Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Вс май 24, 2009 8:56 pm

М-дааа... Остаётся только сказать словами известного персонажа из известного фильма: "Тебе бы, начальник, книжки писать".
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн май 25, 2009 1:38 pm

На мой взгляд, господин borgheus с подачи Серкина близок к разгадке происхождения "Вятской библии".
Как специалист по «фальсификации чистой воды», в дополнение к сказанному приведу такой отрывок из летописи Гази Бараджа (1 т. ДТ).
«В 1181 году… В этот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля (город был погромлен незадолго до того) и спящего Болгара в Нукрат-Идель (Кама ниже устья Вятки) и разграбили замок кана Ибрагима «Аламир-Султан» (Елабужское городище). От замка уцелела лишь башня Алабуга. Сын Акбалыка – Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца - Каргатун на Чулмане (на средней Каме)».
Оставим в стороне достоверность этогой записи, важно само совпадение сюжета с изложенным в СВ-ПСВ сказании о поселении в том же году новгородцев в малом городе на Каме, их уход оттуда в верх по реке и странный переход на Вятку через Чепцу: «… и приидоша на реку великую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему (какое?). И остася в том граде половина людей, а другая (половина) тех новгородцев поидоша с Камы реки в гору и приидоша вверх Чепцы реки и ту жиша немного лет и по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку…».
Совпадение практически полное. Объяснение может быть такое. В 1552 г., в ходе взятия Казани, в руки Ивана Грозного попали булгарские рукописи, в том числе и цитированная летопись. Когда в Москве сочиняли СВ (по предположению Серкина – в сер. 16в. при канцелярии митрополита Макария), данным сюжетом воспользовались для отнесения заселения Вятки новгородскими холопами (которые после взятия Новгорода формально стали московскими холопами) к седой древности.
Нашелся бы знающий человек, разобрался бы во всем этом по науке. Только нужна смелость не меньше, чем у Серкина.
Посреди Слободского городища стоит церковь св. Екатерины (в описях с начала 17в., вероятно, была и в 16в.). Это довольно редкое на Вятке и в России посвящение храма, широко распространено в Польше и др. странах Европы. Это выделяет наш город среди других.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 27, 2009 3:34 pm

Вернёмся к нашим баранам, то есть, булгарам, новгородцам и ушкуйникам, – продолжим «провокаторскую деятельность, передергивание фактов и фальсификацию чистой воды». (Интересно, где это Нижегородский Наблюдатель набрался лексики времён оголтелой советской пропаганды? – «Ты, дед, по молодости в ЧК не служил?» – из фильма «Калина Красная».)
Коль возникли сомнения в достоверности сообщений ДТ о вятских делах, приведу только два любопытных момента.
1. Главным булгарским городом на реке Вятке (Нукрат-су) назван основанный в 1150 году «Колын возле балика Нукрат». Название «Колын» он получил, якобы, по имени одного из булгарских военачальников той поры. Такое имя встречается среди тюрок. Далее фигурирует новгородский купец Садык (Садко), якобы, перешедший на службу булгарам и сделавший карьеру (на деле он осуществлял торговые связи между Новгородом и Булгаром, устье Моломы было перевалочным опорным пунктом новгородских купцов).
«Садык получил свое – стал бием и поселился на выделенной для него Мер-Чурой земле близ Колына (Мер-Чура – правитель Колынской волости). Крепость ему строить воспретили, и тогда он укрепил для себя один из баликов Колына. Его посад был обнесен только частоколом, под защитой которого безоружные люди Садыка в случае опасности успевали спрятаться в крепости». Как уже отмечалось, это очень похоже на ситуацию с двумя соседними городищами в устье Моломы (Ковровское и Шабалинское): одно – хорошо укреплённая крепость, второе имеет вал лишь с северной стороны, он мог быть возведён после описываемых событий. На обоих были найдены и новгородские и булгарские вещицы 12-15 веков. Обратим внимание на выражение «один из баликов Колына». Балик – небольшая крепость, часть города, посад. Дело в том, что влизи от Ковровского городища помимо Шабалинского городища есть ещё и Шабалинское селище (неукрепленное поселение, посад). Все три археологических памятника расположены на расстоянии 200 – 400 м друг от друга. Поэтому их можно рассматривать как один город. По многим признакам это и была древняя Вятка, хотя сами вятчане называли город иначе – Колин (теперь уже ясно, что это именно Колин-Колын, а не Кошкар или Кокшар).
1 том ДТ был издан в 1993 году. В это время археология указанных городищ была давно известна. Однако публикаторы и комментаторы ДТ путают Колын с Хлыновым – Вяткой – Кировым:
Колын – булгарский город – центр Бийсуйской и Нукратской губерний, основанный на месте
булгарского мензеля Ботук (возник, по данным Мусы ибн Халиля, в 866 году), современный
областной город Киров. Булгары называли Колын также «Нукрат», а русские – «Хлыновым» и
«Вяткой».
Вряд ли они настолько изощрены в фальсификации, что намеренно сделали это, более вероятно, что их знакомство с Вятской историей было ограничено навязшими в зубах сведениями об основании Хлынова в 1181 году. Мензель Ботук – это «станция на торговом пути». Трудно сказать, насколько достоверно такое ранне наименование и относится ли оно к вотякам. Предков удмуртов звали вотяками русские, но не булгары. Торговый путь проходил через городки в устье Моломы, Ботук – это искаженное от Вятка (сравните: в ДТ река Вятка названа также Ботка).
2. Далее по ДТ (в 1220 г.) город Колын был переименован в Нукрат – якобы, по имени военачальника флота булгар Нукрата, сына Ширдана (прежнего командующего), но более вероятно вследствии перехода города под контроль Новгородцев. Пробовал искать слово «Ширдан»: имя Ширдан встречается в карачаевском эпосе. В Татарии есть русская и татарская деревни Ширданы. Shirdan – фамилия, но в словарях (англ., фр., нем.) это слово отсутствует.
Но оно есть в отрывке о Саксине из 3 т. ДТ: «река Шир [Дон], названа так потому, что изобилует ширами - прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан [современный Азов], почти все жители которого – это пограничники и моряки...». Эта рукопись относится к тому же времени, что и приводимые выше отрывки (перед приходом монголов). Командущий флотом булгар мог быть из Азова.
«Выкупленные из плена артанцы (прибалты) назывались шумбутцами. Они были рослыми и красивыми и славились необычайной выносливостью. Из одежды они постоянно носили только штаны и особенно хорошо стреляли и рубились топором… Шумбутцы же любили выезжать на кораблях Ширдана на охрану перевозов на Нукрат-су (Вятке-реке) и Чулмане (Каме) от набегов галиджийцев (новгородцев), которых люто ненавидели, как и вообще всех ульчийцев (славян)… Они поклонялись Габдулле (Чельбиру), как идолу. Однажды отец увидел на реке Шумбут дерево с вырезанным прямо на стволе человеческим лицом. Когда он спросил шумбутца, что это, тот коротко ответил: Чельбир...». (Повествование в 1 т. ДТ, наиболее достоверного из трёх, ведётся от лица Гази Бараджа, первого после монгольского завоевания эмира Булгар.)
Оставим на совести составителя свода ДТ 17 века его объяснения о происхождении названий городов. Для нас ясно, что Нукрат – это искаженное от Новгород, Новгородец, а Нукрат-су – Новгородская река. Торговый путь по Вятке осуществляли поселившиеся здесь новгородцы. Булгары как могли контролировали их деятельность через своих представителей, – таковыми были тархан крепости Колын Мер-Чура и новгородский боярин Садко-Садык. Мер-Чура, вероятно, был знатного княжеского происхождения. Заметим, что Чура (Чурша) – в прошлом популярное новгородское и казацкое имя. У нас есть фамилия Чурин. Прослеживается связь с Чуршинским городищем, похоже, что до середины 14 в. оно было семейной резиденцией (замком) правителей Вятского края (булгаро-русского происхождения).
С. Ухов в своей известной работе «История Вятки, как часть…» отметил наличие на Вятке топонимов балтийского происхождения. От себя добавлю: возле Слободского города есть речка Спировка. Этот гидроним считают ныне балтским. Так что шумбутцы в начале 13 в. вполне могли плавать по Вятке для обеспечения торговых переправ, в частности, в районе Слободского Каринского перевоза. Как уже говорилось, здесь имеется Родионовское селище и погребения язычников возле него с характерными вытянутыми европейскими черепами. Так что сообщения ДТ о Вятке имеют под собой некоторые основания, но, разумеется, нельзя понимать их буквально.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вс май 31, 2009 9:02 pm

Гипотеза о переселении части вятчан в начале 14 в. на север в коренные новгородские земли, и как следствие, появление флота Нукрата в самом Новгороде, очень спорна и уязвима для критики. Одного факта потери Новгородом вятской колонии в этот период и одновременной с этим активизации ушкуйничества, недостаточно. "Предъявите ваши доказательства, skygrad!"

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК http://www.cossackdom.com/enciclopedic/v.htm

DJAGFAR TARIHI - Turkic World
-
http://www.s155239215.onlinehome.us/tur ... arihi_Ru... -


http://zlatalvova.narod.ru/Bolgaria/11/Gazi-Baradzh.htm
http://zlatalvova.narod.ru/Kaganat_roso ... _rosov.htm
-Львова Злата Александровна | Zlata Lvova | персональный сайт (о булгарах, русах и Джагфар Тарихы)
Последний раз редактировалось borgheus Ср авг 19, 2009 1:18 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн июн 01, 2009 4:02 pm

Гипотеза о перебазировке флота вятчан в Новгород находит некоторые подтверждения, хотя, признаюсь, их пока недостаточно. Как мы видели, торговый и военный флот на Вятке был, а это означает мобильность вятчан, которые в случае посягания на их свободы могли сняться с места и переждать некоторое время в иных землях. Этому есть подтверждение.
В предании о Стефане Пермском есть эпизод о том, что в 1392 году епископ столкнулся со сложной проблемой – его вотчину наводнили вятские переселенцы, изгнанные из своих пределов татарами. «Чего ж вы ушли с своих плодородных земель? – укорил вятчан Святитель. – Зачем отдали их разбойнику-иноверцу? Святитель выдворил беглецов из пределов своей епархии и те, вернувшись на Родину, соединившись с земляками, разгромили татар». Это, разумеется, благостная трактовка, на деле появление вятчан на Сысоле и Вычегде сопровождалось мородерством и притеснением аборигенов. Незадолго перед тем в 1390 г. Стефан ездил в Новгород, предположительно, жаловался на набеги ушкуйников и требования ими уплаты дани. Оба эти эпизода близки по времени и внутренне схожи, из чего можно положить некоторое тождество поведения вятчан и ушкуйников. Которое сохранялось и в 15 веке, что всегда давало основания для историков предполагать поселение ушкуйников на Вятке. Мы же идём дальше и видим в появлении ушкуйничества 14 века вятские корни.
Очень важна для нас запись в Новг. лет. под 1320 годом: “Лука ходи на Мурманы, и немцы избиша ушкуи Игната Молыгина”. Вероятно, известный боярин-новгородец Лука ходил в набег на северных соседей на ушкуях некого Игната Молыгина. Малыгины в 17 в. числились в Слободском и Вятском уездах. В описях других регионов России такой фамилии не встречал. Фамилия явно происходит от названия реки Молога. Такая река есть на границе Новгородской и Тверской земель, но есть и на Вятке – Молома. Иное окончание (МА) не должно смущать, так как оно местного вятско-пермского происхождения и означает «река» (ср. Лекма). В новгородском говоре река Молома наверняка называлась Молога, что значит "Малая" (в отличие от Вятки - Великой реки). На иностранных картах в устье Моломы есть город «Молома», южнее указан Котельнич. (Например, на карте Фредерика де Вита 1670г.; сведения о географии России доходили в Европу с опозданием, поэтому ситуация относится к более раннему времени – 15-16 в.) Это, несомненно, Новгородское поселение – город Вятка 14-15 веков. Итак, ватаман ушкуйников Игнат Молыгин был родом с Вятской Моломы.
Последний раз редактировалось skygrad Чт июн 04, 2009 3:05 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июн 04, 2009 3:01 pm

О столкновениях на Вятке в 14 в. можно судить по таким отрывкам из ДТ:
«1. В 1374 году один отряд галиджийцев на 70 кораблях ограбил несколько русских городов и продал пленных в Казани, а другой ограбил Колын и на 20 взятых там кораблях прошел к Великому Болгару…
2. В 1378 году ушкуйники напали на Колын, но были наголову разбиты сыном Джилки Анбалом. Попавший в плен сын Абрама Васыл в случае сохранения ему жизни обещал выплачивать дань Державе через Колын и назвать своего сына именем тюрэ. Анбал пожалел разбойника и отпустил его, но когда в 1379 году подошел к Уч Кую за данью, то был вероломно убит ушкуйниками. Тогда же галиджийцы с джукетунцами (устюжанами) в числе 10 тысяч человек напали на лишенный лучших защитников Колын. Им удалось захватить здесь 120 кораблей, приготовленных для набега флота Кудаша на Сарай (имеется в виду подготовка к войне 1380г. с Тохтамышем на стороне Мамая) и прорваться на них и на вновь сбитых плотах на Агидель (нижнюю Каму)…
3. В 1391 году галиджийцы и ушкуйники вновь напали на Колын во главе с Васылом. Сын Анбала тюрэ Арджан бился за балик отчаянно и сразил убийцу своего отца Васыла, но принужден был, в конце концов, отступить. Сын Махмуд-Султана хан Бек-Дауд, получивший вместе с отцом город и округ Джури, отправился с 3 тысячами арских ак-чирмышей (черемисов) и казаков в Нукрат и вышвырнул разбойников вон. При этом пало до 5 тысяч галиджийцев и ушкуйников. Он остался здесь улугбеком с тысячью казаков, но через два года сын Васыла Анбал с галиджийцами вновь напал на Колын и пленил Бек-Дауда с 200 казаков. Махмуд-Султан отправился выручать сына и после ожесточенной стычки у города, в которой наши положили 1200 неверных, принудил Анбала к переговорам. Они закончились тем, что добрый хан позволил разбойникам беспрепятственно уйти прочь в обмен на сына и его казаков...».
Мы видим упорное желание ушкуйников и новгородцев закрепиться на Вятке. Главный объект их атак – Колын, что можно объяснить не только его стратегическим местоположением, но и тем, что этот город был опорой булгар и татар на Вятке. По всему видно, что им это удалось, хотя ДТ отрицает. Появление в начале 15 века новой крепости с новгородским названием Котельнич – свидетельство произошедших перемен. Складывается впечатление, что атаки ушкуйников на Колын шли не со стороны Моломы (отсюда приходили новгородцы), а с верховий Вятки, то есть, непосредственно со стороны «Учкуя» на верхней Каме. Понятно, что до того ушкуйники могли захватить Вятские города расположенные выше по реке (прежде всего, Чуршинское городище). Можно видеть, что на стороне булгар появляются какие-то «казаки», но об этнической принадлежности их судить трудно. Имя командующего флотом – Кудаш – татарское. Можно видеть, что в столкновениях участвуют христиане и мусульмане. Известно, что при хане Узбеке (ум. 1341) влияние ислама в Орде возросло, соседний с Вяткой Булгар был древним центром мусульман, что, возможно, и было одной из причин ухода активной части христианского населения с Вятки. С началом смуты и ослаблением власти в Орде (1359г.) они стали с боями возвращаться на земли своих отцов, но для этого было необходимо ослабить потенциального противника. Понятно, что в этих походах участвовали не только потомки вятчан, но и другие жители Новгородской земли.
Ушкуи с их командами появляются в Новгородской земле вдруг, это был новый тип судов неизвестный ранее. Полагают, что основными отличиями ушкуя был его небольшой вес, средняя грузоподъемность (20-30 человек), продолговатый корпус, возможность движения в обоих направлениях. Эти качества позволяли преодолевать волоки между верховьями небольших рек и совершать неожиданные набеги, оперативный (без разворота судна) отход. Создать такое плавсредство могли только люди долгое время занимавшиеся речным делом, имевшие особый военизированный уклад жизни, и при том, изолированные от прямых речных путей сложными переволоками. Под все эти параметры попадают вятчане, какими мы их видим со страниц ДТ и наших летописей. пути на север в Новгородские и др. русские земли требовал от них преодоление протяженных волоков: Молома-Юг, Летка-Луза, Кобра-Сысола, Чепца-Кама. Обходной путь через низовья Камы был всегда осложнен отношениями с булгарами и казанцами (вятчан пропускали только в случае особой нужды с их стороны или в периоды дружественных отношений).
В начале 14 в. произошли серьезные перемены: Устюг перешел под власть Москвы и Суздаля, путь с Новгородского Заволочья (Сев. Двины) на Вятку оказался отрезан, что осложнило торговлю. Кроме того, в Орде усилилось влияние мусульман, неисключено появление в этот период сторонников ислама на Вятке, что могло вызвать некоторые трения. Всё это могло привести к переселению части вятчан (прежде всего, связанных с Новгородом) на Двину и другие северо-восточные Новгородские владения. Интересно, что здесь в 14 в. отмечается поразительный рост числа поселений. Зажиточная часть вятчан-торговцев могла квартировать в самом Новгороде.
Из анализа походов ушкуйников следует, что ватаманы набирали людей в Заволочье на Сев. Двине. Сюда же возвращались они после своих походов. С Заволочья Москва и Новгород требовали 5000 р. (из общей суммы 8000р.) в 1385г. за погромы каких-то городов на Волге.
По моим прикидкам, основная масса переселенцев из Новгородских земель появилась на Вятке (вернулась на родину) примерно в 1380 г., что совпало с ослаблением региона после участия вятчан в Мамаевой войне и гибели большей части союзников Булгарии. Погром Вятки Тохтамышем в 1391 г. (по ДТ в нем участвовали булгары, а, по моему мнению, и Василий Московский, отступавший после проигранной битвы на Кондурче) можно рассматривать как ответный удар. Вятчане отсиделись в Перми (на Сысоле) и, собрав силы, погромили Каму и вновь осели на Вятке.
В летописях (в том числе и ДТ) чётко различают ушкуйников от новгородцев, устюжан, вятчан и прочих речных добытчиков. Тогда как в работах многих авторов между ними ставится равенство. Это создаёт путаницу. Некоторые авторы однозначно отождествляют ушкуйников с новгородцами. Другие точно также поступают в отношении вятчан. Речным разбоем могли заниматься выходцы из разных мест, в разных регионах находились и их базы, – места зимовок. Надо учесть, что речные ватаги формировались для одноразового похода професиональными ватаманами по их личной инициативе или при получении от властей Новгорода «подряда на работу» (сбор дани, завоз товаров и продуктов издалека, охрана торговых караванов, карательные акции). После выполнения миссии наёмная часть ватаги рассыпалась по домам, при ватаманах оставалась лишь более-менее значительная группа постоянных спутников.
Настоящие «ведомые разбойники» на зиму прятались в глухих углах. Таким мог быть фигурирующий в ДТ «Учкуй» на верхней Каме, «где она поворачивает на юг». Однако, явных следов поселения здесь в середине 14 в. значительной массы новгородцев (десятки тысяч по ДТ) до сих пор не обнаружено. Городки верховий Камы той поры невелики, имеют смешанный состав населения. Заметный приток русских отмечается только в самом конце 14 в. – начале 15-го. Очень любопытным для нас является такой факт. Наиболее крупным городом 15–17 в. в этом регионе считается Чердынь (Троицкое городище). В непосредственном соседстве с ним располагалось другое более древнее поселение 9–14 в. под названием «Вятское городище». Раскопки его только начались, но уже можно считать, что здесь, по крайней мере в поздний период, жили русские. Не это ли и был «Учкуй»? Связи его с Вяткой видны из самого названия. Возможно, городище было заброшено с возвращением его жителей на Вятку.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Сб июн 06, 2009 11:34 am

Про «Кош» с http://subscribe.ru/archive/country.ua. ... 00942.html -:
«Общеизвестно, что столицей казацких вольностей, куда они обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь. Название «сечь» происходит от слова «сечь, секти», то есть рубить. Первоначально оно означало укрепление из срубленных деревьев и камыша. Нередко употребляют и другое название для казацких поселений — Кош. Слово «кош», вероятно, очень древнего, индоевропейского происхождения. Родственные слова в санскрите означают «войско», «стан вождя» и т.п. Таким образом, с того времени, когда первые казаки начали создавать свои военные объединения, избирать вожаков и строить укрепления-базы, они стали употреблять эти слова для обозначения столицы Войска Запорожского…
Внутри крепости находился майдан (площадь) с церковью и позорным столбом, где наказывали виновных. Вокруг майдана стояли большие длинные дома — курени, где жили сечевики, дома старшины, канцелярия, а дальше — склады, арсеналы, ремесленные мастерские, торговые ряды…
Любопытно, что на самой Хортице (Великой Хортице) археологических материалов, которые бы подтверждали пребывание здесь казацких укреплений, пока что не обнаружено. Однако в трудах некоторых мемуаристов — С. Мышецкого, Г. Спасского и других — отмечается, что в 1618—1620 годах запорожские казаки построили крепость — Кош на Хортице…
По окончании войны и в связи с расширением российских границ в конце 1789 года новый кошевой атаман Захар Чепига перенес Кош в село Слободзея на Днестре, что в 20 верстах ниже Бендер. Слободзейской Сечи также была уготована недолгая судьба. Царское правительство, поначалу пообещавшее отдать казакам земли между Бугом и Днестром, в очередной раз не выполнило своего обещания и в 1793 году переселило черноморцев на Кубань. Сечи, или Коша, на Кубани уже не было, и от запорожских обычаев вскоре остались одни лишь воспоминания…».
«…Вокруг майдана стояли большие длинные дома-курени…»
– На городище Никульчино были обнаружены при раскопках жилые постройки в виде рядов приставленных вплотную друг к другу срубов, идущих параллельно стенам города. Итак, казацкие курени-казармы налицо. Судя по схожести городищ, аналогичное устройство было и в Слободском-Кошкаре. Предположительно, слово козак восходит к «кошак», обитатель Коша.

2. http://www.philology.ru/linguistics4/rassadin-95.htm -кош 'жилище, дом' (§ 169), кошилик 'палатка, запасная юрта' (§ 245) - от тюркского. Ср. кирг. кош 'запасная юрта; кочевой лагерь', туркм. гош 'полевой стан', чагат. кош 'кочевой лагерь', др.-тюрк. кош "запасной'. Из современных монгольских языков это слово представлено в калмыцком, где оно существует в форме хош, имеет значение 'временная стоянка; полевой табор', а также 'вторая юрта (при главной)'.

3. http://shaping.ru/mku/deminart07.asp - «Между тем, рассмотренным "кочевническим смыслом" значение лексемы кош в русском языке не ограничивается. Откроем 7-й том "Словаря русского языка XI-XVII вв." (М., 1980; за четверть века, начиная с 1975 года до настоящего времени вышло 25 томов) и подивимся богатству и неисчерпаемости родного языка, о котором мы по существу так мало знаем. Так вот слово "кошъ" ("кошь") еще сравнительно недано употреблялось по меньшей мере в 9 (!) значениях (а сегодня и одно-то не каждый назовет). Помимо упомянутого выше, это еще: 1. "корзина", "короб"; 2. "ларь", "ящик"; 3. "старое русло реки"; 4. "дружина, отдельный подвижный отряд, часть войска"; 5. "ставка князя, воеводы"; 6. "воинский обоз;"; 7. "укрепленный лагерь"; 8. "зимовье промыловика-охотника"; 9. "жребий, судьба"»…
Санскритское слово kocagara означает "хранитель казны" (кассы). Читается это слово, как "кошягара"… Но казна бывает всякая. В старину княжеская казна была наполнена не столько звонкой монетой, сколько мехами, оружием, да еще бочонками с медом…».
.– Очень напоминает наш Кошкар.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс июн 07, 2009 1:40 pm

Санскрит - древний протоязык, слова из него разошлись по многим языкам. Например, в древнегерманском языке было слово "хари" - войско (отсюда "герой-воин"). "КошЪгара" состоит из двух частей: Кош-Казна (вместилище) и Кара-хранитель (охранник, воин). Поэтому городок Кошкар(и) - вместилище "каров", военный лагерь казаков-гарачцев по ДТ. Остальное также вполне укладывается в концепцию нашей темы.
Вопрос о проживании ушкуйников в верховьях Камы:
"Русские приходят в северную часть Верхокамья не ранее конца XIV –
начала XV в...
...в XI-XII вв. Верхнее Прикамье было даннической
территорией Новгорода. С XIII в. на родановских поселениях появляется
древнерусская керамика домонгольского облика, документирующая
появление славян в регионе. По-видимому, к этому времени здесь уже
существовали разрозненные туземные раннефеодальные княжества,
известные с XIV в. под общим названием Пермь Великая. Пока неясны ни
размеры, ни структура, ни степень "зрелости" этих образований, но вряд
ли они имели какие-то четкие признаки развитой государственности. С
началом массовой миграции русских в XIV – начале XV в. история Перми
Великой вступает в качественно новую фазу: возникают первые
поселения городского типа с участием коми-пермяков (Анфаловский,
Искор, Чердынь), ставшие центрами волостного характера, но
одновременно сохраняются и пермяцкие родовые "гнезда". Ядром
складывающегося полиэтничного государства являлась сравнительно
небольшая территория в низовьях рек Колвы и Вишеры и прилегающего
течения р.Камы, где особенно ощутимым было присутствие русских
поселенцев". (из диссертации Л. Д. Макаров)
Из цитаты не следует, что уже в 14 в. в указанном регионе проживали десятки тысяч ушкуйников-новгородцев (как об этом сообщает ДТ), хотя именно новгородцы первыми по археологии стали селиться на Каме. Сведения ДТ явно преувеличены. Кроме того, можно предположить, что не все русские на Каме были из Новгорода, зафиксирована некая группа русских неясного происхождения некоторое время проживавшая здесь в 14в. Отмечается схожесть верхнепермской русской керамики с вятской из г. Орлова. Сказанное может свидетельствовать о переселении части вятчан на верхнюю Каму и проживание их здесь в 14 в. в качестве ушкуйников, - речных разбойников нападавших в основном на города булгар и татар в низовьях Камы.
Последний раз редактировалось skygrad Сб июн 20, 2009 11:58 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт июн 12, 2009 12:50 pm

Посмотрим еще два отрывка из ДТ:
«В 1409 году Анбал с 8 тысячами ушкуйников вплыл в Агидель с востока (место слияния Камы и Белой), а сговорившиеся с ним 5 тысяч галиджийцев (новгородцев) – со стороны Джун-Калы (Н. Новгорода). Когда Анбал завидел 80 кораблей сына Кудаша Субаша, то велел своим выйти на берег у Яр Чаллов (Наб. Челны), а затем, под видом вылазки, выбрался из разбойничьего лагеря и сдался внуку Алая, сыну Гали-Джуры Еникею и Субашу. Ушкуйники пришли в сильнейшее замешательство; а когда Субаш вытащил из кораблей пушки и сделал по разбойничьему стану несколько залпов, в ужасе сдались. Сдав пленных подоспевшему Буртасу, Субаш стремительно поплыл навстречу галиджийцам. Те успели сжечь Сэбэрче, зато у Чыбык-сар и Биш-Балты (Чебоксар и окрестности Казани) не поживились ничем и подплыли к месту слияния Кара-Идели с Агиделью (Волги и Камы) одновременно с Субашем. Салчибашы отправил на дно с треть галиджийцев, а остальные в панике поплыли на Русь…
Анбал принял ислам и поступил на службу Державе. Буртас зимой сходил с ним к Уч Кую и сжег все тамошние остроги. Людей там оставалось тысяч тридцать, и они все бежали из своих домов и перемерли в лесных чащобах. На следующий год сардар вновь сходил к Уч Кую, но увидел безжизненное пепелище. С разбойничьим гнездом было покончено, и галиджийцы, потеряв лучших своих воинов, также присмирели...
В Нукрате (в 1439 г. власть в Казани власть захватил хан Улуй-Муххамед с сыновьями) пришлось ставить улугбеками потомков Султан-Мамета и его сына Бек-Дауда, ибо местные тарханы – потомки Садыка, Анбала и Мер-Чуры – не желали подчиняться друг другу. А первым улугбеком был сын Бек-Дауда Даиш-Султан, затем – его сын Тахта, и последним – сын Тахты Кул-Мамет...».
ДТ не говорит о смерти Анфала Никитина на Вятке в 1421 г. Но его потомки здесь обосновались. Анфал перешел на сторону булгар (вероятно, попал в плен) и водил их на Уч-Куй. Однако его потомки и, похоже, приближенные к нему люди, обосновались на Вятке.
Под 1470 г. в ДТ описан совместный поход казанцев и вятчан на Сарай:
«…кан велел своему Нукратскому улугбеку Тахте направить на Сарай по воде колынский флот с хорошими нукратскими стрелками. Флот, в котором была тысяча колынцев и две тысячи стрелков, возглавили потомок Садыка Битька и потомок Анбала Ганикей, а стрелков – потомок Мер-Чуры Бака-Даиш...».
Как видим, у вятчан с домонгольских времён был свой флот, которым командовали потомственные ватаманы. Улугбек Нукрата Тохта – это, скорее всего, представитель казанского хана располагавшийся, вероятно, в Колыне (о Казанском после на Вятке есть сведения в наших летописях). Можно также заметить, что потомки первых вятчан (Мер-Чуры и Садыка) уживались с потомками Анбала, прибывшего на Вятку в конце 14 в. Поначалу они, похоже, конфликтовали, но впоследствии более-менее мирно соседствовали каждый в своём регионе Вятки. В обоих отрывках, как и в грамотах московских князей 15 в., мы видим деление Вятской земли на три части. Потомки новгородца Садыка явно сидели в устье Моломы, мусульмане – в Карино. Для людей Анфала остается Микулицын город. Итак, исходя из этого, на Вятке можно очертить три отчасти самостоятельных территории: волость Садыка с центром Колын в устье Моломы (включая Орлов?); Микулицкая волость ушкуйников Анфала (включая Кошкаров?); Каринская волость вдоль Чепцы (потомки булгар-мусульман, Мер-Чура, Арские князья).
О ситуации на Вятке в районе Никульчино и Слободского в ДТ информации практически нет. Лишь один раз упомянутая Колын-кала может относиться к Слободскому городу. Это умолчание наводит на мысли о существовании достаточно независимой от булгар и казанцев территории в северной части Арской (Вотской) земли. Основное население здесь до 15 века составляли финно-угры и коми-пермяки. Русскоязычное население проживало в нескольких городках, расположенных в основном вдоль правого берега Вятки. Приток ушкуйников и новгородцев во второй половине 14 в. изменил этническую ситуацию, регион окреп, русифицировался и, вероятно, христианизировался. Появилось сельское русское население, продолжилась тенденция к замене финно-угорских народов славяно-русскими. Однако полное вытеснение аборигенов-язычников со средней Вятки на восток в окрестности Чепцы произошло уже в 16 в.
Описания ДТ нравов и порядков Уч-куя очень схожи вечевыми новгородскими и, вероятно, вятскими в 15 в. Скорее всего, булгары наблюдали их не в далеком и враждебном Уч-Куе, а на Вятке, где в поселелись более-менее лойяльные им ушкуйники Анфала. По моему мнению, это были потомки покинувших Вятку в начале 14 в. Разумеется, вместе с ними на Вятку пришли и другие русские из Новгородской земли.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июн 12, 2009 7:45 pm

Об авантюристе беглом новгородском воеводе Анфале Никитине можно посмотреть здесь:

http://www.booksite.ru/fulltext/nikol/s ... rina/2.htm -

«Внезапное нападение на владения Новгорода (в 1401 г.) первоначально принесло удачу, однако устюжане вскоре помирились с новгородцами и Анфалу со своими людьми пришлось покинуть пределы Поюжья (река Юг) и по реке Лузе уйти на реку Летку. Здесь, при впадении последней в Вятку, знаменитый ушкуйник основал свою последнюю вотчину.
Став вятчанином, Анфал вскоре снова оказался в числе главных организаторов очередного рейда ушкуйников в пределы Волжской Булгарии, но военное счастье изменило ему и там: экспедиция 1408 – 1409 годов потерпела неудачу, а сам он очутился в Орде в качестве именитого пленника. Новгородская Четвертая летопись оставила по этому поводу краткое сообщение: «В лето 6917. Ходи Анфал на Болгары, и тамо убиша его». Причина появления записи о гибели строптивого новгородского боярина вполне объяснима: официальный Новгород его, мягко говоря, недолюбливал. В действительности же Анфалу, уже в который раз, удалось каким-то образом вывернуться и из этой сложной ситуации.
Развязка наступила позже. Вологодская летопись за 1418 год сообщает: «Того ж лета убиен бысть Анфал и сын его Нестор на Вятке от Михаила Розсохина июня в 11 день».
Что же произошло на далекой Вятке в тот злополучный день? Быть может, ответ следует искать в событиях предшествующего 1417 года. В тот год великий князь Василий Дмитриевич повелел своему брату Юрию Дмитриевичу «воевати Двинскую землю». Устюжские, галицкие и вятские дружины под руководством воевод великого князя Глеба Семеновича, Семена Жадовского и Михаила Розсохина успешно «повоевали всю землю Двинскую и бояр новгородских много поймали и откуп на них имели...». Летописец не указывает в числе предводителей этого похода Анфала Никитина, но можно предположить, что и он не остался в стороне.
На будущий 1418 год у победителей Подвинья, возможно, существовали широкие планы совместных действий на территории Волжско-Камского региона…
Наместник великого князя в Устюге Василий Сабуров и Анфал подготовили поход, однако осуществить его им так и не удалось. Устюжская дружина, пройдя через Лузу и Летку и миновав владения Анфала, подходила к Вятке, где, по договоренности, должна была соединиться с вятчанами. Анфал же со своим отрядом, вероятно, прибыл в Вятку раньше, поскольку должен был обговорить с предводителем вятчан – новгородским боярином Михаилом Розсохиным – детали предстоящего похода и распределить роли. Видимо, новгородские бояре, перешедшие на службу к великому князю московскому, так и не сумели договориться: никто не хотел терять власть и связанные с ней привилегии. Спор и ссора завершились убийством Анфала, его сына Нестера и части анфаловой дружины. А в ночь на 26 июня (по новому стилю) под стенами Вятки началась настоящая резня: прибывшие устюжане и люди Анфала схватились с вятчанами, и пролилось много крови. Стычки продолжались и в последующие дни: под селом Истобенским и Котельничем нашли свою смерть немало устюжан, в том числе и их предводитель Василий Сабуров».
Трактовка событий вольная, но интересно, что автор предполагает поселение Анфала на Вятке и его ссору с другими вятчанами. Более вероятно, что Анфал сговорился с устюжанами, которые пошли от Устюга по обычному пути Юг-Молома к усть Моломы. Анфал со своими людьми спускался с верховий Вятки (возможно, в районе Нагорска или Шестаково он имел свой городок, но нельзя исключить его проживание в этот период в Слободском или Никулицыне). Где-то в устье Моломы произошло сражение, возможно даже несколько стычек в двух-трех местах. Анфал хотел разгромить сторонников Новгорода (потомков Садко-Садыка) и прочих своевольных вятчан, узурпировать власть в регионе, но потерпел провал. Сообщение ДТ о том, что одной из Вятских областей управляли потомки Анфала скорее относится к началу 15 в., – после громкого поражения от Рассохина их влияние весьма сомнительно. Одновременно с этим Вятка наверняка окончательно освободилась от опеки Москвы, Новгорода и булгар-татар. То есть, событие в 1418 г. произошло историческое.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Сб июн 13, 2009 5:39 pm

К концу 14 в. Волжская Булгария, вследствие обрушившихся на нее со всех сторон ударов, как государство фактически перестала существовать. Новгородцы, устюжане, ушкуйники, вятчане, ордынцы, Москва и Тамерлан сделали свое дело. Казань же еще была слаба, хотя именно сюда стекались уцелевшие народы и племена Булгар. С началом 15 в. возобновилась смута в Орде и у ее вассалов. Всё это способствовало росту самостоятельности Вятской земли, хотя Московские князья в расчетах на будущее делили ее меж собой. Лишь после захвата власти в Казани Улуй-Муххамедом в 1439 г. Вятка формально обрела «покровителя» или, правильнее, сильного соседа-союзника. Впрочем, это касалось в основном территории ниже Котельнича по реке. Казань и Москва в виду Столетней борьбы нуждались в союзной или, хотя бы, нейтральной Вятке, которая до поры извлекала выгоду из этой ситуации.
http://www.narod.ru/guestbook/?owner=29254134 – здесь можно БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ оставить свой вопрос или замечание. Вопрос и ответ по теме будет продублирован в данном форуме «Нашей Вятки».
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн июн 15, 2009 4:18 pm

Мне поступил первый вопрос-замечание. Дело в том, что обсуждая выше происхождение и смысл названия города Кошкарова, был упущен один «неприятный» для нас факт: слово «кошкар» (качкар) есть в тюркских языках и означает «баран». Также оно употребляется тюрками как имя.
«Бараний рог – «кошкар муйиз» – используется в символике Казахстана. Знак Кошкар муйиз обозначает материальное благополучие».
По форме этот символ напоминает Рог Изобилия. Альп (святой покровитель) Изобилия по ДТ был первоначальным гербом провинции Бийсу (страна Вису в трудах арабов 10-12 в.), центральной областью которой была Вятка-Нукрат. По замечаниям специалистов, «два изогнутых рога в эмблеме Кошкар муйиз напоминают натянутый лук, направленный в сторону врага». Ясно, что это видоизмененный под вкусы и познания степняков древнейший булгарский символ Балтавар-арбалет, – герб булгарских князей рода Дуло, который с конца 12 в. стал символом провинции Нукрат. (Кстати, концы боевого лука русскими назывались рогами). Вероятно, он попал на Вятку от поселившихся здесь Арских князей.
Можно предположить, что в какой-то период часть вятских казаков во главе с одним из Каринских Арских князей ушла в степи (об этом есть упоминания) и влилась в формирующийся казахский этнос, дав ему свое имя – казахи, а, также, символику. Так как они были из окрестностей города Кошкара, то принесенный ими символ получил соответствующее название, а так как для степняков он был похож на «рога барана», то за ним закрепился данный смысл.
Итак, Кошкар-балтавар был символом вятчан; в несколько измененном виде (полумесяц с крестом) сохранялся он и на флагах Запорожских казаков 17 в.
Как видим, кажущееся противоречие полностью устранено.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пн июн 15, 2009 5:20 pm

Как было упомянуто выше (запись от 27 мая), Флотом булгар в 12 – начале 13 в. командовал Ширдан, а затем его сын Нукрат. В ДТ под Ширданом понимается город на нижнем Дону - Азов, окрестности которого населяли профессиональные речники-моряки. Можно отождествить этот народ с известными из источников того времнени «бродниками», о которых читайте здесь:
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29315
Имя «бродники» нужно трактовать не как «бродяги», а как люди, контролирующие броды-переправы, то есть, шире, – речные пути. Бродники союзничали с булгарами, были их флотом, а в 13 в. в виду засилья на нижней Волге и Дону татар, перебрались на Вятку. В одном случае в летописи бродники названы «бронниками», у нас есть фамилия Бронников (фамилии «Бродников» нет вообще).
«Бродники - народ русско-хазарского происхождения, наследники древних хазар. Пока киевские князья воевали с половцами, бродники были их союзниками, когда же киевляне столковались с половецкими ханами, бродники нашли союзников в лице монголов и помогли Субутай-багадуру выиграть битву при Калке в 1223 году. Золотоордынские ханы умели ценить оказанную им помощь и оставили бродников спокойно жить в долинах Дона и Терека. С XVI века потомки бродников называются тюркским словом – казаки». – Л. Гумилев.
Нельзя согласиться с прямым происхождением казаков от бродников. Между сер. 13 в. и появлением казаков на Дону в 16 в. огромный временной разрыв. В этот период по приазовью не раз прокатились волны степных воинств, бродникам, оставайся они на месте, уцелеть никак не удалось бы. Но, к счастью, у них были средства передвижения, а потому не стерпев засилья ордынцев, они покинули Дон. Бродники могли стать одним из компонентов населения Вятки.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июн 16, 2009 4:53 pm

Бродники, все-таки, более похожи на «бродяги», т. е., это люди привычные к передвижению (по рекам). Хотя у них были и постоянные базы, например, Азов-Ширдан. В Новгородских летописях упоминаются «шестники» (от шествие, пришествие) – это наемники из соседних земель (стран), принимавшие участие в сражениях на стороне Новгорода. Название шестники по смыслу похоже на имя бродников, которые участвовали в войнах на стороне русских князей, в частности, против новгородцев. Они нанимались на службу, вероятно, одноразово. Азовские бродники обеспечивали переволоку Волга-Дон, – контролировали важный торговый путь. Часть бродников, как видим из ДТ, исполняла роль флота Булгар. Их переселение на Вятку во второй половине 13 в. совершенно естественно. Здесь, на далекой восточной окраине русской Ойкумены, они вошли в формирующийся казачий субэтнос.
Уточню, фамилия Бродников существует. С остальным согласен.


http://bg-znanie.ru/article.php?nid=30180 – Здесь в небольшой работе собраны первые летописные упоминания о казаках. Вот мой комментарий на это.
Легендарное участие казаков в Куликовской битве имеет некоторые основания. Как мне удалось выяснить, вячане, в составе отряда булгар, там были; правда, поначалу на стороне Мамая, да и сама битва была совсем не такая, как рисуют.
Псков явно имел связи с Вяткой, – об этом свидетельствуют топонимы. Неудивительно, что знатный псковитянин был прозван Козачек.
Казак Мамай тоже наш – достаточно указать на распространенную вятскую фамилию Мамаев. В московском походе 1468 г. вполне могли участвовать вятские казаки-добровольцы, хотя официально вятчане отказались.
Насчет рязанских казаков на лыжах с рогатинами – затрудняюсь, на вятчан они не похожи. Вероятно, в 15 в. название казаки (вольные люди, умелые в военном деле) применялось уже не только к вятчанам.
Казаки казанского хана Улуй-Мухаммеда вряд ли были из Черкас, – казаков ему можно было сыскать и ближе (скажем, на вятской Чепце).
Последний раз редактировалось skygrad Ср июн 17, 2009 4:15 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Вт июн 16, 2009 6:21 pm

В вятских деревнях до сих пор используют глагол "БрОдить" - рыбачить бреднем. Отсюда возможно, бродники это рыбаки или люди, чье основное занятие был рыбный промысел.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср июн 17, 2009 4:11 pm

Замечание в руку: выше обсуждалось, что рыболовство было основным пропитанием казаков, поэтому слово бродники может иметь и такое толкование.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт июн 19, 2009 3:45 pm

«…Французский посол Робрук, проезжавший в 1252-1253 гг. через земли Дона, сообщал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения руссов; русы, смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Для защиты от холода и непогоды строят землянки и постройки из хвороста; своим женам и дочерям не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожие на головной убор француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки и горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются руссами; на переправах рек повсюду русы, имеющие на каждой переправе по три парома».
- Писалось это всего через 10 лет после Батыева нашествия, и об «усвоении» татарских обычаев говорить не приходится. Способы хозяйствования, жилища, наряды, о которых рассказывается, совершенно не соответствуют монгольским. Просто Робрук видел бродников, которые и раньше жили подобным образом… Но население Приазовья не желало покориться, и после своего рейда в Европу Батый жестоко усмирил восстание местных племен. Они были разгромлены, г.Тана (Азов) разрушен и вырезан. И «страна Касакия» из всех источников исчезает. На ее месте обосновалась Ногайская орда. Однако исчезает и этноним бродников (в последний раз они упоминаются в 1254 г.) – позже сменяясь на «казаки». Напрашивается вывод, что подвергшиеся погрому племена касаков распались. Одни отступили в горы – они стали предками черкесов, карачаевцев, кабардинцев. Другие бежали, укрываясь в болотах Приазовья, лесах донских притоков». http://www.kavkazweb.net/forum/viewtopi ... 3362&sid... –
На вятских городищах (Никульчино и др.) первые русские в 12-13 в. проживали в «полуземлянках южного типа». Лишь с 14 в. появляются наземные дома-избы, характерные для Новгородской земли. Русскоязычное население Приазовья разбрелось кто-куда, Вятка была одним из направлений. Те что остались на Дону неизбежно отатарились.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Vjatich Kukarskijj » Вс июн 21, 2009 4:42 pm

skygrad писал(а):Бродники, все-таки, более похожи на «бродяги», т. е., это люди привычные к передвижению (по рекам).


Черкасы, чёрные клобуки, бродники, за-порожцы - Все удивительно связаны с трудными местами движения караванов купцов или войск как при переправе через реку, так и волоке через пороги.

История низовых войск времён ига и орды отмечает возникновение на татарский манер русских казачих станиц и войск живших с доходов работы - (военной службы, охраны) на бродах...

borgheus писал(а):... Те что остались на Дону неизбежно отатарились.


Не годились для отатаривания. Пусть казаками - пушечным мясм, но православными...

Легко отатаривались язычники ...

borgheus писал(а):...Другие бежали, укрываясь в болотах Приазовья, лесах донских притоков». http://www.kavkazweb.net/forum/viewtopi ... 3362&sid... –


По материалам Войскового старшины казачьего отряда им. св. Александра Невского (Россия), писателя - историка Валерия Шамбарова.


Поменьше верь бредням кавказвеба и Шамбарова...

Почитай нормальные источники периода Русь и Орда...
Vjatich Kukarskijj
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Ср май 07, 2008 8:58 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Ср июн 24, 2009 3:02 pm

Под отатариванием я понимаю следующее. Татары в 13 в. – это не этноним (название народа), а военное сословие в монгольском государстве (думаю, нет сомнений, что нижний и средний Дон был областью Золотой Орды). Татарином мог стать любой, даже и веру менять не надо, среди «татар» было полно русских и других христиан. Об этом есть многочисленные сообщения. В Сарае была учреждена отдельная епископия, да и в самой Орде (передвижная ставка хана-царя) русские князья и попы жили постоянно годами. Другое дело, что постепенно новая власть бронзовела, закручивала гайки, а потому свободолюбивые бродники стали уходить со своих мест. Вятка в 13-15 в. была практически единственным в Вост. Европе регионом, где могли укрыться и переждать лихие времена такие люди. Те кто все-таки остались на Дону и Волге, неизбежно должны были приспособиться к новым условиям. Если это были казаки, то уже татарские (с соответствующей культурой). Такие известны на Волге, да и на Дону в 15-16 в. Достаточно вспомнить о жалобе присланной Московскому князю от татар на разбои каких-то казаков на среднем Дону под предводительством некого Сары Азмана. Татарские казаки упоминаются даже как плавающие на ушкуях! Каринцы у нас на Вятке явно схожи с казаками, но они мусульмане. Русские казаки появляются на Дону (и Днепре!) в чисто русском, и даже, как мы видим из приведенных выше списков, в северо-русском, вятском виде. Другое дело, что к ним со временем стали притекать люди со всех концов, и не только с севера.
Посмотрел по словарям. На Вятке "брод" – рыболовный бредень, на Дону "бродак" – небольшой невод. Бродни – мягкие сапоги для охоты и ловли, лапти, старая домашняя обувь. Бродник – бредник, бредень.
В англ. языке одно из значений слова broad [brɔ:d] – свободный. Вероятно, это изначальное понятие. Получается, бродник – свободный, склонный к передвижению человек. Такие люди часто вызывают опасливое подозрение, а потому неприятие (отсюда - бродяга, сброд). Способ рыбной ловли может быть вторичным по смыслу: бродить по воде со снастью.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн июн 29, 2009 12:41 pm

О казаках на службе у булгар и Казани не раз говорится в ДТ. Но, учитывая сообщение нашей летописи о том, что хан Улуй-Мухаммед посылал за козаками в Черкесы (кстати, у нас на Вятке отмечаются топонимы типа «черкес» и много «казачьих», есть и фамилия), квартировали эти козаки отдельно от Казани. Подобную ситуацию можно сравнить с тем, как сыновья князя Юрия Дмитриевича посылали за вятчанами в трудные минуты.
После 1459 г., когда Москва первый раз наложила руку на Вятскую свободу, начался отток вятских казаков на Дон и Днепр, именно в это время появляются первые свидетельства о тамошних казаках. Они селились в пограничье Польши и Московии – Украине.
В упоминавшейся работе http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29315 – «Під 1469 р. Длугош — цитируем по Грушевскому (там же, т.7, с.78) — записує: «велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників і вигнанців, які звуть вони своєю мовою козаками».
Татарами в Польше звали всех воинов пришедших с востока. Войско было набрано из беглецов, – «разбойников и вигнанцев» (выгнанных), которые сами себя звали козаками. Разбойниками считали в ту пору Вятчан, на них как раз начались гонения. В 1468-69 годах вблизи Вятки происходили военные действия Москвы против Казани. На вятчан оказывали давление с обоих сторон. Вятчане держали нейтралитет, хотя не исключено, что некоторые из них помогали Москве. См. choragiew.ru - Ю.Г. Алексеев Походы русских войск при Иване III
http://choragiew.ru/index.php?option=co ... &Itemid=52

Некоторым из вятчан политическая и экономическая ситуация последнего десятилетия была не по душе, и они предпочли в 1469 г. сняться со своих мест. Возможно также, что эти козаки были на службе у Казани; и, в таком случае, они просто не хотели участвовать в войне с Московитами и др. русскими.
Что касается татарских имен первых казаков Дона, то я уже писал, что имя Карабай связывают у нас с основателем Карино. На мой взгляд, Сары Азман в письме ногайцев – очень схоже с искажением от «Старый Атаман». Татары жаловались в Москву на этих «разбойников, построивших на Дону свои города», то есть предполагали какое-то влияние на них со стороны Московского правителя. Поэтому можно считать, что козаки «Сары Азмана» были, как минимум, русскоязычными.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10