Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср июл 01, 2009 12:46 pm

В ДТ есть сообщение о приходе на Вятку Московского войска в 1478 г.: «Когда русские подошли к Колыну, то обнаружили среди защитников города Урака с пятью сотнями его казаков и грамотой Мохаммед-Амина на защиту этой булгарской крепости. К сожалению, колынцы быстро изнемогли, перессорились и, поверив лживым обещаниям русских не трогать города в случае высылки Урака, заставили его покинуть крепость. Урак выехал из города со снохой Ганикея Марьям и 200 жителей, пожелавших остаться под властью Булгара». Итак, мы видим, что городок покинули 500 казаков (очевидно, составлявших охрану казанского посла) и 200 жителей. Всего в крепости могли временно укрываться (исходя из ее размеров 1 га) до 3000 человек. После ухода части защитников город был взят.
Поход Москвы на Колын 1478 г. в ДТ явно отличается от похода описанного в наших летописях под 1489 г. (кстати, не упомянутого в ДТ). И наоборот, события 1478 г. касающиеся Вятки описаны в наших летописях крайне противоречиво и неполно (см. Ю. Алексеева). Сначала идут рассказы о приходе на Вятку казанцев и их попытке пройти далее на Устюг. Возможно, Казань хотела нанести отвлекающий удар, когда основные силы Москвы были заняты разгромом Новгорода Великого. Из этой затеи ничего не вышло, но, похоже, устье Моломы осталось за казанцами. С началом судоходства в конце апреля Москва предприняла поход на Казань. Есть сведения, что часть судовой рати шла с Устюга через Вятку. По ДТ в этом году состоялась передача Колына от Булгара Москве. Ю. Алексеев пишет, что осенью этого года на Вятке находилось Московское войско под командованием тех же воевод, что пришли сюда весной. Это подтверждает сообщение ДТ о присутствии в Колыне отряда казаков Урака, который стоял в Колыне (по крайней мере) с зимы для защиты интересов Казани на Вятке, но весной был вытеснен московским войском, которое оставалось здесь до осени. Взятия Вятки под полный контроль Москвы в этом году не произошло. В лучшем случае, в Колыне остался московский наместник с охраной. Остальные Вятские города вряд ли ему подчинялись.
В описании событий 1489 г. нет военных действий в районе Котельнича, он обозначен только как место сбора сил. Это говорит о том, что этот регион уже давно контролировался Москвой. Исходя из сказанного, можно положить, что были два разных события. 1. Относительно мирный переход в 1478 г. Колынской волости от Казани к Москве. 2. Военный поход Москвы в 1489 г. от устья Моломы на восток, – Арскую землю.
Отсутствие фамилии Орлов говорит о его полном разрушении в конце 15 века (археологами выявлены следы пожара), и вероятно, ином прежде названии (Балчуг?). Большому погрому подвергся также Микулин - вероятно, он оказал сопротивление. Археология Никуличского городища даёт много предметов вооружения. Этот город принял основной удар огромного московского войска, нельзя исключить сражения вне стен города.
Слободской город (Кошкаров), вероятно, не был разрушен, его жители, узнав о судьбе Микулина успели бежать, а те кто остался были частью выселены за пределы Вятки или в сельскую местность. Город заселили в основном устюжанами и переименовали в Слободской. По моим разысканиям такое название появилось в виду того обстоятельства, что до победы над Казанью (1552 г.) населению этого города и его округи были даны некоторые особые права, – свободы. Поэтому вся эта территория (примерно в пределах нынешнего Слободского района) называлась Слобода. Ранее она была территорией Казачьей республики, с востока к ней примыкали владения Арских князей.
Первоначально Вятка была княжеством. Судя по Вятскому гербу (слегка видоизмененный Балтавар), Арские князья принадлежали к древнейшему булгарскому роду Дуло (дулеба), родственному Киевским князьям. В 10-11 в. они (по гипотезе изложенной на моем сайте в работе «Герб Вятский и Слободской») были правителями могущественной Вятичской земли (Арсании), простиравшейся от верховий Оки и Москвы до Казани и Вятки. Постепенно под напором Киевских князей, булгар, а в 13 в. монголо-татар, территория Арсании сократилась до «удельного княжества Вятка» с центром на Чуршинском городище. С принятием ислама этот княжеский род обособился от русскоязычного населения Вятки, и в конце 14 в. замок на Чуршинском городище подвергся атакам ушкуйников и вятчан. Арским князьям со своими сторонниками (вотяками и бесерменами) пришлось перебраться на другой берег Вятки, где возник особый татаро-вотский анклав Карино. В результате этого «переворота» (примерно в 1380 г.) на северо-западе Арской земли появилась Вятская Новгородская республика, ее основными городами были Микулин, Кошкаров (Слободской) а чуть позже, возможно, Котельнич и др.
Добавлю, что идея Вятской Арсании принадлежит С. Ухову, я как мог развил её. Официальные историки не любят разговоры на эту тему, судя по всему, она до сих пор под негласным запретом (как и содержание Джагфар Тарихы).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июл 02, 2009 1:23 pm

В ДТ есть короткая ремарка, что с 1505 по 1524 г. город Колын находился в ведении Казани. Однако это не означает, что власть казанцев в это время распространялась на всю Вятскую землю. Существует грамота 1522 г. наместнику Слободского города, из которой следует, что этот город и его округа, включая Карино, оставались под властью Москвы (хотя, судя по упоминаниям «осадного времени», положение было далеко не мирное). Таким образом, факт существования двух (или более) отдельных территорий на Вятке находит еще одно подтверждение. Два года назад из анализа топонимов я сделал вывод о существовании в прошлом двух отдельных областей расселения русских (в работе «Неизвестная история Вятки»): первая вдоль Моломы и Великой, а вторая – от Кирова до Нагорска. Теперь можно прояснить ситуацию. За Колынскую волость с центром в устье Моломы шел постоянный спор Новгорода и Булгар, к которому присоединилась во второй пол. 14 в. Москва и Суздальцы, а в 15в. – Казань. Никулицкую волость выделил археолог Л. Макаров (по его мнению, территория Кирова в 14-15 в. входила в неё). Территория южнее Быстрицы (включая Уржум и Малмыж) в 15 в. тянула к Казани. Именно сюда по сообщению ДТ 1478 г. ушли жители Колына, и, возможно, казаки. Вероятно, этот процесс перемещения на юг произошел и в 1489 г. Исходя из этого, наличие к югу от Быстрицы (в ничейной зоне между русскими поселениями на средней Вятке и Булгарской территорией) множества "казачих" топонимов находит естественное объяснение.
Колын – явно искаженное от славянского слова Колин, которое означает «колония», - вольное поселение. Просматривается также связь со словами колун, кол и клин. Особенно интересно последнее - Клин, - так как оно наиболее близко к названию Хилин-Хлынов, и помимо прочего означало боевой порядок (в форме клина). Вероятно, вятчане применяли в сражениях данное боевое построение, получившее от их имени название «ватага» (вятка). Кроме того, «вяткой» называли «земельный клин», - участок вклинившийся в чужие территории. Таким образом, можно видеть, что название Хлынов произошло от Колин-клин, оно в какой-то мере является синонимом слова Вятка. Вероятно, слово «хлын» попало в Московскую лексику от казанцев, которые произносят что-то среднее между К и Х. По сообщению В. Низова слово «хлын» до 16 в. не употреблялось.
Слово Вятка имеет смысл «Великая». Происходит оно (и однокоренные с ним слова Водь, Воть, Вад, Ват, Вят) от имени высшего (великого) божества Вотан (Водан, Один). Западные славяне, а именно они первыми колонизировали русский север в районе Ст. Ладоги и Новгорода, имели тесные связи с германцами, составляя в прошлом единый арийский этнос. Отсюда общая мифология. Теперь становится понятно, почему официальная наука до сих пор не может объяснить смысл и происхождение «неудобных» слов – Вятка и Хлын.
Серкин вслед за ДТ пишет, что с 1505 до 1524 г. Вятка была возвращена под управление Казани. На мой взгляд, это возможно, но касалось, в основном, «Колынской волости» в устье Моломы. После разгрома республики военный потенциал Вятского региона снизился, присланные на место выведенных и разбежавшихся вятчан устюжане и прочие переселенцы не могли заменить в полной мере прежних воинственных вятчан-казаков. Вероятно, это обстоятельство обусловило возвращение на Вятку части выведенного в 1489 г. населения, – Арских (Каринских) князей и, возможно, казаков-христиан.
С. Серкин, исходя из анализа западноевропейских карт и сообщений ДТ, полагает, что город Хлынов был основан в 1524 г. Примерно этим же временем (1530-е) из анализа грамот 16 в. датируется появление Хлынова мною в работе «Хлынов и крестные ходы». Поэтому можно связать основание Хлынова с запустением жизни на Ковровском городище.

Приведу отрывки из сообщения о нем с http://www.kotelnich.info/history/arheo/index.shtm (есть иллюстрации)
Ковровское городище (город-крепость)
«Расположено в 300 метрах к северу от д. Ковровы на подтреугольном мысу высотой 7-11 м, что в устье р. Моломы… На городище обнаружены отдельные финно-угорские находки конца I-начала II тысячелетия н.э. /бронзовая пряжка, поясничная накладка, наконечник стрелы/. Мощность древнерусских слоев превосходит на некоторых участках 1 м, однако верхняя его половина распахана… Древнерусский слой условно делится на три периода. Ранний представлен остатками сгоревшего жилища XIII в. с находками замков, птицевидной подвески XII-XIII вв., крестиков XIII-XIV вв. и других изделий. Жители городища, по-видимому, ограничились в это время устройством частокола вдоль края площадки.
К среднему периоду /XIV- середина XV в./ отнесены следы неоднократно перестраивавшихся срубных клетей, которых насчитывается не менее 9, они имеют длину 4-4,5 и ширину 1,5-4 м. помимо оборонительной функции их нижний этаж использовался под жилье и хозяйственные нужды. Так, в одной из них обнаружено подполье жилой клети с остатками глинобитной печи и разнообразными находками /керамика, ключи от замков, нож, наконечник стрелы, крест-энколпион, обломки перстня и янтарной вещи, плотницкий инструмент-черта/… Оборонительная стена подходила к валу. Под невысокой (здесь до 0,5 м) насыпью прослежены канавки, в одной из которых выделялись следы бревен частокола раннего времени. Позднее основу вала составляли срубы, забитые землей. На стыке вала и описанной выше срубной стены зафиксировано несколько ям, оставшихся от конструкции нижнего этажа угловой башни. Глубина рва от современной поверхности не превышает 2-х м.
Керамический материал представлен древнерусской, славяно-финской и болгарской посудой. Ранний слой городища датируется, вероятно, XIII- началом XIV вв., средний слой серединой XIV- серединой XV в., поздний - XV-XVI вв...
Шабалинское городище (укрепленный посад)
Городище располагается на правом берегу р. Моломы в 800 м от ее устья и занимает подтреугольный мыс коренной террасы высотой до 29 м. С севера городище, площадь которого достигает 3 га, ограждено валом высотой до 2-х м и рвом глубиной 2, шириной 3-10 м, в восточной части разделенных въездом. Западная часть поселения укреплений не имеет… Некоторые вещи, найденные здесь ранее, хранятся в Котельничском музее /железный кочедык, костяная вилка, каменное грузило/. В 1979 г. автором было заложено два раскопа общей площадью 143 кв. м. Работы показали, что культурный слой почти полностью распахан. На раскопе 1 прослежены канавка и небольшая полоса культурного слоя вдоль края площадки, оставшиеся вероятно, от срубных оборонительных укреплений крепости. На втором раскопе вскрыты 2 котлована и 6 ям, а также погребения древнерусского могильника /см ниже/. Большая часть находок обнаружена в пахотном слое. Всего найдено около 200 фрагментов ранней и поздней русской керамики, бронзовые кресты XIII-XV вв., какой-то древний документ. Железные вещи: крюк от колчана, ледоходный шип, обломок замка, 2 наконечника стрел, которые датируются XII-XV вв., а также кольцо, гвозди, нос косы и фрагменты вещей, шлак, обломки грузил и оселков, относящиеся в целом к II тыс. н.э..
Шабалинское поселение (неукрепленный посад)
Располагается на уступе надпойменной террасы высотой 8-11 м у подножья восточного склона Шабалинского городища. Культурный слой зафиксирован в 5 шурфах на площади 1200 кв. м., мощность его достигает 70-80 см. в ямах шурфа 3 найдена керамика с примесью песка, дресвы и раковины в тесте, а также железные изделия (нож, фигурная накладка, дужка, цепь из двух звеньев, обломки других вещей), шлак, кости животных и рыб. Поселение датируется XIII-XVIвв.».

Итак, можно видеть, что жизнь в городе с двумя посадами (русский и финноугорский) общей площадью примерно 6 га продолжалась и в начале 16 в. (верхний слой поврежден пахотой, поэтому более точно установить время невозможно). Но этот большой для того времени город официальной истории Вятки совершенно неизвесен! Для нас же нет сомнений, что это был город Колин, в русских источниках называемый Хилин и Вятка, в булгарских – Колын, Нукрат. В таком случае, запустение этого города и одновременное появление нового Хлынова можно рассматривать как перенос центра власти на Вятке из старого Колина с булгарским прошлым в новый промосковский Хлынов. (Замечу, что Котельнич существовал в 15 в. одновременно с поселениями в устье Моломы, а потому Ковровское городище не может считаться предшественником Котельнича.)
Этому переносу могли быть веские причины.
1. Противостояние с Казанью вступало в решающий этап. Колын в устье Моломы был уязвим для ударов с юга. Новый Хлынов был более защищен оврагом Засора, к тому же, чтобы подойти к нему со стороны Казани надо преодолеть реку Вятку.
2. Желание приблизить центр власти к восточной части Вятских владений – Слободской земле и Карино.
Похоже, что в новый город перевели (хотя бы отчасти) население старого Колина. Это подтверждает следующий факт. В описях 17 в. не раз упоминаются проживающие в сельской местности явно состоятельные хлыновские жители с фамилией Калинины.
«Хлыновский уезд. Деревня что был починок Родиона Марфина. Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники Тимофей Ефримов сын Кокин 50 лет у него сын … другой половник Фефил Семенов сын Меркушев 30 лет у него жена ... Яков Иванов сын Сморкалов 43 лет у него жена ... у Фефила мать Оксинья Лукоянова дочь 60 лет у нея сноха Елена Иванова дочь Иевлевская жена Меркушева 20 лет ...
Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники ево Иван Трофимов сын Туранов 60 лет у него жена ... другой половник Сергей Алексеев сын Васков 60 лет у него жена ...
Орловский уезд. Починок Бакулинской. Во дворе хлыновца посадцкого человека Ивана Калинина крепостной ево человек колмык Василей Иванов… Во дворе хлыновца посадцкого человека Козьмы Козьмина сына Калинина половники ево… Во дворе хлыновца Ивана Калинина половники… Во дворе Семен да Демьян Филиповы дети Калинины … у них подворник… Починок Бусургинской. Во дворе … сын Калинин ... у него ж половники…».
Итак, некоторые жители Хлынова выселившиеся (или выселенные) из него имели фамилии Калинин (Колинин). Кроме того, можно видеть, что Калинины держали при себе зависимых людей (слуг, работников, и т. п.). В описях 17 в. города Хлынова такой фамилии уже нет. Фамилия Калинин встречается также у татар и вотяков-удмуртов, что косвенно подтверждает сведения археологии о многонациональном населении города Колина.
С середины 16 в. в Хлынов, по моим разысканиям (работа «Хлынов и крестные ходы»), стали переселяться жители Слободского города. Большей частью в то время это были потомки устюжан, которых поселили на Вятке вместо прежнего казачьего населения. Одновременно с этим из раззоренного в 1489 г. Микулина и пострадавшего от пожара 1552 г. Слободского в Хлынов для повышения его статуса были перенесены некоторые христианские реликвии и даже целые церковные причты.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июл 03, 2009 4:03 pm

Собрал

СПИСОК ФАМИЛИЙ КАЗАКОВ ДОНА СОВПАДАЮЩИХ С ВЯТСКИМИ (в скобках вятский аналог в случае значительного расхождения):

Дергилев (Дёргачев), Дорощин (Дороничев, Доронин), Демин (Демин, Демков), Бабичев (Бабин, Бабинцев, Бабищев), Васильев (Васильевых), Грязен (Грязных), Гогаринов, Долматов, Леденев, Харин, Харкин (Каркин), Шилов, Мачехин, Уколов, Чорной (Черных), Рослаков (Росляков), Колесников, Котерин(?), Ишин (Ившин), Полуской (Полушкин), Негев (Неганов), Лихачёв, Онохин, Проскурин, Боранников (Бронников), Бородин, Бубнов, Бредихин, Истомин, Глазатов, Глухов, Грешной (Грехнев, Грехов), Ерин, Кононов, Копаев (Копанев), Косицин (Косицкий), Мальцов (Мальцев), Луков (Лукин), Матеха (Матехин), Лосков (Носков?), Помелев (Помелов), Полухин, Резанцев (Рязанов), Репин, Свиридовской (Свиридов), Софонов, Стукалов, Тотаринов, Федосов, Черницов, Арестов, Бурцов (Бурков), Девятов, Есипов, Костиков, Куприн, Ларин, Лопаткин, Лунев, Марфин, Микитин (Никитин), Нестеров, Обухов, Огеев (Агеев), Полуской (Полушкин), Расев (Рысев), Родогин (Родыгин), Савин, Скоков, Скореков (Скорев), Филипов, Хохунов - Хохлунов (Холунов?), Нестеров, Ралдугин (Радыгин), Рыков, Ясютин (Евсютин), Шемякин, Ширяев, Максимов, Шавереньев (Шавырдин), Морозов, Кузмин, Аникеев, Воробьев, Бурцов (Бурков), Карпов, Собакин, Трухин, Раков, Романов, Тарасов, Титов, Якимов, Чиков (Чирков?), Юдин, Шилин, Колотой (Колотов),
Якунин, Жуков, Угеев (Агеев), Сезенев, Стрельников, Мезин (Мезенцев), Малой (Малых), Маковлев, Зуев, Зубарев, Кашин, Сысоев, Путятин, Маврин, Куврин (Гаврин?), Шушин (Шошин), Кодлоков, Окулин (Окулов), Логвинов, Седелник (Сидельников), Киреев, Чеботарев, Чемордвинов (Чемоданов, Мордвинов), Ширяев, Филимонов, Шамров (Шаромов), Манин (Минин), Кислинский (Кислицын), Красношеин (Кривошеин), Шмакав (Шмаков), Якимов, Хавкин (Халевин?), Колепанов (Корепанов), Пущин (Гущин?), Карадин (Кардин, Хардин?), Костиков, Ябузов (Арбузов?), Ушеков (Ужегов, Ожегов – вотская фамилия!), Долгов, Иахрин (Вахрин), Калуев (Холуев?), Шилин-Шилов, Торушененин (Трушнин), Девочкин (Деулин?), Выростов (Выродов?), Лепехин (Лепунов, Ляпустин?), Лунев, Телпин (Тюпин?), Михолищев (Михонин?).
От имен: Миня (Минин), Елка (Елкин, Елькин), Злоба (Злобин), Полушко (Полушкин), Булгак (Булдаков), Худяк (Худяков),

Особо выделим редкие и топонимические фамилии:
Хохлунов – Деревня Хохловская Котел. уезда
Дудолад – Дудоладовых, Дудоладов
Весна – Веснин,
Белобрагин (Кукарка: В деревне Белой Брагин)

Микулин-Микулов (город Микулин, совр. фамилия Никулин), Кошкоров (город), Желтиков (дер. Желтиковская возле Карино), Волков (древнее село), Болотов (д. Болотовы), Батищев (Вятичев).
Подосиной (от местности), Колинин (город Колин), Котелнин-Котелников (город Котельнич).
Орловский уезд, Котел. уезд: Деревни Казаковская. Слободской уезд: Деревня Казакова и др. подобные топонимы к югу в "Диком поле".

Уже сейчас можно сказать, что это важный источник для получения информации по истории Вятки 15 века. Странно только, что о нём ничего не знали раньше. Повторю основные выводы.
1. С Вятки вывели много людей, но не всех.
2. Некоторые фамилии (роды) могли у нас полностью исчезнуть, поэтому в Тульских списках может быть ещё много других вятских фамилий.
3. Среди фамилий есть топонимические, их могли получить вятчане переселившиеся из одного вятского города в другой. Такие фамилии получали в момент переписи те, кто еще не имел собственных устойчивых фамилий. Можно сделать вывод, что таковых было относительно немного.
В Тульских и Вятских списках начала 17 в. нет фамилий Орлов, Хлынов, Вяткин, Шестаков, Слободин, хотя эти фамилии известны из более поздних документов и существуют ныне на Вятке и в её окрестностях. Это очень важный момент. Город Шестаков появился в 1540-х годах, поэтому отсутствие фамилии в Тульских списках говорит о появлении казаков на верхнем Дону ранее указанной даты. Слобожане упомянуты в описях Хлынова и др. мест на Вятке, а хлыновцы – в описи Слободского. Отсутствие таких фамилий в Тульских списках означает, что на момент первой переписи на Вятке (в 1489 г.) городов с названиями Хлынов, Слободской, Орлов и Вятка не было. Заметим, что этих фамилий практически нет и в ранних Вятских описях. Из этого выше были сделаны выводы:
1. Хлынов был построен после взятия Вятской земли под власть Москвы;
2. Слободской имел в прошлом название Кошкаров;
3. Орлов имел другое название, и (или) был сильно разрушен в 1489 г., вследствие этого его население исчезло полностью (перебито или разбежалось) и потому в описи не попало.
4. По Слободскому городу совпадающих фамилий немного: Каркин, Котелников, Демков, Малой (4). По окрестностям больше (включая Шестаков – 21): Киреев, Ледянкин, Бородин, Кашин (Кашкин), Истомин, Рысев, Филимонов, Сысоев, Карпов, Воробьёв, Якимов, Елкин, Раков, Скоков, Брагин, Юдин, Бабинцов, Харин, Жуков, Никитин, Булдаков. Можно предположить, что после 1489 года население города заметно изменилось, старожилы сохранились в основном в его окрестностях.
По Хлынову (15): Резанцев, Савин, Кашин, Киреев, Котельников, Леденцов, Лихачев, Жуков, Глазырин, Бабинцев, Глухов, Мальцов, Окулов, Гогаринов, Скорев. Некоторые совпадают с теми, что мы заметили в окрестностях Слободского.
4. Нет фамилий типа Устюжанин, Вычегжанин, Лузянин. Это подтверждает известное мнение, что выходцы с Северной Двины появились на Вятке после 1489 г. Однако, есть Сысоев (с р. Сысолы) и Мезин-Мезенцев (с р. Мезень). Это совпадает с сообщениями о проживании вятчан на Сысоле в 15 в. Мезень упомянута в ДТ, - этим объяснима древняя связь ее с Вяткой.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Tatiyana » Пт июл 03, 2009 5:14 pm

skygrad писал(а):По Слободскому городу совпадающих фамилий немного: Каркин, Котелников, Демков, Малой (4)

Согласно писцовой книги 1629 - в пригороде Слободского "Коринский Перевоз, а откупу с того перевозу на Коринских татарехъ на ..., да на Алейкъ Маломъ, и на всех Коринских татарехъ рубль 9 алт. 4 ден..". Я думаю, что Малой (впоследствии Малых) - прозвище/фамилия, и встречалось повсеместно, как впрочем и, например, Котелников. Не факт, что фамилия пошла от названия города Котельнича. Те же Малые, как и Котельниковы и пр. могли прийти и из Кузельска, например. Вот по "речным" фамилиям, на мой взгляд, можно судить более однозначно.
Последний раз редактировалось Tatiyana Пт июл 03, 2009 7:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Tatiyana
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2009 5:55 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Пт июл 03, 2009 6:54 pm

Я бы не стал утверждать, что в 15 веке на Вятке уже существовали фамилии. С чего это вдруг? По какому поводу? Были прозвища и они никак не указывали на род. Совпадение фамилий лишь показывает, что у казаков (как и у вятчан), людей свободных, не крепостных, они появились раньше и потому произошли от имён (прозвищ) старославянских, а не церковных (по святцам): Харя - Харка, Оноха, Истома, Купря, Девятой, Дороня, Полушка, Ширяйко, Юда, Сысой ( не от Сысолы) и от прозвищ Гуща, Малой, Чёрной и др. Калинин, Микулин - не топонимистические фамилии, а произошедшие от имён Калина и Микула.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт июл 03, 2009 8:20 pm

В рассматриваемых списках нет имен Калина и Микула, - это опровергает предположение о происхождении фамилий от имен. Фамилии на Вятке (и в Новгороде) были уже в 15 в., достаточно напомнить приведенные выше документы (отрывки из Арх. и др. лет., послание митрополита). Фамилия Сысоев вполне может быть от реки Сысолы, - напомню, у нас есть фамилия Сысолятин. Хочу заметить, что фамилии причисленные к топонимическим в обоих списках почти полностью совпадают (в тульском добавочно есть фамилия Тулской и еще одна...?)
Фамилии от прозвищ и имен могли возникать независимо, но их в списке достаточно много, а это создает определенную статистически значимую группу. Хотя согласен, что список нужно уточнять и перепроверять. Я смотрел кое-где фамилии в др. регионах: очень характерны для данной местности. Мне кажется, независимое появление одинаковых фамилий на расстоянии 1000 км маловероятно.
Где-то видел у нас фамилию Голоусов.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Сб июл 04, 2009 6:26 pm

Я почему высказываю сомнение? Проверял фамилии по первым переписям в разных регионах. В том числе сибирских казаков в 17 веке. Там чаще прозвища, чем фамилии. Иной раз просто записано Ивашко Барабанщик. Явно ещё не фамилия. Или какой-нибудь Москвитин или Красноярец. Тоже ещё не фамилии. Другое дело, что в казаки пришли те же вятские крестьяне, уже офамиленные ( кстати, также офамилены выходцы с Подвинья и Заволочья). Фамилия Вершинин произошла от имени-прозвища Вершина. В ономастиконе Веселовского есть Вершина Дементьев, помещик, 1550 г., Пошехонье. Я смотрел по Ярославской губернии фамилии начала-средины 17 века, так вот, там нет помещиков ни Вершининых, ни Дементьевых. Даже помещики в 16 веке, похоже, без фамилии обходились, а Вы про 15 век речь ведёте.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Сб июл 04, 2009 8:14 pm

Я думаю, "офамиливание" не совсем естественный процесс. Фамилии необходимы были в первую очередь для государственного учета крестьян и закрепленных за ними земель. Поэтому "офамиливанием" занимались переписчики. А сами крестьяне в обыденной речи фамилии употребляли редко. Моя неграмотная бабушка общаясь со сверстницами, называла мужчин и незамужних девушек по именам-отчествам (или производным от отчеств - Миша Ванин) или по семейным прозвищам. Женщин называли по мужьям (Зина Ваниха), старух-ровесниц - по отчествам Маня Осиповна или так же по мужьям. Часто, что бы не путать тезок, добавляли название деревни из которой человек (Нюра Петиха Жуковская, которая по документам была Анной Ивановной Бабуриной). В деревне жили обычно носители 1-2 фамилий, поэтому употребление фамилий наоборот затрудняло узнавание человека. Дети дошкольники, выросшие в такой среде, тоже почти не знали фамилии друг друга. А вот в школе уже они привыкали к употреблению фамилий.
Выходит, крестьяне не очень-то любили называть друг друга по фамилии. По фамилии их называли государственные "начальники" при сборе налогов, в суде, наборе в рекруты и т.д. Да еще когда в церкви регистрировали. Значит появлению фамилий мы обязаны государству, а окончательное прикрепление в т.ч. и государственных крестьян к земле, произошло, как нам известно, в 1649 г. по Соборному уложению. А в Сибири и др. неохваченных "оком государевым" земель (в т.ч. кое-где и у нас) это произошло позднее.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс июл 05, 2009 12:04 pm

Из статьи в ВИКИ: "Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII в."
Фамилии-прозвища (по местности или иной особенности) становятся настоящими фамилиями только при государственном учете - переписи, - так для чиновников удобнее проследить автобиографию человека (налогоплатильщика и потенциального преступника). С Вятки были выведены "большие люди" - часть населения городов, а не крестьян в нашем понимании. Предположительно, среди них было много новгородцев, бежавших на Вятку после 1478 г. Это повышает вероятность существования у населения вятских городов уже в это время фамилий или устойчивых фамилий-прозвищ. Ясно, что перед этим всех вятчан (по существу взятых в плен) переписали. Тем немногим, у кого фамилий не оказалось - присвоили фамилии от местности (города).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Вс июл 05, 2009 9:31 pm

Вы ссылаетесь на некую статью, что "первыми приобрели фамилии граждане Великого Новгорода". Однако в сборнике писцовых и переписных книг Новгорода Великого 16-17 вв.С-Пб. издательства (есть в Герценке, автора не помню)я прочитал совсем другое. Если какой-нибудь Петрушка Рыбной ловец или Ивашко Кошкодав считать за фамилии, тогда Вы правы. Но по мне, так это прозвища.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Tatiyana » Вс июл 05, 2009 10:48 pm

skygrad писал(а):Фамилия Сысоев вполне может быть от реки Сысолы, - напомню, у нас есть фамилия Сысолятин.

Сысолятин - от Сысолы. "Речные" фамилии, как правило, имеют окончание -ин: Двинянин, Вычегжанин, Лалетин, Устюжанин и пр. А вот Сысоев - от Сысоев сын, как и Иванов - Иванов сын и т.д. По метр. книгам и исповед росписям именно так, например , 1750 году, записывали детей Сысоя/Сисоя.
Аватара пользователя
Tatiyana
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2009 5:55 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Пн июл 06, 2009 11:46 am

О фамилии Казаков на Вятке.
Совершенно не обязательно, что фамилия всегда происходит от военно-социально-этнического термина казак. Оказывается, существовало имя Казак. Вот пример из дозорной книги 1615 г.
Орловский уезд
Колковская волость
Починок Исуповской на речке на Чащевице
Во дворе: Казак Родионов сын Шешин да брат ево Васка
(РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1029. Л. 610об.)
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн июл 06, 2009 4:31 pm

Новгородские описи я смотрел. Там в основном крепостные бесфамильные люди. Великий Новгород к концу 16 в. был полностью изничтожен, в нем не осталось и следов прежнего населения. Это же можно сказать и о Вятских городах. Население с казачим вольным прошлым к началу 17 в. сохранилось в сельской местности, и то лишь небольшая его часть. Большинство же в 15-16 в., вследствие своей природы, сбежали или были переселены.
Имя-прозвище Казак просто так за красивые глаза не дадут (хотя, казачья внешность тоже о чем то говорит). Тут может быть семейная преемственность, или хотя бы минимальное в прошлом участие в казачестве (походах и т. п.). Довольная распространенность имени "казак" и фамилии "казаков" само по себе не случайно. Кстати, в приведенной выписке "... Казак Родионов сын Шешин..." фамилия Шешин очень напоминает из Тульского списка "Шушин". Найдено еще одно совпадение. Спасибо за помощь.
Насчет Сысоева - не знаю, важно, что фамилия совпадает, а от имени она или от реки - дело второе.
Ушеков - Ужегов... Между Слободским и Карино есть речка Ужеговица, на ней до сих пор живут удмурты. Но и ужей там предостаточно, так что фамилия может быть и русской, по гидрониму. Вообще, надо обратить внимание на "непонятные" фамилии, они могут иметь важное значение для подтверждения идеи о переселении с Вятки на Дон. Например: Чемордвинов может быть искажением от Шеморданов, деревня Шеморданы возле Карино.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Пн июл 06, 2009 8:03 pm

Вообще-то, крепостных в переписи не записывали. Они не были "налогоплательщиками", а были собственность помещика, и он платил за них налог. Да и какие крепостные в вечевой Новгородской республике? Опять же, логически мыслить, если фамилия появилась в 13-14 веке, то к 16-17 векам, я уж не говорю о 19-20-м, она бы расплодилась многократно. Считайте, 4 поколения за век. Если брать по 3 сына на семью, во втором поколении будет 9, в 3-м 27, в 4-м - 81 человек и так далее в геометрической прогрессии.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Альберт » Вт июл 07, 2009 6:09 pm

Может немного не в тему. Откуда в 18 веке на Вятской земле географические названия от имён (прозвищ) на -ко-, Например, починок Медведковский к югу от Быстрицы в "Диком поле"?
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июл 07, 2009 10:34 pm

Описи сохранились в основном с 17 в., когда никаких вечевых республик уже давно не было. Новгородские земли к тому времени (с населением) и целые города были розданы московским боярам и прочим. Демократия в Новгороде распространялась исключительно на жителей этого города, вот почему от него предпочел отделиться Псков и не возникло др. городов. Сельское население было в заметной степени зависимым, холопы (рабы) тоже были, но немного. Владельцы земли были крупные, средние и немного мелких, обрабатывавших свой участок самостоятельно или с привлечением нескольких наемных работников. Фамилии в устойчивом виде (передача от отца к сыну) появились только в 15 в. До того их имели лишь наиболее знатные горожане. Этот переход был обусловлен закреплением фамилий при московской переписи. Ханские переписи (о них мало что известно) назывались "Число". Вероятно, в них велся количественный подворовый учет хозяйств с целью налообложения, при котором фамилия не так нужна.
П. С. Геометрическая прогрессия размножения фамилий (их носителей) пресекается войнами, переселениями, мором и геноцидом. И все-таки, многие из вычисленных вятско-казачих фамилий являются распространенными на сегодня, достаточно посмотреть тел. справ. Кирова; что косвенно свидетельствует об их давнем появлении на Вятке. Надо также иметь в виду, что далеко не все казачие фамилии могут быть определены через сравнение с Донскими. Скажем, какой-то род был полностью выселен с Вятки, или наоборот, - никто из него не попал на Дон, или отсиделся в "диком поле" или еще где, а потом вернулся домой.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Сб июл 11, 2009 12:11 pm

О связях Сысолы и Вятки. На Сысоле есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь («Чертов палец» на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. "Чудское городище" упоминуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходит, под Чудью можно понимать новгородо-вятское население, существовавшее до покорения Москвой Вятки и сопредельных с ней территорий. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса).
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июл 14, 2009 5:24 pm

Напомню, в верховьях Сысолы находится Кайгородок, - название можно перевести как город на дороге. (Когда он появился?) То есть, в этом месте шел древний путь с Вятки на север, - Сысолу, Вычегду и Двину. Вокруг Вятки во все стороны существуют (в прошлом) предания о народе Чудь. Рассказы о чуди разняться, в одних говорят о чудских богатырях, вроде тех, что у нас на Чурше. В др. - чудиков осмеивают и вообще отзываются пренебрежительно. На Вятке их звали чучками, отсюда глагол "зачучкать" (испортить, запачкать). Чудским городом назван в ПСВ Микулин. Получается, что Чудь - это население Вятских город в 15 в. Можно предположить, что пренебрежительное отношение к старому населению Вятки и ее окрестностей было намеренно привито в 16 в. среди вновьприбывших сюда из Московии и Устюга. Исчезнувшая Чудь может быть связана с казачеством.

Кстати, темой "Вятка - родина казачества" заинтересовался наш губернатор (видел в ЖЖего заспись).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Альберт » Вт июл 14, 2009 5:54 pm

Если вольно переводить название "Кайгородок", то оно будет звучать несколько по иному-"город на волоке", с Вятки на Северную Двину, через их притоки.
А о чуди статья из Вики:
Чудь — собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову «леший» (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).
В зависимости исторической хронологии и от территории использования значение слова несколько отличается:
в «Повести временных лет» (859 год), Нестор сообщает, что
«варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары — с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)»; здесь существует различие между меря и чудью; за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город»; здесь различие в том, что, в том числе, упоминается и весь; в 1030 Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, «и победил их, и поставил город Юрьев»), здесь чудь вероятно — эсты;
из летописных источников также известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Красное Солнышко);
вятский летописец сообщает, что новгородцы на реке Чепец, по которой они спустились к Вятке, нашли два народа — чудь и остяков;
в конце XIX века историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано, предположение, что чудью, о которой упоминает «Повесть временных лет» в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь — жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде (см. «Нарова (народность)»), их тогда в быту называли чудью. Официально же в Российской империи до 1917 года чудью именовались вепсы.
у удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; коми, так называли своих ещё некрещённых предков.
в 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ». Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке.
В Прикамье бытуют легенды о чуди (чучкарях) — древнем народе: «А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».
Мифологический персонаж «Чудь» в фольклоре нередко представляется в образе скрывающихся в лесах от преследований со стороны «панов» — предков русских переселенцев. Одна из версий происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным».
Поэтому Микулин первоночально мог быть как удмуртским городком, так и городком, который основали вепсы (или какой-либо другой прибалтийско-финский народ).
Название "чудь" скорее всего из готского (германского) языка-тиудь-"народ" (Д. Захаров "Серебряная Вятка").
Поэтому, если и имеет чудь какое-либо отношение к казакам, то очень с большой натяжкой.
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июл 14, 2009 7:30 pm

Ухвачусь за фразу, что Чудью называли народ Водь живший к северо-западу от Новгорода. Отсюда уже вырисовыватся связь с Вяткой и первыми пришельцами в неё состороны Новгорода. Собственно, чудь-водь была одной из составляющих населения Новгорода и Вятки. По этому вопросу собираю материал, хочу написать работу. Замечу, что к сообщениям ПСВ, в свете высказанных выше догадок о происхождении этого документа, нужно относиться скептически. Как сказал С. Ухов, (привожу по памяти) события описанные в ПСВ происходили неизвестно где и неизвестно когда. Под чудью в этом фальсификате Вятской истории могли подразумевать кого угодно. Действительно, что это за народ, который был расселен на значительной территории (от Новгорода до Оби, центр - Вятка), но бесследно исчез как раз в то время, когда эти края прихватила Московия? Напомню, археологи связывают Чудь с городищами-карами (Кар в названии), к которым можно отнести наши Кошкар и Карино. Так что связи с казачеством прослеживаются.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26

cron