Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 05, 2010 9:30 pm

http://knigi.rukazan.ru/pochitat/istorich/71200.html
Только что появилась Булгарская летопись «Нариман Тарихы» о событиях 13в., - вторжение монголов в Булгарию и Русь. (пдф 50М)

Бегло ознакомился с этой публикацией. Пока могу отметить наиболее интересные места и сделать следующие замечания. Видимо, весь текст Истории Наримана разбит на разделы, опубликованные отдельными книжками (всего 7?) Пока доступен только 6 раздел.

К сожалению, данный текст заметно политизирован. Во многих бедах булгар обвиняются евреи «Дома Надана». В Нариман Тарихы говорится о негативной роли евреев во время вторжения моголо-татар в русские земли в 1237г. Якобы, они побуждали князей не оказывать сопротивление и тем самым сыграли на руку врагу. Ситуацию можно объяснить без привлечения теории мирового заговора. Хазарские евреи долгое время помыкали булгарами, монополизировали прибыльную торговлю по Волге. Известно, что в 965г. во время разгрома русами Хазарии часть хазарских евреев и армян (в основном богатых купцов) переселились в города Волжской Булгарии. Через свои связи и капиталы они могли оказывать влияние на политику булгарских правителей. Поэтому нелюбовь к ним части булгар вполне понятна. Известно также, что в 1236г. из Булгарии на Русь от войны с монголами бежали купцы, их расселили в поволжских городах. Вероятно, именно эти небедные люди и пытались с помощью подкупа русских князей и монголов избежать опасности грабежей и погромов в ходе начавшейся войны. Так или иначе, но именно многие русские города на Волге не пострадали так сильно, как другие, но со стороны этот сепаратизм выглядел некрасиво…
Вероятно, при переписывании изначальных текстов и переводе на русский язык были сделаны некоторые идеологические правки, исказившие смысл. Кроме того, комментарии публикаторов (в скобках) иногда запутывают читателя. В целом, можно доверять лишь тем местам, которые согласуются с текстом Джагфар Тарихы и дополняют его. В частности, при описании отрядов прибалтов-артанцев на службе Булгара, надо понимать выходцев из Прибалтики, поселившихся в Приказанье. В НТ делается упор на их возвращение домой в Прибалтику после войны 1238г., хотя до того говорится, что часть артанцев-наемников всегда оставалась на постоянное жительство в Булгарии. Под Арджаном (Артаном) иногда следует понимать территорию Приказанья. Поэтому Ак Булгар (Белая Булгария) – это также Артания. Эчке Булгар – собственно Волжская Булгария с городами Булгар и Биляр.
Шуд-Чудь – это не Эстония, а чудская земля к северу от средней Вятки (на с. 54 читаем: «булгарский Шуд-север»); а Бисти-Арджан – это Бийсу-Артан. О Казани говорится туманно, она была передана сыном Гази Бараджа Бояну Мохамеду, но сам он там почему-то не находился.
Роль и значение собственно Вятки в истории 12-13в. хотя и явно снижена, но вполне просматривается.

с.8. В крепости Колын на Вятке, центр огромной северной территории от Финляндии до Урала и Оби, сидел наместник Саид - потомок булг. правителя Шамгуна. В 1171г. он объявил себя царем. В помощь ему кн. Андрей Боголюбский послал сына Мстислава и отряд новгородцев, но войска Саида были разбиты, а сам он уведен в плен в Булгар.
с. 53. Арджа Булгар (Менгу Булгар) – одно из названий независимой Северной Булгарии.
с. 54 Галидж Булгар или Булгар аль Харидж расшифрован как Новгородская земля, но вероятнее, что это новгородская часть Вятки. (На с. 67 Булгар аль Харидж расшифрован как «Казанская Булгария).
75с. Ушкуи вырвались из осажденного Торжка и вошли в армию Юнуса, которая впоследствии воевала с монголами.
80с. К ней в январе 1238г. в Приочье присоединились уцелевшие рязанцы и два артанских полка присланные Боян-Мохамедом (главой Северной булгарии). Потери татар в сражениях с армией Юнуса заставили их отказаться от вторжения в Менгу Булгар.
81с. После заключения мирного договора между Гази бараджем и Боян Мухаммедом артанские полки (12 тыс.) были выведены из Ак-булгарии и вернулись на родину через Кортджак.
82с. Описание восстановления города Владимира Ярославом Всеволодовичем (Барак) и построение им здесь своего дворца. Дочь Барака – жена Берке.
83с. Родство булгар и русских и половцев.
117с. Рассказ о нападении на Менгу Булгар зимой (в начале) 1243г. и разгроме татар. Применение барынджарами арбалетов. Упомянуты артанцы из Шедке, Шаули и Тау Тирмы, а также аганбашцы (новгородцы).
118с. В 1262г. М. Булгару (кану Боян Мухамеду) был передан г. Казань и Эчке Булгар (Внутренняя центральная область Булгарии). Но его столицей был и остался Эчке Казан или Иске Арча (Внутренняя Казань или Старый Арск). Основан в 1247г., звался также Арча Балик. В 1277г. Менгу Тимур напал на Менгу Булгар с требованием отдать Эчке Булгар. Новый Буляр сопротивлялся 2 года. Вторжение на переправах отбили 2 тыс. кашанских казаков-барынджар Мохаммед Гали сына Бахтияра, 6 тыс. потомков артанцев и аганбашцев (новгородцев) и 4 тыс. чирмышей. Результат этой войны неясен.
с.134. В Великом Булгаре была колония ремесленников из Турова, католиков. Их глава Бектут (Бенедикт) выкупил из плена 500 новгородцев и составил из них Католическую колонию на Вятке смешанной обрядности. «Нукратские балынцы и булгары несли патрульную и конвойную службу в северных и восточных губерниях Ак Булгара».
с.136. С 1240 губернатором Нукратской губернии стал Кичи Микаэль, сын Козельского князя Мстислава Святославича (прежде после смерти отца жил в Турове). В провинцию Бий-су Вятка уже не входила.
После войны 1257г. по просьбе Кичи Михаэля и двух общин Нукрата (Арча-булгарской и Балын-нукратской, - очевидно, Моломской и Никульчинской) Вятка была построена по принципам республики (туралык). Общины избирали двух представителей местной власти - воевод и старшин, получавших символ власти – посох (булава). Михаэль был здесь первым послом-наместником от Булгарского правителя.
***
Вторжение монголов и татар привело к переселению народов на север: южные булгары заняли место северных русскоязычных, а те в свою очередь, отступили на Вятку, что привело к повышению ее статуса. Держать в подчинении этот регион и раньше не удавалось, а тем более, когда он наполнился людьми. Кроме того, булгары нуждались в союзнике для противостояния нападениям татар.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вс май 09, 2010 3:21 pm

То, что Шуд-Чудь - это не Эстония, а территория севернее Вятки - согласен. Информация подтверждается и в архивах моего деда - историка, и в книге "Чудь Кайского уезда", которая находится в Кировском краеведческом музее. Парадокс в том, что войско, воевавшее против Алексндра Невского в летописях называлось шведско-чудским, то есть имела отношение к Эреку, Худу, Салахби и иже с ними. А вот всему остальному я не верю, концы с концами совсем не сходятся. Салахби был лучшим другом Рюрика? и при этом соправителем Игоря? но это же разные столетия... В данных публикациях прослеживается мысль, что булгары заселяли север Вятки и т.д., но было все с точностью до наоборот. И вятичи, и булгары, и шведы - потомки чуди, самого древнего народа на Земле. Одно место меня очень насторожило: "Халидбан так любил брата, что назвал его именем своего сына." - многие века так поступали в роде Дуло потомки Хаддада, наследники многих престолов, родоначальники Москвы.
Думаю, что здесь имеет место быть другая крайность - антихристианская, возвышающая значение Булгарского государства, написанные не очевидцами событий, а их потомками. Скорее всего, речь идет о событиях, когда как таковой государственности еще не было, как не было господства мусульманства и христианства, речь идет о событиях, когда булгарский царь мог на лошади въехать в мечеть, о событиях глубоко языческого прошлого, когда не было государственных границ и объединяющих-разъединяющих идеологий, конфессий. Что было тогда? Жило некое древнейшее языческое племя чудь со столицей в крупном торговом-деловом городе Кай-Ола - Тмутаракань на территории современной Кировской области-Бийсу (не там его ищут историки и исследователи "Слова о полку Игореве"), заселенное варягами-речниками, ничего общего не имевшее со славянами, говорившее на чудском языке финно-угорской группы, как следует из названия города, максимально близком к современному марийскому языку, по силе и могуществу не уступавшее на тот момент ни одному из племен и ставшим в дальнейшем центром ушкуйничества вплоть до своей гибели во время похода против него Анбала-Анфала, известное также под названием Уч Куй. Его окружали родственные с ним племена, говорившие с ним на очень похожих языках финно-угорской группы - варяжские финны, шведы, карелы, пермяки, марийцы, мордва, армяне-киликийцы и татары. На тот момент они все были объединены схожим языком, общей культурой, общим эпосом, общими водными торговыми путями и общими богами - Велесом (Николасом-дедом Морозом с посохом), Макошью (Золотой нагой бабой с младенцем на руках) и первобогом-уткой или журавлем-жарптицей. Пройдет еще немного времени и этот мир окажется расколот еще только зарождавшимися тогда мусульманством и христианством. В результате мы сегодня имеем абсолютно противоположные источники информации - христианские и мусульманские, каждый из которых тянет одеяло в свою сторону. Но есть еще третий источник-языческий, тот который я постиг от своего деда, неплохого сказочника . Дело в том, что народ чудь слагал выдающиеся стихи и сказания, многие из которых фрагментами или целиком дошли до наших дней и требуют более тщательного изучения, потому что такие сказания как "Снежная Королева", "Калевала", "Жар-птица", "Слово о полку Игореве", "Стих о голубиной книге", былины "Волх Змеевич", исландские саги о Тиндреке Бернском и т.д., их всех нужно рассматривать вкупе с религиозными летописями, археологическими сведениями и современными генетическими исследованиями, только тогда можно получить объективную картину происходящего. Важно восстановить работы историков девятнадцатого века. Просто уму непостежимо, что работы Теплоухова, Смолина и Смородина (последнюю фамилию исследователя про чудь точно не помню) до сих пор нигде не опубликованы и недоступны общественности. Брать за основу исторического знания мусульманские или христианские летописи абсолютно точно нельзя, ибо правды, как говорится в стихе о голубиной книге, там мало или совсем нет...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вт май 11, 2010 9:51 pm

ОПИСАНИЕ УКРАИНЫ
Сир де Б О П Л А Н (об украинских казаках 17 в.)

http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bop ... etext1.htm
…Эти люди, которые часто, почти ежегодно, предпринимают набеги на Понт Эвксинский (le Pont Euxin) и наносят большой вред туркам. Они много раз грабили Крым (Crime’e), принадлежащий Татарии (Tartarie), опустошали Анатолию (Natolie), разоряли Трапезунд (Trebisonde) и достигали даже устья Черного моря, в трех милях от Константинополя, откуда, предав все огню и мечу, возвращаются с большой добычей и некоторым [числом] рабов, обыкновенно малых детей, которых оставляют у себя в качестве прислуги или же дарят вельможам своей страны. Пожилых людей они никогда не берут с собой, разве что тогда, когда считают их достаточно богатыми, чтобы заплатить за себя выкуп. Число [казаков] никогда не превышает шестидесяти тысяч человек, когда они предпринимают свои набеги, чудом переправляясь по морю на плохих судах, изготовленных собственными руками, форму и конструкцию которых я опишу позже.
Ремесла, которыми занимаются казаки. Говоря об отваге казаков, совсем не лишним будет сказать о том, каковы их нравы и занятия. Итак, вы узнаете, что среди этих людей встречаются опытные вообще во всех необходимых для жизни ремеслах: плотники, [умеющие строить] как дома, так и суда, экипажные мастера, кузнецы, оружейники, кожевники, шорники, сапожники, бочары, портные и т. д. Они очень искусны в приготовлении селитры (компонент пороха, производили из содержимого старых могил), которая в изобилии имеется в этих краях, и делают превосходный пушечный порох. Женщины занимаются пряжею льна и шерсти, из которых выделывают полотна и ткани для общего употребления. Все хорошо умеют возделывать землю, сеять, жать, печь хлеб, приготавливать мясо различных сортов, варить пиво, меды, брагу (breha), курить водку и пр.
Нет ни одного человека между ними, к какому бы возрасту, полу или состоянию он ни принадлежал, кто бы ни старался превзойти своего товарища в пьянстве и гульбе. Нет среди христиан и таких, которые бы в той же мере, как они, усвоили привычку не заботиться о завтрашнем дне.
Впрочем, справедливости ради, [нужно признать] все они способны ко всякого рода занятиям, хотя иные бывают более искусны, нежели другие, в тех или иных ремеслах. Встречаются и такие, чьи познания значительно шире, чем рядовых. Одним словом, все они довольно умны, хотя занимаются главным образом только тем, что полезно и необходимо преимущественно тех дел, которые касаются деревенской жизни…
Они исповедуют греческую веру, называя ее по-своему русской (Rus), свято почитают праздничные дни и соблюдают посты, продолжающиеся в течение восьми или девяти месяцев в год и состоящие в воздержании от употребления мяса. Они настолько упорны в соблюдении этой формальности, что убеждают себя, что спасение [души] зависит от различия пищи. За то взамен, мне кажется, вряд ли какой-либо народ в мире сравнялся бы с ними в способности пить, ибо не успевают они отрезвиться, как тотчас же принимаются (как говорится) лечиться тем, от чего пострадали. Все это, впрочем, происходит только в свободное время, но, когда они воюют или подготавливают какое-то дело, они крайне трезвы, а грубость можно заметить только в одежде. Они остроумны и проницательны, смышлены и щедры без расчета, не стремятся к большому богатству, но чрезвычайно дорожат своей свободой, без которой они не могли бы жить; именно поэтому они столь склонны к бунтам и восстаниям против местных сеньоров, лишь только почувствуют притеснения со стороны последних. Так что редко проходит более 7-8 лет без того, чтобы [казаки] не бунтовали и не восставали против них. Впрочем, это люди вероломные и коварные, предатели, которым можно доверять, лишь хорошо подумав.
Они чрезвычайно крепкого телосложения, легко переносят зной и холод, голод и жажду, неутомимы на войне, мужественны и смелы, а скорее безрассудны, ибо не дорожат своей жизнью. Таборы - это возы, за которыми казаки укрываются, когда передвигаются по голой степи. Больше всего они обнаруживают ловкости и стойкости в сражении в таборе под прикрытием возов (ибо они очень метко стреляют из ружей, которые составляют их обычное вооружение) и при обороне укреплений; они недурны также и на море, но при езде верхом они не настолько искусны. Помню мне случилось видеть, как всего 200 польских всадников обратили в бегство 2000 их наилучших воинов. Но правда и то, что под прикрытием своих таборов сотня казаков не побоится и тысячи поляков или даже [нескольких] тысяч татар. Если бы они были так же доблестны в конных сражениях, как в пеших, то, думаю, были бы непобедимы. Они высокого роста, проворны, энергичны, любят хорошо одеваться, что особенно заметно, когда разживутся у соседей [добычей], ибо в других случаях они носят довольно скромную одежду. Они отличаются крепким от природы здоровьем и даже почти совсем не подвержены той [распространенной] по всей Польше эпидемической болезни, которую медики называют Вliса по той причине, что волосы у всех пораженных этой болезнью страшно спутываются и сбиваются в комок; местные жители называют ее «гостец» (gosches, колтун, вероятно, не был распространен у казаков в силу бритья волос на голове). Мало кто из них [казаков] умирает от болезни, разве что в глубокой старости, большинство гибнет почетной смертью, слагая головы на поле брани…
Столь жестокое рабство приводит к тому, что многие [крестьяне] уходят, а наиболее смелые убегают в Запорожье (Zaporouys), которое является местом убежища казаков на Борисфене. Проведя здесь некоторое время и приняв участие в морском походе, они считаются уже запорожскими казаками (Cosaques Zaporousky).
................................................................................

Замечание о слабости казаков в конном строю говорит об отсутствии традиционных для степных народов навыков, что однозначно исключает происхождение Днепровских казаков непосредственно от татар и кавказцев. Применение во время обороны на открытой местности «табора» (кош) – общий прием у разных народов. Происхождение первых казаков из лесной полосы выдает их привычка к деревообработке (плотники и строители судов). Вместе с тем, навыки в обработке кож говорят о соседстве в прошлом с городскими татарами. Привычка к выпивке, производству браги и самогона, еще более приближают казаков к Прикамью. Приверженность украинских казаков к «Русской» вере свидетельствует о контактах их предков с русскими православными. Всем отмеченными особенностям, а также множеству иных, отвечает Вятская земля.
В казачество принимали всех желающих, хорошо зарекомендовавших себя в бою, отчего со временем этнический тип видоизменялся в сторону славянского. Этому также способствовала женитьба на местных женщинах, в основном, славянках.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вт май 11, 2010 10:11 pm

Вот несколько интересных фактов:

http://www.raskopki1.kod.kiev.ua/traxte ... AG0010.jpg Казацкое надгробие 18в. на Украине (Трахтемиров) Подобный символ (сочетание креста и полумесяца) был на знаменах казачих полков, позже полумесяц заменяли подковой или луком. В Армении очень похожие каменные кресты называются «качкар». Символ «качкар» был также у казахов. По ДТ провинция Тубджак (Сев. Казахстан) имела герб булгарского рода Дуло – балтавар, который по виду схож с Вятским гербом - натянутым луком.

http://pigh.livejournal.com/126268.html Каменные кресты в Армении. Просматривается сочетание креста и полумесяца (круга).

http://armenianhouse.org/yakobson/armen ... index.html Книга про качкары.
http://armenianhouse.org/yakobson/armen ... ons-1.html Илл. ранних качкаров.

gulnar-umerzakova.narod.ru/mukasheva_rusanna.doc В арнаментах казахских ковров символ «кошкар муйиз» напоминает сочетание креста с полумесяцем (рога барана или лука).

http://alternathistory.org.ua/files/050110_Flag_02.jpg
http://www.hrono.ru/heraldicum/flagi/uk ... saccos.htm Знамя Богдана Хмельницкого
http://alternathistory.org.ua/simvolom- ... olumesyats - обсуждение

http://www.heraldicum.ru/ukraine/kazaki.htm другие эмблемы запорожцев

Большое знамя (хоругвь - корогвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой – белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею".“Абданк” - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры “W”. C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем. http://www.vexillographia.ru/ukraine/cosaccos.htm

Из этого видно, что символика и религиозные пристрастия запорожцев были очень близки к Вятским. Те же святые: Николай-Микола и Михаил архангел; лук-арбалет - потом его заменил новый вид грозного оружия - мушкет; лапчатый крест. Кошкаром звали герб булг. рода Дуло, он был перенят вятчанами и преобразован. На части русских и вятских церквей этот символ до сих пор - сочетание крести а полумесяца. Думаю, границы распространения этой символики совпадают с территорией влияния Волжской Булгарии в лучшие ее времена.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 12, 2010 3:32 pm

http://boplan.pereplut.net/opys.htm - здесь полный перевод рукописи Боплана с фр. на укр.
Вот отрывок (перевод на рус. мой):

«Когда у них возникает намерение пойти в море, то, не имея разрешения короля, они берут его у своего старшого, созывают Ruds, то есть Раду, и проводят выборы атамана 276, который возглавит их в этом походе, придерживаясь такого же обычая, о котором мы рассказывали относительно выборов старшого, хотя атаман этот нужен только на определенное время. Дальше они отправляются к Воинской Казне [Sczabenisza Worskowa], места своего сбора и строят здесь суда около 60 стоп длиной, 10-12 стоп шириной и 12 - глубиной. Такое судно не имеет киля; его основа - этого човна - из вербы или липы, длиной до 45 стоп.
Сбоку оно обшивается и завершается досками от 10 до 12 стоп длиной (набора) и до одной стопы шириной, которые прибиты [деревянными] гвоздями, причем каждый ряд внапуск на следующий, как и в обычных речных судах, и так до тех пор, пока [лодка] не достигнет 12 стоп в высоту и 60 - в длину, расширяясь в меру повышения. И это понятнее на рисунке, какой я в общих чертах набросал. На нем можно видеть толстые, как бочки, вязанки камыша, которые плотно крепятся одна к одной по всей длине лодки от одного края к другому и крепко крепятся [к бортам] лыком из липы или дикой вишни. Строятся они так, как привыкли и наши плотники, с перегородками и поперечными лавами, а потом просмаливаются. Пользуются двумя рулями по краям лодки, как показано на рисунке, поскольку лодки очень длинные и надо было бы много времени, чтобы развернуться, когда возникает потребность в разворотах во время бегства.
С каждой стороны от 10 до 15 весел, и скорость больше, чем у турецких весельных галер. Есть также и мачта, на которой они [казаки] ставят довольно неумело сделанный парус; используют его лишь в тихую погоду, а при сильном ветре предпочитают грести, их лодки не имеют верхней палубы, и когда наполняются водой, камыш, привязанный вокруг лодки, не дает ей затонуть… В каждую лодку садится от 50 до 70 человек, каждый из которых имеет два ружья (ручницы) и саблю; на лодке есть также 4-6 фальконетов и запас еды, чтобы хватило на всех. Одеты казаки в рубашку и шаровары, имеют еще одни сменные, плохонькую свиту (куртку) и шапку, 6 ливров (фунтов) пороха, достаточное количество свинца, запас ядер для фальконетов; у каждого (капитана судна) есть годiнник. Так вот выглядит летучий казацкий лагерь на Черном море, который бесстрашно нападает на наиболее значительные города Анатолии… Прибыв туда, высаживаются на берег, каждый с ружьем в руке, оставляя в каждой лодке для охраны только двух мужчин и двух подростков».

Казаки для ориентирования на море применяли какой-то прибор. Предполагают, что это был заимствованный у арабов квадрант для измерения высоты светил. По наивысшему положению Солнца можно определить момент полдня, направление на юг и широту места. Однако, прибор в тексте назван «годiнник» (часы), поэтому правильнее это приспособление отождествить с солнечным компасом – гномон. Это небольшие солнечные часы со специальными шкалами для определения широты и направления на север, которые применяли еще викинги. http://pagesperso-orange.fr/cadrans-sol ... iking.html

С символом Кошкар надо еще разбираться, но уже на пути. Где-то видел, что "крест с якорем" приписывали Николе Чудотворцу Мир-ликийскому, как оберег на море.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Ср май 12, 2010 8:53 pm

Лично у меня возникает вопрос - кому нужна была Вятка в то время? В то время, т.е в 12-13 веке, здесь была просто тайга и болота, среди которых проживали малочисленные племенные группы удмуртов, марийцев, мордвы, которые занимались охотой и т.п. Освоение Вятского края началось татарами Казанского ханства, потому как речной путь по Волге - Каме- Вятке был более безопасен, чем тайга и болота. Это можно проследить и сейчас на простом примере. Южные районы области и в настоящее время заселены многочисленной татарской общиной, но чем севернее, тем их количество все меньше. Последние из них - Карино, часть населения до сих пор проживает в микрорайоне Каринторф города Кирово-Чепецка, и деревня Малый Конып на реке Чепце, где при раскопках были найдены кое-какие предметы того времени. Конып в переводе с татарского - стоянка, стойбище. Далее вверх по реке Чепце чего либо связанного с татарами нет, как нет деревень и сел с 600-летней историей. Зато совсем близко племена удмуртов и коми-пермяков. Вверх по реке Вятке практически та же ситуация, только там коми, они же зыряне, западнее марийцы.Казанское ханство обкладывало эти племена данью в виде шкур горностая,куницы и т.п., так как в то время эта дичь водилась в избытке. Сельского хозяйства как такого в то время не существовало, что подтверждают проведенные раскопки - не было найдено не одного орудия, связанного с земледелием.
С укреплением Руси началось освоение Вятского края русскими, но опять же сначала речным путем вдоль реки Вятки. Коренное население потихоньку выдавливалось, перемешивалось с переселенцами. Стало развиваться земледелие, строится укрепления, возникать поселения.Все ,скорее всего, началось с тех же нижегородских разбойников. Никакими казаками у нас и не пахло, хотя приятно было бы чувствовать себя потомственным казаком. Пусть Вятский край и не коснулось крепостное иго,народ мы свободолюбивый, но если смотреть правде в глаза, нигде я не слыхал про удалого вятского казака, да и в истории Российского казачества про корни вятские ничего не сказано.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср май 12, 2010 9:37 pm

vlad70 писал(а):Лично у меня возникает вопрос - кому нужна была Вятка в то время? В то время, т.е в 12-13 веке, здесь была просто тайга и болота, среди которых проживали малочисленные племенные группы удмуртов, марийцев, мордвы, которые занимались охотой и т.п. Освоение Вятского края началось татарами Казанского ханства, потому как речной путь по Волге - Каме- Вятке был более безопасен, чем тайга и болота.

А почему Вы думаете, что освоение Вятского края началось вообще татарами, а не наоборот? Расселение человечества происходило с севера на юг, а не наоборот, равно как и расселение мамонтов, шерстистого носорога и журавля. По поводу малочисленности. Посмотрите внимательно на древние водные торговые пути, почти все из которых сходятся на Вятской земле, и, что самое главное (Внимание!) - они не транзитные. Посморите, как плотно, деревушка к деревушке, дом к дому заселены территории верховьев Камы у Бисерово, реки Молома, Пижма, Ветлуга, Чепца, Кильмезь, посмотрите внимательно на названия этих деревень, ведь это про них некоторые исторические источники будут писать - расселяясь, они часто называли свои новые земли по названиям своих исторических деревенек. Я недавно на данном ресурсе, но со времени, когда здесь написал первое предложение, ко мне пришло несколько писем интересного содержания, в которых люди рассказывали о том, что им известно в силу каких-то родовых сохранившихся источников о своих вятско-камских корнях, откуда по непонятным причинам массово бежала большая часть населения в 14-16 веках. Да почему непонятных? Война там была! Война против язычества и Уч Куя, и Киров в этой войне был на противоположной Уч Кую стороне, именно для этой войны его и строили булгары...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн май 17, 2010 3:26 pm

То что написал vlad70, - обычная как бы научная тягомотина. Ничего не объясняющая, а только затемняющая. Советую для начала осилить всё, что здесь уже написано, а то создается впечатление, что вы начали с конца форума, ограничившись его заголовком. Татары на Вятке появились не ранее начала 14в. Жители Карино (по крайней мере часть) считают себя потомками булгар-биляр, окрестные удмурты зовут их бигра-бигеры (частично и себя тоже). Существование Вятской республики признают практически все источники: булгарские, египетские, косвенно русские, а также почти все историки разных веков. А где как не на окраинной свободной земле формироваться вольному казачеству?! Другой подходящей территории в 13-15в. просто не было. В виду соседства с русским новгородским севером, казаки, бывшие по своему происхождению булгарами, обрусели и христианизировались. Впрочем, русских (9-15в.) нужно рассматривать как культурно-социальную общность, в этническом плане это были очень разные люди. Не случайно они звались более по месту проживания: новгородцы, рязанцы, вятичи и вятчане. Да и о происхождении самих булгар есть разные мнения, полной ясности нет до сих пор. Историк Илловайский, например, считал их славянами, написал об этом книгу, где собрал много фактов.
К 17в. Вятка стала внутренней провинцией, казакам здесь уже давно было делать нечего, большинство ушли в разные стороны, на Дон, Днепр, в Сибирь. Тогда для сокрытия неудобного вольного прошлого и сочинили выдумку про единомоментное заселение Вятки беглыми новгородскими холопами. А до того здесь, якобы, ничего не было, кроме диких народов. Богатейшие Вятские клады и др. находки растащили по столицам, малоизученную археологию нашего региона пытались приспособить к мифу "Повести о стране Вятской". Когда не стало получатся, - вообще всё замолчали, вынеся резолюцию: "средневековой истории Вятки не существует!"
НЕТ НИЧЕГО и спросить не с кого!
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн май 17, 2010 3:54 pm

Соглашаясь с последним высказыванием, хочу добавить, что историческая наука в плане изучения истории Вятки в двадцатом-двадцать первом веках шагнула назад, потому что в девятнадцатом историки считали Вятку одной из ключевых территорий в русской истории и посвящали ей много работ, а многие, например, Теплоуховы, даже жизни. Но вот ужас! То, что публиковалось в периодике в девятнадцатом веке оказалось напрочь забытым, например, исторические труды Теплоуховых сегодня недоступны никому, известно только, что они находятся в рукописных архивах и нигде не публиковались..Много газет в то время пестрело заголовками о загадочном народе чудь на территории Вятской губернии, но где сегодня те работы? Я, например, совершенно случайно от одного из участников данного форума, за что отдельное спасибо, узнал о существовании в кировском краеведческом музее книги с названием "Чудь кайского уезда"...Кто читает эти книги? Лично я связываю такой подход к Вятской истории с событиями 1918-1937 годов, когда большая часть северной территории губернии подняла на царский трон после Романовых Колчака. Тогда многие северные деревни взяли сохи и лопаты и отдали свои жизни за Колчака. Половину территории области утыкана братскими могилами тех времен, а большевистские современники тех событий утверждают, что такого сопротивления со стороны белых они не встречали больше нигде. Удивительно, что на территории Кировской области и Удмуртии сохранился печальнособытийный колчаковский тракт, сохранился трудами местного населения и вопреки исторической доктрине государства. После гибели Колчака белое движение не умерло и потребовались долгие годы лагерей и новая война, чтобы поставить вятско-камское население на колени, заставить забыть свое свободолюбивое прошлое, навязав вятлаговское настоящее, а может и будущее...
PS. Булгары славянами не были. Татарский язык имеет много общего с марийским и чувашским и принадлежит к единой финно-угорской группе языков. Финно-угры - это была другая цивилизация, отличная от славян языком, культурой, основным способом пеемещения, о генной составляющей этих различий я тоже уже писал. А вот граница этих цивилизаций проходила аккурат по территории Кировской области, где имеются и славянские поселения и финно-угорские. О том, на кого были похожи вятичи и москвичи двенадцатого века можно судить по антропологическому портрету Андрея Боголюбского, составленному по черепным останкам. Славянского в нем точно мало.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пн май 17, 2010 7:38 pm

Пестриков писал(а): Татарский язык имеет много общего с марийским и чувашским и принадлежит к единой финно-угорской группе языков.


?!!!!???!!!???!!!
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт май 18, 2010 11:17 am

Виктор писал(а):?!!!!???!!!???!!!

Я не лингвист, но иногда пользуюсь услугами поездов на Казань, Йошкар-Олу и Чебоксары. Не раз был свидетелем такой картины, когда в вагоне пересекались сельские татары, чуваши и марийцы. Разговаривая каждый на своем языке, вставляя отдельные слова из русского и других, они понимали друг друга, а вот я, не расспросив, не мог определить, кто из них кто - языки похожи для непосвященного..
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт май 18, 2010 12:25 pm

Часть современных татар - это отатарившиеся финноугры. Так же как часть нынешних вятчан - обрусевшие. Это всем известно и подтверждается фактами. Так что взаимопроникновение и сходство языков объяснимо.
Сохи применяли для обработки земли в начале 20в.
Пестриков верно заметил, что в 19в. было сделано много для понимания нашей истории. К сожалению, в тот период археология была еще слабо развита, при производстве раскопок значительная часть возможного для изучения материала пропадало, отбирали в основном заметные вещи: металлические изделия, целую керамику. Но прогресс был, особенно в области сбора источников. Полученные данные привели к необходимости пересмотреть старые взгляды навязанные в ПСВ.
В Сов. период история Вятки как наука деградировала. Сама Вятская республика не отрицалась, но время ее существования свели к нулю: утвердилось мнение, что первые русские прибыли сюда в 1374г., а вскоре после этого (в 1379) Вятская земля уже была причислена к владениям Суздальских князей, а потом Московских. При этом, Вятку временами завоевывали татары. Так что от республики ничего не оставалось.
Последние годы историки, изредка пишущие что-то о Вятке, стали отрицать роль ушкуйников в основании у нас первых русских поселений. Действительно, городища с русскими находками датируются, по крайней мере, на 50 лет раньше летописного свидетельства о появлении на Вятке и в ее окрестностях ушкуйников, которых по традиции считают новгородского происхождения. В добавок к этому, обнаруженные в Никульчино первоначальные жилища-полуземлянки не характерны для обитателей севера. Противоречия налицо. И их тем больше, чем дальше вникать в суть имеющихся фактов. Поэтому все споры-разговоры свелись к, казалось бы, безобидному обсуждению даты основания Хлынова (в 12в. или в 14). Однако, и тут все не так просто. Но об этом уже исчерпывающе написал г. borgheus.
Возвращаясь к теме. Казаков большевики не жаловали, но всячески истребляли. Казаки считались (и справедливо) врагами Советов. События гражд. войны на сев-востоке нашего края также могли сыграть роль в неприятии казачьего прошлого. Так что замалчивание Вятского казачества вполне понятно. К сожалению, в наши относительно вольные времена инерция прошлого сохраняется. Этому способствует историческая малограмотность и недостаточность жизненного опыта подавляющего большинства даже продвинутых пользователей интернета. Я сам еще лет 10 назад в вопросах нашей истории питался скудными выжимками из общедоступных источников. Этим объясняется присутствие в моих ранних работах устоявшихся мифов.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт май 18, 2010 3:31 pm

Казаки, по свидетельству цитированного выше француза Боплана, "Все хорошо умеют возделывать землю, сеять, жать, печь хлеб, ..." Это были разносторонне развитые люди, занимались всем, что приносило доход и пропитание, - от сохи и рыбной ловли до войны.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср май 19, 2010 5:36 pm

skygrad писал(а):Последние годы историки, изредка пишущие что-то о Вятке, стали отрицать роль ушкуйников в основании у нас первых русских поселений. Действительно, городища с русскими находками датируются, по крайней мере, на 50 лет раньше летописного свидетельства о появлении на Вятке и в ее окрестностях ушкуйников, которых по традиции считают новгородского происхождения.

Фишка-то в чем. Для истории ушкуйники - это некая группа разбойников, считается, что слова ушкуйник и разбойник - грабитель - синонимы. В опровержение этого факта хочу заметить на широкомасштабность и продолжительность войны с ушкуйниками согласно булгарских летописей. Во многих походах от ушкуйников принимало участие свыше 10000 человек. А это уже не пиратство и не разбой, это полноценная война с отдельновзятым народом. Поэтому, когдая слышу слово ушкуйник, то у меня уже не возникает ассоциация со словом разбойник, у меня возникает ассоциация с другими словами - синонимами слову ушкуйник, а именно - Ермак, коломенки, чудь, финно-угры, варяги...Именно варяги...А варяги появились и в летописях, и на Вятской земле задолго до рождества Христова...Непонятно только почему в школах преподают историю Древнего Египта, Древней Индии, Древней Греции и только потом молодой христианской Руси, варяжская языческая Русь, видимо, не заслуживает внимания, чтобы ее изучать, как не заслуживают внимания и места, которые посещал Ермак - Кунгурская Пещера и Писаная Гора, надисям на которой больше 5000 лет...какая мелочь...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 19, 2010 9:01 pm

Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора


В своей книге"Кто был Ермак и его сподвижники", изданной мною в 1904 г. , я, на основании исторических исследований сделал вывод, что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Черного морей и нижнего Дона, известные у историков и географов разных стран под различными названиями; что расселение части казачества началось довольно рано, с IV и V вв. по Р. X. , на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других; что в XIV и XV в. в. , по распаде Золотой Орды, казачество вновь стало "слетаться" в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам): а) азовских казаков, или сары - аз - ман (царственных азовских людей); б) черкасов (днепровских); в) новгородских повольников (с Волги), и г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.

Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на р. р. Иловлю и Тишанку новгородцы и разселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев. Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около тридцатых и сороковых годов ХVІ ст. перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец и далее на Дон и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до "переволоки".

Днепровские черкасы, или как их в то время стали называть - запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (кн. Большого чертежа). Часть запорожцев в 1590 - 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу. Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тыс. запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок (Азовские известия. Тауберт).

Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон "слетались" все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намека на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие - либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а "все", как говорит поэт, "с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной".

Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой - по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и друг.

Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими до поразительности с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешат с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают… Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие: а) татарский, т. е. тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона и произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы…



Казаки верховых округов говорят твердо, медленно и протяжно, но не плавно, как великороссы, с большим "аканьем", южнее - "яканьем", как - то: табљ, сабљ или табя, сабяили тябя, сябя, чаво, яво, маво, тваво, сваво, вядро, мяня, ня знаю, лятучкя, штоля и проч. Вместо "и" употребляют иногда "ы", например вышня, вместо вишня. Вместо щ и сч почти всегда употребляют двойной звук ш, например: братишша*, дружишша*, пешшинка (песчинка), штука, (щука), ишшо* или ишто (еще). В деепричастиях вместо в почти всегда употребляют м, как - то: намшись напимшись*, помолимшись* и т. д. Вместо в часто произносят л, например: ослобонить*, тыкла (тыква): б вместо г: постебать (постегать): южнее вместо ф всегда хв – хворма, хварсить, ахвицер, Хведор, Хвилипп, Хвома и т. д. ; предлог с заменяется частицею сы, са, со: сы друзьями, сы знакомыми или са друзьями. . . В некоторых словах приставляют или вставляют звук о или а: алимон, агромадный, пошено или пашено (пшено), пашаница (пшеница), кором (корм). В станицах, лежащих южнее, часто вставляют в средину слов звуки д, т, в и даже целые слоги: ндрав, куштай, досточка*, жарковье и жарковля, штукатулка и проч. В станицах, расположенных по среднему течению Дона, т. е. в поселениях казаков - новгородцев, помимо приведенных особенностей, но уже довольно смягченных (таб- тиб, саб- сиб, мини проч.), слух порождает совсем особенный говор, очень сходный с говором поморян некоторых месть Архангельской губернии, населенных, как известно, древними новгородцами (повольники и ушкуйники), искавшими независимости и свободы или непожелавшими подчиниться московским князьям. Туда же переселилась часть новгородцев из Вятки, после разгрома последней великим князем Иваном III в 1489 г. (см. "На далеком севере" Немировича - Данченко). Говор этот выражается в следующем: скольки*, стольки*, тольки*, толички или толичка*, родилси*, крестилси*, плакалси, ради* (рады), одначе, игурец, т. е. огурец, антуда*, т. е. оттуда (Филипов. стан.), текоть, пекоть, няльзи (нельзя), отжарить (побить), надавать треухов (пощечин), батинка, маминка* (2 - й Дон. окр.), манка (мать), ишь, исть* (есть), чиво*, иво* и проч. Далее, в 1 - м Донском окр. и по Донцу в большом употреблении слова: ходя,дя, скача, читая, пиша, говоря, купуя, торгуя, летая вместо: ходить, едет, скачет, читает, пишет, говорит, покупает и проч. Кроме того: што (что) и штолича, штосинка(что - то), хто и хтосика (кто - то), нихай (пусть), нема (нет), оттулича (оттуда), откулича (откуда), или откеливича (откелева*), бги (бежи), побег* (побежал) и побиг (по Донцу), текть, пекть, вместо течет, печет. Отца и мать называют батя, мама, батюшка, мамушка и как ласкательныя: батинькя, маминькя, ддинькя (дедушка); также: Ванькя, Митькя, Грунькя, Петькя, Санькя и проч. В хуторах Семикаракорской станицы встречается такое выражение: смушшилася мая сердца, т. е. смутилось мое сердце. Вместо предлога "в" всегда употребляется "у" - у дом, у стол, у лавк, у дрогах, у комнати т. д, хотя часто в окончаниях этих слов вместо "е" слышится "и", как, например у доми и проч. В станицах 1 - го Донского окр. в говоре часто встречаются слова малороссийские; этих слов еще больше встречается в говоре низовых казаков и в станицах, расположенных выше по Донцу, в Гундоровской и в особенности Луганской. В говоре низовых казаков звуки в и у часто заменяют друг друга, особенно в начале слов, как, например: усе - все, узять, лоуко - ловко, в мене - у меня, в нас -у нас. Вместо ы всегда употребляется и, как то: бики, корови, риба, вигодно, вихал, виждал, вискочил, вилeтл, вишал (вышел), викосил, вирзал, ми (мы), ви и проч. Вместо ы часто произносится о: накрол, закрол, помол (помыл); звук е почти всегда заменяется и, а окончание "eт", произносится как "ить", например: бгаить или бгить, читаить, играить, гуляить, скачить и т. д. Также говорят: ходю, просю, крутю, чистю, оны (они), бул (был), чугин (чугун), выпулил (вылупил*) глаза, вместо выпялил глаза, вечир* вместо вечер, семички*, гарбуз - арбуз и проч.

Относительно же слов, которые встречаются в говоре казаков и которых совсем нет в языке русском, я приведу следующие.

Имена существительные: бусорь (дурь, глупость), отсюда бусореватый, с бусорью, т. е. глуповатый; буерак* (овраг), хантурник (халтурник*), отсюда шляться по хантурам (бездельничать); гак* (лишек), галь (стая грачей и галок), гладыш* (яйцо), грубка (печь), гульга (шишка на голове), дежа и дежник (кадка для теста и покрывало для нее), дрот (проволока), дрюк (толстая палка), дулма (кушанье), жармелка (молодая женщина, проводившая на службу мужа), зарочье (редкость), зебры, отсюда сивозебрик (жабры - у рыбы, а у людей щеки), варка (вар - ум*) (голова), кабак. Константиновской и Золотовской - дурак (тыква) (тыква, репа - глупая башка*), кандель (лампадка), зинчик или коник (стрекоза), стрекоза, отсюда стрекозиться, по-малороссийски - зык (бегать с поднятым хвостом от укуса слепней или овода, относится до рогатого скота), корец (ковшь), кубилек (женская одежда), бизилики, правильнее - базилеки (запястье, браслет), кулючки (потемки), куруша (индюк), кутенок*, кутик (щенок), лагутка (притворный), махор (кисть для украшений), махотка, (узкий горшок), макитра (круглый горшок), бардак (большой горшок с широким отверстием), мосты (полы), отсюда мосты банить, т. е. мыть, ожерелок или жерелок (воротник), патлы* (нечесаные волосы), руда (кровь), саган (супник), чинак (низкая широкая глиняная посуда, вроде полоскательной чашки), сапа (змея), сапетка (вроде корзины), джулун (род шалаша, чулан*), уре (каша с с юзьмой), сюзьма (густое кислое молоко), ерандак (широкая воловья телега в 1 Донск. округе), тарабарки и ринджиглы (дополнительные дрючки для воловьего воза), парус (брезент), он, же лантух, воловишша, веретье и рядно, благимат, отсюда благиматом (кричать не своим голосом).

Наречия: надась или надысь - третьего дня; ужо и ужотка - немного спустя; давича и давя - перед этим и др.

Имена прилагательные: маделый* (исхудалый, истощенный), болючий, кровучий, жалкий, болезный (вызывающий соболезнование, жалость), кундюбый (закорюченный, кривой), ломовитый, ломучий, отсюда ломаться, кривляться, казаться не тем, что есть; заевой, зайвый (запасный).

Глаголы: жалковат (горевать), зашуметь и шумнуть (кликнуть, позвать), засмаливать (танцевать, быстро что - нибудь делать), валандаться* (без толку делать, ходить, бродить), гондобить* (сберегать), скондобить (говорить о бедности), снугрят (изнурять), лиментоваться (пировать, пьянствовать), дать по мусалам* - в зубы, балкапет – не ясно виднееться, и проч.

http://history.donrise.ru/cossacks/sav2 ... fault.aspx

Те, кто знаком с вятским говором, узнАют в приведенных примерах много знакомых слов и их вариантов. Отметил звездочкой*.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Ср май 19, 2010 10:07 pm

Хорошо, согласен на булкар, ушкуйников и т.д и т.п., но как так получилось, что основатели казачества,пращуры, так сказать, нигде, никак не упоминаются. Нет упоминания ни в каких летопитсях, берестяных грамотах, устных сказаниях о о добром молодце Илье Вятском, казаке русском. Казачество, как этнос восточных славян, начал зарождатся в конце 14 - начале 15 веков на Дону, затем Кубани, далее пошел на Урал, Сибирь, Забайкалье. Большую часть первоначального казачества составляли те же беглые преступники и им подобные, объединявшиеся в группы, но не надо это воспринимать дословно. На окраины государства бежали и работяги , которые привыкли зарабатывать горбом.Убил соседа ненароком по пьяни, украл у боярина на прокорм семьи и в бега. Занимались они тем же , что и раньше, землю пахали, хлеба растили, но в силу причин были вынуждены защищать то , что имели, в результате еще и за государсто Российское бились. И наши, вятские, там были, спору нет, но чтобы считаться родиной казачества, всех приведенных выше аргументов очень мало. Можно считать это версией группы из 2-5 человек, но эта версия. по моему мнению равна версии о божественном происхождении человека.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт май 20, 2010 1:50 pm

skygrad писал(а):Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы…

О чем и говорю. Некоторые из этих фамилий - еще и названия деревень в Кировской области.

Про Ермака. В июле собираюсь искать места его зимовок. Скажу, что все, навязываемое современной исторической наукой про Ермака - неправда.
Во-первых, Ермак был язычником и ходил в походы с шаманом. Во-вторых, Ермак имел царскую кровь и был в близких отношениях с русским царем, принимал участие в походе на Казань. В-третьих, в семнадцатом веке история Ермака звучала совсем по-другому. В славянской энциклопедии семнадцатого века в статье про Кайгород указано, что ермаковцы были из Кайгорода, откуда и начинали свой поход. Только называли сами ермаковцы Кайгород не Каем и не Кайгородом, а Кашлыком (столицей Сибири, которую зачем-то историки поместили близ Екатеринбурга), современные же жители Кая называют это место Кашиной Горой. В четвертых, сегодня Кайский край празднует Семенов День или Кибановский праздник. Этот крестный ход по новому стилю 14 сентября, по старому 1 сентября празднуется только в Кайском крае. Конечная точка паломников - река Порыш. В архивах деда нашел дату самого первого крестного хода - 1 сентября 1584 года, то есть ровно через три года после начала похода Ермака. 1 сентября 1581 года состоялось крупное сражение между войсками Ермака и Кихека с большими потерями с обеих сторон, погибших похоронили в братской могиле, точно также как будут хоронить красных и белых во время гражданской, пожалуй, это единственное событие в истории Ермака, в котором сходятся и Ремизовская, и Строгановская, и Погодинская летописи. Базовой принято считать Строгановскую, но именно в ней нет ни одного слова правды.
Думаю, если бы Ермак знал, что князек Бояр,вручивший ему в 1582 году именное наградное оружие (как пишет летописец Ермака) и Анфал Строганов-Никитин, сжегший и ограбивший Уч Куй являются прямыми родственниками, дорога в ад Князьку была бы заказана... Пока это только мое предположение,что конечная точка паломничества в Кибанов Праздник и братская могила воинов Ермака и Кихека - одно и то же место...Если у кого-то возникнет желание, предлагаю присоединиться, чтобы проверить. Крестный ход начинается 12 сентября из Рудничного, далее через Кай, всего три дня, заканчивается 14-го на Порыше.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт май 20, 2010 2:15 pm

vlad70 писал(а): Нет упоминания ни в каких летопитсях, берестяных грамотах, устных сказаниях о о добром молодце Илье Вятском, казаке русском.

С письменными источниками действительно беда. То, что было на бумаге, в большинстве кануло в никуда или растворилось неопубикованным в архивах. А вот с устными. Устные есть, но они выпадают из поля изучения, даже несмотря на то, что мы можем их слышать каждый день. Например, про жителя города Козьмодемьянск, воина независимой Марийской Республики, что неподалеку от Вятки, князя, законного наследника престола Российского, ватамана:

Из-за острова на стрежень
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны

На переднем Стенька Разин,
Обнявшись сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам румяный и хмельной...

Не копался пока глубоко в делах Разина, но зная о традициях на Руси в древности, с большой вероятностью могу предположить, что княжна Разина могла быть с Камы или Вятки, поэтому Разин и стал ватаманом ушкуйников.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт май 20, 2010 3:51 pm

Доказательств существования на Вятке в 14-15в. особой Вятской казачьей республики собрано уже предостаточно для того чтобы данная гипотеза считалась одной из основных. Тем более, что внятной теории происхождения казачества на сегодня не существует. Казаки появляются на Днепре и Дону во второй пол. 15в. уже в готовом виде со своей войсковой организацией, навыками походной жизни и войны, самобытными традициями и верованиями. Украинские археологи раскопавшие кладбище в Чигирине не смогли найти ни на Украине, ни в ее округе подобного типа захоронений. А на Вятке они есть, при чем, датируются более ранним временем.
Судя по арх. находкам, на Днепр первые казаки пришли сложившимся военным коллективом без женщин. По антропологическому типу это были булгары, точнее, булгаро-русские метисы. По свидетельству Боплана эти казаки придерживались русской христианской веры. Поэтому говорили они на русском языке, - это были русские люди. В дальнейшем в их среду вошли тысячи выходцев из соседних регионов, поэтому этнический тип казаков изменился, стал более славянским. Подобный процесс происходил и в прошлом казачества. Обулгарились вятчане-казаки в 13-14в. в виду событий монгольского завоевания, вызвавшего передвижение масс народов на север. Первоначальное же ядро предков казачества было скандинаво-славянским, это были древние русы из третьей Руси - Арсании. Вероятно, в их среду вошли бродники с Дона, потомки буртасов-урусов, родственные вятичам с Оки, а затем и новгородцы. Думаю, заставило всех их собраться сначала в Приказанье, а затем на Вятке, - противостояние монголо-татарам. Все, кто не хотел подчиняться новой власти бежали на Вятскую окраину. Так в конце 13 - начале 14в. появилась особая своевольная территория. Существование Вятской республики отрицать невозможно.
В грамоте 1428г. названа "Вятка со слободами". В грамотах 16в. не раз упомянут "Слободской город верхний", а иногда просто Слобода. Вероятно, был и "Нижний Слободской город", а может и не один. В слободах, особых свободных поселениях, жили казаки на Украине и на Дону. В 17-18в. была даже целая отдельная область Слободская Украина. Ее казаков Московия использовала для борьбы с врагами на юге и западе. Затем эта область была упразднена в виду изменившейся ситуации. Ранее до разгрома Казани нечто похожее было и на Вятке. Вятских казаков Бахтиара Зюзина использовали для войн с Казанцами (об этом есть свидетельства, но их не хотят видеть). Вот вам еще одно доказательство.
То, что в описях 17в. перечислены только молодые казаки жившие в чужих домах в работниках, не означает, что в ту пору взрослых казаков на Вятке не было (после событий Смутного времени их осталось уже мало, но еще были). Судя по Тульским спискам, казаков переписывали отдельно от остального податного населения. Просто подобные списки на Вятке не сохранились или пока не обнаружены.
История с Ермаком тоже многого стоит. Отряд Ермака формировался в пределах Вятской земли, точнее, в ничейной зоне на окраине Вятки. Ясно, что значительную часть его войска составили беглые Вятские казаки. Но этот эпизод истории сильно вытоптан разными историописцами. Найти правду очень трудно.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт май 20, 2010 9:19 pm

Топтунами в России звали царских агентов-шпиков. Не секрет, что на всех более-менее значимых форумах ныне дежурят такие "топтуны" - тролли. Вот и к нам приставили парочку, значит чего-то стоят наши труды.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1