Парапланеризм на Вятке

Здесь обсуждается всё остальное, что также интересует наших посетителей

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Парапланеризм на Вятке

Сообщение voin » Сб апр 15, 2006 12:45 pm

Вот тут увидел в сети интересное сообщение:

http://www.net.kirov.ru/forum/message/?forum=2&theme=2416


Парапланеризм на Вятке.

Сергей Новосёлов г.Киров 360-100, novo@sp.kirov.ru

Этот материал создавался для публикации в сети несколько лет назад. С тех пор стало больше парапланов, моторов к ним. Но в сущности история первых полётов не изменилась. Есть довольно много оцифрованного материала по теме, так что кому интересно могу поделиться информацией. Отвечу на возникшие вопросы.

Насколько мне известно первый полёт на параплане состоялся 9 мая 1997 года со слаломной горы, что на Филейке. Летал Геннадий Бровцев на вновь приобретённой "Адели-25" - аппарате отечественного производства из болоньи с пропиткой "лаке" (такая же использовалась для пошива парашютов, сейчас эта ткань как материал для парапланов вышла из употребления).
В тот же день удалось слетать и автору этих строк - параплан сразу произвёл на нас сильное впечатление: легко взлетал со склона, снижался медленно, посадка мягкая (чем разительно отличался от парашюта, даже планирующего). Тогда у нас не было не только инструктора, но даже и специальной литературы и первые эксперименты проводились методом проб и ошибок, но с достаточной долей осмотрительности. В отсутствие северного ветра (на параплане лучше всего взлетать строго против ветра) выезжали в Заречный парк и с помощью верёвки вручную поднимали друг друга. Эксперимент с буксировкой за машиной, исполненный Геннадием Бровцевым, надолго отбил у него охоту (в прямом и переносном смысле) к подобного рода экспериментам. Продолжались поиски других мест для полётов.

Можно сказать, что горок для полётов на параплане в окрестностях Кирова немного.

1. При ветре с севера-северо-востока это - уже упоминавшаяся слаломная гора, однако
условия там не так просты. Учлёту буквально с первого же полёта надо проявить всё своё
умение, чтобы не только взлететь, но и рассчитать посадку. Правда, зимой попроще: на реке лёд, траншеи засыпаны и плотно укатаны. Но параплан, разложенный для старта, мешает лыжникам кататься.

2. Очень приличная учебная горка находится недалеко от Слободского у деревни Верхние
Кропачи : пологий склон, широкая площадка для приземления, практически полное
отсутствие препятствий - вот те слагаемые, которые сделали её излюбленным местом
полётов. Но юго-восточное направление ветра у нас - редкость, да и далековато от Кирова.

3. Склон у посёлка Первомайское в Слободском районе облётан мало (направление тоже
юго-восточное, он очень полог, лес в непосредственной близости, распаханное поле внизу).
Всё это рождает турбулентность воздуха, а она для параплана - первейший враг.
Небольшие взгорки по всей округе подходят разве только для тренировки подъёма
параплана и подлётов. Обрывы по берегам Вятки имеют приличный перепад высот, но либо заросли с непролазным кустарником, либо предполагают посадку на воду.
Есть уже достаточно облётанное место - Вятские Поляны (склон у деревни Изиверки с
перепадом высот 110, который для нас, равнинных жителей, кажется чуть ли не отрогами
гор). Но уж очень далеко.

И что же не летать?
Выход есть, вернее их даже два.
Во-первых, парамоторная установка,
во-вторых, буксировка специальными лебёдками.
Хотя идея приспособить мотор для параплана рождалась на Вятской земле не в одной голове, первые полёты на нём в Кирове выполнил Василий Зонов поздней осенью 1997 (параплан UP Vision с установкой Fresh Breezе, мотор SOLO-210, 18 л.c.). Надо отметить, что научился он летать на моторнике самостоятельно , после нескольких десятков свободных полётов с различных горок, а также ручных буксировок. Расценив, что моторный полёт тот же буксирный, только неограничен по высоте действия и направлению буксировки, он очень скоро облетел всю округу. Сделал массу интересных фотоснимков и видеозаписей. Сейчас у Василия по самым скромным оценкам не менее 300 часов налёта на парамоторе.
Моторный вариант параплана предоставляет возможность летать в различных местах.
Везде, где есть хотя бы минимальная площадка для взлёта и посадки. Компактность
феноменальная - современный аппарат весит не более 40 килограмм (крыло, подвеска и
мотор) и легко размещается в легковой автомашине, либо на ней. Полёты на этом аппарате оставляют необыкновенные ощущения высоты и свободы перемещения. Даже за 15-20 минут можно облететь значительный участок местности, побывать на разных высотах. А с помощью специальной лебёдки можно выполнять буксировку пилотов на высоту до 700 м!
Обычно же затяжки выполняют на высоту около 300 м - на такой высоте уже весьма
ощутима подъёмная сила термических восходящих потоков, летая в которых можно
осуществлять маршрутные полеты на десятки и даже сотни километров без мотора в
условиях равнины.
Хотя парапланов в Кирове и области не более десятка, а моторов к ним и того меньше,
несомненен интерес к ним людей, неравнодушных к идее полёта. Не вызывает сомнения и
тот факт, что парк этих удивительных аппаратов будет пополняться, что всё больше людей будут любоваться необыкновенными видами земли с высоты птичьего полёта, откроют для себя удивительный мир воздушного океана, научатся понимать его, испытают себя.

Что же такое параплан?
С технической точки зрения это - двухоболочковая планирующая система, дальнейшее
развитие планирующего парашюта. Верхняя и нижняя оболочки разделены на отсеки
перемычками-нервюрами. Передняя кромка открыта набегающему потоку, а задняя зашита наглухо - благодаря этому в полёте параплан надувается, и принимает форму крыла. Роль строп - держать подвесную систему пилота, а также обеспечивать расчётные углы установки профилей, из которых набрано крыло. Довольно просто - не правда ли? Однако проектирование и изготовление аппарата - сложный и трудоёмкий процесс. В России в настоящее время всего несколько производителей серийных парапланов. И большинство из них после нескольких лет поисков, проб и ошибок пришли, в общем-то, к одному - строят "кальки" с удачных зарубежных моделей. И это вполне объяснимо.

Для того чтобы запустить в серию современное крыло, производитель прорабатывает
множество вариантов его конфигурации, которые облётывают с помощью опытных тест-
пилотов. К слову, чтобы получить сертификат, параплану предстоит пройти множество
тестов на различные нештатные ситуации, которые могут встретиться в воздухе. Это дорого и требует значительных затрат времени, а конкуренция в этой сфере весьма жёсткая. Но это и имеет оборотную и весьма приятную сторону для нас, пилотов-парапланеристов: а именно - плохих моделей сейчас не выпускается. Все парапланы более или менее равны. Производитель в конструировании крыла акцентирует своё внимание на каком-то параметре, например вертикальной или горизонтальной скорости, удлинении, устойчивости, управляемости и т.д. Это и служит в основном критерием выбора для пилота - каждый может выбрать аппарат по душе.

За четверть века своего существования параплан от своего прародителя - планирующего
парашюта - ушёл очень далеко (как в плане лётных характеристик, так и в сфере
применения). Материалы, из которых он изготавливается, давно уже перестали
заимствоваться из других областей - они в большинстве своём специальные, парапланерные (ткани, стропы, силовые ленты, крепёж).
Сейчас параплан - это самый доступный сверхлёгкий летательный аппарат, дающий нам
истинную свободу летать там, где мы хотим и когда хотим, не спрашивая на это разрешения у кого бы то ни было.
Сколько же это стоит? Экипировка по "полной программе" обойдётся вам в
$2000 (для свободного полёта) и примерно в $5000 (для аппарата с мотором). Покупка же
подержанной техники с приличным ресурсом понижает ценовую планку в несколько раз.
Например, вполне реально, отказавшись от разных прибамбасов вроде электронного
вариометра, приёмника GPS, навороченных шлемов (отечественные обойдутся на порядок
дешевле), приобрести комплект (крыло, карабины, подвеску) за 650-850$.

Насколько это опасно? Можно встретиться с двумя полярно противоположными точками зрения:
- парапланеризм - это очень просто и абсолютно безопасно;
- парапланеризм - это очень опасно (тут солидную лепту вносит телевидение показывая
различные, из ряда вон выходящие, эпизоды из парапланерной практики).
Смею заверить, что обе эти точки зрения имеют под собой основу. Вопрос в том, как
относиться к полётам. Если запредельный ветер не только на склоне, но и в голове пилота - то это действительно опасно.
Приемлемые погодные условия, удачно выбранное место полётов и осмотрительный,
должным образом подготовленный пилот превращают полёт на параплане в достаточно
безопасное занятие (вроде езды на велосипеде или пешей прогулки по городу).

Занятие парапланеризмом накладывает и определённую ответственность - воздушная
стихия не терпит к себе панибратского отношения. Обучение у опытного инструктора
позволит избежать ошибок и горьких разочарований, а постепенное и осмысленное освоение азов полёта на параплане принесёт мгновения не с чем ни сравнимого чувства полёта, преодоления страха высоты, позволит вам немного под другим углом взглянуть на мир, на самого себя. Попробовав хоть раз подняться в небо на параплане, вам захочется возвращаться туда вновь и вновь. И пусть полёты ваши будут длительны и интересны, а земля встечает вас ласково и нежно. Уверяю вас: параплану это под силу.

Сергей Новосёлов, г.Киров, тел. 36-01-00, e-mail: novo@sp.kirov.ru




Есть ли желающие прыгать, летать строить?
Аватара пользователя
voin
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2006 4:49 pm

Сообщение vyatich_41 » Вс май 14, 2006 12:49 am

У нас над Нововятском в районе 41-го каждое лето один летает. Добавляет настроения :D
Аватара пользователя
vyatich_41
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: Вт сен 13, 2005 8:25 pm
Откуда: Нововятск/Питер


Вернуться в Обо всём помаленьку

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron