Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс май 31, 2015 2:44 pm

Собирать людей для похода на Казань или просто для оповещения удобнее начинать с верховий Камы и Вятки. Кашина гора, Зюздинская волость, это все маркеры пребывания там известных лиц. Ограбили там, необычно, поэтому память сохранилась. А вообще, дубликаты Кайгородов и Кай речек в бассейне Моломы свидетельствуют о двух путях на Вятку. Зюзин может быть не от Зюзи, а от местности или народа.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт июн 02, 2015 1:29 am

skygrad писал(а):Собирать людей для похода на Казань или просто для оповещения удобнее начинать с верховий Камы и Вятки.

На верховьях Вятки и Камы издревле проживала народность под названием чудь. Основное занятие чуди - охота и рыболовство. Несмотря на то, что крупных городов у чуди не было, это не мешало ей собирать боеспособное войско. Ключевое слово здесь "собирать".
Из соликамского архива. 1609 год.
"Государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси приказным, Федору Петровичу да Науму Романовичу, и старостам, и целовальникам и всей Пермской земле, Кайгородского города земские, судья, и староста, и целовальники, и все земские людишка челом бьем. В нынешнем, во 117 году, генваря в 25 день, приехал к нам, в Кайгородок, вятчанин Якунка Порошин сын Чурыгина, а сказал, что де в черемисе стоят воры, а хотят те воры, с черемисою соединясь воевать государеву цареву и великого князя Василия Ивановича всея Руси отчину, итти на Вятку; и мы по тем его речам, послали на Вятку скорого гонца для отвестия, потому что в прежних годах та черемиса в Кайгородок воем бывала. Да в Кайгороде хотят у нас взяти усольские ратные люди подводы, а из Чердыни только будет ратным людям отпуск на подводах же, и нам, бедным людишкам, их отпустит не измотчи, и вам бы, Федор Петрович да Наум Романович, нас пожаловати, тех ратных людей к отпуску, чердынских и соликамской целовальников, к их долям, к нам в Кайгородок прислати, чтоб нам до конца не погинути, да и о том вам пожаловати указ учинити: сколько ратных людей на государеву службу послати? Да в прошлом во 116 году, по государеву цареву и великого князя Василия Ивановича всея Руси грамоте и по вашей памяти, Федор Петрович да Наум Романович, послали мы из Кайгородка,за даточные ратные люди, с кайгородской доли, шестьдесят рублев денег с целовальником с Микулкою Баишевым; и вы, Федор Петрович да Наум Романович, у того целовальника у Микулки те деньги шестьдесят рублев взяли, а ко государю к Москве их не послали; и вам бы, Федор Петрович да Наум Романович, нас пожаловати, те деньги шестьдесят рублев нам бедным людишкам отдати, для скорого отпуску ратных людей, и для бедности и нужи, что вскоре собрати не измотчи, а как ратных людей на государеву службу отпустить, и мы, в то место, деньги соберем да к вам пришлем тотчас. А будет пермичи, чердынцы и усольцы повезут на Верхотурье государевых сибирских хлебных запасов, и вам бы, Федор Петрович да Наум Романович, нас пожаловати, прислати память: сколько вам отвез государевых сибирских хлебных запасов, и плотников отпустить по счету с чердынцы и с усольцы."
Продолжение:
"В 10-е декабря, по царскому указу, послана память соликамскому посадскому человеку Савве Никитину, чтобы он, с собранными, по 5 человек с сохи, ратными людьми шел на защиту вятского края через Кайгород, где ему сождать приказного человека Наума Романова. Вследствие сего, "Наум Усолья-Камского со старосты, и с целовальники и со всеми православными крестьяны, услыша про то, прося у Бога милости, собрали ратных людей с Усолья-Камского с сохи по 5-ти человек, а иных сбирают, и тех ратных людей послати в Кайгород с ним с Савою. И Саве Никитину с теми Усолья-Камского с ратными людьми итти в Кайгородок, а в Кайгородке ему сождаться с государевым с пермским с приказным человеком с Наумом Романовым..."
Из этих двух источников видно, что в 1609 году существовала система набора ратных людей на Верхнекамье. И когда на Вятку пришла беда со стороны черемис, вятичи обращаются, в первую очередь, туда, откуда ожидают помощи, а именно в Кайгород, а кайгородцы по цепочке обращаются за помощью в Соликамск, Пермь и Чердынь, с коими имеют тесные отношения.
Любопытно, что кайгородец в 1609 упоминает о том, что в прежние года черемисы у стен Кайгорода воем бывали, тем самым обосновывая угрозу Кайгороду. Крупнейшее восстание черемис случилось за несколько лет до похода Ермака, и упоминание кайгородским писцом угрозы со стороны черемис означает не только то, что во время восстания черемис Кайгород хоть и с трудом, но выстоял, так и то, что заблуждался Богуславский, когда в тексте "Славянской энциклопедии 17 века" писал о том, что в 1581 году Кайгород был сожжен Пелымским князем Кихеком:
"Когда в 1581 году покорять Сибирь ушли и многие жители Кайгорода, этим немедленно воспользовался пелымский князь Кихек, который "...разгромил всю Пермь Великую от Чердыни и Кайгорода до берегов Чусовой...Начав с Чердыни, которой он не взял, Кихек пошел на Кайгородок, опустошая все на своем пути, оттуда на Соликамск, который разграбил и предал пламени..."

Ошибался Богуславский. Кихек сначала напал на Соликамск в девятую пятницу после Пасхи в 1581 году и сжег город, а затем пошел на Кайгород. Но не взял его, как пишет Богуславский, а напротив, в Семенов день 1581 года нашел свою смерть от войска Ермака в 25 верстах от Кайгорода на реке Порыш.

Но вернемся в 1609 год. Несмотря на надвигающуюся на Кайгород угрозу со стороны черемис, кайгородцы не только не получают помощи от Москвы, но еще и сами выдвигают ратных людей в помощь к Москве. И вновь, соликамцы и кайгородцы выступают в поход вместе. Из соликамского архива:
"Господину Федору Петровичю, и Перми Великие и Камские-Соли посадским и волостным старостам, и земским целовальником, и всяким жилецким людям, Микита Пушкин, Григорий Бороздин, Рахманин Воронов, и вологжане, дворяне, и дети боярские и всякие служивые люди, и вологодцкие посадские и волостные старосты и целовальники, и всякие жилецкие люди, челом бьют. Нынешнего 117 марта в 21 день прислали вы к нам, с вымитином с пятидесятником с Иванком Григорьевым, вымских ратных людей 66 человек, да Камские-Соли с целовальником с Самоном Докшиным Камские-Соли ратных людей 20 человек, да с Кайгородским десятником с Путилком с Кайгородка ратных людей 12 человек, и всего прислали вы ратных людей девяносто шесть человек; и те, господине, ратные люди посланы с Вологды, на государеву цареву и великого князя Василья Ивановича всея Русии службу, в Костромский пригородок в Любим, а велено им быть с головою Микитою Волоцким, с вологжаны и иных городов с ратными людьми вместе."
Кто эти ратные люди, как не казаки? Интересен тот факт, что коренное население всех вышеперечисленных казачьих городов как то Кайгородок, Усть-Вымь, Соликамск, Пермь Великая, Вологда есть чудь. Страленберг считал, что все они, как и Вятка, некогда были частью единого древнего государства под названием Бьярмия.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Веденей » Пт авг 14, 2015 12:04 pm

дядя Женя писал(а):Речь шла о донских казаках. На Урале и в Сибири вятские казаки действительно были. Перепись 1646 г. по Слободскому уезду: л. 506, Захарко Усцов - умер 20 лет (назад), дети его в Сибири, в Томском, в казаках. Среди родоначальников томских фамилий есть фамилия Усков. Мне кажется, это и есть потомки Захарки Усцова.

Составил родословную до этого самого Захарки Усцова, он мой прямой предок и получается, что не все его дети в Сибирь отбыли. Судя по социальным сетям многие Усцовы живут в Сибири и на Урале, в том числе и в Томске, наверно это и есть потомки уехавших в Сибирь детей Захарки Усцова. А как мне сказал один человек, под казаком в то время подразумевалась также что-то типа категории наемных работников. Так что навряд ли думаю, что его дети были казаками.
Веденей
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: Вт фев 18, 2014 3:24 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Вт авг 25, 2015 1:13 pm

наёмный казачок - это понятие относилось к малолетним (детям) наёмным работникам, судя по переписям (писцовым, переписным книгам).
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Пред.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron