Re: Вятка - родина казачества
Добавлено: Вс авг 30, 2009 3:00 pm
Кумышка - не пиво и не брага, а самый настоящий самогон. Он, как известно, мутноватый, а потому получил "для конспирации" имя от слабоалкагольного молочного напитка кумыса. Сам араб-мусульманин ячменный напиток вряд ли пробовал. О его вкусовых качествах ему кто-то рассказал, сравнив с известным уксусом.
Если послушать г. Мусихина, торговый караван из страны Вису помимо мехов везет за сотни км зимой ни на что не годное прокисшее пойло. (Для несведущих: на первом этапе брожения сахар превращается в спирт, на втором – спирт перерабатывается дрожжевыми бактериами в уксус.) Учитывая малое содержание спирта в кислом напитке, это должна быть приличная бочка. А ведь случаются морозы. И что тогда? Разогревать эту бурду на костре?! Посинеешь сам пока дождешься, а не то что согреешься и порозовеешь. В дальний путь надо брать крепкий напиток. Он занимает немного места, всегда под рукой, и, самое главное, не замерзает, - им можно быстро согреться. Алкаголь в организме, как известно, превращается в тепло. 40-градусная водка замерзает примерно при -30. Cлабый алкагольный напиток – уже при небольшом морозе (пиво, например, при -1), брать его зимой в дорогу не имеет смысла. Крепость более 15-20 градусов можно получить только методом перегонки.
Продолжим наши разыскания.
Историк Н. Хан:
«Где располагалась страна Вису (Ису)? В последнее время все больше и больше ученых связывают эту страну с Прикамьем. Арабский путешественник из Гренады, посетивший Восточную Европу в 1133-1153 гг., Абу Хамид ал-Гарнати последовательно описывает страну Вису и лишь затем народ и страну Йура (в современной литературе отождествляется со средним Приобьем, населенным в рассматриваемый период угорскими племенами). Источник сообщает о двух способах торговли Булгара с жителями страны Йура. Первый - посреднический, когда, например, мечи в Приобье доставлялись через Вису, и второй -непосредственный, когда тот же товар булгарские купцы везли в Йуру самостоятельно. Таким образом, согласно ал-Гарнати, жители Вису выглядят как равноправные торговые партнеры Булгара, до которого, по его словам, всего месяц пути [5, с. 31, 58, 59]...
Письменные источники, а также данные археологии и нумизматики позволяют высказать мнение о возможной локализации страны Вису в Вятско-Камском междуречье, между 57° и 60° с.ш. (см. рис. а). В этой связи сообщение арабского путешественника из Гренады о том, что "у него [Булгара] есть область [жители которой] платят харадж" [5, с. 32, 31], не оставляет сомнений в том, что письма булгарского эмира-балтазара Алмуша жителям страны Вису отнюдь не были проявлением благотворительности. На источник поступления налогов в Волжскую Булгарию указывает запись Ибн Фадлана, относящаяся к 922 г., о том, что "у них [жителей Булгара] много купцов, которые отправляются в страну Вису и привозят соболей и черных лисиц" [4, с. 138].
http://74.125.77.132/search?q=cache:9Uz ... %B3%D0%BE+[%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0]+%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C,+[%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9]+%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8F%D1%82+%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B6&cd=7&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=firefox
Замечу, что между 57 и 60 широтой лежит почти вся Кировская область. По сообщению араба Фадлана (см. «Путешествие к царю славян» ), посетившего страну Булгар в самом начале ее становления (922г.), на побережье Волги проживали колонии купцов-русов. Он дал красочные описания обычаев этих русов, которых обычно отождествляют с викингами.
«Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по
своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль.
И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они
подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни
хафтанов… С
каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не
расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с
бороздками, франкские…» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm (стр. 78 и дальше)
Именно они плавали по северным рекам и осуществляли торговлю между булгарами и народами севера – страны Вису. У Гарнати зимой санным путем в Булгар для торговли прибывали сами жители Вису. У них наверняка были и свои суда, просто булгары летом не пускали их к себе из опасения. (Кроме того, меха – основной товар – зимой имеют лучшее качество). Учитывая, что наблюдения этих двух арабов относятся к разному времени – 10 и 12 векам – можно предположить, что русы из описания Фадлана поселились в стране Вису. Обратим внимание на совпадение описания цвета лиц русов и народа Вису.
С течением веков Арские русы приняли в свою среду выходцев из разных народов: помимо финнов, булгар и бродников. Смуглый южный тип появился на Вятке, видимо, в 13 в. Имя Чудь (Заволочская) явно стороннего происхождения, оно было дано по преемственности от более раннего народа гунно-готского происхождения, правившего Прикамьем еще в середине 1 тысячалетия. Чуди соответствует своеобразная синтетическая археологическая культура 9-14в. на Вятке и в соседних с ней областях. Она включает скандинавские, славянские и финноугорские элементы. Об этом не принято говорить, так как по офиц. доктрине у нас сначала жили финноугры, а потом сразу за ними – русские. Иное толкование не приветствуется. Так и делают: финские черепки налево, древнерусские – направо, остальные – в долгий ящик. Все ясно и понятно, без лишних вопросов.
Вот еще кое-что о Чуди в преданиях Коми. Автор часто относит чудь к предкам народа Коми. Однако, очень схожие предания о богатырях есть у Чепецких удмуртов, у Подчуршинских и других жителей Вятки.
«У них больше названий было на букву К: Коча, Кудымов, Кöч, Кöс. Все они тогда были уже говорят» (С.И.Бузинов. д. Маскали Кочевского района К-П. нац. округа)…
Жили во ржи они, бегают там — только рожь колышется» (М.Зюлева, д. Пятигоры Гайнского района К-П. нац. округа)…
«Раньше жила здесь чудь. У них вал был недалеко отсюда — и теперь есть. Распахивали топоры медные, серьги литые большие и др. Народ приезжий стал наступать — она слилась или сама изжилась. Их били разбойники, которые сверху ехали, на больших лодках. У них были секиры. Чудины на разбойников с высоких берегов скатывали бревна». (П.А.Кашин с. Гайны Коми-Пермяцкого нац. округа.)…
Были тут разбойники какие-то. Их вождя и пуля не брала: выстрелишь — рукой поймает пулю. Они грабили здесь. Войдут в избу, требуют денег, золота. Хозяин не дает — расколют заслонку печную, на полу огонь разведут, на огне хозяина жарят... А ведь старые такие были: бьют их розгами, на огне жарят — денег просят — а он держит во рту монету и не отдает. Сильный был народ, крупный...» (Н.А.Сидоров, д. Москвина Кочевского района К-П. нац. округа.) Чуди приходилось якобы для защиты строить укрепления, подземные ходы из кара в нор (городище), забрасывать своих врагов камнями, бревнами и т.д…
Старики рассказывали, как Степан Пермский просвещал народ по р. Каме, казнил их. Чердынь раньше называлась Великой Пермью. Чердынью назвали позже, как место казни: Чердын — у топора, близ топора. Чердынью же называли после многих чудей. Чудь не хотела принимать православную веру; они уходили в леса, выкапывали ямы, обрушивали перекрытия на себя и погибали. Здесь находили чудские вещи: луки, стрелы, топоры, копья, серьги» (В.А.Попов, краевед с. Гайны К-П. нац. округа)…
К данному типу преданий близко примыкают предания о чуди богатырской. В них чудь — большой, сильный народ, строивший крепости, кары, укрепленные городки с подземными ходами и чугунными воротами. Богатыри, якобы, с кара на кар топоры, палки железные, гири бросали. Богато жил этот народ: серебра, золота у них много было. Все спрятали или взяли с собой, когда уходили…
«Чудских мест много. В сторону Вершинино чудское городище есть, там грядки до сих пор заметны, — садили, видимо. В поле Попшотём, за логом, от места сажени 3, клад, говорят, есть — из серебра, золота... По р. Онолве у моста, на левой руке, колодец чудской. На Курогкар-мысе они же жили, говорят. При пахоте их вещи находили. Там будто бы пещера была, в нее вход с воротами. У д. Чаняыб Быльдöг-мыс есть, там тоже их городище было. Курöгкар-мыс и Быльдöг-мыс сообщались, пешком ходили. Говорят, с одного мыса на другой палками перебрасывались (около 7 км) — такие богатыри были сильные. Раньше, вообще народ был сильнее. У чудей и дороги были. Тракт был с Гайн на Юрду через леса. Здесь через Пельем они ходили, дорога здесь проходила. Они, говорят, все сами себя загубили. Зашли в ямы и засыпали себя землей» (А.И.Андров, д. Отопкова Кочевского района Пермской области). Подобных легенд довольно много. Рассказы никогда не выглядят сказками, рассказчики обычно конкретно указывают кары (обычно родановские городища), места их захоронений и места, где спрятаны их богатства, добавляя при этом, что они или другие искали их клады и т.д…
Легенды о чуди богатырской более всего распространены также среди чердынских коми-пермяков…
Наиболее авторитетным является гипотеза известного лингвиста А.А.Шахматова. Чудь представляет собой славянскую трансформацию готского tjudo, что означает «люди». Уже в наше время эта точка зрения была поддержана и более обоснована Д.В.Бубрихом, большим знатоком угро-финских языков.
Он также считал, что германское название tjudo превратившееся в «чудь» славяне перенесли с германцев на западных финнов, которые якобы вместе с германцами «что-то делали» (букв, по Д.В.Бубриху) на Балтийско-беломорском севере…
Скорее наоборот, от нерусского корня «чуд» (чут, чуж) произошло целое гнездо русских слов — чудской, чудной, чудесный, чудить, очудиться (что несомненно первоначально значило — оказаться в положении чуда, сделаться чудом), и, даже — чужой — для обозначения необычного, непривычного…
Только тогда, когда будут исследованы предания о чуди, во всех районах их распространения, а также все другие источники летописи, религиозные представления, языковые данные, данные антропологии и археологии, можно будет на основе сравнений обобщить. Можно высказать предположение, что представление о чуди у древних русских, новгородцев, возникли в период их столкновений с Чудью Заволочской, этническая принадлежность которой до сих пор не ясна.»
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=170
Обратим внимание на распространенность чудских топонимов типа «Коч». Это находит объяснение, если слово «Коч» или «Кош» имеет казачье значение «Лагерь».
Разбойники «на больших лодках» нападавшие на чудь, это, вероятно, ушкуйники. О разбойниках есть южновятские предания, а вот о чуди несколько меньше, особенно в центральных районах. Интересно, что Чуршинских богатырей (по описаниям совершенно аналогичным чудинам) чудью не звали. Рассказы о богатырях носят здесь нейтральную или положительную окраску. Богатыри были явно своими. Чуршинским богатырям противостояли победившие их Никулицкие.
Чепецкие удмурты имеют предания о богатырях живших на местных городищах-карах. У них также существует сюжет о перебрасывании предметов. Отношение к богатырям двоякое. Слободские удмурты о чуди не поминают, свой род выводят из городка без названия, располагавшегося в центре Кирова. Еще недавно раз в год поминали неких убитых на Чуршинской горе.
По преданиям южных удмуртов, их царь жил в Арске (Татарстан), там проходили ежегодные моления удмуртов и других народов и племен. Из района Арска предки удмуртов были, якобы, изгнаны татарами более 500 лет назад. Это событие можно отнести к 13 веку. В Татарстане вблизи границы с Кировской обл. в районе поселения удмуртов есть большая гора-холм с названием Кукмор. По записанным здесь преданиям часть Арских удмуртов ушла «за Вятку», вероятно, в район г.Кирова. Отсюда попавшая в ПСВ легенда о первоначальном месте существования города Хлынова «на Кикиморской горе». Вместе с удмуртами тогда на север, похоже, перебрались и Арские князья. По Каринским преданиям на Вятке они оказались в 50-х годах 13в. при отступлении от войск Батыя.
Стефан Пермский в преданиях Коми похож на крестоносца – принудительного крестителя. Из всего сказанного проступает борьба в 14в. новгородцев и, вероятно, связанных с ними ушкуйников с чудью, – древним военно-торговым сословием страны Вису.
Если учесть, что на средней Вятке существовали предания о поселении здесь новгородцев, то нужно признать, что чуди пришлось потесниться. Хотя часть ее, судя по всему, продолжала жить и в 15 – начале 16в. На мой взгляд, произошло смешение уцелевшей чуди с северными русскими. Эта этническая группа и стала основой будущего русского казачества. Не исключено, что Арские князья в 14в. перешли в ислам в поисках военной поддержки. В результате этого в Карино появились татарские поселения.
Если послушать г. Мусихина, торговый караван из страны Вису помимо мехов везет за сотни км зимой ни на что не годное прокисшее пойло. (Для несведущих: на первом этапе брожения сахар превращается в спирт, на втором – спирт перерабатывается дрожжевыми бактериами в уксус.) Учитывая малое содержание спирта в кислом напитке, это должна быть приличная бочка. А ведь случаются морозы. И что тогда? Разогревать эту бурду на костре?! Посинеешь сам пока дождешься, а не то что согреешься и порозовеешь. В дальний путь надо брать крепкий напиток. Он занимает немного места, всегда под рукой, и, самое главное, не замерзает, - им можно быстро согреться. Алкаголь в организме, как известно, превращается в тепло. 40-градусная водка замерзает примерно при -30. Cлабый алкагольный напиток – уже при небольшом морозе (пиво, например, при -1), брать его зимой в дорогу не имеет смысла. Крепость более 15-20 градусов можно получить только методом перегонки.
Продолжим наши разыскания.
Историк Н. Хан:
«Где располагалась страна Вису (Ису)? В последнее время все больше и больше ученых связывают эту страну с Прикамьем. Арабский путешественник из Гренады, посетивший Восточную Европу в 1133-1153 гг., Абу Хамид ал-Гарнати последовательно описывает страну Вису и лишь затем народ и страну Йура (в современной литературе отождествляется со средним Приобьем, населенным в рассматриваемый период угорскими племенами). Источник сообщает о двух способах торговли Булгара с жителями страны Йура. Первый - посреднический, когда, например, мечи в Приобье доставлялись через Вису, и второй -непосредственный, когда тот же товар булгарские купцы везли в Йуру самостоятельно. Таким образом, согласно ал-Гарнати, жители Вису выглядят как равноправные торговые партнеры Булгара, до которого, по его словам, всего месяц пути [5, с. 31, 58, 59]...
Письменные источники, а также данные археологии и нумизматики позволяют высказать мнение о возможной локализации страны Вису в Вятско-Камском междуречье, между 57° и 60° с.ш. (см. рис. а). В этой связи сообщение арабского путешественника из Гренады о том, что "у него [Булгара] есть область [жители которой] платят харадж" [5, с. 32, 31], не оставляет сомнений в том, что письма булгарского эмира-балтазара Алмуша жителям страны Вису отнюдь не были проявлением благотворительности. На источник поступления налогов в Волжскую Булгарию указывает запись Ибн Фадлана, относящаяся к 922 г., о том, что "у них [жителей Булгара] много купцов, которые отправляются в страну Вису и привозят соболей и черных лисиц" [4, с. 138].
http://74.125.77.132/search?q=cache:9Uz ... %B3%D0%BE+[%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0]+%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C,+[%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9]+%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8F%D1%82+%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B6&cd=7&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=firefox
Замечу, что между 57 и 60 широтой лежит почти вся Кировская область. По сообщению араба Фадлана (см. «Путешествие к царю славян» ), посетившего страну Булгар в самом начале ее становления (922г.), на побережье Волги проживали колонии купцов-русов. Он дал красочные описания обычаев этих русов, которых обычно отождествляют с викингами.
«Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по
своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль.
И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они
подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни
хафтанов… С
каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не
расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с
бороздками, франкские…» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm (стр. 78 и дальше)
Именно они плавали по северным рекам и осуществляли торговлю между булгарами и народами севера – страны Вису. У Гарнати зимой санным путем в Булгар для торговли прибывали сами жители Вису. У них наверняка были и свои суда, просто булгары летом не пускали их к себе из опасения. (Кроме того, меха – основной товар – зимой имеют лучшее качество). Учитывая, что наблюдения этих двух арабов относятся к разному времени – 10 и 12 векам – можно предположить, что русы из описания Фадлана поселились в стране Вису. Обратим внимание на совпадение описания цвета лиц русов и народа Вису.
С течением веков Арские русы приняли в свою среду выходцев из разных народов: помимо финнов, булгар и бродников. Смуглый южный тип появился на Вятке, видимо, в 13 в. Имя Чудь (Заволочская) явно стороннего происхождения, оно было дано по преемственности от более раннего народа гунно-готского происхождения, правившего Прикамьем еще в середине 1 тысячалетия. Чуди соответствует своеобразная синтетическая археологическая культура 9-14в. на Вятке и в соседних с ней областях. Она включает скандинавские, славянские и финноугорские элементы. Об этом не принято говорить, так как по офиц. доктрине у нас сначала жили финноугры, а потом сразу за ними – русские. Иное толкование не приветствуется. Так и делают: финские черепки налево, древнерусские – направо, остальные – в долгий ящик. Все ясно и понятно, без лишних вопросов.
Вот еще кое-что о Чуди в преданиях Коми. Автор часто относит чудь к предкам народа Коми. Однако, очень схожие предания о богатырях есть у Чепецких удмуртов, у Подчуршинских и других жителей Вятки.
«У них больше названий было на букву К: Коча, Кудымов, Кöч, Кöс. Все они тогда были уже говорят» (С.И.Бузинов. д. Маскали Кочевского района К-П. нац. округа)…
Жили во ржи они, бегают там — только рожь колышется» (М.Зюлева, д. Пятигоры Гайнского района К-П. нац. округа)…
«Раньше жила здесь чудь. У них вал был недалеко отсюда — и теперь есть. Распахивали топоры медные, серьги литые большие и др. Народ приезжий стал наступать — она слилась или сама изжилась. Их били разбойники, которые сверху ехали, на больших лодках. У них были секиры. Чудины на разбойников с высоких берегов скатывали бревна». (П.А.Кашин с. Гайны Коми-Пермяцкого нац. округа.)…
Были тут разбойники какие-то. Их вождя и пуля не брала: выстрелишь — рукой поймает пулю. Они грабили здесь. Войдут в избу, требуют денег, золота. Хозяин не дает — расколют заслонку печную, на полу огонь разведут, на огне хозяина жарят... А ведь старые такие были: бьют их розгами, на огне жарят — денег просят — а он держит во рту монету и не отдает. Сильный был народ, крупный...» (Н.А.Сидоров, д. Москвина Кочевского района К-П. нац. округа.) Чуди приходилось якобы для защиты строить укрепления, подземные ходы из кара в нор (городище), забрасывать своих врагов камнями, бревнами и т.д…
Старики рассказывали, как Степан Пермский просвещал народ по р. Каме, казнил их. Чердынь раньше называлась Великой Пермью. Чердынью назвали позже, как место казни: Чердын — у топора, близ топора. Чердынью же называли после многих чудей. Чудь не хотела принимать православную веру; они уходили в леса, выкапывали ямы, обрушивали перекрытия на себя и погибали. Здесь находили чудские вещи: луки, стрелы, топоры, копья, серьги» (В.А.Попов, краевед с. Гайны К-П. нац. округа)…
К данному типу преданий близко примыкают предания о чуди богатырской. В них чудь — большой, сильный народ, строивший крепости, кары, укрепленные городки с подземными ходами и чугунными воротами. Богатыри, якобы, с кара на кар топоры, палки железные, гири бросали. Богато жил этот народ: серебра, золота у них много было. Все спрятали или взяли с собой, когда уходили…
«Чудских мест много. В сторону Вершинино чудское городище есть, там грядки до сих пор заметны, — садили, видимо. В поле Попшотём, за логом, от места сажени 3, клад, говорят, есть — из серебра, золота... По р. Онолве у моста, на левой руке, колодец чудской. На Курогкар-мысе они же жили, говорят. При пахоте их вещи находили. Там будто бы пещера была, в нее вход с воротами. У д. Чаняыб Быльдöг-мыс есть, там тоже их городище было. Курöгкар-мыс и Быльдöг-мыс сообщались, пешком ходили. Говорят, с одного мыса на другой палками перебрасывались (около 7 км) — такие богатыри были сильные. Раньше, вообще народ был сильнее. У чудей и дороги были. Тракт был с Гайн на Юрду через леса. Здесь через Пельем они ходили, дорога здесь проходила. Они, говорят, все сами себя загубили. Зашли в ямы и засыпали себя землей» (А.И.Андров, д. Отопкова Кочевского района Пермской области). Подобных легенд довольно много. Рассказы никогда не выглядят сказками, рассказчики обычно конкретно указывают кары (обычно родановские городища), места их захоронений и места, где спрятаны их богатства, добавляя при этом, что они или другие искали их клады и т.д…
Легенды о чуди богатырской более всего распространены также среди чердынских коми-пермяков…
Наиболее авторитетным является гипотеза известного лингвиста А.А.Шахматова. Чудь представляет собой славянскую трансформацию готского tjudo, что означает «люди». Уже в наше время эта точка зрения была поддержана и более обоснована Д.В.Бубрихом, большим знатоком угро-финских языков.
Он также считал, что германское название tjudo превратившееся в «чудь» славяне перенесли с германцев на западных финнов, которые якобы вместе с германцами «что-то делали» (букв, по Д.В.Бубриху) на Балтийско-беломорском севере…
Скорее наоборот, от нерусского корня «чуд» (чут, чуж) произошло целое гнездо русских слов — чудской, чудной, чудесный, чудить, очудиться (что несомненно первоначально значило — оказаться в положении чуда, сделаться чудом), и, даже — чужой — для обозначения необычного, непривычного…
Только тогда, когда будут исследованы предания о чуди, во всех районах их распространения, а также все другие источники летописи, религиозные представления, языковые данные, данные антропологии и археологии, можно будет на основе сравнений обобщить. Можно высказать предположение, что представление о чуди у древних русских, новгородцев, возникли в период их столкновений с Чудью Заволочской, этническая принадлежность которой до сих пор не ясна.»
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=170
Обратим внимание на распространенность чудских топонимов типа «Коч». Это находит объяснение, если слово «Коч» или «Кош» имеет казачье значение «Лагерь».
Разбойники «на больших лодках» нападавшие на чудь, это, вероятно, ушкуйники. О разбойниках есть южновятские предания, а вот о чуди несколько меньше, особенно в центральных районах. Интересно, что Чуршинских богатырей (по описаниям совершенно аналогичным чудинам) чудью не звали. Рассказы о богатырях носят здесь нейтральную или положительную окраску. Богатыри были явно своими. Чуршинским богатырям противостояли победившие их Никулицкие.
Чепецкие удмурты имеют предания о богатырях живших на местных городищах-карах. У них также существует сюжет о перебрасывании предметов. Отношение к богатырям двоякое. Слободские удмурты о чуди не поминают, свой род выводят из городка без названия, располагавшегося в центре Кирова. Еще недавно раз в год поминали неких убитых на Чуршинской горе.
По преданиям южных удмуртов, их царь жил в Арске (Татарстан), там проходили ежегодные моления удмуртов и других народов и племен. Из района Арска предки удмуртов были, якобы, изгнаны татарами более 500 лет назад. Это событие можно отнести к 13 веку. В Татарстане вблизи границы с Кировской обл. в районе поселения удмуртов есть большая гора-холм с названием Кукмор. По записанным здесь преданиям часть Арских удмуртов ушла «за Вятку», вероятно, в район г.Кирова. Отсюда попавшая в ПСВ легенда о первоначальном месте существования города Хлынова «на Кикиморской горе». Вместе с удмуртами тогда на север, похоже, перебрались и Арские князья. По Каринским преданиям на Вятке они оказались в 50-х годах 13в. при отступлении от войск Батыя.
Стефан Пермский в преданиях Коми похож на крестоносца – принудительного крестителя. Из всего сказанного проступает борьба в 14в. новгородцев и, вероятно, связанных с ними ушкуйников с чудью, – древним военно-торговым сословием страны Вису.
Если учесть, что на средней Вятке существовали предания о поселении здесь новгородцев, то нужно признать, что чуди пришлось потесниться. Хотя часть ее, судя по всему, продолжала жить и в 15 – начале 16в. На мой взгляд, произошло смешение уцелевшей чуди с северными русскими. Эта этническая группа и стала основой будущего русского казачества. Не исключено, что Арские князья в 14в. перешли в ислам в поисках военной поддержки. В результате этого в Карино появились татарские поселения.