Фотография Церкви Гребневской Божией Матери -
http://mosday.ru/photos/?3_20320370 "Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.
В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.
Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны.
Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.
Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор.
Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.
Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия.
Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года – в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный… приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича – Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича. В основном своем виде каменный храм сохранился с XVI века - это была одна из самых древних церквей в советской Москве. На особой мраморной доске перечислялись вклады в церковь царственных особ, начиная с основателя Ивана III.
Шатровую звонницу Гребневской церкви украсил колокол знаменитого Федора Моторина, который позднее вместе с сыном Иваном отливал кремлевский Царь-колокол.
.В петровскую эпоху, еще до того как столица была перенесена в Петербург, в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была сильно тронута временем. В 1711 году Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм тогда выстроили почти заново и освятили новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила сокровищами и сама провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь сам митрополит Стефан Яворский. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат, протопоп Стефан Ананьин.
Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери». Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова.
Сам храм был храним невидимой силой. Гребневская церковь уцелела в страшный пожар 1737 года, не пощадившего город.
Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики.
Почти через тридцать лет после смерти Магницкого в 1768 году в Гребневском храме упокоили поэта Василия Тредиаковского, «реформатора российского стиха». Кроме этих знаменитостей, в церкви хоронили ее именитых прихожан - Щербатовых, Урусовых, Толстых. Традиционное кладбище было упразднено после эпидемии чумы 1771 года и его территория застроена домами причта. И в 1812 году храм остался невредимым.
Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.
Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 1934 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.
Первый натиск на церковь начался в декабре 1926 года, когда Моссовет распорядился снести храм по обычной причине – ради уличного движения.
....были разобраны только древняя колокольня и трапезная с Сергиевским приделом. Сам храм еще можно было спасти, но в 1933 году его передали под нужды Метростроя, так как в том месте прокладывалась первая линия московского метро. Ради него и снесли храм, приурочив его гибель к 1 мая 1935 года - в том винят всемогущего Лазаря Кагановича.
Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.
(
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/346.htm - Статья Елены Лебедевой - 10 / 08 / 2005)