Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн апр 05, 2010 2:56 am

Есть у меня еще вопросы по птицам. Кай переводится как птица. Кто знает, как переводится Кирс? В каком-то словаре прочитал что "кирсу" - это чайка. Еще в одном словаре прочитал что кай это устаревшее вымь. На каких-то старых картах река Вымь именовалась просто как Птица. В связи с этим думаю, а не может быть так, что язычники-зыряне, отступая от славян-христиан и булгар-мусульман переносили свою птичью столицу на север сначала из Кирса в Кайгород, затем из Кайгорода в Усть-Вымь, а называлась она на их языке одним и тем же словом?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Пн апр 05, 2010 9:51 am

skygrad писал(а):Полностью доверять летописи ДТ нельзя

Мои поздравления, Alex.

Видно Пестриков маху дал, что переводится «как забыл спросить у Харина, что в фальшивке Гази-Бараджа, написанной на русском языке в конце XX века, является правдой».
В ДДТ существование всего скрыто, на самом деле Киевскими славянами правили марсасы, которых первоначально очень не любили венерасы - предшественники казаков, за то, что эти присвоили женщин тех, у которых мужчин вообще не было. Но победили всех колорадосы - это какая-то смесь тех и других. Так что марсасы - это никак не чудь белоглазая, они же половцы, они же арийцы, … - Это не я придумал.
Работа над СВИ продолжается, ждите новых перлов, - явно схоже с перловкой.
Уникальное место потому, что хавать можно и то, и другое. А на третье – компот.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Пн апр 05, 2010 7:26 pm

В работе Е. Харина "Русы, булгары и вятичи" в конце 1 гл. есть такое уведомление:

"Примечание***. Существует свод Булгарских летописей 17 века Бахши Иман. (Джагфар тарихы. Свод булгарских летописей 1680 – Оренбург, 1993 г. В трёх томах. Скачать можно с сайта «Туркиш Ворлд».) В нём много поразительных подробностей о событиях 8–16 веков.
После того как совсем недавно при раскопках в Украине было получено подтверждение одного из множества интереснейших сообщений Булгарской хроники (имеется в виду Перещепинское царское захоронение), отмахнутся от этого документа уже нельзя. Надо только помнить, что свод летописей создавался в конце 17 века в момент вооружённого противостояния татар, башкир и других народов Москве. Поэтому в тексте могут быть некоторые поздние вставки, преувеличивающие роль и значение древнего государства булгар и принижающих Москву и русских вообще. Создаётся впечатление, что оригиналы летописей подверглись при этом литературной обработке, создающей в отношении государства Булгар и его правителей более благоприятное впечатление. Это касается также описания хода монгольских завоеваний самого Булгара и Руси. Но это явно позднее раскрашивание не должно нас смущать, а тем более отбрасывать чуть ли не единственный на сегодня источник сведений по Вятке той поры. При внимательном прочтении истину достаточно легко отделить от вымысла. Изучение летописи только началось, но уже сейчас можно почерпнуть из неё много нового. После появления Булгарской летописи в Интернете все заинтересованные историки и краеведы судорожно пытаются переосмыслить и приспособить свои прежние гипотезы. Большинство открыто не афишируют этого, но в их новых работах чувствуется незримое присутствие «булгарского следа».
Открывающая свод летопись Гази-Бараджа наиболее законченная и целостная его часть. Она была создана при последнем правителе Булгарии сразу после ее завоевания монголо-татарами. Отец Гази Бараджа был из рода булгарских царей, но много лет жил в изгнании в Москве при дворе русских князей. После начавшейся смуты он спасся, успев бежать на родину, где стал правителем Казани. В дальнейшем он и его сын Гази участвовали в сложной политической борьбе владимирских и булгарских князей. В 1236 году Гази перешел на сторону монголов и стал участником совместных походов на Русь и Запад, получив за это титул правителя булгар. Свой поступок он пытается оправдать желанием сохранить государство и народ. В аналогичной ситуации оказался русский князь Ярослав Всеволодович. Характерно, что оба эти исторические лица при новой власти пожили недолго, и умерли в один год (1246).
Дальнейшие записи более отрывочны и похожи на позднюю обработку устных преданий и сохранившихся письменных свидетельств. Некоторые места, возможно, являются панбулгарским переложением русских летописей и других источников (в частности, описание Куликовской битвы и взятия Москвы Тохтамышем). Некоторые важнейшие события, происходившие на территории Булгарии или вблизи её границ, обрисованы очень скупо или отсутствуют вообще (битва на Кондурче 1391 года). Очень схематично описаны ханы Орды, в частности, Батый. Такие провалы говорят о редакции текста, сделанной возможно уже в наше время. До нас дошли только куски свода переведённого на русский язык не профессионалом, но человеком не лишённым писательских способностей. Сам документ, якобы, исчез в стенах НКВД. В целом текст написан с националистических, отчасти антирусских позиций, что вызывает некоторую аллергию и молчание «солидных» историков. Доверять этому источнику можно с оговорками и только после проверки хотя бы части изложенных фактов. В общем, не намного более чем Вятской «Повести», однако вот, что там написано. Далее будут приведены все отрывки, касающиеся Вятки, а пока начнём знакомство с этим важнейшим и уникальным для нас источником в изложении З. Муфтахова".

Как видим, очень точная и взвешенная характеристика указанного безусловно спорного источника, и сделана она еще даже до первого цитирования документа. Прежде, чем очернять все и вся, неплохо бы самому попробовать разобраться хоть в чем-то.
Последний раз редактировалось borgheus Ср май 05, 2010 3:08 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Вт апр 06, 2010 12:23 pm

Компот подан.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт апр 06, 2010 1:34 pm

skygrad писал(а): она выдается за провинцию Бийсу, которая, кстати, во много раз больше своей "метрополии" - Волжской Булгарии.


Я с микроскопом сопоставлял карты с описанием Бийсу и получил, что Бийсу это почти точь-в-точь Кировская область, ни больше и ни меньше. Ни Двины, ни Сысолы, ни Юга там нет. Это ошибки перевода и неправильной трактовки. Вятка, Кама и Чепца, которая, собственно, и называлась Бийсу. Там же, на Чепце, и большинство находок монет.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт апр 06, 2010 2:16 pm

zritel писал(а):В фальшивке, у Гази-Бараджа, написанной на русском языке в конце XX века...

Как ни странно, я считаю единственным объективным источником народный фольклор, былины и песни, дошедшие до нас из старины. Я их долго собирал и анализировал. С Гази-Бараджем особых расхождений нет, а вот все русские летописи, по которым нам преподносят историю, даже на старославянском языке, таковыми летописями не являются. Они являются христианской проповедью. Я понимаю, что наши предки тысячу лет с утра до ночи молились, других занятий у них не было,
а вся страна была сплошными разбойниками, вроде Степана Разина.

Из-за острова на стрежень, на простор речной волны
Выплывают расписные острогрудые челны
На переднем Стенька Разин, обнявшись сидит с княжной
Свадьбу новую справляет, весь румяный и хмельной...

О чем здесь поется? Степан Разин разбойником не был. Да, он был ушкуйником, но он был князем, законным наследником престола Киевского, перемешавшимся, как и все в ту пору, на челнах.. Взявши в жену княжну в Кай-Оле, он намеревался восстановить столицу в Киеве и историческую форму правления - Республику. Так звучало изначально и "Слово о полку Игореве", которое пели на всех свадьбах... Так что это ничто иное как дошедшяя до нас через сотни лет поздняя трактовка "Слово о полку Игореве".
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср апр 07, 2010 5:07 pm

Вот карты Булгарии составленные видимо по материалам ДТ:

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/ ... avarEn.gif

Судя по карте, в Бийсу с сер. 12 в. входили верховья Вятки и Камы, Печора и Вычегда. Центром был город Колын (по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, а не Киров). Булгароведам виднее, где была провинция Бийсу, перевод - Печорская. Кашан - это Ару, Вотская область. Мартюба - Приказанье, по моему мнению, - русо-булгарская Артания, в нее ранее входили утраченные территории к западу. В ДТ о ней сказано мимоходом, смутно, но очень интересно.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср апр 07, 2010 11:22 pm

skygrad писал(а):Вот карты Булгарии составленные видимо по материалам ДТ:

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/ ... avarEn.gif

Судя по карте, в Бийсу с сер. 12 в. входили верховья Вятки и Камы, Печора и Вычегда. Центром был город Колын (по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, а не Киров). Булгароведам виднее, где была провинция Бийсу, перевод - Печорская.

Булгароведам, конечно, виднее, но голова человеку дана, чтобы думать. На Печору и Вычегду последний булгарин мог попасть только в эпоху индоевропейской общности или Хазарского каганата. Ни один мусульманин туда попасть не мог, не говоря уже о том, что это могло стать мусульманской территорией, а Бийсу была булгарской вотчиной. Если бы Печора и Вычегда хоть ненадолго попали в зону влияния Булгарии, то там сохранились бы мечети или намеки на них. В 12 веке это была языческая территория, где христианство присутстствовало, но не господствовало. Это была зона вису, чуди или викингов, как хотите. Суть в том, что булгаров туда не пускали. А даже если бы пустили, то они бы не добрались, потому что их лодки для северных волоков были не предназначены, а попасть туда можно было только по реке...Поэтому и Бийсу заканчивалась там, где начинались волоки... Печора и Вычегда в нее не входили, потому что без волока в них было не попасть... Мне все же кажется, что Колын это Хлынов или Киров.

По поводу фольклора и Гази-Бараджа. Не могу разобраться с потомками Владимира - крестителя. Наши летописи называют одну из его жен Агиделью, то бишь Камой, среди потомков по этой линии должен был быть С
вятослав, князь Тмутараканский. Но у Гази-Бараджа этой ветки нет, все есть, а этой нет. Эта ветка часто воспевается в народном фольклоре. Согласно былинам Святослав-долгожитель жил 90 лет. Но наши летописи ему укоротили жизнь лет на сорок. У Гази-Бараджа есть другой герой - хан Шарухан старый. Вот он-то как раз и повторил точь-в-точь биографию былинного русского Святослава.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт апр 08, 2010 4:29 pm

Напомню, что с подачи Ухова разрабатываю гипотезу о существовании к северу от Булгарии государства Арсания с центром в домонгольской Казани. Это была особая Камская Булгария, в отличие от Волжской. В таком понимании Вису-Бийсу и Ару-Кашан, а также Уру-Югра на Оби - территория Арсании. Мечети и захоронения мусульман на этой территории появляются в основном только в 14в. и то не густо (вдоль Камы). Приведу интересный отрывок из 1т. ДТ о заселении Приказанья. Даже в такой довольно предвзятой трактовке видно, что регион осваивался не обычными булгарами. События начинаются рубежом 9-10 веков.

«Угыр (кн. Игорь), став господином Башту (Киева), первым делом женился на попавшейся в плен Ульджай (кн. Ольга, была до того женой Вещего Олега, а также вдовой датчанина Худа). Узнав о свержении своего господина и благодетеля (хазарского кана) Арслана, он сильно осерчал и объявил себя независимым урусским беком… А в Болгар Угыр прислал своих послов с такими речами к Алмышу: «Я слышал, брат, что ты мучаешь приверженцев нашей старой булгарской веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным урусским беком и в состоянии помочь своим единоверцам!» [...] А надо сказать, что после разгрома хазар у Сульчи Бырак вместе с Марджаном овладел городом Кан-Мурдасом (вятичский Муром), и наши стали собирать дань со всей области между Джиром (Ростов) и рекой Ака (Ока). А в этой области было очень много пчел, и ее поэтому называли Кортджак.
Сбор дани осуществлял потомок болгарского бека Мара купец Саин (Мар был первым владетелем города Булгара).
Анчийские субаши (украинские речники), получившие в Булгаре право платить государству лишь строго определенный и умеренный налог за свое занятие корабельным делом, сделали Саину несколько судов, и он плавал на них в Кортджак из Болгара. А глава булгарских анчийцев (украинцев) мастер Караджар, который за уход в Булгар вместе с Алмышем (кан бежал с Украины от печенегов и русов) получил от кана почетное прозвище Караджура (великий или западный рыцарь) и явился основателем булгарского дома Караджуров, всегда плавал вместе с Саином за лесом и другими нужными ему товарами. Только однажды, весной 922 года, Караджура не отправился вместе с Саином, и того коварно убили восставшие тогда мурдасы (т. е. булгарские купцы заходили в область мурдасов-вятичей только в сопровождении Караджуры). Дочь Саина Гюльасма отправилась вместе с Караджаром и жестоко наказала убийц. Кан велел в память о Саине именовать реку Ака Саин-Иделью, а Кортджак передать во владение Гюльасме. Поэтому реку, текущую посреди этой области, стали называть Гюль-Асма (Клязьма). Мурдасов из племени убийц переселили на речку Нэрлэ (Нерль), которую из презрения к ним стали называть Сасы-Иделью. Эта речка впадает в Гюль-Асму, и на ней сын Караджара Балын устроил свое становище, которое сейчас (в 13в.) является городом Балыном (Владимиром, древняя часть города называлась "Вятчаный городок"). А Балын женился на Гюльасме и стал совладельцем ее земель. Они сообща стали заниматься судостроением, эаготовкой и продажей леса, меда, воска, мехов и составили один дом Караджуров. Их сыном был Саин, названный так в честь деда, а его сыном – Кулбак, названный так в память о кулбакском (колбягском) происхождении Караджуры.
Сын Кулбака Балта основал в 1003 году для своих дел стан Балта (Биш-Балта, начальная Казань). Тогда же он плавал вместе с тебиром Шахидуллой к беку Джира Барысу (кн. Борис) с предложением о беспошлинной торговле булгарских купцов на Руси в обмен на часть джирской дани. Барыс горячо поддержал Шахидуллу и сам отправился с ним в Башту (Киев) выпрашивать разрешение на это у отца Булымера (кн. Владимир, Креститель руси). Булымер охотно подписал грамоту о таковом разрешении, ибо тяготился унизительной для него «джирщиной»...
А старший сын Балты купил аул Арча (Арск?) в земле арчан (вотяков) и прозвал себя Арчамышем. После этого и аул стали также называть Арчамишем...
А в 964 году мурдасы предложили сыну Угыра Барысу (кн. Святослав) помочь им овладеть Каном (Муром), за что обещали платить дань Башту (Киеву). Барыс сначала взял у наших Джир (Ростов), а затем проплыл к Кану и овладел им. Талиб Мумин (исполнял должность правителя Булгар), желая вовлечь Барыса в хазарскую войну (имеется в виду разгром Хазарии в 965-69г.), уступил ему западную часть Кортджака до Балына, но Восточный Кортджак от Лока до Саин-Идели остался за Булгаром до 1164 года...
Дабы дом Караджуров не остался внакладе, Талиб передал ему взамен Балына часть земель по Кара-Идели и Нукрат-су. Сын Арчамыша Джураш по прозвищу Урджум основал поэтому аул Урджум на Нукрат-су (Уржум на Вятке!)... А сын Джураша Асладж, пожертвовавший немало средств на строительство Учеля (Казани) и сам участвовавший в этом деле, погиб в нем во время набега галиджийцев (новгородцев-скандинавов) в 1111 году в возрасте 41 года... Его сын Мар-Кавэс вез Абу Хамида Гарнати в 1135 году на своем корабле, когда мулла ехал через Кан и Кисан (Муром и Рязань, земли вятичей) в Хорысдан» (Коростень-Полтава)...
(Гарнати дал полное описание этой поездки, отрывок см. выше, - о вотском напитке.)

Напомню, мурдасы – это именьковцы (славяно-готы), жившие до сер. 8в. на Волге, но изгнанные булгарами на верхнюю Оку и, вероятно, давшие начало племени вятичей. На Клязьме вятичи по арх. появились позже, здесь обитали финноугры.
С булгарским каном Алмышем из Киева в 894г. во главе с Караджурой ушел отряд колбягов, – профессиональных воинов-наемников балтийского происхождения, вероятно, их могли также называть артанцы. Во всяком случае, в ДТ есть свидетельства проживания артанцев-прибалтов в окрестностях Учели-Казани. Отсюда появление названия Арча-Арта (Арса), которое могло быть одним из названий первого поселения в районе Казани. Обычно его относят к городку Арску, расположенному на этой же речке Арче-Казанке. Из текста следует, что род колбягов Караджуры управлял всей территорией от верховий Оки до Вятки. Добавлю, что С. Ухов в своей известной работе обнаруживает топонимические свидетельства наличия в Прикамье (на Вятке) балтийского языкового субстрата, а на карте Идриси 12в. на месте Казани стоит город Artan. Имя Балта наверняка связано с балтийским происхождением колбягов, вероятно, балто-славян. По Оке шел путь из Булгара через Угру и Десну в Киев, а через Зап. Двину - в Прибалтику (Артанский путь в ДТ).
Караджуры владели бассейном Клязьмы и нижней Окой. Булгарские купцы могли заходить сюда только в сопровождении военного отряда из Артана (Балты). В ином случае, чужеземцев здесь убивали. Это обстоятельство напоминает описание арабами ситуации в Арсании.
Верховья Оки, несмотря на претензии Киевских князей, после освобождения от власти хазар долго сохраняли свою независимость. Дело в том, что там утвердились потомки скандинава Худа. Датчанин Худ имел отряд в несколько тысяч воинов и был хазарским воеводой-наместником в Киеве. В 912г. он после набега на Закавказье при возвращении был разбит и убит на Волге другим скандинавом - Олегом (его ставка была в Джире, Сарское городище возле Ростова). После победного въезда в Киев, Олег взял в жены вдову Худа, видимо, она была из знатного рода Датских конунгов (это обычная практика тех времен). У Худа остался сын Хаддад, который и возглавил сопротивление приокских вятичей (Ходота в ПВЛ). По моей гипотезе вятичские русы приняли участие в походах на Хазарию в 965 и 967г. Перед этим Киевский кн. Святослав договорился с ними о совместном нападении с двух сторон, - с Волги и с Дона. В ДТ эта война описаны несколько иначе, но договоренность мурдасов и Святослава о военных действиях против булгар в 964г. косвенно подтверждает это. Потомки викинга Худа претендовали на Русские территории, включая земли вятичей, их следы теряются в 12в. где-то в Прикамье. Понятно, что династически значимые моменты в летописях вымарывали в первую очередь.

Жителей Уржума можно поздравить, их городок один из древнейших на Вятке - основан вскоре после 965г.
Последний раз редактировалось skygrad Пт апр 09, 2010 1:21 pm, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт апр 09, 2010 11:03 am

Ох уж эта Ольга. Помимо названных трех, она еще состояла в связи с наследником булгарского трона - Малом. А ведь мужики ейные были разных поколений и возрастов, а она, похоже, была вечно молодым персиком. Вдвоем с соперницей делили Игоря. Не поделили - убили. Царство амазонок, млин...

По поводу Кашана. Не знаю, имеет ли это отношение к делу, но давно пытаюсь распутать загадку слова Кашлык. Дело в том, что наши историки окончательно запутались, поместив столицу Сибири Кашлык, завоеванную Ермаком в Зауралье. Он начинает упоминаться с 1581 года. Однако в 1582 году состоялась встреча Ермака с одним из Строгановых, на которой Ермаку было подарено именное оружие. Это оружие пропало из музея, и его наша история вообще рада была куда-нибудь деть, так как оно не вписывается в ее каноны. Не вписывается в каноны и дата начала похода Ермака в Сибирь - 1 (14) сентября 1581 года. Через пару месяцев реки замерзнут и станут несудоходны. Половцы никогда не выступали в походы осенью, все походы начинались с весны, когда сходил лед. Это заметил еще Мономах, воевавший с половцами. Теперь о Кашлыке. Согласно Погодинской и Ремизовской летописям, в Кашлыке состоялась встреча Ермака с неким князьком Бояр. Я почти уверен, что речь здесь идет как раз о той встрече Ермака со Строгановым, на которой ему подарили именное оружие. Но что же тогда это за город Кашлык, город, в котором находился центр обороны и зимовки Ермака, город, в котором он ждал русского подкрепления? Все очень просто. Это тот самый город, из которого согласно славянской энциклопедии 17 века начался поход Ермака. Это город Кайгород. В семнадцатом веке у кайцев, согласно летописям, русское царское правительство изъяло доспехи Ермака. А ермаковцы его называли не Кайгородом, а Кашлыком. Местные жители сегодня называют останки оборонительных валов возле Кайгорода Кашиной горой. Кашлык и Кашина гора - одно и то же. А вот нет ли связи между Кашиной горой и вашим Кашаном?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт апр 09, 2010 1:36 pm

С Кашаном не просто. Его отождествляют с городищем в низовьях Камы на правом берегу. Иногда путают с Казанью. Очень похожи названия. Буду еще с этим разбираться. Пока могу только предположить связь с казачьим названием воинского лагеря - Кош. Что конкретно можете сообщить об укреплениях Кашина гора?
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт апр 09, 2010 6:10 pm

skygrad писал(а):С Кашаном не просто. Его отождествляют с городищем в низовьях Камы на правом берегу. Иногда путают с Казанью. Очень похожи названия. Буду еще с этим разбираться. Пока могу только предположить связь с казачьим названием воинского лагеря - Кош. Что конкретно можете сообщить об укреплениях Кашина гора?

Это кладбище на окраине Кая, на высоком холме, который весь изрыт рвами обороны. Траншеи расположены лицом к Каме, то есть нападение шло с Камы. Известен как археологический памятник федерального значения 13 века - Марьин Кокошник.

По поводу Ольги. Спасибо, что упомянули. У меня родилась с ее помощью абсолютно новая версия Тмутаракани и, кажется, все встало на свои места. У Ольги была родственница, такая же "шебутная" шведка, которую у нас назвали Ириной. Она стала женой Ярослава Мудрого, а в качестве приданного молодая парочка получила некий город, созвучный с Агидельградом. Думаю, что это и был Кай-Ола - Тмутаракань. Так, мирным путем, дети Ярослава Мудрого получили доступ к половецкой столице - Тмутаракани и ее Тмутараканским болванам - марийско-финно-угорским деревянным идолам.

А вот с самой Ольгой беда. Ничего с ней непонятно. Ни когда жила, ни кто такая. Рождение историки двигают туда-сюда с 880 по 940. Болгарский взлюбленный Ольги Мал у славян превратился в мать ее внуков - Малуш. Сама Ольга то ли жена Олега Вещего, то ли его дочь. А сами шведы вообще преподносят сюрприз. Оказывается они отправляли к нам соправителя Святослава, но только они его называют женщиной - Святославой. Так может, так все и было? Игорь и Ольга. Борис и Святослава. И понятно, зачем всю историю пришлось переписывать. Наши правители были булгаро-шведами.

А вот по поводу Олега у меня родилась еще более невероятная гипотеза. Олег Салахби и в булгарских, и в русских летописях и балладах засветился везде где только можно, прожив яркую и неповторимую жизнь воина. Но кем был его отец? Эрек. Все, что про него известно, что он был долгожителем, пережил своего сына. И все. Разве мог у такого непоседливого сына быть такой тихий и неприметный отец, который вообще с Русью и Булгарией нигде не пересекся? А что, если отец Олега Эрек - это шведский король Эрек IV? Вот тогда все и встанет на свои места. И понятно, от кого у его внучек Ольги и Ирины такой боевой характер... Вот вам и ответ на вопрос, чья земля была в области Двины, Печоры и Сухоны - Эрика, Ольги и Ирины.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс апр 11, 2010 5:17 pm

Эрик (IV), конунг свеев
Эрик Анундссон
Erik Anundsson
Годы жизни: ? - ок. 882
Годы правления: середина IX в. - ок. 882
Отец: Анунд Эрикссон
Мать: ?
Жена: ?
Сыновья: Бьёрн, Ринг, Эмунд

Салахби-Олег умер по ДТ примерно в 922г., когда его отец Эрик еще был жив, что не соответствует указанной дате смерти шведского Эрика 4, но она не вполне надежна. В любом случае, этот Эрик схож с Рюриком из ПВЛ. Но Киевские князья были булгарского рода, а не варяжского. Потомки Эрика-Рюрика по ДТ обосновались в северной части Булгарии, - по моей реконструкции в отдельном государстве Биармия. Убулгар с ними были в основном хорошие отношения, поэтому северную Булгарию воспринимали как свою провинцию. Но это скорее союзник, дань которому если и выплачивали, то лишь за возможность прохода на юг для торговли и разбоев.

«А Сып (внук Олега) нередко плавал в Башту (Киев), перевозя свои корабли из Идели в Шир по Бехташу (волго-донской канал-переволока), и поэтому получил прозвище Шамбат*. Он был дружен с Салманом, плававшим с его отцом к Алаберде**. И владения их находились рядом, в округе Улем (в районе Галича?)... А еще владения потомков Хума, которых называли домом Утар*** – по имени предка Худ-Эрека, располагались на Чуыле и Агидели (на верхней и нижней Каме). Из этого дома вышло немало славных салчибашей (моряков-речников), хозяев перевозов и купцов, плававших на родину Утара – самый север Садума – Урман... Однажды корабль Сып-Шамбата попал в страшную бурю, и он в страхе воззвал к милосердию Всевышнего, обещая в случае спасения принять ислам. Творец пощадил морехода, и Сып-Шамбат по прибытии в Булгар взял имя Гусман...
На свои деньги он возвел крепость Гусман на реке Джук (на реке Юг, приток Сухоны, есть подходящее городище), ставшей главной на Нукратском (Вятском) пути на север. А этот юл начинался в Болгаре. Из Болгара плыли по Агидели и Нукрат-су, а затем проходили к крепости Гусман, где соединялись дороги из Джира и Болгара. А из Гусман-Катау по Джуку и Туну (Сев. Двине) выходили к реке Бишек (Вычегда), по ней добирались до притока Бийсу Ошмы и по Ошме также проходили к Бийсу (Печора)****. Ответвление Нукратской дороги, шедшей из Болгара по Агидели и Чулману (Кама выше устья Белой-Агидель) в Бийсу, называлось Чулманской дорогой... А о происхождении названий этих рек сеид Якуб писал следующее. Однажды сын Айхи Мизан плыл из Урмана в Бийсу и решил сократить путь – не добираться до устья Бийсу, где был город Ак-Артан, а пройти более ближним путем. Он высадился в устье какой-то реки, которую стали называть его именем (Мезень), и затем по ее притоку пошел к Бийсу. За ним погнался шудский бий и смертельно ранил спутника купца – Бозая. Поэтому речка получила его имя. Потом Мизан уходил от погони по левому притоку Бийсу почти без отдыха – и прозвал его Ялитмэ…
Сыном Гусмана был Кер, прозванный Кер-Хумом за то, что женился на пленной рабыне, румке. Он вместе с отцом, по приказу Талиба, участвовал в походе баштуйского (киевского) бека Барыса на Рум... Сыном Кер-Хума был Туки, его сыном – Кадыл, его сыном – Шу-ран, его сыном – Мишар, его сыном – Кукчи, его сыном – Калга Ширдан*****, его сыном – Халмыш, отбивший у русских эмира Азана, его сыном – Хаир, его сыном – Гали, переправивший бека Газана через Агидель и укрывшийся после этого на Ашите...
[Отрывочная выписка из рукописи свода: «Сыном Гали был Кут-луг, ходивший на Джукетун (Устюг), его сыном – Асыл, бившийся в 1278 году на переправах с татарами и потом скрывавшийся в своем поместье до 1293 года******, его сыном – Урус-Куюк, его сыном – Амат, оказавший в 1323 году сопротивление Булюм-Орду (Булюм-Орды) и потом скрывавшийся в своем владении до..., его сыном — Буй...»] Конец цитаты.

*Цитадель Самбатос в Киеве известна по Византийским источникам, названа так по торговой площади возле нее, которая работала по субботам.
** Имеется в виду налет Хума на Закавказье в 943г., где он был смертельно ранен.
*** Предка Эрека звали Утар. На Анунд не похоже. Надо искать конунга с таким именем.
**** Низовья Двины, видимо, уже контролировались новгородцами, поэтому их обходили восточнее.
***** В ДТ в другом месте упомянуто, что Ширдан был командующим флотом булгар в конце 12-начале 13в., который располагался в крепости Колын на Вятке. Его сменил на этом посту сын Нукрат. Ширдан звали город в устье Дона (Азов). В то время где-то там обитали бродники. Из дальнейшей записи можно видеть, что традиции речных дел сохранялись в поколениях.
****** В 1278г. после многолетней войны монголо-татарами с помощью русских (москвичей) была взята Казань. Укрыться «в своем поместье» потомки конунга Эрека вполне могли на Чуршинском городище, это единственное подходящее место во всей ближней и дальней округе, однако этот район никак не упоминается в ДТ.
Любопытно, что описывая Нукратский путь автор ДТ обходит стороной верховья Вятки и смежные с ним верховья Сысолы. А ведь это более короткий путь от устья Вятки к Печоре. Остается признать, что этот район кем-то контролировался. Предположим, здесь было удельное княжество с центром на Чурше, но если следовать за логикой и сообщениями ДТ, это были другие князья, не из рода Утар-Эрека, а враждебные булгарам. Кандидатами могли бы быть потомки Худа и Хаддада: после утраты земель вятичей на Оке они вполне могли перебраться на Вятку, связь имен не случайна, она отражает древние связи этих двух регионов.
Городище "Марьин кокошник" XIII-XV вв. Городок Кай расположен на верхней Каме. Кайское городище прекратило существование в тот же период, что и Чуршинское и др. вятские. Я встречал в арх. материалах упоминания о городище Марьин кокошник. Надо сравнить его с вятскими и вообще с другими. Нельзя ли более подробно его описать: высота холма и его расположение у воды, площадь и форма верхней площадки, где были валы и рвы и т. п.
Последний раз редактировалось skygrad Пн апр 12, 2010 2:28 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вс апр 11, 2010 7:48 pm

Не путайте Кайгородок и Койгородок. Эту ошибку уже совершили сотни историков. Койгородок - выселок Кайгорода на Сысоле. Столица же Кайгородского уезда Кайгород (Кай) располагалась и располагается на Каме. Вид на Кай с Кашиной Горы и описание Кая здесь: http://proza.ru/2010/02/12/74
Опять к генам. Генетики разделили киевских князей на два генотипа. Первый генотип - правнуков Владимира Мономаха, второй - Олега Святославовича. Между ними - война длиной в тысячу лет, закончившаяся только в Сталинскую эпоху. Святослав Олегович мог иметь отношение к шведам. На многих шведских гербах и знаменах - русские львы и змеи (или наоборот)...
1. ДНК-тест Y-хромосомы представителей династии Рюриковичей
Группой ученых под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человек, считающих себя потомками Рюриковичей.[2][3][4] Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и поэтому передается почти без изменений от отца к сыну.
Первым был обследован принц Шаховский Д.М.(профессор Русского Православного Института в Париже). У него была установлена галлогруппа N1c1 (иногда она обозначается N3a) имеющая финно-угорское происхождение. Потом были обследованы Гагарин А.П.(профессор из Петербурга), его кузен Гагарин Г.Г., Соломин А. из Смоленска, князь Лобанов-Ростовский из Англии, Ржевский Н. из Смоленска, которые тоже принадлежали к галогруппе N1c1, причем у них было выделено дополнительно 67 совпадающих маркеров. Все они принадлежали к ветви потомков великого князя Владимира Мономаха. Всего из обследованных 191 человека галлогруппа N1 была выявлена у 130 человек (68%), включая потомков князей Трубецкого(Канада), Путятина(Россия), Кропоткина(Россия), Хилкова(Россия), Хованского(Россия) и Галицына(Россия).[5] У потомков правящей династии Мономахов галлогруппа N1 обнаружена у 100%.[5]
Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Галлогруппа N1с встречается у 60% финнов и 40% прибалтов[6]. Гаплогруппу N1c имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России.
Теория о том что Рюрик является родственником великого князя литовского Гедимина не подтвердилась. Хотя обследованные потомки Гедимина и принадлежат к галлогруппе N1c1, но они не имеют набор из 67 маркеров присущих Мономахам.[3]
Также во время исследования Андрея Бажора у 45 человек (24%) была обнаружена галогруппа R1.[3] Многие из них принадлежали к роду потомков князя Олега Святославовича (внука Ярослава Мудрого), утратившему права на престол после поражения в междоусобной войне против его дяди Всеволода Ярославича. Например, князья Волконские (2 человека), Петр Шуйский и Оболенский оказались по Y-хромосоме близкими родственниками друг другу, что не удивительно, поскольку они считаются потомками Олега Святославовича, но все они имели галлогруппу R1a1.[3] Галлогруппа R1 встречается у более чем половины мужчин в России и еще чаще в остальной Европе.[7]
У оставшихся обследованных были обнаружены галлогруппы: I(6%), E(1,5%), T(0,5%). Андрей Бажор выдвигает версию о том что галлогруппа R1 могла быть привнесена в линию Рюриковичей во время войн и захватов городов.[2]
Таким образом, современный род Рюриковичей принадлежит по крайней мере к двум разным ДНК-гаплогруппам: N1c1 (непосредственные потомки князя — большинство ветвей), R1a1 (Тарусская ветвь).
Как мог Эрек IV умереть в 882 году и быть отцом жены Ярослава Мудрого Ирины и его современником?
Про кайскую Кашину Гору могу назвать даже дату создания. Это тот самый день, когда Анбал сжег Учкуй, а вернувшись в следующем году, убедился, что Уч Куй не возродился. Тогда и появился новый Кашлык-Кайгород. Но есть еще одна Кашина Гора возле Волосницы и Кирса. Боюсь даже предположить ее возраст. Если скажу 7518, все равно не поверите...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пн апр 12, 2010 3:26 pm

По писцовым книгам Котельнического уезда 1629г.
Волость Кайгородок
Певая запись указывает на существование в прошлом некого городка: «Пустошь, что была деревня Городетская. Двор пуст Аврамка Сысуева…». Расположение волости из нескольких десятков деревень можно определить из названий погостов – церковно-административных центров (небольшое поселение с церковью и кладбищем) :
Погост на Гостеве. (Село Гостево в 12 км по дороге в Орлов от Котельнича, в 5 км к северу от устья Моломы. Погост Гостево упоминается, предположительно, с 1460 года. Около села есть деревня Городок и при ней по преданию курган с костями.
Погост на Юрьеве над рекою Моломою (15км выше по Моломе от Гостево, село Юрьево).
То есть, Волость Кайгородок располагалась в 10-30 км к северу от Котельнича.

Итак, имеем три Кайгородка:
на Каме, «где она поворачивает на юг» (в реале на восток), есть городище 13-15в;
на верхней Сысоле – Койгородок (в устье речки Кой);
Кайгород (в последствии волость) к северу от устья Моломы и Ковровского городища, этот городок, вероятно, располагался в районе с. Гостево (арх. не выявлен).
Кайгород на Моломе, вероятно, прикрывал систему поселений в устье Моломы от вторжений со стороны Устюга. Ушкуйники жили на верхней Сысоле (по житиям Стефана Пермского) и на верхней Каме (по ДТ). По схожести названий и другим косвенным признакам можно предположить, что они жили и на Вятке к северу от Котельнича. Это могли быть люди Анфала в период, когда данный район входил в сферу влияния Казани в 15в.


Койгородок расположен на верхней Сысоле (южный приток Вычегды) вблизи верховий р. Кобры (приток верхней Вятки), что указывает на стратегическое значение данного места. В ДТ этот водный путь не указан. С. Серкин в своей книге приводит иллюстрацию из книги Н. Загоскина, на которой указан тройной переволок Вятка - Кама – Сысола. Камский Кайгород немного в стороне от него (южнее). На этой же схеме прорисованы два основных маршрута – Нукратский и Чулманский (как в ДТ). На схеме самого Серкина указаны два варианта волока между Вяткой и Камой: северный - через Кобру, Сысолу и Порыш (как у Загоскина), и южный - через канал в районе Дымного болота и далее мимо Кайгорода на Каме. Учитывая существование городища Марьин Кокошник возле Кайгорода, могли использоваться оба в зависимости от обстоятельств. В таком случае, рукотворный канал отражает связи верховий Вятки и Камы в 13-15в.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вт апр 13, 2010 10:33 am

Все же мне кажется надо поработать со шведской темой поплотнее. Версия со шведом Эриком получает пока косвенные подтверждения. Вот родословная шведского короля Эрика и жены Ярослава Мудрого Ирины:
1. Родбард (Ратибор) король Руси + Ауд Богатая
2. Рандвер
3. Сигурд Кольцо (помните атамана Кольцо Ермака?)
3. Рагнар Лодброк
4. Бьерн IV
5. Эрик + Ауд
6. Олаф + Эстрид
7. Ирина + Ярослав Мудрый
Теперь вспомните шведскую народную сказку "Снежная королева". Главные герои Герда и Кай. Кай - село Кировской области. Кай в переводе с марйского птица. Герда в переводе с марийского красная. Снежная королева - это богиня ханты, манси, Ермака, марийев, коми, пермяков - Золотая Баба, которая изображалась в форме идола "нагой бабы с младенцем на руках". О чем это говорит? Это говорит о том, что некогда существовала теснейшая связь между марийцами и шведами.
Теперь вернемся к Владимиру "Красному Солнышку" - крестителю Руси. Обратим внимание, что он имел теснейшие связи со Швецией, одно время жил там в изгнании, как минимум, одна из его жен была шведкой. Как минимум, один из его сыновей-наследников женат на шведке. Его отец и дед тоже женаты на шведках. О чем это говорит? Красивыми девушками-невестами богата была не только Швеция. Однако была традиция выбирать невест-шведок, чтобы править Русью. При этом, кто в браке был главным - еще вопрос. Шведки были амазонками еще теми. Ярослав и его сын Всеволод были мудрыми, знали много языков, собрали большую библиотеку, однако современники утверждали, что жена Ярослава была еще умнее мужа. Она присутстсвовала на всех официальных мероприятиях, а когда у Ярослава разгорелся вооруженный конфликт, она самостоятельно легко разрешила его путем еще одной свадьбы со своей родственницей - шведкой. К чему я это?
Меня очень интересует город Тмутаракань. Если хотите, я готов поспорить, что Уч Куй, Тмутаракань и Каяла из "Слова о полку Игореве" - это один и тот же город. А Тмутараканские болваны - это языческие финно-угорские истуканы, которых и сейчас полно в марийских селениях. Есть они и в Каю. Кировская знаменитая "Дымковская игрушка" тоже имеет к ним отношение. Тмутаракань неизвестно откуда появилась в русской истории, неизвестно куда и ушла. Однако как Русь ее получила? Военным путем? Исключено! Тмутаракань была слишком сильна. Такого рода битвы летописи скрыть не смогли бы. Тмутаракань на долгие годы стала оплотом русских князей-изгоев, где они стали недоступны от преследования.
Возможно, что дело было так. Тмутаракань - это древнейшая пиратская столица мира, живущая речным делом и войнами. Отсюда уходили многие победоносные отряды. Возможно, отсюда вышли византийские императоры Траян, Бузов, Комнины, императоры Лузинианы-Лузянины. С помощью Тмутараканского войска захватил власть в Швеции и Эрик. Его сын Салахби был в союзе с Булгарией, которая неоднократно использовала его военный флот, о чем есть сведения в ДТ и летописях Гази-Бараджа. Захватив власть в Швеции, Эрик окончательно перебрался в Скандинавию, управляя делами там. Свою Родину Тмутаракань он передал внучке Ирине в качестве свадебного подарка. Именно амазонка Ирина управляла этим городом при Ярославе и назначала туда своих наместников. Хотя возможно Тмутаракань перешла к России и не через Ирину, а через супругу брата Ярослава Мстислава, который у нас считается первым князем Тмутараканским. У Мстислава и Ярослава мать одна, в отличие от других детей Владимировых. При этом летописи называют ее очень интересно Агиделья, то есть Кама. Возможно Тмутаракань перешла под контроль России еще во времена самого Владимира при каком-нибудь его прошведском браке, например, с Рогнедой или с Агиделью (надо про последний брак разузнать поподробнее). Гербы многих княжеств детей от этих киевско-шведских браков очень похожи на шведскую геральдику, где ключевое место занимают Лев и Змея.
Наш сказочный персонаж Змей Горыныч был совсем не сказочным. Его отчество Горыныч означает Гориславович (Рогнедович). Еще его называли Тугариным Змеем - Тугорканом. Пока не могу точно идентифицировать - это либо Всеслав Полоцкий, либо Олег Святославович (Вольга Святославович, Волх Змеевич). Но праздник змей - 14 сентября - до сегодняшнего дня празднуется и празднуется только в Каю, откуда начинается крестный ход. Празднуется с 1584 года. Конечная точка крестного хода на реке Порыш. Могу сказать точно, что это место сражения между Ермаком и Кихеком 14 сентября 1581 года. Кихек сжег до основания один из наших Кайгородов летом 1581 года. Могу предположить, что в Кайгороде восседал Ермак, а Койгород захватил и сжег Кихек, между Кайгородом и Койгородом и состоялась битва Ермака с Кихеком. 14 сентября 1068 года на Киевский трон сел "вещий" Всеслав Полоцкий - колдун-чародей. Кто-то из них Всеслав или Олег канонизирован христианской церковью под именем Симеона Столпника.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Сб апр 17, 2010 10:59 am

«Кай, одно из старых названий р. Вымь, прав, притока Вычегды. В «Книге Большому Чертежу» это название получило отражение как «Птица», ср. коми кай «птица». Вслед за В. И. Лыткиным мы склонны считать гидроним Кай прибалтийско-финского происхождения: фин., kajava, kajova (диал. kaija, kaika), кар. kajоа, кар.-ливв. kaja, kajo, вепс, kajag, kajagi, вод. kaiega, эст. kajak, kajakas, лив. kajaG «чайка». Коми переняли это слово из языка карело-вепсов (вероятно, оригиналом послужило кар. kaja, kajo в форме кай). Выпадение конечного гласного произошло на почве коми языка, ср. кар. райа к коми Рай (см).
Со временем, к началу XVII в., забыв первичное значение слова кай, коми по принципу народной этимологии перевели его на русский язык как «птица», что и получило отражение в древнерусской литературе. В последствии в русской и коми речи гидроним Кай—Птица был вытеснен названием Вымь». http://www.pechora-portal.ru/biblio/kom ... ary004.htm

В Книге Большому Чертежу (с. 164): река Птица «пала в реку Вычегду под городом под Старою Пермью». Старая Пермь располагалась в районе современного села Усть-Вымь в устье р. Вымь. Здесь была резиденция Стефана Пермского. Таким образом, она могла называться «Усть Кай». Неприятное название постарались стереть из памяти. Вероятна связь Стефана Пермского с ушкуйниками. Без военной поддержки с его миссионерским рвением среди язычников долго бы не прожить. «Сперва Стефан много зла перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, роптание, поругание, хулу, укоры, унижение, досаждение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему. Иногда убить его хотели, иногда обступали его со всех сторон с палицами и с большими дубинами, смерти его предать задумав…Поставил эту церковь на месте, названном Усть-Вымь, там где Вым-река впадает в Вычегду-реку, где впоследствии была создана обитель его большая, где потом основана его епископия». – По данному отрывку можно полагать, что «Житие Стефана Пермского» написанное в 14в. Епифанием Премудрым, существует ныне в правленном виде. Дествительно, если в Книге Большому Чертежу (рукопись 1627г.) река Вымь названа Птица (перевод с «Кай»), то в 14в. она никак не могла называться Вымь.

Без взаимных насилий не обошлось. В Вычегодской летописи: «1384 г. Лета 6892 приде Стефан от Москвы благословением митрополита и жалованием князя великого Дмитрия Ивановича и бояр его почал строити святые церкви и монастыри. Создана бысть обитель его болшая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горотке… Разъярился владыко Стефан на кумирници пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушал обухом, испепелил без остатку и по лесом, и по погостом, и на межах, и на перепутьех… А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои».

В 1385г. на Вычегду в ответ на это пришли вогулы.
«Он велел жителям перенести все свое имущество на два укрепленных холма, к собору и монастырю, и с оружием в руках ожидать тут неприятеля. Сам же он молился о помощи Божией и с крестным ходом обошел весь владычный город, ободряя и воодушевляя народ. Готовый положить душу свою за своих духовных детей, он не стал ожидать нападения врагов и, облекшись в святительскую одежду, с духовенством и с некоторыми из зырян поплыл на лодках вверх по Вычегде навстречу врагам. Вогулы, суеверные язычники, издали заметили ладью Стефана. Словно огнем горело никогда не виданное ими святительское облачение, а сам он показался им как бы мечущим в них огненные стрелы. Приняв его за страшного волхва, в ужасе бросились они бежать, оставив все награбленное». http://www.typikon.ru/htm/stefan.htm
Вероятно, было применено огнестрельное оружие.
В общем, к Каю на Каме в качестве одного из городков ушкуйников надо пдобавить Кай на Вычегде. Смотрел карту, там два соседних холма и овраг с ручьем между ними. Было два городка: один основали ушкуйники еще до Стефана, а потом он пришел и поселился рядом, поставил церковь и свою крепость-монастырь на месте кумирни язычников.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Вс апр 18, 2010 2:30 pm

И о каком же из Каев под названием Каяла с его тмутараканскими болванами идет речь в "Слове о полку Игореве"?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт апр 20, 2010 3:04 pm

В языке коми понятие «птица» обозначается и как «потка», что считается заимствованием из русского. Нельзя исключить, что и слово Кай также заимствовано.
«В коми-пермяцком языке сложилась традиция, согласно которой слова кай 'птица', турун 'трава', ягод 'ягода', пу 'дерево' и т.д. в названиях деревьев, кустарников, ягод, рыб, птиц пишутся слитно, следовательно подобные структурные образования - пиктапу 'пихта' (букв, пихтовое дерево), сюрипу 'бузина' (букв, цевка-дерево) - относят к разряду сложных слов». http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/274501.html Пример: дзулимкай – 'иволга'. Из этого видно, что «кай» может быть заимствованным дополнением. Следующий текст подтверждает это предположение.
«В коми-пермяцком языке есть глаголы «кайны» и «лэбны». Оба означают «подниматься» - только смысловые оттенки разные. В коми-пермяцком языке есть слово «кай» - птица, в марийском птица - это «кайык», в чувашском - «кайăк». В коми-зырянском языке «птица» - это «лэбач». Как видите, здесь оба слова: птица и подниматься - имеют по два корня: «кай» и «лэб». http://kamwa.ru/publications/4/ То есть, в языке Коми было своё обозначение для понятия «птица».
В ДТ происхождение слова Уч-Куй выводится от «уч каек», – «три лодки»; но каек в марийском и чувашском языках означает также «птица». Вероятно, первая часть слова «уч-куй», имеющая в тюркских языках самостоятельное значение «три», отделилась, а остаток «Куй» трансформировался в «каек», сохранив прежнее двойное значение «лодка» (каяк) и «птица», то и другое в смысле «летящая» (быстрая). Таким образом, мы возвращаемся к ранее высказанной гипотезе о тюркском происхождении слова «ушкуй-ушкул» от названия быстроходного «летящего» (парусного) судна, применявшегося в домонгольской Казани-Учеле и, вероятно, в смежных с ней областях на Вятке и Каме. При заимствовании этого слова его первая часть отпала. В таком случае, версию о трансформации «усть» в «уч» следует признать несостоятельной. Действительно, Кай на Каме стоит не в устье какой-либо реки. Городок Стефана стоит в устье реки Вымь, которая, предположительно, называлась Кай (Птица), но такое название она могла получить по названию нового городка построенного в ее устье – Ушкуй, которое по аналогии с другими городками в устьях рек (возьмем соседний Устюг) трансформировалось в Усть Куй.
Первым Учкуем была Казань. В ДТ она названа Учель, что переводят как "Три города" или "Три владения". На мой взгляд, это видоизмененное от Учкель (вариант Учкуй), что означает "Летящий" (корабль или дракон). В конце 13в. после многолетних войн казанские учкуйники (воины-речники) покинули город и поселились в нескольких городках далеко на севере.

На счет Стефана много выдумок, о его жизни достоверных сведений не найдешь. Известен "посох Стефана" работы 15в. на нем много интересного. Вот цитаты из интернета:
"Кстати, изображения на посохе Стефана Пермского красноречиво
свидетельствуют, что в настоящей средневековой Перми были
укрепленные города, изображенные "в виде стены с двумя ярусами
бойниц и пятиэтажной башней", с.35. Сами пермяки
изображены в кольчугах и шлемах, с четырехугольными стягами,
знаменами, с боевым рогом и т.п. ...
Сцены деяний Стефана, анализируемые па основании сопоставления надписей и изображений на посохе, не соответствуют его житию, написанному Епифанием Премудрым, а также сокращению этого жития, сделанному Пахомием. Если в тексте жития, написанного Епифанием, постоянно подчеркивается, что Стефан занимался миссионерской деятельностью в одиночку, то на резных композициях посоха его сопровождает ряд сподвижников (сцена поисков идола; крестный ход «с собором» ко граду «неверных»), В данном случае надписи и композиции посоха, по-видимому, более правильно отражают историческую действительность.
Ряд специфических черт резьбы, несомненно, отражает реальные особенности местной жизни. Это связки мехов в качестве платежного средства, облаченная в богатые одежды фигура идола, представленная в роще под открытым небом. Привлекают внимание изображения кораблей, оружия и одежд «неверных». Укрепленные поселения коми-язычников последовательно представлены в виде крепостей с многоэтажными башнями, текст на посохе гласит, что при крещении пермяки передали Стефану свой «Закон» – книгу, написанную, надо понимать, самими язычниками".
Так что в окружении Стефана были профессиональные воины, а крещенные им жили в крепостях. Среди крещенных Стефаном упомянуты вятчане. Не они ли изображены на посохе?
Не к ночи будь помянутый Фоменко, приходит к выводу, что алфавит пермяков был составлен Стефаном на основе латиницы. Плюс, само его имя и западное происхождение отца. Новгородцев в 15в. обвиняли в латинстве. Пермские резные образа-скульптуры вполне вероятно пошли именно от Стефана. Католики используют в своих обрядах фигуры святых. (Интересно, что в булг. источнике "Нариман Тарихы" говорится, что часть вятчан были смешанной греко-католической веры: с.136 http://knigi.rukazan.ru/pochitat/istorich/71200.html .) Из Старой Перми резные иконы и образа разошлись в 15в. на юг и запад вплоть до Пскова, где вызвали известное недовольство. В последствии с ними стали бороться, заменять рисованными иконами. На Вятке скульптуры святых также пользовались популярностью. В Слободском музее было два десятка таких антикварных вещичек, несколько уже умыкнули в Киров.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Ср май 05, 2010 9:22 pm

Старобулгарское предание о князе Карт-Иреке (Рюрике) и об основании им Новгорода в верховьях реки Волхов по данным “Нариман тарихы”, XVI в. (отрывки)
http://begunov.spb.ru/index.php?option= ... iew&id=206

Все примечания к основному тексту в квадратных скобках принадлежат Ф. Г.-Х. Нурутдинову. (Замечания в круглых скобках - мои)

“Тогда же [в середине VIII в.] на реке Порег [Неве], текущей из озера Галидж [Ладожское озеро] в море Арджан (Артан) [Балтийское море] и имеющей дурную репутацию [ввиду болотистости ее берегов], появился со своими худцами [скандинавами] – буряками [варя-гами] Хум, сын бага [правителя] анатышских [датских] худцев Бай-Руджи, потомка сына Атилле Ганбита. У Хума был брат Сэбэр. Сыном Сэбэра был Худ-Ибер, его сыновьями Ирек и Халибдан. Халидбан так любил брата, что назвал его именем своего сына. Для отличия этих Иреков друг от друга, сына Халибдана называли Кичи-Иреком [маленьким Иреком]. Некоторое время он владел областью Джарвыш [т. е. Фризией], и получил прозвище Джарвыш <…>
Хум, воспламененный рассказами отца об их предке Ганбите и о богатствах Булгара, решил по праву наследования взять себе часть Хазара и овладел побережьем Порега. Сэбэрцы [здесь: булгарские князья] (Сэбэрцы по ДТ: 1) жители лесостепи; 2) булгарское прозвище венгров; 3) один из булгарских родов; по арх. данным угры обитавшие в Прикамье, в 8-9в. как одно из властных племен, вошли в формирующийся этнос булгар), собиравшие дань с Дингер-Шуда, или Западного Шуда [западной части будущей Новгородской земли] (запад Чудской земли), попытались выбить худцев из улуса Порег. Но Хум успел построить крепость Галидж [или Ладогу в 753 г.] и отбил натиск сэбэрцев. Сэбэрцы некоторое время скрывали свой позор и платили кагану [Хазарии] дань за этот улус, как ни в чем не бывало, а в Урта-Карел [Карелию] и Турга-Карел [Финляндию] ездили другой дорогой. Сохранению обмана способствовало то, что знающие о захвате кары [финны] Урта-Карела, называющие себя хонкарами, и кары Турга-Карела, называемые джумайцами [сумь] и джимайцами [емь], дань булгарам с незапамятных времен платили, но сами в Булгаре почти не бывали. Они ничем не отличались друг от друга, но хонкары ставили себя выше других племен Карела. Право на превосходство перед другими им давало, по их мнению, то, что Сэбэр во время объезда Джунгара [Империи гуннов] из всего Карела посетил только Урта-Карел и дальше ее не поехал. В память об этом приезде Сэбэр будто бы назвал этих каров хонкарами, а хонкары назвали одну из их рек Сэбэр (Сэбер - брат варяга Хума, что наводит на мысли о связях сэбэрцев со скандами.).<…>
Встречал Сэбэра хонкарский бий [князь] из этого рода Бай-Имен, сын Ту-мы, внук Тубы. Когда Сэбэр спросил его, почему у каров нет одного старшего, то он ответил: “Лет 600 назад мой предок Улан, пользуясь тем, что все кары его очень уважали, объединил весь Карел в один бейлик [княжество]. Повсюду он построил баккоши [укрепления для представителей власти и сбора дани], которые мы называем “кукала” (куала – культовое место), то есть “большая община”, и воздвиг батавыл [крепость] Бурма [на месте совр. Хельсинки]. Но когда он умер, то выборы следующего бага [князя] закончились смутой, во время которой Бурма сгорел. С той поры мы не избираем багов, дабы не ссориться” – “А почему кары не ездят в Булгар?” – поинтересовался Сэбэр, и Бай-Имен пояснил капагану [главе правительства]: “Потомок Улана и также мой предок Калга, сын Бияра, около 300 лет тому [назад] построил порт Би-Бияр [Выборг] и увлекся торговлей. В одной из его поездок по Булгару субаг [царь] Иделя [Волго-Уральского государства] приметил его и, видя, что он – человек честолюбивый и смышленый, предложил ему возглавить Кук – Халджу [Северную Халджу]. Карга начал было отказываться, но субаг дал ему такое огромное жалование, что он не устоял и остался на его службе на реке Чулман [верхней Каме]. Там он построил город, который назвал Каргадан [Каргедан], существующий и поныне. Наши же кары после этого собрались в Би-Бияре и решили: чтобы не терять смышленых людей, никому не давать разрешение на отъезд из Карела. Би-Бияр же разрушили… А все, что нам нужно, нам привозят из Булгара”.
Но вот как-то раз купцу Шумбуту понадобилось проехать из Таук-Абы [совр. Латвии] в Карел кратчайшей дорогой, и захват Порега открылся. Сэбэрцам воевать с Буряками (варягами) из-за нескольких порегских болот не хотелось, и они решили отдать сбор дани с Дин-гер, или Чулман-Шуда [западной Новгородчины] и Карела батышцам [вятичам], которые давно этого добивались.
Предлог для этого нашелся – мятеж нескольких башкортских племен, подавление которого требовало всех сил сэбэрцев. Когда сэбэрцы предложили кагану передать сбор дани батышцам, он, также озабоченный мятежом, не стал возражать. Счастливый приобретением, субаг Батыша [царь вятичей] решил использовать для борьбы с буряками гаджильцев – западных славян, бежавших из Абар-Субы [Аварии] в Джалыш [Белоруссию]. Гаджильцы обладали неуживчивым нравом, и очень скоро даже добродушные ак-джалышцы [белые джалышцы, или белорусы], вначале пожалевшие беглецов, невзлюбили их и стали выживать гаджильцев со своей земли, из-за чего между ними стали происходить частые стычки. Субаг (царь вятичей) предложил гаджильским биям поселиться в Чулман-Шуде и Батыше, но за это изгнать худцев [скандинавов] и собирать дань с Дингер-Шуда и Карела. Бии, видя, что удержаться в Джалмыше им все равно не удастся, с радостью приняли это предложение и тут же отправились под командованием батышцев к Порегу. Гаджильцы изгнали Хума и его людей в Кулван [совр. Северную Эстонию], еще раньше захваченный у Булгара худцами-буелаками [скандинавскими пиратами] и несколько гаджильских племен поселилось в Батыше и Чулмане. Чулманские гаджильцы прозвались “чулманцами”. Они произносили слово “Чулман” в форме “Сулван”, поэтому название “чулманец” в их устах звучало как “сулбанец” (сулван – словен). Галидж сделался батавылом (военной ставкой) Дингер – Шуда, и с той поры его также стали называть Шуд-Галиджем, или просто Галиджем. А название “Кулван” также значит на языке арджан-бистайских каров [эстонцев] “Чулман”. Кары, живущие близ города Кулван [по-древнерусски – Колывань], то есть Чулман, давно называются “кулванцами”, то есть “чулманцами”, почему и этот город получил это имя. Но Хум велел называть Кулван еще и именем Атилле, своего предка. А кары произносят имя Атилле в форме “Талый” [отсюда – совр. Таллин].
Хитрые батышцы стали брать с гаджильцев – сулбанцев дань, в три раза превышающую по размеру прежнюю, сэбэрскую, но гаджильцы все равно остались довольными, ибо абарская [аварская] дань с них была еще большей. Гаджильцы – галиджийцы также не стали избирать одного бага, а управлялись несколькими биями, которые иногда собирались на кинеми [советы] и на них частенько дрались до смерти друг с другом вместе со своими людьми. Батышский инал [наместник] Шуд-Галиджа во время этих кинешей, опасаясь за свою жизнь, уезжал подальше от Галиджа и возвращался в город уже после их окончания. Хум и сам, и вместе со своим племянником Худ-Ибером несколько раз пытался отбить Галидж, но каждый раз ни с чем возвращался в Кулван-Талай (Колывань-Таллин).
Когда Худ-Иберу, лучше всех владевшему топором – ибером, удалось стать субагом Анатыша [Дании], натиск худцев немного ослаб. Но однажды наемник марангов [франков] убил Худ-Ибера, и вслед за этим и столицу Худ-Ибера Худ-Абу [“Город, или Вал Худа”] взял, и весь Анатыш охватила братоубийственная смута. Сыновья Худ-Ибера Ирек [Рюрик] и Халибдан, не желавшие участвовать в смуте, покинули страну. Халибдан отправился в область Джарвыш [Фризию] и изгнал оттуда марангов в отместку за убийство отца, а Ирек поплыл в Галидж, в котором видел булгарское наследство своего предка Ганбита (Ирек в данной трактовке – это Рёрик Ютландский). Иреку удалось захватить Галидж в то время, когда в Хазаре бушевала своя смута – Кабирская [813-822 гг.]. Когда Урус-Айдар [815-855 гг.] присоединил к Кара-Булгару Бырбат [южную Белоруссию] и получил Дингер-Шуд, то Будим, сын Корыма и отец Дира, предложил ему нанять Ирека как родственника [Айдар, как и Будим, также были потомками Атиллы] на службу. Айдар последовал его совету, и по его приказу кара-булгарский инал Галиджа Куштанмыш [Гостомысл] нанял Ирека на службу и назначил его улубием [старшим князем] Шуд-Галиджа. Время показало, что совет Будима был верен – Кара-Булгарские владения Урус-Айдара чаще всего называли его именем – Урус Йорт “владение Уруса”, т. е. кана Айдара. Худцы Галиджа также стали называться “урусами” [отсюда слово “Русь”], ибо служили Урус-Айдару. Однако и после смерти Айдара имя “урус” сохранилось за хазарскими худцами-буряками (варягами).
Вместе с Иреком на хазарскую службу нанялись его компаньоны, сражавшиеся под его началом: биржайские [шведские] худцы Салахби [Олег Вещий] и Сунбай. Салахби стал настоящим другом Ирека, а вот Сунбай был “себе на уме” и вполне надежным не считался. В 838 году Айдар предложил Иреку возглавить кара-булгарское посольство, направленное с разрешения кагана Хазара в Истамбул [Константинополь] (имеется в виду посольство кагана россов из Бертинских анналов). Ирек отказался ехать сам и предложил отправить в Урум [Византию] Сунбая в надежде на то, что тот сгинет где-нибудь по пути...
Вначале некоторые галиджийцы [ладожане] выражали недовольство его назначением, но очень скоро были усмирены его тяжелой рукой…
В 843 г. его направили в Сынджак [на Северный Кавказ, в хазарские владения] на подавление мятежа кряшенских [христианских] булгар. Во время штурма одной крепости он не заметил, что другие воины отступили и долгое время бился с мятежниками на валу, пока не был сброшен вниз. От удара он лишился чувств, и его приняли за мертвого. Ночью он очнулся и нашел в себе силы отойти от города в аул Баладжам, где его выходила одна девушка, на которой он потом женился. В память о своем спасении Ирек прозвался Баладжамом.
Пока он приходил в себя в том ауле, разнеслась весть о его гибели. Тогда пришел Кичи-Ирек и взял Галидж. Когда Ирек вернулся в Дингер-Шуд и подъехал к крепости, то изумленный его появлением Джаврыш выехал навстречу багу и сказал ему: “Мне сооб-щили, что ты умер и что твое отдали в чужие руки, поэтому я решил овладеть Галиджем: ведь мы оба потомки Ганбита, и Галидж должен принадлежать нашему роду. Но я теперь вижу, что ты жив, и поэтому возвращаю тебе крепость и прошу принять меня на службу!”
Ирек принял Кичи-Ирека на службу и оставил его в Галидже. Он не стал возвра-щаться в крепость, которую смог взять противник. По его приказу построили новый батавыл Шуд-Галиджа на среднем течении реки Шуд-Булга [Волхова], и так его назвали Шуд-Булга [в районе совр. Чудово]. Пожив в Шуд-Булге некоторое время, Ирек заметил, что половина купцов, идущая из Халджи и Сэбэра в Арджан-Бистю [в Чудскую землю, или Эстонию], проезжает южнее, у истоков Шуд-Булги. Тогда он велел построить новый батавыл при истоке Шуд-Булги и назвал его Яна-Галидж [Новый Галидж, или Новгород]. Когда Яна-Галидж затмил своею славою Галидж, то его стали называть просто Галиджем, а прежний Галидж прозвали Иске-Галидж [Старый Галидж, или Старая Ладога].
Вскоре после похода 860 г. на Истанбул Ирек, по одним сведениям, умер, а по другим – просто отошел от дел по причине почтенного возраста и через несколько лет тихо почил в своем уединенном жилище на острове озера Галидж [на острове Валаам].
Как бы то ни было, после этого его стали называть Карт-Иреком [Старым Рюриком]. По его просьбе улубием Дингер-Шуда назначили после него Кичи-Ирека. Когда однажды недовольные правлением Кичи-Ирека гаджильцы (словены новгородские) восстали против него, то сын Ирека Урум-Аскал [Аскольд] сурово подавил мятеж и заставил всех гаджильских и худских биев признать Кичи-Ирека улубием Шуд-Галиджа…

(Дополнение) После того, как сэбэрцы отдали Дингер-Шуд и Шуд-Галидж и Карел-батышцам, границей между Шуд-Галиджем и Шуд-Сэбэром (Чудью Ладожской-Новгородской и Чудью Сэбер-булгарской) стала река Сана. [“Сана” – это волокуши, которые использовались там для перетаскивания лодок и кораблей]. Когда Сана стала границей между батышской и сэбэрской областями Хазара, то ее стали называть Чек-Сана [Пограничная Сана, или по-русски – Шексна]. Сэбэрцы называют еще свою часть Шуда Бищар-Шуд, то есть Ближний Шуд.”

Конец.

http://begunov.spb.ru/index.php?option= ... iew&id=207 - Комм. Бегунова (говорит, что нельзя полностью доверять этой пробулгарской версии)

Из текста следует, что в сер. 8в. варяги захватили Ладогу, но через некоторое время (примерно в 760г.) были изгнаны западно-славянским племенем «гаджильцев» и вятичами. Эти славяне поселились в Ладоге (словены новгородские), а частью в самой Вятичской земле на Оке (это «вятичи от рода ляхов»). Восточная граница северных владений вятичей примерно до 815г. (похода Будима) проходила по Шексне (Белоозеро). Мурдасы-именьковцы были вытеснены с Волго-Камья первыми булгарами как раз в сер. 8в. Так что, прибыв на Оку, для расширения своих владений на севере они вполне могли возглавить совместный поход на Ладогу. Взаимодействие их с другими изгоями – славянами с запада – совершенно естественно. Западное Приладожье называлось Водская земля, что может свидетельствовать о связях региона с вятичами. Варяги поселившиеся в Кулване-Таллине прозвались кулбягами.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29

cron