского союза – тюркоязычные булгары. Некоторые племена потомков сарматов вошли в состав Булгарского государства. Их участие в этногенезе камских булгар несомненно, что проявилось в языке булгар и их языковых наследниках – чувашах (в большей) и казанских татарах (в меньшей степени). Но какая-то часть потомков сарматов отступила еще севернее, предположительно – к бассейну Вятки (р-н Малмыжа – по мнению Ф.И. Гордеева - 14, который основывается на изы-сканиях И. Синицына - 54; другая точка зрения у В.Ф. Генинга - 12) и, видимо, достигла даже Вычегды (могильники типа Веслянского 1).
Интересно, что по мнению многих историков (Вернадский, Цветков и др.) поздние сарматы часто смешивались со славянами. В некоторых антских племенах верхушка была сарматская, а основное население – славянское. В других – от сарматов оставалось только племенное имя.
Трудно представить себе друга степей сармата на лодке, разве что на лодке стоит конь. Но бездорожные лесные про-странства можно осваивать только по воде, и главное средство передвижения здесь – лодка. И не случайно в могиль-никах типа Веслянского (сарматских) обнаружены захоронения в лодках, что в более позднее время (как мы знаем из арабских источников) было характерно для древних русов. Логично предположить, что на Севере, так же, как и в при-черноморском регионе, образовался симбиоз из сарматов и славян и сарматские могильники были в действительности сарматорусскими.
Так или иначе, но потомки сарматов в послесарматское время (4-10 вв. н.э.) Вятку не могли миновать, и искать иран-ские следы этого времени в вятской топонимии логично".

Далее он их находит.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср апр 13, 2011 12:18 am

skygrad писал(а):Выкладывание не относящихся к рассматриваемому вопросу материалов не только глупо, но даже бестактно. На Вятке живут чуваши и марийцы, татары и удмурты. Очень вероятно, что часть предков этих народов роднилась с русскими-вятчанами. Но все же, к казачьему населению Вятки 15в. эти народы прямого отношения не имеют. У них своя история и судьба.

Скайград, не берите на себя роль судьи и бога. Вы делаете выводы только на основании того, что нравится Вам, хотя факты говорят прямо о противоположном. Вы единственный, кто упорно пытается запихнуть пробулгарскую провинцию Бийсу на Северную Двину, в то время как абсолютно все пермские исследователи Бийсу ограничивают Удмуртией и Кировской областью. В качестве аргумента Вы используете только ваши желания, но логика такова, что булгары очень трепетно относились к охране торговых путей, а Нукратский путь по летописям был для них стратегическим. Территорию Северной Двины они не контролировали. Под контролем могли быть только пути, расположенные между современными Казанью и Вяткой.
Вы скажете, что к истории казачества это не имеет никакого отношения. Имеет, Скайград, самое непосредственное. Хотя, конечно, к славянской ее составляющей может и не имеет, зато имеет к чудской, к финно-угорской, к марийской, удмуртской и чувашской...Чуть выше я приводил в качестве примера работу Фишера из архивов Санкт-Петербургской академии наук, в которой автор наглядно иллюстрирует, из кого вербовались козаки при освоении Сибири: вотяки, остяки и т.д. - это все югорские народы, равно как чуваши и черемисы...
Скажите, Скайград, Вы обратили внимание на тот факт, что согласно и русским и булгарским летописям большинство походов ушкуйников осуществлялось раздельными отрядами, спускавшимися по течению Вятки и Камы? Как Вы думаете, почему именно так и откуда они могли стартовать?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср апр 13, 2011 12:28 pm

Бийсу по карте комментаторов ДТ (кое- в чем она расходится с текстом) состояла из Вятки, верхней Камы, Вычегды и Печоры. С. Двина (Шуд) была в 12в. захвачена новгородцами. Столица Бийсу по ДТ была с 1150г. в Колыне на Вятке. Это единственный город, который был известен булгарам, судя по арх., это Ковровское городище. Оно было построено сразу как крепость, причем, дренаж характерен для южан. Эти и др. факты подтверждают сообщение ДТ об основании на Вятке булгарами пограничной крепости. Причем, рядом с ней был древний новгородский (?) городок, собственно, Вятка-Нукрат.
Бийсу я и др. исследователи (например, Н. Хан) отождествляют с Вису арабов и Биармией викингов. Удмуртия и смежные районы Татарстана в Вису-Бийсу не входили, это была отдельная провинция Ару. Границы этих "провинций" со временем сдвигались. Кроме того, напомню, что булгары были разные. В Прикамье до сер. 13в. жили и действовали особые Камские (Нукратские) булгары, не мусульмане. Кто они были в этническом плане - надо выяснять. С их существованием можно связать находки "славяноидной керамики" 12-14в. на городищах Вятки, Татарстана и Мари-эл. Возможно, это были славяно-финские метисы, особый вид русов, живших вблизи булгар. Разумеется, вопросы всё это очень непростые, многое предположительно. Всегда нужно иметь в виду, что правящая группа часто отличалась от народной массы, а население древних государств представляло собой смешение многих народов и племен, даже в большей степени, чем нынешняя Россия.
Казачество прошло разные этапы становления и формирования. Я рассматриваю пока только Вятский 13-15в. В этот период на Вятку прибыло много разных русских и булгар. От этой смеси и появились казаки конца 15в. Были ли казаки до монгол и откуда и как они появились в Прикамье? - пока не ясно.
Ушкуйники в 14в. действовали часто двумя флотами, - приходили на низ Камы по Каме и по Волге. Определенно сказать, где были их станы нельзя. Ищу археологич. свидетельства. Но подходящих городков в бассейне С. Двины единицы, да и на Каме они очень невелики. Более перспективен бассейн р. Юг. и волоки с Вятки на Лузу, Каму и Сысолу. Числа в ДТ явно преувеличены. Учитывая число выявленных городищь, ушкуйников-разбойников было не более 2000. Хотя иногда к ним могли присоединяться другие северные жители, а также военные отряды собственно новгородцев, устюжан, вятчан и прочих.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Ср апр 13, 2011 1:55 pm

Сувары(киммеры)довольно рано попали в район Аз.-Черн.бассейна.Считается что они пришли
с Алтая восточным путем,хотя я думаю что часть пришла южным путем с Индостана.
Считается что часть савиров осела на территории будущей В.Булгарии очень рано
во 2 веке.Вероятно смешавшись с местными угорскими народами,дали начало волжским
народам.Чуваши по-моему пытаются свою историю вести от них.
Думаю уместна и еще одна версия-это фатьяновцы(индоарии 2тыс.до н.э.),часть их
смешавшись с автохонами волосовцами дало начало угорским народам,другая из центра
России ушла на юг.
Донецкая восточная группа антов-меотов(речников-ульчийцев-галиджийцев) ушедшая на север,
и была ушкуйниками(не разбойниками,а рейдерами)....Для этого копать ничего не надо.
Галич,Углич,два Переяславля,два Трубежа и Лыбедя-говорят сами за себя.Впрочем и археологи
это подтверждают,как и генетики,и антропологи.
В 10-11в.в.под давлением Киева,затем печенегов сюда мигрирует и западная часть
Бессарабских уличей.
.jpg
01.jpg
01.jpg (14.32 ) Просмотров: 22125


Суда моноксилы. Эти суда строятся из трех толстых тополей, что растут на берегу реки Чорохи. Одна доска кладется снизу, по одной доске - с боков, как корыто. Но доски очень большие. Борта судна обшиты толстыми циновками из камыша. При морских штормах [вода] через этот камыш в судно не проникает, и эти корабли во [время] штормов на Черном море плавают, как пробки. Это замечательные корытоподобные лодки, у которых нельзя отличить нос от кормы. В этих морях их называют "моноксила". Они могут взять сто человек.
Вот на этих камарас-моноскил-ушкуй-чайка....меоты-анты,уличи-тиверцы,казаки-руссы ходили по речным и
морским просторам.
Последний раз редактировалось Gor24 Ср апр 13, 2011 8:00 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср апр 13, 2011 2:43 pm

Gor24 писал(а): Донецкая восточная группа антов-меотов(речников-ульчийцев-галиджийцев) ушедшая на север,
и была ушкуйниками(не разбойниками,а рейдерами)....Для этого копать ничего не надо.
Галич,Углич,два Переяславля,два Трубежа и Лыбедя-говорят сами за себя.Впрочем и археологи
это подтверждают,как и генетики,и антропологи.

Позвольте с Вами не согласиться. Если ко всем этим событиям имеет отношение народ под названием чудь, то вряд ли его можно причислить к переселенцам с юга - это очень древний коренной народ севера.

skygrad писал(а):Бийсу я и др. исследователи (например, Н. Хан) отождествляют с Вису арабов и Биармией викингов. Удмуртия и смежные районы Татарстана в Вису-Бийсу не входили, это была отдельная провинция Ару.
Ушкуйники в 14в. действовали часто двумя флотами, - приходили на низ Камы по Каме и по Волге. Определенно сказать, где были их станы нельзя. Ищу археологич. свидетельства. Но подходящих городков в бассейне С. Двины единицы, да и на Каме они очень невелики. Более перспективен бассейн р. Юг. и волоки с Вятки на Лузу, Каму и Сысолу. Числа в ДТ явно преувеличены. Учитывая число выявленных городищь, ушкуйников-разбойников было не более 2000. Хотя иногда к ним могли присоединяться другие северные жители, а также военные отряды собственно новгородцев, устюжан, вятчан и прочих.

Мне кажется, Вы напрасно отождествляете Вису и Бийсу - из-за этого в ваших дальнейших рассуждениях закрадывается серьезная ошибка. В Бийсу торгуют булгары, на эту торговлю булгарский царь выдает лицензию, то есть это пробулгарская территория. Вису - это отдельный народ, созвучный и схожий по образу жизни с кайскими лешими - виселами. Он занимает огромную территорию, включающую все Верхнекамье, куда нет доступа булгарам, это смежные области, но не тождественные. Если принять это во внимание, то очевидно, что в период расцвета торговли в Бийсу в пограничных с ней территориях в районе Дымного болота на Каме у народа вису должна была существовать судоверфь, с помощью которой булгарские товары перемещались далее.
Что касается походов ушкуйников, то логика в ваших рассуждениях есть, предпосылки вы закладываете правильные, а выводы делаете неправильные. Однажды на Каме у меня отказал мотор, и мне пришлось преодолеть около 4-х километров против течения. Скорость течения в верховьях Камы достигает 8 км в час, поэтому идти на веслах против него крайне тяжело. Мне пришлось раздеться, погрузиться до самой макушки в воду и тащить лодку на себе волоком, переплывая с берега на берег. С ужасом вспоминаю этот кошмар. Четыре километра преодолевал десять часов, а на следующий день метался в агонии ввиду того, что мошкара не оставила на мне живого места. Это был июль. А походы ушкуйников начинались сразу после ледосплава, поэтому и таким вариантом ушкуйники воспользоваться не могли. И обратите внимание, что ушкуйники по летописям часто спускались по Каме, но никогда не поднимались на веслах против течения. Этот факт позволяет достаточно точно локализовать место, откуда начинались их походы. Это место должно было находиться в районе Дымного болота, только отсюда можно было беспрепятственно спускаться и по Каме и по Вятке. Почему двумя отрядами? Скайград, Вы знаете ответ на этот вопрос. Потому что у народа вису не было крупных поселений. Отряды выходили на полупустых ушкуях, для того, чтобы спускаться вниз по течению много гребцов не требовалось. Экипажы ушкуев формировались в процессе похода из родственных вису народов, каждый двор либо поставлял молодого воина, либо платил дань - по белке со двора. Большая часть этих налоговых сборов и прочего полона, очевидно, оседала в районе Дымного болота...
А масштабы этих походов, думаю, по достоинству никто никогда не оценит. 2000 воинов, говорите? Подумайте, если после гибели Уч Куя козаки смогли в течение 80 лет покорить огромную территорию Сибири, то каковы были масштабы их походов до гибели Уч Куя?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 14, 2011 5:14 pm

На ушкуях были паруса. Не так давно было установлено (кажется, по виду креплений весел), что против течения по рекам шли при попутном ветре. Скажем, подул южный - сели в суда и поплыли дня 3-4 вверх по Каме или Вятке. Ветер переменился, можно побыть на суше, рыбачить, охотиться, размяться, спешить особо некуда. Зимовка длилась, как минимум, полгода. Кроме того, вероятно, что крупные походы на низ Камы и Волги совершались не только с целью грабежа, но и в стремлении обосноваться там на жительство. Вятка отчасти также входила в цели ушкуйников.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт апр 15, 2011 12:33 am

skygrad писал(а):Скажем, подул южный - сели в суда и поплыли дня 3-4 вверх по Каме или Вятке. Ветер переменился, можно побыть на суше, рыбачить, охотиться, размяться, спешить особо некуда. Зимовка длилась, как минимум, полгода. Кроме того, вероятно, что крупные походы на низ Камы и Волги совершались не только с целью грабежа, но и в стремлении обосноваться там на жительство. Вятка отчасти также входила в цели ушкуйников.

Не только входила, они жили на ее притоках. Абсолютно точно это относится к Кобре и Кирсе, ко многим правым притокам Чепцы, скорее всего и в районе Слободского. По поводу грабежа - это просоветская трактовка. В отношении чуди исследователи 17-18 века писали, что походы пролегали по ее историческим местам, на которых испокон веков селилась чудь и родственные ей народы, а если так, то небольшая дань в форме белки это скорее не грабеж, а налог. А стремление обосновываться у многих действительно возникало, это описано в былинах, когда молодой воин в походе находил себе невесту. Через браки все и перемешалось. А по поводу "против течения по Каме" - вы встречали это в летописях? Я не встречал. Зато есть место, когда попытались, но ввиду больших тягот развернулись обратно...
Спешить все же, судя по ермаковским сказам, им приходилось. Почти всегда походы оканчивались за один сезон. Зимовать возвращались в междуречье Вятки и Камы. Очень беспоколило Ермака то, что он не успевал вернуться однажды на зиму домой, срезал путь и пытался перебраться напрямую через Урал, обратился за помощью к шаману, а тот ему сказал что обратно "за камень" дороги нет, что домой они все же вернутся. Умолчал шаман о скорой гибели Ермака...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Пт апр 15, 2011 10:14 am

Анты-руссы(речники...) с начала тысячелетия с переменным успехом
контролировали Волгу-Дон-Днепр и побережье Черного и Азовского
морей--отсюда и Пургасова Русь,и Черниговская Русь и еще много......
они известны под общим названием скифы---Великая Скуфь(район
проживания уличей-антов,по булгарским летописям--УЛЬЧИЙЦЫ,
ГАЛИДЖЯНЕ....Смотрите на Вольной Станице продолжение-этот
форум зарос порно-открывать противно....
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Лада » Пт апр 15, 2011 10:14 am

skygrad писал(а):На ушкуях были паруса. Не так давно было установлено (кажется, по виду креплений весел), что против течения по рекам шли при попутном ветре. Скажем, подул южный - сели в суда и поплыли дня 3-4 вверх по Каме или Вятке. Ветер переменился, можно побыть на суше, рыбачить, охотиться, размяться, спешить особо некуда. Зимовка длилась, как минимум, полгода. Кроме того, вероятно, что крупные походы на низ Камы и Волги совершались не только с целью грабежа, но и в стремлении обосноваться там на жительство. Вятка отчасти также входила в цели ушкуйников.


"Кажется" - в данном случае вызывает улыбку, не более. Можно какую-то ссылку или другие параметры Вашего аргумента? Что-то мне с трудом представляется та картинка, которую Вы рисуете.
Лада
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: Чт фев 17, 2011 12:39 am
Откуда: Земля

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт апр 15, 2011 2:36 pm

В ДТ есть эпизоды плавания галиджийцев (под этим словом там подразумеваются викинги, новгородцы и речные пираты вообще) вверх по Каме (при преследовании их булгарами). В нашей Вятской повести также есть описание плавания вверх по Каме отряда новгородцев до Чусовских мест. Возможно, что верховья реки были не доступны из-за сильного течения. Но до Чердыни, думаю, суда добирались.
В ДТ Учкай, как место обитания ушкуйников, помещен на верхней Каме. Туда зимой ходили булгары (с русскими) для их уничтожения. Это перекликается с известным сообщением летописи за 1379г. о походе вятчан в Арскую землю. Я (и как оказалось, мой земляк живший сто лет назад Сорокин) предположил, что эта Арская земля расположена на востоке Вятки (примерно вокруг устья Чепцы). Так что ушкуйники в этой части Вятки бывали. Татищев, кстати, трактует события 1379г. иначе: он отождествляет вятчан с ушкуйниками, мол, вятчане ходили в Арскую землю, но были избиты татарами.
***
Струг, 1) плоскодонное парусно-гребное судно восточных славян VI — XIII вв., промежуточное по размерам между чёлном и ладьёй, Струг вмещал 10—12 чел., использовался для перевозки людей и грунт по рекам и озёрам. Имел 10—12 пар вёсел, съёмную мачту с небольшим прямым парусом, который ставили при попутном ветре, и приспособ-ление для транспортировки волоком. Длина 20—45 м, ширина 4—10 м. 2) В XVI — XVII вв. небольшие струги ис-пользовались для защиты речных торговых караванов от разбоя. Вооружение: лёгкие пушки (басы), вместимость 60—80 воинов (стрельцов). Струги были следующих типов: палубный, светличный, подъёмный, мыльный, морской, чер-дачный, адмиральский, дворцовый. В конце XVII в. струги использовал Пётр I для переброски войск при осаде Нарвы и Азова.
Учан — новгородское плоскодонное парусно-гребное грузовое судно XIII — XV вв. Размером несколько больше, чем чёлн.
Ушкол — лёгкое парусно-гребное морское судно турецкого флота XVII в. Использовалось в основном на Чёрном и Азовском морях для охраны торговых караванов. Имело одну мачту с косым парусом.
Ушкуй — новгородское парусно-гребное плоскодонное судно XIII — XV вв. Имел съёмную мачту, вмещал до 30—40 чел. Использовался новгородскими разбойниками — «ушкуйниками» для набегов на соседние земли (главным об-разом верхневолжские).
Паузок — парусно-гребное плоскодонное судно, встречавшееся главным образом на северных реках России. Были беспалубными, с одной мачтой, имели длину до 24 м и грузоподъёмность до 120 т. Обычно ходили вместе с большими судами и служили для снятия с них груза на мелководье.
Чайка — речное гребное судно запорожских казаков XVI — XVII вв., приспособленное для морских походов. Имели 12—15 пар вёсел, съёмную мачту высотой до 4 м с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. Длина до 20 м , ширина 3—4 м, экипаж 50—70 чел., вооружение до 6 лёгких пушек.
http://www.sci.aha.ru/ALL/k5.htm
«Новгородское» - это принятый штамп. Учаны, например, упоминаются как суда камских булгар, а турецкий ушкол - явный брат ушкуя. Тем более что есть сообщение, что в 16в. на ушкуях плавали астраханские татары.
Вот как описано древнеегипетское торговое судно. По параметрам оно близко к ушкую.
«Киля у этих кораблей не было, не было также ни ахтерштевня, ни шпангоутов. Палуба тоже отсутствовала, гребцы сидели на банках под открытым небом. Корабль был широкий, с малой осадкой. Парус использовали, только идя вверх против течения. Когда шли вниз, его сворачивали и крепили к двуногой мачте. Крепили парус наверху к двум связанным полуреям. Функцию руля выполняли шесть весел (по три весла с каждой стороны) в кормовой части».
http://www.museum.ru/museum/ships/sm02.htm

Название "Чайка" перекликается с трактовкой происхождения названия "Ушкуй" от "Птица" (Кай, Кайса). А также от названия города Ошель-Учель-Учкель- Ушкай- Усть-Кай. Казань в домонгольское время была уникальна своими судами и каменными стенами. В ДТ Нукратский флот обычно курсирует на нижней Каме, собственно, он и нужен был тут. Его порт приписки мог быть только в домонгольской Казани, позже был перенесен на Вятку. В ДТ такое историческое прошлое Учели явно замяли. В 1278г. разбитые казанцы-булгары ушли на север, где основали несколько колоний. Одну на переволоке Молома-Юг, вторую - Вятка-Кама (может, еще на Кокшенге). Позже отвоевали себе место в Арской земле.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Пт апр 15, 2011 8:48 pm

skygrad писал(а):В ДТ есть эпизоды плавания галиджийцев (под этим словом там подразумеваются викинги, новгородцы и речные пираты вообще) вверх по Каме (при преследовании их булгарами).

«в 1278 году хан Манкай (Мунке) велел галиджийцам (галичанам) захватить северные земли Булгара. Тогда галиджийцы, пользуясь тяжкими бедствиями, обрушившимися на Державу нашу (Булгарию), а также переселением в Галидж с других русских земель 500 тысяч ульчийцев (славян).-----ваша любимая летопись.
Мунке отдает приказ викингам,новгородцам.....???? Попавшим под его власть уличам-галичанам(речникам)
мог вероятно.
Чайка морской вариант ушкуя..на Вятке ему делать было нечего.
Ушкуйники,могли быть только наймитами Новгорода.До 1360года-это слово незнакомо Новгородцам.
Зато хорошо известно Ростову и Москве.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 119