Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vam » Пн авг 17, 2009 8:43 am

Виктор писал(а):... Что касается шеджере-родословной, то она же писана во времена Екатерины II и тогда ее не признали документом, подтверждающим княжеский статус каринцев.


Однако княжеское происхождение подтверждается дозором 1615 года, в котором упоминаются имена из шеджере
vam
 
Сообщений: 153
Зарегистрирован: Чт ноя 20, 2008 9:07 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пн авг 17, 2009 1:57 pm

Да, княжеское происхождение подтверждается еще и грамотами 1583 и 1588. Но при Екатерине II, потомки каринских мурз наверное этих грамот не нашли.

Да нет, все таки нашли!
См. Луппов П. Н. Документы по истории Удмуртии XV – XVII вв.- Ижевск, 1958. (см. коментарии к грамоте)
Вложения
.jpg
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вт авг 18, 2009 8:15 pm

Это та самая грамота, о которой я уже говорил. Упомянутое Олексеевское озеро расположено между Слободским и Первомайским. Если принять, что когда-то Арские князья жили на Чуршинском городище, то становится понятна их претензия на озеро на правом берегу Вятки - Карино далеко от него, более 10км и на др. берегу. О др. владениях Каринцев на правобережье мне неизвестно, - кроме того, что у них были дворы в г.Слободском, - узвестно из грамоты 1522г. Жалованных грамот князьям довольно много: 1462, 1504... И, несмотря на них, князей лишили звания. Вряд ли это недосмотр. Скорее умысел. Он объясним в том случае, если Российские власти опасались конкуренции, выяснения истинного происхождения Арских князей. А оно может идти от правителей Третьей Руси - легендарной Арсании, отождественной Уховым и Хариным с Вятичской землей, простиравшейся в лучшие времена от верховий Оки до Камы и Урала. В центр этой территории находится известный город, недавно отметивший свое 1000-летие... Там кстати, нашли каменные укрепления города 11-12в., каких нигде, - ни на Руси, ни в Булгарии, - в то время не было. Кроме Ст. Ладоги.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Ср авг 19, 2009 12:09 pm

Говорят, когда-то была Атлантида, и она утонула в море. Атланты, естественно, оказались в воде, но кое-кто выжил.
А поскольку, водным путем легко добраться до побережья Северного Ледовитого океана,
а на землях, граничащих с ним, найдены археологические древности, которых нет нигде в мире,
очевидно, - АТЛАНТЫ являются предками Арских князей, которые владели Вяткой и городом Кошкар.
Следовательно, Вятские князья – это Арские, или, правильнее, Атлантские князья, поскольку начинаются с буквы «А», а заканчиваются на «ские»,
а вятчане – это атланты, которые потом стали казаками (заметьте, в словах вятчане и казаки тоже есть буква «а». Правда маленькая).
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Ср авг 19, 2009 5:14 pm

borgheus писал(а): Жалованных грамот князьям довольно много: 1462, 1504... И, несмотря на них, князей лишили звания. Вряд ли это недосмотр. Скорее умысел. Он объясним в том случае, если Российские власти опасались конкуренции, выяснения истинного происхождения Арских князей. А оно может идти от правителей Третьей Руси - легендарной Арсании, отождественной Уховым и Хариным с Вятичской землей, простиравшейся в лучшие времена от верховий Оки до Камы и Урала. В центр этой территории находится известный город, недавно отметивший свое 1000-летие... Там кстати, нашли каменные укрепления города 11-12в., каких нигде, - ни на Руси, ни в Булгарии, - в то время не было. Кроме Ст. Ладоги.


Да уж, действительно выоды у Вас!
Грамоты эти они подавали в Уложенную комиссию, а Уложенная комиссия не справилась со своей работой и была распущена. Да и не стала Екатерина давать княжеские звания каринским крестьянам (бывшим князьям), не хотела еще более обострять межнациональные отношения в Поволжье во время Пугачевского восстания. А об Арсании тогда никто и не знал.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Ср авг 19, 2009 6:45 pm

У некоторых Зрителей явно сдают нервы, а то бы я много-чего порасказал на тему Вятки-Арсании. Но всему свое время.
Тут было высказано пожелание натравить на меня азеров и казаков за «оскорбление» их патриотических чувств наличием у названных народов фамилии от Кошкар-Качкар. Почему схожесть фамилий и имен должно трактоваться так убого? И куда смотрит наш Админ? Подобные высказывания ходят по грани «разжигания межнац розни». У меня он подчистил некоторые почти безобидные места, а у наших критиков почти всё Хамство сохранил. Но, «Жираф большой, ему видней…».
Вернемся к нашим Качкарам. Наличие у азербайджанцев фамилии Качкаров неудивительно и легко объяснимо. Выше уже говорилось, что слово Кошкар похоже на санскритское «Кошагара». Этот язык был в древней Персии, - нынешнем Иране. Азеры очень близки к иранцам этнически и географически. Так что все понятно. На Вятку слово могло попасть в древности от пришельцев иранского происхождения. В языках коми и удмуртов некоторые исследователи видят ираноязычное влияние, которое связывают с народом Чудь, жившим среди указанных народов до 15в. легендарная Чудь жила и на Вятке, достаточно вспомнить ПСВ.
Посмотрите подборку о Чуди.

http://paranormal.org.ru/sta.php?wx=81
(Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются с помощью местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединенные названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля "иранское влияние" специалистами признавалось всегда.
На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены.
Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег».

http://myfhology.narod.ru/mith-people/c ... oples.html
"Следами" чуди (реально относимым к разным этническим группам и разным историческим периодам — от неолита до средневековья) могут считаться — курганы и городища; насыпи и ямы; остатки строений, пашен, сенокоса; рощи, почитавшиеся священными; архаические предметы домашнего обихода; древние захоронения (в частности, «чудские» могильники, которые представляли собой опущенные в ямы срубы с деревянными перекрытиями) <Северные предания, 1978>. Ср.: Некоторые курганы — места захоронения чуди белоглазой, которая, испугавшись русских, «сама в землю ушла», «живьем закопалась» (Вят.) Кудрявцев, 1901>. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам», с остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли). «Закапывалась» чудь и от Ермака.
Один из возможных «следов» чуди — считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник (на Курострове, близ г. Холмогора). По упоминаемой II. Ефименко легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, «прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу». Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: «Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, около самого идола были проведены пружины. Кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас же пружины эти заиграют н зазвенят разные колокольчики, и тут не уйдешь никуда; часовые сейчас же позаберут, а окаянная чудь поджарит на сковороде да и принесет в жертву своему идолу»
Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное иное место и уйти невредимыми. Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась — «и с этой самой поры перестала собираться в ельнике». По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там иступили н бой с ними, но одолеть похитителей не смогли (Арх.) <ЕФИМЕНКО),1869Г.)
– очень напоминает рассказ Саги об ограблении викингами святилища в Биармии.

Чудь http://www.hrono.ru/etnosy/chud.html
древние прибалтийско-финские племена вообще. Термин чудь в разных местах приобретал достаточно разнообразные значения народного характера. Новгородцы принесли это название даже в Сибирь. Первичное же значение слова чудь связывалось с эстами.

http://www.wowwi.orc.ru/folks/nr/nr-chud/nr-chud1.htm Сказка основана на преданиях саамов:
О давние времена в наши земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды враги носили железные латы, на головах - железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. Страшными были враги, всех подряд вырезали. Мужчин, женщин, детей, стариков - всех убивали, никого не щадили. Хотели они весь наш род свести, чтобы не осталось на свете саамов. Всё добро они забирали, всех оленей угоняли, собак убивали, не оставалось после набега на стойбище ни одной живой души.
Приходила чудь осенью, по первому льду. Как реки льдом схватит, так вражья сила и набегала. Саамы очень боялись врагов, в горы уходили, в земле прятались, строили подземные селения. Далеко в тундру, однако, чудь не заходила. Враги сами боялись.
Однажды большой отряд чуди пришёл по реке на лодках.

http://www.finugor.ru/?q=node/4484
Поэтому на основании языковых и фольклорных данных я сделала вывод, что чудь была близкородственна индоиранцам. Считаю, что чудь действительно принимала участие в формировании финно-угорских народов, хотя и в разной степени. Посмотрите на типаж финно-угров: среди них есть очень темные и смуглые, а есть совсем светловолосые и «бледнолицые». Судя по территориальному распространению светловолосых людей, они сформировались и издревле проживали на севере или северо-западе Европы. судя по скандинавским сагам, биармийцы были народом более энергичным и воинственным - так же, как и чудь, судя по преданиям. Но это тоже понятно.

Батыры из племени чудь
Удмуртская народная сказка
Когда, в какие далёкие времена это случилось, никто сказать не может, но только само собой разумеется, что и алангасаров (великаны) уже на свете не было, и потомки Уда расселились в лесном краю разными племенами, и Инмар с Кылдысином не появлялись больше людям. Именно тогда-то на реке Каме поселилось племя, которое называли чудь светлоглазая. И жило это племя на горе, на высоком берегу. Люди этого племени любили простор и волю, а потому расселились не грудно, не теснились один возле другого. Но жили дружно: как завидят, что на кого-то из них надвигается неприятель, то пускали упреждающие стрелы собратьям. Возьмут и пустят стрелу на курган, что у реки Белой, и дальше, к Чегандинскому урочищу. Как долетит стрела, так они немедля собирались все вместе и встречали неприятеля.
Росту они были очень высокого, силы непомерной, а характера независимого. Другие племена называли их батырами.
http://www.ursmu.ru/centr-sodejstviya-n ... -chud.html

"Когда-то давным-давно в этой плодородной долине жило и процветало могущественное племя Чуди. Они знали, как изыскать минералы и как вырастить богатый урожай. Самым миролюбивым и трудолюбивым было это племя. Но потом пришел Белый Царь с неисчислимыми отрядами жестоких воинов. Миролюбивая и трудолюбивая Чудь не смогла сопротивляться насилию завоевателей и не хотела терять свою свободу; они остались слугами Белого Царя. Потом впервые белая береза начала расти в этом районе. И, согласно старинным пророчествам, Чудь узнала, что пришло время их ухода. И Чудь, не желая оставаться в подчинении у Белого Царя, ушла под землю. Только иногда вы можете услышать пение святых людей; сейчас их колокола звонят в подземных храмах. Но придет славное время человеческого очищения, и в эти дни Великая Чудь снова появится в полной славе".
– Так закончил старовер. – http://lib.roerich-museum.ru/node/524


http://historiae.borda.ru/?1-10-20-00000036-001.001.001
Чудь упоминается в западноевропейских документах середины 1 тысячалетия. Имеется ввиду следующий фрагмент:
После того как король Герберих отошел от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнили его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинобронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. (Golthescytha Thiudos Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imnisscaris Rogas Tadzans Athaul Navego Bubegenas Coldas)
Е.Ч. Скржинская в комментарии указывает на следующие возможности
Отождествления:
тиуды - чудь
васинобронки - весь
меренс - меря
морденс - мордва
Причем последнее (т.е.отождествление) у Скржинской даже не как возможность, а скорее как установленный факт.
Конец цитат.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Чт авг 20, 2009 10:03 am

Убедительно! Мечта любого интеллигента – песня «Ра» (автор Михаил Задорнов), исполняемая на санскрите объединенным хором чуди (желательно белоглазой), вятских казаков, естественно, атлантов и мальчиков под предводительством дирижера из небесного города Кошкаров (http://paranormal.org.ru/). Осталось за кадром короткое, но очень мудрёное слово, обозначающее некий, пока неведомый народ, говорящий толи на тюркском, толи на персидском наречии (первая буква «а». Правда маленькая).
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт авг 20, 2009 2:20 pm

Небесный Город не понутру известно кому – бесам.
От Креста их корчит.
Отойди от меня сатана!

Советую ознакомиться с материалом, многое станет понятно:
http://www.inosmi.ru/translation/242398.html
http://rabotaru.diary.ru/p40513080.htm

Вот сейчас шабош начнётся!
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Чт авг 20, 2009 7:21 pm

Отойди от меня сатана!

Сказал он, глядя в зеркало
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Сб авг 22, 2009 2:25 pm

1. Покорение Германарихом некой Тиуди-Чуди можно связать с появлением в Прикамье и Вятке той поры упомянутых выше поселений и захоронений рыцарей 4-5 в. – готов и сменивших их гуннов. Интерес к нашему региону объясним не только пушным золотом, к северу от устья Камы проходил важный международный транссиб восток-запад. Достаточно взять глобус и соединить кратчайшей линией север Китая и центральную Европу. В стране предков удмуртов был перевалочный пункт, владевшие им контролировали весь путь. Обходной вариант пути через южные степи был более сложен и опасен. Так появилась Арсания.
2. Чудь была двух типов: смуглая и светлая, соответственно южного происхождения и северного. Южный ираноязычный тип можно считать первоначальным. Северяне появились несколько позже. Это могли быть скандинавы, русы и балты. Конкурировали они друг с другом или как-то уживались – вероятно, и то и другое. Нельзя исключить, что выходцев севера нанимали для пополнения войска, из них формировали особые отряды.
3. Чудь была высокоразвитым народом, хорошими воинами. Ее верования поначалу были своеобразны, лишь в поздний период часть чуди крестилась. Но их вера, похоже, отличалась от Московского православия. Чудские богатыри жили в особых крепостях – Карах, расположенных на высоких приречных холмах. В бассейне Вятки наиболее выдающиеся Чуршинское и Елабужское городища.

Периоду жизни чуди соответствует своеобразная археологическая культура Прикамья. Помимо финноугорского и булгарского компонента она включает заметный древнерусский (северорусский и скандинавский) материал.
Отрывки из диссертации Л. Д. Макарова «Древнерусское население Прикамья 10-15 веков», скачал с гугла, теперь уже там нет:
«…Таким образом, в западной части Нижнего Прикамья выявлено
большее число древнерусских находок. Имеются основания связать
памятники этой части Волжской Болгарии с "серебряными болгарами"
русских летописей – одним из возможных болгарских племенных
объединений, имеющих в своем составе заметный древнерусский
компонент. По мнению лингвистов, тюркское название Вятки - "Нукрат"
– искаженное от "Новгород". В болгарско-татарском прочтении, р.Вятка
именовалась как "Новгородская река" (Ахметзянов М., 1991; Добродомов И.Г., 1994).
Постепенно первоначальный смысл названия
забылся и, по-видимому, стал объясняться болгарами из созвучного
арабского слова "нукрат" – "серебро". В этом понятии и попали в русские
летописи "серебряные болгары" (на самом деле – "болгары, проживавшие
близ новгородской реки"), что может быть объяснено сосредоточением
здесь весомого древнерусского компонента. Отмечу, что именно в
нижнекамском регионе наиболее активно шли процессы интеграции
керамических традиций славян, пермских и верхневолжских финнов с
тюрками (Васильева И.Н., 1988).
Не исключено, что после разгрома
Волжской Болгарии Батыем часть древнерусского населения мигрировала
в Марийско-Чувашское Поволжье, на Среднюю и Нижнюю Вятку, в
Среднее Прикамье, а оставшееся население постепенно растворилось в
преобладавшей тюркоязычной среде.
…На городище Иднакар уже в слоях Х-ХI вв. встречаются славянские вещи (шиферные пряслица,
футляры складных расчесок, двусторонние роговые гребни
прямоугольной и трапециевидной форм, некоторые виды украшений,
орудий труда, вооружения (Иванова М.Г., 1989б; 1998).
Отдельные находки дают основание говорить о вероятном
проживании славян на чепецких поселениях уже в то время. Так, на
городище Иднакар найдены костяные предметы X-XI вв., имеющие
признаки бесспорно властного характера: гребень с процарапанным на
ней княжеским знаком Рюриковичей, а возможно и прикладная печать в
форме шахматной фигурки, близкая древнерусским изделиям, с
изображением монограммы "м" и дополнительных деталей.
В течение XII в. на Чепце происходит переориентация торговли на
русские земли, когда появляются замки и ключи к ним, кольцевидные
височные подвески с напускной бусиной, рубчатые перстни,
кольцевидные, зонные и винтообразные бусы из полупрозрачного стекла,
черные с пластичным узором, серебряные
монетные слитки новгородского типа, плетеные браслеты, крестовключенные подвески,
калачевидные и овальные кресала и некоторые другие изделия,
постепенно оттеснявшие болгарский импорт
в предмонгольских слоях Иднакара выявлена керамика
славянского и славяно-финно-пермского характера: у последней форма и
орнаментация (линейный, волнистый, ногтевой) говорят о славянской
традиции, а формовочные массы (раковина, навоз, песок) – о финно-
пермской (по далеко неполным подсчетам Д.А.Салангина, на городище
Иднакар ее менее одного процента всей керамической коллекции: чуть
более 80 сосудов и около 200 фрагментов). Кроме того, обнаружены и
другие категории материальной культуры, маркирующие вероятное
присутствие на Чепце выходцев из Древней Руси: атрибуты православия
(крестики, иконка, змеевик, крестовключенные подвески) и славянского
язычества (амулет-топорик, подвеска-конек), а также кривичские
браслетовидные височные кольца с «завязанными» концами.
Знаменательно, что практически все указанные выше предметы выявлены
на городище Иднакар и в его округе. Сочетание чепецких находок и
отмеченных нами вещей и керамики свидетельствует о древнерусском
компоненте среди жителей этого поселения».
Конец цитат.
Итак, Чудское государство – это Нукрадская (вятско-новгородская) Булгария - существовало более 500 лет. В лучшие времена оно простиралось от владений Новгорода и верхней Оки до Оби. Границы со временем изменялись, западные окраины отпадали, но до монгольского завоевания сохранялась центральная область – северный берег нижней Камы со столицей каменной крепостью Арса, – ныне Казань, – где находился могущественный правитель – Арский царь булгаро-русского происхождения. На военной службе у него, в основном, состояли русы – скандинавы, балты и славяне. К югу от Камы примерно в этот же период существовалов государство Булгар. Отношения между ними складывались разные, от вражды до союзничества. Раздел произошел в 10 в. с принятием Волжскими булгарами ислама. Нукратские булгары оставались в язычестве, но со временем и им пришлось сделать выбор веры

П С. Существует татарское имя НУКРАТ — помимо названия р. Вятка и поселения Карино у татар оно означает «мелкая серебряная монета», а также слитки серебра. В Новгороде в 15в. печатали свои монеты «новгородки», а до той поры использовали слитки. Кроме того, новгородцы добывали серебро на Югре. Отсюда появление у татар (булгар) смыслового соотнесения серебра с Новгородом. Серебряные монеты русские называли словом «серебро».

По археологическим данным Л. Макарова на Вятской земле в 12–15 веках существовали 4 отдельные территории.
1. Никулинская волость – 4 селища: Никульчино-2, Родионово, Кривоборье на Чепце, Вятское в Кирове; и 3 городища: Слободское, Чуршинское и Никульчинское.
2. Котельничская волость – 6 селищ и 3 городища: Ковровское, Шабалинское, Орловское.
3. Пижемская волость – 8 селищ и городище Подрелье.
4. Лебяжско-Уржумская волость – 3 селища: Покста-2 и др.
Городища – остатки древних городов, - укрепленных поселений, пограничных крепостей или центров власти. Селища – древние поселения без заметных следов искусственных укреплений, - земляных валов и рвов, а также стен и башен. Заметим, что поселение 15 в. на месте Котельнича к городищам он не относит.
Последний раз редактировалось borgheus Пн авг 24, 2009 12:29 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Вс авг 23, 2009 11:51 am

Автореферат докторской диссертации Л.Д. Макарова: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/12 ... ?show=full
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пн авг 24, 2009 12:24 pm

Это автореферат диссертации, к тому же он в пдф, - цитировать трудно.

Из работы с. Ухова «История Вятки как часть этнической истории восточной Европы»
http://74.125.77.132/search?q=cache:bb7 ... nt=firefox

…Если заранее считать, что Вятку, Верхнее и Среднее Прикамье заселяли дикие финноугорские племена, то всё, противоречащее этому «очевидному» утверждению, будет признано недостоверным либо относящимся к другому региону. Вот пример одного из ранних свидетельств арабского географа ал-Истахри (930 – 933 гг.) в "Книге путей государств", опиравшегося на несохранившийся труд ал-Балхи (920 – 921 гг.):
«Русов три группы. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и этот город больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и третья группа их, называемая аль-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь достигал ее, так как ее жители убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?)… Эти русы торгуют с хазарами, Румом и Булгаром Великим».
Аналогичное сообщение имеется у Ибн Хаукаля. Оба эти свидетельства, как и другие аналогичные, восходят, по мнению исследователей, к популярному в арабо-персидском мире дорожнику (путеводителю) Ибн Хордадбеха, который написан, скорее всего, со слов купцов в 846 г., во всяком случае, не позднее 80-х годов IX в.
Общепринята точка зрения, что Куйаба – это Киев, а Славия – Новгородская земля (словене). Местоположение Арса и Арсании считается дискуссионным. Б. Рыбаков, считающий Новгород X века захолустным городком, исходя из своей киевоцентричной теории, поместил все три группы русов на Средний Днепр, в Киевскую землю (52. С. 110 – 116), отождествив Славию с Переяславлем, а Арсанию – с Роднем. Это предположение знаменитого историка очевидно противоречит арабскому тексту.
Во-первых, вся Киевская земля из далекого Булгара видится одной точкой, наблюдатель не будет выделять рядом расположенные объекты, удаленные на полторы тысячи верст.
Во-вторых, города, расположенные рядом, имеют примерно одинаковый ассортимент экспортных товаров. В тексте же особо выделены товары, вывозимые из Арса: черные соболя и олово. Откуда под Киевом черные соболя?! Конечно, жители Поднепровья могли быть посредниками, но везти соболей с Севера или из Сибири через Днепр? Менее сомнительно олово, его могли везти из Рудных гор (Крушне-Гори). Но почему только через «Арсанию», а не «Куйабу» и «Славию»? Да и далеко, и путь есть более близкий.
Можно сказать, что и на Вятке, и на Каме тоже нет промышленных месторождений олова. Но давайте вспомним, что еще в XV веке до н.э. в Среднем Прикамье был центр металлургии бронзы, для выплавки которой может использоваться олово (Турбинская культура). И в I тысячелетии н.э. прикамцы снабжали бронзовыми украшениями Европу (см. выше). Где-то они брали олово для выплавки бронзы? Не везли же из Британии и с Рудных гор? Как пишут исследователи древней материальной культуры А.В. Шмидт и А.А. Иессен, залежи олова на Урале известны с древних времен. Возможно, по их мнению, оловянная руда была доступна и в Северной России, в частности, в регионах Ладожского и Онежского озер и в бассейне Печоры. Но залежей олова не было в Средней и Южной России (80, с. 205 и далее).
… Ал-Истахри прямо пишет о купцах Арса: «Они спускаются по воде». Из Поднепровья спускаться можно только в Черное море. Можно, конечно, подняться по притокам, через болота перевалить в окские притоки и спуститься до Булгара по Оке и Волге. Но зачем им было выбирать столь сложный путь, ведь сам Рыбаков подробно описал прямую сухопутную дорогу из Киева в Булгар, оборудованную специальными «истобами», своего рода почтовыми станциями, через каждые 70 км.
Знаменательно, что «арские князья» упоминаются и в русских, правда, более поздних источниках. В 1489 году Иван III, послав громадную рать, привел к покорности вятские города, при этом «вятчан больших людей всех и с женами и детми изведоша, да и Арских князей». «А торговых людей вятчан же иных в Дмитрове посади, а арских князей пожаловал – отпустил их в свою землю» (Софийская II летопись). Причем, летописец различает вятчан и «арян»: «вятчан всех к целованию приведоша, и арян к роте приведоша» (Новгородская IV летопись). Где эта «своя земля» у арских князей – из летописи не вполне ясно, но, во всяком случае, не Днепр.
…Арские леса и Арская дорога упоминаются в русских источниках и в связи с походом Ивана Грозного на Казань, и во многих других случаях. В Кировской области и в Татарии имеются несколько топонимов с основой «арс» (об этом ниже).
… Обитание «русов» к северу от Булгара не должно удивлять. Во-первых, возможно, это не этническая или не вполне этническая характеристика. Арабы отличают русов и славян (сакалиба), правда, есть сообщения, что русы разговаривают по-славянски, в других случаях это понятно по тому, что разговор идет через переводчика-славянина. Во-вторых, в знаменитом арабо-персидском анонимном географическом трактате второй половины X в. «Худуд ал-Алам» упомянута Кух-е рус «Русская гора» к северу от булгар-е андарун «внутренних булгар» (77. Перс. текст. – л. 38а; перевод В.Ф. Минорского – с. 160). Из контекста понятно, что речь идет о камских булгарах (по А.П. Новосельцеву: 40. С. 373). Скорее всего, речь идет о горах Северного Урала, которые у арабов и персов считались «русскими».
Конец цитаты.

Первая группа русов – Куйаба – ближайшая к Булгару. Это замечание относится не к Волжской Булгарии, а к Кара-Булгару, булгарской области к юго-востоку от Киева (включая Чернигов, Харьков и Путивль), где в 9 в. существовало государство Великая Булгария. Под давлением русов-варягов и хазар оно распалось, часть булгар в начале 10в. перебралась на Волгу, где приняла ислам. Более поздние сведения арабов относятся уже к Волжской Булгарии, южному соседу Арсании. В этот период арабы различали «внутренних булгар» и «внешних булгар». Последние были северными соседями, именно их можно отождествить с камскими, серебрянными или нукратскими булгарами.
С. Серкин в своей книге приводит факты обнаружения вблизи п. Первомайский, где находится Чуршинское городище, руд железа и цветных металлов. Вероятно, легенды о чудских подземных ходах основаны на рассказах о добыче минералов в шахтах. В геологическом плане Вятский увал близок Уральским горам. "Русская гора" отождествлена Е. Х. с Чуршинским городищем. Но это может быть и Елабужское.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн авг 24, 2009 9:45 pm

Приведу исключительно интересный и важный для нас документ. Для себя берёг, но да уж, ладно...

Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси из книги "Му'риб ан бахд аджаиб ал-магриб".

«А у него [Булгара] есть область, [жители которой] платят харадж (налог с христиан и язычников), между ними и Булгаром месяц пути, называют его Вису. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров.
А за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура (Югра). Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной.
И привозят люди мечи из стран ислама, которые делают в Зенджане, и Абхаре, и Тебризе, и Исфахане, в виде клинков, не приделывая рукоять и без украшений, одно только железо, как оно выходит из огня. И закаляют эти мечи крепкой закалкой, так что если подвесить меч на нитку и ударить ногтем или чем-нибудь железным или деревянным, то будет долго слышен звон.
И эти мечи как раз те, которые годятся, чтобы везти в Йуру. А у жителей Йуры (Югры) нет войны, и нет у них ни верховых, ни вьючных животных - только огромные деревья и леса, в которых много меда, и соболей у них очень много, а мясо соболей они едят. И привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль.
А дорога к ним по земле, с которой никогда не сходит снег; и люди делают для ног доски и обстругивают их; длина каждой доски ба, а ширина - пядь. Перед и конец такой доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в нем отверстие, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам обе эти доски, которые на ногах, соединены длинным ремнем вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой руке - палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти, он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются палкой позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу. И если бы не эта выдумка, то никто не мог бы там ходить, потому что снег на земле вроде песка, не слеживается совсем. И какое бы животное ни пошло по этому снегу, проваливается в него и умирает в нем, кроме собак и легких животных, вроде лисицы и зайца, а они проходят по нему легко и быстро. А шкуры лисиц и зайцев в этой стране белеют так, что становятся вроде ваты, таким же образом белеют и волки. В области Булгара их шкуры белеют зимой.
А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы (Киты), которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море.
Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю. А иногда поднимается вода моря, и всплывает эта рыба и возвращается в море, а ее мясом наполнены уже сто тысяч домов, а то и больше.
Говорят: действительно, если жители Йура не бросят в море мечи, о которых я упоминал, то им не будет послана рыба и они умрут от голода.
Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед».
(Публикация О.Г.Большакова, А.Л. Монгайта. - М.:Главная редакция восточной литературы, 1971)
Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси (1100 - 1170 гг.) - арабский путешественник, мусульманский проповедник и миссионер, выходец из Южной Испании (Андалусии). Около 20 лет жил в Саксине, городе в низовьях Волги, бывший Хазарский Итиль. Совершал поездки в страну Булгар в 1135 и 1150 г.

Из его описаний можно видеть, что к северу от страны Булгар расположены две страны – Вису и Ару. Вису можно отождествить с протяжённой северной булгарской провинцией Бийсу, в которую входили Вятка, Устюг (до середины 12 века), Пермь и Печора. Напомню, её жители платят харадж, то есть не являются мусульманами. Булгарские купцы ходят (вероятно, летом на судах) в Вису, где обмениваются товарами с тамошними купцами, а те уже самостоятельно добираются в ещё более северные местности (за полярный круг, Югру). Пунктами торговли Булгар в Бийсу могли быть: городища в устье Моломы; Слободской город на Вятке; Иднакар на Чепце; и Чердынь на верхней Каме («Вятское городище» 9–14 века).
Под Югрой можно понимать жителей северного побережья Океана. Они, не имея своего железа, закупают железные гарпуны, а также, ходят на лыжах с палками. С Югры не берут харадж, видимо, в силу удалённости её жители не забредают в Булгар, а потому торговые связи осуществляются через купцов Вису.
Жителей Ару можно отождествить с Вотяками. Сравним.
Вотяки Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-ef ... /23450.htm

«Волосы и глаза обыкновенно светлые (всего чаще рыжие волосы); нос небольшой; скулы выдающиеся, щеки впалые; цвет кожи желтовато-красный; лицо обыкновенно в веснушках; разрез глаз узкий; короткий лоб, несколько опрокинутый назад; рот большой, губы от частого употребления грубого табака покрыты слюной; зубы крепкие и белые; подбородок острый; борода маленькая, редкая, большей частью рыжеватая; вообще черты лица, свойственные финскому племени».
Это описание 19 века. Известно, что вотяки-удмурты через татар в 14-17 веках приобрели заметную монголоидность, что необходимо учитывать, сравнивая эти два описания. Описание араба относится к жителям области Вису, под которой нужно понимать огромную «булгарскую провинцию Бийсу» фигурирующую в Джагфар Тарихы. Населена она была различными племенами и народами. Вряд ли араб мог различать представителей соседних северных народов, приехавших зимой в Булгар, но, несомненно, что они были из соседних с Булгаром Арских (в том числе и Вятских) городков, население которых в 12 веке идентифицируется как финно-угры. Область Ару являлась южной частью Вису-Бийсу. По ДТ с середины 12 в. столица провинции Бийсу – Колын – располагалась в Нукрате-Вятке. Отсюда видна идентичность Арской и Вяткой земли, – это два названия одного и того же региона. В сущности, Арская земля – это бассейн Вятки, включая северную часть нынешнего Татарстана и Удмуртию.
В приведённом отрывке сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди пьющие напиток из ячменя едят мясо белок и бобров. Исходя из этого сопоставления становится ясно, что данный напиток готовили и употребляли жители страны Ару. Некоторые из приехавших в Булгар в дорогих шубах, что говорит об имущественном расслоении. Вероятно, они представляли собой аборигенную знать, – народ Чудь. Судя по приведённому тексту, это военно-купеческое сословие осуществляло торговые операции между булгарами и обширными северными территориями – Вису и Йура.
Жгучий горячительный напиток из ячменя – это Вотский самогон, водка, от русского имени для финноугров бассейна реки Вятки. Тюркское названиею водки – «арча» – пошло от места производства (изобретения) напитка – страны Ару (Арча – старое название речки Казанки). Таким образом, версия Похлёбкина об изобретении водки в Московии 15 века полностью несостоятельна. Выходит, он далеко не всезнайка (книга с текстом араба была издана ещё в 1971 г.), а, скорее, заведомый фальсификатор. Заметим, что для выращивания ячменя по климатическим условиям территория от нижней Камы до средней Вятки вполне подходит. Нужно полагать, что страна Ару располагала для производства водки достаточно развитым земледелием.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Вт авг 25, 2009 10:04 am

Какая водка, какой самогон? Вы хотя бы читайте внимательнее то, что сами выкладываете: "ячменный напиток, кислый как уксус". Это всего-навсего закисшее ячменное пиво. Так что не надо обвинять Похлёбкина в том, чего нет! Производить слово "водка" от "вотяк" - это полный бред (см. мою статью "Вятка и водка"). Так что еще раз говорю - фальсификацией занимаетесь вы, а не Похлёбкин!
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Вт авг 25, 2009 4:24 pm

Это же "Кумушка" - удмуртский ячменный алкогольный напиток домашнего приготовления.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Tatiyana » Вт авг 25, 2009 9:18 pm

skygrad и/или borgheus, у вас логика мышления интересна, но абсолютно тождественна :D. Хотелось бы разнообразия...
Аватара пользователя
Tatiyana
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2009 5:55 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср авг 26, 2009 4:58 pm

"Закисшее пиво" не может быть крепким напитком. Тогда как из контекста описания араба видно, что этот напиток был очень крепок, - его употребляли в северных странах и закусывали мясом. (А в последствии огурцом - не случайно у нас появилась Истобенская традиция заготовки соленых огурцов.) Сравнение с уксусом ("кислый как уксус") чисто внешнее: от водки и от уксуса непривычный человек гримасничает от ожега полости рта совершенно одинаково, - вспомните эпизод из фильма "Кин-дза-дза".
То, что с г. Боргеусом у нас схожие идеи и направления мысли, объясняется нашим заочным знакомством (обмен посланиями, идеями, гипотезами и материалами). Хотя кое в чем у нас разные представления. Кроме того, именно он навел на мысль о происхождении СВ. Мне теперь придется править свой труд "История страны Вятской", - если читали его, то должны признать, что в нек. местах там совсем другая трактовка. Ум хорошо, а два лучше.

Из работы С. Ухова:

…Многие исследователи помещают прародину ариев в район Урала, как к востоку, так и к западу от него. Но если осторожные историки видят ее на Южном Урале (чему есть, кажется, веские доказательства), то «ведисты» (исследователи древних вед) относят ее чуть ли не за Полярный круг. Если их мнение хотя бы наполовину верно, то прародина индоиранцев (или хотя бы одной из этих ветвей) может оказаться как раз на Вятке и Каме. Впрочем, по топо-нимам столь древнего происхождения вряд ли можно различить конкретную языковую при-надлежность топонима, так как предки иранцев и индо-ариев говорили тогда на близких языках. Поскольку более позднее присутствие иранцев (народов, говорящих на языках иран-ской группы) на Вятке весьма вероятно, есть основания говорить именно об иранской при-надлежности топонимов либо (если доказано древнее происхождение) об индоиранских, вы-деляя индо-арийские лишь в несомненных случаях. Конечно, гипотетически нельзя исклю-чать и сохранение реликтовых групп индоиранцев – потомков неолитического населения – и в более позднее время.
…Сарматский племенной союз был сначала разбит готами в iii в., а затем и на сарматов, и на готов обрушились гунны. Сарматы частично вошли в состав гуннского союза, частично – от-ступили на окраины ареала: на Северный Кавказ, в Крым, вверх по Волге и Дону. Разбив-шись на отдельные племенные группы, они уже перестали представлять силу в Великой Сте-пи. Они обосновались было на Средней Волге и в устье Камы, но туда пришли остатки гунн-ского союза – тюркоязычные булгары. Некоторые племена потомков сарматов вошли в со-став Булгарского государства. Их участие в этногенезе камских булгар несомненно, что про-явилось в языке булгар и их языковых наследниках – чувашах (в большей) и казанских тата-рах (в меньшей степени). Но какая-то часть потомков сарматов отступила еще севернее, предположительно – к бассейну Вятки (р-н Малмыжа – по мнению Ф.И. Гордеева - 14, кото-рый основывается на изысканиях И. Синицына - 54; другая точка зрения у В.Ф. Генинга - 12) и, видимо, достигла даже Вычегды (могильники типа Веслянского i – 20а. С. 39 - 41).
Интересно, что по мнению многих историков (Вернадский, Цветков и др.) поздние сарматы часто смешивались со славянами. В некоторых антских племенах верхушка была сарматская, а основное население – славянское. В других – от сарматов оставалось только племенное имя.
Трудно представить себе друга степей сармата на лодке, разве что на лодке стоит конь. Но бездорожные лесные пространства можно осваивать только по воде, и главное средство пе-редвижения здесь – лодка. И не случайно в могильниках типа Веслянского (сарматских) об-наружены захоронения в лодках, что в более позднее время (как мы знаем из арабских ис-точников) было характерно для древних русов. Логично предположить, что на Севере, так же, как и в причерноморском регионе, образовался симбиоз из сарматов и славян и сармат-ские могильники были в действительности сарматорусскими. (Захоронения в лодках типично и для скандинавских викингов.)
Так или иначе, но потомки сарматов в послесарматское время (4-10 вв. н.э.) Вятку не могли миновать, и искать иранские следы этого времени в вятской топонимии логично.
Первым обнаружил топонимы иранского происхождения на Вятской земле Д.М. Захаров (18, 19), правда, он объясняет их булгарским посредством, через проникновение сарматских кор-ней в булгарский язык. Как мы видим, потомки сарматов могли называть вятские речки и по-селения и лично, так сказать, участвуя в этом увлекательном процессе…

…Выше мы уже говорили об упоминавшихся в средневековой арабской литературе городе Арс и стране Арсанийи, имевшей своего «царя». Судя по контексту, речь шла о субэтносе, наряду с киевлянами и словенами. В русских летописях говорится об «арских князьях» и «Арской земле» в связи с Вяткой. В 1379 г. вятчане «ходиша ратью в Арьскую землю и из-биша разбойников ушкуиников» (46. С. 201). Под 1489 годом арские князья попали в лето-писи уже как союзники вятчан в борьбе с Москвой (см. выше). В грамоте 1542 г. (или 1546) упоминаются арские татары: «… У слобожан в станех в Чисте и в Верховине арские татарове и отяки и чювашане деревни покинули тяглые…» (15).
Имеется ли связь между городом Арс x в. и Арской землей xiv в.? Решение вопроса осложня-ется тем, что неясна основа в слове Арский: арс или ар с суффиксом с: от чув. ar, тат. ary «удмурт» (М. Фасмер) или и.-е. ar «пахарь», арий «благородный», арий этноним.
Рассмотрим данные топонимики. В xv в. Казанское ханство в представлении москвитян де-лилась на три части: горная сторона (правобережье Волги), арская сторона (междуречье Вол-ги и Вятки) и луговая сторона (остальное левобережье Волги). В описаниях похода Ивана Грозного на Казань упоминаются Арское поле у Казани, Арские леса, Арские ворота казан-ского кремля, г. Арск (Арьск), летняя резиденция казанских ханов. В современной топони-мии остался г. Арск, севернее – р. Арсабка (xix в. – Арсаба, лев. пр. Уржумки, пр. пр. Вятки), еще севернее, в левобережье Вятки – с. Арское (совр. Немский р-н Кировской обл.). В Спи-ске 1876 отмечено займище Арсуха Котельнического уезда (правобережье Вятки, 120 км к западу от с. Арское). (Гидроним Арсаба может быть этимологизирован как «арская река», где аб «река» во многих иранских наречиях; ср. р. Мургаб и мн. др.)
Я обследовал весь имеющийся в моем распоряжении картографический материал: на терри-тории России удалось обнаружить еще только один топоним с основой арс. (я, Е. Х.,нашел «д.Арсень» возле Шестаково). Это дер. Арсаки Александровского р-на Владимирской обл. Таким образом, если исключить этот последний топоним как случайный, можно констатиро-вать, что топонимы с основой арс локализованы на территории между Казанью и Средней Вяткой, 120 км в параллельном и 170 км в меридианном направлении. Топонимы с основой ар встречаются в других регионах, например, на севере Башкирии (400 км восточнее): рр. Арей и Ар, сс. Ариево и Арово и т.п., а на Вятке и на «арской стороне» Татарии отсутствуют. Невозможно предположить, что жители этой местности имели такую любовь к суффиксу с, что без него основу ар не употребляли, значит, основа топонимов на казанско-вятской терри-тории все-таки – арс, почти буквально совпадающая с субэтнонимом, указанным арабскими авторами (с вероятным переходом s>th или наоборот).
...Кто же такие были эти «аряне» (или «арсуки»? или «арсы»?)? Арабы в x в. твердо считали их русами, правда, они различали русов и славян («сакалиба»), но это другой вопрос. В то время жители Арса были, по свидетельству арабов, язычниками. В xv в. арские князья были не хри-стианами (скорее всего, мусульманами). В 16в. говорится об арских татарах. Как все это со-вместить?
Тут нет ничего экстраординарного. В 10 в. верхушка Арса могла быть русской (в тогдашнем понимании этого этнонима). Заметим, что славяне составляли значительную часть населения Камской Булгарии (арабы называли булгарского хана «царем булгар и славян»). Булгарский хан принял мусульманство в 922 г.; под влиянием Булгарии мусульманство могли принять и соседние правители, а затем и подвластные им народы. Напомню, что отношения населения Вятки с основной Русью в это время были прерваны. С конца xiv в. на Вятку стало проникать христианство; оно было более благосклонно принято, т. к. основная масса населения Вятки оставалась в то время языческой, но с православной Русью его связывало языковое родство, в отличие от тюркоязычной Булгарии. Те же, кто оставался мусульманином, идеологически тяготел к Булгарии, а потом к Казани. Наверняка в бурном xiii в. из пределов Булгарии на север потянулись беженцы. Куда же им пойти, как не к своим единоверцам – под крыло ар-ского «царя». Таким образом, среди мусульман Арса возобладал тюркский язык. Вот откуда и взялись «арские татарове», а татарами в то время называли тюрок-мусульман, в отличие от тюрок-православных и язычников (кряшен и чувашей). По-видимому, есть основания счи-тать (а это общепризнанная точка зрения), что каринские татары и есть потомки подданных арских князей (конечно, не все потомки, а только те, кто остался верен мусульманству и вос-принял или сохранил тюркский язык). Заметим, кстати, что основа субэтнического опреде-ления каринский из скифского (иранского) кар «город, крепость» через сарматский и/или булгарский язык. Так могли называть и город Арс его жители – просто «город».
Каково же происхождение этнонима арс? Скорее всего, его принесли на Вятку потомки сар-матов, одно из племенных объединений которых греческие авторы (Страбон, Птолемей, Плиний и Тацит) называли αορσοι. По мнению В.Ф. Миллера, это имя может быть выведено из иранского ors или uors «белый» (35б).
…Еще одно упоминание этнонима арс известно в связи с Хазарией. В 10 в. арсийцы составляли хазарскую гвардию (Бартольд В.В. 5. С. 829). Известно, что эти гвардейцы были мусульманами. Правда, неясно, были это выходцы из Арса или просто потомки аорсов, сохранившие свой этноним где-либо в другом месте.
Безусловно, «арская» проблема требует дальнейшей проработки, в первую очередь, с при-влечением казанских источников и уточнением арабских…

…В летописное время в южной части бас. С. Двины обитала заволочская чудь. Современные топонимисты связывают с этим этносом ареал гидронимов с окончанием на -юг, который ох-ватывает бассейн р. Юг, одной из составляющих С. Двины, и прилегающий район бас. Вят-ки. С другой стороны, в справочнике "Кировская область. Административно-территориальное устройство" (93) есть 3 населенных пункта с основой чуд-. Конечно, можно предположить, что они названы так от прозвищного имени (например, *Чудало или *Чудин). Но обратим внимание, что указанные ойконимы полностью укладываются в обозначенный выше ареал (дер. Чудалово Опаринского р-на, дер. Чудиновцы Мурашинского и с. Чудиново на севере Орловского р-на) за пределами этого ареала не встречаются. Т.о. с большой степе-нью достоверности можно считать, что названия этих населенных пунктов произошли имен-но от этнонима чудь. Исходя из "принципа относительной негативности", мы должны пред-положить, что эти населенные пункты получали свои нынешние названия тогда, когда боль-шая часть чуди была уже ассимилирована русскими либо, как говорится в преданиях, "ушла под землю", а эти села оставались островками аборигенного населения…

Встретил комментарии латыша Валдиса Эгле к работе С. Ухова. В целом хвалит. Интересно у него следующее:
«Арс – балтийское слово связанное со словом Вятка (Вята, Vieta). Слово ars является антонимом (противоположностью) слова Vieta. «Вята» означает пространство чем-то охваченное, «арс» – пространство внешнее, находящееся вне «Вяты». Этимологически близко слову «арт» – пахать, арии, арийцы».
Интересно, что в татарском языке слово «ар» имеет аналогичный смысл – «внешний». Напомню также, что по булгарским источникам к северу от «Внутренней» существовала «Внешняя Булгария», то есть, страна Ару.
Латыш видит смысл слова Вятка – как пространство внутри изогнутой реки. Глядя на карту, так оно и есть, Вятка загнута крючком. Правда, ему видимо неизвестно, что внутри этого крючка городищ относительно немного. Поэтому данная этимология сомнительна. Более вероятно, что Вятка означает «извилистая», хотя "великая" мне больше нравится. Интересно замечание о схожести происхождения этнонима «латыши» и «вятичи». Правда, название вятичи относится к жителям верховий Оки 10-12в. См. сами: vekordija.narod.ru/R-UHOV.PDF 2,3 МБ
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Ср авг 26, 2009 8:06 pm

Разногласия у нас есть, но мы не выносим сор из избы. skygrad, к примеру, считает, что новгородцы прибыли на Вятку в конце 14 в. вместе с ушкуйниками и потеснили чудь с вотяками и Арскими князьями. Мне это кажется пережитком доверия к ПСВ-СВ. Так же считают Ухов с Серкиным. Вот некоторые косвенные свидетельства.

В списке казаков верховий Дона есть фамилия Подосиной. «На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе». - Цитировалось выше. http://garshin.ru/history/russia/cossac ... ossac.html

Вот что пишут Подосиновские краеведы:
«….народ, названный новгородцами чудью заволоцкой обитал в бассейнах рек Мезени и Северной Двины, по берегам Лузы, Юга, Пушмы (заметим, вятские фамилии Мезенцев, Лузянин, Южанин - borgheus). Есть деревня Чудалово в Опаринском районе, село Чудиново в Орловском районе, Чудь – гора в Аникино Лузского района, - примеров очень много. По предложению Захарова население Лузской Пермцы и есть осколок чудского племени…
…У чуди также были шумящие подвески, но особой формы, характерной только для них. Археологических памятников чуди пока найдено очень немного. На Сухоне и ее притоках это Усть-Пуя, Корбала, Марьинская, Кудрино; в верховьях Лузы – Лойма и Векшор. По археологическим находкам можно предполагать, как выглядели когда-то обитавшие здесь люди, как они жили, чем занимались.
Это были люди среднего и выше среднего роста, предположительно светловолосые и со светлыми глазами, по облику более всего напоминавшие современных карелов и финнов. Про одежду мужчин известно немного. Они носили плащи, которые скреплялись застежками – фибулами, и кожаные пояса с металлическими пряжками, украшенные накладными бронзовыми фигурными пластинами. Женщины носили льняные длинные рубашки с открытым воротом и длинными рукавами, собранными у запястья; косоклинный глухой сарафан, головной убор типа обруча с твердой подкладкой их бересты. Женщины носили много украшений из бронзы – браслеты, гривны, височные кольца, перстни, подвески, серьги, а также стеклянные бусы. Кое-что из бронзовых украшений носили и мужчины. Интересно, что до 10 в. н.э. литьем из бронзы занимались женщины: литейные формочки находят в женских захоронениях.
Чудские племена владели гончарным и кузнечным ремеслом, умели ткать, обрабатывать дерево и кость. Жили, занимаясь охотой и рыболовством. Занимались и земледелием, выращивали неприхотливые северные культуры: овес, рожь, ячмень, лен.
Вот что пишет лальский историк И.С. Пономарев о чуди, жившей в наших краях до поселения здесь новгородцев:
«Были ли окрестности Лальска в то время заселены «Чудью», или новгородцы поселились в совершенно пустом краю, достоверно неизвестно, но нужно полагать, что окрестности Лальска в то время были уже заселены. Данные к этому следующие:
1) Сохранилось несколько преданий, что на поселенцев, новгородцев, нападала «Чудь»; причем одно из них добавляет, что, в один из набегов, «Чудь», вблизи Лальска, по молитве Лалетян к святителю Николаю, была поражена слепотою. Место это находится на выгонной земле города и до ныне называется Поклонною горкою.
2) Летописатель Сольвычегодска А. Соскин пишет: «думать и утвердительно заключить можно, что население Новгородцев и других российских народов в бывший город Чернигов (около Сольвычегодска) и уезд онаго было уже в обитаемое Чудским народом место».
3) Среди дремучих лесов в ближайших к Лальску волостях Целяковской и Папуловской и доныне сохранились следы пашни; но когда и кто жил тут, из местных жителей никто не знает, а слыхали от стариков, что будто в тех местах жила «Чудь», и будто бы, в последствии, «Чудь» эта, в избежании ли столкновений с пришельцами, или из нежелания принять христианство, или же, наконец, по малосилию, - отодвинулась дальше на восток и ушла к Сибири.»
http://www.podosinovets.ru/life_of_the_ ... ckaja.html

Добавлю. На р. Великой есть с. Чудиново (рядом деревни Курень, Шиш-кари). По преданию здесь жила «чудь безданная» – не платившая податей, возможно, освобожденная от них или уклоняющаяся.
http://www.tataroved.ru/publicat/fu_10.pdf 5,0 МБ (с. 133, там же о сакральном Великорецком месте - очень интересно)
д. Чудные – возле с.Шестаково. Есть у нас фамилии Чудинов, Чудиновский.
Таким образом, чудь на Вятке жила какое-то время бок о бок с предками современного населения. Под «новгородцами», по тексту СВ взявшими Чудской город, нужно понимать события 1489г. Населению с 17в. внушалось мифическое понимание истории: столкновения с прежним чудским населением приписывали неким новгородцам, а самим чудинам придавали негативные черты. А ведь это, в немалой степени наши предки, люди жившие на Вятке и окрест до появления в крае переселенцев из Московии. Слово Чудь приобрело значение чудные, странные, непонятные, и даже чуждые люди. Для обычных крестьян таковыми казались вятчане-старожилы, жившие по своим казачьим уставам, в особой христианской вере. Большинство из них покинули Вятку, оставшиеся постепенно растворились в русском населении. Чудь как бы исчезла, ушла под землю...
Последний раз редактировалось borgheus Пн авг 31, 2009 10:06 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Ср авг 26, 2009 8:25 pm

Как можно дискутировать с человеком, который всё выворачивает наизнанку?
Ал-Гарнати писал:
И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед.

Где тут видно, что
этот напиток был очень крепок, - его употребляли в северных странах и закусывали мясом.
?
Говорится о горячести характера аборигенов. А их горячесть объясняется тем, что они едят мясо. Никакой напиток мясом они не закусывали. Как раз наоборот - они пьют такой напиток, чтобы охладить свой горячий темперамент. Водкой никакую горячность не охладишь. Так что это как раз самая настоящая кумышка - род местного вотяцкого слабоалкогольного пива. Кислый - это и значит кислый. Если бы Гарнати хотел сказать о крепости напитка, он бы и написал что-то вроде "крепкий, как уксус".
Да, впрочем, бесполезно вам что-то объяснять, вы слышите только себя. Для вас чем бредовее, тем лучше.
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Чт авг 27, 2009 10:08 am

Песня «Чу» исполнена искрометно и профессионально. Благодарные ученики превзошли своего Учителя-песенника.
Всё очень логично – от чуди «есть у нас фамилии Чудинов, Чудиновский», образовалось Чудское озеро (в нем водится чудской сиг)
и сотворена масса других чудесных дел на территории «Третьей Руси».
Посредством передачи чудотворного вятского гена появились люди-чудаки, которые проживают в чудесном городе Кошкаров, охраняемом вятскими казаками, которые, в свою очередь, произошли от атлантов. «Но при этом процессе нельзя исключить естественный отбор: «чуждые элементы» рано или поздно покидают регион, - он им не по душе. Происходит самоочищение, возвращение к какому-то природному Вятскому типу borgheus Пт июл 24, 2009 7:51 pm».
В мире всё очень взаимосвязано и чудьесно - «значение чудные, странные, непонятные, и даже чуждые». Далее следуют мутанты http://paranormal.org.ru/. Заметьте, в этом слове тоже есть буква «у» (и ещё буква «а». Правда маленькая).
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron