Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн апр 04, 2011 3:43 pm

Вот один эпизод, характеризующий вятчан как храбрых авантюристов, дейстовавших в самой гуще событий своего времени.

Под 1436 годом в Устюжской летописи описаны такие события.
С 1 января Василий Косой (двоюродный брат Василия Васильевича Московского) осаждал Устюг, позвал вятчан и ждал их 9 недель, грабил окрестности, но крепости Гледена взять не смог. Город "взял на целованье и много людей добрых казнил". Весной Косой с вятчанами и двором Шемяки (брат Косого) пошёл на Вологду и далее на Москву, на великого князя. Тот собрал силы и встретил его на Скоротине в Ростовской одласти. Косой проиграл сражение, был пойман и увезён в Москву. Вятчане же 400 человек в судах были посланы вверх по Волге для войны с судовой ратью Московского князя Василия, но узнав, что под Ярославлем стоит судовая сила в 7000 человек, спрятали свои суда в устье речки Тунешмы в 15 верстах от них. А сами "пеши поскочили за князем Василием Косым, да не поспели к бою, встретили беглых с боя, а сказывают, что поимали на бою князя Василия. И Вятчане побегли взад подле Которосль рку вниз, а уж нощь. И прибегли близ Ярославля на светлой заре". Здесь они допросили встреченного чернеца и тот рассказал, где стоят войска угличские и ярославские во главе с князем Александром Федоровичем Брюхатым Ярославским: "Близко, на устье Которосли шатром стоит на Волзе со всею силою, а иные в Которосли, а княгиня с князем спят в шатре. А того утра была мгла велика. Вятчане же здумавше и кинувся, скоро князя Александра со княгинею поимавше и вметалися в княжие же суды и от берега отпехнулися на Воглу. А всех вятчан 40 человек (вероятно, остальные 360 вятчан вернулись к своим оставленным судам). Рать же князя Александра вся спала. И вскакали начаша хватать доспех, а хотят вятчан стреляти. Вятчане же пловущи вниз по Волге стояли над князем и княгинею с копем и топоры и реша: Один на нас стрелу стрелит и мы князя и княгиню погубим. Князь же начаша кликати ярославцем и углечаном: Не стреляйте!" Далее Вятчане стали на другом берегу, князь посулил дать за себя выкуп 400 рублей, был позван княжев казнечей из Ярославля, который и привёз казну. Но "Вятчане взямше казну князя с княгинею не отпустили, а побегли к Вятке мимо Казани в судех".

ПСРЛ. Т. 23. С. 149. Ермолинская летопись: «а князя Василия яша и приведоша на Москву и ослепиша его; и Вятскы воевод поимаша Семена Жадовского да Дятла; Дятла повесили на Москве, а Жадовского в Переславли чернь мужики ослопы убили». Вероятно, действовало два отряда вятчан, на реке и на суше с войском Василия Косого.
Вятчане взяли знатных заложников для того, чтобы вызволить из плена Василия Косого. О распространенности в ту пору практики захвата людей говорит такой документ. В докончанми с Василием Косым (весна 1435 г.) Василий II писал: «А что еси поймал полон, и твои люди и вятчане, в моей вотчине в великом княжении, и моей братьи молодшеи вотчине, белозерьскои полона и ярославьскои, и тобе тот полон весь отдати по целованию». Вятчане здесь предстают как самостоятельные союзники князя Василия.
Ослепление Василия Косого (отсюда пошло его прозвище) привело к ответному ослеплению Василия Васильевича (прзванного Темный) и дальнейшие важные для хода истории последствия.
К сожалению, в летописях сохранилась лишь часть вятских похождений, но и из них виден облик вятчан. Это были настоящие казаки, а не надуманные "козары", черкесы и "Асы-Осы".
Последний раз редактировалось skygrad Вт апр 05, 2011 2:08 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн апр 04, 2011 5:06 pm

Лада писал(а):То, что народные сказки "выходцы" из народа - вполне объяснимо. Другое дело, насколько эти сказки были фантазией? Ведь любые сказания несут в себе часть истины...

В народе укоренилась традиция Новый год отмечать с Велесом, совершая обряд жертвоприношения с расчленением птицы. Из чего следует, что лики двух разнополых человеческих существ, которые изображались в чреве первобога-птицы в эпоху индоевропейской общности есть никто иной как Снегурочка и дед Мороз, он же Велес - "скотий бог". В мифологии дед Мороз ассоциируется с оленем.
Открываем Красную книгу:
"Северный олень ведет стадный образ жизни, совершая большие миграции. Зимой питается преимущественно лишайниками, летом — травой, побегами кустарников, грибами. До конца первой трети ХХ в. в Кировской области существовала оседлая популяция, сформировавшаяся в особых экологических условиях обширных открытых пространств верховых болот (прежде всего Дымного площадью около 35 тыс. га) и больших массивов боров-беломошников на правобережье р. Камы. В начале ХХ в. здесь встречались стада до 100 голов, а на Дымном болоте еще в 1929 г. постоянно держалось стадо в 50 голов. При ежегодных мартовских авиаучетах копытных с 1964 по 1969 г. не было обнаружено ни одного северного оленя, что свидетельствует об исчезновении оседлой лесной популяции в области. Группу оленей наблюдали на Дымном болоте в 1997 г. "
Итак, для начала отметим тесную связь между популяцией северного оленя и Дымным болотом.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Лада » Пн апр 04, 2011 5:11 pm

Пестрикову.
Спасибо, Вы очень наглядно объяснили мой вывод про сказки, Снежную Королеву и Велеса - Деда Мороза, опубликованный выше :D
Рада встретить единомышленника. Обычно на меня смотрят с недоумением.
Лада
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: Чт фев 17, 2011 12:39 am
Откуда: Земля

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Пн апр 04, 2011 7:01 pm

скайград-на Вольной станице я затронул тему о готах и Скандинавии.
Вот материал возможно подтвердающий место кузницы народов(я упоминал фатьяновцев):
А.Г. Виноградов - труды
2010 г

Русские и германцы: Северная прародина
Стоит отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство рек и озер Русского севера имеют названия, которые объясняются только при помощи санскрита. Приведем только некоторые примеры: р.Ганга, оз.Ганго, р.Гангрека, оз.Гангозеро, р.Дан (Дану "река" в Ригведе), р. Ида (Ида - "река" в Ригведе), р. Куш (куша-осока), р.Кала (кала-темный, тихий), р.Дала (лая-играть, переливаться волнами), р. Мандара - (мандара - густой, медленный), Падма (падма - водяная лилия), р.Пуя (пуя-чистоистекающая), р.Рана (рана-рокочущий) и т.д. Как известно, природные условия Скандинавского полуострова стали благоприятными для проживания больших человеческих общностей не ранее рубежа VII-VI тыс. до н.э. Но многие арийские народы упоминаются в источниках в более ранний период. Где же тогда могли проживать арии, в том числе дайтьи и данавы? И здесь имеет смысл обратиться к священной книге древних иранцев "Авесте", в которой, наряду со священной рекой Ардвисурой Анахктой (Северной Двиной), упоминается также река "благая Дайтъя" (Датия), тоже впадающая в Ледовитый океан. Именно по берегам этих рек, согласно Авесте, располагалась прародина арьев - страна "Арьянам Вайдха", что значит "арийский простор".

Единственной большой рекой (рядом с Северной Двиной), впадающей в Ледовитый океан, была и остается река Печора, верхнее течение которой во время последнего оледенения занимали луго-злаковые лесостепи, по которым бродили многочисленные стада мамонтов, носорогов, оленей, диких лошадей, туров и сайгаков. Вероятно именно ока и называлась "благой Дайтьей". Кроме "дайтьев" Авеста, упоминает: "народ Дану", Скандинавию (SKANDAVA), страну Мазана (Мезень), русов и царя Франкрасьяна. Таким образом, все древнеарийские источники свидетельствуют о том, что прародиной арьев, в том числе руссов и германцев, были земли севера Восточной Европы. О том же говорит и великий готский историк Иордан, который в своей книге "О происхождении и деяниях гетов" (511 г.) указывает, что в 1490г. до н.э.: "С этого самого острова Сканды, как бы из мастерской народов, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг" и переселились в Центральную Европу. Однако остров Сканда, по авторитетному мнению Иордана, занимал не только нынешний Скандинавский полуостров, но и побережье Белого моря, бассейны рек Ваги и Сухоны, т.е. территории Вологодской и Архангельской губернии. Не случайно именно в этих местах еще в начале нашего века в ткачестве и вышивке русских крестьянок стойко сохранялась традиция геометрического орнамента, истоки которого можно найти в древнейших культурах каменного века Восточной Европы, некоторые ученые считают "визитной карточкой" арийских народов.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 05, 2011 1:42 pm

Сохранилось 5 грамот посланий митрополитов на Вятку. Приведу цитаты из них с упоминанием ватаманов и других лиц.
image006.jpg

image009.gif

image012.gif

image018.gif

image020.gif



Последнее датировано 1489г. и звучит как ультиматум. Ватаманы упомянуты три раза. Также есть игумены (настоятели монастырей) и монахи-черноризцы. Так что все составляющие рыцарского ордена Николианцев налицо. В данную военную организацию вступала молодежь, жившая отдельно в больших домах-стенах (казармах). Примерно к 25-30 годам, после совершения воинских подвигов и получения ранений, рыцарям разрешалось заводить семьи. У казаков долго сохранялась подобная практика.
После 1489г. монастырского строения на Вятке не было до 1580г. так как всех прежних воинов-монахов извели.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Вт апр 05, 2011 3:34 pm

1421 г. Устюжский летописный свод сообщает о том, что отряд устюжан привёл на Вятку Анфал Никитин, бывший вятский наместник, под началом которого в 1409 г. вятский полк совершил поход на татарский город Булгар, но был разгромлен. Пока Анфал Никитин находился в ордынском плену, в Хлынове утвердился другой наместник - Михаил Россохин - под командованием которого вятские воины вместе с устюжанами участвовали в 1417-1418 гг. на стороне московского князя в войне против Новгорода Великого. Дойдя до Холмогор, войско Рассохина потерпело поражение от новгородцев и было вынуждено отступить. Это поражение поколебало позиции промосковской партии в Хлынове и Устюге, чем не замедлил воспользоваться Анфал Никитин, освободившийся к тому времени из плена. Собрав большой отряд устюжан, Анфал Никитин двинулся к Вятке, желая изгнать из города Россохина, однако ночной штурм устюжан окончился неудачей: они были наголову разбиты вятским войском, причём сам Анфал и его сын Нестор были убиты.-----------В летописях упомянуты наместники,а о ватаманах ни слова.Первый монастырь-1580год.Или ранее
существовал не замеченный никем монастырь? Возможно если братья-крестоносцы построили его из камыша,
даже деревянный был бы несолиден для столь уважаемого ордена!!!???
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Вт апр 05, 2011 3:45 pm

Лютым прозвали Михаила Россохина его враги и недруги за твердость характера и несгибаемую волю к победе над врагами. А д.Боярщина говорит о том, что он был боярского новгородского знатного рода.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 05, 2011 4:26 pm

О том, что Никитин или Рассохин были наместниками - очень сомнительно. Кроме того, надо учитывать, что на Вятке было несколько отдельных волостей, наместники (моск. и каз.) по временам сидели, скорее всего, в г. Вятка-Колин в устье Моломы (Ковровское городище, там довольно много булгарской, а также татарской керамики, характерной для Казани и Москвы). Выше и ниже по реке было еще две волости-республики. Нижняя (черкасская?) существовала до сер. 15в. (1469г.?), верхняя - до 1489г., далее до взятия Казани (1552г.) она была в статусе Слободы (отсюда название моего города). Именно здесь был орден св. Миколы с центром в городе Микулине (городище Никульчино). Сохранившийся до сих пор местный культ св. Николы Вятского (Великорецкого) еще раз подтверждает мою версию. В нем ныне, как и в прошлом, участвует до 60 тыс. человек. Длина 180км. До 19в. на священное место поломники ходили на судах. (Кстати, там поблизости есть деревня с названием Курень.)
0000.jpg

Монастырь - это не стены, подобные тюремным, какие строились в темные века. Монастырь - это духовное братство, особое общежитие. Детинец Никульчинского городища вполне подходит для этого. Отсутствие дворов, жилые стены. Это как раз свидетельствует о проживании здесь бессемейных мужчин, воинов-монахов. Этот монастырь не входил в московскую митрополию, а потому не известен. Хотя слава о нем, судя по косвенным признакам, в ту пору шла далёко. К сожалению, Вятской историей в подобном ключе никто кроме меня не занимается.
Послания митрополитов считаются более достоверными документами в сравнении с летописями. Это внутренная документация, а не толкование истории, каковыми являются летописные своды 16в. Открою вам, секрет, все имеющиеся летописи были написаны (или переписаны) в Москве. Кое-какие исключенные из них сведения сохранились в местных летописях типа Устюжских, хотя и в них за основу положены все те же промосковские своды.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Ср апр 06, 2011 8:36 am

В том и есть твоя ошибка,что ты делаешь упор на тех,кто и занимался
искоренением нашего русского духа,пройдя как молох по нашей памяти......
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср апр 06, 2011 12:27 pm

От собственных ошибок и заблуждений, навязанных официальной исторической доктриной, я постепенно избавляюсь. Но если полностью всё отбросить, то ничего не останется. Поэтому нужно решать систему уравнений со многими неизвестными, увазывать переменные величины, искать ответы подстановкой и т. п. математическими приемами.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср апр 06, 2011 12:39 pm

Королев В.Н. "Казаки донские" (цитаты)

"С XVIII в. в науке ведется дискуссия о происхождении Казаков. Широко распространенной и до последнего времени считавшаяся аксиомой является миграционно-колонизационная «беглокрестьянская» гипотеза. Но она имеет слабые стороны, связанные с появлением Казаков задолго до оформления крепостного права, разницей в стереотипе поведения мирного крестьянства и воинов-казаков, с условиями Дона, как «края войны» и мира кочевников, этническими процессами в степи.
Процесс образования казачества был долгим и сложным. В ходе его соединялись пред-ставители разных этносов. Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп ка-заков находились различные этнические элементы. «Старые» казаки впоследствии были «перекрыты» русскими элементами, и большинство последующих донцов имеет русское происхождение. Первые уходы свободных русских людей на Дон (на промысел) относятся к концу XV в. Массовый наплыв беглых из России происходил во 2-й пол. XVII—XVIII вв. Многие казачьи роды имеют украинских, тюркских, калмыцких, кавказских, персидских, южнославянских, греческих и иных предков. Из казачьих столиц известны Раздорский и Монастырский городки, Азов, Черкасск, с 1805 г. — Новочеркасск. К сер. XVII в. граница земли Казаков донских на юго-западе подходила к владениям Крымского ханства, далее к северу (от верховьев Кальмиуса до устья Оскола) шла вдоль Земли запорожских казаков, затем направлялась к Валуйкам, откуда по Белгородской черте до Чернавска и далее по линии Керенск — Шацк — Тамбов — Нижний Ломов к Волге, а по ней к Саратову, Цари-цыну и Астрахани; южная граница простиралась до Азова.
Первым известным казачьим поселением является «острога» у Волжско-Донской переволоки, упоминаемая под 1548 г. Поселения донцов представляли собой небольшие крепости и назывались городками. В к. XVII — нач. XVIII вв. этот термин заменяется словом «станица». Казачья станица была основной административной единицей на Дону. Вместе со своими хуторами она об-разовывала юрт. Хутора стали возникать с 1680-х гг. Численность раннего донского казачества определяется весьма приблизительно и только в отношении служилых казаков (1593 г. — более 2 тыс. чел., 1625 г. — ок. 5тыс., 1638 г. — ок. 10 тыс., 1660 г. — 20 тыс. чел.). Казаки донские под-разделялось на две группы: низовых (нижнедонских) казаков, живших ниже Раздорского городка (Раздорской ст.), и верховых (верхнедонских) казаков, обитавших выше Раздор. Иногда выделяли и «серединцев», занимавших промежуточное положение. Верховцы имели в своем составе гораздо больше, чем низовцы, новопришлых русских людей и были ближе к русским по языку и бытовой культуре. Донские казаки-татары впервые упоминаются в XVI в. С XVII в. они населяли станицу Татарскую Черкасска. В их владении был также «улус» Дарьевский (между реками Манычем и Куго-Ей). Татарская община Дона прекратила свое существование в 1861 г., эмигрировав почти в полном составе в Турцию".
http://dikoepole.com/2010/02/09/korolev_don_cossacks/
***
Первые казачьи поселения назывались "острога" и "городки", то есть, вполне северорусские названия (у нас полно старых деревень-урочищ с названием "Городок"). Станицы, юрты и хутора повляются позже. "Монастырский городок" на Дону - это прямое указание на монастырское устройство жизни первых казаков. Разделение казаков на Дону на 2-3 волости очень похоже на Вятскую ситуацию.
***
Что же реально имеется на сегодня по вопросу происхождения казачества? Оказывается, почти НИЧЕГО! Сообщения о козаках на Днепре появляются с конца 15в., о Донских - несколько позднее. В Чигирине и вблизи него не так давно были изучены старые козацкие могильники, датиро-ванные концом 15-го - сер. 17в. Правда, о результатах их мало кому известно, но, всё-таки, это прорыв. На Дону никакой казачьей археологии вообще нет, не определены даже места известных по документам 16в. поселений казаков. В этом плане ситуация хуже Вятской. У нас хотя бы что-то откопали и отчасти исследовали. Поэтому говорить о каком-то серьезном продвижении в вопросе о происхождении казаков не представляется возможным. Вот и питаются местные краеведы вы-думками и устаревшими гипотезами, а последнее время, присоединяя к этому хламу доморощен-ные «арийские теории» и лингвистические открытия в духе Фоменко и Задорного.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Ср апр 06, 2011 1:50 pm

Эти*лингвистические открытия в духе Фоменко и Задорного* сделаны индийскими
и западными учеными при сравнении русского языка и санскрита.
Индо-арии давно известны науке,спор идет только об месте исхода этих
племен на Восток.Аркаим тоже краеведы придумали? Сейчас из космоса
обнаружено еще несколько аналогичных городов.
Казаков для археологов,как общности не существует.Да и классификация
у них хромает:похожие культуры названы по разному.что вносит еще
больший бардак в хромую на обе ноги историю.
Если на Вятке нашли этногруппу под названием казаки и ведут
ее раскопки ,остается только поздравить Вятчан с мировым открытием.....
А по моему так. делить общую историю на русских и казаков НЕ СТОИТ.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 07, 2011 12:08 pm

"— Все построено на силах природы с разрешения месткома и культпросветкомиссии и представляет собой Металлопатию на основе учения индийских йогов, угнетаемых английским империализмом".
" - Сейчас из космоса обнаружено еще несколько аналогичных городов".
" - Казаков для археологов, как общности не существует".

:lol:

Из Космоса всё видно, особенно города Ариев. А вот казаков ни лопатой, ни кисточкой, ни под микроскопом - не найдешь.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 07, 2011 12:14 pm

Свои выводы о происхождении казачества я делаю исходя из имеющихся на сегодня научных данных, а не устояв-шихся мифов и фантазий прошлых веков. Если появятся новые факты - будем смотреть и поправлять. Очень важно проследить преемственность во времени культур народов (в том числе и казаков). Тогда как их местожительство мог-ло меняться. Переход с Вятки на ниж-нюю Волгу и Днепр не представлял сложности для вятчан 15в. Это были профес-сиональные по-томственные речники и конники. Например, в 1471г. они совершили рейд на Волжский Сарай и в то же лето вернулись домой. А это в сумме большее расстояние, чем от Вятки до Днепра.

'Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Са-рай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ по-имаша и множество полоноу вземше, воз-вратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша' (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191);
'А того же лета Вятчане шед суды Волгою на низ взяша Сараи, много товара взяша, и плен мног поимаша. Слышевше се Татарове Большие орды, поне же близ ту кочевали за один день, и тако многое их множество поидоша переимати их, и поимавше суды и всю Волгу заступиша суды своими, хотяще их перебити, они же единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ, а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою' (Московский свод. ПСРЛ. Т. 25, стр. 291);
'Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчислен-ная множество и княгинь сарайских' (Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
'Тое же зимы (?) Вятчане съвокупльшеся, шедъ взяша Сарай Великий, Татаръ всехъ изсекоша, а сущее все разграбиша, а инии мертвыхъ раскопываючи грабяху' (разграбили усыпальницы ханов?). (Львовская летопись. ПСРЛ. Т. 20, стр. 296);
По возвращении из Сарая вятчане отправились в поход против напавших на Устюг новгородцев под началом воевод Ивана III: 'Вятчане же пришедше изъ Сараю и поидоша с воеводами великого князя, с Васильемъ Образцемъ и Борисомъ Слепцемъ, и съ Оустюжаны противу Новогородцевъ'. (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191).

В ДТ есть подробности этого похода: на судах было 3000 вятчан-нукратцев (речников и стрельцов), а по суху с ними шли на конях ногайцы и камские казаки. Джагфар Тарихы трактует этот эпизод со своей пробулгарской точки зрения:
"В 1470 году кан решил разгромом Сарая рассчитаться с Ахмад-ханом за его набеги на Булгар. Пользуясь тем, что ногайцы были обозлены на узбеков (Сарайских ордынцев) по причине усиления их господства над ними, Габдель-Мумин направил на столицу Кыпчака Аули и Алиша с 3 тысячами ярчаллынских казаков прямо через ногайские кочевья. Быть их проводником вызвался Сундык-бий, который за этот труд получил в Симбире освобождение и небольшой надел. Кроме этого, кан велел своему Нукратскому (Вятскому) улугбеку Тахте направить на Сарай по воде колынский флот с хорошими нукратскими стрелками (Колын - главный и единственный город на Вятке, упоминаемый в ДТ, по арх. это Ковровское городище в устье Моломы). Флот, в котором была тысяча колынцев и две тысячи стрел-ков, возглавили потомок Садыка Битька (потомок новгородца Садко - Витька) и потомок Анбала Ганикей (Анфала Никитина), а стрелков - потомок Мер-Чуры Бака-Даиш (Мер-Чура в ДТ - первый правитель Нукрата в 12в.). Они двигались к Сараю рядом, причем до Бел-Имэна (г.Белджамен) конница скакала по право-му берегу Идели, а потом переправилась на левый. Салчии (колынские моряки-речники) первыми ворвались в Сарай, отвлекли на себя главные силы татар и позволили коннице войти в город с другой стороны и занять его. Не ожидавших ничего подобного татар, обуяла страшная паника, и они бежали в степь. При этом наши потеряли 200 салчиев, 500 стрелков и 300 всадников, но зато положили 5 тысяч врагов и захватили невиданное количество товара. Все это было погружено в корабли, и так как их не хватало, то людей с них пересадили на захва-ченных татарских лошадей (вятчане умели ходить и на конях). На обратном пути узбеки и ногайцы сообща попытались у Камыша (город Камышин) преградить булгарам путь, но наши пробились. При этом погибло еще 500 наших всадников, 100 салчиев и 400 стрелков, но зато ни один корабль с захваченными товарами не достался татарам. Когда кану сообщили величину добычи, он не поверил и сам вышел к кораблям в Биш-Балте (порт Казани). Сарай же после этого не возрождался. Его ярмарку пытались возродить в новой столице Ахмад-хана, но безуспешно, и все купцы должны были теперь ездить в Казань".

О Сарайских узбеках писали еще советские историки Греков с Якубовским. http://kitap.net.ru/archive/16-03.php
В 14-15в. узбековцы (сторонники хана Узбека и его продолжателей) были основой военно-государственной мощи Орды. Именно на них совершили поход вятчане. Правда, во второй пол. 15в. Сарайская орда была уже ослаблена, но продолжала грозить соседям, впомним поход на Москву 1480г. О самом походе 1471г. на Сарай можно сказать следующее. В этот год Московское войско воевало Новгородскую землю и разбило новгородцев под Шелонью. Для предупреждения возможного нападения на Москву сарайских татар и была предпринята отвлекающая акция вятчан. Костя Юрьев известен из дальнейшего как промосковско ориентированный ватаман. Участие в организации похода Казанского хана сомнительно. Казанцы, вероятно, пропустили вятчан вниз по Каме, а на обратном пути, узнав о величине награбленного, захотели отнять. Возможно, вятчане откупились частью добычи за проход домой.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Чт апр 07, 2011 1:04 pm

Я уже много говорил о том ,что если анализировать имеющийся на сегодня материал,
то у Рязани,Курска,Тулы-гораздо больше прав называть себя родиной казаков.
Та же Рязань-независимое княжество до 1520 года,первое упомининание о казаках,
наличие большего количества *южан* по сравнению с другими регионами,
и то что казачество 16 века формируется именно на этих землях говорит о
многом.Вятчанам же присущ тип северного славянства- речников(потомков ушкуйников).
А к казакам я отношу южную часть славян(ВСАДНИКОВ).Хотя повторяю это деление
носит условный характер,т.к.предок у всех общий.Казак-всадник для севера неприемлемое
значение,местность не та.т.е.лес,болота,реки.Степь-река более приемлемо для
для значения казак в современном понятии.Они(северные казаки) присутствуют на Дону,но это
потомки южных славян мигрировавших на север в 13 веке.
Приложение

Давайте взглянем на население городов и некоторых регионов. Первая цифра будет показывать пропорцию восточных славян, вторая – южных, третья - северных.

Архангельск 38 41 21

Белгород 56 40 4

Брест 59 36 5

Брянск 79 21

Витебск 68 22 10

Владивосток 74 26

Владимир 85 15


Вологда 61 26 9


Иваново 78 22

Калуга 71 29

Киев 73 27

Липецк 71 29

Москва 69 28 3

Нижний Новгород 55 30 15

Новгород 70 16 14

Орел 81 19

Пенза 81 19

Псков 52 16 32

Рязань 77 14 9

Саратов 68 14 18

Смоленск 81 15 4

Тамбов 72 28

Тарту (Эстония) 60 4 36

Тверь 76 16 8

Тула 75 25----это конечно современная выборка у небольшого кол-ва людей,но
видно что в городах южнее Москвы,северный генотип отсутствует или представлен слабо.
Если родиной казаков была Вятка,то север был бы ярче представлен в Тамбове,Орле,Пензе(Дикое поле).
Последний раз редактировалось Gor24 Чт апр 07, 2011 4:21 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Чт апр 07, 2011 3:37 pm

А вот мнение генетиков насчет ариев:
...Самое главное, что в содружестве с данными лингвистов, археологов, историков в настоящем исследовании оказалось возможным установить, где находилась «прародина» как «протоиндоевропейцев» (Передняя Азия), так и ариев, они же «индоевропейцы», они же праславяне (Балканы), тем самым примирив – по меньшей мере на первый взгляд – две основные школы лингвистов. Просто временные рамки для этих «прародин» оказались разные – для первой 40 тысяч лет назад, для второй – 12 тысяч лет назад.

Это позволило довольно детально, по времени и месту, проследить, как шла миграция ариев между 6000 и 4200 лет назад на северные Карпаты, в места загадочной трипольской культуры, в Центральной Европе, на британские острова, в Скандинавию, на славянские территории нынешних Венгрии, Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Германии, Украины, России, и далее по южным степям Украины и России на Южный Урал и далее в Индию и Иран, и на Ближний Восток, в Ливан, и на Аравийский полуостров, до Оманского залива. Что это арии возвели городища на Южном Урале, названные сейчас Аркаимом, Синташтой, и страной городов.

Этот метод позволил установить, что русские и украинские славяне имеют общего предка, жившего 4500 лет назад, что этот же славянский предок является и предком индусов того же рода ариев, которые насчитывают сейчас не менее ста миллионов человек. Индийские потомки продолжили род нашего праславянина, который жил 3850 лет назад, и продолжили этот род вскоре после того, как арии покинули Аркаим и Южный Урал. И мы уже, пожалуй, знаем, почему и когда его покинули.

Этот метод позволил убедительно показать, что не «индоевропейские языки», а арийские, праславянские языки являются первичными. «Индоевропейские языки» - этот эвфемизм возник в свое время от непонимания того, что же связывает санскрит и его варианты, с одной стороны, и европейские языки, с другой. Теперь это стало совершенно ясно. Арийские языки – вот основа и европейских языков, и санскрита, и «индоевропейских» иранских языков. На Днепре, Доне и Урал-реке жили не «ираноязычные народы». Славяне там жили, праславяне, арии, и это был их язык. Это они принесли свой язык в Индию, Иран, Афганистан. Это – наши прямые предки.
Это мнение всех генетиков в содружестве с историками,лингво и археологией,а не *профсоюзных совков*....
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 07, 2011 10:26 pm

Боплан пишет о днепровских козаках начала 17в., - точная цитата уже была выше, - что они неважно воюют в конном строю, хотя прошло более ста лет как поселились на Украине. Зато описывает козаков как отличных мореходов (то же, видимо, относиться и к донцам 16-17в.). Где тут ваш "южный тип всадников"?! "Джигитами" казаки становятся только к 18в. И вместе с тем, по результатам раскопок в Чигирине козаки оказались "южанами". Данное противоречие разрешимо в рамках моей версии: только на Вятке (и более нигде) могли собраться выходцы из южных и северных земель, и от этого симбиоза пошло первоначальное казачество. Ну, а то что ушкуйники и вятчане умели ходить на конях свидетельствуют известные упоминания в летописях за 1374г. Не забывайте и о Вятской породе лошадей. У нас всё есть. А в прошлом было еще больше.
Рязанское княжество ничем кроме одной записи за 1444г. с казачеством более не связано. И говорить о нем в этом плане просто нет оснований.
Не знаю, откуда вы взяли цифры по славянам, но они весьма сомнительны, так как идут споры о славянстве вообще и восточных славянах особенно. Надо помнить, что нынешние народы наверняка заметно отличаются от народов прошлого. Если у нынешних русских и украинцев доминирует тип R1a (скифо-сарматский?), то это не значит, что так же было и у древних русов. А ситуация со славянами еще более сложная. В казачество в 16-17в. шел большой приток со стороны, это не могло не изменить не только внешний вид начальных казаков, но и их язык и культуру (в этом плане бессмысленно сравнивать нынешние говоры донцов и вятчан, за 500 лет могли сохраниться лишь отдельные редкие слова, что, кстати, и наблюдается). Собственно, казачество - это традиция военной организации, в которую на этапе обживания на новой территории всегда набирали людей из окружающих народов и племен. Так было на Вятке в 13-14в., так происходило на Дону и Днепре в 16-17-ом.
Карта антротипов:
 Антротипы 2.jpg

Отдельный вятский тип на данной карте не выделен (есть другие подобные карты, где это сделано, но они неудобны, не подписаны), однако он присутствует и притом в двух ипостасях. Вятский регион условно делится рекой на северо-русское правобережье и финноугорское левобережь (Арская земля). Почти все древние русские поселения были на правом берегу Вятки. Надо учитывать, что после ликвидации Вятской республики население региона заметно сменилось.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт апр 08, 2011 11:29 pm

"...«Научным обоснованием» этого проекта стали труды самарского краеведа Бажанова, утверждавшего, что предками казаков были именно вятские ушкуйники, которые, взяв в 1471 г. г.Сарай и захватив казну Золотой Орды, не пошли домой на Вятку, но решили остановиться в легендарных горах Жигулях и стали «организующим звеном казачества»."
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб апр 09, 2011 11:49 am

Gor24 писал(а):Я уже много говорил о том ,что если анализировать имеющийся на сегодня материал,
то у Рязани,Курска,Тулы-гораздо больше прав называть себя родиной казаков.

Идея доказать, что Вятка - родина казачества, опираясь на постулат, что казаки появились в эпоху христианства и были христианами, на мой взгляд, совершенно утопична. Ибо казачество зарождалось глубоко в языческую эпоху, свободные нравы казачества совсем не стыкуются с той крепостнической рабской политикой, которую проводила христианская верхушка.
Управлять такой свободолюбивой страной было крайне тяжело, и тем не менее...
Первое, на что обратил внимание, углубившись в изучение языческой Руси - высокая системность развития цивилизации. Так, например, города возникали на пересечении рек, выступавших в качестве транзитных путей. Между городами непрерывной цепочкой выстраивались небольшие поселения, захатывающие наиболее высокие точки местности, очевидно, с системой сигнальных огней. Названия рек значительно упрощали водные маршруты: реки, текущие на север, называли "белыми", на юг - "черными", реки, в истоке которых был волок, назывались "кая"="идти". Население было разделено на две основные составляющие - первая имела отношения к земледелию, вторая землю не обрабатывала вообще. Если сегодня забросить дом, то через 100 лет это место превратится в непроходной бурелом, в то же время, на землях, находившихся когда-то в руках бобылей, под крепостями, под кладбищами, до сих пор через сотни лет не растет ничего кроме невысокого клевера, и это не случайность, древние люди в совершенстве владели азами ландшафтного дизайна, так же как владели знахарством и системным звероводством, составляя уникальные экосистемы. Наличие такой отстроенной системы вряд ли возможно без координации сверху, поэтому, даже у этой свободолюбивой цивилизации должна была быть столица.
Я не берусь доказать, что Вятка является Родиной казачества, но доказать, что Вятка на рубеже 11-15 векой была столицей казачества, я бы взялся. В понятие столица я вкладываю город, в который стекалось более половины всех налоговых поступлений со всей территории Великороссии, город, с которого начинались все походы ушкуйников и половцев. В "Слове о полку Игореве" такой город обозначен как Каяла. Очень важный момент, что "Слово о полку Игореве" обозначает Русь как биполярную с двумя пантеонами богов - Велеса и Даждьбога, с двумя столицами - Киевом и Каялой, с "погаными" и с "непогаными", с юграми и не с юграми, и в нем не нашлось место ни Новгороду, ни Пскову, ни Казани, с точки зрения автора погоду играли только эти два города...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Gor24 » Вс апр 10, 2011 12:37 am

"У Хирканского моря (т.е. Каспийского озера) находятся циркасы, самый воюющий народ, который долгое время владел Египтом и Сирией под именем сербов. Там же живут и хазарские племена... и все они имеют происхождение из славянского древа, и пользуются славянским языком. Т.к. и в целой Турции, особенно в армии, в употреблении славянский язык, т.ч. Константинополь не мог быть назван лучше чем праисторическим названием от Царского дома (Царь-град, царский город) на славянском языке. Но и чуть раньше, при Слоданиевом дворе в Египте, солдаты как когда-то циркасы говорили славянским языком. Циркасы, которые на самом деле потомки старых сарматов и с ними говорят на одном и том же языке, завладели Египтом... а этот народ, уже потом под турками, существует и сегодня, перемешанный, разговаривая иллирским языком."

Франо Мария Апендины----так считали в Италии в 1750году.
Вероятно Черкасы самоназвание *своих поганых*-черных клобуков.
Аватара пользователя
Gor24
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 2:54 pm
Откуда: Липецк

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 134