Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср янв 11, 2012 8:13 pm

Написал такую работу, вторая часть пока не вся выложена.
Казаки Гази Бараджа
Кто были первые казаки, упомянутые в булгарской хронике Джагфар Тарихы? Для ответа на этот вопрос нам придется рассмотреть всех вероятных претендентов на гвардию булгарского эмира Гази Бараджа 1229-1241 годов. Буртасы и бродники. Маяцкое городище. Эмир Бачман, Плоскиня и вторжение монголов. Именьковцы. Важнангерское городище.
http://samlib.ru/h/harin_e_a/gazibarag.shtml

Казаки Гази Бараджа (продолжение)
Продолжение исследования о первых казаках. Худуд ал-Алам о Русском каганате на Волге. Сарское и Тимиревское городища. Скандинавы в булгарских текстах. Народ Меря. Черемисы на Днепре.
http://samlib.ru/h/harin_e_a/barad2.shtml

Напомню также о небольшой остросюжетной исторической повести, основанной на реальных событиях 1489г. - приход на Вятку огромного 60-тысячного московского войска и разгром Вятской республики.
"Верхняя Слобода":
http://samlib.ru/h/harin_e_a/vslo.shtml
Последний раз редактировалось skygrad Чт фев 09, 2012 7:31 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб янв 14, 2012 8:30 am

Долгие годы не мог понять простой истины. Видел следы воинственного угорского народа, населявшего Русь. Видел угорские названия поселений, дошедшие до наших времен. Но не видел следы присутствия угорских народов в этих поселениях в современное время. Если верить славянской энциклопедии 17 века, то Екатеринбург, Тюмень и все сибирские города должны были иметь следы присутствия кайгородцев, сам Кай - слово близкое к марийскому, следовательно, должно было быть во всех этих местах что-то выраженно марийское. А я этого не наблюдал. И долго не мог понять, почему не сходятся концы с концами.
В одной из книг девятнадцатого века нашел короткую, но очень любопытную фразу, после прочтения которой все встало на свои места. Суть в следующем. В девятнадцатом веке некий житель северной части Руси приезжает поступать в некий казанский ВУЗ. Ему отказывают в принятии документов. Формулировка отказа звучит примерно так: "Наше учебное заведение создано для казанцев. Также мы обучаем вотяков и черемисов. Но Вы - зырянин. А зыряне - как русские, только говорят на другом языке." Признаться, до этой простой как дважды два истины не мог додуматься не один десяток лет.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс янв 15, 2012 1:30 pm

Как раз сейчас занимаюсь вопросом связи средневековых вятчан с горными черемисами. Похоже, те и другие были этнокультурно близки и являлись потомками древних русов и финноугорок. Зыряне тоже могли входить в это сообщество. Кроме того, многие степные народы осевшие в Прикамье в 4-6в., были по генетике почти идентичны восточным славянам.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн янв 16, 2012 1:30 pm

skygrad писал(а):Как раз сейчас занимаюсь вопросом связи средневековых вятчан с горными черемисами. Похоже, те и другие были этнокультурно близки и являлись потомками древних русов и финноугорок. Зыряне тоже могли входить в это сообщество. Кроме того, многие степные народы осевшие в Прикамье в 4-6в., были по генетике почти идентичны восточным славянам.

А разве такая задача требует специального исследования? Возьмите хотя бы вот эту древнюю легенду:
Жили когда-то две красавицы-сестры чаровницы лесные, владычицы двух могучих рек - Камы и Вятки. Взгляните на карту, родившись почти рядом, эти две дочери Каспия дружно бегут по тайге бок о бок полтысячи верст к северу. Так, может быть, и убежали бы сестры-реки к могучему молодцу Северному ледовитому океану, да встретился им на пути Коми-зырянский бог охоты Чемпульто. Красив и величав, нет равного ему по силе в лесу - ни Силантию-лешему, ни утопленницам-русалкам, ни филину-сатане. Но не за силу и красоту чтут его зыряне-охотники, а за отзывчивость и доброту. И столько в его сердце было этого чувства, что не уместилось оно в груди бога-великана, и он, вынув сердце, спрятал его в заветном месте, как раз на пути Вятки и Камы.
Влюбились сестры в красавца-бога, но не суждено было ни одной из них стать его невестой. Убил великого бога его злой и несокрушимый брат - бог зла и смерти Кым (в честь него названа одна из речек). Решив сам жениться на сестрах-красавицах, унес тело брата на Северный Урал и придавил его там камнем-горою. Испугались сестры злого бога, разбежались в ужасе в противоположные стороны, а потом через тысячи верст соединились вновь.
А там, где осталось лежать сердце доброго Чемпульто, с тех пор повисли постоянные туманы, дав этому урочищу название "Дымное". А люди уверяют, что туманы родит тепло, исходящее от горячего сердца Чемпульто
.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб фев 04, 2012 8:29 pm

Изображение
На фотографии экспонат из Кировского музея. Надпись под фотографией гласит: "Коми-пермяки Вятской губернии".
Вопрос о том, как этот экспонат попал в Киров оставляю открытым, но точно такой экспонат с надписью "Костюм коми-зырянского охотника" находится в стенах Кайского музея. Этот музей был открыт в Каю в 1936-ом году и посвящен годам ссылки в Кай Феликса Дзержинского. Вряд ли в стены музея могли попасть экспонаты из далеких районов, большинство экспонатов принадлежало хозяевам дома и их соседям. Хозяина дома звали Терентий Анисифорович Лузянин, в год ссылки Дзержинского в 1899-ом году ему было 72 года.
ИзображениеФамилия человека на фотографии - Лузянин. Это прямой потомок Терентия Анисифоровича. Можно с уверенностью утверждать, что в генах этого человека с середины девятнадцатого века могла добавляться только кайская кровь, он наиболее типичный коренной местный житель.
Рядом выкладываю фото случайного человека из Пакистана, которую ранее кто-то из участников форума выложил в качестве образца генофонда индоариев. Изображение
Согласитесь, определенное сходство есть...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение дядя Женя » Вс фев 05, 2012 9:15 am

Да, если бы у пакистанца была не такая смуглая кожа, можно было подумать, что это братья.
Ищу вятских Вершининых
дядя Женя
 
Сообщений: 729
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 9:28 pm
Откуда: Тужа

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт фев 09, 2012 7:32 pm

Сходство есть. Вот бы сравнить их гены , тогда можно было бы точно ответить на вопрос. На Вятке массовых исследований до сих пор не проводилось.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт фев 10, 2012 1:07 am

Вручаю три Нобелевские премии:
1. Первая Стефану Пермскому - выходцу из зырянского поселения Гледень (ныне Устюг) за изобретение алфавита Анбур для малообразованных диких зырянских племен,в котором использованы элементы разных мировых культур и языков.
2. Вторая - туда же, в Устюг. Тому, кто продвигал зырянского бога Войпеля. Попробуйте повторить, чтобы через призму враждебных религий во всем мире преклонялись перед богом, которому никто никогда нигде храмов не строил, разве что из снега и льда - деду Морозу.
3. Собственно, и третья премия тоже там, неподалеку от Гледени и Пыраса - Сольвычегодск, имение Строгановых. Строгановым. Гениально. В шестнадцатом веке получили грамоту на владение пустынной землей, сразу же проложили там первый Сибирский тракт, варницы ставили...И вот уже в девятнадцатом веке слышим от исследователей, что Вятская губерния, которая до Строгановых была пустынной, становится пусть не самой густонаселенной по плотности, но одной из самых, если не самой заселенной по численности населения. Гениально. Этих трех подвигов все равно никому никогда не повторить.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб фев 11, 2012 1:34 am

skygrad писал(а):Сходство есть. Вот бы сравнить их гены , тогда можно было бы точно ответить на вопрос. На Вятке массовых исследований до сих пор не проводилось.

Если бы только это сходство.
Изображение
Я уже показывал эти находки из поместья Лузяниных. Рядом с фрагментом подвески - ракушка Каури, используемая у индоариев в качестве платежного средства.
Давайте поподробнее рассмотрим арийскую теорию происхождения человечества. Более 150 лет назад лингвисты выявили, что все языковые группы имеют нечто общее, что все языки могли произойти из какого-то одного. Из чего делался вывод, что некогда существовало племя, породившее все остальные. И вот дальше возникал спор, где находилось это племя, впоследствии обросший политическими подоплеками, породившими в апофеозе нацистскую теорию. Однако до 20 века господствующим мнением о местонахождении ариев была не Европа, а Азия. И только в одном сходились почти все - это север. При этом противники азиатской теории аппелировали тем, что в сохранившихся источниках в арийских языках отсутствует понятие тигр, хотя большая часть животных упоминается в этих источниках регулярно. А Азию трудно себе представить без тигров. Но самое любопытное, что все исследователи были единодушны в том, что земли ариев были равнинными и располагались на очень обширной территории. Последний факт методом исключения отмел почти всех претендентов - немного на карте таких мест.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Сб фев 11, 2012 12:52 pm

Должен уточнить. Алфавит-письменность на севере в стране Вису-Биармии существовал задолго до Стефана. Это свидетельствуют арабы. Храп только перевел на него богослужебные тексты. Гледен был основан ранее Устюга в 4км, в ДТ это крепость варяга Гусмана на Нукратском пути в Саддум-Скандинавию. Вообще, Биармия появилась не позднее эпохи великого переселения народов 4в. На север в это время шло население из южных районов Причерноморья и Сибири. Под ариями я бы понимал евразийцев гаплогруппы R1a, сюда можно отнести многие степные народы: масгуты, сарматы, гунны, булгары, хазары... По виду они были похожи на европейцев, поэтому по прибытии в Европу легко мешались с местными славянами и финнами, часто по началу становясь их правящим сословием.
Вложения
3.jpg
Биармия в лучшие времена (9-нач.12в.) Страны Ару и Мари тоже входили в нее на особых условиях. Показаны пути биармийских купцов и их города.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср фев 15, 2012 11:05 pm

Поезд "Вятка - Родина казачества" подошел к станции Биармия - Зыряния. Может это и есть ключ к разгадке?
Из дореволюционных источников:
Изображение
Кем, кроме зырянина, мог быть в 1485 году вычегодский сотник Алексей Казак?
А это уже про поход 1499 года:
Изображение
1304 устюжанина и 500 вятчан, вятчане, важане, воложане, пинежане...такой зырянский междусобойчик...с участием чисто вятского паренька Константина Яковлевича Путина...
Из этого сообщения просматривается тесная связь устюжан и вятчан, без такой связи осуществление совместных масштабных походов было вряд ли возможно. Напрашивается мысль о том, что булгары под галиджийцами могли, с большой долей вероятности, подразумевать не новгородцев, а устюжан и галичан, что очень многое объясняет в понимании корней ушкуйничества и казачества...

skygrad писал(а): Вообще, Биармия появилась не позднее эпохи великого переселения народов 4в. На север в это время шло население из южных районов Причерноморья и Сибири.Биармия в лучшие времена (9-нач.12в.)


В археологических находках Бьярмии много монет эпохи Сассанидов, при этом многие исследователи подмечали, что чем древнее, тем величественнее и масштабнее находки, из чего можно было сделать вывод, что на всем обозримом периоде Бьярмия только теряла свои позиции, и вряд ли 9-12 век приходился на период ее максимального расцвета...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт фев 21, 2012 4:26 pm

Да, история Биармии уходит глубже.

Щукин М. Б. ГЕРМАНАРИХ, ≪ARCTOI GENTES≫ И ≪МЕХОВОЙ ПУТЬ≫

«Складывается впечатление, что Балто-Волжский торгово-сакральный путь - по бассейну Западной Двины или через Финский залив, Ладогу, Ильмень, в верховья Волги и далее на Среднюю Волгу и в Прикамье, - по которому в более позднее время, в эпоху викингов, скандинавы направлялись в священные земли «Биармии» (скорее всего, куда-то в нынешнюю Пермскую область и примыкающие районы) и по которому поступало в Европу восточное серебро в виде арабских дирхемов, возможно, пушнина из Прикамья и другие товары, - функционировал и в эпоху Германариха. Овладение этим «меховым путем» и было, вероятно, задачей готского короля. Путь этот, впрочем, был известен издавна, еще с эпохи поздней бронзы и раннего железа. Привлекательным Волго-Камско-Уральский регион был во все времена: это драгоценные металлы и полудрагоценные ураль- ские камни, хотя основным богатством края могли бы служить шкурки лесных зверушек - соболя, куницы, горностая, белок и прочих, высоко ценимые в более южных областях, особенно в Срсдизсмнорьс. Скопление находок са-санидских и византийских серебряных блюд IV-VII вв. в Прикамье совсем не случайно, именно они составляют значительную часть знаменитой эрмитажной коллекции. Шкурки соболя, добываемые местными охотниками, очевидно, достаточно высоко ценились и в Иране, и в Константинополе. Расплачивались за них серебряными блюдами, которые местные вожди и шаманы, процарапав на них еще и собственные изображения неких персонажей в зубчатых коронах, с мечами в обеих руках, приносили в жертву своим богам на достаточно многочисленных известных в этом регионе святилищах вместе с весьма грубыми по технике, но чрезвычайно выразительными ≪чудскими образками≫ человеко-зверей. Это был совершенно особый таежный культурный мир с вы- сокой степенью сакрализации.
К сожалению, в силу специфики находок из святилищ хронология ≪чудских образков≫ не устанавливается с достаточной степенью надежности, и выделить конкретно тс, которые относятся ко времени Германариха, вряд ли воз-можно. Тем не менее Мишель Казанский, картографировав отдельные находки и комплексы с помощью серии карт, с достаточной долей убедительности продемонстрировал, что через носителей мощинской культуры, а также культуры рязано-окских могильников и прочих в лесной зоне, вплоть до Прикамья, распространялись разнообразные вещи, в частности фибулы, воспроизводящие Черняховские образцы, римские серебряные монеты и украшения со вставками красной эмали: подковообразные, треугольные ажурные и «перекладчатые» фибулы, ажурные звенья цепей для поводьев конской узды и для ношения пиршественных рогов».
*****
С.Л.Кузьмин (вслед за Д.А.Мачинским и Г.С.Лебедевым) очень любит объяснять сам приход славян на Северо-Запад тем, что они шли к благодатному балтийско-камскому пути. А уж он-то функционирует с раннего железного века и связи между скандинавией и волго-камско-уральским регионом фиксируются достаточно четко. См. описываемое Ю.Кальмером движение аландских поселенцев вендельского времени в Восточную Европу.
И совсем не случайно и на Любше и на Прости фиксируются детали неволинских наборных поясов. Они же есть в ладожской сопке №140 (Победище). Эти древности, по наблюдениям Мачинского мощным импульсом распространяются из Прикамья (650-730-е гг) в бассейны Оки и верхней Волги, оттуда в южную Финляндию (650-700-е гг.), а оттуда в Среднюю Швецию (например, Уппсала). Вещи явно маркируют некий путь, причем вещи становятся ОЧЕНЬ престижными, т.к. даже "меняют пол". Если в неволинской и ломоватовской культурах эти бляшки - принадлежность женского костюма, то в Финляндии и Скандинавии - богатых мужских погребений (ср. скандинавские представления о могуществе "финских" колдуний).
Но так или иначе, какое-то движение было. И вероятно именно оно привлекло в рассматриваемую зону как скандинавов, так и славян, прибывших в Ладогу практически синхронно. Что касается самих путей, то они "северянам" могли быть известны еще с начала нашей эры...
Например, глиняные бобровые/медвежьи лапы на Аландских островах 1/2 VIII в. и в мерянской культуре Ярославского поволжья. Правда и с ними не так просто. Если Мейнандер [Мейнандер К.Ф. Биармы // Финно-угры и славяне. Л.: Наука, 1979. ] затруднялся сказать, какая из сторон в этих контактах была более активной (но при этом утверждал распространение этих лап из Поволжья), то Ю.Кальмер все-же встраивает этот импульс в колонизационное движение вендельского времени и функционирование того же пути, что пробросил и неволинские пояса, в частности, с движением метисного финно-скандинавского населения.
*********
А вот ещё одно замечание знаменитого археолога крайне любопытно. Он пишет о находке в Любше «наборных поясов», известных в Прикамье с VI века. Оттуда они распространились вплоть до Северного Кавказа и Средней Швеции. «Распространение их – проявление активности восточнофинских купцов – permi, бродячих торговцев-коробейников».
Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт фев 23, 2012 11:14 pm

Извиняюсь за качество фото.
Изображение
На фотографии еще один кайгородец, мой дед, Пестриков Федор Васильевич. Предмет его исследований "История кайгородских восстаний" тесно переплетается с темой данного топика о причастности Вятки к происхождению казачества, но разговор я хотел завести не об этом. Откуда и когда предки моего деда с типичным среднерусским генным набором могли попасть в Кайский край?
Федор Васильевич, как и его отец Василий Порфирьевич, как и его дед Порфирий Петрович, родились в деревне Пестриково, практически на северной границе Кайгорода.
Изображение
Эти тополя - это все, что сегодня осталось от Пестриково.
Это списки погибших кайского края в годы Великой Отечественной войны:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
По самым скромным подсчетам в годы войны в кайском крае погибло не менее 16 человек с фамилией Пестриков, при этом боевые действия на эту территорию не заходили. Вряд ли число погибших превышало половину от всего мужского населения кайского края с фамилией Пестриков. Таким образом, к 1941 году в кайском крае должно было проживать не менее 32 лиц мужского пола с фамилией Пестриков. Для того, чтобы получить такое потомство от отдельно взятого человека должно было прожить в крае не менее 5 поколений людей при условии, что у каждого мужчины было не менее 2-х сыновей, которые останутся в данном районе и заведут потомство. Таким образом, при самом скромном подсчете Пестриковы попали в Кайский край на 150 лет раньше 1941 года, т.е. раньше 1790 года.
Феликс Дзержинский был в ссылке в Каю очень непродолжительное время, но за это время успел наладить отношения с местной аборигенкой по имени Ольга. В 19 веке было популярно писать, что чудь под землю ушла, но, как ни крути, а, проживая на территории чудского края более 150 лет, Пестриковы не могли избежать в своей крови наличия чудской составляющей, более того, за такое время она должна была доминировать, однако внешне это никак не проявилось.
Идем дальше. Воспользуемся интернетом. Создаем в одноклассниках группу под названием "Пестриковы" и попытаемся решить вопрос, откуда в кайский край могли попасть Пестриковы? Фамилия не очень рапространенная. Отклики о местонахождении Пестриковых размещаю на карте, чем больше откликов, тем крупнее значок на карте.
Получается такая картина:
Изображение
Обозначения на карте:
1-Коломна Московской области, 2-Щучье Курганской области, 3-Пружинки Липецкой области, 4-Болотное Новосибирской области, 5-Мочешур Удмуртии, 6-Ходыри Кировской области, 7-Богдановичи Самарской области, 8-Вятка, 9-Мураши Кировской области, 10-Рыбинск Ярослвской области, 11-Каица Кировской области, 12-Борзя Читинской области, 13-Верхний Тагил Свердловской, 14-Любим Ярославской, 15-Шушенское Красноярского края, 16-Боково Вологодской области, 17-Сыктывкар, 18-Удомля, 19-Кирово-Чепецк Кировской области, 20-Пестриково Верхнекамского района, 21-Серов Свердловской области.
В том месте, откуда попали в Кайский край Пестриковы, распространение этой фамилии должно быть не менее обширным, чем в Кайгороде, но, при изучении получившихся результатов на карте, становится очевидным, что такое место, если и существовало, то могло находиться исключительно на территории Кировской области. Ни в каком другом регионе фамилия не получила такого распространения.
Петр Сорокин в 19 веке обратил внимание на присутствие чудских ям на территории Пестриково. Но это лишь косвенно могло указывать на принадлежность династии к чудским аборигенам. Карта, приведенная выше, подтверждает эту гипотезу.
Эти рассуждения применимы и к Копчиковым из Копчиково, Найдановым из Найданово, Булатовым из Булатово, Татариновым из Татариново, Стрелковым из Стрелково, Кирсановым из Кирсаново, Южаковым из Южаков, Майбуровым из Майбурово, Шипициным из Шипицино, Масленниковым из Масленниково, Валдыревым из Валдырево, Леонтьевым из Леонтьево, Коколевым из Коколево, Безгачевым из Безгачево, Феденистовым из Феденистово.
Изображение
На этой фотографии кайгородцы, приговоренные царским режимом за участие в последней Кайской Республике 1906 года. Что у них в генах? Какая сила раз за разом двигала ими на провозглашение в крае независимой Республики?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение алек » Пт фев 24, 2012 4:52 pm

чет смехота получается. пестриков не дочитал от куда казаки на сибирь пошли.
на фотке не разглядел тополя...
или вовсе всё попутал?
который год читаю а мнения четкого не установил сам, а что бы бороться за идею!
думаю рано.
хотя есть мнение что библиотека грозного была затеряна спецом!
все арское от русского было оторвано. осталось только орда и верба...
алек
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: Пт мар 12, 2010 4:39 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт фев 24, 2012 11:42 pm

алек писал(а):пестриков не дочитал от куда казаки на сибирь пошли..

Буду очень признателен, если Вы раскроете свой источник информации и расскажете, откуда казаки пошли на Сибирь.
Из славянской энциклопедии 17 века Богуславского:
"Кроме сибирского пути, через Кайгород проходила дорога на Архангельск. Здесь располагалась таможня, где досматривались товары, вывозимые из России в Сибирь и обратно, и собиралась пошлина с этих товаров.
В 1581 году вместе с казаками Ермака покорять Сибирь ушли и многие жители Кайгорода"...
Из этого короткого сообщения видно, что откуда бы не вышли казаки Ермака, но миновать Кайгород они никак не могли, ибо любой путь в обход Кайгорода в то время считался контрабандным, если он вообще мог существовать, в чем я очень сомневаюсь, ибо не только постарался собрать и систематизировать информацию из разных источников о походах Ермака, но и попытался небезуспешно отыскать этот путь на местности...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Сб фев 25, 2012 4:32 pm

В Слободском живут 22 Пестриковых, да еще в районе 6. В Киров по тел. справочнику 38 семей. Это довольно распространенная вятская фамилия. В 16в. были помещики Новгородские. На Вятке появились в 18в.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб фев 25, 2012 6:07 pm

skygrad писал(а):В Слободском живут 22 Пестриковых, да еще в районе 6.

В 16-17 веках Слободской был частью Кайгородского уезда... интересно было бы понять, как и когда такой огромный по площади, населенный иноверцами, уезд перешел под патронаж Москвы? Для того, чтобы выполнять функции сбора налогов и таможенных пошлин, Кайгород должен был иметь определенное силовое преимущество над окружающими землями. Крестьянин с сохой и лопатой много не соберет и далеко не унесет...
алек писал(а):чет смехота получается. пестриков не дочитал от куда казаки на сибирь пошли.
хотя есть мнение что библиотека грозного была затеряна спецом!
все арское от русского было оторвано.

Понимаю, что мое мнение ничего не значит против доводов целой плеяды ведущих историков, но события, связанные с Ермаком я вижу так:
1552-й год. Войско Ивана Грозного приближается к Казани, где, как утверждают летописцы, его уже поджидают союзные войска финно-угров, в том числе черемисы и чуваши. Не могло здесь обойтись и без главного кровного врага Казани.
Кайгород. Только название это неправильное, искаженное. Правильное историческое название этого поселения Кайгорт, что с зырянского означает птичий дом, гнездо. Оно и было зырянским. Как и огромная территория, принадлежавшая к Кайгортскому уезду, на севере от Койгорта до Слободского на юге. Между верхним и нижним течением Камы давно не велась торговля, некогда обогащавшая эти народы. Шла война, которую булгары назвали войной четырех бахагиров. Эта война уже уничтожила булгарскую столицу город Болгар, причем без вмешательства Москвы. Но крупнейший зырянский центр Уч Куй тоже был выжжен дотла. Некогда близкие друг другу народы были разделены пропастью из-за набиравших обороты религиозных противоречий. Взятие Казани сплотило Московию и финно-угорские народности. Но Москва одним ударом по Казани убила двух зайцев. События, развивающиеся после 1552 года, показывают, что Москва начинает жаловать досель неизвестные ей кайгортские земли участникам боевых действий против Казани, среди которых встречаем Бахтияра Зюзина, Кашу Мартьянова и других. Это свидетельствует о том, что между Кайгортом и Москвой были достигнуты определенные договоренности, при которых Кайгорт присягнул на подданство Москве в обмен на военную поддержу против Булгарии, на сохранение определенной автономии и на наделение Кайгортцев дополнительными полномочиями по сбору налогов. Кто управлял Кайгортом? До введения московских воевод в начале семнадцатого века очевидно, что существовало автономное управление самими зырянами, при этом княжеская власть в Кайгорте либо вообще отсутствовала, либо ее влияние было сведено к минимуму. Очевидно, что в этом периоде в Кайгорте существовала автономная Республика, которой управлял тиун, выборный староста или ватаман. Есть небольшая вероятность, что в 1552 году таким ватаманом был сам Ермак, точнее по-зырянски Ермак-морт. Народный фольклор приписывает Ермаку много подвигов, связанных со взятием Казани, однако, несмотря на то, что в этих боевых действиях Ермак, скорее всего, принимал личное участие, в 1552 году он мог быть очень молод для выборной должности ватамана.
А вот в 1579 году власть в Кайгорте уже принадлежала Ермаку-морту. Не случайно, к Ермаку такое пристальное внимание со стороны Москвы, ведь в этот период Ермак получает лично от русского царя в подарок боевую амуницию, в 1582-ом году от Строгановых именной мушкет, в подчинение к Ермаку русский царь посылает 300 стрельцов во главе с князем Волконским. Не слишком ли много чести для беглого каторжника, которым Ермака представляют историки?
Поддержка Москвы не проходит бесследно для Ермака-морта и Кайгортцев. Они обязуются обеспечивать поддержку христианским проповедникам и нести тягло по отношению к Москве. В этом момент среди зырян происходит крупнейший раскол на религиозной почве. В Кайгорте выстраивается деревянная крепость, обращенная к востоку, против нападений от собственного же народа. Никогда в истории, ни до, ни после этих событий, в этой крепости не было целесообразности.
Самое ожесточенное сражение в истории покорения Сибири произошло в Семенов день в 1581 году почти у стен Кайгорта, на реке Порыше. Две армии представителей одного и того же зырянского народа Ермака-горта и Кихека-горта столкнулись в смертельной схватке. Количество погибших с обеих сторон было огромным. Всех убитых хоронили в общей братской могиле. С тех пор и до наших дней на это место ходили паломники, среди которых были и русские, и зыряне, вотяки, остяки...Как не старались христианские батюшки поставить на этом месте часовню, ничего не получалось, ее каждый раз сжигали... Молва об этом сражении, в котором в гражданской войне погибло с обеих сторон огромное количество людей, мигом пронеслась по Сибири, закрепив славу Ермака в союзе с Московией. Дальнейших кровопролитий никто не хотел. Один за другим сибирские князьки через Ермака заключали мирное соглашение с Московией, наделялись личными наделами и переходили на службу Москве. За 80 лет вся территория Сибири отошла под контроль Москвы. Но после гибели Ермака Москва оказалась незаинтересована в автономии и независимости Кайгортской Республики, попытавшись установить там контроль с помощью московских воевод. Это привело к резкому обострению отношений. В целях безопасности почтового сообщения с Сибирью, Москва делает акцент на альтернативных кайгортскому торговым путям. Раздираемый в противоречиях и конфликтах, обескровленный отсутствием торгового пути, Кайгорт начинает стремительно терять свои позиции, Кайгортский уезд распадается на мелкие кусочки...Примерно так...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн мар 05, 2012 10:38 pm

Федор Пестриков "История кайгородских восстаний":
"В писцовых книгах Яхонтова 1579 года упоминается Кайгородский уезд, смежный с Чердынским и равноправный с Усольским. Он находился на западной окраине Перми Великой и занимал громадную территорию. Его южная граница проходила южнее истока реки Камы, захватывая все верхние ее притоки, речки Порыш, Колыч, Лупью и др. От устья Порыша восточная граница уезда пересекала Каму, шла на север до границы бывшего Пустозерского уезда и до реки Сысолы выше села Койгородского (бывший "выселок" Кайгорода), далее граница шла на юго-восток к истокам реки Кобры и до серединной ее части.
Со вступлением на престол новой династии царей Романовых, в 1613 году, в Чердыни, Соликамске и Кайгороде были учреждены особые воеводства, а их статус соответственно вырос (напомню, что путь на престол Романовы начинали с Чердынских тюрем).
В 20х числах марта 1635 года в Кайгородок пришел из Соли Вычегодской большой обоз в 110 подвод, на которых следовали в Сибирь 20 каргопольских и 50 устюжских стрельцов с семьями.
При обозе следовало более 50 возчиков, выделенных сольвычегодскими посадскими и волостными мирами и Каряжемским монастырем.
Возглавлявший стрелецкий отряд представитель московской администрации Иван Сабуров требовал подвод, а местный воевода Смирной Демский приказал посадским людям поставить их согласно предъявленной подорожной, - кайгородцы упорствовали и подвод не давали. Тогда Сабуров начал правеж. 25 марта ко двору Сабурова стихийно собралась невооруженная толпа. Сабуров собрал ко двору всех своих стрельцов. Между ними и кайгородцами началось столкновение, так как стрельцы открыли стрельбу из пищалей и одного посадского Григория Мазунина убили, а другого ранили.
В город съехались окрестные крестьяне. 29 марта посадские люди и крестьяне, вооруженные пищалями, коптями и рогатинами подступили ко двору Сабурова, подожгли его и, выломав ворота и выбив окна, ворвались внутрь. В этом сражении один устюжский стрелец был убит из лука, а шестеро ранены. Сабуров был ранен в голову, но сумел выбраться со своего двора. Стрельцы были обезоружены, избиты и загнаны в тюрьму. 30 марта восставшие во главе с И.Тарасовым и Л.Кокориным пометали Сабурова и стрельцов в сани и на уставших лошадях выбили из Кайгорода.
В 1673 году вновь вспыхнуло восстание в Кайгороде. Отказавшись платить налог, массы, возглавляемые посадскими людьми Аникием Ташкиновым, Дмитрием Беркутовым и Федором Пушкарем, изгнали из города воеводу, приставов, старост и захватили власть в свои руки.
Несколько месяцев кайгородцы жили самостоятельно на демократических началах, пока из Москвы не прибыл стрелецкий полк под командованием Леонтия Ермилова, произведший расправу с восставшими."

Информацию о размерах Кайгородского уезда подтверждает и Татищев. В готовом виде карту уезда не нашел, поэтому обозначил контур по рассказу деда.

Изображение

Обращает внимание тот факт, что нет другого такого места, из которого можно было бы осуществлять ушкуйнические походы и по Вятке, и по Каме.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт мар 15, 2012 9:08 pm

Коми-русский словарь:
казакавны - батрачить, работать сезонно;
ясак - ясак, подать; сарлы ◊ подать царю; ◊ мынтыны ур куӧн ясак платить беличьими шкурками;
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср апр 18, 2012 4:38 pm

Вот что нарыл недавно:

В книге Ровинского 'Русские народные картинки' 1900г. есть лубочная картинка 'на которой представлена комическая баталия, которую имели некие Варты против выброшенного на берег чудища'. Картинка называется 'О баталии Вятцкой', она изображает людей, ополчившихся против лежащего на берегу чудовища, похожего на хамелеона. Над картинкой надпись:
'У иноземцев в Вартах описуют, подобно как в Вятках повествуют - аки бы в старые годы во правду некогда бывало, что вятское гражданство противу Серпа воевало, сице ополчаюся против изверженной морем рыбы-скоты жители некого города Варты, люди видом тела быть малой породы и к тому ж еще знатно дураки и уроды'.
В этом пояснении речь идет о сравнении вятчан с жителями иностранного города Варта, воевавших с морским чудовищем по имени Серпа (искажение от слова "нерпа" - северный тюлень). Вероятно, такой анекдот возник на основе существовавшего в 18в. Вятского предания с упоминанием далекого заморского города Варта. Это предание явно перекликается с рассказами арабов о промысле морских животных на крайнем севере.
 батал.jpg


Ибн Фадлан (922г.) передает рассказ царя Волжских булгар о великане с севера: 'Я перевез его в свое местопребывание и написал к людям Вису, - а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, - спрашивая их о нем. Они же написали ко мне, извещая меня, что этот человек (муж) из (числа) Яджудж и Маджудж, а они от нас на (расстоянии) трех месяцев, между нами и ими помещается море, на берегу которого действительно они (находятся), и они, подобно скотам, совокупляются друг с другом. Аллах могучий и великий выводит для них каждый день рыбу из моря, и вот, приходит каждый из них, и с ним (имеется) нож, и отрезывает себе от нее столько, сколько достаточно ему и достаточно для его семьи. Если же он возьмет сверх того (количества), которое их удовлетворяет, то заболит живот у него, и также у его семьи заболят животы, а иногда он умирает и умирают они все. Когда же они возьмут от нее (рыбы) то, что им нужно, она поворачивается и уходит в море. Итак, они каждый день этим живут. А между нами и ими море, (которое находится у них) с одной стороны, а горы, окружающие их, с других сторон, и преграда (стена) также поместилась между ними и воротами, из которых они обычно выходили'.

Расстояние в три месяца пути (около 2000км) упоминается дважды: сначала - от Булгар до Вису, а затем - от Вису до страны Яджудж и Маджудж, под которой арабы понимали отдаленные северные местности. От Булгара по Вятке и С.Двине до Варангера как раз 2000 км. Столько же от Булгара до устья Печоры. От него до Варангера с учетом плавания вдоль берега примерно столько же. Поэтому реальные расстояния близки к упомянутым, если текст понимать несколько иначе: три месяца пути в первом случае - это протяженность всего Нукратского пути купцов от Булгара до пределов досягаемости купцов-биармов (о расстоянии от Булгара до Вису см. ниже). Итак, народ великанов жил на крайнем северо-востоке Скандинавии и занимался промыслом крупных морских животных (что нам известно также из саг). Описанное местоположение точно соответствует п-ову Варангер: с одной стороны море, с другой - горы, а приходят они (в С. Двину и далее в Биармию) через 'ворота' - узкую часть Белого моря. Описан также случай выброса на берег крупной 'рыбы' и ее оприходование местным населением. В лубке необычная для обывателей срединной России 18в. ситуация превратилась в сатирическую насмешку, а великаны - в карликов-уродов. Обратим внимание на небольшую крепость в верхнем правом углу картинки: вероятно, это и есть городок Варта, очень похожий на замок Вартахаус на крайнем севере Норвегии. Именно с его стороны подходят к морскому чудовищу воины вооруженные мечами, копьями и огнестрельным оружием. Остальные люди более похожи на селян с вилами, ухватами и мапригодными для "баталии" предметами быта. Впрочем, воевать с выброшенным на отмель животным не требовалось, поэтому шли с подручными орудиями.

Другой араб Гарнати (сер. 12в.) добавляет подробности: 'А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булгарцы везут их в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и [ее жители] покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц, и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море Мраков. И когда они бросят мечи (гарпуны), то Аллах выводит им из моря рыбу вроде огромной горы, которую преследует, желая ее съесть, другая рыба, больше ее во много раз. И спасается маленькая от большой, и приближается к суше, и попадает на место, откуда не может возвратиться в море, и остается там. А большая рыба не может достать меньшую и возвращается в море. Выходят жители Йура в море на судах и отрезают [мясо] от ее боков, а рыба не чувствует этого и не шевелится, и они наполняют свои дома ее мясом и поднимаются на ее спину, а она как огромная гора. И остается она у них какое-то время, пока они отрезают от нее: каждый, кто бросил в море меч, берет от рыбы долю'.

Здесь говорится о покупке жителями страны Йура (на побережье океана) гарпунов для охоты на китов и других морских животных. Под Югрой в данном случае можно понимать Ортинское городище в устье Печоры (вероятно, имевшие связи со скандами). Торговцы Вису поставляли им железные изделия, а получали взамен меха и рабов. Оплата пленными-рабами говорит об этническом (и социальном) отличии хозяев Югры от соседнего населения. Описана ситуация, когда животное, преследуемое хищником (касаткой), выбрасывается на берег и становится легкой добычей, что как раз соответствует сюжету лубка. Торговлю с Югрой осуществляли купцы страны Вису, 'где водятся бобры'. Это замечание подтверждает наше отождествление Вису с Вяткой, так как по финно-угорски (удмуртски) бобр зовется 'ват', а Вятка произносится как 'Ватка' - то есть, Бобровая река. От вятчан-вису и были записаны арабские сообщения о северных странах. Фадлан был издан на русском в 19в., а Гарнати - только в 20-ом. Поэтому заимствование из арабских текстов сюжета в лубочном издании 18в. невозможно.
Гарнати также приводит такой факт: 'И привозят к ним купцы эти мечи и коровьи и бараньи кости, а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль'. Тут неправильный перевод или пересказ. Речь идет о костях животных (бивней мамонтов и китовом усе), продаваемых для поделок, вероятно, скандинавам, вывозившим с севера в Европу эти косные останки. Гарнати дает описание внешнего вида купцов Вису.

'Жителям Вису и Йура запрещено летом вступать в страну Булгар, потому что когда в эти области вступает кто-нибудь из них, даже в самую сильную жару, то воздух и вода холодают, как зимой, и у людей гибнут посевы. Это у них проверено. Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета (лица), с голубыми глазами, волосы их белы, как лен (светло-русые), и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед".
Летом (на судах) в Булгар купцам Вису было запрещено входить по двум причинам: из опасения неожиданного нападения и для пресечения прямой торговли с арабами. Внешность и привычки пить ячменный самогон (водку), ходить на лыжах и носить льняные одежды, еще более сближают вису с северными народами, и особенно с вятчанами. Обратим внимание на следующие моменты. У народа Вису была переписка с булгарами уже в нач. 10в. и, следовательно, доставка корреспонденции, вероятно, через торговые караваны. Фадлан повторяет одинаковый рефрен о 'грязных тварях Аллаха' и прочем в отношении и русов и великанов Яджудж и Маджудж, но не отождествляет их между собой, а также с Вису. Правда, только русов он видел лично и потому описал подробно. Их внешность довольно хорошо совпадает с описанием Гарнати купцов Вису (спустя 200 лет). Вообще, характер внешности и деятельности Вису близок к русам. Гарнати прямо указывает, что лучшие собольи меха вывозят с севера купцы Вису, а именно торговлей соболями отличались русы-артанцы. Поэтому можно еще раз уверенно отождествить торговых людей Вису с этими русами. Вису также привозили с севера рабов, что еще более сближает их с русами.

Ибн-Хаукаль и другие арабские географы упоминают три вида Руси, один из них - Арсания или Артания: 'Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо они убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы чёрных соболей, чёрных лисиц и олово и некоторое число рабов'.

Итак, Вису - это особые северные русы, артанцы у арабов и биармы у скандов. Можно заметить, что Арта и Вису не встречаются вместе у одного автора. У Гарнати есть Ару, но не Арта. Правда, он писал позже других арабов, к 12в. ситуация могла измениться: южная часть Артании-Биармии к этому времени вошла в сферу влияния булгар, сохранив за собой отголосок прежнего имени. О статусе Ару и отношениях к Вису Гарнати прямо не пишет, но какая-то связь между ними явно просматривается.

'Между ними (Вису) и Булгаром месяц пути. И есть другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров'.
Месяц пути - это около 600 км, что с учетом трассы (переправа через Каму была возле Елабуги) указывает как раз на Вятские городища в устье Моломы. В приведённом выше отрывке Гарнати сказано, что в стране Ару охотятся на белок и бобров, а чуть ниже упомянуто, что люди пьющие напиток из ячменя едят мясо белок и бобров. Исходя из этого сопоставления, становится ясно, Вису и Ару расположены в близком соседстве, точнее, в бассейне одной реки Вятки. С некоторыми основаниями можно конкретно отождествить Ару с Чепецкой арх. культурой. Множество костей бобров на ее городищах говорит об охоте на этих животных и использовании их в пищу. На самой Вятке культурный тип населения 9-12в. был близок к Чепецкой, но отличался заметным влиянием Именьковской культуры.

Пару слов об этнической принадлежности биармов-Вису и Югры (под Югрой обычно понимают территорию между Печорой и Обью). По изучению названий и археологии городищ ученые не пришли к определенному мнению по этому вопросу. Недавно были открыты городища на нижней Оби 11-13в., которые оказались очень близки к пермским (коми-пермяцким и Прикамским) того периода. Можно полагать, что некий народ вел освоение края в направлении из Прикамья на восток через Печору к Оби. Судя по археологии, это были люди не только финноугорского и пермского происхождения, но также отчасти северо-европейского.

В тексте Гарнати говорится, что булгарские купцы сами возят товары к Вису, очевидно, это происходило летом. Булгарские купцы доходили только до середины Вятки, это место можно считать южной границей Вису-Арты. Артефакты ограниченного проживания булгар на севере обнаружены на Ковровском городище в устье Моломы (город Колын в ДТ), на Солдырском городище на верхней Чепце (Иднакар) и на Вятском городище в Чердыни (верхняя Кама). Более основательное поселение с мусульманским могильником - Рождественское городище на р.Обве (Каргадан в ДТ на притоке Камы). Таким образом, названные городки входили в страну Вису, точнее, располагались вдоль ее южной границы. При этом, между ними и булгарами существовала буферная зона - территория протоудмуртов и протомари.

biarmija3.jpg


Интересно, что в фольклоре обских угров (Югра) есть предание о людях приходивших к ним с запада: "Это были русые и рыжие, черноволосые люди с бородами, серыми, карими и черными глазами", занимавшиеся скотоводством и земледелием, а на севере - оленеводством. Они походили на Мось-нэ, но отличались от них языком. Мис-махум (Коровьи люди) занимались торговлей: ходили торговать на Нижнюю Волгу, где были "царские города", и привозили на Обь шелк, шлемы, щиты и стрелы'.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18