Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      История улицы Богословской

      Улица Богословская принадлежит к числу тех городских магистралей, которые появились в Вятке в начале XIX века, когда растущий город уверенно шагнул за естественные границы, очерченные Засорным и Раздерихинским оврагами. На плане 1812 года она, начинаясь у набережной реки Вятки, пересекает город в западном направлении до улицы Владимирской (совр. ул. К. Маркса) и приводит нас к новому городскому кладбищу с церковью во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по имени которой и получила свое название.

      Расположенная в северной части города, вдали от центральных магистралей, улица Богословская так и не смогла привлечь к себе внимание городских властей и состоятельных вятчан. К этому можно также добавить ее непростой рельеф - в начале своего пути, между Вознесенской (совр. ул. Ленина) и Царевской (совр. ул. Свободы), улица Богословская резко и неожиданно ныряет вниз в отвершек древнего Луковицкого оврага, создавая застройщикам дополнительные проблемы. Нет, совсем неслучайно Вы не встретите здесь старинных каменных зданий и домов, прославленных именами вятских купцов, писателей или художников. Долгое время улица Богословская была одноэтажной и деревянной. Таких улиц еще и сегодня можно встретить немало в наших городах и селах.

Схема Богословской улицы

      Кто-то скажет: "Совсем обычная, ничем не примечательная улица". И будет прав... Конечно, если измерять "ценность" улиц лишь количеством мемориальных табличек на фасадах домов. Только с этой точки зрения даже у самых знатных улиц Вятки нет никаких шансов устоять перед самой заурядной улицей Москвы или Санкт-Петербурга, на которой жили (служили, ходили, дышали) одни только "герои" и "лауреаты" общенационального масштаба. Вот только кто-то же должен был им готовить, стирать, покупать на рынке продукты и рассказывать в детстве сказки? Не говоря уже о том, что перед Богом жизнь этих людей была не менее драгоценной, чем жизнь отцов города.

      Вспомним еще один пример. Как известно, на создание "Сикстинской мадонны" великого Рафаэля вдохновила простая зеленщица - женщина, торговавшая на городском рынке свежей зеленью и овощами, образ которой Рафаэль запечатлел в своем бессмертном творении. Или вспоминим о том, что именно в таких же неприметных кварталах и улицах Вятки выросли преподобный Стефан Филейский (род. в 1830) и преподобный Матфей Яранский (род. в 1855), прославившие наш город город и вятскую Церковь.

      К тому же, мы были бы совершенно неправы, утверждая, что улица Богословская вовсе не имела известных "адресов" и "табличек". Имела, причем даже побольше, чем центральные улицы Вятки, вот только об этом мало кто знает. А большинству из нас, увы, даже не придет в голову над этим задуматься. Загадка Богословской улицы открывается лишь тем, кто способен прорваться за границы "рационального" мышления, как "черт ладана" боящегося смерти и из этого страха избегающего всего, что напоминает о ней - например, кладбищ, которые современной цивилизацией вполне осознанно и целенаправленно уничтожаются. Под любыми предлогами и даже без таковых. В этом же ряду - уничтожение старинного Богословского кладбища, о котором было сказано выше и на котором упокоилось такое великое множество вятчан, что табличками в их честь можно было бы, при желании, облицевать все фасады домов по Богословской улице.

      Возможно, со временем кто-то из вятских краеведов напишет подробную историю Богословского кладбища и укажет места захоронений наиболее важных для исторической памяти вятчан. Заметим лишь, что земля в северной части города - на старой Казанской дороге при пересечении ее с улицей Владимирской (совр. ул. К. Маркса) - была отведена под новое городское кладбище после Указа Екатерины II от 7 февраля 1772 года. Этот указ категорически запрещал хоронить горожан в церковных оградах, переполненных к тому времени различными захоронениями. Исключение делалось только для духовенства и благотворителей, сделавших в храмы наиболее крупные вклады.

      Интересно, что это был уже второй указ императрицы: первый подобный ему указ 1762 года власти проигнорировали. Причем не только в Хлынове, но во всей России. Ведь раньше считалось, что за церковной оградой могут быть похоронены только самоубийцы и другие нераскаявшиеся грешники, "верные" же должны упокоиться в церковной ограде. К тому же так было удобнее творить поминовение почивших - все было рядом: и храм, и погост, и родительские могилы. Но молодая и горячая кровь императрицы-немки желала во всем "порядка", и сопротивляться этому провинция долго не могла. Так в Хлынове возникли Богословское и Ахтырское кладбища.

      Но почему земля под первое, самое большое из них, была отведена именно здесь - на старой Казанской дороге? Чем больше задумываешься наж этим вопросом, тем больше убеждаешься в мудрости этого решения и удивляешься тому, с каким вниманием и пониманием народных традиций оно было принято.

      Дело в том, что под новое городское кладбище отводилось не пустое место, а земли бывшего мужского Подгорного Богословского монастыря, существовавшего в 1723-1762 гг. Этот монастырь был создан в начале 1723 года по указу вятского епископа Алексия (Титова). В отличие от Трифонова монастыря, в котором в эти годы интенсивно шло каменное строительство, Богословский монастырь долгое время оставался небольшим и деревянным, но был любим вятскими владыками. В частности, больше внимание этому монастырю уделял епископ Лаврентий (Горка, 1733-1737), при котором обителью управлял игумен Лаврентий (Полторицкий). В те годы на территории монастыря располагались два деревянных храма, братские келлии, дом настоятеля и различные служебные постройки.

Епископ Алексий

      В 1740 году вятским епископом Вениамином (Сахновским) была дана храмозданная грамота на возведение в монастыре каменной Богословской церкви взамен деревянной, пришедшей в ветхое состояние. К апрелю 1742 года кирпич и все необходимые для строительства материалы были заготовлены, но... работы пришлось отложить на неопределенный срок. Причиной тому, возможно, послужил перевод епископа Вениамина на Воронежскую кафедру (17 января), но еще больше - строительные работы, начавшиеся в Трифоновом монастыре весной 1742 года: сначала здесь был возведены новый Братский корпус и северо-западная угловая башня и, наконец, началось строительство каменных монастырских стен, растянувшееся на многие годы. Искусных каменщиков не хватало, поэтому неудивительно, что строительство каменной церкви в Богословском монастыре затянулось.

Епископ Вениамин

      Наконец, 8 апреля 1764 года "теплый" придел Богословского храма был возведен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Но неожиданно грянула новая напасть - в том же году неутомимая императрица начала осуществлять реформу церковного управления, в результате которой была упразднена треть русских монастырей, земли которых плавно перетекли через "государев фонд" в руки дворянских родов, особенно много потрудившихся для императрицы. Богословский монастырь г. Хлынова был закрыт, его церковь из монастырской "поверстана" в приходскую, монашествующие переведены в Слободской Богоявленский монастырь, а имущество и книги отвезены в Тобольск и розданы по тюменским церквам.

      Все это время каменная Богоявленская церковь стояла недостроенной. Но приходской она оставалась недолго: когда в 1774 году неутомимая императрица потребовала от своих подданных упокоиться за пределами родных приходов, территория бывшего Богословского монастыря была очищена от ветхих деревянных строений и обращена в городское кладбище, церковь же стала кладбищенской. Причем в документе об учреждении кладбища было сказано, что оно отводится, прежде всего, для погребения священно-церковнослужителей и членов их семей. Эта деталь тоже неслучайна: как известно, именно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову были открыты Господом тайны Апокалипсиса, и поэтому духовенство издавна почитало его своим покровителем.

      В 1784-1794 гг. вятский купец Стефан Яковлевич Машковцев достроил каменную Богословскую церковь, соорудив в ней сначала теплый придел в честь святого первомученика архидиакона Стефана, холодный придел в честь святого Иоанна Богослова, колокольню и церковную ограду. К сожалению, автору статьи не известны фотографии Богословского храма, но можно предположить, что по своему внешнему виду он был близок другим вятским церквам - его ровесницам: Владимирской, Всехсвятской, Предтеченской - все они были трехпрестольными и однокупольными.

      Долгое время кладбищенская Богословская церковь не имела своего штата и потому в течение XIX века не раз меняла "прописку": в 1812-1823 гг. она была приписана к Всесвятской и Знаменской церквам, в 1823-1851 - к Предтеческой, в 1852-1889 - снова к Всесвятской, в 1890-1901 - к Воскресенскому собору. Наконец, в 1901 г. в Богословской церкви была открыта штатная вакансия священника. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось пророческим, так как с началом гонений спасло храм от немедленного закрытия - Богословская церковь была закрыта только в 1936 году одной из последних в городе. Вскоре после этого храм был разрушен, а кладбище "ликвидировано". Все что осталось от него, - одинокая могила большевика Горбачева (ум. в 1906) во дворе средней школы №48. Остальные сотни и даже тысячи захоронений стерты с лица земли, также как и сам Богословский храм - без какой-либо "необходимости". Хотя какая может быть "необходимость" в уничтожении святых для народа мест? Очевидцы рассказывали, что при прокладке в 1950-е годы Октябрьского проспекта, задевшего территорию кладбища, кости и черепа находили так часто, что даже дети перестали пугаться, когда находили их на стройке.

      И все же "необходимость" в уничтожении этого кладбища была. По крайней мере, для тех, кто в 1923 году переименовал улицу Богословскую в Советскую - теперь получалось, что "улица Советская ведет на кладбище". А это, ой, как нехорошо! Этим переименованием, по сути, был подписан смертный приговор как самой Богословской церкви, так и кладбищу, на котором упокоились тысячи наших предков. Неслучайно, новая власть постаралась не просто "закрыть" кладбище, но стереть саму память о нем. С годами его территория была перепланирована, густо застроена и "запечатана" зданием Дома культуры им. 1 Мая. В 1990-е годы с переименованием этого ДК в ОДНТ (областной дом народного творчества) круг окончательно замкнулся - скоморохи заплясали на костях священников и горожан, упокоившихся в этом святом и дорогом для каждого вятчанина месте.

      Сможем ли мы разомкнуть этот порочный круг?

Священник Александр Балыбердин,
настоятель церкви Иоанна Предтечи,
кандидат исторических наук

Обсудить эту статью на форуме

Вернуться на главную страницу раздела ИСТОРИЯ ВЯТСКИХ УЛИЦ

  
Ссылки по теме:

  • Вернём вятским улицам родные имена!
  • Фотографии Вятки начала XX века


















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru