Арбузов Вятский » Чт фев 01, 2018 4:52 pm
Буревестник как Первая Ласточка...
* * *
«...Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!...
Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!...
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
Максим Горький - отрывок из «Песни о Буревестнике».
* * *
Гордо реет сегодня наш Буревестник над плачевными последствиями той самой бури, которую он предвещал ещё сто лет назад. Время, как самый строгий судья, показало однако, что Буревестник сей был на самом-те деле Первой Ласточкой воздействия на массы и пропаганды, ещё на заре зарождения российских СМИ, всеобуча и Масс-культуры. И только сегодня нам стало ясно что море, над которым он так гордо реял, есть то самое «море информации» заливающее нас ныне и грозящее превратится в цунами уже для наших детей.
Оборачиваясь в этот юбилейный 2017 год назад и отслеживая причинно-следственные связи, на примере конкретного «пролетарского писателя», поражаешься, как оказывается всё «не просто так» в этом мире и как многим мы сегодня «обязаны» революционерам не столь далёкого (как кажется) 1917 года.
Алексей Пешков одним из первых стал, говоря современным языком — доморощенным, российским, «раскрученным Брендом», проплаченным «Селебрити» от литературы, вездесущим и всезнающим образцом Человека (звучит гордо) да только под чужим именем, точнее под «ником» - «Максим Горький». Кстати этот ник вытекал из предыдущего - Иегудиил Хламида, тоже интересное звено в цепи взаимосвязей, для тех кто интересуется — смотрите сноски в конце статьи. Второй ник - «Горький» стал нарицательным и этим выдуманным именем называли города и веси, его произведения в школах Советского Союза изучали так, как ДО Горького на Руси изучали разве что Катехизис, они выходили миллионными тиражами и предвосхищали интернет своей международной пронырливостью.
Каким же образом удалось подменить Катехизис на Горького? Каким образом даже само имя означающее горечь, удалось ВСЕМ подать как сладость, без которой не обходится наверное и по сей день ни один самый захудалый городишко — ну как же можно жить без улицы Горького?
Например, более чем удивительно что певец самоубийства ( и сам неудавшийся самоубийца стрелявший себе в сердце в юные годы), проник в наши школы как Эталон мысли и Образец Человека. Причём яд популяризации самоубийства, как мы уже лицезреем сегодня на наших детях, оказался тонко скрытым и медленно действующим.
Впрочем начнём с самого начала - с Буревестника. Буревестник как известно очень прожорлив в любую погоду и хорошо чувствуя ветер, своим удачным полётом обязан воздушной волне. Сам буревестник крылышками своими работать не любит — а на собственных ногах так вообще еле держится. Его кормит буря — образно говоря.
Наш Буревестник взлетел в небо тогда, когда управление массами через слово стало первоочередным механизмом управленцев. Когда понадобилась хитрость и «злой гений» способный увлечь за собой умы. Когда на сломе эпохи, на «массы» необходимо было воздействовать изнутри.
Для управления умами надо прежде всего разрушить ВСЕ «старые» ориентиры, причём разрушить «до основанья», что лучше конечно же сделать с помощью бури - а затем на пепелище старого создать нового кумира, который одарённый талантом слова и убеждения будет «вдохновлять на подвиг» своими произведениями, который будет лить бальзам на раны, обещать нам наши мечты...
Для этого нужен сладкопевец который, имея природную одаренность и способности, не имел бы никаких ясных ориентиров кроме того, что выгодно на сегодня. Который будет петь высоким и красивым слогом о чём угодно — вплоть до самоубийства, ну если потребуется. Для этого нужен какой нибудь ницшеанец с щизофренической раздвоенностью личности, то есть фактически без личности, который принципиально не признаёт никаких догматов или сказать проще, человек для которого не только нет ничего святого, но вообще нет ничего однозначного. Кроме денег — разумеется. И такой человек не заставил себя долго ждать, как только подул хороший попутный ветер.
Задачи стоящие перед бурей и Буревестником были схожи по сути, так как исходили от одного заказчика. Незаметно подменить все старые ценности на новые, создать «нового» человека, по «новым» лекалам, читай — создать «новую» религию и наконец - «новую» жизнь, начатки которой мы сегодня уже видим воочию. Для этого надо было разрушить до основанья заветы своих отцов, наплевать на их гробы, поставить под сомнение само сомнение, забыть свои собственные корни какие бы они ни были — будь то национальность, будь то вера, нравственность или просто народная традиция, и высоко рея в небе над всеми этими мелочами жизни, за которые правда отцы заплатили кровью, воспевать ТО, что надо воспевать на злобу дня... Причём воспевать самозабвенно и от всей души и будто бы сострадая. Работать на публику профессионально, на массовость прежде всего, говорить им всем то, что они хотят услышать, поддерживать свой «имидж» бесконечно далёкий от себя самого (как остров Капри от Саратова), жить миллионером и управлять нищими плебеями словом и исподволь, через идеал кумира («супермена»), сами-то ведь эти людишки беспомощны, — вот в чём Горький был первой Ласточкой в нашей литературе — а не только буревестником Революции — как теперь нам показало неподкупное время.
Он был одним из отцов основателей такого творчества, которое «не знает границ» лишь бы «держать нос по ветру» и «быть на волне» популярности и за ним разлилось море разливанное его последователей...которых он в свою очередь и популяризировал и подкармливал не только морально — но и материально (вспомним его Издательство ВСЕМИРНОЙ Литературы) ну ещё бы — а кто же не хочет хорошо кушать или если повезёт жить на острове Капри и иметь мировую славу и быть кумиром? Быть окруженным восхитителями из элиты общества — Шаляпин, Бунин, Ленин (сам «президент»- по современному) и так далее ? Кто ж из писателей не захочет быть таким, как Горький?! Красиво жить, красиво говорить и даже красиво умереть? Люди творческие как известно все со своими «закидонами» и их всё равно заносит иногда не туда... ну что же — в таком случае приходится кончать их жизнь гибелью при трагических или лучше таинственных обстоятельствах. НО ведь это только придаёт пикантность их личности и дополнительную славу их произведениям — ну не в доме же престарелых умирать Буревестнику?
Как писал Горький в своих черновиках, отражая жёсткую и безжалостную суть времени в котором он жил - «Когда враг не сдаётся — его истребляют»... правда время это сломало и самого «Властителя дум» Алексея Пешкова и сам он оказался беспомощной пешкой в чужих руках.
Но даже «сойдя со сцены» он оставил после себя богатое наследство - основные принципы беспринципности заложенные Буревестником и опробированные на деле, как сейчас говорят — «работают» как часы! Только учись да перенимай Тактику и Стратегию. Тактика: Форма превыше содержания! Эффекты и разжигание эмоций и страстей правят бал! Игра на чувствах! Эпатаж! Задушевные душещипательные беседы! Самоубийства и страсти! Забота о простом народе (правда с проживанием подальше от народа — на всякий случай)! Многомиллионные тиражи того, что «пипл хавает»! Свобода и вседозволенность! Разговор о самом святом — запросто и бездумно, а главное - безответственно! Недаром об одном из последышей Горького Бердяеве — один наш батюшка сказал так - «говорит о Боге — а сам — Диавол!» Но понятно что народ, или опять же по современному — «пипл», «хавает» не слова какого нибудь замшелого бородача — а красивые напевы общепризнанного растиражиранного героя дня! Что нибудь остренькое !!! Стратегия: вещай то, что выгодно на сегодня и всё будет хорошо!
Заложенные Горьким «примеры творчества» на самом деле сработали и мы видим как сегодня пишут ВСЕ и ВСЁ и никакие особые ориентиры их не беспокоят. Кроме денег — разумеется. Ну, в худшем случае «лайков». (Впрочем уничтожение любых ориентиров, кроме брюха, в бушующем инфо-море было одной из задач кукловодов того времени, как это осталось и на сегодня.) Популярность любой ценой — «Рейтинг» во главе угла. И это нормально и даже более того — продать свой талант ВЫГОДНО — сегодня это же достижение! А что касается принципов... так ведь их же нет. Нет никаких принципов. Всё относительно как Ницшеанские усы Горького. Были вроде бы на Ницше — а очутились на Горьком — но ведь сработало!
И вот эти-то люди сегодня управляют умами масс. Нашими умами. А их умами управляют те же самые управленцы, которые ещё сто лет назад выкормили на своих умелых руках птенчика Буревестника и порода оказалась удачной, и даже благополучно начала нести золотые яица!
Кто же не может удачно продать свой талант («лузер») тот избавит общество от самого себя разрекламированным самоубийством, как все великие поэты и писатели... ну сопьётся в худшем случае, или разбежавшись разобьёт голову о стену как один из героев Горького, одним словом - погибнет как настоящий Герой.
Продать же (удачно) не только талант, но и своё тело и всю свою жизнь «с потрохами», пока не у всех получается, но это дело будущего и «лиха беда начало» — главное что мы движемся в этом направлении и наш «успех» в принципе всего лишь вопрос времени. «Новая» жизнь не за горами!
Вывернуть самого себя наизнанку, ради красного словца не пожалеть ни матери, ни отца, наплевать на все табу, красиво прозвучать и красиво умереть лишь бы всем было видно, лишь бы всех зажечь светом вырванного сердца, гордо реять над толпой, ведь человек это звучит гордо! Жить — прозрачно! Мы уже видим как наши молодые женщины прозрачно одеваются и становятся ходячей рекламой своей красоты не стесняя себя стыдом — ну не одному же мужу её посвящать или уж совсем дурь — эфемерному Богу — конечно же нет! Отдать себя людям целиком и полностью (ну конечно не бесплатно)! Вырвать своё сердце как Данко (на Ютубе)! Стать «Селебрити» ( и начать жить «как люди» наконец)! И уже как апофеоз своего великого творчества (ну это правда для особо одаренных как Горький) - замутить очередную бурю («движуху») — нехай все подохнут — а я уеду на остров с пальмами - вот она настоящая жизнь!
Красивое словоблудие проникает во все сферы жизни общества не минуя и нашу Церковь. Когда высокопарные слова не только не подтверждаются жизнью говорящего — но явно ей противоречат и являются лишь средством или личной наживы, или фарисейского самовозвышения. Период гонений лишениями сегодня сменился на период гонений излишествами. Торжество буквы над духом, погоня за популярностью, младостарчество, формализм и показуха, интеллектуальное «всезнайство» вместо личной подлинной духовной жизни на практике, вот только некоторые примеры уже наших внутрицерковных проблем на сегодня. И это неудивительно. «Великое» искусство «великих» писателей нашего времени — на самом деле — работает!
* * *
Вместо Библиографии, несколько цитат :
01 Станислав Александрович Смирнов, обозреватель газеты «Нижегородская правда»»
Статья - «Не Пешков я - Иегудиил Хламида!»
«В литературе Алексей Пешков-Горький дебютировал рассказами о подонках общества. Публика была ошарашена восторженным гимном босячеству, которого автор наделил необыкновенными и возвышенными качествами - независимостью, гордостью, душевной щедростью. Горьковский босяк был одновременно и укором, и протестом, и социальным фоном...
Левая пресса, которая, по свидетельству Ивана Солоневича, вся была еврейской, и радикальная интеллигенция встретили челкашей с восторгом. «Могуч и оригинален художественный талант Максима Горького, - писал в 1898 году критик Поссе, - нова и оригинальна та действительность, которая, преломившись в его сознании, переливается в нашем сознании таким поразительным разнообразием красок».
«Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видели ни Толстой, ни Чехов,» - комментировал феномен горьковского успеха другой критик, Дмитрий Философов.
В наблюдении схвачена суть. Переполох, вызванный публикацией первых же рассказов нижегородского выскочки, Философов справедливо именует лестью и модой, сопровождая оценку прилагательными «безмерный» и «сумасшедший». Речь именно о моде, а точнее, психозе.
Причины последнего крылись в настроениях, овладевших во второй половине XIX века радикальными слоями интеллигенции и проявившихся, с одной стороны, в нигилистическом отношении к власти и стране в целом, а с другой, - в симпатиях к ее разрушителям вплоть до террористов. Вспомним оправдание судом присяжных (под напором прогрессивной печати) Веры Засулич, ранившей из револьвера петербургского градоначальника. Или восторги тех же кругов по адресу другой террористки, Марии Спиридоновой, застрелившей жандармского офицера.
Настроения возникали НЕ стихийно. На это работала громадная пресса, а на ту проливался обильный золотой дождь. Пешков-Горький уловил поветрие. И сделав на него ставку, не просчитался. К началу XX века он стал знаменитым. И сказочно богатым.
… (и в наше время - АВ)... Как бы то ни было, культ Горького живет и процветает вопреки объективным фактам и мнению российского читателя, в массе своей от Буревестника отвернувшегося. Впрочем, таких аномалий в нашей жизни много. До духовного исцеления России еще далеко.»
02 Ленин (по свидетельству Горького): "В России нет ни одного умного человека, а если и найдется кто, то непременно еврей или с еврейской кровью".
03 Иоанн Кроншадтский о молодом Пешкове (они встретились в монастыре): «Я знаю — ты возмутитель жизни — ты ходишь возмущая людей...Видел я таких, людям помогать хотите, а себе помочь не можете! Шляетесь, спрашиваете, обременяя совесть чужую, смутьяны, а совесть пастыря отвечает за вас пред Господом! Бог наш – чистоты и ясности душевной требует, а вы засоряете души ближних хитростями словосплетений дьявольских…»
04 Алексей Пешков о монахе схимнике в Задонском монастыре: «Он был там, в земле, под храмом, в котором каждый день многие души, молясь, изнывали под тяжестью грехов своих, и мне казалось, что вся масса их страданий и скорбей падает сквозь отверстия в полу храма в сырой склеп подвижника, падает и давит собою дрянное тело его. И он молится денно и нощно за этих людей, собирающихся в храме над ним, молится за них к Богу, Господину своему, в силу и благость которого – он непоколебимо верует, – молится из-под земли и уверен, что молитва его дойдет до небес...
«Я спустился в склеп под полом церкви... Предо мною было… худое старческое лицо… Я пристально смотрел в его глаза, и меня смущал и удивлял их живой спокойный блеск… Было в них много…ровным светом сияющего огня и много силы, покорявшей меня, опустившегося в эту яму из любопытства – из злого любопытства, в котором была и частица желания смутить мир души человека, отрекшегося от жизни.» »
05 Монах Схимник - Алексею Пешкову: «Держи сердце свое в чистоте, но и, загрязнив его, не отчаивайся... Помни: жив Бог – жива душа твоя! Но если умер Бог в сердце твоем – нет тебе спасения, и погибнешь ты яко червь…»
06 Свт Виктор (Островидов — мощи которого ныне покоятся в Вятке).) цитата из Биографии: "Несмотря на обилие послушаний, иеромонах Виктор продолжал заниматься литературно-богословскими изысканиями. В феврале 1904 года он прочитал в зале музыкального училища три лекции о «недовольных людях» по произведениям М. Горького.Лекции собирали такое количество публики, что зал не мог вместить всех желающих.Первые две лекции (15 и 22 февраля) посетил Саратовский губернатор П.А. Столыпин.В 1905 году лекции были изданы в Санкт-Петербурге отдельной брошюрой под названием: «Недовольные люди»: (По поводу героев М.Горького). Три лекции иером. Виктора».
Цитата из лекции иером. Виктора:
"...Вот, может быть, кто совсем не захочет встать на эту дорогу — т. е. не пожелает улучшить себя, а этого нужно ожидать, потому что эта вещь будет немного потруднее, чем мечтать о различных утопиях жизни; но только пусть эти лица и не морочат других (речь о Горьком и о писателях ему подобных - АВ), а прямо и заявляют: не хотим быть нравственно чистыми, а хотим быть животными «и больше никаких», выражаясь словами героев М. Горького."
07 Esoteric Hollywood. Sex, cults and Symbolism in film” Jay Dyer. 370 pages book.Intro:”What is the solution? It is the realisation of the Real Threat: the entrenched belief that for truth and meaning to be obtained, we must gaze at the gods of Mass Media and kneel as neophyte communicants at the tele-altar-techno-theatrical cathedrals... Modern Man is far from being irreligious, even in our science-driven era. He has simply changed his old priests and gods for new ones, and in Esoteric Hollywood, I will decipher how this had been done.”
Nicolas Laos “Modernism and Perversion” – Observing and studying the History of Modernity, in general, I never stop being appalled by the desacralization of life in the context of modernity, as a consequence of which the modern subject lives in the dimension of time separated from eternity, that is, under the aspect of death...” Перевод мой ** из книги — ГОЛЛИВУД — Эзотерика, секс, оккультизм и символика в сегодняшнем КИНО» — «Что же делать? В первую очередь надо осознать в чём именно состоит настоящая опасность. Она в том, что нам внушили в плоть и кровь нашу, что и смысл, и правду мы можем искать только взирая как на богов, на тех кто нам вещает с алтаря современного теле-техно-храма... а мы должны преклоняться перед ними и падать на колени в восторге от их откровений... Современный человек совсем не атеист, несмотря на то,что казалось бы мы живём в эпоху науки — он просто подменил жрецов и богов на новых, на современных... и в моей книге я буквально разложу по косточкам ( с фактами и цифрами, и именами) КАКИМ ОБРАЗОМ эта подмена была осуществлена.» /// Перевод второй цитаты из книги Николаса Лаоса «Современность и Извращение» — «Наблюдая и вникая во всю историю (того как мы дожили до) Современности, оценивая в общем, я не могу не поделиться чувством непрестанного ужаса испытываемого мною от лицезрения очевидного факта, что вся наша современная жизнь полностью лишена чего бы то ни было святого — десакрализована во всех абсолюдно её проявлениях. Отсюда как следствие современный человек живёт в таком измерении времени, которое отрезано от вечности навсегда. ВСЁ сущее для него только смертно, а сказать точнее — сам образ современной жизни есть смерть..»
08 Любовь, смерть и подвиг в ранних романтических произведениях М. Горького (современная хвалебная статья из интернета — с очень «школьными интонациями»).
«Тема любви, смерти, свободы и подвига присутствует во всех романтических рассказах Горького. Все четыре составные этой темы глубоко взаимосвязаны. Герой писателя идет на подвиг во имя любви и свободы, а финальным итогом подвига становится смерть. «Летальный исход» рассказов необходим для подчеркивания абсолютной преданности героя своей идее. Это исключительность, исключительность его идеалов.»
09 Иван Бунин, «Устами Буниных» Том I, 1919 - «Был у нас Гальберштадт. Это единственный человек, который толково рассказывает о Совдепии. Много он рассказывал и о Горьком. Вступление Горького в ряды правительства имело большое значение, это дало возможность завербовать в свои ряды умирающих от голода интеллигентов, которые после этого пошли работать к большевикам, которым нужно было иметь в своих рядах интеллигентных работников.<...>
Горькому дано в распоряжение 250 миллионов рублей. Подкуп интеллигенции развит до нельзя и чем он контр-революционнее, тем дороже ценится.
Горький вступил в правительство как раз после расстрела офицеров, когда в одну ночь было казнено 512 человек.»
10 В смерти Горького обвинили Ягоду и кремлевских врачей - Плетнева и Левина. Они же, по версии третьего московского процесса, убили Куйбышева, Менжинского и сына Горького Максима. Враги народа были обличены, уничтожение врачей походило ещё и на месть - они отказались подписать ложное заключение о смерти жены Сталина, якобы от аппендицита, хотя она застрелилась. Результаты вскрытия Горького подтвердили несовместимую с жизнью болезнь лёгких. Писатель курил по семьдесят сигарет в день, часто болел пневмонией. Но это никого не интересовало. Место этой странной смерти мемориальным делать не стали. Доска со словами "жил и умер" сейчас - в музее.Статья - "Горького убил вирус ОГПУ."
11 Вот, что писал о Горьком в своих дневниках его собрат по перу К. И. Чуковский: «Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: «Обратите внимание: Горький – пролетарий, а все льнет к богатым – к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде – куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц...» (Чуковский. К.И. «Дневник»(1901г.) М.,»Советский писатель», 1991, с.124.) .
12 В 1931 году Максим Горький вместе с театральным режиссёром В. Мейерхольдом, архитектором Б. Иофаном и другими деятелями подписал письмо в адрес власти с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя, построенный в честь победы русского народа над армией Наполеона в 1812 году. Пятого декабря 1931 года в 12 часов дня главный православный храм России был взорван. Плиты с именами героев Отечественной войны 1812 года были раздроблены и крошками от них были посыпаны дорожки в парках Москвы. Статья Р.Игнатова «Горькое безумие Алексея Пешкова».
13 Максим Горький. «О русском крестьянстве» (1922 год) «Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень... и их заменит новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей. На мой взгляд, это будет не очень „милый и симпатичный русский народ“, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».
14 С Сайта — «Великие люди — Атеисты.» Статья о Горьком. «Сама жизнь приводила его к отрицанию бога. В очерке «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца» он так пишет об этом:
«Я никогда не боялся бога, это я хорошо помню. Все, что мне гово рили о нем, не вызывало у меня никаких чувств к нему. Мне го ворили - на небе живет бог. Не мог я себе представить, чтобы кто-то не боялся жить так высоко и один. Мне говорили, он управляет жизнью и всеми людьми. Но в нашем доме всеми людьми управлял де душка, а не бог… Мне говорили, что бог родит детей, но я чаще слыхал, что это делают женщины».
15 Дни перед смертью. Из воспоминаний.О.Черткова: “За день перед смертью он в беспамятстве вдруг начал материться. Матерится и матерится. Вслух. Я — ни жива ни мертва. Думаю: “Господи, только бы другие не услыхали!” …
«...знаешь я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!!!»
Слова произнесённые Горьким за два дня до смерти.
16 Сергей Есин: «Отсутствием цензуры воспользовались самые бессовестные. Агрессия этих бессовестных сказалась в России самым печальным образом. Я отважусь на такое, может быть, несколько рискованное сравнение.Есть собаки, которых необходимо водить в намордниках, иначе они покусают... А есть собаки, которых можно водить даже без поводка... Такой человек и творец, как Пушкин, конечно, мог обходиться и без цензуры. Он сам прекрасно сознавал, что нравственно, а что нет. Но он замечательно сказал, что талантливый мерзавец в литературе, например, более опасен, чем убийца и грабитель. Действие убийцы одноразово и мгновенно, а действие литературного негодяя массово и распространяется на века...»
17 Иван Солоневич: «...Делала революцию вся второсортная русская интеллигенция последних ста лет. Именно второсортная. Ни Ф. Достоевский, ни Д. Менделеев, ни И. Павлов, никто из русских первого сорта — при всём их критическом отношении к отдельным частям русской жизни — революции не хотели и революции не делали. Революцию делали писатели второго сорта — вроде Горького, историки третьего сорта — вроде Милюкова, адвокаты четвёртого сорта — вроде А. Керенского...
В одной из своих книг, посвященных рождению, жизни и гибели философствующей
интеллигенции, я предложил такую эпитафию на ее могилу:
"Здесь покоится безмозглый прах жертвы собственного словоблудия".
Эта жертва собственного словоблудия -- именно она готовила революцию, а никак не народ. Подготовив революцию, жертва сбежала за границу, а народ остался. »
* * *
* * От Автора - я позволил себе здесь не дословный перевод — а скорее моё толкование совсем не просто так, оно основано на том, что я знаком с источниками — АВ.
Арбузов Вятский.
Вятка. Россия.
Преподобного Трифона Вятского чудотворца/ Собор Вятских Святых — 21.10.17.
Кающийся грешник