За Тужу, за Пержу, за Вою

Поиск знакомых, друзей и родственников, восстановление родословных

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В., Alex, дядя Женя, татьяна50

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Вс фев 05, 2012 9:08 am

Если речь идёт о селе Шошме (Рождественском), то в округе не было крепостных крестьян, были монастырские, черносошные и ясашные (ясачные).
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Вс фев 05, 2012 11:22 pm

дядя Женя, да - в документе речь идёт о с. Шошма и нескольких окрестных деревнях.
Видимо, я была не права, считая ясашных крестьян крепостными.
А как дело обстоит в дворцовыми крестьянами? Они тоже не относятся к крепостным?

И всё-таки ещё раз повторю вопрос (очень интересует!) - это была норма, когда крестьяне сами определяли величину руги, которую они платили приходскому священнику?
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Пн фев 06, 2012 4:09 pm

Дворцовые крестьяне не были крепостными. Они платили налог не государству, а царскому дворцу, как монастырские - монастырю. Монастырь сам рассчитывался с государством. Величина руги определялась по договору со священником и зависела, видимо, от количества прихожан. Малый приход не мог в достатке обеспечивать штат церковников, поэтому священнослужители имели свои подсобные хозяйства. При большом приходе, наверное, величина руги была больше, но на конкретное хозяйство прихожан нагрузка меньше. Наверное, корректировалась величина руги и в неурожайные годы. Кроме того, крестьяне ведь платили деньги и за церковные обряды: крещение, бракосочетание, отпевание. Мне встречались жалобы крестьян на "излишние треба" со стороны священнослужителей, на то, что крестьян заставляли отрабатывать за долги в хозяйстве священнослужителя.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Пн фев 06, 2012 10:10 pm

дядя Женя
Благодарю Вас за информацию и обсуждение!
С уважением,
Елена
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Чт фев 16, 2012 10:00 pm

дядя Женя

Хотела бы ещё выяснить, равнозначны ли "четверик" и "четверть", как старая мера сыпучих веществ?
Про четверик - понятно, Вы уже объясняли.
А про четверть прочитала: "Четверть вятской ржи считалась равной 8 пудам 25 фунтам или 138 кг".
По крайней мере, в единицах измерения (хотя и разных) эти понятия плохо соизмеримы.
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Сб фев 18, 2012 1:02 pm

Для сыпучих тел в Древней Руси применялась мера - кадь = 14 пудам ржи = 229,32 кг. Половник - 7 пудов, четверть - 3,5 пуда и т.д. вдое меньше: осьмина, пол-осьмины, четверик, получетверик... Кадь как мера жидкости = 840 л, полкади или пол-окова = 420 л, далее - четверть - 210 л. Более мелкие - каждый раз деля на 2. Осмина, пол- осмины, четверик, получетверик, четвёртка, гарнец )или малый четверик), пол-малый четверик, пол-пол-малый четверик, пол-пол-пол-малый четверик = 0, 41 л
Четверть, наиболее употребляемая единица, со временем менялась. В 16 в хлебная четверть вмещала 4 пуда ржи, в 17 в. - 6 пудов ржи (5 пудов муки), в конце 17 в. фигурирует уже "московская осмипудовая четверть". Земельные площади измерялись четями. Четь, по одному определению, площадь, на которую высевалась четверть ржи. Если взять среднюю четверть = 6 пудам = 96 кг, то, при современной норме высева семян ржи 2 ц на га, получается, что четь пашни = примерно половине гектара.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Сб фев 18, 2012 4:33 pm

дядя Женя, ещё раз большое спасибо за исчерпывающий ответ!
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Пт июн 29, 2012 9:20 pm

дядя Женя

Хотела бы задать вопрос Вам, как знатоку Яранского уезда. В большей части документов середины 18 века мой предок Аврамий Артемьев(ич) Селивановский поименован как просто Аврамий Артемьев. В течение 25 лет он служил в селе Шошма (Рождественское) Яранского заказа.

Нашла в РГАДА в "Сказках о священниках" за 1715 год, что в Шошме в то время священником был некий Иван Артемьев, 40 лет.
Мне кажется, что именно он мог быть дедом Аврамия (по возрасту подходит), а фамилию его при составлении Сказки просто опустили (может быть, так тогда было принято?).

Не встречался ли Вам случайно этот Иван Артемьев в переписных книгах конца 17 века? Родился он где-то в 1670-1675гг.
Возможно, он был из священно-церковнослужителей. Вы не видели упоминания о нём в причте какой-нибудь церкви?
Заранее спасибо.
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Пн июл 02, 2012 8:28 pm

elbor, Яранский уезд относился в разное время к Казанской, Сибирской губерниям и только с 1780 г. к Вятской. Я смотрел ревизские сказки 1-ю и 3-ю по Яранскому уезду (2-ю не выдали из-за ветхого состояния), но выписывал только данные, территориально относящиеся к Тужинскому району. Одна из дочерей моего предка Евдокима Никитина Безденежных, он ок. 1715 г.р., вышла замуж за дьячка Шошминской церкви, и я тоже хотел бы узнать, за кого, но пока такими документами не располагаю. По поводу Аврамия Артемьева могу только предполагать. Возможно, Артемьев не отчество, а фамилия священника (иначе, писали бы: Иван Артемьев сын). Аврамий Артемьев мог быть ему внуком, а Селивановским сыном. Сужу по аналогии: фамилия Вершинин появилась в роду Тита Мартьянова, видимо, от его прозвища Вершина (отличился в 50-х годах 16 века во время казанской службы, в 1551 году получил жалованную грамоту на Шабуров остров от Ивана Грозного). Фамилия (или прозвание, фамилия как таковая тогда не существовала) Мартьяновых продолжилась, но некоторые из сыновей Тита получили прозвание по его прозвищу Вершинины. В переписи 1646 года один из потомков записан Борис Иванов сын Мартьяновых Вершинин. А Михайло Иванов сын Мартьянов в документе о разделе по третям Шабуровского острова записан как Вершинин. В начале 18 века в Яранском уезде русских было немного, а черемисы записывались без фамилии. Может быть, и священников писали по упрощенной схеме, без величания: Аврамий Артемьев и всё, как это иногда было в 17 веке на Вятке.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Вт июл 03, 2012 12:31 pm

дядя Женя, за подробный ответ большое спасибо! Особенно за историю с Вашей фамилией.
Для точности мне следует исправиться: "Сказка о священниках села Рождественского" относится к 1720 году (ф.350, оп.2, д.2954, стр.66).
Помимо попа Ивана Артемьева там отмечен пономарь Михайло Кузмин, 32 лет, детей нет, а также его брат Пётр Кузмин, 27 лет, живёт на ясачном оброке, детей нет.
К сожалению, о дьячках не упоминается...

Если не сложно, не могли бы Вы дать ссылку на 1-ю ревизскую сказку Яранского уезда? И какой это год?
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Вт июл 03, 2012 2:02 pm

elbor, писал по памяти, сейчас посмотрел записи 3-й ревизии (1764 г.) Евдоким Никитин Безденежных 39 лет (по ревизии 1744 г.) - ум. 1755 г. ... дочь Овдотья - 25 лет, выдана в замужество Яранского уезда в с. Рождественское за пономаря (не дьячка). Но это не Михайло Кузмин, поскольку тому по 1-й ревизии было 32 года, а Овдотье - по 3-й - 25 лет. Первая ревизия: РГАДА ф. 350, оп. 2, д. 4205 - Переписные книги 1724 г. Точное название не записал.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Ср июл 04, 2012 5:11 pm

дядя Женя, спасибо за ссылку.
elbor
 
Сообщений: 216
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Мамаев Сергей » Пт янв 04, 2013 3:55 pm

Жаль что очень поздно наткнулся на этот форум. Перечитал всю тему одним махом. Особое спасибо дяде Жене за то, что помогают нам вернуть память предков. Немного о себе. Мои родители - отец Василий Владимирович Мамаев, мать Мамаева (Шушканова) Александра Васильевна. Родина отца - д. Федосиха. Его отца (моего деда) Мамаева Владимира Ефимовича я не застал в живых, он умер задолго до моего рождения. Бабушка Домна Никитична Мамаева (Заборских) намного пережила дедушку. Еще по отцовской линии слышал от отца о родном брате моего деда - Мамаеве Селиверсте Ефимовиче. Отец старался не рассказывать о нем. Я не мог понять - почему. И только совсем недавно нашел в интернете следующее:
Мамаев Селиверст Ефимович. Родился в 1904 г., Кировский край, Тужинский р-н, д. Федосиха; русский; образование низшее; б/п; крестьянин-единоличник., Осужден в 1935 г. по Ст. 87, 10 на 10 лет ИТЛ. Заключение отбывал в Дмитлаге НКВД, где работал чернорабочим отдельного лесозаготовительного участка Дмитлага. Проживал: Кировский край, Тужинский р-н, д. Федосиха.
Арестован 6 апреля 1938 г.
Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 5 мая 1938 г., обв.: контрреволюционной агитации среди заключенных.
Расстрелян 20 июня 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в июне 1989 г.
Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон

По материнской линии. Бабушка - Шушканова (Шихова) Глафира Дмитриевна урожденная д. Репаки (ее отец - Дмитрий а мама Пелагея), дедушка Шушканов Василий Михайлович из д. Лаптенки. Его отца звали Михаил Иванович а его жену - бабушка Оксинья.
От своего отца (ныне покойного) слышал очень интересную историю. Как мужики из д. Федосиха, споив жителей соседней деревни Нижегородской губернии выторговали для себя заливные луга на другом берегу Ошмы. Так до сих пор на карте Кировской области напротив уже несуществующей вятской деревушки Федосихи можно разглядеть эти прямоугольнички.
Немножко сумбурный пост получился. Извините.
Еще, обращение к дяде Жене, очень хотел бы получить Вашу книгу. Напишите пожалуйста в личные сообщения возможно ли это? И еще раз огромное спасибо Вам за то что Вы есть!!!
P.S. В списке Старостина нашел название Репняки; р. Идиморка 4 семьи Шиховых. Вероятно это точнее Репаков.
Мамаев Сергей
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Ср янв 02, 2013 9:41 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Пн янв 07, 2013 8:43 pm

Ответил в личке.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение tatiana1-51 » Вт янв 08, 2013 2:42 am

Здравствуйте, Сергей! д. Репаки была и в Верхошижемском районе, там проживало 11 семей Шиховых. Не встречалась ли Вам в Ваших ротственниках фамилия ФОКИН? Интересуюсь этой фамилией. Заметила соседство проживания этих двух фамилий в нескольких н.п.?
tatiana1-51
 
Сообщений: 58
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 8:01 pm
Откуда: Калининградская область

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Мамаев Сергей » Вт янв 08, 2013 10:49 am

Здравствуйте!
Все-таки Репаки (наверное Старостин В. А. ошибся): http://rodnaya-vyatka.ru/districts/tuzhinskiy-rayon
Репаки (На левой стороне речки Идуморки), деревня
Статус: ныне не существует
57.7473 С.Ш. 47.6166 В.Д.
Уточнил у мамы по Фокиным. У моего деда Василия Михайловича Шушканова,1910 года рождения, была мама - Лиза (вроде-бы фамилия по мужу Киселева, девичью не знаем) жили в д. Лаптенки, у нее была родная сестра Василиса которая была замужем за Федором Фокиным жили в д. Коробки вроде-бы. Их годы рождения не знаем. Правда потом мама сказала что вроде бы все правильно но стопроцентную гарантию дать не может - возраст все-таки :(
Мамаев Сергей
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Ср янв 02, 2013 9:41 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение tatiana1-51 » Пн янв 14, 2013 12:09 am

Спасибо за информацию! Внесла себе в копилку! Где находились эти деревни: Лаптенки и Коробки? У меня они не встречаются!
tatiana1-51
 
Сообщений: 58
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 8:01 pm
Откуда: Калининградская область

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Пн янв 14, 2013 9:39 am

Лаптёнки - на СЗ от Караванного (Верхопижемского), Коробки - СВ от Караванного, недалеко от Машкино. Репаки - деревня, что по переписи домохозяев 1891 года числилась как починок по левую сторону речки Идоморки. В ней проживало 4 семьи Шиховых: Фадей Фёдоров, Филип Харитонов, Михаил Фадеев (четвёртую не записал) и 11 семей Фокиных. С большой долей уверенности можно говорить, что Шиховы и Фокины верхошижемские принесли при переезде и название своей деревни Репаки, а поч. по левую сторону речки Идиморки - это ревизское название, указывающее его местонахождение. Деревни потом получали народное название. Кстати, две семьи Шиховых жили в поч. Редкинском (Редькино) - это по р. Ошме, севернее Лаптёнок. Лаптёнки - деревня, что был починок Большого Лунгужа. Там. кроме Втюриных, проживает в 1891 г. семья Александра Крысанова Шушканова. Подробностей не знаю.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение tatiana1-51 » Пн янв 14, 2013 8:35 pm

Спасибо, Дядя Женя! В чем различие ревизского названия и народного названия деревни? Дело в том, что в Верхошижемском Фокинцы (Фадеевское) и Репаки (Фадеевское) существовали еже в 1859 году в СНМ 1859, а Фадеевское еще в Переписи 1710 года!Лаптенки и Коробки я нашла, все они были рядом, возможно и роднились они там... А вот по ПГМ Орловского уезда рядом с з. Фадеевским (Репаки) и п. Фадеевском (Фокинцы)- родиной моего деда! было еще другое займище Фадеевское, прибывших с Коршинской волости.
tatiana1-51
 
Сообщений: 58
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 8:01 pm
Откуда: Калининградская область

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Вт янв 15, 2013 1:46 pm

Изначально писцы записывали тягловые и оброчные земли по их хозяину: займище Данилка Ежа, починок Микифорка Вершинина. Потом займище по имени Данилкова сына стало починком Тишки Ежева, а деревня Никифора Вершинина стала лер. Вершининцы. Некоторые деревни имели и по три названия. Происхождения этих названий индивидуально. Починок Фадеевский и займище Фадеевское могли быть названы по имени основателя из Фадея. Вновь появившиеся займище или починок до очередной ревизии называлось по названию близлежащего населённого пункта. Мои предки переехали в Пачинскую волость и числились 6 лет в починке Малый Туманур, а с 1795 года - в поч. Стрижов. Это не значит, что они через 6 лет переехали за километр от прежнего места жительства, просто, при ревизии 1795 года населённый пункт получил своё название. При плановом "по указу Вятской казённой палаты" переселении семьи выезжали, скажем, в починок в верхотине Лунгужа (название по ревизской сказке, указывающее его положение на местности), а в народе его называли Крапивинцы. Откуда появилось такое название, можно только предполагать (может быть, жители использовали стебли крапивы для получения холста). Починок при речке Шаранге, Чумакова тож - двойное название. Первое - ревизское, второе - народное, привнесённое. Позднее это была деревня Чумаки. Но Чумаковы в деревне никогда не жили, и по старому месту жительства такой фамилии могло не быть, поскольку переселенцы были из починка Чумного или Чумского Илганской волости. Откуда там такое название? Может быть, связано с болезнью чумой или с прозвищем первопоселенца. Всякое название требует исследования. В Вашем случае - Фадеевцы - по имени первопоселенца, Фокинцы - по фамилии, в деревне проживающей. Репаки - может быть связано с тем, что жители репу выращивали, если конечно прозвище "репак" не имеет какого-то определённого значения.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Пред.След.

Вернуться в Поиск предков, родственников, знакомых

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron