Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт май 21, 2010 4:32 pm

http://passion-don.org/ermak.html
Е. П. Савельев «Кто был Ермак и его сподвижники» 1904 г.

...В конце ХІІ в. новгородские выходцы среди пустынь и лесов в земле вотяков и черемисов основали город Хлынов, известный впоследствие под именем Вятки. Вятская община управлялась, как и древний Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом атаманы 41). Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России, жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и великокняжевскими областями, с казанскими татарами, камскими и волжскими болгарами и пермяками. Не довольствуясь этими занятиями, они не редко на своих ушкуях (узких лодках) предпринимали дальние путешествие на Волгу, Каму и Северную Двину, грабили и разоряли местных жителей и в конце ХV века сделались, как и Азовские казаки на юге России, страшными не только для татар, но и для русских. По свержении татарского ига, Иоанн ІІІ обратил внимание на этот беспокойный народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями: так, главные народные вожаки были схвачены и казнены. (Аникеев, Лазарев, Богодайщиков и др.), а жители переведены в Московское государство и обращены в холопов. Но самый свободолюбивый и беспокойный элемент этого народа ни за что не хотел покориться Москве и рассеялся по северу ивостоку России. Большая часть из этих удальцов с своими семьями на судах спустилась вниз по Вятке и Волге до Жигулей и укрылась в этом мало доступном и диком краю. В первой половине ХVІ столетия эта удалая вольница с Волги перешла волоками на Иловлю и Тишанку, а потом, при появлении азовского и северского казачества в низовьях Дона, заняла земли по среднему течению этой реки до нынешней Казанской станицы и по нижнему — до Азова.
До покорения Казанского царства, т.е. до господства татар на Волге, волжское казачество не имело никаких сношений с Москвою, а потому русские летописцы этого времени о нем вовсе умалчивают; лишь в 1519 году посол Голохвостов в своей грамоте из Керчи сообщал, между прочим, великому князю, что Ногаи, теснимые казаками, хотели перейти Волгу, но астраханский царь их не пустил.
В позднейших официальных актах волжские казаки упоминаются под 1547 годом, как служившие Москве и охранявшие границы ее от набегов татарских полчищ, ногайцев и астраханцев; это, по всей вероятности, были казаки городецкие, т.е. мещерские, а также всякие выходцы из пределов Московского государства, располагавшиеся по городкам Симбирского Поволжья, которых наши летописцы, вообще, называли казаками, хотя с настоящим казачеством они ничего общего не имели. Новгородцы, ушедшие из Вятки, в 30 и 40 г.г. ХVІ столетия располагались станами ниже Симбирска, а именно, от Саратова до устьев р. Камышенки, где в лесистых и мало доступных оврагах и балках, какими богат правый берег Волги, они всегда могли укрыться от нападений сильнейшего врага. Вскоре после этого они перешли, как сказано выше, на р.р. Иловлю и Тишанку и осели там городками, а с половины ХVІ столетия они стали расселяться по среднему и нижнему течению Дона вплоть до Азова.
Присутствие новгородского элемента в Донском казачестве сказывается, по исследованиям академика Ознобишина, в архитектуре построек древних церквей, часовен, народной орнаментации, нравах, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, народном говоре, вечевом правлении (войсковой круг), а главным образом, в антропологическом сходстве современного Донского казачества с древними варягами — новгородцами…
Во второй половине ХVІ века станы казаков располагались по среднему и нижнему течению Дона до Азова, по Донцу, Хопру, Бузулуку и Медведице, нижней Волге, берегам Каспийского моря и при устьях Яика. Это была могущественная сила, с которою приходилось серьезно считаться мусульманскому миру. Окруженное со всех сторон неверными, христианское казачество, естественно, стремилось к единоверному ему православному царю и всячески старалось прийти к нему на помощь в борьбе с его врагами. Это хорошо понимал царь Иоанн Васильевич и пользовался казаками даже сверх меры. Так, при взятии Казани и Астрахани, в войнах с Ливонией, Литвой и Швецией казаки были всегда впереди, первые лезли на стены неприятельских укреплений, Нарвы, Дерита, Нейгауза, Шмильтена и других, делали подкопы или просто ломами разбивали каменные стены и врывались в город…
Казаки, бывшие под Казанью, не могли быть новгородцами, т.е. вятчанами, во-первых, потому, что последние были недовольны Москвой за бывшие притеснения и всячески обособлялись от нее, даже и в церковном отношении; во-вторых, своим вооружением, одеждой и конскими украшениями (новгородцы не были конниками, а ушкуйниками) не могли поразить московское воинство, так как тем и другим они не отличались от жителей других русских областей. Следовательно, это были казаки Азовские, Алано-Готы, пришедшие с низовьев Дона.*
(Примечание Е. Х. По названному сказанию, казаки с Дона, в числе 300 конных, неожиданно явились под Казанью и своим странным одеянием, вооружением и конским убранством, якобы, привели в удивление московских ратников. Цифра «300» смешна в сравнении с участвовашим в войне войском – сотни тысяч человек. Война с Казанью происходила в период, когда особо своевольные вятчане уже покинули Вятку; оставшиеся получали некоторые привелегии, но за это участвовали в походах на стороне Москвы. Так что аргументы Е. Савельева в данном случае неубедительны. Исход с Вятки он связывает с событиями 1489г., но одновременно с этим говорит о переселении людей на Волгу с Вятки только в 1530-40г. Тем самым отводя вятчанам вторую роль в формировании начального казачества на Дону. Особых причин покидать Вятку до сер. 16в. не было, кто хотел – ушли ранее. Второй исход можно связать с временем после взятия Казани в 1552г., когда Москва перестала нуждаться в военной помощи вятчан их привилегии были урезаны. Об этом можно судить по ситуации с Каринскими князьями.)…
Несмотря на славное, беспримерное во всемирной истории, трехсотлетнее служение казачества Российскому Престолу и его геройские подвиги, всеми признанные и по достоинству оцененные, даже с высоты Престола, русские историки о казачестве отзываются с какой-то двусмысленностью и как бы замалчивают истинное значение событий, между тем как иностранцы, случайно заброшенные на Дон, как то: Ригельман, де-Романо (1802 г.) и др. глубже вникали в суть вещей и оценивали заслуги казачества перед Россией более правильно. Ни один из них даже не дерзнул производить казаков от беглых из Московского государства, как это сделали невежественные московские летописцы. От этого заблуждения не избег и наш знаменитый историограф Карамзин...

Азовские казаки, как потерпевшие в силу своих исторических судеб метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами (греками-колонизаторами), были, большей частью, брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, среднего роста, крепкого сложения,выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует.
Характерные признаки этого типа: средний рост, высокие ноги, при коротком туловище (этот характерный признак не встречается у великороссов); волосы на голове и бороде черные, всегда волнистые, иногда на голове курчавые; довольно часто — при черных волосах на голове, усы и борода рыжие с красниной, жесткие; нос большой, всегда с горбинкой, так называемый орлиный или ястребиный, в отличие от носа семитического (еврейского); лицо продолговатое, смуглое, иногда с правильным овалом, как у лезгин, (Аланы-Лезги были родствены древним Аланам-Готам), а чаще, при узком подобранном подбородке, у скул широкое (личманые, как говорят на Дону); глаза черные, переходящие в карие и желтые; взор строгий, пронзительный; голова средняя, круглая, с широким, немного выпуклым лбом.
Тип казаков-новгородцев: ноги длиннее туловища, собственно высоки в голенях, прямые; рост высокий; широкая могучая грудь; лицо белое; подбородок небольшой и круглый; нос большой, прямой, хрящеватый, носовая перегородка не выдается; голова круглая; лоб высокий, прямой; волосы на голове от темно-русых до черных, на усах и бороде светлее, волнистые (По исследованию американского профессора-антрополога Гульда, характерными признаками природных воинов и мореходцев являются короткое туловище, высокие развитые ноги и длинные руки и шея. Физическое различие человеческих рас. Профес. Ранке, 1902 г.).
Казаки этого типа идут во гвардию и артиллерию, первого же — составляют лихую кавалерию, известную своею подвижностью всему миру. Казаки верховых станиц, как большей частью переселившиеся из древнего Рязанского княжества, составляют переходную степень от казаков, названных выше типов к великороссам...

Комментарии. Автор выделяет два основных типа казаков Дона: южный, как мы теперь знаем, булгарский, и вятско-новгородский. Оба типа как раз и могли сойтись на Вятке, перенять др. у др. навыки и традиции, стать единым войсковым товариществом. Территориально на Вятке было две (выделенные археологически) волости: Моломская и Никульчинская. По Нариман Тарихы - Арча-булгарская и Балын-нукратская, т. е. Булгарская и Новгородская. В последний период существования республики этнические различия отошли на второй план. Приток новгородцев, думаю, был многоэтапный, начиная с домонгольского времени. Вероятно, особенно много их появилось после разгрома Новгорода в 1470-х годах.
Последний раз редактировалось skygrad Пт май 21, 2010 8:44 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Сб май 22, 2010 8:34 pm

Л.Д.Макаров ДРЕВНЕРУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПРИКАМЬЯ В X-XV ВЕКАХ
http://lib.udsu.ru/a_ref/06_12_008.pdf
…На укрепленных поселениях Вятской земли к настоящему времени выявлены остатки 74 жилищ – землянка, полуземляночные и наземные… Зафиксированы как столбовая, так и срубная конструкции полуземлянок. Сооружение двухкамерных полуземлянок со входом через дополнительное помещение характерно для района Среднего Поднепровья в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а). Наличие их на Средней Вятке свидетельствует о появлении здесь во второй половине XIII в. южнорусского населения… 48 сооружений относится к типу наземных жилищ. От них остались либо нижние венцы рубленных "в обло" срубов (Хлынов) или канавки из-под них, либо подпольные ямы с рухнувшими в них остатками печей. Особенностью наземных жилищ Вятской земли, выделяющей ее из числа других древнерусских земель, является довольно частое помещение печи не в углу, а у середины одной из стен. (Е. Х. У казаков Дона, живших в полуземлянках, низенькие продолговатые печи ставились именно так. При этом над печью делали лежанку, а дым отводили наружу через узкий подземный ход.)
В отличие от керамики большинства древнерусских земель посуда Вятского края имела наряду с традиционно славянскими примесями (песок и дресва), также толченую раковину, шамот, навоз, сухую глину, известняк и слюду в разных сочетаниях. На ряде поселений их имели от 20 до 50% сосудов. В течение XV-XVI вв. эти примеси постепенно исчезают. Данную группу посуды можно рассматривать как результат славяно-финно-пермского взаимодействия. (Е. Х. Примечательно, что примеси исчезают одновременно со сменой населения.)
Итак, из всей совокупности вещевого материала памятников Вятской земли выделяются древности, позволяющие считать началом русского освоения бассейна Средней Вятки конец XII – начало XIII в. (Макаров Л.Д., 1995д). Заметную группу представляют также предметы импорта, особенно из Волжской Болгарии и Нижнего Поволжья как в домонгольское, так и золотоордынское время – монеты, бытовые вещи, керамика…
Первыми русскими колонистами региона были как новгородцы, использовавшие для проникновения сюда северные притоки р.Вятки, так и ростовцы, имевшие возможность попасть на Вятку и с севера, и с запада. Особенности обоих компонентов на археологических материалах (керамика, украшения) прослеживаются весьма слабо… Монголо-татарское нашествие усилило поток переселенцев с территории Владимиро-Суздальской и Южной Руси, принесших с собой традиции постройки полуземляночных жилищ и оборонительных укреплений, а также предметы киевского происхождения. (Е. Х. То есть, реально архелогических свидетельств массового заселения края новгородцами или ростовцами нет. Но описанные выше полуземлянки Никульчинского городища говорят о приходе на Вятку в конце 13в. некого южнорусского населения. Сомнительно, что это были непосредственно киевляне, более вероятно, что это было русское население Волжской Булгарии, имевшее связи с Киевом. Основным типом жилищ на поселениях салтово-маяцкой (протобулгарской) культуры являются полуземлянки. В лесостепной северной части СМК (средний Дон 8-9в.) преобладали полуземлянки срубной конструкции, впущенные в котлован на глубину от 0,4 до 2м с очагом в центре или в углу, или у стены, а в ряде случаев отопительным устройством являлась печь-каменка или печь из сырцовых кирпичей. Вероятно, близки по культуре были соседние буртасы и жившие здесь в последствии бродники. Полуземлянки характерны также для южного Подмосковья 13в., где жили вятичи.)
Набеги новгородских ушкуйников и золотоордынских отрядов на вятские поселения обусловили их значительные перестройки, выразившиеся в усилении оборонительных укреплений и изменении планировки на ряде памятников. (Е. Х. Имеются в виду перестройки в Никульчино во второй половине 14в. и в Котельниче начала 15в.: улицы были спланированы не вдоль берега реки, как ранее, а параллельно напольной стороне укреплений, при этом жилища вплотную ставились друг к другу, в виде жилых стен, что улучшало оборону.) В 1489 г. Вятская республика была ликвидирована, часть ее руководства казнена, а оставшаяся переселена в подмосковные земли. С конца XV в. на Вятку переместилось значительное количество переселенцев из северо-русских земель, что нашло отражение в особенностях языка, фольклора, топонимики, материальной культуры.

http://5thdimension.org/wp/magazine/012/chmelnitchina Интересный материал о войне Украинских казаков с поляками и евреями.
Патологическая ненависть казаков к евреям может объясняться их булгарским происхождением. Судя по Нариман Тарихы, булгары не питали нежных чувств к своим соседям хазаро-иудеям. Правда, надо учесть, что в описанной войне принимали участие крымские татары, часть описанных зверств явно на их совести. Поляки поселили евреев на своей восточной границе в Украинских землях. Евреям был отдан водочный промысел, что вызвало особое недовольство казаков.
Последний раз редактировалось skygrad Пн май 24, 2010 7:28 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Вт май 25, 2010 9:42 am

Если кто-то не смог разобраться в том, что не я один неоднократно высказывались по поводу происходящей здесь оголтелой профанации не только вятской, но и всей древнерусской истории, это его проблема. Говорилось и об используемых при этом методах абсолютно безапелляционного талдыченья, свойственных скорее идеологической обработке дурного пошиба, а не общепринятым нормам публичного обсуждения.
Наступать, даже при наличии предупреждающей таблички, или не наступать, – это дело сугубо добровольное.
С этим я согласен. А вот хамить не надо.

«Не наступи!»
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Вт май 25, 2010 6:33 pm

Порылся в сети и нашел такое:
http://agritura.livejournal.com/11074.html 1 часть Экскурсия в Чигирин
http://agritura.livejournal.com/11447.html#cutid1 2 часть

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... 00.svg.png Флаги казаков из Вики

http://mamajeva-sloboda.ua/publ.php?id=82 Оригиналы этих флагов хранятся в Швеции, - были захвачены в сражении, благодаря чему и дошли до нас.

На сохранившихся печатях казаков был изображен казак с мушкетом, вошедший в историю под названием "рыцарь-казак с самопалом". http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/ukraine2.htm Сохранились печати Киевского магистрата XVI века, на которых изображен арбалет или лук со стрелой.

http://mik-kiev.livejournal.com/45584.html История герба Киева. Очень интересно: На печатях, которые появились на рубеже XV–XVI столетия и встречались вплоть до второй половины XVIII века, так или иначе присутствует мотив лука или самострела-«куши» (арбалета).

Вот едва ли не самое давнее изображение этого символа на киевской печати (примерно 1500 год):

 Киева с луком.jpg
Киева с луком.jpg (30.51 ) Просмотров: 20895


На нем изображены руки выходящие из облака и натягивающие лук, - почти полный аналог Вятского герба. Причем, появляется этот символ на Украине в момент прихода сюда казаков, в конце 15в.

Боплан пишет, что: польське слово «коза» означає те саме, що французьке une chevré (коза). Но такая этимология неправдоподобна и была подсказана ему кем-то несведущим. Некоторые казачьи исследователи видят аналогии со словом коса. Косы иногда использовали в качестве оружия, в том числе они встречаются в захоронениях на Каме. Но и такое прямое толкование сомнительно, так как ничем не подтверждается. У казаков, судя по гербам, любимым оружием была пищаль, - небольшое простейшее ружье. А в более ранее время – арбалет, называемый КУША. Это слово аналогично польскому kusza. Но в польском языке есть и общеславянское слово samostrzał (самостріл по-украински). Поэтому «куша» - явное заимствование и скорее всего, у казаков. Поэтому можно предложить такую цепочку: куша – коша – коза – козак. То есть, козак – это арбалетчик. Эта мысль есть у Харина в работе про гербы и рыцарский орден Вятка, но там другое обоснование - без казаков. Однако обращаю внимание, что казаков считали рыцарями.

В ДТ арбалет назван «караджей» - великий лук. При этом, вятчане - их называют иногда карачцы - считались искусными стрелками, в знак чего, якобы, и получили свой герб в виде натянутого лука. Этот древний символ наверняка назывался Кошкар. Со временем его стали трактовать иначе: лук со стрелой превратился в крест с дугой.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Вт май 25, 2010 9:14 pm

А кто нибудь может выложить древний герб Вятки-Хлынова?
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт май 25, 2010 10:24 pm

Раз уж речь пошла о Вятской Республике, замечу, что на территории Вятской губернии неоднократно на протяжении последнего тысячелетия возобновляла свое существование Кайская Республика. Ее восстанавливали после каждого вооруженного переворота в Кайгороде, а такие были практически в каждом столетии, последние в 1905 и 1918 годах. Видимо, идея республики и была идеологическим мотивом, движущим повстанцами разных поколений. Заметьте, что еще в 17 веке территория Кайского уезда была едва ли не больше территории современной Кировской области, так как включала в себя часть территорий Коми вплоть до Койгорода.
Заинтересовала мысль о тождестве культур донского казачества и вятичей, однако еще больше мне показалась эта связь между донскими казаками и кайцами, вплоть до того, что кайская брага перебралась на Дон. Выдвину предположение, что это связано не только с процессами единовременной миграции, но и с процессом, который отчетливо прослеживается в народном русском фольклоре, в частности, в Слово о полку Игореве, в сказке о Жарптице, о Василисах Премудрой и Прекрасной, о Царевне-Лягушке, а имеенно - в межродовых свадьбах между знатными украинскими южными семьями и северными половецкими... Только очень известных таких свадеб, результатом которых становилось воскняжение на киевские и другие троны, насчитал более 30, при этом маленький нюанс - истории известна, скажем, свадьба южного князя Всеволода Ярославича и половчанки Айны сиречь Зеркало, но в брак с северянами вступал не только сам князь, а почти весь сопровождавший его полк. Вот вам и тождество культур...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 26, 2010 4:43 pm

http://www.chronologia.org/xpon4/im/4n14-080.jpg Оттиск печати Ивана Грозного 15в., сохранился в Стокгольме.
http://images.geraldika.ru/43/ris3_vyatka.jpg Оттиск печати, увеличенный фрагмент, (именно его имел в виду геральдмейстер Дрогов в Герценке 12 фев.). Изображен то ли лук, то ли арбалет. Вероятно, в виду миниатюрности гравер оставил только центральный символ, опустив второстепенные детали (руку, облако).

http://heraldry.hobby.ru/pict1/vygub.jpg Герб Вятской губернии

http://skygrad.narod.ru/texts/gerb.htm моя работа «Герб Вятский и Слободской» двухлетней давности. Тогда я еще не приступал к теме казачества, поэтому схожесть Киевского и Вятского гербов не была рассмотрена, да и многих доступных теперь публикаций в сети еще не было.
Киевская округа в период существования герба с луком и арбалетом не подчинялась России, а потому схожесть с Вятским гербом нельзя объяснить никакими иными причинами, кроме появления на Днепре новой властной группы людей - казаков, давших толчок к созданию самостоятельной республиканской территории Украины. И пришли они с Вятки, принеся с собой Дух Свободы.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Ср май 26, 2010 8:21 pm

Прочитал статью на http://skygrad.narod.ru/texts/gerb.htm, весьма интересно. Фальсификация истории, или досужие вымыслы, или реальность, судить трудно. Скорей всего, во всем есть определенная доля правды. Возникает вопрос, а где же тогда наши археологи, которые для восстановления исторической справедливости не перекопали вдоль и поперек центр Вселенной - Карино, тем более что там сейчас живут 1,5 жителя. Уж если там был эпицентр жизни на Вятке, то найти массу доказательств не составит труда. я думаю, что и со спонсором не будет проблем, идею поддержат как татарская диаспора, так и заинтересованные краеведы, в числе которых есть и преуспевающие бизнесмены.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт май 27, 2010 5:57 pm

skygrad писал(а):Возникает вопрос, а где же тогда наши археологи, которые для восстановления исторической справедливости не перекопали вдоль и поперек


Перекопали...еще в девятнадцатом веке... одно только Усть-Туйское городище раскапывали три года, настолько сенсационным был факт наличия в этом городе обсерватории свыше 3000 лет назад... Но все это осталось в рукописях неопубликованным.... Многих вещей не могу понять...например, почему Каялу из "Слова о полку Игореве" ищут в Казахстане, когда, на мой взгляд, очевидно, что само название марийское? Или почему в книге "История Гипербореи" В.Н.Демина автор сначала проводит параллель Гиперборея-звериный стиль-чудской, а затем расшифровывает слово чудской как чудной, странный? Что это? В двадцать первом веке человечество уже позабыло о том, что на Земле жил такой народ Чудь, что существует книга под названием "Чудь кайского уезда"?

vlad70 писал(а):Прочитал статью на http://skygrad.narod.ru/texts/gerb.htm

Может быть здесь есть ответ на Ваш вопрос: "..замечу только, что в Советское время скандинавские находки всячески замалчивали"?
Обратили внимание, на тот факт, что "единственный сохранившийся оттиск этой печати хранится в Швеции"? Опять Швеция. Гору Писанную на Вишере тоже швед открыл. А может не случайно героев одной шведской сказки зовут Кай и Герда, название населенного пункта в Кировской области - Кай, а переводится с марийского Кай как птица, Герда как красная?
Что-то я там не понял про Чертово городище. Не знаю, сколько на Руси было таких Чертовых городищ, но об одном знаю точно - возле Кая в месте впадения Пыелки в Каму.

На тему геральдики. Пермские геральдисты давно обратили внимание на интересную деталь: на гербах всех населенных пунктов Камы присутсвует синей ленточкой река Кама, дающая жизнь. Всех, кроме двух - Кая и Сарапула...древних оплотов чудского язычества, ведь и там и там - древние чудские кладбища...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Чт май 27, 2010 7:04 pm

А все- таки кто нибудь знает, проводили раскопки в Карино или нет? Слышал, что какие-то раскопки проводили в деревне Малый Конып( с татарского вроде переводится как стоянка, стойбище) Кирово-Чепецкого района, и что то там находили, относящееся к 11-13 векам. Эта деревня расположена на реке Чепце в 30 км от слияния Чепцы и Вятки. По моему мнению, факты вещь более убедительная и любая версия, подтвержденная находками, вызывает большее доверие , чем 2 десятка томов научной фантастики. Не думаю, что в 19-20 веках все перекопали, все нашли и вывезли. Поле деятельности для студентов исторического факультета пед.университета более чем обширна, а для профессуры и им подобным возможность увековечить свое имя написанием обоснованного научного труда, а еще лучше учебника по краеведению.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт май 28, 2010 5:15 pm

Происхождение Каринских татар-булгар достоверно неизвестно. С. Серкин в своей книге сообщает, что в частной беседе один из каринцев сказал ему, что в прошлом их предки, Арские князья, жили на Чуршинском городище. Но по оф. данным там только христианские и русские находки. Могильник 10-15в. пока не обнаружен, могилы на самой горе датируют 16в., когда городка уже не сущ. Так что, или в прошлом Арские князья не были мусульманами, или они жили где-то в др. месте, - надо искать их древние могилы. В самом Карино есть мус. кладбище с каменными надгробиями нач. 16в. Л. Макаров искал культ. слой в окрестности села на холме похожем по виду на городище, но не нашел.
М. Конып - это Кривоборское городище. Там жили еще в 1 тыс., находок ср. веков пока мало. Предположительно, здесь была переправа через Чепцу на пути из Казани в Карино и далее на Кай (?).
Чуршинское городище изучено на 3% площади, Никульчинское больше, но далеко не всё. Слободское городище вообще никто не копал, кроме разведочных работ вдоль берега и раскопок внутри остатка вала. Еще возле Слободского есть почти не изученное Родионовское городище 12-15в. и возможное (ранее 16в.) поселение в Шестаково.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Пт май 28, 2010 6:08 pm

Историки, археологи,краеведы - позор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт май 28, 2010 8:11 pm

vlad70 писал(а):Историки, археологи,краеведы - позор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Однажды сел и попытался систематизировать информацию по древним вятским городищам. В бассейне Вятки набрал их с полтора десятка. Потом перешел к Каме, к тем городищам, что начинаются от Слободского... и понял, что не осилю.. на Каме городища попадаются через каждые 50 километров и всем больше тысячи лет.. от силы их можно только перечислить... их огромное количество.. все, кто имел к ним отношение в 17-19 веках пишут одно и то же - в каждом находят что-нибудь уникальное... вплоть до 19 века господствовала теория, озвученная Страленбергом, о том, что чудские городища Камы - это древняя Бьярмия из Исландских саг, затем на долгое время эта теория была забыта...
Возможно, пишу чересчур эмоционально, но я в этом вырос... передо мной с детства стояли вопросы, на которые не мог получить ответ - круг людей в Каю, среди которых вырос, принципиально отличался от средней полосы России, они были другими, долгие годы жили вдали от дорог и цивилизации, были прирожденными речниками. Отец рассказывал, что местные умельцы смастерили ему деревянную лодку массой не больше тридцати килограмм и грузоподьемностью в шесть человек (мне это трудно представить!)...Эти люди любили разного рода сказания и песни, поток которых был неиссякаем...При этом население стремительно исчезало, я еще застал около двух десяток деревушек возле Кая, которых уже нет...В самом Каю динамика численности примерно такая: 15000 (девятнадцатый век) - 1000 (1980г) - 200 (2008г.). Согласитесь, странная динамика. Откуда появилось это поселение с численностью в 15000 и действующей на тот момент таможней, если предпосылок существования и ресурсов у этого города оказалось недостаточно, чтобы развиться дальше в крупный промышленный центр вроде Кирова или даже Кирса? В селе ни одной церкви нет, их все сожгли в разное время. С браговарением, с чудскими могилами и преданиями знаком каждый житель на селе. Лингвисты пишут, что на Каме нет поселений, названия которых переводились с финно-угорских языков, но ведь Кай-то есть... Про Чудь пишут, что она была, но неизвестно где, в Архангельской области встречается и сейчас в переписях, но в летописях чудь выделяют отдельно от мордвы, карел, пермяков, вотяков, черемисов-марийцев, что говорит о том, что локализация коренного местообитания чуди могла быть не столь обширной. В архивах деда нашел, что чудь селилась в верховьях Камы и на Порыше, что, скорее всего, недалеко от истины.
...меня всегда возмущал один факт в жизни Кая... В Каю действующий музей Дзержинского начала двадцатого столетия. В тоже время Дом купцов Строгановых на окраине села никому не показывается и находится в полном запустении, уже почти потерял свою историю... Вот так и во всем. Вы спрашиваете, почему не работают историки? В сказании о земле Вяцкой история Вятки начинается с двенадцатого века, то есть с момента появления здесь русскоязычного христианства. При этом сам летописец отметил, что русские пришли не на пустое место, пришли туда, где уже тысячи лет жили вотяки, чудь, меря, черемисы, у которых, видимо, тоже была своя история, языческая история, но кого она, собственно, интересует, ведь мы же русские, мы - продвинутое православное государство с вкраплениями мусульманства, не имеющее ничего общего с диким язычеством, шаманившим к тому же еще на каком-то своем непонятном языке! Как это по-русски!
Для того, чтобы признать, что народ, который ты завоевал, поработил, расстрелял, сгноил в лагерях, был очень древним и имел свою самобытную культуру и традиции, превосходящую в своем торгово-экономическом могуществе твою собственную, нужно иметь сильную политическую волю, а уж профинансировать какого-либо раскопки в этом направлении - вообще попахивает политическим самоубийством.

PS. В стране кризис. Но обратите внимание на список русских городов, наименее подвергнутых, по мнению специалистов, кризису - Краснодар, Казань, Екатеринбург, Пермь - древние города с собственными традициями.. Может быть, причина кризиса как раз в том, что мы что-то позабыли и подрастеряли под властью молодого и циничного города Кучкова, который всю свою историю только и умел, что воевать, грабить...и уничтожать историю...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Пт май 28, 2010 10:38 pm

А по моему объяснение совсем простое, коренное население выдавили Вятлагом и т.п. Плюс водка, к которому коренное население , как и все северные народы, весьма быстро приобщается со всеми вытекающими последствиями. Не думаю, что чудь в это деле отличается от чукчей, манси, хантов и им подобных. Сам я не краевед,не историк, но считаю что краеведам хотя бы на сей момент нужно записать у старожилов устные сказания, хоть что-то бы осталось, не то перейдем в разряд Иванов не помнящих родства. Жаль что бывший губернатор Шаклеин не придал всему этому какого либо значения, хотя он и вятский, родом из деревни Коршуниха, что в 5 км. от Кривоборского городища на реке Чепце.Ну, а нынешний губернатор вовсе далек от нас, что ему до чуди, Вятской республики, каких-то ушкуйников, Каринских князей, Булгарии.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб май 29, 2010 11:24 am

Приведу пример. Вот работа, написанная в 1975 году: http://www.komi.com/folk/komi/211.htm

Обратите внимание на список литературы, которым пользовались при написании:

Анучин Д. H. К истории искусства и верований у приуральской чуди.- МАВГР, т. III. М., 1899.
Блинов Н. H. Языческий культ вотяков. Вятка,1898.
Вогаевский П. М. Очерк религиозных представлений вотяков.- ЭО, 1890, № 1.
Варыш. Из легенд коми народа.- "Коми му", 1924, № 7-10.
Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.- ЗРГО, по отд. эти., т. XIV, вып. 3. СПб., 1889.
Верещагин Г. Остатки язычества у вотяков. Вятка,1895.
Верещагин Г. Е. Старые обычаи и верования вотяков.- ЭО, кн. 81-82. M., 1908.
Верещагин Г. Е. Человеческие жертвоприношения вотяков.- ИАОИРС, № 10. Архангельск, 1911.
Вологаин П. Лесное царство.- "Слово", сент.- окт. 1878.
Генинг Ф. В. Наскальные изображения Писаного Камня на р. Вишере.- СА, 1954, № 21.
Грен А. Н. Зырянская мифология.- "Коми му", 1924, № 4-5; 1925, № 7-10.
Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у маньзов.- ИОЛЕАЭ, труды этнограф'. отд., т. VIII. М., 1880.
Гондатти Н. Л. Культ медведя у иного-родцев Северо-Западной Сибири.- ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888.
Городцов П. А. Чудь. (Западно-Сибирская легенда).- ЭО, № 1-2, кн. 69. М., 1906.
Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве.- Труды ГИМ, т. 1. М., 1926.
Добротворский Н. Пермяки.- "Вестник Европы", т. 2-4. М., 1883.
Ермолаев А. П. Ишимская коллекция. Красноярск,1914.
Ефименко П. С. Заволочьская чудь. Архангельск, 1868.
Камасинский Я. Около Камы. М., 1905.
Кривощеков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда. Пермь, 1914.
Крупкин Ал. Верования пермяков инородцев,- ИАОИРС, № 4 и 5. Архан-гельск, 1911.
Кузнецов С. К. К вопросу о Биармии.- ЭО, кн. 65-66. М., 1905.
Луппов П. П. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края Вотской автономной области.- Труды НОИВК, вып. 3. Ижевск, 1927.
Львов В. Самоеды. М., 1903.
Малахов М. Быкобой у пермяков в день св. Флора и Лавра.- ЗУОЛЕ. т. XI, вып. 1, 1887.
Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.
Новокрещенных H. H. Гляденовское костище.-Труды ПГУАК, вып. XI, Пермь, 1914.
Оборин В. А. Немые свидетели. Пермь, 1965.
Оглоблин II. Н. Остяцкие знамена XVII в.- "Исторический вестник", 1889 № 10.
Оглоблин H. H. Знамена Сибирских инородцев XVII в.- "Екатеринбургская Неделя",1891, № 4,
Осокин И. К вопросу о миссионерской деятельности преп. Трифона Вятского в Пермском крае.- Труды ПГУАК, вып. VII. Пермь, 1904.
Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи, ч. I, ч. II (кн. 1 и 2), ч. III (пол. 1 и 2). СПб., 1773-1788.
Ратнер-Штернберг С. А. Музейные материалы по тлинкитскому шаманству.- Сб. МАЭ, вып. VI, Л., 1927.
Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян. "Коми му", 1924 (а), № 1.
Сидоров А. С. Памятники древности в пределах Коми края. "Коми му", 1924 (б), № 4-5, 7-10.
Сидоров А. С. Пережитки культа промысловых животных у охотников коми. "Коми му", 1926, № 5 (27).
Спицын А. А. Древности Камский чуди.- MAP, № 26, 1902.
Спицын А. А. Шаманские изображения ЗОРСАО, т. VIII, вып. I. 1906.
Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах.- Сочинения, ч. II. СПб., 1894.
Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края.
"Пермский краеведческий сборник", вып. I. Пермь, 1924.
Теплоухов Ф. А. Древности Пермской чуди в виде баснословных людей и животных. "Пермский край", вып. 2. Пермь, 1893.
Теплоухов Ф. А. "Кабала" или прошение лесному царю (из пермяцких суеверий) . Пермь, 1895.
Теплоухов Ф. А. Чудское жертвенное место на р. Колве.- Труды ПУАК, вып. III. Пермь, 1897.
Теплоухов А. Ф. Следы былого пребывания угорского народа в смежных частях Пермской и Вятской губерний и последующая смена его пермским и русским народами.- ЗУОЛЕ, т. 39. Свердловск,1924.
Харузин Н. Н. Медвежья присяга и тотемистические основы культа медведя у остяков и вогулов.- ЭО, кн. 38, № 3. СПб., 1898.
Шмидт А. В. Жертвенные места Вятско-Камского края. Л., 1925.
Шмидт А. В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля. "Сборник МАЭ", вып. VI. Л., 1927.

Обратите внимание, какое количество исследователей работало над археологией Прикамья вплоть до 1927 года и какой широкий круг вопросов они освещали. А после 1927 года отрезало. Скажите честно, кто-нибудь что-нибудь читал из вышенаписанного? Давно и цеденаправленно охочусь за данными публикациями, но не могу найти: их нет в интернете, нет в современной периодике и публицистике, все эти работы недоступны общественности, канули в никуда... Факт публикации в 1994 году в интернете ДТ - знаковое событие, безусловно давшее определенный толчок в исследованиях, но... то обстоятельство, с каким трудом оно пробивалось к обществу, на мой взгляд, совсем неслучайно, столкнувшись не с халатностью и безразличием, а с противоборством господствующей доктрины... Думаю, что мы вряд ли сможем до конца понять написанное в ДТ до тех пор, пока не изучим работы наших исследователей до 1927 года, потому как, судя по всему, они придерживались принципиально другого мировоозрения и обладали более глубокими познаниями в истории Вятско-Камского края нежели их последователи и наши современники...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Сб май 29, 2010 2:50 pm

Пестриков писал(а):В самом Каю динамика численности примерно такая: 15000 (девятнадцатый век)... Откуда появилось это поселение с численностью в 15000 и действующей на тот момент таможней, если предпосылок существования и ресурсов у этого города оказалось недостаточно, чтобы развиться дальше в крупный промышленный центр вроде Кирова или даже Кирса?


НИОТКУДА! Не было никогда такого количества жителей в Кае, иначе с какой бы стати обращен он из города в село. Уберите лишние нули! Или приведите ссылку на официальный документ какой - либо ревизии. Зачем утверждать голословно?
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн май 31, 2010 6:25 pm

Виктор писал(а):НИОТКУДА! Не было никогда такого количества жителей в Кае, иначе с какой бы стати обращен он из города в село.


По поводу ссылки на официальный документ. В 1914 году в Санкт-Петербурге вышло "Полное географическое описание нашего Отечества". О Кае там написано так: "Кайский край, прилегающий к пермским лесам, почти до 1820-х годов служил притоном беглых и других людей, занимавшихся разбоем и грабежом. Особенно сильны были разбои в 18 в, когда народ, недовольный новыми административными мерами правительства, убегал в лесные дебри от переписи и рекрутства и снискивал себе пропитание грабежом и разбоем".

Может быть Вы и правы. Смотрю на это вымирающее село, и думаю, что ничего этого не могло быть. Не было чуди. Не было Ермака в Кайгороде. Не было таможни с архангельским товарооборотом, Кайской пристани со складами соли и чугуна. Не было Успенского монастыря, Преображенской, Николаевской, каменной Воскресенской, Флоро-Лавровской церквей и Сретенской пустыни. Не было Каптола, Пестриково и множества других заросших бурьяном поселений вблизи Кая, некогда входивших в состав Кайгорода. Не было Кайской Республики в 1673, 1709-1710, 1776, 1852, 1906 годах. И полстраны не носит странную фамилию - Кайгородцев. Все это лишь плод моего больного воображения, разыгравшегося на сказках деда...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн май 31, 2010 8:57 pm

Не надо посыпать голову пеплом. Всё было и мы докажем это. Дай срок!

http://www.kirscity.ru/PHP/Rasskaz/Rasskaz_index.php Кое-что про Кайгород
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт июн 01, 2010 1:32 am

skygrad писал(а):http://www.kirscity.ru/PHP/Rasskaz/Rasskaz_index.php Кое-что про Кайгород

Благодарю за ссылочку. Копчикова, кстати, изучала историю у деда, бывшего тогда директором школы. Большая часть материалов позаимствовано у него. Погрело душу и упоминание фамилии бабушки - Лузяниной. В порывах полного безумия мне иногда снится, что Лузянины - родственники королей Кипра, Франции и Армении - Лузинианов - "охотников".
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Вт июн 01, 2010 4:03 pm

Пестриков писал(а):
Виктор писал(а):НИОТКУДА! Не было никогда такого количества жителей в Кае, иначе с какой бы стати обращен он из города в село.


По поводу ссылки на официальный документ. В 1914 году в Санкт-Петербурге вышло "Полное географическое описание нашего Отечества". О Кае там написано так: "Кайский край, прилегающий к пермским лесам, почти до 1820-х годов служил притоном беглых и других людей, занимавшихся разбоем и грабежом. Особенно сильны были разбои в 18 в, когда народ, недовольный новыми административными мерами правительства, убегал в лесные дебри от переписи и рекрутства и снискивал себе пропитание грабежом и разбоем".

Может быть Вы и правы. Смотрю на это вымирающее село, и думаю, что ничего этого не могло быть. Не было чуди. Не было Ермака в Кайгороде. Не было таможни с архангельским товарооборотом, Кайской пристани со складами соли и чугуна. Не было Успенского монастыря, Преображенской, Николаевской, каменной Воскресенской, Флоро-Лавровской церквей и Сретенской пустыни. Не было Каптола, Пестриково и множества других заросших бурьяном поселений вблизи Кая, некогда входивших в состав Кайгорода. Не было Кайской Республики в 1673, 1709-1710, 1776, 1852, 1906 годах. И полстраны не носит странную фамилию - Кайгородцев. Все это лишь плод моего больного воображения, разыгравшегося на сказках деда...


Не надо лишних слов, я всего лишь попросил привести официальные цифры по количеству населения в городе Кае в 19 веке. Иначе это не научный спор, а простая болтовня!
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22