За Тужу, за Пержу, за Вою

Поиск знакомых, друзей и родственников, восстановление родословных

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В., Alex, дядя Женя, татьяна50

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение tatiana1-51 » Ср янв 16, 2013 7:14 pm

Спасибо, за интересные сведения! Вы привнесли ясность в некоторые мои сомнения!!!
tatiana1-51
 
Сообщений: 58
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 8:01 pm
Откуда: Калининградская область

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Конир » Пт июн 26, 2015 3:54 pm

Уважаемый, дядя Женя, случайно набрела на этот сайт в поиске хоть какой-нибудь информации о малой родине, а название темы приятно удивило. Я тоже слышала эту присказку в детстве. Дядя Женя, огромное спасибо за Ваш труд по сбору информации о истории родного края. Хочу обратиться к Вам с просьбой. Расскажите, пожалуйста, о деревне Чумуры- там жили родители моей мамы Лобановы Степан Трофимович и Матрёна Фёдоровна. И о деревне Танаково- там родился отец в семье Коноваловых Фёдора Романовича и Анны Вонифатьевны. Может быть Вам известно что-нибудь о маленькой деревушке Лебеди рядом с Танаково-это моя родина. Заранее благодарю.
Конир
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Чт июн 18, 2015 7:05 am
Откуда: Казахстан

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Ср июл 01, 2015 2:04 pm

Чумуры в нашем районе, но я о ней не собирал материал. Видел фотографии деревни и деревенских мужиков, кажется, в "Одноклассниках" в группе "село Михайловское" или Шешургской, точно не помню. Лучше бы Вам к михайловским обратиться или в Тужинской группе к кому-нибудь из Лобановых. Они-то больше знают о деревне. Кажется, в прошлом году на встречу собирались однодеревенцы. А по Танакову лучше поинтересоваться в группе "Здравствуй, Яранск". Там группа краеведческой направленности, по деревням много информации.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Конир » Вт июл 21, 2015 11:12 am

Дядя Женя, снова беспокою Вас-нужен совет. Как узнать о судьбе семьи моего дяди? Он жил в Шушканах, что у Тужи. Коновалов Василий Фёдорович. Год рождения неизвестен, но на войну не взяли по возрасту. Родился в селе Танаково. Лет 60 ничего о них не знаю.
Конир
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: Чт июн 18, 2015 7:05 am
Откуда: Казахстан

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Чт июл 23, 2015 2:16 pm

Попробую узнать у шушкановских жителей.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Вт сен 08, 2015 5:39 pm

Евгений Аркадьевич, добрый день!

Подскажите, пожалуйста, существовали в уездах Вятской губернии волости в самом начале 18 века?

Исполнитель моего запроса в РГАДА отказывается искать моего предка по 1-ой Ревизии, если я не назову конкретную волость, к которой принадлежало село Шошма Яранского заказа.
У меня такой информации вообще нет, к сожалению.

С уважением,
Елена Борисовна
elbor
 
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Сб сен 12, 2015 9:51 pm

Елена Борисовна! Только что прочитал Ваш пост. По первой ревизии о названии волостей ничего не могу сказать, а по второй - выбывшие после первой ревизии ф.350, оп.2, д.4207 - у меня только деревня Шошма, но это рядом с селом Рождественским - Югунурская волость, государственные ясашные новокрещенные черемиса, деревня Шошма, умершие...
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Сб сен 26, 2015 11:20 pm

Евгений Аркадьевич, Вы написали мне ответ именно в тот день, когда я уехала в Киров поработать в ГАКО, доступа к компьютеру там не было, а вернулась только сегодня.

В деревне Шошма моего священника Селивановского, скорее всего, не было - всё-таки церкви стояли в сёлах.
А не могло ли так быть, что во времена второй ревизии Шошма ещё была деревней и лишь позже преобразовалась в село?
С другой стороны, мне кажется маловероятным, чтобы и село, и деревня назывались одинаково. Или я заблуждаюсь?
В любом случае, если Вы смотрели вторую ревизию, наверняка заметили бы фамилию Селивановский.

Правда, теперь мне многие советуют не ориентироваться на эту фамилию, а искать по-другому: если мой предок - Авраамий Артемьев сын Селивановский, то искать ВСЕХ Артемьевых ( например, Ивана Артемьева и тому подобное).
Либо "выбирать" всех встречающихся людей по имени Артемий.

У Вас случайно "АРТЕМЬЕВЫХ" в Яранской округе нет на примете (в самом начале 18 века)?
elbor
 
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Вт сен 29, 2015 9:06 am

Елена Борисовна, я не написал в посте (считал, что Вы знаете), что село Шошма - это село Рождественское, в первом случае название светское, во втором - по названию храма, очевидно, Рождества Христова. Я дал ориентир на волость, как Вы просили.
А по Артемьевым есть одна запись по первой ревизии: "Деревня Пиштенур (это на левобережье Лесной Шошмы) У Ивана Артемьева сын Иван, полугода". По второй ревизии: "В селе Предтеченском (Лом). Померли записанные по прежней переписи за Новодевичьим монастырём... в деревне Округе ... Артемий Елисеев - 40 лет - в 1724 году."
То есть, Артемий примерно 1684 г.р.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Ср сен 30, 2015 9:46 pm

Евгений Аркадьевич, село Шошма в ранних документах называется и так, и как село Рождественское (об этом я, конечно, знаю). А о деревне Шошма никогда не приходилось слышать.

Иван Артемьев из Пиштенура, возможно, и мой, но что смущает: в Шошме в 1721 году священником был некий Иван Артемьев, 40 лет, но значился одиноким. Хотя, быть может, все в его семье умерли к тому времени.

Спасибо за сведения! Надо собирать и анализировать.
elbor
 
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Василий Александр. » Вт фев 28, 2017 3:06 am

Сообщение татьяна50 » Сб июн 16, 2007 2:04 pm

Да, чем глубже, дядя Женя, копаешь, тем больше выводов подвергаешь сомнениям. Быстренько строятся гипотезы, быстренько защищаются диссертационные исследования.
Вот почему я за о б щ е д о с т у п н о с т ь библиотечных и архивных источников! И за интернет-публикации, в которых, в отличие от книг, можно сведения поправить (ради правды).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интернет-публикации действительно можно править, это очень удобно. НО !!! Править можно в любую сторону и ради правды и ради лжи.
А надеяться на честность многих правильщиков весьма сомнительное дело.
Ведь целые министерства, институты, научные отделы и масса отдельных официальных историков нутром чуют куда дует ветер и чётко держат нос по ветру.

Примеров масса. Даже вроде бы серьёзные и честные историки пишут по указке.
Хорошо знакомый Русский историк из Татарстана защищал кандидатскую по Русским промыслам в Прикамье. Ему назначили 3-х татар рецензентов.
Один подписал рецензию без разговоров, второй сказал: мало татарского элемента, добавишь подпишу, а третья сказала не подпишу ни при каких условиях.
Как уж он вышел из этой ситуации он не рассказал, но всё же защитился успешно.

Он работал исключительно по архивным источникам.
Делал выписки из архивов Уфы, Казани,Нижнего Новгорода,Кирова и рассказывал что выписки разрешали делать только на одной стороне чистого листа.
А при выходе выписки просматривали и ножницами выстригали, что не ложиться в официальное русло.

В отличие от интернета книги и все бумажные носители имеют неоценимое преимущество, их гораздо труднее подделать. Подделка книг становиться невероятно дорогим удовольствием.
Их просто уничтожают. Все наверное помнят серию пожаров охвативших крупнейшие библиотеки и архивы Москвы и С.Петербурга да и в других городах.

В Татарстане тихо и мирно, без шума и пыли Министерство культуры к 70-летию Победы изъяло и уничтожило в библиотеках Мемуары фронтовиков-участников Великой Отечественной войны.
Мемуары которые были написаны сержантами, рядовыми, лейтенантами, капитанами, майорами, полковниками и генералами, всех родов войск: лётчиками, связистами, пехотинцами, моряками, сапёрами, танкистами и т.д.

Можете представить какое осмысление и видение войны тысячами глаз непосредственных участников боевых действий было уничтожено ?

Специальные комиссии, под видом проверки библиотечных фондов на наличие экстремисткой литературы, отбирали все мемуары фронтовиков и приговаривали к уничтожению. Независимо от их технического состояния. Большинство книг было в отличном и хорошем состоянии и только некоторые из них были в удовлетворительном.
Но зато комиссия бережно оставила книги про покемонов и прочую дрянь.

Я ходил в пункт сбора макулатуры и рылся в огромной куче как в исторической библиотеке.
Василий Александр.
 
Сообщений: 24
Зарегистрирован: Пн фев 13, 2017 9:34 am
Откуда: Корневая Вятка

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение Василий Александр. » Вт фев 28, 2017 5:15 am

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою
Сообщение elbor » Пт фев 03, 2012 8:47 pm

дядя Женя, читала документ из ГАКО за 1756г. и встретилась фраза:"... мы, мирские люди, ясашные и дворцовые крестьяне по сему обязателному писму вам священнику с причетники ныне и впредь платить повсегодно с каждого ВЕНЦА хлебной руги ржи по ЧЕТВЕРИКУ овса по ТОЛИКОМУ числу да денгами по пяти копеек....."

Не могли бы Вы объяснить выделенные слова?
В документе ещё есть таблица: в графе "венцы" почти у всех крестьян стоит "1"
в графе "четверички" - числа 10, 14, 16, 32
elbor
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Re: За Тужу, за Пержу, за Вою
Сообщение Вшивцев » Сб фев 04, 2012 9:45 am

мне кажется правильнее будет с каждого венца (человека) по руги (пллата, жалование) ржи по четверику (мера сыпучих тел) овса по толикому (немного) числу да денег по пяти копеек
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Руга - это церковный налог, примерно соответствующий нынешнему налогу самообложения в деревнях в пользу сельсовета на общие затраты по селу.
Руга устанавливалась на общем собрании сельчан как и теперь величина самообложения, у нас например в этом году налог самообложения установлен в 300р. с человека.
Заметьте не с венца, не с зарегистрированного брака, а с человека. А это в разы больше.

Руга же бралась с брачного венца, то есть сколько в хозяйстве есть венчаных пар столько и бралось с каждого венца.

Вот от этой руги видимо и произошло слово /ругань/, что хорошо видно по задолжностям четвериков. Собиралась эта руга видимо с большой руганью и была видимо не таким уж лёгким налогом.

И насколько мне известно в Вятской республике крепостных не было никогда. Вятичи даже во времена татарского ига были неподвластны ни орде, ни Казанскому ханству, ни Москве.
Василий Александр.
 
Сообщений: 24
Зарегистрирован: Пн фев 13, 2017 9:34 am
Откуда: Корневая Вятка

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Сб апр 15, 2017 12:02 pm

Мне кажется, "венец" или венчанная пара - есть семья, а, поскольку "руга" - оговорённый в обществе налог священнослужителям, выражение можно прочитать так: с каждой семьи налога хлебом: ржи - по четверику, овса - по четверику, денег - по пять копеек. В конце 17 в. фигурирует "московская осьмипудовая четверть". Более мелкие меры веса сыпучих тел - делением на 2: осьмина, пол-осьмины, четверик, полу-четверик... Получается, четверть, делённая на 2, на 2 и ещё раз на два = 1 пуду. Она же, четверть, равна одной четвёртой части кади.
Вряд ли слово ругань произошло от руги, поскольку руга устанавливалась на общем сходе крестьян. Не могли же крестьяне установить для себя плату, не подъёмную для семей. Опять же, руга не была постоянной единицей, а зависела от возможности оплаты, то есть, от полученного урожая.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение elbor » Ср май 10, 2017 10:03 pm

дядя Женя

Добрый день, Евгений Аркадьевич!

Хочу спросить, не известен ли Вам Тепляшин Константин Николаевич, псаломщик Пижемской церкви (умер в 1910 году).
Интересует его жена Александра Александровна. Есть предположение, что она - урождённая Селивановская.
Может быть, Вы когда-то делали выписки из Клировых этой церкви? По году рождения первого ребёнка можно было бы выяснить дату брака Тепляшиных.

Ответьте, пожалуйста, в любом случае.
С уважением,
Елена Борисовна
elbor
 
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Ср сен 17, 2008 1:13 pm

Re: За Тужу, за Пержу, за Вою

Сообщение дядя Женя » Чт июн 29, 2017 11:18 am

Елена Борисовна, давно не заходил на сайт. По Тепляшину у меня нет данных.
Пробиваю родословные цепочки с территории современного Верхошижемского района на территорию Тужинского. Переселенцы были из порядка 45 деревень.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 725
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Пред.

Вернуться в Поиск предков, родственников, знакомых

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron