История улицы Богословской
Улица Богословская принадлежит к числу тех городских магистралей, которые появились в Вятке в начале XIX века, когда растущий город уверенно шагнул за естественные границы, очерченные Засорным и Раздерихинским оврагами. На плане 1812 года она, начинаясь у набережной реки Вятки, пересекает город в западном направлении до улицы Владимирской (совр. ул. К. Маркса) и приводит нас к новому городскому кладбищу с церковью во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по имени которой и получила свое название.
Расположенная в северной части города, вдали от центральных магистралей, улица Богословская так и не смогла привлечь к себе внимание городских властей и состоятельных вятчан. К этому можно также добавить ее непростой рельеф - в начале своего пути, между Вознесенской (совр. ул. Ленина) и Царевской (совр. ул. Свободы), улица Богословская резко и неожиданно ныряет вниз в отвершек древнего Луковицкого оврага, создавая застройщикам дополнительные проблемы. Нет, совсем неслучайно Вы не встретите здесь старинных каменных зданий и домов, прославленных именами вятских купцов, писателей или художников. Долгое время улица Богословская была одноэтажной и деревянной. Таких улиц еще и сегодня можно встретить немало в наших городах и селах.
Кто-то скажет: "Совсем обычная, ничем не примечательная улица". И будет прав... Конечно, если измерять "ценность" улиц лишь количеством мемориальных табличек на фасадах домов. Только с этой точки зрения даже у самых знатных улиц Вятки нет никаких шансов устоять перед самой заурядной улицей Москвы или Санкт-Петербурга, на которой жили (служили, ходили, дышали) одни только "герои" и "лауреаты" общенационального масштаба. Вот только кто-то же должен был им готовить, стирать, покупать на рынке продукты и рассказывать в детстве сказки? Не говоря уже о том, что перед Богом жизнь этих людей была не менее драгоценной, чем жизнь отцов города.
Вспомним еще один пример. Как известно, на создание "Сикстинской мадонны" великого Рафаэля вдохновила простая зеленщица - женщина, торговавшая на городском рынке свежей зеленью и овощами, образ которой Рафаэль запечатлел в своем бессмертном творении. Или вспоминим о том, что именно в таких же неприметных кварталах и улицах Вятки выросли преподобный Стефан Филейский (род. в 1830) и преподобный Матфей Яранский (род. в 1855), прославившие наш город город и вятскую Церковь.
К тому же, мы были бы совершенно неправы, утверждая, что улица Богословская вовсе не имела известных "адресов" и "табличек". Имела, причем даже побольше, чем центральные улицы Вятки, вот только об этом мало кто знает. А большинству из нас, увы, даже не придет в голову над этим задуматься. Загадка Богословской улицы открывается лишь тем, кто способен прорваться за границы "рационального" мышления, как "черт ладана" боящегося смерти и из этого страха избегающего всего, что напоминает о ней - например, кладбищ, которые современной цивилизацией вполне осознанно и целенаправленно уничтожаются. Под любыми предлогами и даже без таковых. В этом же ряду - уничтожение старинного Богословского кладбища, о котором было сказано выше и на котором упокоилось такое великое множество вятчан, что табличками в их честь можно было бы, при желании, облицевать все фасады домов по Богословской улице.
Возможно, со временем кто-то из вятских краеведов напишет подробную историю Богословского кладбища и укажет места захоронений наиболее важных для исторической памяти вятчан. Заметим лишь, что земля в северной части города - на старой Казанской дороге при пересечении ее с улицей Владимирской (совр. ул. К. Маркса) - была отведена под новое городское кладбище после Указа Екатерины II от 7 февраля 1772 года. Этот указ категорически запрещал хоронить горожан в церковных оградах, переполненных к тому времени различными захоронениями. Исключение делалось только для духовенства и благотворителей, сделавших в храмы наиболее крупные вклады.
Интересно, что это был уже второй указ императрицы: первый подобный ему указ 1762 года власти проигнорировали. Причем не только в Хлынове, но во всей России. Ведь раньше считалось, что за церковной оградой могут быть похоронены только самоубийцы и другие нераскаявшиеся грешники, "верные" же должны упокоиться в церковной ограде. К тому же так было удобнее творить поминовение почивших - все было рядом: и храм, и погост, и родительские могилы. Но молодая и горячая кровь императрицы-немки желала во всем "порядка", и сопротивляться этому провинция долго не могла. Так в Хлынове возникли Богословское и Ахтырское кладбища.
Но почему земля под первое, самое большое из них, была отведена именно здесь - на старой Казанской дороге? Чем больше задумываешься наж этим вопросом, тем больше убеждаешься в мудрости этого решения и удивляешься тому, с каким вниманием и пониманием народных традиций оно было принято.
Дело в том, что под новое городское кладбище отводилось не пустое место, а земли бывшего мужского Подгорного Богословского монастыря, существовавшего в 1723-1762 гг. Этот монастырь был создан в начале 1723 года по указу вятского епископа Алексия (Титова). В отличие от Трифонова монастыря, в котором в эти годы интенсивно шло каменное строительство, Богословский монастырь долгое время оставался небольшим и деревянным, но был любим вятскими владыками. В частности, больше внимание этому монастырю уделял епископ Лаврентий (Горка, 1733-1737), при котором обителью управлял игумен Лаврентий (Полторицкий). В те годы на территории монастыря располагались два деревянных храма, братские келлии, дом настоятеля и различные служебные постройки.
В 1740 году вятским епископом Вениамином (Сахновским) была дана храмозданная грамота на возведение в монастыре каменной Богословской церкви взамен деревянной, пришедшей в ветхое состояние. К апрелю 1742 года кирпич и все необходимые для строительства материалы были заготовлены, но... работы пришлось отложить на неопределенный срок. Причиной тому, возможно, послужил перевод епископа Вениамина на Воронежскую кафедру (17 января), но еще больше - строительные работы, начавшиеся в Трифоновом монастыре весной 1742 года: сначала здесь был возведены новый Братский корпус и северо-западная угловая башня и, наконец, началось строительство каменных монастырских стен, растянувшееся на многие годы. Искусных каменщиков не хватало, поэтому неудивительно, что строительство каменной церкви в Богословском монастыре затянулось.
Наконец, 8 апреля 1764 года "теплый" придел Богословского храма был возведен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Но неожиданно грянула новая напасть - в том же году неутомимая императрица начала осуществлять реформу церковного управления, в результате которой была упразднена треть русских монастырей, земли которых плавно перетекли через "государев фонд" в руки дворянских родов, особенно много потрудившихся для императрицы. Богословский монастырь г. Хлынова был закрыт, его церковь из монастырской "поверстана" в приходскую, монашествующие переведены в Слободской Богоявленский монастырь, а имущество и книги отвезены в Тобольск и розданы по тюменским церквам.
Все это время каменная Богоявленская церковь стояла недостроенной. Но приходской она оставалась недолго: когда в 1774 году неутомимая императрица потребовала от своих подданных упокоиться за пределами родных приходов, территория бывшего Богословского монастыря была очищена от ветхих деревянных строений и обращена в городское кладбище, церковь же стала кладбищенской. Причем в документе об учреждении кладбища было сказано, что оно отводится, прежде всего, для погребения священно-церковнослужителей и членов их семей. Эта деталь тоже неслучайна: как известно, именно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову были открыты Господом тайны Апокалипсиса, и поэтому духовенство издавна почитало его своим покровителем.
В 1784-1794 гг. вятский купец Стефан Яковлевич Машковцев достроил каменную Богословскую церковь, соорудив в ней сначала теплый придел в честь святого первомученика архидиакона Стефана, холодный придел в честь святого Иоанна Богослова, колокольню и церковную ограду. К сожалению, автору статьи не известны фотографии Богословского храма, но можно предположить, что по своему внешнему виду он был близок другим вятским церквам - его ровесницам: Владимирской, Всехсвятской, Предтеченской - все они были трехпрестольными и однокупольными.
Долгое время кладбищенская Богословская церковь не имела своего штата и потому в течение XIX века не раз меняла "прописку": в 1812-1823 гг. она была приписана к Всесвятской и Знаменской церквам, в 1823-1851 - к Предтеческой, в 1852-1889 - снова к Всесвятской, в 1890-1901 - к Воскресенскому собору. Наконец, в 1901 г. в Богословской церкви была открыта штатная вакансия священника. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось пророческим, так как с началом гонений спасло храм от немедленного закрытия - Богословская церковь была закрыта только в 1936 году одной из последних в городе. Вскоре после этого храм был разрушен, а кладбище "ликвидировано". Все что осталось от него, - одинокая могила большевика Горбачева (ум. в 1906) во дворе средней школы №48. Остальные сотни и даже тысячи захоронений стерты с лица земли, также как и сам Богословский храм - без какой-либо "необходимости". Хотя какая может быть "необходимость" в уничтожении святых для народа мест? Очевидцы рассказывали, что при прокладке в 1950-е годы Октябрьского проспекта, задевшего территорию кладбища, кости и черепа находили так часто, что даже дети перестали пугаться, когда находили их на стройке.
И все же "необходимость" в уничтожении этого кладбища была. По крайней мере, для тех, кто в 1923 году переименовал улицу Богословскую в Советскую - теперь получалось, что "улица Советская ведет на кладбище". А это, ой, как нехорошо! Этим переименованием, по сути, был подписан смертный приговор как самой Богословской церкви, так и кладбищу, на котором упокоились тысячи наших предков. Неслучайно, новая власть постаралась не просто "закрыть" кладбище, но стереть саму память о нем. С годами его территория была перепланирована, густо застроена и "запечатана" зданием Дома культуры им. 1 Мая. В 1990-е годы с переименованием этого ДК в ОДНТ (областной дом народного творчества) круг окончательно замкнулся - скоморохи заплясали на костях священников и горожан, упокоившихся в этом святом и дорогом для каждого вятчанина месте.
Сможем ли мы разомкнуть этот порочный круг?
Священник Александр Балыбердин, настоятель церкви Иоанна Предтечи, кандидат исторических наук
|