Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      История улицы Стефановской

      Совершающая свой путь в стороне от центральных кварталов Вятки, улица Стефановская может показаться нам, на первый взгляд, слишком неприметной, чтобы посвящать ей отдельное повествование. Но это только на первый, причём весьма поверхностный взгляд. Своим возникновением она была всецело обязана "регулярному" плану 1784 года и, конечно, не могла сравниться древностью и красотой со Спасской и Московской. Словом, имела вид весьма провинциальный. Такие улицы и сегодня можно встретить в небольших вятских городах - Слободском, Котельниче, Яранске, Кукарке. Летом они утопают в зелени, зимой - в сугробах, осенью на них просто нет лица, но зато весной они дарят столько радости местным мальчишкам, бегущим за корабликами по их неровной мостовой... Одноэтажные дома и дворы, спрятавшиеся за высокие глухие заборы, палисадники и почти обязательная сирень под окном, украшенным резными наличниками.

      И всё-таки окраиной Вятки улица Стефановская не была. Начинаясь за стенами Трифонова монастыря, она вскоре - всего лишь в квартале от Хлебной площади - пересекала улицу Казанскую, главную торговую артерию города, и далее, пробираясь вдоль Засорного оврага, выходила к Владимирской слободке с храмом во имя Владимирской иконы Божией Матери (ныне здесь кинотеатр "Октябрь"). Благодаря такому расположению нередко можно было встретить на Стефановской горожан с других улиц, спешащих в будние дни к рынку на Хлебной площади, а в праздники - к службе в одной из церквей Трифонова монастыря. Когда же в 1864 году на Хлебной площади был построен и освящён величественный Александро-Невский собор, улица Стефановская ещё более привлекла внимание горожан и особенно гостей Вятки.

      Своё название улица получила по имени Стефановской церкви, ранее украшавшей пересечение улиц Стефановской и Казанской. Пожалуй, один из наиболее удачных снимков этого храма был сделан в 1915 году всемирно известным вятским фотографом С. Лобовиковым с крыши "готического" особняка Т. Булычева (ныне здание ФСБ). По нему легко определить точное расположение Стефановской церкви - на месте нового здания Управления внутренних дел. Это был большой приходской храм со стройной колокольней и завершением купольной части, отчасти напоминающими другую приходскую церковь Вятки - Предтеченскую. С той лишь разницей, что Стефановская церковь была двухэтажной, чем заметно выделялась среди большинства городских церквей.

Стефановская церковь (справа) - фото С. Лобовикова

      Расположенная на взгорке за Засорным оврагом, Стефановская церковь прекрасно просмативалась с центральных улиц - Казанской, Московской и Вознесенской - и долгие годы была главным украшением не только Стефановской улицы, но всей юго-восточной части города. До тех пор, пока во второй половине XIX века её красоту не затмил своим величием Александро-Невский собор. С той поры она словно пребывает в его тени. Уже опубликованы очерки по истории большинства городских церквей, а о Стефановской почти ничего нет. Между тем, она хранит немало загадок, разгадать которые нам поможет история этого храма.

      Известно, что Хлынов решительно шагнул за склоны Засорного оврага после страшного пожара 1700 года, уничтожившего почти весь старый город. Здесь, в глубине слободки за Трифоновым монастырём, в 1721 году была построена деревянная церковь во имя преподобного Стефана Пермского - подвижника, просветившего во второй полвине XIV века светом православной веры языческие племена зырян. Город рос, а с ним рос и приход Стефановской церкви. В 1746 году здесь началось строительство нового каменного храма с центральным престолом во имя Донской иконы Божией Матери и тёплым приделом в честь преп. Стефана Пермского. Неожиданные коррективы в планы прихода внёс большой городской пожар 20 июля 1752 года, который уничтожил деревянную Стефановскую церковь и оставил приход без действующего храма. Уже через год после этого пожара - осенью 1753 года - в ещё недостроенном каменном храме был освящён придел во имя преп. Стефана Пермского, а ещё через 10 лет храм был полностью завершён. Но на этом работы не прекратились: в 1764 году в Стефановской церкви был устроен ещё один придел в честь святого великомученика Феодора Стратилата, а спустя восемь лет, в 1772 году, над трапезной храмы был надстроен второй этаж, в котором освятили придел в честь преп. Сергия Радонежского. В 1844-1845 гг. храм был ещё раз расширен за счёт сделанного к колокольне пристроя и наконец обрёл вид, знакомый нам по фотографиям вятских мастеров.

Стефановская церковь (на правой стороне Казанской улицы)

      Во всей этой истории есть немало загадок. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что два святых покровителя Стефановской церкви - преп. Стефан Пермский (1396) и преп. Сергий Радонежский (1392) - были современниками, а Донская икона прославилась заступничеством Божией Матери за русское воинство в Куликовской битве (1380), благословение на участие в которой святой князь Дмитрий Донской получил от преп. Сергия. Удивительна сама близость этих дат. Складывается впечатление, что, выбирая святых покровителей для этого храма, вятские епископы руководствовались чем-то большим, нежели простым желанием увековечить память о его строителях и благодетелях. Словно мы соприкасаемся с посланием из прошлого, хранящим память о важных для вятской истории событиях. Но каких именно? Как могут быть связаны Вятка, Куликовская битва и святые покровители Стефановской церкви?

      К сожалению, официальная историческая наука ответить на этот вопрос пока не может. Обходит эту тему стороной и наиболее авторитетный знаток вятской древности, профессор А.В. Эммаусский, научные статьи которого составляют добрую половину четвёртого "исторического" тома "Энциклопедии земли Вятской". Подробно описывая участие вятчан в набегах на ордынские города и крепости, А.В. Эммаусский не говорит ни слова об их участии в Куликовской битве, с которой, собственно, и наступил перелом в борьбе с ордынским игом. Однако, и о том, что вятские воины в этой битве не участвовали, он тоже не говорит. Это означает, что историк в момент работы над книгой не располагал надёжными источниками информации (прежде всего письменными) и потому оставил этот вопрос без комментариев. Однако признаем, что в середине XVIII века, когда создавался Стефановский храм, вятские епископы, владевшие прекрасной библиотекой древних рукописей, вполне могли располагать подобными сведениями. Мы уже вспоминали страшный городской пожар 1752 года, в котором, как известно, пострадал также и комплекс зданий Архиереского дома. Могли ли погибнуть в нём бесценные рукописи? К сожалению, могли. Тогда ещё более неслучайным представляется нам выбор святых покровителей для Стефановского храма, возведённого вскоре после этого пожара: теперь о том, что не смогла сохранить бумага, должна была рассказать вятчанам сама церковь.

      Допустив такую возможность, мы можем задать ещё один вопрос - вопрос об участии в этом событии преп. Стефана Пермского, который в конце XIV века в отсутствие самостоятельной Вятской епархии был, пожалуй, самым авторитетным и деятельным миссионером в пределах Вятских и Великопермских земель. Не его ли благословением отправились на этот бой вятские ратники? Прямых письменных свидетельств об этом также пока не найдено, однако есть факты, указывающие на то, что преп. Стефан мог бывать в вятских пределах и оказать серьёзное влиние на ход вятской истории. А связанных с этим загадок и того больше.

      Во-первых, вспомним, что наша епархия, созданная в 1657 году с центром в г. Вятке (Хлынове), вплоть до 1799 года называлась Вятской и Великопермской. Вспомним, что основатель первого на Вятке мужского монастыря преп. Трифон, хотя и был по рождению архангелогородцем, но пришел в наш город именно из пермских земель. Более того, читая его житие, мы можем найти немало свидетельств того, что, проповедуя Христа, преп. Трифон нередко брал пример с трудов и подвигов преп. Стефана Пермского - например, в случае с разрушением капища местных язычников. Примечательно также совпадение двух событий: в 1383 году в г. Владимире преп. Стефан был наречён во епископа пермского и тогда же, согласно вятскому преданию, на реке Великой был обретён чудотворный Великорецкий образ Святителя Николая. Собственно, вся жизнь преп. Стефана прошла вблизи вятских земель: родился в Устюге, начал свою проповедь среди зырян с Пыраса (ныне Котлас), где им была устроена первая часовня в честь Николая Чудотворца, в 1386 году путешествовал в Новгород Великий, где испросил защиты от набегов ушкуйников на вятские и пермские земли. Но особенно памятным стал 1392 год, когда соседствующая с Пермью Вятка была разорена татарами, и вятчане в отчаянии нахлынули на соседние пермские деревни, силой отнимая кров и пищу у местных жителей. Тогда преп. Стефан поспешил на реку Лузу и, грозя Божиим судом, убедил вятчан вернуть награбленное, самим же идти походом на ордынские города на Волге. Вятчане поступили по совету преп. Стефана и скоро вернулись с Волги с богатой добычей, восполнив то, что было разорено врагами.

      Был ли преп. Стефан в самой Вятке (Хлынове), призывал ли он вятчан поддержать московского князя Дмитрия в битве 1380 года, мы не знаем. Возможно, ключом к этой загадке может послужить село Кстинино, что в 17 верстах от Вятки. Впервые в истории село Кстинино упоминается в 1615 году как Архангельский погост на Кстинине, то есть небольшое село с церковью во имя Архангела Михаила. Известно, что глагол "кстить" - сокращённая форма от "крестить". Примечательно, что небольшая речка, протекающая через село, доныне называется Иорданкой: то ли от "иордани" - крещенской проруби, то ли от реки Иордан, в которой принял крещение Сам Господь. Отчего же за этим селом закрепилось такое название? Не в память ли о каком-то крещении, особенно значимом для Вятской страны? Например, о крещении местного языческого князя или целого рода, племени? Мог ли совершить это крещение сам преп. Стефан? Отчего же нет? Житие преп. Стефана Пермского не раз сообщает о подобных событиях. Находящийся в 20 верстах от Кстинино город Кирово-Чепецк известен с 1402 года как Никольский погост на Чепце, а значит и село Кстинино могло возникнуть тогда же, во времена преп. Стефана. Примечательно, что первые церкви, построенные в пермских землях, преп. Стефан посвятил Архангелу Михаилу и Николаю Чудотворцу - также, как это было в Кстинино и Чепецке. Вполне возможно, что это совпадение не случайно, и преп. Стефан действительно был на Вятке в решающие для нашей страны годы. Тогда становится возможным объяснить глубокую связь между всеми престолами Стефановской церкви, а сам этот храм предстаёт своеобразным посланием древней Вятки нам, живущим в XXI веке.

      Впрочем, новой власти, захватившей город в конце 1917 года, все эти тайны и загадки вятской истории были неинтересны. 23 сентября 1918 года улица Стефановская была переименована в 8-ую Советскую линию, а 11 июня 1923 года - в улицу Молодой Гвардии. В житии преп. Стефана Пермского есть следующий эпизод: желая обратить язычников, живущих в Гаме, к истинному Богу, преп. Стефан сжёг их кумирницу с идолами и сел на возвышенном месте, ожидая прихода язычников. Язычники с угрозами окружили блаженного, но всё же не посмели его тронуть, так как он обращался к ним с кротостью и дружелюбием, убеждая оставить ненужных идолов. Многие из них с сожалением говорили при этом: "Если бы он сам первым начал, то мы тут же растерзали бы его". В свете этой истории разрушение Стефановской церкви выглядит как месть язычников: хотя и научившихся говорить по-научному, но всё также не принимающих кроткого Бога христиан.

Священник Александр Балыбердин,
настоятель церкви Иоанна Предтечи,
кандидат исторических наук

Обсудить эту статью на форуме

Вернуться на главную страницу раздела ИСТОРИЯ ВЯТСКИХ УЛИЦ

  
Ссылки по теме:

  • Вернём вятским улицам родные имена!
  • Фотографии Вятки начала XX века


















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru