Страница 1 из 1

О Бае

СообщениеДобавлено: Вт окт 23, 2007 10:35 am
bere3a
Возник вопрос - Бай (который в колыбельных "бай-бай...") - мифологическое существо или просто слог такой.
Вот из энциклопедии "Русские дети. Основы народной педагогики":
"... Колыбельные исполняли непрерывно одну за другой, скрепляя их припевом, состоящим из "успокаивающих" звуков или слов: "шши-шши", "а-а-а-а", "люли-люли-люленьки", "баю-баюшки-баю", - до тех пор, пока ребенок не уснет..."
Но, в то же время, среди персонажей колыбельных есть и Бабай (может это другой) - персонифицированный носитель сна. И в потешках "Ходит Бай по стене, носит лапти на спине..." (это вообще неизвестно кто :roll: )
Может у кого есть инфа :wink: Поделитесь.

СообщениеДобавлено: Чт окт 25, 2007 9:21 am
bere3a
18 просмотров и не одного ответа :roll: Никому ничего не известно что ли? Это печально :(

СообщениеДобавлено: Пт окт 26, 2007 2:26 pm
Настасья
Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы N 2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта "Школа материнства и отцовства", в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 процента детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003м - у 12,9, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8, анемия - у 107,1 и 69,4 процента.
Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).

- Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала "Итогам" автор исследования доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. - Если для ребенка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.

Специалисты рекомендуют: исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.

Поющие в темноте

Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.
Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. "Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку, - рассказывает Ирина Карабулатова.

- Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка".

........
Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определенному физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определенные изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребенка. Данные с датчиков, прикрепленных к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы "Словодел" на компьютере. Вся информация отображается в виде определенных цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн на мозг воздействует данный текст. Например, ритмы альфа и бета - это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это измененное состояние сознания, то есть активность головного мозга.
Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведенное тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки: "Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдем. /Софья ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь". Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали таким образом свыше 100 колыбельных. Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.
.........

- Сегодня молодые мамы зачастую поют своим детям напевы, перечисляя какие-либо значимые качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке, - рассказывает Елена Ермакова. - Например, талант, артистизм, смелость. И вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование будущей личности. Исходя из того, что колыбельная песня кодирует на определенный тип поведения, можно вывести доминанты поведения того или иного этноса. Вот почему русский народ в большинстве своем так аморфен? Может быть, потому, что в русских детских песнях на сон грядущий повторяемая интонация передает тревожное состояние и часто чередуется со стонущими интонациями, характерными для причитания. Такое строение отражает жизненную философию счастья русского человека. В рамках этой системы представлений о счастье, как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания.

Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по программе "Словодел" выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".

Степан Кривошеев
итоги.ру

СообщениеДобавлено: Пт окт 26, 2007 2:28 pm
Настасья
Вот пока единственное интересное исследование, которое я нашла по СЛОВАМ "Бай, Дрема". Еще в Герценку схожу схоро :wink:

СообщениеДобавлено: Пт окт 26, 2007 4:29 pm
bere3a
Не совсем то, вообще-то :wink:

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 10:39 am
Fairy
Я ж тебе посылала стишок:

Ходит Бай по стене,
Ности лапти на спине
Всем дитёнкам
Дарит по лаптёнкам

то есть думаю был такой персонаж :)

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 11:12 am
bere3a
Дык, это понятно, что был, но хто он? Бай=Сон? или как?

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 11:28 am
Fairy
может то же самое что Угомон, ну или близко...

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 7:02 pm
Мать Волчица
А у меня встречный вопрос- тогда кто такой Бабай, которым детей пугали?

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 7:21 pm
Адела
Ну такой разбойник типа Али-баба (не русский кто то вобщем) :lol:

СообщениеДобавлено: Сб окт 27, 2007 8:14 pm
bere3a
Как и Харыбай :lol:

Бабай

СообщениеДобавлено: Вс окт 28, 2007 6:03 am
Tatjana
Бабай, которым пугали, - наверное со времен татаро-монгол, может что-то от Батыя...

Re: Бабай

СообщениеДобавлено: Вс окт 28, 2007 12:30 pm
Мур
Tatjana писал(а):Бабай, которым пугали, - наверное со времен татаро-монгол, может что-то от Батыя...

Насколько я знаю по татарски бабай=дедушка, так может просто пугали "Вот придет монгол".

СообщениеДобавлено: Вс окт 28, 2007 9:47 pm
Настасья
Ой, тема пошла... А я тут дописать не успела...
В общем, статью я здесь выложила, пч прихожу к выводу, что "бай" - это сочетание звуков, благотворно воздействующих на малыша и маму :wink: Наши предки, похоже, обладали недюжей интуицией и наблюдательностью, и смогли определить все это без опытов и экспериментов :)
Посетила две библиотеки, изучила массу литературы по славянской мифологии, Бай нигде не фигурирует.

Вот Дрема - персонаж определенный. Добрая старушка, которая с наступлением сумерек подходит к избе, а с темнотой проникает сквозь щели, подходит к деткам, гладит их по головкам и закрывает глазки.
Есть еще Сон с Сонихой, описывается даже их одежда...
Бая - нет.

Встретила еще определение слова "бай" как богач.

Re: Бабай

СообщениеДобавлено: Пн окт 29, 2007 5:43 am
Tatjana
Мур писал(а):"Вот придет монгол"

Тогда уж "Вот придет татарин" :-)

СообщениеДобавлено: Вт окт 30, 2007 7:21 pm
Мур
Дед Бабай – персонаж, действующий в пределах поселения, от сумерек до утра. Низкорослый, в тулупе наизнанку, в мохнатой шапке и в валенках, сгорблен, зарос бородой, мохнатые брови, с горящими глазами, ходит с огромным мешком, куда собирает непослушных детей, которые не хотят спать. Вездесущий и может появляться во многих местах одновременно. Детей относит в Букало – огромная бездонная яма на краю земли. (Страшилка для детей от 2 до 3 лет – спасти может мама и если послушается и ляжет спать.) Вот что нашла.