Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт мар 13, 2009 11:15 pm

Уже более 100 лет назад историки Донского казачества не сомневались в Вятских (Хлыновских) корнях своих земляков. Этому было найдено довольно много свидетельств. Однако у нас, на исторической родине российского казачества данный вопрос не обсуждается и более того, совершенно неизвестен. Пора восполнить этот зияющий пробел и познакомить заинтересованную общественность с некоторыми документами.
Сначала отрывок из булгарской летописи Джагфар Тарыхы. http://www.s155239215.onlinehome.us/tur ... arihi_Ru... -
В ней много спорного и предвзятого, но дыма без огня не бывает.
«Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий
отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по
приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей )
заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения
Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали
из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и
ряд других селений (вероятно, Кошкоров, Котелнин, Мукулин).
Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах
Гази-Бараджа 1238–41 гг. (имеется в виду поход монголов и булгар на Киев и Польшу).
После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть
нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате.
Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами».
(комментарии в скобках кроме отмеченной * - мои)

А вот отрывок из послания митрополита Иова 1452 г.
«От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем «христиане», а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, …своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич… И с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно. Христиан губите убийством и полоном и граблением и церкви Божие разоряете: и кузнь и книги и колокола и всё творите злые и богомерзкие дела, якоже погание.
И ныне снова сими часы воевали великого князя вотчину Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей христианских много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насажали, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожгли. А иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажали подоббеся злочестивому губителю христианом убийце Ироду. А полону взяли более полуторы тысячи душ, которых ныне у себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте, да от того своего злого дела не престаёте, а своему господину великому князю зався грубите, а челом ему за свою грубость не бъете …».
Можно видеть, что фамилии на Вятке в ту пору уже были, обратим внимание на «Ватаманов» и прочий антураж, из чего можно заключить, что на Вятке существовала некая казачья республика. Лишь спустя много лет после этого первого послания она была ликвидирована.
Вот запись из Архангелогородской летописи за 1489 год.
"В лето 6997. Князь великий Иван Васильевич послал рать на Вятку воевод своих Данила Васильевича Щеня да Григорья Поплеву а с ними силы москвичи и володимерцы и тверичи и иных городов. А у тверичей воевода Ондрей Коробов да князь Осип Дорогобужский, а у устюжан князь Иван Иванович Звенец, а у двинян князь Иван Лыко, а у важан и у каргопольцов Юрье Иванович Шестак. А царь Казанской Махмед Амин по приказу великого князя послал свою рать 700 татар. А воевода Урак князь Казанской.
А москвичи иные шли коньми, а устюжане и двиняне и важане и каргопольцы и белозерцы и вологжане и вычегжане и вымичи и сысоличи шли в судех. Месяца июля в 24 день пришли на память Бориса и Глеба, а московская конная пришла под Котельнич того же месяца в 30 день, а тотарская – месяца августа во 2 день. А стояла вся сила под Котельничем до Преображеньева дни. А было на Вятке великого князя силы 60 тысяч и 4 тысячи.
А в Преображеньев день (6 августа) пошли к Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю, в 3 часа дни (около 8 утра). Вятчане же в городе затворишась, а к воеводам великого князя послаша с поминки (с дарами) Исупа Есипова сына Глазатого (фамилия из списка, см. ниже). И воеводы дали вятчанам опас (безопасность парламентёрам).
А на завтра вятчаня сами (самые) люди болшие вышли своими головами бить челом воеводам чтоб рать земли Вяцкие не воевала: А мы великому князю челом бьем и покоряемся всеи воле великого князя, а дань даём и службу служим.
И воеводы великого князя вятчанам отвечали: Целуете же вы за великого князя от мала и до велика, а изменников и коромольников выдаите головами – Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова.
А Вятчане тако рекли: Дайте нам господине сроку до завтрея, а мы то ваше слово скажем всей земли Вяцкой. И срока им дали и Вятчане думали 2 дни, да отказали что им тех 3 человек не выдати. И воеводы всеи силе велели приступ готовити и примёт к городу: всякому человеку по беремяни смол да берест, да на 50 человек по 2 сажени плетеня и к городу плетени приставляли.
Вятчане же видячи свою погибель, сами вышли болшие люди своими головами и добили челом воеводам на всеи воле великого князя. А Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова вывели и воеводам великого князя выдали. И воеводы поковав дали их на руки устюжанам Федору Есипову, Левонтью Манушкину, да Федору Жугунову да Ивоилу Опалипсову, а велели их поставити великому князю на Москве, а подводы им всеи земли Устюжские.
А на Семен день летопроводца 6998 (1 сентября) воеводы великого князя Вятку всю розвели, и отпустили их к Москве мимо Устюг и з женами и з детми, а приставами у них были князь Иван Волк Ухтомской с товарыщи.
И князь великий велел Ивана Аникиива и Пахомья и Палку Богодайщикова кнутом бить и повесити, а иных вятчан пожалова издавал поместья в Боровску, Олексине и в Кременце. И писалися вятчаня слугами великому князю".
Под «всей Вяткой» надо понимать не город или местность. По моим разысканиям так называлось в ту пору воинское сословие. То есть, была выведена Вятская боевая единица, полк, соединение. Кстати, переселенцев с семьями везли от Устюга на подводах.

Внимание! Обработку данной темы в виде серии статей см. http://zhurnal.lib.ru/u/ustinow_b_g/
Последний раз редактировалось skygrad Ср янв 26, 2011 3:01 pm, всего редактировалось 6 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн мар 16, 2009 2:57 pm

СТАРАЯ ВЕРА КАЗАКОВ http://kazak-forum.jino-net.ru/history_rus_3.htm
"Говоря о новгородских казаках, нельзя не упомянуть о хлыновцах. В 1174 году отважные новгородские казаки повольники, или ушкуйники, или самовластцы, пришли на реку Вятку и построили град Хлынов и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова (ныне город Вятка) предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году, за Уральский хребет на берега реки Оби. Предводители этих ватаг именовались ватманами. Основанные повольниками общины по примеру Новгорода управлялись Кругом — вечем, где каждый повольник имел равный голос со всеми. Имел город Хлынов и свой вечевой колокол. После разгрома Хлынова в 1489 году Иваном III большая часть его граждан, жаждавших независимости, ушла на Северную Двину, на Каму и вниз по Волге, где обосновались казаки-хлыновцы в районе Жигулёвских гор.
Общность новгородских казаков, включая хлыновских ушкуйников, имеет очень много сходств с донскими.
Так, например, духовенство Хлынова, избираемое вечем, как и донское Духовенство, избираемое кругом, было совершенно Независимым ни от Москвы, ни от Новгорода. Московский митрополит Геронтий, современник Ивана III. писал в 1471 году, что он не знает даже, кто там духовенство и где оно рукополагается. Эта особенность духовной жизни народа — выдвижение из своей среды достойных кандидатов в священники, свойственна лишь новгородцам и хлыновцам, донцам, уральцам и терцам". (Андрей Бартенев)

Е. П. Савельев История Дона и Донского казачества.
"Еще в 1181 году эти отважные купцы-воины основали на р. Вятке свой укрепленный стан, город Хлынов (переименованный в конце XVIII в. в Вятку), и оттуда уже стали предпринимать походы вниз по Волге.
Хлыновская община управлялась, как и Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом „атаманы”. Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России; жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и московскими областями, с казанскими татарами, волжскими и камскими болгарами, действуя где мирным путем, а где огнем и мечом. К концу XV в. эти отважные купцы-воины сделались страшными по всему Поволжью не только для татар, но и для русских.
По свержении татарского ига (в 1480г.), Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 г. Хлынов был разгромлен и присоединен к Москве. Главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах отправлены в Москву и там казнены. Жители и купцы переселены в разные города московского княжества. Но самый беспокойный и свободолюбивый элемент Хлынова не схотел покориться Москве и рассеялся по северу и востоку России. Большая часть этих удальцов с женами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась в Жигулях. В первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, белгородского и запорожского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова".
http://evgrsaveliev.narod.ru/history_2/history_2_4.html

"Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки. ]
http://garshin.ru/history/russia/cossac ... ossac.html

1609 г. Смутное время. В послании вятского воеводы кн. Ухтомского к пермичам о помощи так изображаются бедствия Котельнича: “государевы изменники воры, вятские казаки, которые были под Свияжском, собрався с чебоксарскими и козмодемьянскими, и шанчуринскими и с царегородскими и яранскими стрельцы и со всякими с русскими воры, и с луговою черемисою со многими людьми, и пришед из Яранска к Вятке, Котельнич городок взяли и церкви Божии осквернили, и образы одрав покололи, и сотника стрелецкого Захара Попова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а крестьян до основания разоряют: сели в Котельниче, а из Котельнича во все городки пишут воровствам всяческим, чтоб им всю Вятскую землю прельстить и к вору привесть”. http://www.kotelnich.info/history/stsh.shtm

Впервые слово «Ватаман» встречается в договоре Новгорода с великим князем, датированным 1279 г. (Акты Великого Новгорода и Пскова), – как глава промысловой ватаги в Поморье. Само же слово в первоначальном значении означает – старший над пастухами, гуртоправ. Не исключено его изначально готское происхождение. Слово Ватага - очень близко по звучанию к слову Вятка. Это варианты одного и того же изначального понятия - некий "боевой строй".

В Приуралье на верхней Каме находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1581 году купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, (заметим, у нас на Вятке есть фамилия Олюнин ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.
Хотя Бытует мнение, что Ермак отправился самовольно, перед этим разгромив имение Строгановых и захватив всякое добро.
Перевалив Уральский хребет вдоль реки Чусовой, пошли вниз по реке Тагилу, добрались до реки Туры, где произошло первое сражение с татарскими князьями, закончившееся победой Ермака, Возле урочища Караульный Яр Ермак победил татар благодаря хитрости. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на врага. Заметим, эта военная хитрость схожа с описанной в Вятском предании в эпизоде о взятии Чудского городка новгородцами.
Последний раз редактировалось skygrad Пт июн 19, 2009 4:12 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пн мар 16, 2009 7:04 pm

Казаки на Вятке были, с этим никто не спорит. Говорят Ермак бывал в Кае. Казачество - пограничное население - перемещалось к Югу и Востоку, по мере расширения границ государства.

Деревня Казаковцевы получила название по фамилии жителей. Но когда и откуда произошла фамилия, это другой вопрос.
Кстати, казаками на Вятке называли еще и вольных наемных работников.

А что касается ватаманов - атаманов, и прочих, то это лемент любой военной демократии (дружинников, ушкуйников, пиратов, казаков, бандитов, лесных братьев, повстанцев и др).
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср мар 18, 2009 2:58 pm

Открывая эту тему, я припас Рояль в Кустах. Недавно на Тульском казачьем форуме нашёл списки казаков 16-17 веков.
http://tulalife.ru/forum/index.php?s=87 ... =200&st=30
Многие фамилии полностью или частично совпадают с Вятскими (современными или известными мне по описям 17 века). Это вряд ли случайно. К тому же есть очень характерные топонимические фамилии: Кошкоров, Микулин, Котелнин, Волков, Колинин и др. Этот документ требует внимательного изучения. Так как у меня нет описей начала 17 века по всем Вятским уездам, то давайте искать вместе. Вот эти списки.

Итак, фамилии служилых, новоприборных, сторожевых и Донских казаков г. Дедилово:

1588 год
ЛУГОВАЯ СОТНЯ (СЛОБОДА)
Новоприборные казаки
Васильев Олешка, Власов Митя, Волов Молянка, Вуглазов Аристка Василев сын,
Демин Ондрейко, Дорошин Иванко, Исаков Иванко, Иванов Микитка, Исаков Лев,
Карпов Михалко, Киреев Кинша, Кодлоков Булгак, Кошкаров Тренка, Красков
Овдейка, Лидусчин Марко, Логвинов Федка, Ломоталов Тренка, Лосков Филка,
Нестеров Павлик, Нетеряев Ефимка, Окулин Федка, Олексеев Васка Никонов сын,
Ортемов Сан, Осипов Степан, Осташко, Петров Истомка Микитин сын, Подушкин
Кленка Иванов сын, Седельник Онофрейко Федоров сын, Седелник Санка Иванов
сын, Сибякин Гришка, Струпка Иванко Тимохин сын, Сысоев Обакумко, Теплов
Демка, Тимофеев Тренка, Толстой Ефимко Юрьев сын, Филимонов Ванка, Чеботарев
Якуша, Чемордвинов Степанко, Шамров Истомка, Ширяев Нечайко.
Сторожевые казаки
Анин Севостьян, Борисов Семка, Васильев Веденя, Досугов Филатка, Желтиков
Олеша, Игумнов Васята Федоров сын, Камищив Фома, Колепанов Белик Нечаев сын,
Кошкоров Гришка Васильев сын, Логвинов Севка, Манин Иванко, Манин Тишка
Киреев сын, Маликов Иванко, Миляев Федка, Нечаев Степанко, Орехов Ларя,
Придан Истока, Путятин Истома, Софонов Петрушка Иванов сын, Сушков Яким,
Сысоев Шерапко, Фалеев Иванка Григорьев сын, Хамин Исай Ширяев сын, Хлохунев
Иванко, Чеботарев Ламака Васильев сын, Щелик Данилко, Щетинин Иванко,
Редовые казаки
пятидесятник Бурцов Севка,
пятидесятник Руднев Офрешка,
десятник Куврин Демка,
десятник Овленев Петрушка,
десятник Олферов Кузма,
десятник Кашин Федотка Карпов сын,
Архипов Иванко, Баранов Злоба, Беленов Шаня, Белобрагин Федор, Боков Ондрей,
Болшихин Гриша, Бредихин Влас, Брувнев Пяток Прокбев сын, Бурнаш Семен,
Ваздерев Олфим, Вельяминов Ондрей Иванов сын, Волосов Миня, Грязен Михайла,
Гаврилов Васка, Голцев Елка, Гривнев Филимонка, Демин Митя, Дорофеев Наумка,
Досугов Ортемка, Дробышев Якушко, Евтяков Филя, Зайцов Богданка, Зайцов
Окиня, Зубарев Микита, Зуев Окула, Карпов Федор, Истомин Иванко, Карпов
Микита, Кислинский Меленя, Комунин Петрушка, Констентинов Левка, Колтеников
Гриша, Корол Гришка, Королев Гришка, Коунев Василей, Коунев Сухан,
Красношеин Бокорев, Кутепов Михайла, Линящев Бивука Офонасьев сын, Логвинов
Офонасей, Ломакин, Лопаткин Тиша, Маврин Найденка Иванов сын, Маковлев
Гриша, Малой Офрошка Иванов сын, Медведев Ивашко, Микифорка, Мосейко, Мохрив
Семенка, Нестреляев Осипко, Обакумов Замятня, Озаров Мартинка Третьяков сын,
Олексеев Малик, Олексеев Семен, Ондросов Иванко, Ондросов Ондрюшка, Опаков
Тимоха, Осипов Якушко Оносов сын, Перов Добрик, Пилюгин Микифор, Пофомов
Олеса, Пономарев Миляй, Привалов Истоминко, Проскурнин Севка, Пущин Федор,
Радугин Иванко, Резанов Офремко, Романов Богдан, Рубин Иванка, Рубин
Сусопка, Рубинов Филя, Руднев Семка, Севостьянов Федка, Сезенев Сава,
Семенов Трофименко, Семенов Мосейко, Сергеев Ондрейко Нестеров сын, Сменов
Офрешка, Сменов Ортемко, Софонов Иванко, Спасибогов Иван, Степанко,
Стрельников Мезин Малахов сын, Тимофеев Дворяша, Угеев Ондрюшка, Устинов
Булгак, Фанутов Лукьянко, Филатов Стешка Онисимов сын, Филимонов Отроп,
Черной Костя, Чюкмаков Иван, Шушин Дениска Иванов сын, Чеплигив Ортемка,
Черненов Нестор, Чернопятов Семейка Жюков сын, Чернопятов Истома Жюков сын,
Щетинин Сапронка Лёвин сын, Юрьев Иван, Якунин Григорей, Якунин Григорей
Иванов сын.

ДЕРГИЛЕВА СОТНЯ (СЛОБОДА)
Новоприборные казаки
Воров Ермошка, Дандара Иванка, Дорощин Васка, Дронов Федка, Зайцов Севка,
Леденев Булгачко, Милов Иванка, Ситников Левка, Седой Гриша, Нечаев
Понкратко, Полушко, Харин Ивашка, Чорной Степанко, Шилов Игнашко, Яссутин
Маношка.
Сторожевые казаки
Коптев Васка Иванов сын, Мачехин Булгак Уколов сын, Выростов Митка,
Рослаков Илья, Осеев Невданя, Найденов Митя, Рохин Неждан, Свиридов Ивашко,
Колесников Митя, Суворов Севка, Подосиной Васка, Котерин Иванко, Кочергин
Нечай, Суслев Гришка, Прелков Лев, Данилов Петруша.

пятидесяцкой Ишин Оскен Иванов сын,
пятидесяцкой Семенов Митя,
петидесяцкой Негев Скоп Данилов сын,
десяцкой Лихачов Некрас Никонов сын,
сторожевой казак десятцкой Шупин Худяк,
десяцкой Оброссов Федор,
десяцкой Леденев Улан,
десяцкой Онохин Сенка,
десяцкой Нечаев Иванко,
десяцкой Иворов Бессон,
десяцкой Проскурин Надейка.
Редовые казаки
Батищев Иван, Белобрагин Угрюм Ондреев сын, Божеченин Офоня, Болотов Митя,
Боранников Окинка Яковлев сын, Бородин Гришка, Бородин Онтон Свиридов сын,
Бредихин Ивашка, Бредихин Савка, Бубнов Гаврила, Васильев Еска, Весна Федка
Истомин сын, Гатин Сенка Зеновьев сын, Глазатов Минка, Глухов Лисица,
Гогаринов Тимоха, Головков Игнатко Званов сын, Головской Иванка, Голоусов
Елка, Грешной Мотяшка, Данилов Локол, Дашевской Офоня, Девочкин Степан,
Дедевин Осип, Дерщик Савка Филяев сын, Доменшиков Данило, Дорощин Исачко,
Дорошин Тимоша Офонасов сын, Еремин Офоня, Ерин Щербат, Ерохин Волокита,
Ешин Фотейко, Жаворонков Конша, Жаворонков Микука, Жаворонков Радка,
Заплотин Васка, Зимов А... има, Истомин Наумко, Колцов Васек, Корев Степ. .,
Комарев Никон, Кононов Васка, Копаев Филка, Косицин Васка Кочергин сын,
Кочетов Софон, Кругин Проня, Кузмин Степан, Кузнецов Богдашка, Лаврушин
Исайко, Ласкутин Якушка, Лаптев Ломака, Лаптев Осипко, Легоев Кирейко,
Лечищев Онашка, Лечищев Федка, Лихачев Ермочко, Лихачев Иван, Лубеной
Данилко, Луков Васка Яковлев сын, Лученин Мишка, Мазов Назарка, Мальцов
Лазука, Мальцов Митя Олексеев сын, Малой Матеха, Малой Проня, Манцов Сенка,
Манцов Петрушка, Меншиков Павел, Микулин Офоня Ябузов сын, Милов Офремко
Данилов сын, Миляев Семена, Михалеев Сеня, Ненашев Минка, Никитин Терех,
Онатов Ондрос, Офренов Охлуп,Офронов Ломака, Полагин Тимоха, Полежаев Лева
Терехов сын, Полетай Данила, Полухин Харя, Полянской Якушка, Помелев Беляй
Мелехов сын, Пронин Васка, Пузикев Третьяк Мишин сын, Радин Сенка, Ребе. .
Некрас Иванов сын, Резанцев Иванко, Репин Данилка, Репин Денис, Рукин
Истомка Федоров сын, Румянцов Федка, Свиридовской Богдашко, Семенов Мишурин,
Скорес Игнат, Созонов Нечайко, Сонин Алфим, Сонин Костя, Софонов Васка,
Стукалов Тимошка, Сухоруков Ермол Сергеев сын, Тотаринов Федка, Тараборин
Перша, Тароборин Фролка, Тетерев Якуш, Тихонов Истомка, Торушененин Климко,
Тулской Степан Микитин сын, Фадеев Илья, Фарков Иванко, Федосов Булгак,
Формарков Митка, Ховкин Миша, Чиков Петруша, Червеков Нечай Карадин сын,
Черницов Парфен, Черной Филка, Чичеров Триша, Шмелев Ларка, Юрищев Бориско.

1624 год.
Дедиловские казаки
Арестов, Беленов, Белобрагин, Белов, Бреев, Бурнашев, Бурцов, Глазатов,
Глотин, Голошев, Горасимов, Грибанов, Григорьев, Дашовской, Дарошин,
Девятов, Дитяков, Добраков, Донков, Дорохов, Дуткин, Евсеев, Елтяков,
Енчишин, Есипов, Ерин, Ехпов, Иванов, Исаев, Катеринин, Киреев, Козлов,
Колинин, Кондратов, Конзов, Коренин, Костиков, Костин, Кошкоров, Крутиков,
Крыгин, Кудрин, Куприн, Ларин, Лепехин, Лизунов, Лопаткин, Лунев, Малахов,
Марфин, Микитин, Микулов, Миляев, Михолищев, Морозав, Нестеров, Обухов,
Огеев, Олфимов, Ондреев, Орехов, Ортемов, Осенин, Осетов, Офонасьев, Ошопин,
Павлов, Полуской, Поминов, Помогалов, Потапов, Пронин, Радов, Расев, Рыбин,
Родогин, Росляков, Руковишников, Савин, Садовской, Скоков, Скореков,
Смернев, Совельев, Сонин, Страхов, Тетерев, Тиханов, Тихонов, Тульпин,
Ульянов, Устинов, Ушеков, Федоров, Филипов, Фирсов, Фурсов, Хавкин, Хазов,
Хохунов, Чекмазов, Шаверенев, Шахов, Шепенин, Шмаков, Яковлев

1629 год.
ДЕДИЛОВСКИЕ КАЗАКИ
Андреев, Арехов, Аристов, Белабрагин, Беленов, Бурнашев, Бурцов, Быков
Васильев, Волков, Гарасимов, Головской, Грибанов, Григорьев, Гуселников,
Дашовской, Дарошин, Дедатов, Дитетков, Добриков, Долгов, Дорохов, Досугин,
Дуткин, Елчищев, Ентяков, Есютин, Иванов, Ильин, Исаев, Киреев, Клеменов,
Козлов, Колуской, Колцов, Кондратов, Костин, Котелников, Кошкаров, Кристин,
Кругленов, Крутицкой, Кудрин, Куприн, Лапатин, Ларин, Левостев, Лепехин,
Липин, Лища, Ломинов, Лунев, Малцов, Махрин, Микулин, Миляев, Михалищев,
Морозов, Нестеров, Обакумов, Обухов, Олфимов, Омельянов, Ондреев, Онтипин,
Офонасов, Помогалов, Потапов, Пронин, Прохоров, Радин, Рыбин, Савельев,
Савин, Свидовский, Сергеев, Сибякин, Скоресов, Смехнев, Соболев, Сонин,
Страхов, Радин, Ралдугин, Рудаков, Рукавичников, Рыбин, Рыков, Талупин,
Тепиков, Тетерин, Тиханов, Тихой, Тялпин, Ульянов, Устинов, Федоров,
Филипов, Фирсов, Харин, Харкин, Хохлунов, Чекмазов, Чернецов, Чернин,
Шаверенев, Шахов, Шемякин, Шманаев, Шопин, Юрищев, Якимов, Яковлев, Янов,
Ясютин
ИМЕНА ДЕДИЛОВСКИИИМ СТОРОЖЕВЫМ КАЗАКОМ
Агеев, Аристов, Белобрагин, Бурнашев, Бурцов, Васильев, Волков, Глагин,
Горасимов, Гусельников, Гутнин, Данской, Дарощин, Дашовской, Девятов,
Дмитриев, Доменщиков, Другов, Елчищев, Ентяков, Ерин, Жаворонков, Иванов,
Ильин, Калогривов, Кольцов, Костин, Кудрин, Кузкин, Кузмин, Лазарев,
Лепехин, Лопатин, Маликов, Миляев, Минаев, Михолищев, Назаров, Павлов,
Пантелеев, Петров, Потапов, Разин, Ролдогин, Рослеков, Рудаков,
Руковичников, Рыбин, Сабакин, Савин, Саколников, Сафонов, Сеухов, Стеников,
Степанов, Страхов, Сурин, Сыромятников, Телпин, Тимонин, Титов, Тиханов,
Федоров, Харин, Шахов, Шемякин, Шмакав, Юрищев, Ясютин.
ИМЕНА ДЕДИЛОВСКИМ ПОЛКОВЫМ КАЗАКОМ
Алфимов, Анисимов, Бабичев, Беленов, Бровкин, Васильев, Волков, Головской,
Гуляев, Данилов, Дитяков, Доринков, Дорохин, Дорохов, Елчищев, Ефимов,
Зуборев, Иванов, Кашкоров, Козлов, Корнеев, Кошкоров, Кудрин, Леонтьев,
Лунской, Максимов, Малахов, Мальцов, Марков, Морозов, Омельянов, Ондреев,
Осипов, Офонасов, Офонасьев, Панов, Парамонов, Патапов, Ползиков, Помогалов,
Прохоров, Рыбин, Савелев, Салков, Семин, Сибякин, Сменов, Соболев, Сонин,
Софонов, Степанов, Торасов, Ушанов, Филимонов, Хавкин, Хонхинин, Чекмазов,
Чернецов, Шавырин, Яковлев, Ясютин.

1678 год.
ДА НА ПОСАДЕ Ж ДОНСКИЕ КАЗАКИ
Волков, Горелых, Гугнин, Клеменов, Крутиков, Кузмин, Максимов, Микитин,
Михалищев, Помогалов, Потапов, Редозубов, Сухоруков, Тихонов, Третьяков,
Фролов, Харин, Харитонов, Шавереньев,
КАЗАЧЬЯ ЛУГОВАЯ СЛОБОДА.
Автамонов, Аникеев, Аристов, Беленов, Бирюков, Борисов, Бородин, Бровкин,
Бурцов, Варгатов, Воинов, Волков, Воробьев, Воропаев, Горюнов, Гаврилов,
Девятово, Дронов, Дудников, Ентиков, Ентяков, Зайцов, Иахрин, Карпов,
Клеменов, Колобков, Колышкин, Коренев, Куприн, Лазорев, Ларин, Лодигин,
Лопаткин, Марков, Михайлов, Михалищев, Недомолкин, Никонов, Орехов, Паншин,
Петров, Ползиков, Помогалов, Потапов, Прокофьев, Раков, Романов, Росляков,
Рыбин, Рыков, Рудаков, Савин, Сибякин, Собакин, Соболев, Степанов, Страхов,
Сурин, Суханов, Тарасов, Титов, Тихонов, Третьяков, Трухин
Уланов, Ульянов, Федотов, Харин, Ходунов, Худяков, Чекмазов, Чиков
Шавереньев, Шагин, Шахов, Шемякин, Юдин, Юрьев, Якимов, Ясютин

КАЗАЧЬЯ ДЕРГИЛЕВА СЛОБОДА.
Бабичев, Безсонов, Белобрагин, Бородин, Венюков, Глатин, Гнатин, Головской,
Долматов, Доменной, Дорохов, Дошевской, Есютин, Калуев, Клеменов, Колотой,
Колцов, Кольцов, Костин, Крыгин, Лепехин, Лозукин, Ложкин, Миляев,
Нежданов, Похмельев, Росляков, Сергеев, Соколников, Соколов, Сукин,
Тимофеев, Хавкин, Харин, Шешлыков, Шилин, Юрищев, Янов

Фамилии полковых казаков г. Ефремова (1647-1650 гг), которых переселили в г. Верхососенск будущей Белгородской губернии.
Здесь всего 35 фамилий, однако в самом Ефремове казаков служило несколько сотен. Надо думать, что большинство приведённых

ниже фамилий встречалось и в самом Ефремове.

1. Амелянов Андрей
2. Амелянов Нестер
3. Андреев Микифор
4. Беленев Микита
5. Беленев Михаил
6. Бочарников Иван
7. Бочарников Семен
8. Волков Лука
9. Головской Павел
10. Даматов Осип
11. Даматов Панфил
12. Дитетков Еремей
13. Добриков Захар
14. Дошевской Моисей
15. Елчищев Кузьма
16. Елчищев Осип
17. Елчищев Устин
18. Есютин Григорий
19. Есютин Осип
20. Иванов Логин
21. Иванов Микита
22. Иванов Фрол
23. Истомин Петр
24. Клеменов Василий
25. Клеменов Михаил
26. Козлов Иев
27. Козлов Мануил
28. Козлов Тимофей
29. Осипов Осип
30. Савельев Илья
31. Смехнев Игнат
32. Тарасов Перфилий
33. Тюлпин Гаврила
34. Филиппов Проня
35. Ярной Микифор




Фамилии казаков г. Гремячий (Староказачья слобода) XVII век

1. Алексеев Мартын, пятидесятник
2. Горбат Лев
3. Горбатой Игнат
4. Ермаков Микифор
5. Завалишин Ермолай Корнеев
6. Завалишин Осип Корнеев
7. Зацепин Поликарп
8. Зацепин Трофим Поликарпов
9. Керов Сидор Павлов
10. Керов Федор Павлов
11. Колесников Кузьма Клеменов
12. Колесников Микита Клеменов
13. Кононов Меркул
14. Кошкаров Клим
15. Кротков Ларион Иванов
16. Кротков Яков Иванов
17. Михайлов Потап
18. Покидов Родион
19. Поминов Лазарь Тимофеев
20. Пронин Андроп
21. Пронин Яков
22. Спицын Фома
23. Стародубцев Вавил Осипов
24. Тошин Авечка, десятник
25. Федоров Микита Микифоров
26. Федоров Савва Микифоров
27. Чубаров Калина Назаров
28. Чубаров Назар
29. Ширяев Клим Сысоев

1627 год

РГАДА, фонд №1209, Поместный приказ, оп. №1, ч. 1, ед. хр. № 229
«1627-1630 гг. Писцовая и межевая книги 1) г. Лебедяни и Городского стана Лебедянского уезда,
писца Г. Ф. Киреевского, 1627-1628 гг. (лл. 1-378). Подлинник. Печ. Оп. № 1165.
2) Писцовая и межева книга г. Данкова и Данковского уезда, писца Г. Ф. Киреевского,
1627-1628 гг. (лл. 379-464). Подлинник. Печ. оп №450. ... - лл. 1-505.»

Слобода сторожевых казаков в Данкове
Казаки:
Перша Васильев сын Дудолад. У него сын Сенька ...
Федька Огапьев сын Онохин ...
Микитка Иванов сын Вялой ...
Евтифейко Михайлов сын Кошкаров. Да у него два сна: Петрушка и Онтошка ...
Дорошка (Дорофей) Васильев сын Искоков.
Да у него сын Логунко.
Последний раз редактировалось skygrad Пт июн 19, 2009 4:02 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Ср мар 18, 2009 7:57 pm

Казаки:
Перша Васильев сын Дудолад. У него сын Сенька ...


деревня Боярщина Халтуринского (Орловского) района раньше называлась заимкаСысоя Дудолада, хотя в 18 -19 вв. там жили Бояринцевы, Колеватовы и Ждановы

А так большинство остальных фамилий произошли от имен прародителей, не факт, что вятских
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт мар 19, 2009 3:29 pm

Желтиков - дер. Желтиковская возле Карино упомянута в грамоте сер. 16 века.
Кошкаров - город Кокшаров (Кашкаров) назван как предшественник Котельнича в ПСВ, взятый новгородцами. В русском языке фрма несколько изменилась на более понятную Кошкаров. Можно связать с нынешней фамилией Кошкин.
Колинин - распространенная у нас фамилия Калинин, встречается у вятских татар. Город Хлынов по-татарски зовут Колын (так же в Джагфар Тарихы), отсюда получилась фамилия Колинин.
Котелнин - так звался Котельнич, фамилия есть в описях 17 века.
Микулин, Волков - фамилии, возможно, распространенные повсеместно (надо бы поискать в описях других областей), но вятские города и веси (Микулицын город и Волковский погост) нельзя сбрасывать со счетов.
Всего вятских фамилий я насчитал около 5 десятков, многие из них широко распространены сейчас, что говорит о давнем их появлении на Вятке.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Чт мар 19, 2009 6:47 pm

Из большого списка казачьих фамилий лишь единицы похожи на вятские и эти единицы говорят, скорее, о случайности (кто-то сбежал или в рекруты забрали), нежели о закономерности. Здесь нет широко распространённых вятских фамилий, а редкие могли попасть как на Дон так и на Вятку со стороны. Фамилии от имён, даже таких редких, как Зубарь, Харка, Оноско, могли возникнуть и в другой губернии. А фамилия Редозубов встречается и в переписных книгах Новгорода Великого (хотя есть и в Котельничском уезде).
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Tatiyana » Чт мар 19, 2009 11:55 pm

Из большого списка казачьих фамилий лишь единицы похожи на вятские и эти единицы говорят, скорее, о случайности (кто-то сбежал или в рекруты забрали), нежели о закономерности.

Возможно к этим единицам и относится такая вятская фамилия как Лалетин. В Сибири, в частности в Красноярском крае, Новосибирской обл фамилия распространенная. Там есть села с однофамильцами, есть река Лалетино и пр. Сами Сибирские Лалетины в большинстве своем считают себя потомками казаков. Возможно в казачьи войска Строганова рекрутировались и мирные поселенцы с реки Лала - притока Лузы?
Аватара пользователя
Tatiyana
 
Сообщений: 28
Зарегистрирован: Чт янв 29, 2009 5:55 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Пт мар 20, 2009 9:42 pm

Речь шла о донских казаках. На Урале и в Сибири вятские казаки действительно были. Перепись 1646 г. по Слободскому уезду: л. 506, Захарко Усцов - умер 20 лет (назад), дети его в Сибири, в Томском, в казаках. Среди родоначальников томских фамилий есть фамилия Усков. Мне кажется, это и есть потомки Захарки Усцова.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 02, 2009 2:35 pm

Начнём с фамилии Кошкаров. В описях 17 века по Вятке она довольно часто встречается, чего не скажешь о фамилии Кокшаров, распространённой в других регионах. В "Повести о стране Вятской" и близких к ней сочинениях упомянут черемисский городок Кокшаров, варианты - Кашкаров и др. Его отождествляют с ранним Котельничем, но по археологии более вероятно Ковровское городище (в комплексе с соседним Шабалинским городищем и селищем, 10-15 века) в 7 км к северу в устье Моломы. Странно, что историки избрали форму названия города "Кокшаров", якобы от марийских топонимов и гидронимов типа "Кокшага". Город Кокшаров, вероятно, существовал где-то, но не у нас, - соответствующей фамилии у нас нет! Поэтому можно утверждать, что город в устье Моломы назывался именно Кошкаров. Но не от кошек, хотя вполне вероятно, что в со временем фамилию Кошкаров упростили до Кошкин. Что она может означать?
Если вятчане-гарачцы являлись предшественниками казачества, то уместно поискать происхождение названия одного из городков из казацкого словаря. Запорожская Сечь. Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош» и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово татарского происхождение и означало временное помещение во время передвижения. Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во времяпоходов, то есть временную ставку. Таким образом, Кош-Каров – это лагерь Каров, вятских казаков карачцев-гарачцев.
Кстати, о карачцах. Происхождение этого имени можно связать с выходцами с Северного Кавказа, где до сих пор живут карачаевцы и близкие к ним балкарцы. Карачаевцы (и черкесы) происходят от древних болгар, алан и тюрок. Попасть на Вятку (через Волжскую Булгарию)они могли в 12-13 веке из земли приокских вятичей, где в городе Карачев в 11-12 веках существовала одна из крупнейших крепостей вятичей. Эта версия объясняет появление "южан" на Вятке. Другими словами, гарячцы - разновидность булгар (Нукратские булгары), за много веков проживания среди русов и славян они видоизменились, обрусели, христианизировались, но сохранили смуглость, горское и степное свободолюбие и некую особость, став со временем (после разгрома Вятской республики) основой казацких формирований на Дону и Днепре.
Разумеется, нельзя умалять Европейского элемента в формировании вятичей и вятчан. Дм. Дорошенко, в "Исторiи Украины з малюнками", сравнивает запорожскую СЪчь со средневЪковыми рыцарскими орденами. "Тут постепенно выработалась особая воинская организацiя на подобiе рыцарских братств, что существовали в Западной Европе". Нужно только поправить, что подобная организация войска и жизни казаков появилась ещё у их далеких предков, пришедших из Европы на Русский север в Ладогу и Новгород в 8 веке. Выходцы из Булгарии и Хазарии пополняли флотилии русов Водима-Вячко в период переселения их в Кара-Булгар (Киев, Путивль, Харьков и Чернигов) в 9 веке после захвата власти в Новгороде и Ладоге варягами Рюрика.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Чт апр 02, 2009 8:13 pm

В марийском языке есть глагол Кошкаш - засыхать (ГАКО, ф. 170 оп.1), имя Кошка, видимо,- сухощавый человек (по ревизской сказке 1744 г., Яранский уезд, в д. Козминой), дер. Кошканур (можно перевести двояко: поле Кошка или засыхающее поле). Фамилия Кошкаров могла произойти только от имени, и никак не от названия города. Не мог быть некто выходец из Кошкарова или Кокшарова, поскольку фамилии на Вятке появились в 16 - 17 веках, а города с таким названием в то время уже не существовало. Если Кокшаров стал Котельничем, то и выходцы из него были не Кокшаровы, а Котельничане, возможно, Котельниковы. Если древний марийский город назывался всё же Кокшаров и связан с марийским гидронимом типа "Кокшага", то и искать его надо, скорее всего на реке с одноимённым названием, скажем в селе Васильково, где Кокшага впадает в Вятку, аналогично - Хлынов на речке Хлыновке. Кстати, там хорошее стратегическое положение для населённого пункта: с одной стороны крутой берег Вятки, с другой - река Кокшага, практически, опоясывающая населённый пункт. Кош в марийском языке имеет, видимо, и другое значение, а кар - это городище, город: Йошкар-Ола, Сыктывкар, Кудымкар. Лагерем каров тут и не пахнет.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн апр 06, 2009 3:16 pm

Л. Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая степь» пишет (два первых комментария в скобках мои). «Сын Дмитрия Шемяки (после смерти отца в 1453 году) ушел в Литву и получил от короля Казимира Рыльск и Новгород-Северский, куда стеклись его немногочисленные сторонники (среди которых наверняка были вятчане). Совсем близко, на правом берегу Днепра, в восточной Подолии обосновались сторонники Свидригайла, друга Шемяки. Те и другие был храбрыми и стойкими людьми, а такие при проигрыше обычно не сдаются, а уходят на окраину ареала; так возникло наименование "Украина", хотя жители ее называли себя русскими. Для того чтобы адаптироваться в новых условиях и обзавестись семьями, которые возникали при браках с местными женщинами половецкого происхождения и православного исповедания, им понадобилось около ста лет. За это время князья Рюрикова дома (князь Дмитрий Вишневецкий), польские магнаты (Предслав Лянцкоронский) и простые крестьяне, способные к обучению военному делу, одинаково превращались в «козаков», столицей которых стала Запорожская Сечь. Последнюю, по принятой нами терминологии, следует считать консорцией, из которой вырос малорусский субэтнос, превратившийся через 200 лет в украинский этнос». Из этого отрывка можно с некоторой осторожностью полагать, что в этногенезе Украинского казачества приняли участие и вятчане, которые, как следует из послания митрополита, были в войске Шемяки ударной силой. Это объясняет появление тут и там в казачей среде слова Кош, а также Юрт (небольшое поселение казарма). Карино у вотяков имело название Кара-гюрт, селение некого Кары. Карабай считается основателем рода Каринских князей. У первых донских атаманов также встречается такое имя, своим татарским звучанием оно смущает историков казачества. Вятка в прошлом и отчасти до сих пор была котлом русов и булгар-татар, эта традиция перешла и на казачество Дона и Днепра.
Город мог называться Кош-кар, что вполне закономерно, учитывая многонациональный состав населения Вятки. Располагаться он мог только в устье Моломы - самом стратегически выгодном месте региона, это подтверждают раскопки. Другое дело, что временами он переходил из рук в руки, его захватывали и новгородцы и внутренние булгары и Москва и Тохтамыш и Суздальцы. Всё это в конечном счете привело к его упадку в конце 14 века, но жизнь на посаде продолжалась ещё лет сто или более. Новый город Котелнин построили прибывшие со стороны русские, судя по названию, новгородцы или псковичи, в начале 15 века. До взятия Вятки в 1489 году существовали оба городка, что отразилось в появлении двух фамилий - Кошкаров и Котелнин. Первый имел внешнее название "Вятка", отсюда известная фраза из КБЧ: "а выше Котельнича город Вятка". Такое название появилось в виду того, что в 1391 году в ходе взятия города Тохтамышем была пленена часть военно-дружинного сословия имевшего собственное имя Вятка. Часть Вятки квартировала в то время в Кошкарове.
К высказанной версии происхождения названия карачцы (от пополнивших войско русов Вячко в Кара-Булгаре местных воинов южного происхождения) можно добавить еще одну. По многим фактам можно предполагать раннее применение вятчанами арбалетов, которые по-булгарски назывались Караджеями (великими луками). Отсюда второе название поселившихся на Вятке казаков – карачи-гарачи. Булгарская летопись об этих моментах молчит, зато там есть следующее (в словаре публикаторов 3 тома).
Батыш - славяноязычное племя, образовавшееся вследствие слияния части булгар с иранцами и славянами и называвшееся в Киевской Руси "вятичами". Вятичи являются предками донских и воронежских (рязанских) казаков.
ДТ вятичей и вятчан-нукратцев не отождествляет (гарачцы, якобы, произошли от Мери, которая, кстати, проживала в земле Вятичей), но упоминание о казаках соединяет эти группы.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 07, 2009 1:12 pm

Продолжаю. Фамилии на Вятке, по крайней мере у части населения, существовали уже в 15 веке. Это доказывают приведенные выше документы. Тем у кого фамилий не было, - были присвоены во время первой переписи, которая состоялась не позднее 1530-х годов. Т. к. на Вятке к тому времени появилось много переселенцев и мигрантов, то их фамилии производились от места прежнего проживания: Перминов, Лузянин, Вычегжанин, Южанин, Котелнин, Орлов, Колинин, Кошкаров…
В настояще время последняя фамилия существует в форме Кошкарёв. Возможно, это ближе к оригинальному вятскому звучанию 16 века, т. к. первые описи населения составляли приехавшие из Московии «Болшие писцы», наверняка при записи исправлявшие «неправильный» местный говор. Таким образом, сам город мог иметь название не Кошкар, а Кошкари, Кошкаръ. Кстати, есть деревни типа Кошкари-Кошкили. Замечу, что название вольных поселений дают обычно сторонние, сами их жители долгое время обходятся общим принятым в их среде термином (например, Кош, Стан, Юрт). Поэтому даже если в названии города Кошкаръ присутствовал компонент Кар, то это еще не означает, что само название было финно-угорским. Слово это могло быть заимствовано из другого языка (от этнонима Карачи), как обозначающее необычное для аборигенов явление – построение оборудованных городков-крепостей. (Дело рук племени "карач" стали называть "кар"). Культура городских поселений Вятки 9-14 веков близка к культурам местностей с распространением топонимов с «кар»: первоначальная Чердынь (Вятское городище), Чепца, Арская (Вотская) волость. Аборигенное население указанных местностей было разное, но хозяева городков могли быть одного происхождения - Каричи, они же Нукратские булгары.
Замечу, что слово Нукрат по современным исследованиям происходит не от арабского "Серебро", а от "Ноуград" - Новгород. Нукратцы были выходцами со стороны Новгорода, поддерживали связи с Русским севером, но при этом входили в правящий слой Булгарии (владели её обширной северной провинцией). Забегая вперед скажу, что приток новгородцев-ушкуйников во второй половине 14 века на Каму и Вятку привел к полному отделению от бывшей метрополии, изрядно покалеченной в это время смутой в Орде и нашествиями Тамерлана. Население Вятки вследствие этого заметно обновилось, стали доминировать христиане.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 09, 2009 1:42 pm

Вот ещё один аргумент, весьма важный для понимания нашей истории.
«Гарач – булгарское название народа меря, часть которого бежала со своих земель (после включения их в состав Руси) в Булгарию. Название “гарач” происходит от старобулгарского названия финно-угров “гap” (кар)». – Из словаря в 3 томе ДТ.
Меря по писменным и археологическим источникам составляла значительную часть населения Новгорода 9-11 веков и восточной части Вятичской земли 11-12 веков. Бежать от русских (Киевских) князей могли, в основном, представители прежней власти, люди из военного сословия, располагавшие средствами передвижения, оружием для самозащиты в чужих краях и надеждой на обустройство в новом месте. Простые крестьяне обычно никуда не бегут, а неспеша приспосабливаются к переменам. Отсюда можно заключить, что Гарачцы были воинами-вятичами (сложного этнического происхождения). На новом месте в северной части Булгарии они оказались среди финно-угров, а потому получили от булгар своё новое имя - Гар. Но произошел и обратный процесс, – местные аборигены получили от Вятичей имя «Вотяк». Другими словами, кары (ары) и вотяки в каком-то смысле поменялись именами. Это кажется странным, но в Истории можно найти примеры подобных метаморфоз.
Разумеется, это объяснение во многом лукавой булгарской летописи, точнее, её комментаторов. От кого или от чего получили гарачцы свое имя - еще вопрос. Важно, что название города Кош-каров нужно однозначно перевести как "Лагерь Каров".
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Пт апр 10, 2009 7:36 am

skygrad, извините, но, мне кажется, Ваши фантазии безграничны. С чего Вы взяли, что фамилии на Вятке существовали уже в 15 веке? В лучшем случае в летописи, либо другом документе, некто указывался по прозвищу, возможно, по отцу или его прозвищу. В какой летописи цари Иван -III или Иван - IV Грозный записаны по фамилии? Так называемые фамилии Лузянин, Вылегжанин, Южанин и прочие в начале 17 века не были фамилиями, а упоминались у бесфамильных (или скрывающих свою фамилию) переселенцев для идентификации их как выходцев с реки Лузы, Виляди, Юга. Если бы все они стали фамилиями, полагаю, других фамилий, отличных от географических и не было бы. А Кошкаров никак не мог быть выходцем из города Кошкарова, поскольку города такого ко времени образования фамилий уже не существовало. А есть ли фамилия Хлыновцев, выходца из г. Хлынова? Вяткин есть, но это не отназвания города, а от названия реки или Вятской земли.
Далее по Вашим рассуждениям: гарачцы, то есть меря, пришли на Вятку, стали лагерем в районе Моломы и поставили лагерь Каров - Кошкаров, потом там поселились марийцы-черемисы, а гарачцы ушли в Запорожье и стали казаками (вятскими).
Не проще ли объяснить так. Кокшаров, в переводе с марийского - высохшая котловина. Отсюда - котёл на гербе города и название Котельнич. Кошкаш - по марийски,- засыхать. То есть корень кокш и кошк имеют одно значение от слова сухой. От этого же слова прозвище человека: у русских его бы назвали Сухой, Сухара, Сухарь. Фамилии, если бы они появились на данном этапе, звучали бы как дети Сухова, дети Сухарина, дети Сухарева. У марийцев данное имя-прозвище звучало бы как Кошка или Кокша, а фамилии от него, вероятно, Кошкаров, Кошкин, Кокшаров, Кокшенов. Но это было уже в конце 16 - начале 17 веков, не после первой переписи, а после ряда переписей, когда стал прослеживаться переход наследства (в том числе земельных участков) от отца к сыну. Для других целей фамилии были не нужны.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пт апр 10, 2009 8:56 am

Я не разбираюсь в неочевидной ономастике, поэтому избегаю участвовать в подобных дискуссиях, но гербы наших уездных городов не имеют ни какого отношения к древней истории этих городов. Гербы создавались в 18 веке. Это была очередная государственная кампания. Художники-геральдмейстеры часто и не углублялись в историю, а шли по простейшему пути, от русифицированного названия города. Поэтому на гербе г. Глазова изобразили глаз. а на гербе Котельнича - котел. Ни глаз, ни котел (как посуда, а не как объект рельефа) с историей этих городов не связаны.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Пт апр 10, 2009 3:09 pm

В геральдике свои правила и свои элементы изображения, в том числе и мифологические. В данном случае котёл (посуда) может подразумевать котловину на местности. Если упоминается сталинградский "котёл", мы ж имеем ввиду Сталинградскую битву, а не посуду. На Тужинском гербе предполагается изображение бобра, опирающегося на плуг. Это же не значит, что бобры когда-то пахали землю.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пт апр 10, 2009 4:48 pm

Тут как раз все понятно: охота на пушного зверя и землепашество - главные занятия населения. К тому же бобр - символ домовитости и трудолюбия. А вот к чему изображать глаз на гербе бывшей удмуртской деревни Глаз-гурт? Если к тому же известно, что в 19 в. наиболее распространенной болезнью удмуртов была глазная болезнь.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Сб апр 11, 2009 12:50 pm

Уважаемые коллеги! Фантазия у меня действительно богатая и даже изворотливая, признаюсь. Но историю нашу надо разворошить как затхлое болото. Слишком много в ней накопилось мифов, вранья и заблуждений. Кроме того, пронырливые спецы во все века умаляли нашу былую славу, до сих пор растаскивают нашу историю по кускам. Поэтому очень своевременно набросать альтернативный вариант, рассмотреть все мыслимые и немыслимые гипотезы.
Начну с очевидного, но отчего-то не видного вам. Фамилии на Вятке в 15 веке были, читайте приведённые выше отрывки из грамоты и летописи (Лазарев, Богодайщиков, и т д.). Фамилии поначалу были неустойчивы, часто возникали и через пару поколений заменялись, это возможно, но раз попавшие в перепись, уже оставались навсегда (если конечно не произошла смена места жительства). Город Кошкар(ов) если под ним понимать комплекс городищ в устье Моломы (а другого сравнимого ни по археологии, ни по ПСВ просто не было), был заселен до середины 16 века (так же как, кстати, и Микулин), правда, статус города как центра власти он с 15 века утратил, и видимо не имел сложных укреплений. О Хлынове и отсутствии в описях соответствующей фамилии мы еще поговорим. Пока лишь напомню, что удмурты называют Вятское городище в Кирове Кылно-кар.
Порылся в Сети по вопросу городищ-каров. Если хотите могу выложить подборку, а в двух словах так. Топонимы с основой Кар и соответствующие им городища 9-14 веков группируются в 4 местах: Чепца (Иднакар), Вымь, Чердынь (Родановские) и нижняя Обь. Первые присвоили себе удмурты и коми-пермяки. Последние окрестным народам (ханты и манси) оказались без нужды, а потому тамошние исследователи более объективны в оценке. Так вот, сколько я могу судить, культуры всех этих Каров имеют много общего и более того, близки к археологии Вятских городищ той поры. Различия есть в виду влияния аборигенного населения, различного в разных местах, а в основе своеобразная культура с явными элементами из ранних Новгорода, Ладоги, и Булгарии. Очень характерны большие избы с деревянными полами и сложными печами-каменками.
Культура каров обрывается в конце 14 века, вероятно, из-за притока ушкуйников, внесших свежую новгородскую (северо-русскую) струю. Но полной смены населения на Вятке, я думаю, не произошло. Большие перемены произошли на сотню лет позже.
О гербах. Котельнич, видимо был построен новгородцами рядом с разрушенным Кошкаровым. Город Котелно был между Псковом и Новгородом в 14 веке. Глазов - перевод с названия удмуртской деревни. На гербе Слободского - рыболовные приспособления, которые в древности звали Калган, вероятно, это старое название города. Калган (Калбаган - город колбягов) есть в ДТ. Это Таллин, бывший Колывань. Домонгольскую Вятку тоже так звали, возможно по городу Слободскому - Колбагану. Это имя было отражено в гербе, которые, как видим, не всегда давались случайным образом.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн апр 13, 2009 2:41 pm

Продолжим фантизии на тему Кошкарова.
Из сообщения ДТ можно понять, что первый город на Вятке (Колын) был основан как Булгарская пограничная крепость в 1150 году «возле балика Нукрат» (можно перевести как «посёлок новгородцев»). Соответствующую данному описанию ситуацию мы имеем в устье Моломы, где в непосредственной близости (на расстоянии несколько сотен метров) расположены два городища 9–14 веков (Ковровское и Шабалинское), разделённые оврагом. Историки и краеведы никак не объясняют одновременное существование двух близлежащих городищ. Однако это типичная пограничная обстановка: южная крепость – булгарская, северная – скандинаво-новгородская. Торговые связи с Новгородом и Скандинавией в 12 веке (и ранее) по Джагфар Тарихы осуществляли купцы Нукрата (в том числе, живший здесь легендарный Садко-Садык). В устье Моломы шла перегрузка товаров с больших речных кораблей, приходивших с Волги, в лёгкие суда северян, пригодные для дальнейшего плавания по Моломе и Югу. Разумеется, поток товаров шёл и в обратном направлении.
В словаре к ДТ сказано: «Колын - булгарский город - центр Бийсуйской и Нукратской губерний, основанный на месте булгарского мензеля Ботук (возник, по данным Мусы ибн Халиля, в 866 году), современный областной город Киров. Булгары называли Колын также "Нукрат", а русские - Хлыновым и Вяткой».
Публикаторы ДТ отождествляют Колын с Хлыновым, простим им незнание наших реалий. Мензель – (по тому же словарю) – станция на торговом пути, поэтому Ботук мог располагаться только на пути из Булгара на север, который проходил через стратегическое устье Моломы. Напомню политическую ситуацию того времени. По ДТ в начале 9 века хазары изгнали булгар и передали Киев под управление норманов-варягов находившихся на их службе (воевода Дир и наместник Аскольд). За булгарами остались только Чернигов (Кара-джар), Путивль (Хорысдан), а также новая территория на средней Волге вокруг маленького городка-пристани Булгар. От него булгары стали подчинять себе северные народы, начав с марийцев, которые, получив некоторую автономию, были проводниками этой экспансии. Так появилась северная булгарская провинция Бийсу (Вису у арабов) – от Белоозера и Костромы до Печеры и Камы. Вот при каких обстоятельствах появился мензель Ботук на Вятке. Его гарнизон, вероятно, состоял из черемисов. Очевидно вскоре появился и балик Нукрат пососедству. Поначалу это были очень маленькие поселения на несколько десятков жителей. Ботук (Вотяк) публикаторы ДТ производят от «старобулгарского названия Вятки – Ботка», правда, признают, что уже с 9 века реку булгары звали Нукрат. Но до того булгар вблизи Вятки, вроде бы, не было, а потому название Ботка появилось, видимо, позже, как искажение от Вятка, а не наоборот.
По ДТ гарачцы пришли в Булгарию из земли Мери. Это были профессиональные воины, иначе бы непопулярный булгарский кан Гази Барадж, имеющий тесные связи с Москвой и русскими князьями, не смог бы с их помощью придти к власти в 1229 году. Сообщение ДТ о происхождении гарачцев имеет под собой некоторые основания. В земле Мери был крупнейший для своего времени в Восточной Европе военный городок. Последний период его существования (конец 10 - начало 11 в.) отмечен западноевропейскими и скандинаво-русскими находками.
"Сарское городище — укреплённое поселение VII — начала XI веков на территории современной Ярославской области. Племенной центр мери, выполнял также торговые и военные функции. Имел сложную, дважды обновлявшуюся системы укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения. Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения — обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси". (Вики)
Вероятно, это был один из последних опорных пунктов войска вятичей. Отсюда связь гарачцев с Гази Бараджем (Кучковичам принадлежала вятичская Москва в 12 веке). К середине 11 века обитатели Сарского городища покинули его, - поблизости в Ярославле обосновались Киевские князья. Вероятно, они перебрались поближе к Булгарии, в Приказанье…
По ДТ в 1150 году на Вятке (по нашему мнению в устье Моломы) была поставлена булгарская крепость Колын, – то есть, старый Ботук укрепили и увеличили. Примерно на рубеже 12-13 веков археологами надёжно отмечаются на Вятских городищах первые древнерусские артефакты (хотя не исключается и более рання датировка некоторых из найденых вещей). Сообщение ПСВ о взятии в 1174 (или 81) году черемисского города новгородцами пришедшими на Вятку почему-то с юга, можно соотнести с появлением здесь карачцев. Только, как мы видим, это были не вполне новгородцы (тем было бы удобнее появиться с севера от Устюга, как они это делали обычно), хотя когда-то в прошлом предки вятичей-карачцев наверняка жили в Новгороде и Ладоге. Таким образом, черемисы были изгнаны из Колына ставшего Кошкаром, а городок Нукрат (Шабалинское городище) сохранился как колония новгородских купцов. (В ПСВ сказано, что одни жители побежали из осажденного города, а другие отворили ворота.) В ДТ сказано, что примерно в 1175 году булгары предприняли военный поход на Колын (через Учель-Казань), в результате которого около тысячи колынцев были пленены (спустя некоторое время отпущены на Вятку). Это всё косвенно подтверждает появление на Вятке в конце 12 века новых людей.
Последний раз редактировалось skygrad Чт апр 29, 2010 8:41 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23

cron