ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Вс июн 07, 2009 12:55 pm

Это дело самого С. Серкина, где ему разместить свою книгу, хотя я предложу свои услуги. Кстати, вышло приложение - брошюра 50 экз., где автор уточняет свою позицию и приводит некоторые интересные факты (анализ карт 16-18 в. с вятскими городами: Хлынов, Клинов, Вятка, два Котельнича и город Молома). У меня своя трактовка всех замеченных странностей, хотя кое в чем совпадает.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Чт июн 18, 2009 4:21 pm

Книга С. Серкин "Тайны земли Вятской" http://old.herzenlib.ru/vkp/Newbooks/Re ... 01/tzv.doc -
По недосмотру сохранилась некоторая часть материала (20%), но что-то понять можно. Качайте, пока и это не убрали.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение Виктор » Вт июн 30, 2009 5:44 pm

А какова примерная датировка существования городища? И вообще, проводились ли там археологические раскопки?
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Ср июл 01, 2009 12:54 pm

Раскопки на городище проводились неоднократно с начала 19в. Крепостные сооружения датируются 13-14 в. Арх. находки лежат в пределах 10-15 в. Довольно много оружия (по офиц. данным славяно-русского типа), характерного для других городищ Вятки. Изучено только 3% территории. Но кладоискатели изрыли уже давно всё вокруг, ценные вещи если были, то собраны.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение Виктор » Ср июл 01, 2009 5:38 pm

Интересно, что и удмуртские городища на средней и верхней Чепце (Чепецкая археологическая культура) относятся к этому же периоду. И покинуты удмуртами они были в 14-15 вв. и удмуртские могильники также включают захоронения до 15 века. Значит в конце 14 - 15 вв. на Чепце происходили какие-то столкновения. И вряд ли дело ограничивалось только одним походом ушкуйников 1374 (пришли, как известно, по Чепце). И Никулицын и Подчуршинский городок тоже существовали до конца 15 века. Или после 1489 г. городища и городки потеряли свое военное значение, т.к вскоре Вятская земля перестала быть окраиной Российского государства.

Да, еще: описание археологических находок 1988 г. на Подчуршином городище опубликовано Л.Д. Макаровым в Т. 4 ЭЗВ История с. 80-81.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Ср июл 01, 2009 6:49 pm

В сообщениях о верхнечепецких городищах приводятся неск иные века: городки запустели в сер. 13 в., что можно связать с монг-тар нашествием. Дольше других жил самый крупный из них Иднакар - до первой пол 14 в. с самого начала (9 в.) заметно присутствие русов или скандинавов, хотя они составляли небольшой % населения. Этническая принадлежность остального населения до сих пор не определена, связь с нынешними удмуртами не доказана. Ушкуйники появились на Каме и Вятке в 1360 г. Они могли добить остатки прежнего населения Иднакара, и, как упомянуто в Сказании о ветчанех, пожить неск. лет здесь. Есть и др. вариант. Я считаю, что ушкуйники - это покинувшие под давлнием татар в начале 14 в. свою родину вятчане новгородского происхождения. С началом смуты в Орде в 1360 г. они стали постепенно возвращаться домой. Вполне вероятно, что поначалу они селились где-то поблизости от Вятки - на верхней Каме и Чепце.
Серкин (не доверяет археологии) считает, что все вятские города были в конце 15 в. разрушены и какое-то время стояли пусты, а потом заселялись пришлыми со стороны устюжанами и проч. Я с этим не совсем согласен, кое-кто остался после вятского взятия. Пока точно не могу знать до какого времени продолжалась жизнь на Чурше. По моим прикидкам, примерно в 1380 г. городище заселили др. люди, вероятно ушкуйники, но сколь долго они на нем прожили - не ясно.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение Colnago Arte » Пн июл 27, 2009 12:18 pm

[img]http://maria.maksimova.info/files/эдикмолится.jpg[/img]
А почему картинки не вставляются?
Colnago Arte
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Пн июл 27, 2009 11:52 am

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Пн сен 07, 2009 1:05 pm

Вот некоторые доступные фото:
http://skygrad.narod.ru/photos/gorodi6e1.jpg городище с северо-запада
http://skygrad.narod.ru/photos/gora2.jpg вид с городища
http://skygrad.narod.ru/photos/gora1.jpg основание городища с южной стороны, подниматься здесь
http://old.herzenlib.ru/vkp/Newbooks/Re ... 01/tzv.doc – фото из книги С. Серкина
http://elkin52.narod.ru/gipotesa/foto/f100.jpg - вид на городище состороны церкви
http://maria.maksimova.info/lichnoe/gorodische - городище и окрестности глазами велопробега
http://sloblib.narod.ru/1997/xram.htm - заметка о церкви на городище с фото начала 20 века
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Пт май 20, 2011 4:35 pm

Пора поднять старую тему. Тем более, началось лето, пора путешествий. Для начала вот это:

Народное предание о городище в селе Спасо-Подчуршинском
(Государственный архив Кировской области Ф.574, оп.8, д.21)

«Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась свои-
ми родоначальниками, в Вятскую землю пришли «из-под заката» 12 богатырей вместе со
старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец.
Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками, так что каждый бо-
гатырь должен был принести земли для основания городища двенадцать корлпаков с того
именно места, где ныне находится озеро.
Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только
«побарывались в схватку». Мало-помалу им эта однообразная жизнь надоела, и вот они
вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями,
потому что они «легонько» поднимали сорокапудовые гири и бросали их за 15 верст. Они
вели также сильную торговлю разными зверями, с которыми отправлялись к северу на
своих «быстроногих конях». От продажи своего товара они сделались «великими богача-
ми».
Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боя-
лись, одного Никулицу немного побаивались, но Оноха и с
ним умело иногда справлялся.
Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дво-
рец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бро-
сают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молод-
цами.
Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны у них не было.
Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к
Никулице с 12 хлебами и «братынею» золота. Мир богатыри заключили трехнедельным
пированием, а на последний час Никулица согласился на их мирное предложение и гово-
рит Онохе и его братьям-богатырям:
- Чем вас, храбрые молодцы, благодарствовати?-
- Дай нам,- говорит Оноха,- княжескую дочь свою.-
- Дам я вам дочь свою, только достаньте мне «с закату» самоцветных камней, чтобы
днем и ночью было у меня во дворце светло.
- Клянемся нашими отцами,- говорят богатыри,- будет по-твоему.
В обеспечение своей клятвы Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а
богатыри должны были в ту же ночь привезти к «двенадцатым петухам» «с закату» само-
цветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а бо-
гатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в «двенадцатые петухи».
К «шестым петухам» богатыри приехали к «закату», набрали самоцветных камней и
путились на своих «быстролетных» конях домой. К несчастью, богатыри в «двенадцатые
петухи» достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому
они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло.
Услышав о несчастье своих братьев – богатырей, Оноха весьма опечалился, начал
выдумывать хитрость – как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней в свое горо-
дище.
В одну ночь Оноха закричал Никулице, что во дворце его пожар, и в сумятице взял
его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и при-
скакал прямо к Онохину городищу.
Меж тем Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком, а ключи
бросил в озеро, «чтобы после никто не мог прийти к нему».
Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях че-
рез городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю,
сказав:
- Кто твои кости найдет, тот узнает, где хранятся самоцветные камни.
Дочь его потерялась где-то тут же в городище».

В оригинале, вероятно, записанном в конце XVIII – начале XIX вв. далее сообщается:
«Об этом баснословном богатыре Онохе народная фантазия сложила песню, которую
знает наизусть каждый крестьянский мальчик, каждая девочка, и зачастую её поют.
Вот эта песня:

Уж долго больно время ушло –
Ровно двадцать зорей!
А все Оноха, храбёр богатырь,
Во залоге сидит.
Он сидит и глядит,
Всё тоскует, горюет,
Не себя ему жаль,
А жаль братовей своих.
Их схватило злое озеро
За невесту его королевишну,
А и та королевишна мертва в городище сидит.
Уж не в первую зорю
Оноху собираются давить,
Что давити, душити, вешати
По одну зорю по утренню,
Что по утренню, по двенадцатью
Повели Оноху бити, вешати.
Привели его на круту гору, на городище,
Посадили Оноху на железный кол…
Задушили его до смерти,
Собирали его косточки,
Зарывали во сырой земле.
Еще было понаслышку…
Как девка ягодки брала,
Обернулась девка – испугалася.
Тут стоял храбёр воин, воеводович,
Что воеводович весь во красном сукне,
А на главе злата шапочка,
А на груди у него остра сабелька».

0_d61a_506548f1_L.jpg

На вершине городище

Царей и князей на Руси не было, по крайней мере, до 9в. Это замечание относит повествование к середине 1 тыс. н. э., - времени Великого переселения народов... Есть основания связать появление богатырей на Вятке с прибытием в Прикамье на рубеже 4-5в. известного по археологии гото-гунно-сарматского военного формирования, о котором и будет речь.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Вт май 24, 2011 4:02 pm

0003.gif

Вот карта находок вендельских шлемов ссылка - их носили предшественники викингов в 6-7в. Наиболее близкие аналоги найдены в Прикамье (часть на Вятке), где были раскопаны многочисленные захоронения сармато-готско-гунской военной знати датированные кон.4-нач.5в. н. э. В частности, Тураевский могильник в районе Елабуги, а также Первомайский могильник у подножия Чуршинского городища на средней Вятке возле Слободского, где, вероятно, жили захороненные в могильнике рыцари, так как на городище найден соответствующий вещевой материал (оружие, украшения). Обратите внимание на карту: находки шлемов, - красные кружки, - только на нижней Каме и Вятке - и более НИГДЕ на территории России.
Ничего подобного у славян или иных народов не было, только у германцев, поздних римлян и сарматов, да и то эти шлемы не столь похожи на вендельские как прикамские (см. ниже). Прикамские шлемы датируют рубежом 4-5 веков. Готы-гунны и сарматы жили в Прикамье в 5-7в., потом следы их культуры затухают, но связи Скандинавии с Прикамьем-Биармией сохранялись долго, практически до середины 13в.
"Выводы. Ажурные шлемы не имеют аналогий в Европе и никак не выводятся из римских шлемов. Схожие находки (ст. Тбилисская, хут. Городской) и изображения (колонна Трояна) связаны с сарматами. В шлемах Прикамья, Англии и Средней Швеции представлена особая модель синтеза римских и восточных (сасанидских и/или сарматских) признаков, отличная от господствовавшей в Центральной и Западной Европе.

Реконструкция вендельского шлема:
0004.jpg


Прикамские и вендельские шлемы обладают рядом общих черт:
-- Низкий полусферический купол;
-- Крестовой каркас;
-- Шлемы из Y-образных полос;
-- Бармица из полос на шарнирах;
-- Декоративные надбровья;
-- Полумаски;
-- Сочетание в одной серии ажурных шлемов, сложносоставных и литых бандхельмов, а также вышеперечисленных признаков.
Можно назвать этот набор признаков периферийным, противопоставив его, таким образом, доминирующей в Европе традиции шпангенхельмов с высоким сфероконическим куполом, состоящих из каркаса (обода и "стяжек"), и четырех или шести треугольных или миндалевидных сегментов. Впрочем, не стоит забывать об огромном белом пятне в археологии раннего средневековья - территории Восточной Римской Империи. Однако эти серии находок из Прикамья и Средней Швеции разделяют 200 лет и несколько тысяч километров. Чем же объяснить такую странную перекличку? Учитывая исключительность находок шлемов, следует обратить внимание, что серии шлемов, обладающих сходными признаками, в V в. встречаются в Прикамье, в VI в. - в Англии (Саттон Ху, Бенти Гренж), а в кон. VI - нач. VII вв. - в Средней Швеции.
Кажется возможным предположить... миграции более или менее тождественных групп населения. Традиционно (А. Ф. Геннинг, Р. Д. Голдина, М. Б. Щукин и др.) эти группы населения связываются с готами и черняховской культурой. Но тогда остается вопрос, почему же готы, носители "центральной" традиции шпангенхельмов, приносили с собой другой, "периферийный" набор шлемов? Возможно, имеет смысл предположить более интенсивное влияние сарматских и сармато-германских смешанных групп. Таким образом, вендельские шлемы - и ажурные вендельские шлемы в особенности - можно считать еще одним доказательством влияния сарматской военной аристократии на германцев эпохи Меровингов".
'Сходство прикамских и вендельских шлемов уже давно общепризнанно, и активно используется для прикладных целей - например, для реконструкции скандинавского защитного вооружения'. Вендельские шлемы: Швеция и Готланд, рубеж VI-VII вв., нач. VII в. Большинство исследователей сходятся во мнении, что некрополи в бассейнах Южной Камы и Вятки оставлены некой немногочисленной группой пришлого населения, в той или иной степени ассимилированной местным населением, и считают возможным "скорее предположить ее европейское, нежели азиатское происхождение".

Таким образом, в начале 5в. н. э. в Прикамье обосновался крупный военный отряд, распределивший свои гарнизоны на значительных расстояниях от низовий Камы до Слободского. К сожалению, раскопки в Первомайском поселке (городища и могильника) были выборочны, нельзя исключить разграбление захоронений в прошлом, поэтому находок здесь не так много как на территории Татарстана и Удмуртии. Своих специалистов на Вятке практически нет, а сторонним до нас мало горя. Но судя по наличию уникального Чуршинского городища, поселение готов-гуннов было нерядовым... Остается вопрос, куда они пропали? Вполне вероятно, что ушли в Скандинавию и стали там основой будущих викингов.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Пт май 27, 2011 12:01 pm

Сага об Инглингах (начало)

I
Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Ве-ликой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как юж-ная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших об-ластей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (5). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
II
Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капи-ще. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями (6), или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел мно-гими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и по-этому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.
III
У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили. Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеря-ли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену.
IV
Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого чело-века, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жи-лище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: "пусть другие решают". Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отру-били ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предот-вращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны. Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
V
Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (7). Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и кол-дуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много друго-го народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (8), а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина (9) на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась в Жилища Вели-канов и зачала там от одного великана четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запряг-ла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре (10). А там, где пре-жде была земля, стало озеро. Оно называется Лёг. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. Браги Старый (11) сказал так:
Нарастила, Гюльви Обморочив - бычьи Вздулись жилы - Гевьон Край презнатно датский. В восемь звезд воловьи Лбы светили, быстро Шли с добычей через Пажить звери ражи.
А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны (12), построил там большое капище и со-вершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он на-звал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр - в Уппсале, Хеймдалль - в Химинбьёрге, Тор - в Трудванге, а Бальдр - в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища.
VI
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославлен-ным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим не-другам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он так-же владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчу-ги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками (13).
VIII
Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умер-ших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу (15) с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам зако-пал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы (16) надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в се-редине зимы - за весеннее прорастание, а летом - за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожай-ный год.
IX
Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед больши-ми битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжи-гается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Пн май 30, 2011 4:26 pm

Асгард по саге был к востоку от Дона-Танаксвила, "в Азии". Земля Одина находилась на восток от Гардарики-Руси, это как раз Прикамье и Вятка.
12 жрецов Одина перекликаются с 12 богатырями-братьями Онохи. Имена Никулица и Оноха явно позднего христианского происхождения. Русское имя Оноха выводят от библейского Енох, - осно-ватель нового рода и правитель первого города. В народе однозначно представляли, что Ано-ха - это библейский Енох, которого Бог вознес на небо. Особой популярностью среди всех слоев населения пользовался ветхозаветный апокриф "Книга Еноха Праведного" 14в. Для нас интересно совпадение с первой буквой имени Один.
По преданию Чуршинские богатыри пришли "из-под запада" (вероятно, с юго-запада, - Причерноморья) и на своих быстроногих конях ходили на север за мехами, очевидно, собирали пушную дань с Пермских народов, а затем продавали товар, вероятно, на юге и западе, то есть вели международную торговлю. Можно полагать, что Один занимался в Прикамье поправкой своих финансов. Братья Онохи ездили на запад за самоцветными камнями, то есть, в обмен на меха получали драгоценности. Накопив богатства, и тем самым упрочив свою власть и влияние, собрав вокруг себя заинтересованных людей, Один отправился на запад, поближе к цивилизации. Война с Никулицей может отражать стычки людей Одина с аборигенами. В предании так же отражена женитьба пришельцев на местных женщинах.
Пленение Онохи совпадает в некоторых деталях с пленением Одина: 'Конунг Гейрред захватил его в плен и, чтобы хорошенько помучить, посадил между жаркими кострами. Восемь дней Один мучился от жажды, пока сын конунга не сжалился над ним и не дал воды...'. Оноху же по преданию сожгли совсем. Война Онохи с Никулицей напоминает войну асов с ванами описанную в саге. Есть и другие параллели. Законен вопрос о происхождении Вятского предания: самостоятельно оно существует здесь с 5в. или является изложением устных сказаний викингов-русов, заплывавших в Прикамье в 9-10в. Интересно, что предания о богатырях сохранялись только в районе Чуршинского городища; ничего подобного в других местностях, на Вятке или где-то еще, не известно. Удмуртские легенды о Верхнечепецких богатырях имеют некоторые схожие элементы, но в целом они совсем иные. Речь идет о бросании богатырями на большие расстояния различных предметов: палиц, гирь, деревьев и топоров. Реальная основа всего этого может быть только одна - стрельба из арбалетов массивными железными стрелами-болтами. Не случайно на Вятском гербе появился натянутый лук более похожий на арбалет. Кстати, Одину приписывается владение неким грозным оружием, подобным действию молнии. Изображения этого предмета напоминают мифическое буддийское оружие Ваджра, в некоторых вариантах близкое к виду натянутого лука со стрелой-трезубцем (наконечники в виде трезубца применяли новгородцы и вятчане). Да и Молот Тора можно отождествить с арбалетным болтом.

Еще одно косвенное подтверждение сказанному заключается в следующем.
Геродот в 'Мельпомене' (5в. до н. э.) сообщает (http://a-nomalia.narod.ru/rrG.htm ):
'По рассказам (Аристея), за исседонами обитают аримаспы - одноглазые люди; за аримаспами - стерегущие золото грифы, а еще выше за ними - гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря (Черное), под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах'.
Аримаспы -(греч. arimaspoi, вероятно, от скифского ari - один, и maspos - глаз). Баснословный народ, живший, по веровани-ям древних, на краю известного им мира и воевавший постоянно с грифами за обладание сокровищами. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910.
Άριμασποί - Neumann, Hellenen im Scythenlande производит имя из монгольского языка и переводит "горцы"), сказочный народ, живший будто бы на крайнем северо-востоке, у Ринейских гор, т. е., вероятно, у золотоносного Алтая; много говорил об А. Аристей Проконнесский; они вели будто бы войны из-за золота с грифами. Происхождение показания, по которому они были будто бы одноглазы, одни объясняют тем, что стрелки, когда метятся, зажмуривают один глаз, другие - тем, что у этого народа существовал обычай татуирования (третий глаз на лбу?).
Судя по всему, аримаспы не были одноглазыми от рождения. Возможно, они были профессиональными стрелками, или это бывшие рабы скифов, у которых был обычай ослеплять пленных. Жили они на отделенном северо-востоке известного тогда Мира, но южнее Полярного круга: "За аримаспами и Рифейскими горами проклятая часть мира, где постоянно идет снег". Рифейские горы - достаточно мифичны, но их можно трактовать как Среднерусскую возвышенность, с которой стекают крупные "Скифские" реки (Днепр, Дон, Волга).

А вот что пишет Татищев:
Аримаспы - одноглазые. Это толкование неправильное послужило басне причиной, ибо в сарматском языке ари значит крайний или внешний, ма земля или предел, а спу что значит, неизвестно (то есть, сам он правильного перевода не дает). Вотяки, от русских названные от реки Вятки, сами зовутся ари, а предел свой Арима, потому что оный предел был в Европе или в Болгарском владении последний или крайний к горам Рифейским, поскольку и Пермь в то же заключалась, как и Геродот область болгар или аргипеев описывает до гор, выше, н. 26. Клюверий, кн. IV, гл. 17, аримаспеев положил с еседонами близ Дона, а в кн. V, гл. 13, в Арихозии или Кандагаре за Персиею. Плиний, гл. 14, близ грифов в Бухарии, Дионисий Периегета вымыслил это о самоедах, будто для стреляния из лука один глаз жмурят, что Мартиние в Лексиконе географическом правильно за басню почел...
...за исседонами живут аримаспы единоглазые и грифы, о чем скифы, слыша от исседонов, объясняют, что имя это языка скифского, арима - значит один, а спу - глаз. Во всех описанных местах пребывает тяжкая стужа и зима 8 месяцев".
Итак, видим совпадение названий Вятской земли в языке аборигенов (Арима) с древним народом Аримаспы, обитавшим где-то в этом же регионе. Окончание "сп", как непонятное (попавшее из другого языка), отпало со временем.
Теперь самое интересное. В некоторых сагах Один назван "одноглазым", есть даже мифическое объяснение этого факта. Но вполне вероятно, что такое прозвище появилось у него в следствии того, что прибыл он в Скандинавию из страны Аримаспов-Одноглазых. Любопытно, что вятчан еще в недалеком прошлом пренебрежительно именовали "слепородами", были даже байки о происхождении такого прозвища. В частности, якобы, когда-то вятчане перепутали своих с чужими и перебили много людей, или даже псевдонаучное, мол, у вотяков в виду природных особенностей плохое зрение.
 на коне.jpg


Так как этимология слова Вятка до сих пор считается неясной, то нельзя исключать, что названия реки и всего региона появились еще со времени поселения в Прикамье Одина-Вотана с его людьми (Old English - Wōden, Old High German - Wôdan; also - Wuotan, Wotan). Река Вати упомянута Ибн Фадланом, который в числе других рек форсировал ее в 922г. в ходе своего путешествия к "царю славян". Другой реки со схожим названием в Прикамье нет. Правда, Вятка лежит в стороне от обычно предполагаемого прямого маршрута арабского посла, но северный вариант исключать нельзя, если учесть, что правитель булгар в тот момент скрывался от хазар (на правом берегу Камы это более удобно). Таким образом, Прикамье (Страна Вотан) было первоначальной северной страной Одина - Великой Холодной Свитьод.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Ср июн 22, 2011 3:14 pm

Более подробно с этим вопросом можно ознакомиться здесь: http://zhurnal.lib.ru/h/harin_e_a/faux.shtml Перевод с англ. работы Д. Фокса "Генетическая связь Викингов Норвегии с Центральной Азией" и мои комм.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: ЧУРШИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ (легенды, мнения, слухи и т.д.)

Сообщение skygrad » Сб июл 09, 2011 5:08 pm

Книга Макаров Л. Д. "Окрестности поселка Первомайский в древности": http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream ... 101new.pdf
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron