Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      История вятско-вологодского города Лальска

      Лальск - древний русский город на севере Кировской области. Все, кто хоть раз посетил его, говорят, что запомнят Лальск на всю жизнь: этот городок с населением около 1000 человек удивительным образом сочетает в себе провинциальность и вместе с этим культурность, а также свою особую, только ему, Лальску, присущую духовность. Несмотря на революции и войны, перемены властей, он сохранил её...

      Основание Лальска как крупного поселения связано с событиями в Великом Новгороде: голод от неурожаев 1568 и 1569 годов и опричный погром в 1570 году, о котором упомянуто в Устюжской летописи: «А когда грозный царь Иван Васильевич казнил новгородцев и своих изменников, будучи сам своею особою в Новеграде, тогда нецыи от граждан совещавшиеся, усоветовали тайно избежати Новеграда и вселитиеся в пусте месте, де же Бог наставит, и тем освободитися от царского гнева и тако оставивше жительство свое Великий Новеград странствовали по лесам, пустыням и непроходимым местам до толе, до нележе достигли Богом наставляемы реки Лалы, в пустом месте течение свое продолжающей от Устюга на Сибирь в разстоянии 80 верст, и ту поселитися. Пребывающе же на том месте начали размножаться и нарекошася по имени реки Лалы лалечана».

      Край, хотя и отмеченный летописцем как «пустое место», к тому времени уже был давно заселен. С древних времен здесь обитали языческие племена, говорившие на финно-угорских языках. Скандинавы, приходившие в IХ-Х вв. на берега Северной Двины и ее притоков, называли их бьярмами, а все земли от Белого озера до верховьев Камы — Биармией. С конца Х - начала ХI вв. землю эту начали осваивать новгородцы. Для них она находилась за давно освоенным ими волоковым путем (по нему протаскивали ладьи от одного водного пути к другому) от Белого озера до Кубенского озера и вытекающей из него реки Сухоны; и они назвали ее Заволочьем, а племена, ее населяющие — Чудью Заволоцкой. Позднее название Заволочье сохранилось за центральной и западной частями Вологодской земли. Ее восточная часть, на территории которой основан Лальск, стала называться Двинскою землей.

      В декабре 1569 года царь Иван Грозный объявил о «великой измене» новгородцев, якобы собиравшихся отрешиться от подчинения Москве, русскому царю и патриарху православной церкви и примкнуть к Западу, к католическому миру, к папской Унии. Царь и опричная Дума приняли решение о походе на Новгород, и в январе 1570 года уже были там. Сотни обвиненных царем в измене были арестованы и приведены на царский суд. После жестоких пыток все они были спущены под лед Волхова: 200 дворян и более 100 домочадцев, 45 дьяков и приказных и столько же членов их семей. Закончив суд и разгромив монастыри, опричники разорили новгородский торг. Все ценные товары поделили между собой, запасы были просто сожжены. Горожан, пытавшихся противиться насилию, убивали на месте. Вот тогда будущие «лалечана» и «усоветовали тайно избежати из Новеграда». По преданию, их было 60 человек, и направились они в Двинскую землю, по давно освоенной их предками дороге. Стоявший на их пути Великий Устюг в то время входил в число учрежденных Иваном Грозным опричных городов; устюжские земли были владениями Москвы — и для опальных новгородцев не было бы там надежного приюта. Вероятно, поэтому они миновали Великий Устюг и ушли от него на восток «в разстоянии 80 верст», за устье реки Лалы».

      На правом, высоком берегу Лалы встал погост: деревянный храм с шестигранным «шатровым» верхом, во имя Св. Николая, и группа простых деревянных домов. Выбор святого для храма не случаен: Св. Николай издавна считался покровителем торговцев и путешественников, а именно таковыми и были пришельцы — новгородцы.

      В Лальске сходились несколько важных торговых путей. На запад — Устюжский тракт, по которому ездили на Устюг, а оттуда на Москву и Архангельск. На восток шел Сибирский тракт, ведущий в Сибирь и оттуда в Китай через город Кяхту. На север шла дорога в Сольвычегодск. И еще один путь проходил рядом с Лальском, — дорога из Вятки через Ношульскую пристань и Лузу. По ней из Вятки возили хлеб. Все эти дороги сохранились до сих пор, хотя и не полностью. Так, из Лальска в районный центр Лузу, ведет та же дорога, что в ХVII веке вела в Устюг. Частью Устюжского тракта является главная улица Лальска, носившая в старину название Большая улица, а в годы Советской власти переименованная в улицу Ленина.

      Торговые люди составляли славу и гордость Лальска, были лицом города. Из Китая cюда везли чай, фарфоровую посуду, жемчуг и шелковые ткани; из Сибири — шкурки пушных зверей; из Архангельска рыбу, деревянное масло, сукно, олово, вино «ренское»; из Вятки — хлеб. Местными товарами были лен пряденый, холсты, крашенина, пестрядь, брань (полотно, тканое узором).

      Лальский купец «гостинной сотни», т.е. именитый, Иван Прокофьевич Саватеев трижды по государеву указу водил торговые караваны через Сибирь в Китай. В казенный караван с «великого государя соболиной казной» входило немалое количество людей. В 1702 году, например, в нем, кроме руководителей и духовенства (22 человека), было служилых людей 53, работных людей 200, купеческих с товарами 565, а всего 840 человек. Возвращался такой караван через полтора года, и приносил солидный доход в государственную казну. Так, в 1710 году он привез деньгами и товарами чистой прибыли на 223550 рублей, что составило около 1/14 всего государственного дохода России на этот год.

      Лальский купец Степан Сумкин открыл в 1829 году бумажную фабрику, сохранившую от разорения и оживившую экономику Лальска, который уже утратил было свое прежнее значение в конце ХVIII века, когда большие торговые пути пролегли в стороне от него.

      В течение ХVIII столетия только в одном Лальске построены семь каменных церквей, не считая построенных по Лальскому уезду, и во многие из них вложены купеческие капиталы. Всего же церквей по району было около 20.

      На средства купца Бобровского И.Ф. в 1712 году построен воспитательный дом для младенцев-подкидышей и богадельня для престарелых и убогих, а два года спустя при этом доме на его же средства построена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи, причем, содержание церкви и священнослужителей Бобровский взял на себя.

      На деньги купцов Максима и Семена Пестовских в 1763 году построена новая каменная церковь в Покровском приходе, в 8 км от Лальска — уникальный образец архитектуры Русского севера.

      На средства купеческой вдовы Татьяны Юрьевой построена Успенская церковь на лальском кладбище.

      Среди лальчан были довольно известные путешественники. Афанасий Чебаевский, лальский купец, один из компаньонов, снарядивший для «морского вояжу» бот «Святой Улиан» из Нижне-Камчатского устья к Америке. В тот «вояж» (1758-1762 гг.) были открыты два острова Алеутской гряды.

      Иван Попов, лальский купец, в 1764 г. снарядил судно «Иоанн Устюжский», совершившее плавание к Ближним и Лисьим островам, в 1767 г. — судно «Андреян и Наталья».

      Николай Григорьев Попов, лальский купец, проживавший в Санкт-Петербурге, — один из основателей ближайшего к Лальску чугунно-литейного завода по Усть-Сысольскому тракту в 1778 году.

      В наши дни о былом расцвете Лальска свидетельствуют его белокаменные церкви. Еще в прошлом веке путешественник, въезжая в город по Устюжскому тракту, следуя по Большой улице, первой из лальских достопримечательностей видел Воскресенский Собор — красу и гордость города. Стройный и легкий, похожий на белопарусный корабль, Собор приметен издали за несколько километров.

      Следом за Собором, чуть дальше, стояли две церкви, как две сестры. Старшая — Богоявленская, похожая на Воскресенский храм пятиглавым верхом и поясом сине-зеленых изразцов: она была построена почти одновременно с Воскресенской церковью. Младшая сестра — Иоанно-Предтеченская, построенная как домовая церковь при богадельне, в 1714 году.

      Самая младшая из Лальских церквей — Успенская кладбищенская церковь. Кладбище устроено было сравнительно недавно, в 1784 году, а до того хоронили лальчан просто при церквях. Успенская церковь построена и освящена в 1796 году. Небольшая по размерам, она стройна и красива, и облик ее естественно и гармонично сливается с вечным покоем кладбища, внося в него ноту светлой печали.

      В 1780 г. указом императрицы Екатерины II учрежден был Лальский уезд, куда входили территория современного Лузского района, части Подосиновского и Коми. Лальск был назначен уездным городом, и для него «высочайше» утвержден собственный городской герб: в верхней части — знак принадлежности к Вологодской губернии, герб города Вологды, а в нижней — две куничьи шкурки в золотом поле, «в знак того, что сего города жители производят значительный торг мягкой рухлядью». Спустя 16 лет Лальский уезд был упразднен, все его земли приписаны к Устюжскому уезду, а Лальск стал городом заштатным.

      В 1890 году городским головой в Лальске стал Иван Степанович Пономарев, человек из купеческого сословия, умный, образованный и энергичный. Годы его главенствования стали для Лальска маленькой эпохой. Заняв пост городского головы Пономарев приступил к осуществлению своей мечты: создать в Лальске сеть учебных заведений наравне с уездными городами губернии. В результате его усилий в начале XX века в городе были открыты мужское и женское начальные училища, четырехклассное городское училище для мальчиков и женская прогимназия. В Вологодской губернии такое состояние образования было в тот период только в Вологде и Великом Устюге.

      Благодаря стараниям Ивана Степановича в здании Земской Управы была открыта городская библиотека, которая в настоящее время носит его имя, а также земская библиотека при больнице. Открылось почтовое отделение, а позже и телеграф.

      Одной из немалых заслуг И.С.Пономарева стало создание своеобразной летописи, а позже и издание книги «Сборник материалов по истории г.Лальска Вологодской губернии с 1570 по1800 год», написанной им по архивным документам, часть которых к настоящему времени уже утрачена. Были собраны материалы и для следующего издания, но написать по ним книгу Иван Степанович не успел. Дом, где жил И.С. Пономарев, стоит и сейчас, это один из старейших домов города.

      Наиболее интересными и ценными из всех сохранившихся памятников деревянной городской архитектуры являются дома самых известных и состоятельных людей Лальска — И.Е.Шестакова и С.М.Прянишникова. И.Е.Шестаков был последним (до прихода Советской власти) владельцем бумажной фабрики наследников Сумкина. Фабрика, основанная С.Сумкиным в 1829 году, была одним из известнейших в России производителей бумаги. Наследники Сумкина имели частных мелких заказчиков во многих городах России. Кроме того, бумага тысячами стоп выгодно продавалась на Нижегородской и Ирбитских ярмарках. В немалой степени своим благосостоянием фабрика обязана трудам С.М.Прянишникова. Двадцатилетним юношей потомственный почетный гражданин Калужской губернии в 1858 году начал службу на фабрике Сумкина в должности бумажного мастера. Впоследствии он был назначен директором, и в этой должности служил до конца своей жизни. Его женой стала Екатерина Шестакова, сестра хозяина фабрики и ее совладелица. Младший брат Сергея Мйхайловича, — известный русский художник из группы передвижников. Не раз он бывал в Лальске в гостях у брата, и здесь написаны некоторые из его картин.

      Особняк С.М. Прянишникова сохранился, и в настоящее время служит украшением главной улицы Лальска. Это красивое двухэтажное здание, верхний этаж которого выполнен в древнерусском стиле, внесено в список памятников архитектуры города. В настоящее время в нем располагается районный историко-краеведческий музей, который в 2000 году отметил свое 10-летие.

      В настоящий момент в фондах музея хранится около трех тысяч экспонатов, здесь побывало более 50 тысяч посетителей.

      Поднимемся и мы по парадной лестнице старинного особняка, откроем дверь с мелодичным звоном колокольчика, чтобы остановить на миг бег времени и прикоснуться к рукотворной памяти о временах и людях ушедших...

      Кажется что здесь, в уютных залах музея, незримо живет память о жизни вековой давности: роскошные кафельные печи, выложенные белой плиткой, высокие двери и потолки, украшенные лепниной — создают ту неповторимую атмосферу богатого купеческого дома провинциального городка России начала ХХ века. У вас есть редкая возможность полюбоваться изяществом и благородством старинной мебели, услышать удивительное звучание музыкальной шкатулки, прикоснуться к пожелтевшим от времени клавишам старинного пианино и ощутить связь времен, взглянув на себя в высокое, чуть подернутое таинственной дымкой зеркало, обрамленное причудливой, искусной резьбой.

      Пройдя по залам верхнего этажа, по узкой «черной» лестнице спустимся на первый этаж. Здесь расположена экспозиция, посвященная северному льну, которым славились здешние места. Лальский лен-долгунец высшего сорта в конце XIX века на международных ярмарках в Брюсселе расценивался выше бельгийского льна, спрос на него был очень велик. Гордость музея составляет коллекция крестьянской повседневной и праздничной льняной одежды.

      В экспозиции представлены все те нехитрые приспособления, с помощью которых из волокон тоненького растения создавалась ткань. Здесь можно увидеть знаменитую кулижную борону, которая осталась лишь в памяти старожилов да в названиях местечек и деревень, коллекцию северных прялок, украшенных резьбой, росписью да зеркалами, и, наконец, ткацкий стан.

      На ткацком стане рождены и роскошные полотенца браного ткачества, сохранившего в своих узорах элементы языческих символов, в своем роде явление уникальное, встречающееся только на русском севере.

      Хранит музей и память о мастерах древних промыслов, изготовлявших нехитрую крестьянскую утварь из лозы да соснового корня, дерева и бересты.

      На всю округу славились гончары из деревушки Заборье (близ Лальска) — семьи Переваловых, Мельчаковых, Гусевых, Ворониных, из поколения в поколение передававших свое мастерство, чьи криночки да ладки бойко раскупались на ярмарках, а сейчас заняли достойное место в музейной коллекции.

      В городе, гордившемся своими храмами, были и золотых и серебряных дел мастера, чеканившие оклады икон. Музей хранит икону работы неизвестного мастера, на окладе которого выгравирована надпись на старославянском: «Сооружена сия икона жителями г.Лальска в память священного коронования их императорских величеств: Государя Императора Александра Александровича и Государыни Императрицы Марии Федоровны, 1883 год, 15 мая».

      Для малых городов музей — это тот особый мир, центр, который собирает вокруг себя людей неравнодушных к своему родному краю, призванных нести в этот мир красоту. Здесь можно увидеть и выставки работ художников, мастеров декоративно-прикладного искусства различных направлений, как Лузского района, так и области.

      Лальск никогда не был «медвежьим углом». Город удивительным образом совмещал малочисленность населения (не более 1000 человек постоянных жителей), провинциальность (в XIX веке он не был больше перекрестком важных торговых путей) и вместе с этим культурность и свою особую, только ему, Лальску, присущую духовность. Несмотря на революции и войны, перемены властей, он сохранил ее. Кто побывал здесь, тот уже не спутает наш город ни с одним другим. Он не Великий Устюг, не Тотьма, не Сольвычегодск, не Вятка, Он — Лальск.

Инфрмация подготовлена с использованием материалов
из фондов Лальского историко-краеведческого музея.
Текст подготовлен: по истории города - Страздынь Ю.Ф., по музею - Симахиной Е.Е.

Обсудить эту статью на форуме

Вернуться к оглавлению раздела ИСТОРИЯ

  
Ссылки по теме:

  • В ближайшее время на всех страницах нашего сайта появятся ссылки на ресурсы сети Internet со сходной тематикой
















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru