Помогу найти сведения о предках-священниках

Поиск знакомых, друзей и родственников, восстановление родословных

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В., Alex, дядя Женя, татьяна50

Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Ср дек 22, 2010 6:33 pm

Тема для обсуждения наших духовных корней.
Последний раз редактировалось дмитрий Вс дек 08, 2013 9:14 pm, всего редактировалось 1 раз.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение Виктор » Ср дек 22, 2010 9:58 pm

Не приходилось ли Вам натыкаться в архивах на списки воинских захоронений красных времен гражданской войны на территории области? Или документы госпиталей о захороненных в братских могилах.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Ср дек 22, 2010 10:23 pm

Списков таких я не находил. Но есть братские могилы на местах боев - в Уржуме, в Шурме. Там похоронены простые красноармейцы, поэтому вам там нечем поживиться. "Белые" бросались без погребения или в местах растрелов. ПОследние еще более неизвестны чем захоронения красных.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение домрачейИВ » Чт дек 23, 2010 12:04 am

Дмитрий, на юге области были священники с фамилией Домрачев. В частности в селе Ильинском. Так же на юге области очень много моих однофамильцев. Как вы считаете, есть тут какая-то связь?
Аватара пользователя
домрачейИВ
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: Пн мар 09, 2009 6:12 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дядя Женя » Чт дек 23, 2010 9:56 am

Дмитрий, на Уржумском сайте по данным на 1917 г. указаны два церковнослужителя Александра Зубарева, один, кажется, иерей, другой диакон. Евгений Николаевич Зубарев, родившийся в Уржуме, а проживающий сейчас на Урале, ищет сведения о своём деде. Нет ли у Вас данных об этих священниках, об их семьях?
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Чт дек 23, 2010 10:11 am

домрачейИВ писал(а):Дмитрий, на юге области были священники с фамилией Домрачев. В частности в селе Ильинском. Так же на юге области очень много моих однофамильцев. Как вы считаете, есть тут какая-то связь?


Если желаете, я предоставлю "послужные списки" священников Домрачевых, которые у меня есть ? Я считаю все они были представителями 1 рода. В уржумском уезде служило много Домрачевых
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Чт дек 23, 2010 10:19 am

дядя Женя писал(а):Дмитрий, на Уржумском сайте по данным на 1917 г. указаны два церковнослужителя Александра Зубарева, один, кажется, иерей, другой диакон. Евгений Николаевич Зубарев, родившийся в Уржуме, а проживающий сейчас на Урале, ищет сведения о своём деде. Нет ли у Вас данных об этих священниках, об их семьях?


Это как раз мои данные. Материал предоставлю.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дядя Женя » Чт дек 23, 2010 10:30 am

Дмитрий, поскольку Вы в сети, ещё вопрос. В списке домохозяев г. Уржума 1891 г. в 4 кв. записана вдова чиновника Александра Анисифорова Зубарева, а в починке Зубарева есть Анисифор Никитин Зубарев. Имеют ли они отношение к священнослужителям Зубаревым?
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Чт дек 23, 2010 10:49 am

Точно я не знаю. Ведь Зубаревы были не только священники, но и крестьяне, чиновники. Хотя посмотрю. Быстрый ответ не обещаю, дела. У меня был прекрасный очерк о Зубаревых, к сожалению он остался у о.Андрея Лебедева с сайта Уржумского собора, у меня не сохранился. И сам он работал с делом реприссированного священника Зубарева. Обратитесь к нему, это в аннотации про Окунево село.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение elbor » Чт дек 23, 2010 1:35 pm

Дмитрий, добрый день!

Не располагаете ли Вы какими-либо сведениями о священниках Селивановских, служивших в Яранском уезде?
Знаю,что в 1745 году Авраамий Артемьев сын Селивановский был священником в с. Шошма (Рождественское).
На то время Шошма принадлежала Казанскому Духовному правлению.

А вот более ранних сведений о нём (или его отце) найти не могу.
Интересуют даже просто люди с этой фамилией, жившие в начале 18 века.

Заранее благодарна.
Елена
elbor
 
Сообщений: 217
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Чт дек 23, 2010 2:38 pm

о Селивановских у меня есть по началу 20 в. Инересует вас это ?
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение домрачейИВ » Чт дек 23, 2010 3:07 pm

дмитрий писал(а):
домрачейИВ писал(а):Дмитрий, на юге области были священники с фамилией Домрачев. В частности в селе Ильинском. Так же на юге области очень много моих однофамильцев. Как вы считаете, есть тут какая-то связь?

Если желаете, я предоставлю "послужные списки" священников Домрачевых, которые у меня есть ? Я считаю все они были представителями 1 рода. В уржумском уезде служило много Домрачевых

Действительно ОДНОГО рода? В.А. Старостин пишет, что в 1891 году было 22 семьи священников Домрачевых.
И вторая часть моего вопроса. Могли ли священники способствовать появлению в районах, где они трудились, своих однофамильцев, несвященников (неродственников, мирян, или как правильно?)?
Аватара пользователя
домрачейИВ
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: Пн мар 09, 2009 6:12 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение elbor » Чт дек 23, 2010 7:04 pm

Дмитрий
Спасибо. Конечно. Вдруг это будет дополнением того, что у меня есть?!
elbor
 
Сообщений: 217
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 11:28 am

домрачейИВ писал(а):
дмитрий писал(а):
домрачейИВ писал(а):Дмитрий, на юге области были священники с фамилией Домрачев. В частности в селе Ильинском. Так же на юге области очень много моих однофамильцев. Как вы считаете, есть тут какая-то связь?

Если желаете, я предоставлю "послужные списки" священников Домрачевых, которые у меня есть ? Я считаю все они были представителями 1 рода. В уржумском уезде служило много Домрачевых

Действительно ОДНОГО рода? В.А. Старостин пишет, что в 1891 году было 22 семьи священников Домрачевых.
И вторая часть моего вопроса. Могли ли священники способствовать появлению в районах, где они трудились, своих однофамильцев, несвященников (неродственников, мирян, или как правильно?)?


На этот вопрос затрудняюсь ответить. В Уржумском уезде служило много Домрачевых, были ли они родственны друг с другом не знаю.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 11:30 am

О Зубаревых нашел статьи.

Казаков Д.Н.
Словно дьякон взмахнул орарем…
Сегодня, когда в полуразвалившемся, доживающим свой век временном церковном здании п. Лебяжье служит всего один священник и ему подпевает несколько служек, с трудом верится в то, что полторы сотни лет тому назад здесь же стояла огромная белокаменная двухэтажная церковь, одна из самых великолепных во всем уезде, в которой служил такой же огромный причт – три священника, два диакона, шесть псаломопевцев, пономарь и две просфирницы. Пожалуй, в наши дни такой большой штат не в каждом и градском храме встретишь, не говоря уж о сельских…
Особенно притягивают к себе внимание фигуры диаконов – представителей очень красивого, но, увы, исчезнувшего в Лебяжье священнослужительского сана. Наверное, в наши дни начала  века, само словосочетание «лебяжский диакон» звучит не менее архаично чем словосочетания «Лебяжская пристань», «Лебяжский аэропорт», «Лебяжский райком». Напомню неискушенному в церковных понятиях читателю, что диакон это младший священнический сан после иерея. До революции по табели рангов диакон шел 14 –м классом, что соответствовало прапорщику в армии или коллежскому регистратуру в гражданской службе. Титулов он не имел, не имел права сам совершать богослужения и таинства, но прислуживал при них; даже награды от Епархиального начальства, в отличие от иереев, диаконы получали редко. Одним из красивых отличий диаконского облачения являлся орарь – длинная широкая лента, носимая на левом плече и символизирующая благодать Божию. Я говорю о лебяжских диаконах в прошедшем времени, как и подобает говорить о чем-то навсегда исчезнувшем…
Я видел свое погребенье
Высокие свечи горели,
Кадил непроспавшийся дьякон,
И хриплые певчие пели.
Так поэтично описал церковную службу в1859 году поэт Константин Случевский. Увидеть такую картину как богослужение в сельском храме, с несколькими священниками, диаконами, псаломопевцами и певчими, до 1935 года можно было бы увидеть и в нашем маленьком Лебяжье. В истории Лебяжской церкви с 1856 по 1918 годы сменилось 10 диаконов. Казалось бы, это не такая большая цифра, однако настораживает другой исторический факт: редко кто из них прослужил в Лебяжье больше 10 лет. Это в отличие от священников, которых за тот же временной отрезок сменилось 16 человек; напомню, что в штате Николаевской церкви служило сначала по три, а потом по два иерея. До 1856 года и диаконов в штате церкви состояло два, но после кончины одного из диаконов вторая диаконская вакансия стала считаться упраздненной. Денежные доходы от нее стали распределяться таким образом, что одна половина отсылалась в попечительство, а вторая предоставлялась диакону Вятской Донской церкви Василию Огородникову, который имел, видимо, какое-то отношение к Лебяжью, а возможно, мог состоять в родстве с семьёй почившего диакона.
Хотелось бы сказать несколько слов о тех славных представителях исчезнувшего диаконского сана, которые служили Богу и когда - то в Лебяжье, к примеру, во второй половине  века. После кончины (или отъезда) второго диакона, в Лебяжскую церковь был определен диакон церкви с. Боровицкого Орловской округи (так тогда называли уезды). Михаил Иванович Зубарев, 30 лет. Сын сельского пономаря, он закончил в 1850 году богословский курс в Вятской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда и в погожий день 20 сентября 1853 года был посвящен в диаконы с. Боровицкого, в котором прослужил 7 лет. Отец Михаил единственным из всех последующих диаконов смог прослужить в Лебяжской церкви рекордное количество лет – 15. С собой в Лебяжье новый диакон привез свою жену, которая отошла ко Господу 2 июня 1850 года, не оставив после себя детей, и сестру-девицу Параскеву. «Говорит одну проповедь. Судим и штрафован не был. Очень хорошего поведения» - сообщалось в его «послужном списке» за тот далекий от нас 1859 год.
В Лебяжье о. Михаил обучал «безмедно» грамоте крестьянских детей: поначалу он проходил должность «наставника» в женской школе, а затем обучал детей поселянских грамоте в открывшейся церковно-приходской школе, открытой благодаря его старанию. Когда же эта школа стала непригодной из-за печного угара для занятий, он любезно предложил обучать детей в своем собственном доме, благо жил в нем одиноко, вместе с сестрой. Примеру диакона Зубарева последовали и другие служители Лебяжской церкви и тоже стали обучать детей крестьянских в своих квартирах. За сие благое дело в 1861 году о. Михаил был поощрен от Департамента уделов 25 рублями серебром. Произошло это еще до известных реформ 1860-х годов. И в те времена жили в Лебяжье прекрасные люди. В 1870 году о. Михаилу по ходатайству местного благочинного было объявлено от Епархиального начальства одобрение «за его скромность и трудолюбие по церкви» с выдачей грамоты об этом.
В солнечный день 27 марта 1874 года в Лебяжье приехало шумное и большое семейство другого Лебяжского диакона Аристиона Михайловича Овчинникова. Тоже, как и о. Михаил, он рано овдовел, но после кончины матушки, в семье его осталось пятеро детей: Василий, Сергей, София, Александра и Евлампия. Сам о. Аристион происходил из семьи священника и окончил высшее отделение ВДС в 1863 году. В прекрасный для него день 13 марта 1865 года Аристион Михайлович впервые одел стихарь и перекинул орарь через плечо, когда торжественно был рукоположен в сан диакона к Троицкому собору слободы Кукарки. Какой тогда это был, наверное, для него солнечный и счастливый день, когда в самой душе его играло солнце и хотелось любить, любить всех, как завещал Христос…
Проходя духовное служение в Кукарке, молодой диакон познакомился с причтами соседних приходов, но больше всего ему, очевидно, понравилась большая церковь маленького села Лаж, бывшая центром огромного соседнего благочиния, потому как подал прошение на перемещение его в означенный приход, что и произошло 30 ноября 1872 года, но прослужил он в Лажской церкви меньше 2 лет. При освобождении псаломщической вакансии в другом большом приходе, того же благочиния – Лебяжском, Епархиальное начальство посчитало полезным перевести туда диакона из Лажской церкви. Отец Аристион служил в Лебяжье в сане диакона, исполняя при том обязанности и простого псаломщика, по той причине, что псаломщики в те времена являлись народом довольно капризным и переходили из прихода в приход, меняя их как перчатки; потому-то и пришлось заменять диакону псаломщика. Прослужив в Лебяжье менее 10 лет отец Аристион, скоропостижно скончался в 1885 году, вызвав большое горе своих близких.
Вакансия псаломщика после кончины о. Аристиона была зачислена за его старшей дочерью Софией, но «оставалась праздною». Удивительно интересной сложилась история семьи Софии Аристионовны, которая оказалась неразрывно связанной духовными нитями с Лебяжьем, Лажем, Окуневом и селом Казанским. После кончины отца она вышла счастливо замуж за псаломщика Николая Зубарева, служившего в Лебяжской церкви с 1885 по 1886 гг., а с 1886 по 1895 годы – в открывшейся церкви с. Окунево. После смерти отца в семье Зубаревых в Окунево жили некоторое время Сергей, учащийся 2 класса Нолинского духовного училища, и Евлампия Овчинниковы. Их сестра Александра училась в Епархиальном женском училище г. Вятки, а брат Василий уволился в 1889 из 2 класса Нолинского городского училища. Когда к Зубаревым приезжали в гости брат и сестра Овчинниковы, их дом в Окунево словно оживал от их уже недетских голосов.
В 1896 году Николай Зубарев был рукоположен в сан диакона к церкви с.Казанское того же благочинного округа и прожил в нем с матушкой Софией всю свою жизнь. В 1912 году он был рукоположен в сан священника к той же церкви. Здесь же их застало и время великой русской смуты. В Казанском в семействе Зубаревых выросло и покинуло отчий дом 10 детей, но из 5 сыновей лишь двое – Михаил и Борис пошли по духовной стезе, оба стали служителями Церкви Христовой и оба были умерщвлены в ужасную годину гонений на Веру Православную.
В августе 1915 года о. Николай вновь приезжал в Лебяжье, в котором когда-то начинал свой духовный путь на похороны замечательного лебяжского священника и благочинного о. Константина Шишкина. Чтобы проститься с телом любимого всеми батюшки, о.Николаю пришлось проделать для этого огромный путь из Казанского – более 50 верст на лошадях, но в этом яблочном августе, обычно плохие лебяжские дороги, наверное, были в еще хорошем состоянии. Впереди стояла еще одна счастливая златокудрая осень.

Пгт.Лебяжье
24.01.05.
Последний раз редактировалось дмитрий Пт дек 24, 2010 8:30 pm, всего редактировалось 1 раз.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 11:32 am

Лебедев Андрей, священник

Духовное наследие 20 века.

Судьба священника Михаила Зубарева
На сегодняшний день известны имена более 200-т репрессированных: священников, диаконов, псаломщиков, старост храмов и прихожан. Это судьбы, в них трагедии падений и высота подвига.Сейчас мы прикоснёмся к судьбе только одного из них: священника Михаила Зубарева служившего в селе Лопьял (27 мая 2005 года ему исполняется юбилей 75 лет со дня расстрела).
Дело № 444/ 104 (СУ- 8460)
По нему следует, что 4 марта 1930 года был взят под стражу свяженник Михаил Зубарев, староста Иван Ширяев и 11 человек соучастников, обвинённых в организации кулацкой группы с. Лопьял Уржумског района для срыва общественных и культурных мероприятий, срыва колхозног строительства, хлебозаготовок, посевкампании, дискредитации советской власти и партии, сопровождавшихся рядом террорестических актов, что было квалифицировано как статья 58 пункт 10 УК (гласит пропаганда или агитация содержащая призыв к свержению или подрыву Советской власти). К 8 февраля Нолинским ОГПУ они были признаны виновными, а 7 марта приговор был окончательно утверждён: Зубарева и Ширяева- расстреллять, а другим срок от 3 до 5 лет концлагерей с конфискацией имущества. Окочательно утверждён 4 мая 1930 особой тройкой при ПП ОГПУ Нижегородского края по ст. 58 пп. 10, 11 УК РСФСР. Расстрел был приведён в исполнение 27 мая 1930 года в г. Нолинске (лист дела 390). Вот и все "сухие" строчки дела.
Но если вчитаться в строчки показания отца Михаила по делу, то увидим страшную картину беззакония. Он отвечал: "...жил очень тихо, старался быть незамеченым", "к тайным собраниям отношения не имею", "виновным себя не признаю"(л.д. 217 об). Это не слова, это факты, обыск нашёл у него только: гильз от патрона- 4, патрон от "Бульдога", 4 пули от русской винтовки, 2 пули ГРА, 1 патрон от Браунинга... При этом нужно учесть, что он в районах боевых действий, а из донисений свидетелей узнаётся самое главное, суть за что расстреляли: обличение обновленцев- раскольников с призывом держаться тихоновцев (Сергиевской Церкви), за слова: "что если соввласть все храмы закроет, всё равно служить буду" (л.д. 374). Вот главное, т.к. власть пыталось насадить обновленчество (новую церковь на протестанский манер) и убирало всех несогласных, имевших влияние на людей, а обвинения надуманные.
В деле сохранились сведения биографии, по которым можно увидеть реального человека, его путь, где- то и с ошибками. Зубарев Михаил Николаевич родился в 1894 (точнее дата не указана) в с. Казанское на территории современной республики Мари Эл, закончил духовное училище и 1 курс семинарии и с 1 декабря 1914 определён псаломщиком в с. Зажижемье Марийской области. С марта 1919 по 1921 был переписчиком в тыловом ополчении Губкоммисариата (т.е. в рядах Красной армии), но уже 1921 по 1930 определён диаконом, а затем священником с. Манылово Мар.области (этот эпизод характерен т.е. увлёкся идеей всеобщего равенства и справедливости, но разочаровался и вернулся на основы православия). Затем с 1 января 1928 по 4 марта 1930 (арест) священник села Лопьял Уржумского райна Кировской области. Осталась жена Мария Николаевна Зубарева и четверо детей: Николай, Диадор, Геннадий и Евгений (ему был всего 1 год) (л.д.217).
Судьбы других 12 репрессированных, шедших по делу там не указаны.
Первым актом восстановления справедливости по отношению к нему была реабилитация 26 мая 1989 года.
Вот что рассказало лишь одно дело, одного священника, раскрыв за соьой ещё имена более 10 имён и то при не глубоком исследовании, надеюсь что оно станет основой будущего синодика убиенных и гонения претерпевших на земле Уржумской....

Источники.
1. Дело % 444/ 104 (СУ 8460), Ф. 6799, оп. 6 - архив ГаспиКо.
2. Книга памяти жертв политических репрессий.- Киров: КОГУП Кировская областная типография, 2000 г. - 448 с. Том 3 - стр. 279.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 11:35 am

Зубарев Василий Владимирович, священник. Родился в 1883 году в с. Шурма. Последнее место служения – с. Рисаной Полом Кирово-Чепецкого района. 27 сентября 1937 года осужден на 6 лет, но отпущен досрочно по состоянию здоровья 17 марта 1937 года.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 11:39 am

Об одном из Домрачевых-священников

КАзаков Д.Н.
К истории одной фотографии

В июльском выпуске альманаха «Уржумской старины» за 1991 год была опубликована любопытная фотография, сделанная в 1913 году и долгие годы хранившаяся у байсинского краеведа С.И. Соловьева. На снимке неизвестный фотограф запечатлел 6 служителей Байсинской церкви. Это уже известные читателю священники: о. Михаил Редников и диакон Василий Мышкин, а также о. Николай Сырнев, о. Василий Домрачев, псаломщики М.Г. Курочкин и И.Н. Кукушкин. Теперь мы имеем возможность ответить на вопрос, заданный еще в далеком 1991 году: кто же эти люди? И автор публикации предоставляет внимание читателей еще 3 биографии людей, когда-то служивших в церкви села Байса.
В июне 1904 года в Байсу прибыл 22-летний священник Николай Михайлович Сырнев, вышедший только что из стен семинарии, причем с аттестатом первого разряда. С молодым священником приехала его жена Александра Павловна; холостых в священники не рукополагали. В тот же год отец Николай по назначению епархиального начальства был назначен на должность законоучителя Адышевской и Гаринской земских школ, а в 1908 году – законоучителя Кокоревской земской школы. Незадолго до последнего события в морозный день 24 марта 1906 года в семье священника появился на свет его первый сын, которого нарекли Авениром. В 1910 году о. Николай получил пособие от казны в сумме 33 рубля в год, за требоисправления – 582 рубля и за законоучительство в трех земских школах – 180 рублей. Недвижимости он не имел и жил в казенной квартире.
В 1911 году о. Николай Сырнев был назначен следователем по 2-му благочинному округу Уржумского уезда и уже в следующем году получил «за рвение» свою первую награду – набедренник, а в 1915 - скуфью. Пособия от казны он уже получал в сумме 300 рублей в год и столько же за законоучительство в школах. Сколько он мог бы добиться в жизни, которая, как казалось, только начинала входить в пору своего расцвета, но… всему помешала революция. По воспоминаниям байсинцев, незадолго о. Николай успел обзавестись своим домом и надворными постройками, которые исчезли в советское время. Самого о. Николая не постигла участь о. Михаила Редникова., 1 февраля 1923 г.умер своей смертью, т.к. в списке лиц, лишенных избирательных прав за 1930 год, упоминается лишь Сырнева Александра Павловна, лишенная этих прав в 1926 году20.
Еще более интересна биография Василия Иоанновича Домрачева. Выходец из крестьян, он многого смог достичь в жизни. По окончании курса в Уржумском городском училище в июне 1895 года в 1896 году он был определен помощником учителя церковно-приходской школы с.Токтайбеляк Уржумского уезда, а в 1897 году сам стал учителем, определенный в Больше-Мумомарскую школу грамоты. Интересно, что в 1898 году он был перемещен обратно в церковно-приходскую школу Токтайбеляка и проработал там несколько лет. С 1901 по 1905 годы Василий Иванович работал в церковно-приходских школах сел Томьюиучаш и Больших Нолишек Уржумского уезда. Неизвестно, как это случилось, но в декабре 1905 года учитель Домрачев был определен и рукоположен в диаконы церкви с. Зашиженья, хотя в духовных училищах он никогда не учился: возможно, В.И. Домрачев стал счастливым «исключением» благодаря своему 10-летнему учительству в церковно-приходских школах. Неизвестный нам счастливый случай круто изменил жизнь учителя Домрачева: теперь перед ним открылся путь духовной карьеры. Выбиться из крестьян в учителя, а затем в духовное сословие – такое было крайней редкостью в те годы.
В 1910 году В.И. Домрачев был рукоположен в иереи и направлен в церковь с. Байса. О.Василий был женат: жену его звали Ксения Георгиевна. У них было трое детей – Александр, Мария и Михаил. Так же, как и о. Феодору Тихвинскому, о. Василию пришлось пережить большое горе – смерть дочери, сын Александр перед революцией учился в гимназии г. Малмыжа. В 1915 году о. Василий Домрачев получал пособия от казны 300 рублей в год, за требоисправления – 415 рублей в год и за преподавание закона Божьего в школах – 180 рублей; в 1914 году за ним были закреплены школы Изиморская и Шестаковская. Будучи в разъездах по приходу да и в церкви о. Василий не мог не общаться с тем самым униженным и обездоленным сословием людей, из которого сам когда-то вышел и, верно, не скрывал этого. В 1915 году он получил свою первую награду – набедренник; имел свой дом возле кладбища. По воспоминаниям очевидцев, в советские годы «дом попа Домрачева» был снесен. После революции о. Василий служил в Байсе еще несколько лет. «Был какой-то Домрачев»,- вспоминает М.А. Шестакова. Затем он, видимо, уехал, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Много лет, почти полвека, прослужил и прожил в Байсе третий человек с фотографии 1913 года – Николай Гаврилович Курочкин, который прошел духовный путь от псаломщика до священника, смог избежать репрессий в лихую годину. А начинал обычно, как многие в те годы: 3 класса Яранского духовного училища и учитель двух церковно-приходских школ Яранского уезда. 28 августа 1901 года 20-летним юношей в качестве псаломщика Николай Курочкин впервые приехал в Байсу. Здесь же он нашел свою судьбу. Сочетался браком с учительницей Евгенией Димитриевной, и в 1905 году у них родился сын, которого во крещении назвали Серафином. В «Послужном списке» за 1910 год о псаломщике Н.Г. Курочкине сообщалось: «Поведения весьма хорошего. Недвижимости не имеет». В апреле 1911 года псаломщик Курочкин был определен учителем пения в церковно-приходскую школы с. Байса. В 1915 году он получал пособия от казны 100 рублей в год, за требоисправления – 138 рублей в год.
К сожалению, послереволюционная жизнь Николая Курочкина за отсутствием архивных данных покрыта мраком неизвестности. К счастью, кое-что рассказала в письмах бывшая жительница с. Байса Мария Анисимовна Шестакова, воспоминания которой я упоминал уже не раз (ныне живет в г. Тюмени). Вот что она вспоминает: «Да, Николая Гавриловича я хорошо знала и жену его, люди были верующие. В Байсе в церкви он служил немного, потом он не работал, священников было мало. Потом куда-то его перевели, попросили куда-то в церковь, но куда, я не помню… Он не работал, а к нам ходил, к Лидии Аполлоновне. У Курочкина дом был небольшой, три окна на улицу. …Получила я снимок Курочкина Николая Гавриловича, да у меня есть такая карточка, она подарена отцу моему, подписана на Анисима Кузьмича, год поставлен 1950. Вот не знаю, он ему послал или еще в Байсе подарил на память. Он ходил к нам не только к Лидии Аполлоновне, но и любил отца. Да жена у его была учительница Евгения Дмитриевна. Они уважали друг друга. Вот и он изредка ходил к нам…»
Та фотография, которую удалось случайно найти мне и послать ее копию М.А. Шестаковой, была подписана «От священника о. Николая Гавриловича Курочкина на добрую память старосте церкви с. Байса Елизавете Григорьевне Розальской» и датировалась тоже 1950 годом.
Летом 2002 года я делал запрос в Вятский епархиальный архив насчет священника Н.Г. Курочкина и получил следующий ответ: «Дело свящ. Курочкина Николая Гавриловича в 1987 г. было утрачено. С 1963 г. он числится пенсионером Вятской епархии». Таковы вкратце сведения, которые удалось собрать о жизни и судьбе одного из последних служителей Байсинской церкви.
Источники:
Документы ГАКО. Послужные списки священников.
1885 год – ф237 оп70 д1505
1891 год - ф237 оп70 д1511
1899 год - ф237 оп70 д1519
1910 год - ф237 оп70 д1530
1915 год - ф237 оп70 д1535
Последний раз редактировалось дмитрий Пт дек 24, 2010 8:31 pm, всего редактировалось 1 раз.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 12:05 pm

Александр Михайлович Зубарев : диакон Троицкого собора г Уржума, 50 лет, родился 1865 г 21 ноября, сын священника. Окончил 3 класса Вятского духовного училища в 1883 г
Определен псаломщиком в с Уни 4 октября 1887 г, перемещен к Троицкому собору 14 марта 1896 г, тогда же посвящен в стихарь.
Рукоположен во диакона 30 августа 1896 г
На штатное диаконское место вс Ветошкино Уржумского уезда 7 октября 1899 г
Перемещен обратно 4 июля 1900 г
Должности : учитель пения в Уржумской ЦПШ
смотритель Уржумского склада Епархиального свечного склада с 7 июля 1914 г
Имеет юбилейный крест в память 300летия дома Романовых
Поведения отличного
Имеет собственный деревянный дом в Уржуме
В семействе у него :
жена Мария Егоровна 48 лет 1867 г.р.
Детей нет, имеетмя воспитанница 18 лет, родилась в 1897 г, учится в женской гимназии
ГАКО ф 237 оп 70 д 1535 "клировая ведомость Троицкого собора" за 1915 г


Из списка служителей культа Троицкого собора за 18 ноября 1924 г.

Зубарев Александр Михайлович г Уржум протодиакон собора
положение имущественное : среднее, имеет дом
служитель культа с 1888 г
ГАКО ф Р-1258 оп 1 д 300 лл 906-910


Зубарев Александр Михайлович : 1865 г.р. протодиакон
имущественное положение среднее
служитель культа с 1887 г
адрес : г Уржум ул Гоголя д 64

Из списков служителей Троицкого собора г Уржума за 1927 г
Уржумский архив ф 10 оп 1 д 56

Дальнейших сведений о его судьбе я не имею. Может вы что-нибудь знаете ?
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

Re: Помогу найти сведения о предках-священниках

Сообщение дмитрий » Пт дек 24, 2010 12:23 pm

Зубарев Александр Васильевич : 1869 г.р., уроженец д Бутырки Нолинского уезда, проживал в с. Петровское Уржумского района, священнник церкви с Петровское. 29 января 1940 г Кировским облсудом осужден по ст 58 п 10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет. Реабилитирован 15 07 1992
"Книга памяти жертв политических репрессий" т 3 с 279 Киров-2000 г

Из дела по закрытию церкви с Петровского :
"...Вот какие выходки у нашево председателя сельсовета. Он и священникам у нас жить не дает, уже 3 священников довел до ареста и высылки. Как у нас арестовали священника, ключи были у нас на руках. Приходил к нам священник. Служит. Председатель сельсовета не дал ему и переночевать. Не в указанное время в 10 часов угнал его в сельсовет, всячески опозорил его, наматерил, застращивал, можно сказать прогнал. Говорил, уходи пока ты цел. Я тебе не дам жить больше 2 недель, все равно упеку. Священник говорил ему, нельзя же без причины, а в ответ председатель сельсовета - я без всякой причины могу. Мне надо было прекратить в церкви службу, я ПОПА ЗУБАРЕВА посадил на 10 лет. Вот и вся причина и с тобой тоже будет..."
Из жалобы Калинину группы верующих с. Петровского.
ГАКО ф Р-2169 оп 44 д 452 ллл 82-84.
дмитрий
 
Сообщений: 133
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 9:06 pm

След.

Вернуться в Поиск предков, родственников, знакомых

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

cron