Учебники краеведения (кроме учебников, vlad70, видимо, ничего не читал) здесь не пишут. На форуме обсуждают проблемы, обмениваются информацией, ищут обоснования выдвигаемых гипотез. Нам нужен свет Истины, а не тьма выдумок и мифов.
http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan ... /index.htm Вологодская старина, оглавление 1890, выписки:
Городок Осиновец
Село Подосиновское, что был городок Осиновец, расположено по обеим сторонам р. Юга.
По сообщению 1847 г. 272) [П. Черняева] вблизи Подосиновца равно как и у Спаса на Вохме 273) [О Вохомском городке см. ниже] существовали, по словам старожилов, городки, подобные Кичменскому.
Городок в приходе Михаила Архангела 274) [Сообщ. Е. Кичиным в 1845 г. см. В. Г. В. № 11 в статье о 4-х Халезских приходах]
В ста верстах от Устюга на полдень жила на реке Юге Чудь. Она имела здесь деревянную башню, сажен до 12 высоты (25м) и в 5 сажен ширины, с малыми отверстиями по бокам и с одной дверью для выхода. Эта башня называлась у туземцев «Городком», а от него и нынешний приход Архангела Михаила, где находится башня, именуется Городком.
Городка не стало тому лет 25, он сгорел неизвестно от какой причины. Говорят поселяне, что кто из них покушался разрушить это строение Чуди, тот видел вылетавшие искры от ударов топора и скоро умирал.
Андангские починки и Анфалова могила 279) [В. Г. Вед. 1885 г. № 44-й в статье «Никольский уезд» Историко-экономический очерк Н. П. Нынешний Андангский приход с храмом Происхождения Честных древ]
Во время разрыва Новгородцев с Москвою во главе новгородских приверженцев Москвы в важеской области стояли бояре Никитины и когда попытка вел. князя московского Василия Дмитриевича овладеть Двинскою землею, принадлежащей Новгородцам, не удалась, тогда один из Никитиных Анфал, избегая мести сограждан, пришел с Ваги на Сухону и двинулся к Устюгу. Разбитый Новгородцами у Медвежьей горы Сольвычегодского уезда, он через Устюг вверх по реке Югу направился к системе Камы, но его встретили Вятчане, занявшие места по р. р. Вохме, Ваге и Моломе (Никольского уезда Вознесенской волости) притоками Камы; тогда он остановился при впадении р. Анданги в Юг, где и умер. Спутники его, которым надоела скитальческая жизнь, пристроились на его могиле и основали несколько селений, известных под названием: Андангских починков. Анфалову могилу показывают и теперь в 7 верстах от Дуниловой пустыни, около так называемых Анфаловых ям.
Чудские могилы
В конце 40-х годов были сделаны раскопки в разных местах Устьсысольского уезда так называемых «Чудских могил», а также валов и насыпей в городках затинных «Вотче», «Ужге», «Кибре» и других. При раскопках этих были найдены разные серебряные, медные и железные вещи, стаканы, ножи, косы и проч. и несколько миниатюрных изображений животных, птиц и людей 283) [Вол. Губ. Вед. 1851 г. № 17-й стр. 182-я].
Карииль
Так называется зырянами холм в селении Водча в 80 верстах от г. Устьсысольска. Местное предание указывает на этот холм, как на остатки древнего города Биармии (Пермии). По другим сведениям, здесь был главный город Финнов «Железные врата», где пал Глеб Святославович 285) [Там же].
http://www.booksite.ru/fulltext/ste/pan ... /gda/6.htm «В 15 веке волоковые системы: Юг - Пушма - Кая - Молома - Вятка – Кама; Юг – Ентала – Вохма – Ветлуга; Юг – Анданга – Вочь - Вохма использовали в разрешении трехсторонних конфликтов казанские татары, вятчане и великокняжеские подданные устюжане, а в 13-14 веках – «новгородская вольница» в военно-торговых походах». ПУТИ СООБЩЕНИЯ
http://www.podosinovets.ru/life_of_the_ ... enija.html Сражение вятчан с Анфалом Никитиным происходило где-то на переволоках с р. Юг на Молому. Вятчане, видимо, были враждебно настроены к нему и не желали пускать в свою землю. Разбитые Анфаловцы остались жить в верховьях Юга.