Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Ср июл 15, 2009 9:38 pm

skygrad
По меньшей мере надо проявлять хотя бы минимальное уважение к первому вятскому историческому труду, каковым является "Повесть о стране Вятской", и к её автору.
А вот всё, что вы здесь пишете сообща с borgheus'ом, как раз и является фальсификацией чистой воды!
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср июл 15, 2009 10:08 pm

Уважение к СВ=ПСВ питаю, потратил много времени в попытках увязать их содержание с др. данными. Но пришел к неутешительным выводам, - смысла в этом писании почти нет. Оно только затуманивает понимание нашей истории. До сих пор сколь не стараюсь, не могу в полной мере избавиться от влияния этого вируса. Слава Богу, borgheus с Уховым и Серкиным открыли мне глаза. Для меня и, думаю, для многих читателей данного форума, этот вопрос уже решен, и возвращаться к нему смешно. Надо идти дальше.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Ср июл 15, 2009 10:40 pm

Уберечь всех от невежды легче,
чем его самого от него же самого.

Кабус
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Чт июл 16, 2009 4:14 pm

Юстас - Алексу.
Ваше голословное и не подкрепленное никакими доказательствами обвинение в фальсификации истории дурно пахнет, особенно если сопоставить его с последними веяниями сверху. Срочно организуйте ЧК по расследованию антивятской исторической деятельности.
ПСВ и все что из нее высосали - это и есть многовековая фальсификация нашей истории. Это уже давно ясно всем, кто хоть в чем-то разбирается. Изучайте ее по буковке, работы еще надолго хватит, блажен незлобиев Поэт...
Вы пытались дважды привести свои аргументы, но они были обращены против вас же самих - Казак Шешин? Каково?!
А из любимого вами "Cказания о вятчанех" просто торчат Уши фальсификаторов 17 века. Только разбирать всё это нет желания, да и не в тему. Пишите по делу, если что есть сказать, не отвлекайте людей от работы, - здесь создают Новую Историю Вятки.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Чт июл 16, 2009 4:36 pm

Доказательства будут, но не здесь и не сейчас...
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июл 16, 2009 4:51 pm

"Новгород (и Вятка) – зримый пример иного пути развития России. Пример отрицающий неизбежную присущность русскому государственному устройству авторитарных и тоталитарных методов управления. Это вечный укор Москве и угнездившейся в ней бесчеловечной царской власти, раздавившей на Русской земле свободу и демократию. Поколениями ангажированных историков было сделано всё, чтобы скрыть это, оправдать тиранию и всеобщее рабство. Были переписаны летописи, фальсифицированы документы, искажены до полной противоположности факты, написаны тысячи лживых псевдоисторических книг. Да и нынешние историки не спешат тревожить скелеты в родном шкафу, пристраиваются к привычному ещё при царе горохе заданному курсу. Но в 21 веке шило Истины в Интернет-мешке уже не утаишь. Монополия официальных историков уходит в прошлое, у массы людей появляется новое средство получения и обмена информации, что способствует распространению идей и появлению новых исторических представлений".
Догадайтесь, кто написал.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июл 17, 2009 4:18 pm

Узнаю почерк Скайграда, - не в бровь, а в глаз!
В Тульских списках казаков есть фамилии Белов и Костиков, близкие по звучанию к Белых и Костриков. Семья Костриковых приехала на Вятку за несколько месяцев до рождения сына Сергея (будущего Кирова) из Пермской губернии. Известно, что Пермский край заселялся в основном выходцами с Вятки.
Фамилия Белых есть в ранних описях по Котельничскому уезду, - означены как выехавшие из Еренска, который входил в Казанское наместничество. Вспомним также, дер. Белую возле Кукарки, в которой жили Брагины. В Тульском списке есть Бело-брагины, у нас – просто Брагины. Имена Беляй и Беляк встречаются тут и там. Белых могли быть уроженцами д. Белой, которая, как видим, в прошлом была известной казачей станицей. Вероятно, в 16 в. уцелевшие после «развода» средневятских городов казаки проживали в пограничной зоне между владениями Москвы и Казани (по линии Яранск – Кукарка - Уржум).
Вполне возможно, что оба наши героя (имеются в виду С. Киров и Н. Белых) имели своими предками Вятских казаков.
Вот такая За-го-гу-ли-на!
Последний раз редактировалось borgheus Пт июл 17, 2009 5:45 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Tatiyana » Пт июл 17, 2009 5:15 pm

borgheus писал(а):здесь создают Новую Историю Вятки

А я вижу, что это
borgheus писал(а):Вот такая За-го-гу-ли-на!
Аватара пользователя
Tatiyana
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2009 5:55 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июл 17, 2009 5:23 pm

Татьяна, вся наша история сплошная и притом кривая Загогулина.
У Л. Гумилева среди введенных им исторических терминов есть выражение "Зигзаг истории". Это когда история народа на какое-то время отходит от столбового пути развития, и лишь спустя время возвращается на круги своя. Наша история (в том числе и личная, семейная) состоит из таких зигзагов, а в целом получается Загогулина.
Придворные историки задним числом как могут выправляют ее согласно последним указаниям партии и правительства. Получается краткий курс ВКПб, Повесть о стране Вятской или учебник для средней школы. Многие верят, что там написано, или делают вид, что верят. Большинство людей нелюбопытны, остальным на все наплевать.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс июл 19, 2009 11:41 am

У нас был уже один Наблюдатель, а вот теперь появился Зритель. Зрители бывают разные, некоторым, когда что-то не по нраву, начинают свистеть и улюлюкать. Часто такие люди сами не знают причин своего неприятия. Странно, что находятся люди, которым не по нутру высказываемые здесь идеи. Вятская земля начинает осознавать себя, начинает вставать с колен многовекового унижения.
Интересно, кому может не нравится идея первородства Вятского казачества? Вместо пустоцвета ПСВ о колонии неких набожных новгородцев, - конкретный с учетом ВСЕХ имеющихся на сегодня фактов набросок нашей истории со всеми ее сложностями.
Нет мужики, вы не Вятские.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Вс июл 19, 2009 1:16 pm

Типичная реакция сектантов. ВСЕ факты и есть закваска из подборки тенденциозно надерганных хорошо известных данных + выжимки из «кое-кому» известных первоисточников, которые нельзя проверить + досужие домыслы пары проповедников.
А Вятку не присваивайте – она не ваша, а НАША ВЯТКА.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пн июл 20, 2009 3:58 pm

Господа! Этот Зритель - явно пытается устроить провокацию. Правда колет глаза, и кто-то, вызвав на оскорбления, хочет прикрыть данную тему. Если подобный тон продолжится, буду вынужден просить отключить данного "пользователя". Ну, а всем заинтересованным читателям рекомендую скопировать материалы во избежание худшего развития событий, так как давление недоброжелателей вскоре неизбежно коснется и владельца портала "Наша Вятка".
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн июл 20, 2009 5:26 pm

ПОДВЕДЕМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

1. Совпадение десятков фамилий в списках казаков верхнего Дона и одновременных с ними переписных книгах по Вятским уездам не может быть случайным. Оно отражает факт переселения части вятчан на южные границы Московии, известный из сообщений летописей за 1489 г. О каком-то заметном передвижении людей в обратном направлении сведений нет.
2. Тот факт, что в сравниваемых списках отсутствуют фамилии от названий городов Хлынов, Слободской и Орлов, свидетельствует, что городов с такими названиями на момент развода Вятки в 1489 г. не существовало.
3. Из анализа фамилий следует, что на Вятке в конце 15 в. существовали такие города: Колин, Котелнин (Котелно), Кошкар и Микулин. Много раздумий вызвало соотнесение имени Колин с конкретным городом. Сначала ввиду сходства звучания это был Хлынов, затем Слободской. Но после того, как выяснилось, что Слободской – это, скорее всего, Кошкар, а существование Хлынова в 15 в. не подтверждается археологией, имя Колин было окончательно утверждено за Ковровским городищем.
4. Итак, Слободской город по совокупности фактов и предположений имел в 15 в. название Кошкар(ов). Город Хлынов в ту пору не существовал, был построен как новый центр власти на Вятке примерно в 1530 г. путем переселения жителей из других Вятских и Московских городов. (Об этом, кстати, говорится в СВ.) Котельнич, вероятно, до взятия Москвой назывался несколько иначе – по аналогии с Новгородским городом – Котелно. Об Орлове сказать определенно трудно. Возможно, старый Орлов – Балчуг – был полностью уничтожен.
В начале 14 века всвязи с потерей контроля Новгородом Вятской области на Моломе и вероятным притеснением христиан, часть вятчан перебралась в Новгородские и др. соседние с Вяткой земли. В 1359 г. часть их обосновалась на верхней Каме (Чердынь-Вятское городище). Так появились два основных очага ушкуйников, наносивших слаженные удары по булгарам и татарам. Возможно, существовали и другие пункты временного сосредоточения вятчан: на р. Юг, Сысоле и верхней Чепце (Иднакар-Глазов). С началом смуты в Орде и ослабления Булгарии в 1359-60 году они стали постепенно возвращаться на родину, для чего наносили удары по нижней Каме и Вятке. В 1391 году они пережидали некоторое время на Вычегде, чтобы в следующем году вернуться на Вятку и с новыми силами напасть на нижнюю Каму.
На окраинной Вятке, где постепенно собирались остатки древнерусского и отчасти булгарского этносов, сформировалось начальное ядро казачества (Запорожского, Донского). Население Вятских городов составлялось, предположительно, из следующих групп:
а) военизированное сословие Вятичской земли (колбяги, меря-гарачцы) в 11-12 века;
б) Донские бродники (вторая половина13 в.);
в) ушкуйники и новгородцы в 14-15 веках;
в) выходцы из соседней Волжской Булгарии (12–15 в.).
Эти группы к середине 15 в. в какой-то мере перемешались, поэтому можно говорить о формировании более-менее однородного Вятско-русского субэтноса, ставшего в конце 15 в. основой казацкого.
Разделение по вероисповеданию первое время не имело, видимо, принципиального значения при формировании казачих отрядов. Судя по донским спискам, среди казаков было некоторое количество выходцев из окрестностей Карино (бесермен).
Так как население Вятских городов 12-15 веков представляло собой сложный по происхождению и лишь отчасти перемешавшийся конгломерат выходцев из новгородских и других русских земель и прежнего Вятского населения, вероятно, содержавшего в себе выходцев из Булгарии и местных финно-угров, то Вятская земля делилась на части:
Арская, вокруг Чуршинской крепости;
Колынская, вокруг крепости в устье Моломы.
Южная часть Вятки (от Уржума) принадлежала Булгарскому государству.
Мною была высказа такая гипотеза (оговорюсь, не уверен в ее истинности, но пока лучшей нет). В 12 в. на Вятку прибыло военное сословие (около 1000 воинов) из восточной части Вятичской земли, возможно, с территории проживания мери. Эти воины-наемники (колбяги) сложного происхождения (основа - западные славяне) располагались в Слободском городе, имевшем в ту пору булгарское название Колбаган (позже Кошкар) и являлись основой военных сил Арских князей, обосновавшихся на соседнем Чуршинском городище. С принятием ислама эти князья потеряли поддержку христианского населения Вятки, и вынуждены были опираться на местных язычников (финноугров-вотяков) и мусульман (бесермен). Во второй половине 14 века на них обрушился гнев ушкуйников, Чурша была захвачена, Арским князьям и поддерживавшим их вотякам пришлось отступить на другой берег реки в район Карино. Так на северовостоке Вятской земли появилась Вятская республика – Слобода.

Если догадка о происхождении сюжета СВ о взятии Микулицына и Кошкарова от реальных преданий о событиях 1489 г. верна, то можно добавить следующее.
Между временем взятия Хлынова (примерно 20 авг.) и полным разводом Вятки 1 сент. прошло довольно времени, для того чтобы войско подошло к Слободскому-Кошкарову. Очевидно, что его жители не стали испытывать судьбу: часть успела покинуть город и его окрестности, оставшиеся сдались на милость победителей, но, судя по фамилиям, были выселены в сельскую местность (в Вятских описях 17 в. фамилии из Тульского списка встречаются почти исключительно вне городов). Бежать Кошкаровцы могли только на судах вверх по реке, так как снизу двигалась судовая рать устюжан и двинян.
Из раннего варианта текста в ПСВ сохранились туманные воспоминания о городе Кошкарове и Чуршинской крепости, но их для конспирации отнесли к Котельничу и Никульчино. Вероятно, население Кошкара было почти полностью обновлено, и город переименовали в Верхний Слободской. Нижний Слободской город (Микулин), видимо, сильно пострадал, его укрепления более не восстанавливались, и он стал селом.
Можно видеть, что северо-восток Вятки с центрами в Карино и Слободском в первой половине 16 в. сохранял некоторую самостоятельность. Это подтверждает грамота 1522 г. Этот регион, который по моему мнению назывался Слобода, и был основной территорией Вятской казачей республики. Она была нужна Москве до окончательного разгрома Казани. После этого уцелевшие потомки вятчан-казаков были выселены из Слободского города в сельскую местность. Возможно, некоторые из них отделились в Шестаковском городке, ставшем во второй половине 16 в. последним форпостом вольностей на Вятке. Сюда бежали от поборов властей со всех концов. Не случайно в районе Шестаково в 17в. отмечается наибольшая в Слободском уезде концентрация казачих фамилий с Тульского форума. Здесь долго сохранялись своеобразные древние традиции, а мужики Шестаковской округи еще несколько десятилетий назад славились буйным нравом. Многие вятчане ушли в верховья Вятки и Камы. Здесь из них формировался отряд Ермака, а затем уходили и другие переселенцы в Сибирь. Последним испытанием для старых и новых вятчан были события Смутного времени, после чего Вятка превратилась в тихую провинцию и место ссылки.

Северозападная часть Вятки с центром в Колыне попеременно контролировалась новгородцами и булгарами (с 1459 г. Москвой и Казанью).
Учитывая стратегическое значение устья Моломы, отсутствие фамилии Хлынов, а также то, что Ковровское городище существовало до начала 16 века, а укреплений Хлынова 15 века до сих пор не обнаружено, нами был сделать важный вывод, что под главным городом на Вятке, названном в Джагфар Тарихы Колын, нужно понимать Ковровское городище с посадами. Эта крепость была опорной на северной границе Булгарского государства, здесь проживали их представители, губернаторы и послы с охраной. Это подтверждает археология: булгарская, татарская, русская и славяноидная керамика, а также другие разноэтничные находки. Булгары (и казанцы) всегда стремились контролировать Колын, а через него и всю Вятку, ввиду его стратегического положения на пути в Устюг и верховья реки Вятки с их независимым от русских земель выходом через «ничейные» верхне-Пермские земли к Новгороду и Скандинавии.
Однако, нельзя считать крепость Колин (построена по ДТ в 1150 г.) исключительно булгарской или татарской. Булгары (и татары-ордынцы), судя по керамике, составляли только часть населения этого города-крепости. Рядом с ним еще ранее появился втрое больший по площади городок новгородцев (балик Нукрат по ДТ) – Шабалинское городище, где % нерусских находок меньше. Комплекс поселений в устье Моломы со стороны воспринимался как один город с посадами, в 12-14 в. по размерам он был наибольшим городом на Вятке. Новгородцы называли его Молога (по реке Моломе); булгары – Колын (с 1220 по 1304 г., когда булгары потеряли контроль над городом, – Нукрат – Новгород), а отдалённые растоянием москвичи и др. русские – Вятка (по наиболее известной в регионе реке). Последнее название в нашей местности применительно к данному городу не употреблялось, судя по распространенной фамилии Колинин, город назывался Колин (означает - колония, вольное поселение).
В 15 веке в неск. км ниже по реке появился город Котельнич; нельзя исключить, что он был основан прибывшими на Вятку ушкуйниками-новгородцами. Мощные укрепления Котельнич получил только на рубеже 15-16 в., когда, уже при новой Московской власти, стал пограничной крепостью. Граница отодвинулась на юг, город Колин постепенно утратил значение и в начале 16 в. был ликвидирован. Уцелевшие после всех передряг жители Колина, Микулина и отчасти Кошкара были переселены в новый большой город - Хлынов.

Что касается возникновения казачества, то можно сказать следующее. Казаки как явление жизни были в подонье и до прихода сюда вятчан. Но это были "отатаренные" казаки, особые отряды ордынского воинства. В 1390-х годах по всему югу Орды и Булгарии прошелся каток Тамерлана. Часть татар была перебита, часть уведена в плен в Среднюю Азию, остальные бежали на север в Московию. Степи обезлюдели, города Сарайской Орды захирели. Поэтому в 15 в. на Волгу, Дон и Днепр устремились вятские и другие вольные люди, когда их стали притеснять усилившиеся Москва и Казань. Историки Донского казачества отмечали в 19 в. поразительную схожесть диалектов вятчан и казаков. Некоторые общие словечки заметны до сих пор.

***
В настоящее время остро обсуждается вопрос о возвращении г. Кирову «исторического» имени. Таковым без веских оснований считают «Вятка». Но, как мы выяснили, это не так.
1. Первоначальным названием города во всех известных документах 16-17 в. является «Хлынов». Основан он был около 1530 г. на пустом месте (поле Балясковом). В непосредственной близости от его первоначального расположения находилось древнее славяно-вотское поселение язычников 9-15 веков. Жизнь на нем прекратилась, вероятно, в следствии разрушения русскими, предположительно, в начале 15 в. Как называлось это село, – неизвестно (вариант – Кукмор?). Прямой преемственности его с городом Хлыновым нет.
2. Имя Хлынов произошло от видоизмененного булгарского «Колын», что в свою очередь является слегка искаженным от славянского «Колин».
3. Город Колин в устье Моломы в отдаленных от нашего региона русских землях звали Вятка (по известной реке). У нас же это название вряд ли в ту пору применялось. Можно предположить, что только с прибытием в наш регион переселенцев с центральной России в 17-18 в. это название стало иногда употребляться в обыденных разговорах в качестве второго (неофициального) для главного города на реке Вятке. И лишь впоследствии оно было утверждено указом.
4. Так как прослеживается факт переноса города Колина на место Хлынова, а также учитывая, что в 14-15 в. город в устье Моломы иногда звали Вятка, то переименование Хлынова в Вятку имело под собой некоторые основания. Правда, оговорюсь, название Вятка употреблялось в отношении города Колина лишь сторонними людьми.
5. Имена Вятка, Хлынов и Киров – все равнозначно исторические. Вятка – значит Великая река, возможна связь этого слова с именем верховного божества германцев и западных славян – Вотан-Один. Слово Вятка из-за ассоциации с местностью вокруг города Колин на реке Вятке получило дополнительное значение – Клин: клин земли врезавшейся в чужие владения, а также боевой клин – вятка-ватага. Хлынов – оригинальное имя для новопостроенного в 16 в. города. Киров – наш земляк, популярная в свое время личность. Кроме того, есть христианский святой Кир.
Таким образом, название нашего областного центра должны выбрать сами жители города после ознакомления с полной и всесторонней информацией по его истории. К сожалению, этого не происходит, и вся дискуссия сводится к политическим спорам, исходя из часто случайных личных предпочтений.

* * *
Многие материалы в данной теме форума имеют эксклюзивный характер. Можно даже сказать, что сделан важный шаг в осмыслении нашей истории. Отныне уже никто более не имеет право повторять избитую фразу: «нет ничего темнее истории Вятки…». Тьма из наслоений многовековой лжи основательно рассеяна. У Вятской земли есть своя героическая история, не похожая ни на чью.
Благодарю всех принявших участие в обсуждении, особая благодарность г. Борхеусу, и авторам, идеи которых были здесь использованы; а также владельцу данного Интернет-рессурса за предоставленную возможность высказаться достаточно откровенно.

Е. Х.
Слободской город – Кошкар.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Чт июл 23, 2009 12:11 pm

Вы тут себя так вознесли! Ну, умнейшие люди! Никто не имеет права сомневаться в вашей правоте. И Вятка-то уже к Кирову никакого отношения не имеет! И как же теперь говорить: "вятские- парни хватские" или колынцы. Вы как-то культуру стороной обошли. В местном фольклоре ваша теория вятской, то бишь, колынской истории почему-то никак не отразилась. Объясните.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июл 23, 2009 3:17 pm

Местный фольклор сохранился только у Вятских вотяков. Это само по себе очень примечательно, - свидетельствует о смене населения. Христианскому люду, большей частью прибывшему со стороны, за 500 лет промыли основательно мозги. Предания Слободских удмуртов говорят следующее: их предки совместно со славянами-язычниками проживали на месте Александровского сада в Кирове (археологами здесь выявлено "Вятское городище" 9-14 в.); за 52 года до прибытия на Вятку войска Белого царя (1437?), это поселение было взято штурмом и разрушено русскими, поклонниками Бога Николы. После чего уцелевшие вотяки ушли на восток и поселились возле Карино. Белый царь покарал плохих людей, - кого посек, кого повесил, кому голову отрубил. А вместо них прислал хороших русских. К сожалению, у меня нет точной выписки этого опубликованного лет 100 назад текста, а только пересказ.
ПСВ косвенно подтверждает эти предания. Новгородцы (вероятно, ушкуйники конца 14 в.) поселились первоначально в Микулицыном городке, название которого как раз и говорит о поклонении св. Микуле (Николе). Затем они стали распространять свое влияние в направлении Волково, а затем на левый берег Вятки, где им так и не удалось закрепиться (поставить свои церкви и поселения). Первым христианским поселением здесь стал Хлынов. Случилось это, по словам составителя ПСВ, спустя много лет, - однако дата основания города не названа.
Думаю, ответил на некоторые ваши вопросы.
Особо умным себя не считаю, пришел к данным выводам только-только в ходе работы на форуме. Разобраться в тайнах истории теперь может почти любой, было бы желание и время. Многие кировские краеведы, располагая информацией, давно обо всем догадались, только помалкивают. У меня ученых званий нет, зарплату за свои труды не получаю, а потому могу писать, что приходит на ум. Если ошибаюсь - пусть поправят, только аргументированно, а не огульно всё отрицая.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Пт июл 24, 2009 4:07 pm

skygrad приводит такую цитату:
Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы?

borgheus пишет следующее:
Орловский уезд, Котел. уезд: Деревни Казаковская. Слободской уезд: Деревня Казакова и др. подобные топонимы к югу в "Диком поле".


Тогда уважаемые знатоки вятской истории может быть расскажут нам, что это за казаки такие часто упоминаются в вятской переписи 1646 г. (другие пока не смотрел):
Орловский уезд. Кудинская волость
л.41
Деревня Высокое
(в) Мокейко Иванов сын Шахторин с сыном Ерасимком, Ерасимко женат да половник ево Захарко Осипов сын Вахторин з детьми Силкою да с Федотком, Силка 12 лет, Федотко 20 лет да наемной казак Парамонко Родивонов сын Гордеев 12 лет
(в) Савка Лазарев сын Шахторин з братом Никиткою, у Савки сын Левка 6 лет, у Микитки сын Софронко году половник ево Харка Григорьев сын Усьнин женат // да наемной казак Мартынко Третьяков сын Соснин 13 лет

Починок Тиханка Мостовицкаго
л.43
(в) Ондрюшка Гуляев сын Мурущев с сыном Ромашкою, Ромашко 5 лет да наемной казак Сенька Яковлев Гложилин 14 лет

л.45
Починок Фомки Новоселова
(в) Ортюшка Клементьев сын Новоселов з братом Гришкою, оба женаты, у Ортюшки сын Ярасимко 4 лет да казак Карпунка Онисимов сын Руских 8 лет

л.50
Деревня Семеновская
(в) Тренка Васильев сын Хохлов с пасынком с Еф//тифейком Ивановым сыном Полушина, Ефтифейко 4 лет да наемной казак Куприк Данилов сын Мотырев, Куприк 13 лет да половник ево Ондрюшка Ларионов сын Муранов с сыном Ерофейком, Ерофейко 10 лет

Котельницкой уезд. Куринская волость
л.581
Починок Меншичка Шипицына
(в) Фетка да Давыдко Меншиковы дети Коротаева, у Фетки дети Микитка 10 лет, Ондрюшка 2 лет, у Давыдка сын Ондрюшка // 4 лет у него ж живут наемные казаки Мокейко Григорьев сын Черного 18 лет да Мартынко Оникеев сын Рябева 18 лет

Слободской уезд. Холуницкой стан
л.827об.
Деревня Одеговская
(в) Тренка Федосиев сын Милчаков дети ево Демка женат да сын Аввакумко 6 лет да Петрушка 4
л.828
лет да наемной казак Онисимко 8 лет

л.842
Деревня Игнатьевская
(в) Ондрюшка Трофимов сын Городилов сын его Ивашко 11 лет да у нево ж живет в казакох Ивашко Фадеев сын Меншиков женат

Слободцкой уезд. Лужановской стан
л.857
Деревня Дениска Яковлева сына Гарасимова
(в) Павлушка Петров сын Чернево да сын ево Минка 5 лет да наемной казак Тренка Кордягин 15 лет

Слободской уезд. Сырьянской стан
л.939об.
Деревня что был починок Моколдин
(д) пуст Захарка Усцова, Захарко умер лет
л.940
з 20, а дети его сошли в Сибир и живут в Толзском в казакох

л.982об.
Деревня что был починок Яринской Шулмина
(в) Сенка Иванов сын Мокеев сын его Гришка женат
л.983
у Сенки же живет в казакох Юрка Олексеев сын Глухово 25 лет

л.1024
Починок что было займище Максимка Ужегова на колодезе
(в) Родка Сергеев сын Глазырев с сыном с Пронкою, Пронка 5 лет да у него ж живет казак Фетка Иванов сын Желдаков с Сысоли 20 лет да у нево живет робеночек Логинко Офонасьев // сын Мизинец 6 лет

л.1030
Хлыновского уезду Успенсково монастыря волость Вобловицкая, а в ней погост над рекою Вяткою, а на погосте церкви церковь во имя гда бга спса ншего иса хрста да в пределе покров пресветей бгдцы да в пределе ж Семиона Столпника, церковь Ильи пророка
л.1030об.
(в) свещенник Иван да у него сын свещенник Артемей, у Ортемья детей Тимофейко да Левка, Тимофейко 11 лет, Левка 2 лет да у нево ж живет казак Микитка Иванов сын Ляпунов женат
(в) поп Родион с отцом с Кузмою Яковлевым сыном Хлобыст да у него ж живет казак Гришка Архипов сын Пенежанин да у нево ж живет Ивашко Христофоров сын Ивашко 13 лет
(в) церковной дьячек Первушка Ильин сын Искиндерев з детми с Феткою да с Ивашком, Фетка женат, Ивашко 15 лет у нево ж живет племянник Онтонко Аврамьев сын Искин//дерев, Онтонко 11 лет
л.1031
да у нево ж живет казак Зиновко Дорофеев сын Поздяков да у нево ж живет Ондрюшка Яковлев сын Клепиков, Ондрюшка 3 лет

(РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Орлов. № 1.)

Хлыновского уезду стан Чепецкой
л.326об.
Деревня вниз речки Гремячки
(в) Первушка Анофреев сын Ардашев з детми с Никифорком, у Никифорка сын Петрушка да Микитка, Петрушка девяти лет, Микитка двунатцети лет
л.327
да у него ж казак Ивашко Третьяков сын Косаткин дватцети лет

(РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. 519.)
К сожалению, пока не обработана кн. 518 по станам Спенцынскому, Березовскому и Волковскому Хлыновского уезда.

И в связи с этим вопрос - имеют ли данные казаки отношение к топонимам типа Казаков, Казаковский, Казаковцевы и антропонимам Казаков и Казаковцев, которые также достаточно широко представлены в данной переписи?

Орловский уезд. Кудинская волость
л.70
Деревня Казаковская
л.88
Деревня Казакова

Слободской уезд. Верховской стан
л.774
Деревня Казакова на ручье

(РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Орлов. № 1.)

Хлыновского уезду стан Великорецкой
л.9
Деревня Михайловская Казакова

Хлыновского уезду стан Чепецкой
л.263
Деревня Казаковская
(в) Гришка Якимов сын Казаков, Гришка женат

(РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. 519.)

Орловский уезд. Кудинская волость
л.120
Починок Михалка Чермново
(в) Шестачко Михайлов сын Казаковцов з детми...
(в) Якун
л.120об.
ка Михайлов сын Казаковцов з детми...
(в) Офонка Михайлов сын Казаковцов з детми...
(в) Симанко Юрьев сын Казаков
л.121
цов з детми...

л.135
Починок Лаптевской
(в) Баженко Меркурьев сын Лаптев з детми...
у нево ж живет Власко Елфимов сын Казаков, Власко 13 лет

Котельницкой уезд. Поломская волость
л.298
Деревня что был починок Барановской
(в) Сергушка Иванов сын Коромыслов з братьями...
л.298об.
у них же Якунка Федоров сын Казаков з братом...

Котельницкой уезд. Молотниковская волость
л.412
Займище Обводное
(в) Левка Симанов сын Бушин з детми...
л.412об.
у него ж живет Сенка Елфимов сын Казаков з братом...

Слободской уезд. Чистянской стан.
л.881об.
Деревня Боброва
(в) Юрко Терентьев сын Черменинов да внучата Родка да Филка Лу
л.882
кины дети Казаковы, Родка 6 лет, Филка 4 лет

л.885
Деревня Юдинской
(в) Естифейко Леонтьев сын Казаков з детми...

л.910об.
Починок Завалинской на речке Осиновке
(в) Самылко Васильев сын Казаков да сын его Филка 10 лет

л.923
Деревня Лекомская, жил Офонка Лекомской
(в) Якимко Иванов сын Казаков с сыном Фомкою, Фомка женат
у него же живет племянник Петрунка Емельянов сын Казаков 6 лет

(РГАДА. Ф. 137. Боярские и городовые книги. Орлов. № 1.)

Хлыновского уезду стан Великорецкой
л.6
погост Медянской
(в) Ивашко Тимофеев сын Казаков с сыном Савкою, Савка пяти лет

л.8
Деревня Воробьевская
(в) Еремка Семенов сын Казаков з детми...

л.11
Починок Мишки Ортемьева сына Казакова
(в) Мишка Ортемьев сын Казаков с сыном...
(д) Стенка Семенов сын Казаков з детми...
(в) Гаврилко Семенов сын Казаков
л.12
у нево ж живут племянники Омелка да Ивашко Власовы дети Казаковы...

л.24
Починок Вятчанина Васки
(в) Фетка Гаврилов сын Казаков с сыном...

л.26
Починок Онтоновской
(в) Илимка Михайлов сын Казаков з детми...

л.139
Деревня Ожеговская и Сыкчинская
(в) Володка Мартынов сын Костин...
да у него живет Филка Семенов сын Казаков...

л.229
Хлыновского уезду стан Чепецкой, а в нем погост на Сизеневой горе...
л.231
(в) бобыль Омелка Федотов сын Казаков з детми...

Крестовоздвиженский Чепецкий монастырь
л.482
Починок Сулоевской
(в) Ондрюшка Яковлев сын Долгово з детми...
у Ондрюшки живет Савка Федотов сын Казаков з детми...

л.488
Займище того ж монастыря
(в) Савка Федотов сын Казаков з детми...

(РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Кн. 519.)
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пт июл 24, 2009 4:36 pm

Цитата из этой темы за 16 марта 2009
Виктор писал(а):Казаки на Вятке были, с этим никто не спорит. Говорят Ермак бывал в Кае. Казачество - пограничное население - перемещалось к Югу и Востоку, по мере расширения границ государства.

Деревня Казаковцевы получила название по фамилии жителей. Но когда и откуда произошла фамилия, это другой вопрос.
Кстати, казаками на Вятке называли еще и вольных наемных работников.



Кстати, почему-то А.А. Спицын в своем очерке по истории землевладения "Земля и люди на Вятке в ХVII столетии", эту категорию не охарактеризовал и даже, насколько я помню не назвал. Интересно, чем отличалась эта категория людей от половников, бобылей, кортомщиков и пр.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт июл 24, 2009 4:46 pm

Спасибо за проделанную работу. Мне кажется, даже и прибавить уже нечего. В глазах пестрит от вятских казаков! Теперь даже Фоме Неверующему стало ясно, что казаки у нас были. Казак - это вольный по происхождению человек. Поэтому казаками звали даже детей. (Они могли наниматься на работу, но могли при желании кинуть хозяина). В 17 в. почти все население России было зависимым, крепостным. Но сохранялась некоторая прослойка свободных людей. Из них формировались военные силы (прежде всего, казацкие), в том числе для освоения окраин расширяющейся империи. Правители были заинтересованы в сохранении этого контингента населения. на Вятке, исходя из ее истории, таких казаков было еще довольно много и в 17 в. Казак - не прозвище, а констатация принадлежности к сословию. Разумеется, постепенно казачье прошлое забывалось, превращалось в пустой звук, но что-то оставалось. Слово "казак", означавшее первоначально принадлежность к вольному военизированному сословию, превращалось в прозвище вольнонаемного человека. Этот процесс как раз и фиксируют переписи 17 в.: сначала казачьи поселения "Казаковские" деревни, фамилии "Казаков", а затем - казак-наемный работник. Кстати, эти казаки вряд ли пахали землю, скорее, выполняли какие-то иные функции - например, охраны земель и угодий, перегон скота, извоз и т. п.
Спицын и прочие историки прошлого не замечали многого, что видно теперь.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июл 24, 2009 7:51 pm

Может создаться неверное впечатление, что потомками вятчан 15 в. являются лишь счастливые обладатели вычисленных из сравнения списков казачьи фамилии. Это не так. Во-первых, далеко не все фамилии можно определить таким путем. Во-вторых, вместе с фамилией от отца к сыну однозначно передается лишь только одна (из 46) Y-хромосома. Остальные, в том числе определяющие детали внешности и черты характера, рассеиваются среди всех потомков, включая женский пол, более-менее равномерно. Так что обладателями «казачих» генов являются все носители известных вятских фамилий. Вообще, у земляков в генотипе много общего. Даже если вы приехали со стороны, но женились на девушке с местной фамилией, то ваши дети будут по генотипу наполовину вятскими, а внуки – уже на три четверти. Правда, надо помнить, что внешние добавки постепенно меняют местный генотип, но при этом процессе нельзя исключить естественный отбор: «чуждые элементы» рано или поздно покидают регион, - он им не по душе. Происходит самоочищение, возвращение к какому-то природному Вятскому типу.
В-третьих, надо иметь в виду, что фамилии очень часто видоизменялись, иной раз до неузнаваемости. Это прослеживается при сравнении переписных книг. Обычно меняются одна-две буквы, окончания: ин, ов, ых, ский. Взять, к примеру, подсказанного нам «агентом Алекс» Казака Шешина. На Дону фамилию записали как Шушин. На Вятке со временем переделали в Шишов, Шихов, возможно, Шушканов. Тогда как все это одна фамилия, изначально – Шешин, от имени Шеша, по-еврейски Шестой, вариант христианского имени Сысой. Казачими могут быть Вятские фамилии Кошкин, Кошурников и др. с основой КОШ и КАШ. Надо разбирать конкретные родословные. Кстати, ловкие «краеведы» делают бабки на этом: от 180 тыс. до 1,5 млн руб. за то, чтобы найти всех ваших предков.

Об Орлове. Есть вятская фамилия Бельтюгов. Ее смысл и происхождение толком никто не знает. По-моему, она могла быть дана выходцам из городка Орлова 15 в., когда его называли Балчуг. Фамилия Балчугов встречается, но не у нас. Интересно, что казаки глаза называют бельтюками. Возможно, на Вятке, по казачьему говору, фамилию Балчугов переделали на Бельтюгов. Что это дает? Город был, но звался Балчуг, от булгарского балик – небольшая крепость, пригород. Он был форпостом на востоке Колынской волости. Не случайно в летописях в событиях 1450-х годов упомянуты только три вятских города: Колин (Хилин, "Хлынов"), Орлов и Котельнич. В 1489 г. Орлов не упомянут, а Котельнич - мельком, как место сбора войск. Колынская волость уже была в ту пору под рукой Москвы, новый поход был направлен на Арских князей, Микулин и Кошкаров-Слободской.
Последний раз редактировалось borgheus Вс июл 26, 2009 1:48 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Пт июл 24, 2009 9:36 pm

Кто-нибудь сможет объяснить нам всем, наблюдающим за этой вакханалией, какое право имеет <censored by Admin: оскобление> в такой хамско-пренебрежительной манере упоминать имена замечательнейших вятских историков? Да и не имена вовсе, а какую-то прочую аморфную массу.
Давайте, наконец, вспомним!

Александр Степанович Верещагин
Александр Андреевич Спицын


Жаль, что сегодня ни у кого не хватает смелости переиздать их труды одним сборником, так чтобы они стали доступны всем вятчанам.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron