Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Чт ноя 19, 2009 2:42 pm

Кто соскучился по skygrad'y или borgheus'y, может посетить их вот здесь: http://skygrad.livejournal.com/ и http://borgheus.livejournal.com/
Особенно интересно будет zritel'ю почитать, что о нём пишет borgheus.
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт ноя 19, 2009 3:19 pm

Спасибо за рекламу. Советую посмотреть ленту наших друзей.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Чт ноя 19, 2009 4:44 pm

Спасибо, Alex
Честно говоря, не интересно.
Скучные ребята.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн дек 07, 2009 4:57 pm

"С эпохой викингов началось проникновение скандинавов на территорию Руси. Как уже отмечалось выше, они основывали колонии в разных местах на южном и восточном побережье Балтийского моря. Однако самые ранние находки следов пребывания скандинавов в России были сделаны при раскопках в Старой Ладоге, причем, в древних слоях, относимых к 700-м годам. Находки эти, впрочем, весьма немногочисленны, и одновременно раскопки показали, что здесь обитали также финно-угорские, балтийские и славянские племена. Более многочисленные находки, включая те, что были обнаружены в захоронениях, относятся уже ко второй половине 800-х годов и к последующим столетиям. Такие открытия были сделаны и в других регионах Руси. В этот период Старая Ладога, которая в древних скандинавских сагах называется Альдейюборг, становится хорошо известным пунктом на пути из Скандинавии в глубь Руси.
Находка в Старой Ладоге клада древних арабских серебряных монет – дирхемов чеканки 749 и 786-х годов наряду с отдельными монетами чеканки 700-х годов -свидетельствует о том, что торговать сюда приезжали издалека и что арабское серебро играло одинаково важную роль в экономике Руси и скандинавских стран на протяжении почти всей эпохи викингов. Следует отметить, что в период с 800 по 1015 годы в страны Скандинавии поступало огромное количество этих серебряных монет.
Письменные источники, в которых содержатся сведения о походах скандинавов в Восточную Европу, не дают цельной и связной картины этого процесса. Притом лишь немногие из них относятся непосредственно к тому времени. Однако с помощью археологических находок и, в частности, многочисленных кладов серебра, можно очертить некоторые общие тенденции. Следует также учесть, что походы скандинавов на восток, несомненно, имеют общие черты со столь хорошо изученными походами викингов на запад.
Арабские монеты появились на Руси примерно около 800-х годов. Они пришли сюда с Ближнего Востока, с территорий нынешних Ирака и Ирана через Кавказ и Каспийское море и использовались при торговых сделках в хазарском каганате, находившемся у нижнего течения Волги и Дона. Отсюда они распространялись дальше, и самые древние известные нам клады арабских монет, относящиеся к началу 800-х годов, были обнаружены на побережье Балтийского моря и в Скандинавии.
Интересно отметить, что в зарытых здесь кладах, относящихся к 800-м и началу 900-х годов, встречаются русские серебряные шейные гривны (так называемые пермские гривны), но здесь они чаще всего закручены в спирали, так что их можно было использовать как браслеты. Они имеют определенный вес – 100, 200 или иногда 300 граммов, что соответствует 1/4, 1/2 или 3/4 «гривны» в русской весовой системе. Кстати, первоначально «гривна» и означала, по сути дела, «шейный обруч».
Видимо, эти обручи использовались одновременно и как украшения, и как средство оплаты, подобно браслетам в Шотландии. В качестве шейных обручей они были особенно широко распространены в районах Перми и Кирова. (Связь Скандинавии с Биармией – Е. Х.)
Скандинавских находок очень много как в России, так и на Украине. Одних только овальных фибул найдено, по меньшей мере, 187, то есть гораздо больше, чем по всей Западной Европе… Однако следует отметить, что большинство скандинавских поселений в Восточной Европе носили все же явно временный характер. Это были своего рода торговые подворья, где скандинавы поселялись на время, только для того, чтобы скупить местные товары и отправиться с ними на большие торговища, где они также задерживались на некоторое время, поскольку путь домой был долог. Некоторые из таких поселений, вероятно, представляли собой сочетание торгового двора и военного лагеря, наподобие тех, которые существовали в завоеванной викингами Ирландии. В таких поселениях жили и женщины. Вместе с тем, повторяем, некоторые из скандинавов, вероятно, поселялись на землях Киевской Руси навсегда".
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Hi ... dal/16.php Эльсе Роэсдаль. Мир викингов
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Вера Анатольевна » Вс дек 20, 2009 12:01 am

В Красноярском крае часто встречается фамилия Толстогузовы. Может, она тоже от казаков?
Вера Анатольевна
 
Сообщений: 21
Зарегистрирован: Вт дек 15, 2009 1:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение alex2008x » Пн дек 21, 2009 2:17 am

Кого интересует история казачества, могут здесь найти бесплатную и интересную библиотеку, фильмы, музыку: http://arhiv.volniy-don.ru/node/112
регистрируйтесь и пользуйтесь, не забыв поблагодарить авторов сайта. рекомендую.
может кому пригодится, может и по Вятке что найдёте...
На Вятке свои порядки...
alex2008x
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 8:07 pm
Откуда: Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Алевтина С » Ср дек 23, 2009 8:03 pm

Господину skygrad очень хочется придать нашей вятской истории некой "весомости", наверное, от этого натяжки и придумки. Зачем ? История Вятки и без того достойна преклонения. Не надо придумывать , придавать значительности . Это выглядит плебейски напыщенно. Алевтина
Алевтина С
 
Сообщений: 84
Зарегистрирован: Пн ноя 23, 2009 12:05 pm
Откуда: Вятка (Киров)

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт дек 25, 2009 8:21 pm

А что, на ваш взгляд, я придумал?
Арсанию "придумали" арабы еще 1000 лет назад.
Биармию - скандинавы, тогда же.
Об их отождествлении и локализации в Прикамье "придумал", к сожалению, тоже не я.
Вятка - родина казачества - "придумали" историки донского казачества 100 лет назад (гипотезу разрабатывает исследователь Евг. Бажанов).
То, что поселение в районе древнего Хлынова было "селом на окраине Никульчинской волости" "придумал" археолог и доктор ист. наук Л. Макаров.
Город Колин-Колын-Хилин тоже не я придумал!
И уникальное Чуршинское городище не я выдумал.
И Ковровское тоже не я.
Все ссылки есть выше.
Я лишь собрал всё это в одно место и осмыслил.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт янв 21, 2010 11:42 pm

http://passion-don.org/history-2.html -- Книга историка Донского казачества Евграфа Савельева (цв. илл.)
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср фев 03, 2010 9:02 am

Уважаемый Скайград!
Я внимательно изучил большую часть той информации, которую Вы собрали. Вы проделали титаническую работу, и я снимаю перед Вами шляпу. Но кое с чем я не согласен. Давайте вернемся к Уч Кую на Верхней Каме. Вы утверждаете, что в 14 веке не могло быть в верховьях Камы поселения с численностью свыше 20 тысяч человек? Я готов с этим поспорить и вот почему. Дело в том, что моего деда звали Федор Васильевич Пестриков, а моего прадеда Василий Федорович Пестриков, и эти имена передавались из поколения в поколение, дед всю жизнь был любителем, знатоком и преподавателем истории в школе, которая располагалась на территории некогда крупного города Кайгород. На территории же этого города находилось село Пестриково, откуда родом были мои деды и прадеды. Изучая историю своей фамилии я пришел к удивительному для себя открытию, что они напрямую связаны с Василием и Федором Пестрыми, а те напрямую связаны с ушкуйниками. Мне приходилось от деда слышать и видеть в архивах, что, например, в 19 веке в Кайгороде проживало более 15 тысяч человек. Кроме того дед рассказывал про раскопки еще более древних поселений вблизи Кайгорода. Анализируя это, у меня еще с детства возникал вопрос: Чем жили эти люди? Понимаете, в те края дорог не было даже в 20 веке, асфальт к Кайгороду проложили не ранее 1985 года, к тому времени без дорог уже вымерли близлежайшие к Каю Пестриково, Пушье и т.д., даже во времена моего деда автобусы туда не ходили, связь была только водная. А край, между прочим, неурожайный, например, вишня и яблоня там просто не растут, малолеткой вместе деревенскими я лазил по деревьям и ел черемуху, которую вообще нигде в России не едят. Так вот, ответьте на простой вопрос, откуда в Кайгороде в 19 веке проживало так много народа и чем они жили? И еще... Я на это обратил внимание еще не слыша ни про каких ушкуйников в пятилетнем возрасте, и не понимаю, почему никто из историков до сих пор этим не заинтересовался, ведь это же очевидно. Дело в том, что примерно в 40 км от Кайгорода выше по течению Камы есть место, где Вятка и Кама находятся практически в зоне прямой видимости, расстояние между ними не превышает 15 км, перетащить ушкуй по суше из одной реки в другую там большого труда не составит...Меня, малолетку, помню очень удивил факт такой близости. Это же уникальное природное явление. Две великие русские реки, которые на своем протяжении испестрят полРоссии и только потом через тысячи километров встретятся, начинаются так близко друг от друга. В этом месте их не разделяет ни лес, ни горный перевал, исключительно равнинная местность. Мистика какая-то! И знаете, на мой взгляд, почему ушкуйников так интересовала Вятка? Потому что эта речка равнинная, по ней несложно подниматься на ушкуях против течения, а вот в верховьях Камы скорость течения такова, что идти на веслах против течения практически невозможно...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение ЕвгенийК » Чт фев 11, 2010 9:11 pm

[quote="borgheus"]Казачими могут быть Вятские фамилии Кошкин, Кошурников и др. с основой КОШ и КАШ. quote]

Фамилия Кошурников вряд ли относится к "казачьим". Согласно "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля кошур, кошуля – короткий крытый тулуп (кстр.), овчинная шуба с борами, крытая китайкою, крашениною или сукном (ярс.); Стар. Мужской или женский поддевок на меху. А в книге (В.Б. Перхавко «Первые купцы российские». Русское слово, 2004, стр. 491) кошурник это портной, который занимался шитьем шуб –кошур или кошуль. Так же трактовалось это слово и в работе Бахрушина С.В. (Научные труды. Т.1. Изд-во АН СССР, 1952. Стр.256) кошурники, портные, шившие кошули или кошуры (крытые шубы). Кошурный ряд - торговый ряд, в котором сидели кошурники. (Перхавко В.Б. Первые купцы российские. Русское слово, 2004. Стр.491)
Первые упоминания о кошурниках относятся к 16 - 17 векам, к Новгороду и Твери. В начале 17 века эта фамилия встречается на Вятке.
ЕвгенийК
 
Сообщений: 43
Зарегистрирован: Ср июл 15, 2009 10:48 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт фев 19, 2010 2:38 pm

Ответ Пестрикову.
Проведенные вами разыскания очень интересны и важны для понимания нашей истории. Со многим готов согласиться, кое-что из сообщенного мог бы использовать в дальнейшем. Поэтому выскажу со своей стороны лишь некоторые замечания.
В Джагфар Тарихы Учкуй помещен в верховьях Камы, «где она поворачивает на юг». Поэтому я отношу эту местность к известным городищам на Колве и Вишере, но они невелики. Поэтому указанная в ДТ цифра 50 000 (как и многие др.) кажется мне завышенной. Раскопки непосредственно на верхней Каме (п. Харино и др.) производились в начале 20в. Там были обнаружены захоронения 6-8в. н. э. выходцев их Причерноморья, - с ушкуйниками вряд ли связанные. Ушкуйники как явление появись в 14в., их активность проявляется в период смут в Орде 1359-1408г.). Далее в 15в. на сцену истории в схожей роли выступают «вятчане». Поэтому многие с основаниями считают, что заметная часть ушкуйников осела на Вятке. ДТ признает, что потомки Анфала (а также, Мер Чуры и новгородца Садыка) жили на Вятке в 15в.
На Сысоле ушкуйники, вроде бы, жили во времена Стефана Пермского (1378-96). В то время зимний и речной путь от Вычегды (через Сысолу) на верхнюю Вятку (в Слободской город) явно существовал. Поэтому появление в 14в. русского поселения в районе Кая вполне вероятно, но арх. сведений об этом мне неизвестно. Вятчане и ушкуйники могли массово укрываться здесь в трудные годы, в частности, при погроме Вятки Тохтамышем в 1391г. Вятская фамилия Сысолятин свидетельствует о данных связях.
Слово «ушкуйник» поздний вариант. В 14в. была форма «ушкол», «ушкуль». Учкуй – явно татарский вариант. В ДТ сказано, что это название (местности или лодки) было перенято булгарами-татарами от вятчан (батышей). Думаю, на Вятке это слово звучало иначе, - «ушкой» - так у нас старики произносят слово «узкий». По моему, это переосмысленный эквивалент первоначального, ставшего непонятным для многих названия. Узким по форме могли назвать корабль или речной полуостров. Я связываю ушкуйников с населением домонгольской Казани, которая называлась по-бул. Учель, а по-рус. Ошель. Казанские корабли назывались в 12в. учаны. Поэтому казанцев могли звать «оушельники» (такая форма встречается в летописях применительно к ушкуйникам). В русском языке того времени произносили и писали вместо «У» - «ОУ».
По понятным причинам, связь ушкуйников с Казанью была сокрыта. Кто были в этническом плане эти «ошельники», сказать пока затруднительно. Но, по крайней мере, часть из них были христиане, хорошо говорящие на русском, особенно после того, как неск. десятилетий прожили на русском севере и Новгороде. Но были и мусульмане и колеблющиеся в вере в зависимости от обстоятельств.
В этой связи любопытно следующее. Недавно были произведены антропологические исследования ранних казачих захоронений на Украине 16-17в. Заметная часть останков мужчин имеет сходство скелетов и черепов с более ранними захоронениями булгар. А среди знатных викингов из могильников на о. Готланд по генетич. исслед. часть оказалась выходцами прямиком из Монголии… Так что история наша далека от прямолинейных схем. Прошлое народов гораздо сложнее, чем политизированные выкладки в учебниках.

Насчет фамилии Кошурников согласен.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт фев 26, 2010 2:57 am

Уч Куй = Усть-Кай = Кай-Аллы = Волосница
Речка Волосница впадает в Каму. Все Заволожье испестрено названиями Волосница и Кай. Это название рек объединяет одно - в их истоке волок в другую реку. Волосницей ее называли южане, Кай северяне. "Кай - всему свету край" - поговорка неслучайная. Район с центром в Кирсе называли в народе Кайским. Почему? Ведь Кай даже не районный центр и находится в стороне от Кирса. Кай - не на своем месте. Там волоков нет. Но там ест озера. Булгары с Кировчанами сожгли Кай, но люди выжили и спустились 50 км по Каме. Зимой прятали лодкив озерах. Северяне новое место называли не Кай. Они называли его Кашин, Кашина Гора, Каш-Аллык. Это то самое место, описанное в кунгурской летописи, из которого уходил Ермак и в котором он погибал, добиваемый потомками Анфала Строгановыми.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Alex » Пт фев 26, 2010 8:51 am

Булгары с Кировчанами


Мне это нравится!!! :D :D :D
Alex
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: Пт май 12, 2006 12:03 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Виктор » Пт фев 26, 2010 6:43 pm

Пестриков писал(а): Район с центром в Кирсе называли в народе Кайским. Почему? Ведь Кай даже не районный центр и находится в стороне от Кирса.


А потому, что Кайский район был . Он образован из Кайской волости в 1929 г. В 1963 г. при реорганизации Кайского и Омутнинского районов образован Верхнекамский р-н с цетром в пос. Кирсе.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт фев 26, 2010 7:23 pm

Неплохо бы прояснить вопрос о Кайгородской волости в Котельничском уезде. Какова связь с северным Кайгородом?
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт мар 19, 2010 6:09 pm

Т.А. Рудич
ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

«... Подводя итоги отметим, что на антропологичних материалах Среднего поднепровья эпохи позднего средневековья зафиксированны существенные изменения по сравнению с древнеруским временем. Прослежена генетическая линия, которая связывает часть позднесредневекового населения этой территории с Полянскими группами, особенно отчетливо - на женских черепах. Хотя, возможно, это является следствием миграции из левобережных черниговских Полянских земель.
Если в древнерусское время в Среднем Поднепровье ощущался определенный приток переселенцив с более северных территорий: дреговичи, радимичей, кривичей смоленских (Рудич 2007), то в эпоху позднего средневековья миграции из этих регионов на антропологическом материале не прослежена. В позднем средневековье рельефнее представлены, особенно среди мужчин, выходцы из западных земель ( древлянско-волинянських, галицких и тиверских). Следовательно, можно предположить, что их приток был значителен, т.е. очевидна смена ведущих миграционных потоков.
По краниологическая материалам казацкого времени можно отметить, что по сравнению с древнерусским временем увеличился процент степного населения, достигшего пика для этой территории. Лучше представлен так называемый сарматско-Салтовский морфотип (Е. Х. - Салтаво-маяцкая культура, Придонье 7-9в.), некогда презентованный у болгар и был распространен в Хазарии и Крыму (Е. Х. - караимы?), а в XII-XV вв. характеризовал часть населения Нижнего Поднепровья и Прутско-Днестровского междуречья. На позднесредневековых могильниках Центральной Украины проявление выходцев из различных кочевых групп, этническая интерпритация интерпретация которых на современном этапе не всегда возможна. Вклад степняков в формировании антропологического состава населения Украины- наиболее отчетливо зафиксировано в Поднепровье на материалах XVI-XVII вв. (Чигирин, Суботов, Вышгород), но чувствуется и на Подолье, напрмиер, в Меджибоже. В более поздних сборных сериях украинской XIX-XX вв. степной компонент уменьшается и прослеживается на краниологических ма-лах только на уровне индивидуальных данных". http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=5886

- То есть, первоначальные украинские казаки по внешнему виду были схожи с домонгольскими булгарами и хазарами. Последние по современным представлениям являлись потомками иранцев (северокавказцев) и степняков-тюрок европеодного типа. В 10-13в. этот народ составлял основу Волжской Булгарии. Украинский историк ищет предков казаков среди своих южных соседей. Но, на мой взгляд, более вероятен «Вятский след»: Камские булгары жили в Прикамье и Вятке, именно они составили основу первых казаков. Под давлением московских войск часть их во второй пол 15в. ушла далеко на запад. Интересно, что женщины в Днепровских казачих захоронениях более схожи со славянками Древней Руси. То есть, в Украину пришли в основном мужчины, жен они брали уже на новом месте. Любопытно, что подобная практика наблюдалась и на Вятке, только здесь женщины, судя по находкам 13-15в., были вятские аборигенки.
В цитированной работе у мужского населения Украины 16-17в. также отмечается монголоидный компонент, предположительно, печенежского происхождения. На мой взгляд, нельзя исключить, что он появился как раз от Вятских прабабок казаков. Дело в том, что есть факты дающие основания полагать, что в Прикамье в 9-10в. поселились печенеги. Более того, само имя вятчане может быть связано с их именем Баджанак. Но об этом в другой раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс мар 21, 2010 9:56 pm

П. А. Горишний
КАЗАЧЬЕ КЛАДБИЩЕ В ЧИГИРИНЕ (перевод с укр.)
Археологический материал

"В ходе охранных археологических исследований в Чигирине в 1989-1994 гг в нижнем городе
были обнаружены и исследованы остатки казацкого кладбища XVI-XVII вв.
Это кладбище был расположен возле древней церкви во имя Преображение Господня,
остатки которой удалось проследить и исследовать при раскопках упомянутого кладбища. В течение
трех полевых сезонов на кладбище было открыто и исследовано более 260 погребений.
Сопровождающий археологический материал дает основания датировать эти захоронения концом ХV -
серединой XVII в. Это довольно разнообразные керамические изделия, монеты, подковки сапог, свинцовые
шары, детали ружей, ножи, топоры и другие бытовые вещи.
Впервые были проведены антропологические исследования такого большого количества захоронений ХVI -
ХVП века, что дает в распоряжение исторической науки новые возможности в изучении этнического состава
населения и его происхождение.
Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который
до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали вытянуто на спине, головой на
запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука
возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были
скрещенные на груди. В некоторых захоронениях в гроб ставили горшки и другие изделия из
керамики. Захоронения, в основном, совершены в деревянных гробах, выдолбленных колодах, а
иногда покойников клали прямо в землю без гроба.
Размеры погребальных ям зафиксированы следующие: 220х70х50 см, средние 170x50x45 см. Детские
захоронения были в ямах размером 100x40x30 см, 95x40x35 см и меньше.
Гробы для взрослых были сделаны размером 170x40x40 см, 160x40x25 см, для детей
120x45x35 см и меньше. Гробы были сбиты четырьмя или шестью коваными гвоздями, а большинство из
них соединялось без гвоздей - деревянными шпунтами. Кладбище имело отдельный участок в северной
части, где была похоронена большое количество детей.
Прослежено значительное количество человеческих скелетов со следами повреждений стрелой, ударов
саблей, копьем или другим холодным оружием. На некоторых скелетах прослеживаются обломки от ядер,
которые застряли в костях скелетов, что, вероятно, стало причиной смерти этих людей. На некоторых
черепах имеются следы от пуль, одна свинцовая пуля обнаружена в челюсти покойного. В одном из
захоронений обнаружены ступни ног взрослого человека, закопаны в небольшом ящике...

При мужском погребении № 222 был найден большой фрагмент пояса, длина которого 160
см, ширина -17 см. Пояс выполнен из шерстяной пряжи 3-х - 4-х цветов, в результате длительного
пребывания в земле он приобрел темно-коричневого цвета. Во время реставрации удалось
определить первоначальный цвет пряжи. Нити имели четыре оттенки коричневого цвета от светло -
коричневого до более темного. Прослежены также нитки черного и темно-синего цветов. Пояс
декорирован продольными полосками.
Сопровождающий материал состоял из кованых гвоздей от гробов, казацких трубок,
подковок для сапог, крестиков, керамических изделий. Найдены бронзовые пуговицы, бусы, женский
головной убор с парчовой ткани, фрагмент кружевном ткани с женской одежды, остатки
мужского пояса из шерстяной пряжи. В нескольких захоронениях возле покойников были найдены польские
серебряные и шведские монеты, которые четко датируют захоронения XVII в.
На кладбище найдено большое количество керамических изделий. Это казацкие трубки, горшки, кружки,
сковородки, миски, изделия из стекла и металла, остатки кожаных сапог и т.д.
В 1993-1994 годах осуществлены раскопки могильника в нижнем городе, которые дали возможность
исследовать значительный антропологический материал, составил на сегодня наиболее репрезентативную
серию на территории Украины, датированная XVII в. Исследовано более 260 захоронений, к сожалению, многие
скелетов было частично разрушено позднейшими строительными работами, что делало невозможным
замеры по полной краниологическая программе, а иногда делало невозможным даже определение пола и
возраста умерших. Поло-возрастные определения удалось сделать только в 139 случаях. В тех случаях,
когда материал сохранился удовлетворительно, это не вызывало трудностей, поскольку половой деморфизм выраженный
достаточно четко, при этом принимались во внимание морфологические особенности черепа, длинных костей и
костей таза. Возраст определялся по степени зарастания черепных швов и стертости зубов.
Значительное большинство скелетов принадлежит мужчинам - 61, женщинам - 41, а 37 скелетов-детские. По
возрасту: большинство мужчин умерли в возрасте 35-55 лет (39 человек), в возрасте 25-35 лет - 18 человек, в
возрасте 19-25 лет - 1 человек, в возрасте 55-65 лет - 3 человека. Средний возраст мужчин составлял 35,2
лет, а женщин - 33 года. Большинство скелетов принадлежала мужчинам - 31,7%, женщин - 31,0%,
детям - 28,6%. Остальные - 8,5% приходится на лиц, умерших в возрасте от 12 до 18 лет, пол которых
по скелетам определить невозможно. Характерно, что на могильнике очень мало людей, которые
умерли в преклонном возрасте. Патологических отклонений на костях черепов и на длинных костях
практически не зафиксировано. Но более чем в 10 случаях на костях черепа прослеживаются следы
травм, полученных как от огнестрельного оружия, так и от различных видов холодного оружия, что,
очевидно, и стало причиной смерти этих людей, о чем свидетельствует отсутствие следов регенерационных
процессов (заживление ран).
Среди женщин наибольшее количество умерших приходится на 25-35 лет - 23 случая, затем идет
35-55 лет - 15 случаев, и 3 случая в возрасте до 25 лет. Стоит отметить преобладание (достаточно
значительное на этом участке) мужчин, а также очень малое количество умерших в преклонном возрасте.
Мужское население отличается высоким ростом, крепким телосложением, достаточно массивным
скелетом с хорошо развитыми мышцами (на костях сильно развитый рельеф), что свидетельствует о
значительных физических нагрузках. Средний рост у мужчин составляет 173,7 см, это достаточно высокий
рост для населения эпохи средневековья на Украине. Однако следует отметить, что на нескольких
мужских скелетах зафиксирован более высокий рост людей, - от 185 до 189 см.
Патологические отклонения на костях не зафиксированы, за исключением погребения № 205, где есть
свидетельства значительной деформацией костей рук и значительных костных наростов как на длинных
костях, так и на позвоночнике. В ряде случаев на костях зафиксированы следы травм: у мужчины по захоронению
№ 179 на правой теменной кости есть след отверстия - скорее всего от стрелы (?) Без следов
зарастания; в захоронении № 247 следы рубленых ударов в теменной кости взрослого человека, на
черепе мужчины с квадрата 6 на левой теменной кости виден след, возможно, сабельного (?) удара со
следами регенерации; в захоронении № 205 фиксируется пролом грудной кости; в скелета с квадрата
5, 6 грудиной кость имеет отверстие (скорее всего, тоже от стрелы) со следами зарастания, на одном из
черепов (6 А/150) следы долгого пребывания в огне.
После реставрации оказались пригодными к измерениям по полной краниологическая программе 20
мужских и 13 женских черепов. Анализ главных краниологическая измерений дал нам такую картину.
Мужская серия отмечается продольным диаметром средних размеров (178,38) и большим
поперечным (145,33 мм) диаметром. В среднем выраженные мужские черепа брахикранные (81,36),
но имеют довольно большой размах вариаций (73,54-87). Высотный диаметр попадает в разряд
средних...

Коэффициенты полового деморфизма в значительной мере не укладываются в стандартные. Женская
серия отмечается несколько более узким и высоким лицом, высоким и широким носом, и
узкими орбитами.
Женская серия в целом более смешанная чем мужская. Она обнаруживает значительное сходство со сборной
серией центральных районов Украины (XVII-XIX века). Что касается мужской серии Чигирина, то
она несколько больше отличается от центрально-украинской и отличается большей
массивностью.
За прошедшие годы исследована небольшая серия из Субботова - Новоселье (раскопки М. Сухов), которую
автор раскопок датирует рубежом XV в.
Мужская серия из Чигирина (в которую входят материалы из раскопок 1993 и 1994 годов) обнаруживает
очень большое морфологическое сходство с серией из Субботова (село в неск. км от городка Чигирина). Так, анализ расстояния между популяциями с
использованием формулы Пенроуза (Penrrouse, 1964) за 17 главными признаками указывает, что с
хронологически близких групп эти два проявляют наибольшее морфологическое сходство (0,184), что
свидетельствует об их общем происхождении.
По заключению антропологов, население средневекового Чигирина имело близкое сходство с
так называемым кавказско-балканским антропологическим типом. Это высокий рост, широкое,
средневысокие лицо, сильно выступающий нос с горбинкой, темные глаза и темные волосы. К
этому типу также принадлежат некоторые народы Северного Кавказа (балкарцы, черкесы и другие).
Чигиринская группа населения вообще более похожа на сарматов, захоронение которых исследованы
на территории Запорожской и Херсонской областей. Это сходство есть даже больше, чем с
населением Центральной Украины, что подтверждается статистическими методами в исследованиях
антропологов.
Обе группы, Чигиринская и Суботинская, с населением более ранних эпох проявляют
наибольшее сходство со сборной группой сарматов Украины: Чигиринская серия (93/94 года) - 0,162,
Суботивская - 0,1071 (за Пенроузом). Эти группы тяготеют к древнему населению сарматско -
позднесалтовского типа (брахикранные европеоиды с широким несколько сплющеним в верхней части
лицом). Этот тип, кроме украинских степей с небольшой монголоидной примесью, был
характерным для некоторых районов Северного Кавказа, для южных болгар, для населения Хазарии, средневековых городов Крыма.
Еще раз стоит отметить наличие брахикранного, широколицего населения с несколько
ослабленным горизонтальным профилированием и сильным выступанием носа среди носителей ямной, а
особенно позднекатакомбной культуры, но, к большому сожалению, отсутствие или фрагментарность
антропологических материалов по данной территории, которые бы представляли все хронологические периоды, не
позволяют утверждать о непрерывности существования этого типа на данной территории,
начиная с эпохи бронзы.
Стоит также заметить, что, очевидно, не весь материал из слоя принадлежал к данному могильнику.
Среди этого материала следует отметить обломки двух черепов с яркими монголоидными чертами
(Рис. 4 / 4, 1 ПО). Можно предположить, что это останки воинов турецко-татарской армады, принимавшей
участие в осаде Чигирина во время двух походов в 1677-1678 годах, хотя известно, что и в составе
казацкого войска тоже были представители многих соседних народов, в том числе турки и татары.
Антропологические исследования проведены Т. Рудич.

На раскопках № 1-2 в нижнем городе на древнем кладбище получен массовый
археологический материал, в частности, значительное количество фрагментов и целых изделий из керамики.
Скопление такого большого количества керамического материала на сравнительно ограниченной площади
раскопа свидетельствует о внезапном прекращении человеческой деятельности, в данном случае, в результате
военного нападения, подтверждается такими находками, как пушечные ядра и пули, стрелы, копья,
боевые топоры и другое.
Собранный керамический материал - это фрагментированые горшки, миски, тарелки, дуршлаг,
сковородки, кувшины, подсвечники, макитры, чаши, кубки и т.п. ..."
***
http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/N ... rishny.pdf - Оригинал статьи на укр. языке



Городок Чигирин считается первоначальной столицей украинского казачества. Первые казаки по источникам жили здесь еще в начале 16в. Затем город перешел под Магдебургское право и в 17в. представлял собой мощную крепость на Замковой горе. В настоящее время он очень невелик, находится в Черкасской области (центр Украины). В ранних захоронениях украинских казаков почти нет нательных крестов, считается, что они их не носили.
Последний раз редактировалось skygrad Вс май 09, 2010 9:29 pm, всего редактировалось 4 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт мар 25, 2010 4:33 pm

Как видим, захоронения запорожских казаков довольно своеобразны и даже не характерны для Украины и ее округи, что дает возможность надежно проследить происхождение Чигиринских казаков. Попробуем сравнить их с захоронениями на Вятке в 14-15 веках, прежде всего, с относительно хорошо исследованными в районе села Никульчино. Подробных сведений о раскопках произведенных там 50 лет назад нет, отчет об этой работе почему-то отсутствует. Вот отрывок из статьи Л. Д. Макарова в сборнике «Слободской и слобожане» за 1998 год:
«Никульчинский 1 могильник. Расположен в 150м к юго-западу от городища и в 170м к западу от 2 поселения, на территории села. Никаких внешних признаков могильника не сохранилось. На находки костяков обнаруженных при земляных работах указывали Л. П. Гуссаковскому местные жители. Летом 1958г. он провел разведку и в шурфе на глубине 100-120 см обнаружил костяк без какого либо инвентаря*. В 1960г. ученый предпринял стационарные раскопки, вскрыв площадь около 140кв. м и выявив еще 17 захоронений, расположенных пятью рядами. (Поскольку отчет о раскопках этого года археологом не был оставлен, некоторые данные о могильнике приблизительны. К счастью, в архивах сохранились полевые фотографии погребений и черновой план раскопа – архив КГОИАЛМ и архив ЛАИ Уд ГУ.) Глубина могильных ям составляла, по-видимому, около метра с небольшими колебаниями в ту и или иную сторону. Следов погребальных конструкций не выявлено. Сохранность костяков, за исключением некоторых детских, кажется удовлетворительной.

Умершие располагались головами в западную сторону (более половины – на юго-запад) вытянуто на спине, лишь у одного ноги согнуты в коленях (предположительно это захоронение волхва). Руки покойных согнуты в локтях и уложены на таз, пояс или грудь, либо одна рука лежала вдоль тела, а другая была согнута, в одном случае обе руки располагались вдоль туловища.

Погребения не сопровождались инвентарём, как того и требует православный обряд, хотя местные жители сообщили Л. Г. о находке в одной из разрушенных могил каких-то бронзовых украшений. На костях одного из покойных ученый обнаружил скопление угля, что можно трактовать, как своеобразный отзвук языческого обряда трупосожжения, господствовавший у восточных славян до начала 2 тысячлетия н. э. Судя по всему, на этом кладбище хоронили своих умерших жители Никульчинского городища, то есть, его можно датировать тем же временем – 12-15 веками».

Сравните с приведенным выше текстом о Чигиринских захоронениях:
"Почти все захоронения ориентированы на запад и юго-запад. Захоронение имели свой обряд, который до сих пор не встречался на других памятниках. Умерших клали вытянуто на спине, головой на запад или юго-запад, руки погребенных были на груди или животе, а в большинстве из них одна рука возложена на плечо, а другая - на груди или на животе. В отдельных погребениях руки покойников были скрещенные на груди, ... на одном из черепов (6 А/150) следы долгого пребывания в огне".

Рисунки раскопок есть на сайте - http://www.vstrana.ru/ - в разделе "Фотогалерея, археология"- Наиболее отчетливо сходство с казачьими захоронениями из Чигирина в расположении тела видно в захоронении №1: правая рука сильно согнута в локте, левая лежит вдоль туловища. Скелет положен головой на ЮЗ. На мой взгляд, наблюдается практически полное сходство обряда: совпадают положение рук и др. детали, обожженные кости, отсутствие гробовищ. Не хватает только описания черепов. Возможно, ввиду явно не славянской их формы до сих пор отсутствуют полные результаты этого арх. исследования.

Замечу, что часть ныне живущих татар села Карино (возле Слободского) имеет характерную "кавказскую" внешность. В современном русском населении (из числа имеющих вятские фамилии 16 - начала 17в.) часть также имеет некий южный тип внешности, что, кстати, обсуждалось год назад в соседней теме "Южане на Вятке" - viewtopic.php?f=12&t=2415. Разумеется, у татар и особенно у русских, черты этого типа сильно стерты ввиду многовекового смешения с пришлым населением. Но что-то сохраняется, - гены упрямая вещь. Кавказский тип прослеживается и у части Казанских татар. Это явление связывают с булгарским прошлым.
Еще одна интересная особенность Никульчинского городища: по крайней мере до сер. 14в., когда произошла существенная перестройка городка, его жители строили полуземлянки, характеные для более южных районов. В полуземлянках предпочитали жить и Днепровские казаки.
Последний раз редактировалось skygrad Вс май 09, 2010 9:58 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пт мар 26, 2010 1:52 pm

Материал Супер!
Интересно, куда Гуссаковский дел останки? Закопал обратно в общую яму? Или парочку черепов увез с собой? Где сейчас собранные в Никульчино материалы? В статье о Чигиринском могильнике ничего не говорится о возможных причинах отличий положения рук захороненных и как они различаются по полам. Если эти отличия объясняются социальным положением, то согнутая в локте правая рука может указывать на высокий статус – принадлежность к казацкой старшине. Кроме того, у казаков, как известно, существовали особые знахари-волхвы. Их, видимо, хоронили отлично от остальных. Наверняка в районе Никульчино сохранились еще десятки или сотни подобных захоронений, глубина около метра, при копке и вспашке земли не добраться. Поэтому есть надежда на прояснение ситуации при производстве полноценных раскопок в будущем. Но и то что уже есть – весовое основание для того, чтобы задуматься даже нашему самому упертому Фоме Неверующему. Л. Макаров наверняка знает больше, чем пишет. При личной встрече с С. Серкиным, о чем указано в его книге, он мог ему что-то рассказать, отчего тот и стал ярым "булгаристом". Только Серкин не учел факт существования двух Булгарий: мусульманской и христианской.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25

cron