Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      Путин и Трутнев - земляки? или Историческая связь Великого Новгорода, Вятки и Перми

      Несколько лет тому назад журналисты обнаружили в Пермской области деревню Путино и поехали туда искать родню президента России. Никто из деревенских в родстве не сознался, пермские историки отмолчались, и тема, мелькнув на телеэкране и первых полосах газет, постепенно «увяла». Вскоре корни Путина нашли в Ленинградской области, где отыскали его предков-крестьян. Что совершенно неудивительно: значительную часть населения северной столицы составляют выходцы из окрестных деревень. Значит ли это, что совпадение фамилии президента и названия пермской деревни - случайность? А может ли иметь какое-то отношение к пермским Трутневым (Ю.П. Трутнев - Министр природопользования РФ, бывшый губернатор Пермской области) деревенька Трутнево возле Чудского озера на древней новгородской земле? А такая же деревня под Москвой? А на нижегородчине? Что это - случайности или интереснейшая историческая закономерность, еще далеко не познанная до конца?

      Фамилии, связанные с топонимами (названиями населенных пунктов), - своего рода удобные маркеры миграций крестьянского населения и многое могут об этом рассказать. Может статься, например, что все деревеньки Трутнево связаны одной исторической нитью. Очень даже может быть, что предки не только наших деревенских Путиных, но и значительного количества жителей Перми - земляки президента РФ. Рассуждениям этим при желании можно найти доказательства.

      В прямое родство набиваться не будем. Нашим крестьянским предкам и своих достижений хватает. Совершенно не исключено, например, что такие национальные «хиты», как водка и валенки, как раз они и изобрели.

      Мало найдется столь интересных, просто уникальных объектов для исторического исследования, как пермская деревня, русский пермский крестьянин. Загадочно его происхождение, потаен исторический путь. Историки говорят только самые общие слова о крестьянской колонизации Урала, происходившей отовсюду и неизвестно почему.

      Очень слабо изучена крестьянская материальная культура. Например, крестьяне-староверы знаменитой ныне деревни Путино, как и все крестьяне Оханского уезда, занимавшего запад Пермской губернии, поголовно жили в избах... новгородского типа. Почему? Крестьянская изба курьих ножек не имеет, пешком сама не ходит. Раз изба - новгородская, значит, есть основания предположить, что и предки крестьян тоже были выходцы из земель новгородских. Смотрим на карту. Где Оханский уезд и где Новгород - огромное расстояние! Но на западе от Пермской губернии лежит губерния Вятская, множество городов и деревень которой поставлено было новгородцами.

      Кстати, об оханских староверах. Как раз те из них, кто жил в новгородских избах с крепким старинным хозяйством, отличались исключительными физическими характеристиками, статью, трудовой ретивостью. Сеяли в основном рожь, получая самые высокие урожаи. Держали много скота, имели пруды и мельницы. Были свирепо чистоплотны, грамотны, упорны. Не пили. Зажиточны были, умели преуспеть. Если такие мужики пришли с вятских земель, то что они делали в этой темной истории? Да вот как раз то и делали - водку и валенки - с конца XII по начало XVI века.

      Точнее, русские мужики там были производителями сырья для «хлебного вина» - так в средние века называли самогон. Для производства нужна была рожь, зерно которой богаче углеводородами, чем зерно прочих злаков. Нужны были мужики, которые не только кормились бы на земле, а давали товарный избыток. Которые бы подняли целину, создали бы пруды и поставили мельницы. Рожь можно было взять только на новгородчине: на землях всех прочих княжеств озимой ржи в XIII веке не знали и сеяли пшеницу (полбу). Вот рожь и привезли сюда вместе с крестьянами, навербовав крепких и работоспособных, именно - отборных. Наобещали, видно, вербовщики хорошей жизни, мужики и поперли через все русские княжества на восток, на Вятку. Понесли с собой названия своих деревень: Толоканы, Путино, Трутнево...

      Но что интересно: похоже, лет эдак 200, а то и все 300 дала история мужику пожить в труде тяжелом, но свободном. Для выгоды своей пожить. Где могла располагаться средневековая житница? Смотрим на вятские земли. В наших климатических условиях житницу организовать очень непросто. Поэтому самые благодатные места расположены однотипно. Это пойма небольшой реки, текущей с юга или юго-востока. Причем селятся крестьяне издавна на ее мелких притоках, текущих с юга. Особо ценятся места, прикрытые с севера лесистой возвышенностью, угором, как говорят на новгородчине и в пермских землях. Тут хоть чуть-чуть, да теплее, чем вокруг. Значит, земля хоть чуть-чуть, да побогаче. И река потягивает теплый воздух, и малая, поросшая лесом горушка прикрывает от северного ветра. Мелкий приток или вовсе ручей перегораживают, устраивая пруд, а на нем - мельницу.

      Именно такое место имеется к юго-востоку от Вятки, между реками Вятка и Чепца. Чепца течет с юго-востока, ее левые притоки текут с юга. С севера прикрывают Северные Увалы. Названия речкам, похоже, давали именно новгородцы: Светлица, Талица, Сосновица - у новгородцев говор был «цокающий». На картах возделанности вятские земли узким языком выдвинуты на север. Доля возделанных земель здесь - на уровне Воронежа. Если житница уже в XII-XV веках и была, то она была именно здесь. А неподалеку от Вятки - городок Слободской, основанный новгородцами так давно, что и точная дата утеряна. И там находится один из самых известных и старейших в России водочных заводов. А в самой Вятке издавна бытует убеждение, что история русской водки началась именно в вятских землях. Только убеждение, больше никто ничего не скажет. Но именно тут как жили, так деревнями и живут вотяки, которые поголовно с древних лет гонят кумышку, чуть ли не священный национальный напиток, а вот сырье для нее ладить толком не умеют, так как растят только овес. Уже, как говорится, «горячо»... Может, тут так и было поставлено: одни ладят сырье, другие гонят самогон и сами пробуют его. Такая вот оценка качества, а как еще в средние века можно было оценить?

      «Горячо», но непонятно, куда же этот средневековый самогон 200 лет бесследно исчезал, не оставляя столь печально известных социальных следов? Смотрим на карту. Слободской связан старинной дорогой (220 верст) с селом Кай, которое стоит на Каме. Село поставлено опять же новгородцами в незапамятные времена «для торговли вятчан с пермянами». От села Кай, и не раньше, Кама судоходна во всякое время (не для лайнеров, понятно, но на большом плоту проплыть можно). А если самогон шел туда, в пермские земли? Кому и зачем?

      Пермский край тогда населен был разными лесными племенами, самым могущественным, воинственным и богатым из которых был народ манси (вогулы). По обе стороны Уральских гор вогулы владели самыми лучшими охотничьими угодьями и были в тех краях полновластными хозяевами. По уровню вооруженности новгородцы и вогулы тогда были примерно одинаковы, поскольку вогульский лук был мощнее славянского, а всякие щиты-кольчуги в лесу были практически бесполезны: вогул бил в глаз. Кроме того, единодушно отмечалось всегда и всеми, что новгородские экспедиции на восток, в Поморье и на Урал, не требовали содержания значительных и постоянных военных сил. Новгородская республика никогда не тратила больших средств на содержание войска.

      Поэтому о взаимоотношениях с людьми леса лучше было бы сказать так: торговали с ними новгородцы. Высоко ценился северный соболь, хорошо им торговал Новгород с Европой. Но дальше - больше! Из пермских вогульских краев заструился в Новгород ручеек совершенно уж драгоценного товара. Новгородцы повезли серебро. В 1332 году Иван Калита «возверже гнев на Новгород прося у них серебра закамьское».

      Известно, что своих серебряных разработок на Урале не было. Возможно, что «серебро закамьское» - это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах вогулов. И как раз туда, к вогулам, вела торговая дорога с вятских земель.

      Наши предки на вятских землях имели очень серьезный ресурс, причем серебро имелось и у сибирских вогулов, к которым новгородцы уже прокладывали дорожки. Похвально то, что этот ресурс вятчане использовали и для разработки «высоких технологий». Ведь для средневековья изобретение валенок вполне можно считать технологией высокой - даже без кавычек.

      Сейчас иногда говорят, что валенки - подарок русским от татар. Это, думается, неверно насчет подарка, пусть даже в историческом смысле. Татары никогда не делали валенок. Но они, как все степные народы, знали технологию войлокования овечьей шерсти, чего славяне не ведали. Татары имели мягкие войлочные сапоги. Русские, видимо, быстро заметили, что при сушке смоченных войлочных сапог в печи они твердеют и садятся. Что и использовали. По сравнению с войлочными татарскими сапогами валенки имеют новое эксплуатационное свойство: износостойкость.

      На земле Вятской общины русские деревни стояли вперемешку с вотяцкими и даже татарскими. Так что водку русская деревня ладила вместе с вотяцкой деревней, а валенки - вместе с татарской (точнее, с булгарской). С запада границу Вятской общины по реке Вятке «держали на замке» знаменитые вятские речные разбойники-ушкуйники, наводившие ужас на всех соседей, даже на ордынских татар. Своего рода «профессиональная армия» - какое время, такие и формы!

      Никаких феодалов, то есть крупных землевладельцев как будто бы не было, строй - республиканский, выборность - сверху донизу, даже священство выборное. Вот так и жили между Чепцой и Вяткой: землю вздымали, ставили плотины и мельницы, шубы шили, ладили валенки. Хорошо, наверное, жили. Раз московский князь трижды на Вятку ходил, пока не взял.

      Для покорения Вятки в конце XV века была собрана огромная по тем временам армия: до 60 тыс. человек. Больше, чем для похода на Новгород. Ну, казнили двух-трех человек, затребованных князем поименно. Состоялся «развод Вятки», то есть часть жителей и даже простолюдинов и посадских увезли и поселили вблизи Москвы. И что характерно - тут же в Московском княжестве возникает винокурение (и сразу же - в развитом виде) и вводится на нее государственная монополия.

      Конечно, после падения Вятки жизнь всех, населявших вятские земли и задействованных в «серебряном проекте», должна была резко измениться. Ориентированные на «экспорт» отрасли хозяйства стали испытывать серьезные проблемы со сбытом. И чтобы вятские умники еще до чего-нибудь не додумались, Василий III издает ряд указов, касающихся устройства Вятки. Во-первых, было разрешено свободное заселение вятских земель, ушкуйники были изгнаны. По легендам, они ушли по Вятке на Волгу, а оттуда - на Дон, заложив донское казачество, удивительным образом сочетавшее воинственность с хозяйственностью. Во-вторых, началось активное монастырское строительство. И самому крупному монастырю - Свято-Трифоновскому - были отданы земли именно вятского междуречья. Вместе с крестьянами, естественно.

      Раскопки показали, что на пермской земле в XVI веке появляется озимая рожь. Рожь, как известно, по ветру не летает, и птицы ее не разносят. Взяться ржи на пермских землях абсолютно неоткуда кроме как с вятских земель и вместе с вятскими же крестьянами. Уже в XVI веке наши предки начали уходить с «земли обетованной» - Вятского междуречья. Их имущество - дома, пруды и мельницы, мосты и дороги, распаханные земли - видимо, отошло к тем, кто соглашался работать на монастырь.

      А они, неуемные созидатели, начали искать новые места для поселений. И куда такой мужик ни придет, моментально плотинка насыпана, пруд накоплен. На плотинке - мельница, на пруду - гуси. Изба стоит, коровы с овцами пасутся. И рожь насеяна, и ребята наделаны. Ранее безлюдные или малонаселенные места стали наполняться народом, начали возникать новые житницы. Это юг Вятской губернии за Вяткой-рекой, юг новгородской губернии, будущий Оханский уезд и земли по реке Ирень в будущем Кунгурском уезде будущей Пермской губернии. Так в пермских землях встала деревня Путино.

      Понятно теперь, откуда у путинцев новгородская изба. Понятно, что к ленинградским Путиным жители нашей скромной деревеньки имеют непосредственное отношение. Ленинградская область, где жили предки Владимира Путина, - это исторические земли Новгорода Великого, откуда много веков назад в вятские земли ушли наши путинцы. А на юге Новгородской губернии точно таким же образом могла появиться деревня Трутнево. Деревеньки Трутнево, «насыпанные» вдоль всего пути миграции крестьянина, показывают и его сибирскую дорогу. Есть Трутнево в Томской области, есть на Алтае.

      Топонимика является буквально кладезем исторической информации. К сожалению, множество деревень исчезло, и этот процесс продолжается. Еще обиднее, когда уцелевшая деревня переименовывается. Так, недавно в Пермской области переименована деревня Тараканово - из-за неблагозвучности. На самом деле название деревни - Тороканово (торок - торная зимняя дорога). На новгородских землях есть деревня Торок, на вятских - Тороканы, на пермских была деревня Тороканово. Теперь связка Торок-Тороканы-Тороканово оборвана.

      Видим, что прямые ассоциации в топонимике часто надуманны, возникают позднее самого названия. Наша пермская Оса не имеет никакого отношения к насекомому. Сближение фамилии Трутнев со словом «трутень» отменяется старинной деревней Трутнево на Чудском озере, на северных холодных землях, где никакого пчеловодства не бывало. В Косинском районе Пермской области была деревня Трутни. Там были Трутневы (согласно Книге Памяти, призывались на Великую Отечественную войну). В словаре Даля содержится глагол «трутить» - тереть. Отсюда «трутни» - люди, которые трутили (терли) что-либо.

      Владимир Даль со ссылкой на псковский (!) говор дает словосочетание «трутить рыбу - ловить рыбу при мочении льна». Таким образом, фамилия «Трутневы» - одна из профессиональных фамилий: Кузнецовы, Плотниковы, Бондаревы...

      * * *

      Безусловно, в этой статье много версий и гипотез. Но для того чтобы убрать многочисленные «может быть», науке истории необходим постоянный поиск, пусть даже этот поиск будет уделом любителей. Исследование миграции русского крестьянства необходимо для того, чтобы мы своими глазами видели, что нет отдельно пермской, вятской, новгородской, нижегородской истории. Единое историческое пространство России образовано живыми нитями человеческих судеб. Это и есть реальное, а не надуманное единство русского народа при всем его многообразии. В этом смысле мы, конечно, все земляки, но просто иногда забываем об этом.

Андрей ПОНОМАРЁВ, администратор НИАП "Наша Вятка",
студент IV курса ПФ ГУ-Высшей школы экономики

Валентина ОВЧИННИКОВА, кандидат технических наук,
преподаватель высшей математики

Статья опубликована в газете "Новый Компаньон",
№33 (326) от 14 сентября 2004 г.

Обсудить эту статью на форуме

Вернуться к оглавлению раздела ИСТОРИЯ

  
Ссылки по теме:

  • В ближайшее время на всех страницах нашего сайта появятся ссылки на ресурсы сети Internet со сходной тематикой
















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru