Страница 1 из 2

Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Вс июл 12, 2009 10:46 am
домрачейИВ
Есть несколько признанных (и не очень) фактов.
1. В 1648 и 1657 архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества. Пpавительство, в начале действовавшее yмеpенно, постепенно yсиливало нажим на скомоpохов, в 17 веке их начали ссылать или казнить.
2. Вятский край с древних времен и до XIX века являлся местом ссылки.
3. Только на Вятке (и нигде более в России) очень широко распространена фамилия Домрачев (Домрачеев, Домрачей)
Вроде бы вывод напрашивается сам собой – Вятские Домрачевы и есть потомки скоморохов. Но есть еще один факт. На Вятке есть несколько церковных династий, которые с 17-18 вв носят фамилию Домрачев! Что это, скоморохи из гонимых перешли на сторону гонителей? А ведь династии не рядовые, среди них есть известные богословы! Можно правда допустить, что церковные Домрачевы – это те, кто на местах ссылки надзирал за ссыльными, и фамилию получил от них. Так ли это на самом деле?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 1:20 pm
домрачейИВ
Еще такая версия появления Домрачевых на Вятке:
"Во время правления Петра I, восстали донские казаки, возглавлял Кондрат Булавин, у него был "правая рука" Василий (слепой на один глаз) при нем всегда была домра( очень любил играть на домре ) по прозвищу "Домрачей",часть восставших выслали на Вятку (территориально область современной Республики Марий Эл и Кировской области). Когда ссыльные прибыли на место их стали переписывать и тогда наш предок представился - Василий Степанович Домрачев."
Источник этой информации - какой-то архив в Москве. Но есть вопрос. Могли ли ссыльные, (а скорее - каторжане) заводить семьи и иметь детей?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 5:34 pm
Виктор
Тогда почему их сослали на Вятку? При Петре каторжники строили Петербург или флот. В других городах даже каменное строение было запрещено. Восстание Булавина известно еще массовым исходом некрасовских казаков из России.

Кстати, тоже интересно, кто-нибудь встречал в переписях списки ссыльных или каторжных?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 6:36 pm
Alex
домрачейИВ писал(а):Еще такая версия появления Домрачевых на Вятке:
"Во время правления Петра I, восстали донские казаки, возглавлял Кондрат Булавин, у него был "правая рука" Василий (слепой на один глаз) при нем всегда была домра( очень любил играть на домре ) по прозвищу "Домрачей",часть восставших выслали на Вятку (территориально область современной Республики Марий Эл и Кировской области). Когда ссыльные прибыли на место их стали переписывать и тогда наш предок представился - Василий Степанович Домрачев."
Источник этой информации - какой-то архив в Москве. Но есть вопрос. Могли ли ссыльные, (а скорее - каторжане) заводить семьи и иметь детей?

Домрачевы на Вятке известны, по крайней мере, с дозора 1615 г. Тогда в г. Хлынове была отмечена нищая вдова Офимка Домрачеева. По переписи 1646 г. на Вятской земле их отмечается уже достаточно много, почти у половины фамилия записана именно так - Домрачеев, у остальных - Домрачев. Причём, один тогда возглавлял Екатерининский монастырь на р. Вятке в Слободском уезде, в том же монастыре жили еще двое Домрачевых, судя по отчеству, его братья, о которых сказано, что они пришли туда 10 лет назад. А в Медянском погосте в церкви тогда отмечается пономарь Домрачев.
Так что все ваши версии несостоятельны. Фамилия произошла от названия профессии - домрачей - игрок на домре. Т.е. предок был музыкантом. Но это не может служить противоречием тому, что кто-то из его потомков (возможно, во втором-третьем колене, а может и позднее) пошёл по церковной стезе. А уже от него пошёл на Вятке церковный клан Домрачевых.
Кстати, Домрачевы были известны не только на Вятке. крестьянин Калина Домрачей, нач. XVI в., Новгород; Постник Домрачеев, 1570, Новгород; Михаил Иванович Домрачеев, 1568, Звенигород; Бориска Домрачеев, 1609, Смоленск; Новичко Домрачей, 1579, Соль Камская.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 8:42 pm
дмитрий
Середина 18 века - священники Домрачевы в Уржумском уезде. Об этом я упомянул в теме по священникам. Вопрос от кого пошли священники Домрачевы ?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб дек 25, 2010 12:10 am
домрачейИВ
Виктор писал(а):Тогда почему их сослали на Вятку? При Петре каторжники строили Петербург или флот. В других городах даже каменное строение было запрещено. Восстание Булавина известно еще массовым исходом некрасовских казаков из России.

Кстати, тоже интересно, кто-нибудь встречал в переписях списки ссыльных или каторжных?

Так их вроде не переписывали... Зачем? Другое дело, что их может как-то по-другому регистрировали?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб дек 25, 2010 12:14 am
домрачейИВ
Alex писал(а):Домрачевы на Вятке известны, по крайней мере, с дозора 1615 г. Тогда в г. Хлынове была отмечена нищая вдова Офимка Домрачеева.....
Кстати, Домрачевы были известны не только на Вятке. крестьянин Калина Домрачей, нач. XVI в., Новгород; Постник Домрачеев, 1570, Новгород; Михаил Иванович Домрачеев, 1568, Звенигород; Бориска Домрачеев, 1609, Смоленск; Новичко Домрачей, 1579, Соль Камская.

Все это так. Но в переписях 1710 года в других регионах я Домрачевых (Домрачеевых) не нашел.(Есть в Казанской губернии, но в Вятских районах) У нас же "заповедник" какой-то. Не только сохранились, но и размножились.
И еще про Офимку Домрачееву. Материалы эти я видел и скачал (У Вас, окуда - сейчас не вспомню, но все равно, большое спасибо) А это точно 1615 год? У меня скачался титульный лист и сразу страница 2. Даты переписи нет. Просто считал что однофамильцы появились на Вятке в 1629 году.
И еще. Домру, (музыкальный инструмент) нашли и возродили в конце ХIХ века именно на Вятке. И у Старостина, в описании рода была цитата: "Вятка - богатству матка, а домре родина!"

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб дек 25, 2010 1:18 pm
Виктор
домрачейИВ писал(а):Так их вроде не переписывали... Зачем? Другое дело, что их может как-то по-другому регистрировали?


Если верить Википедии, то в 17 веке некоторых ссыльных (каторги еще не было) садили на землю. Тогда они должны были бы и переписываться. Вот только добавляли ли при этом какую-либо приписку о том, что они откуда-то высланы?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт янв 04, 2013 7:28 pm
домрачейИВ
Кто про что, а я опять о "своем".
После выхода книги Старостина, вот тут - http://www.herzenlib.ru/kniga/reestr/, если набрать фамилию Домрачев появится список всех населенных пунктов, где жили мои однофамильцы.
Бросается в глаза село Ильинское. Там 42 (!) семьи Домрачевых.(в большинстве других - меньше десятка, чаще 1-2) И там же род священников Домрачевых прослеживается с 17 века.
Может, какая-то связь между священниками и распространением фамилии все же есть?
Кстати, может и не только Домрачевых?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб янв 05, 2013 11:21 am
shutkin
домрачейИВ писал(а):Может, какая-то связь между священниками и распространением фамилии все же есть?
Кстати, может и не только Домрачевых?


Конечно, есть - зачастую новокрещенным из местного населения попы давали свою фамилию.
Кстати, в 17 в. и сами попы уже могли быть выходцами из местного населения.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб янв 05, 2013 2:51 pm
дядя Женя
Насчёт "зачастую", я, всё-таки, сомневаюсь. Корректнее было бы сказать: "иногда". Фамилию могли давать по крёстному отцу. Если он - сын священника, то понятно, что крестник получал фамилию священника. Но крёстным мог быть и человек другой фамилии. Давались такие фамилии инородцам. Полагаю, что это было всё же исключением, нежели правилом. На территории Яранского уезда, например, черемисин записывался с церковным именем и отчеством (от марийского имени). А уже сын его мог быть либо с фамилией от имени деда (марийской), либо - от имени отца (Ивашко Афонасьев сын Афонаскин). Конечно, некоторые священники могли дать и произвольную фамилию. В марийской деревне Мари-Кугалки Котельничского уезда было 5 фамилий "птичьих": Гусев, Селезнёв, Галкин... ещё две какие-то, не помню. Кстати, говорить об офамиливании священниками в 17 веке вряд ли имеет смысл. Фамилий, как таковых, тогда не было. Было "прозвание" у кого - по прозвищу, у кого - по отцу.
Насчёт связи между священниками и распространением фамилии. Обычно дети священников продолжали династию. Но они переходили по службе из прихода в приход: фамилия мигрировала, а не распространялась по всем приходам. И вряд ли они раздавали свою родовую фамилию направо и налево, разве что по родству духовному (крестникам). В Удмуртии ещё могут быть отяки Домрачевы, но в центральных уездах - вряд ли.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Сб янв 05, 2013 4:59 pm
shutkin
В центральных районах Вятки родовые фамилии полностью сформировались к середине 17 века. Действительно, попы старались передать детям свою профессию, но не надо забывать, что первоначально эта должность в крестьянской среде была выборной.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Вс янв 06, 2013 11:29 am
дядя Женя
А я в этом не уверен. Чтобы служить, надо, как минимум, получить соответствующее образование. А на это надо иметь средства или пройти путь от низшей церковной иерархии, набираясь опыта. В династии священников Вершининых дьякон Иван Семёнов (ок. 1620 г.р.) и поп Исачко Иванов (1662 г.р.) имели под своей профессией материальную базу предков. У Семейки Олексеева и Олёшки Ондреева в 1629 году в г. Слободском имеются свои лавки, пожни и сенные покосы, значит, у детей и внуков была возможность получить образование и дать образование своим детям. Митка Иванов (1645 г.р.) стал подъячим в Хлынове. От Петрушки Семёнова, пошла, видимо, ветвь попа Матвея Петрова, среди потомков которого археолог А.А.Спицын, один из основателей фармакологии Н.В.Вершинин (1867 - 1951 гг., Томск).

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Вс янв 06, 2013 10:12 pm
skygrad
Домра считается чуть ли не казачим народным инструментом. Известна картинка - козак Мамай играет на домре. Ну, а то что традиция игры сохранилась только на Вятке - понятно и так, Вятка - родина казачества. Домрачевых много в Слободской округе. Это не случайно.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пн янв 07, 2013 12:59 am
shutkin
В данном случае село Ильинское из Яранского уезда, а как раз в Слободском уезде Домрачевы редки.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пн янв 07, 2013 2:04 pm
домрачейИВ
skygrad писал(а):Домра считается чуть ли не казачим народным инструментом. Известна картинка - козак Мамай играет на домре. Ну, а то что традиция игры сохранилась только на Вятке - понятно и так, Вятка - родина казачества. Домрачевых много в Слободской округе. Это не случайно.

Раз уж вспомнили домру.
А где именно в Вятской губернии Андреев нашел музыкальный инструмент, ставший современной домрой?

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Чт янв 17, 2013 6:19 pm
skygrad
Инструмент с округлым корпусом он увидел на ярмарке в Котельниче. Его называли Вятской балалайкой.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Вт янв 29, 2013 5:41 pm
komisag
Ищем потомков священника Василия Домрачева из села Кураково. В процессе написания истории храма села Кураково Елабужского уезда, обнаружили такую информацию: в 1925 году при храме числилась 73-х летняя вдова умершего протоиерея сего храма Мария Алексеевна Домрачева с детьми: Михаил Домрачев – учитель школы 2 ст. в городе Елабуге, и Александр Васильевич Домрачев – служил в конторе Бондюжского завода, а впоследствии оба были репрессированы. Домрачев Михаил Васильевич, родился в 1876 г., в селе Кураково Ел.уезда, проживал в деревне Кокшан. Арестован 20 августа 1938 г. Приговорен: НКВД ТАССР. в 1939 г., обв.: по ст. 58-10 ч.1, 58-13 («участник эсеровской организации, подрывная деятельность»). Приговор: дело прекращено за недостаточностью улик. Источник: Книга памяти Республики Татарстан. Домрачев Александр Васильевич, родился в 1885 г., в селе Кураково Ел.уезда, русский, счетовод в главной конторе Бондюжского хим. завода. Проживал в селе Кураков Елабужского района ТАССР. Был арестован 17 мая 1931 г. Приговорен: тройкой ГПУ ТАССР 22 августа 1931 г., обв.: по ст. 58-11 («участник поповской группировки, а/с, антиколхозная агитация»). Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован в июле 1989 г. Источник: Книга памяти Республики Татарстан Ищем потомков священника Василия Домрачева, у которого оба сына были репрессированы. Интересуют документы, фотографии как по истории семьи Василия Домрачева, так и храма в селе Кураково, где он служил священников. Можно писать на эл.ящик: komisag@mail.ru С ув. Алексей.

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Вт янв 29, 2013 6:45 pm
zheldyba
Церкви Вятской епархии 1912 г.
http://www.herzenlib.ru/vpeb/books/detail.php?ID=15638

Re: Домрачевы на Вятке. Потомки ссыльных скоморохов, или...?

СообщениеДобавлено: Пт фев 15, 2013 10:08 pm
komisag
Филарет (Домрачев Филарет Александрович) : обновленческий епископ, родился 2 декабря 1876 г. в д.Слудка Сердежской волости (теперь Лебяжский район) Уржумского уезда. В 1898 г. он заканчивает Вятскую духовную семинарию и работает некоторое время ее надзирателем. В 1901 г. рукополагается в сан священника и служит на приходах г.Вятки и епархии. По сведениям на 1917 год священник Филарет Домрачев служил в Яранском уезде в селе с. Кундыш (Корляки) Примерно с 1920 г. настоятель Троицкого собора в г. Уржуме. После потери жены принимает рясофор, причем также как и епископ Сергий, – со своим именем. За симпатии к обновленцам, а может и за что другое, о.Филарет не пользовался уважением прихожан. Об этом говорит тот факт, когда на Успение 1923 г. крестьяне д.Федькиной привезли батюшку для служения молебна на озимом поле, лошади для поездки в соседнюю деревню ему не дали, несмотря на все его просьбы. Так и пришлось о.Филарету пешком идти. Осенью 1923 г. после пастырско-мирянского собрания был удален от прихода. Домрачев сплачивает вокруг себя обновленческую группу и добивается с помощью власти передаче ей Свято-Троицкого собора в Уржуме. С 1924 по 1927 г.г. и с 1935 по 1937 г.г. - епископ в Уржуме и Яранске. Совершал богослужения в Уржуме и Нолинске. Участник Вятского поместного собора 1925 г как епископ с совещательным голосом. 14 октября 1938 года епископ Филарет за антисоветскую агитацию расстрелян. По другим данным приговорен особым совещанием при НКВД СССР от 14 октября 1938 г., обв.: по ст. 58 пп. 10, 11 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 28 марта 1989 г. (личное сообщение Д.Казакова, Книга памяти Кировской обл).

Фото ни у кого нет???