Вятка - родина казачества

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июн 01, 2010 4:06 pm

Открытия делают так: сначала происходит озарение, почти фантазия, а затем постепенно гипотеза обрастает фактами и свидетельствами, становится признанной теорией. Я, например, лет 5 назад написал историческую повесть о событиях 1489г., но обнародовать не стал, захотелось еще раз поискать подробности, чтобы рассказ был более достоверен. Это привело меня туда, где я сейчас - вятские казаки и т. п. Повесть оказалась в основе верна, осталось только поправить и уточнить некоторые места.
В 19в. людей в Кайгороде было мало, на город он не тянул, но округа еще была населена. Вообще, уже с 16в. наступает запустение древних поселений на Вятке, а с 17в. рос и укреплялся только Хлынов. Например, в Слободском городе (это только внутри ограждения) тогда числилось "130 пустых дворишек", значит недоставало около 1000 человек. Люди, привыкшие к вольной жизни, разбегались от власти, их ловили и возвращали. Превратился в село Шестаков. Кай в виду своей удаленности какое-то время еще процветал, но новый тракт в Сибирь через Казань подорвал выгоду его положения. Когда в начале 20в. жел. дорога (новое средство сообщения) была проложена южнее Слободского, он также начал отставать в торговле и промышленности, а до того во многом превосходил соседнюю Вятку.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zheldyba » Ср июн 02, 2010 9:13 am

skygrad писал(а):Открытия делают так: сначала происходит озарение, почти фантазия, а затем постепенно гипотеза обрастает ...

Вот так и создавалась «Повесть о стране Вятской» 300 лет назад. Что из этого получается, мы наблюдаем и сейчас.
В этом деле на Вятке ничего не изменилось. Не надо печалиться, товарищи ф-хисторики!
viewtopic.php?f=12&t=3341
zheldyba
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: Пт авг 21, 2009 11:23 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Ср июн 02, 2010 11:20 am

Виктор писал(а):попросил привести официальные цифры по количеству населения в городе Кае в 19 веке. Иначе это не научный спор, а простая болтовня!

Я и ответил, что Кайгород заселяли те, кто уклонялся от переписи. Длительное время подушная перепись населения в Кайгороде не проводилась. Переписи проводили в целях налогобложения, но в качестве объекта налогообложения выступал посадский двор, то есть двор с отгороженной обрабатываемой землей. Однако местные жители утверждают, что чудь землю не огораживала, сельским хозяйством почти не занималась и под перепись не попадала, в большинстве своем это были бобыли - люди безземельные, ремесленные, но не бедные.
Достоверные сведения начинают поступать лишь со второй половины девятнадцатого века, а до этого времени историки пытаются показать положительную динамику роста населения, однако, на мой взгляд, начиная с гибели Уч Куя и своего нового рождения в другом месте население Кайгорода и его площадь заселения неуклонно и стремительно падали, так как это была непрерывная история войн и восстаний. Две последние войны двадцатого столетия довершили свое дело, но во что с трудом верится, так это в то, что Кай, маленький Кай, находящийся на отшибе цивилизации и вдали от дорог, в годы Гражданской войны несколько раз переходил из одних рук в другие.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июн 03, 2010 4:08 pm

В работе http://ec-dejavu.ru/c-2/Cross-2.html о происхождении символики «креста с полумесяцем» выдвигается гипотеза, что она была заимствована ранним христианством у язычников, при этом символ «солнца и луны» стал трактоваться как «Христос и Богородица».
«Такого рода крест встречается в древнейший период при изображении церкви на миниатюрах и клеймах икон начиная с 14в. Например, на клеймах киевской иконы Николы Зарайского начала XIV в. (Третьяковской галереи), новгородской иконы Николы с житием из церкви Бориса и Глеба ХIV-XV в. (Новгородского музея-заповедника) и на иконе Николы Можайского из Троице-Сергиева монастыря начала XV в. (Третьяковской галереи). В некоторых случаях под крестом мы находим не серповидную форму полумесяца, а омего- образную или же лилиеобразную форму. Такое сочетание может трактоваться как процветший или же как якорный крест (сочетание креста с якорем)… однако, именно крест с полумесяцем … представляет собой, по-видимому, относительно более древнюю форму, тогда как другие, орнаментированные формы креста оказываются результатом ее последующего развития».

Обратим внимание, все ранние изображения данного символа на Руси связаны с Николаем чудотворцем, кстати, издавна особо почитаемого на Вятке. На нынешней Великорецкой иконе ничего подобного нет, но оригинал давно утерян.

Форма якоря могла быть заимствована от этого раннехристианского символа для корабельного амулета от водной стихии.
Сходство выражений «рога месяца» и «рога животного», а также и «рога лука», неслучайно. Во всех случаях мы имеем дело с оружием. Сравним со словами рогатина и рогатка. Рога Луны на небе могли восприниматься как грозное знамение. Это подводит нас к пониманию происхождения данного символа от реального вида лука-арбалета. У казаков мы видим параллельное использование символа "крест и полумесяцем" и "лук-арбалет". Исходя из схожести вида, они, вероятно, имели одну протооснову. Нельзя исключить, что таковой была встречающаяся в древнейших находках символика мужского и женского начала. В современной смягченной форме - это "сердце пронзенное стрелой".

«Необходимо напомнить, что целый ряд обрядов и символов христианской церкви обнаруживает несомненное языческое происхождение. Это обусловлено вполне сознательной практикой церкви, которая имеет очень древнюю традицию и которую можно было бы условно определить как своего рода «воцерковление язычества»: речь идет о традиции усвоения более ранних, дохристианских образов, переосмысления их, наполнения языческих форм новым—христианским—содержанием. Действительно, с распространением христианства в самые разные исторические периоды церковь определенно и целенаправленно приспосабливалась к язычеству, в частности, к языческим празднествам и в какой-то степени даже к языческим обрядам. Иначе говоря, она сознательно приспосабливалась к уже существующим формам, стремясь придать им новый смысл, переосмыслить их в новом семантическом ключе».

К сожалению, автор никак не рассмотрел происхождение собственно мусульманского символа - полумесяц. Символ Луны существовал самостоятельно за долго до появления ислама, известны амулеты-украшения "лунницы". Первоначально лунницы появились у германцев и готов в 2-4в. Были распространены они и у скандов и русских, в том числе, особая разновидность была на Вятке в 11-13в.
В 13в. к луннице стали иногда добавлять крест.

http://www.kubarev.ru/ru/content/272.htm - Схожая трактовка, но с добавлением цитат из ДТ.
Статья написана с позиций Новой Хронологии Фоменко. Лично я в ней сильно сомневаюсь, думаю, это всего лишь попытка как-то объяснить некоторые исторические загадки и странности. Замечу только, что Звезда Давида у булгар может быть результатом их зависимости от хазар-иудеев. Близость символик разных религий и государств я объясняю общим происхождением от языческого символа двух полов: вогнутый женский элемент, и продолговатый мужской.
«Тамгой рода булгарских царей – Дуло – был знак ψ. Первоначально этот знак был изображением женского духа (алп-бики) любви Туран».
Со временем этот символ Жизни и Рода претерпевал изменения, в нем увидели не столь скандальную символику (связанную с полом): Солнце и Луну, Крест и Полумесяц, Якорь, Процветший крест, Христа и Богородицу, Трезубец, Сокола, Лук со стрелой, а позже его модернизацию – Арбалет.
Последний раз редактировалось skygrad Пн июн 07, 2010 5:15 pm, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пт июн 04, 2010 8:35 pm

Зачем так далеко ходить, когда древний языческий крест, послуживший прообразу и христианского христа, и фашистской свастики, попавший во многие другие религии и учения, изображен на аватарке Скайграда и на гербе Слободского, соседствовавшего некогда с Никульчинским городищем, другим названием которого, подчеркну, является Болванское городище.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт июн 04, 2010 9:27 pm

Насчет Болванского городка всё не так то просто. Это название встречается только в Сказании о вятчанех, и более нигде применительно к Вятским городкам. Слободские краеведы С. Серкин и С. Пленкин считают, что Болванский - это искаженное от Балуанский, что в переводе с тюрки значит Богатырский. Богатырской Горой зовут в местных преданиях Чуршинское городище (именно оно соседствует со Слободским, формально даже в черте города, до Никульчино 22км). Это дает основания предполагать, что в явно надуманном тексте Сказания под Болванским городком нужно понимать Чуршу. Само слово Болванский, видимо, Московское по происхождению, в древней Москве была 2 таких топонима. Болванами там звали статуи Ордынского хана поставленные при въезде в город, - аналог статуй Ленина, наставленных в каждом городе СССР по несколько штук.
У меня есть и своя гипотеза появления названия Болванский применительно уже собственно к Никульчинскому городку. Но об этом в другой раз.
Крест с шарами на Вятском гербе напоминает Велесов крест, но одновременно он похож на энколпион, а это уже чисто христианский предмет.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Сб июн 05, 2010 11:56 am

Одному удивляюсь. Сотни лет историки изучают "Слово о полку Игореве". Сотни лет ищут упоминавшийся там могучий город Каялу. Куда только не помещали его на карте: и в Казахстане, и на берегу Черного моря. Такое впечатление, что никому не было дело до Тмутараканских болванов, упоминавшихся там. Но ведь эта финно-угорская культура на Руси не так широко географически распространена. Кому непонятно, о каких болванах идет речь, могут посмотреть на них по федеральной трассе М7 Нижний Новгород-Уфа. По ходу движения на Уфу они стоят по правую руку от дороги, три Тмутараканских болвана, в пяти километрах после Чебоксар, в населенном пункте Абашево. В Абашево проводились раскопки Смолиным в 1925-ом году (опять же: все крупные исследования по этой тематике проводились до этой даты, а в советское и постсоветское время забыты). Там крупное финно-угорское поселение, заселившееся ранее 3000 года до нашей эры. Интресно было бы распросить соседствующих с абашевцами марийцев о том, что они думают по поводу происхождения слова Каяла, а заодно и созвучного с ним Калевала. Ведь слово-то марийское. И готов поспорить, что искать Каялу надо не далее чем в 500 километрах от Болванского городища. Правда, я думаю, что на бумаге оно писалось иначе - Кай-Ола, потому как большинство городов в той окрестности до появления русскоязычного населения, именовались таким образом: Йошкар-Ола, Чикмех-Ола, Торья-Ола...Кай-Ола, что в переводе с марийско-чудского, означало "птичий городок".
Велесов крест? Само понятие заставило задуматься, ведь по моему убеждению Каяла и была Велесовой столицей - столицей скотьего бога, животного мира...Интересно, насколько связаны с именем Велеса современные названия населенных пунктов Вятской губернии Волосница, Пелес, Белес? Еще один момент меня интересует: известно, что христианские церкви возводились на месте языческих капищ, отсюда вопрос - какие церкви возводили на месте капищ Велесу?
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вс июн 06, 2010 9:02 pm

Языческой тематикой я пока специально не увлекаюсь, но собираю инфу. Топонимы наверно есть. Например, д. Болотовы на холме в районе Вахрушей. Болот там поблизости нет, фамилии такой у нас тоже не слышно. В хронографе ХШ века есть запись «Тогда бо биша чудове на земли, рекше волотове». Где-то в Иван. обл. есть Волотова Гора. Волоты в языческих преданиях бого-люди.
Болваны - статуи богов, богатырей-балуанов. Слова попавшие в русский язык во времена Золотой Орды приобрели в нашей речи негативный и сниженный оттенок: сарай-дворец стал лачугой: царская карета-калымага стала рыдваном. Но еще раз повторю в Сказании о вятчанах сказано: "по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку и по той реке Вятке вниз, и над тою рекою Вяткою на горах стоит чюдской городок их языком зовом Болванской". Сказание это составлялось примерно в 17в., то есть, автор ссылался на местные предания вятчан, а это как раз и есть то самое, что пишет Серкин - в прошлом Чуршинское городище звалось Богатырская Гора. Болванов там не было. Но "болваны" могли быть в Никульчино...
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Пн июн 07, 2010 6:44 am

skygrad писал(а):Волоты в языческих преданиях бого-люди.

Снова подошли вплотную к "Стиху о голубиной книге". Два - главных героя - иудейский царь Елисей и вождь Волотоман. Вопросы задает Волотоман, при этом, очевидно, что сам он знает все секреты мироздания, все, о чем он спрашивает. Описание Голубиной книги очень похоже на описание Писаных гор в Сибири и Пермской области - не поднять ее, не перелистнуть, очень древний зашифрованный текст письма, над которым можно долго биться, но ничего не понять, хотя древние утверждают, что в надписях - секреты мироздания и мирорасселения.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Вт июн 08, 2010 9:24 pm

Исходя из вышеизложенного, следует , что вокруг нашего края вращалась Вселенная. Но все, что я прочитал, не более, чем очередная теория, не подтвержденная ни одним более - менее убедительным фактом. Игрой слов можно заниматься бесконечно, дойти до того, что египетский Нил был притоком Вятки или Моломы. От египтян остались пирамиды, от греков - Акрополь, от римлян - амфитеатры, им более тысячи лет. Мы ведем речь о 12-14 веках, так где же развалины прекрасных дворцов Булгарии, аппартаменты каринских князей и т.д и т.п.? Где золотые клады, украшения, найденные кладоискателями, коих во все времена было великое множество?
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Вт июн 08, 2010 9:46 pm

Почитайте о быте и нравах казаков. Увидите, что они не гнались за богатством, жили скромно, почти бедно. Даже старшина казацкая мало чем выделялась. Равенство и братство на деле. Богатство, роскошь и золото накапливается при централизованном государстве кучкой правителей и их ближайшим окружением за счет ограбления всех остальных. А клады на Вятке были найдены еще в 19в. И притом крупнейшие в России, - десятки кг серебра. К сожалению, все ценные находки увозили в столицы, там сейчас в музеях кое-что сохранилось. Кладоискатели 17-19в. перекопали всё Чуршинское городище, где по преданиям были зарыты сокровища, об этом есть сообщения. Но кто что нашел - никому не рассказал. Вселенная вокруг Вятки не вращалась, но своя героическая история у нее была.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Ср июн 09, 2010 5:26 pm

Героическое прошлое и настоящее нашего края я нисколько не умоляю, горжусь что я коренной вятич и любому вцеплюсь в морду, но я не вижу объективных фактов, подтверждающих хотя бы одну из выложенных здесь версий. Что с того, что нашли пару- тройку кладов с десятком кило серебра. При том объеме торговли пушниной это слезы, и эти клады принадлежат каким-нибудь оптовым купи-продай и клады эти 17-18 века.
Из всех дебатов в голове каша, то ли я потомок Великих Булгар, то ли Каринский татарин, то ли Вятский республиканец, или казак вятский из станицы Среднеивкино? В силу своей профессии я привык верить только фактам, имеющим доказательства и пока версия об чуди, вотяках, черемисах, ушкуйниках и диком крае, который начал осваиваться и принимать цивилизованный вид в 13 -14 веках имеет под собой более убедительную базу, чем то , что здесь написано.
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение Пестриков » Чт июн 10, 2010 1:42 am

vlad70 писал(а):Героическое прошлое и настоящее нашего края я нисколько не умоляю, горжусь что я коренной вятич и любому вцеплюсь в морду, но я не вижу объективных фактов, подтверждающих хотя бы одну из выложенных здесь версий.

Прошу прощения у участников форума, так как упорно увожу диалог в сторону от основной тематики. Дело в том, что именно диспут в данной ветке послужил поводом для того, чтобы я начал дополнительно читать, собирать и изучать информацию по истории Верхнекамья. Вопросы в моей голове возникли еще в далеком детстве, но только сейчас я получаю часть ответов на них. И чем больше получаю, тем больше прихожу к выводу, что Вятская земля и была некогда центром мироздания. Даже если собрать воедино несколько небольших фактов, которые упоминались даже в данной ветке, то нарисуется удивительная картинка. Вот, например, короткая фраза из булгарских летописей, которая упоминалась здесь о том, что вятичи произошли от мордвы и одного племени, некогда владевшего Русью. Конечно, сама по себе эта фраза мало что значит. Но если рассмотреть географию этого вопроса, то получится, что вятичи севернее мордвы и племя, некогда владевшее Русью, находилось еще севернее вятичей, то есть это и была чудь. Таких вроде бы мелочей у меня уже огромное количество. Вот другой пример. Пермский звериный стиль. Считалось, что археологические находки этого типа на Вятско-Пермской земле заимствованы. Почему? Потому что такие вещи находили по всему миру, абсолютно везде. Однако в девятнадцатом веке Теплоуховы совершили переворот в исторической науке. Они собрали коллекцию свыше 7000 экземпляров этого стиля и этим доказали, что звериное литье не могло на вятско-пермской земле быть заимствованным, оно имело здесь очень продолжительную историю и было коренным для этих мест. Благодаря Теплоуховым и появился термин "пермское звериное литье". Именно вклад Теплоуховых и Спицина в исторической науке пермско-вятской земли многие признают наиболее значимым. Я в этом глубоко убежден. По моем мнению, никто кроме Спицина и Теплоуховых не был так близок к разгадке тайны истории пермско-вятских земель. Обратите внимание, что Спицин учился на Вятке и был одноклассником Циолковского. Продолжив мысль Теплоуховых, можно предположить, что в древности пермско-вятская земля имела тесные контакты со всем миром. Что касается Пирамид. Странно, что никого не интересуют Писаные камни. Когда на эту землю пришли русские, то обратили внимание, что местное население довольствуется жизнью в полуземлянках. Народ чудь состоял из таких людей как Ермак и Колчак. Они были кочевниками, это был их уклад и образ жизни. Другое название этого народа, по моему мнению, половцы.
А то, что Вы не видите фактов... Приведу маленький пример из Википедии:

"Происхождение
С. А. Теплоухов происходил из семьи, многие представители которой занимались наукой. Его дед Александр Ефимович был крепостным графов Строгановых, но получил образование в Петербурге и Дрездене. Он много лет служил в пермских владениях Строгановых, а выйдя на пенсию, занялся археологией: наиболее полно А. Е. Теплоуховым раскопаны Гаревское и Ильинское костища. Также он изучал прошлое финно-угорского населения Урала. Он был членом многих русских и зарубежных научных обществ. Его сын Фёдор Александрович и внук Александр Фёдорович тоже получили хорошее образование и внесли свой вклад в археологию и этнографию Урала.

У Александра Ефимовича был и другой сын — Александр, но о нём известно очень мало. Он и был отцом С. А. Теплоухова.

Биография
С. А. Теплоухов в детстве увлекался орнитологией и под руководством дяди, Фёдора Александровича собрал уникальный материал. В 1907 году он закончил Пермское реальное училище и поступил в Казанский университет, на естественное отделение физико-математического факультета. Тогда же он заинтересовался антропологией, этнографией и археологией.

В 1913 году Теплоухов возглавил антропологическую экспедицию в Туву, результатом которой стало опровержение теории М. А. Кастрена, считавшего Саяно-Алтайскую область прародиной финно-угров. Тогда же он собрал большую коллекцию предметов быта. В 1914 году он проводил обследование археологических древностей, извлекаемых при торфяных разработках со дна Шигирского и Аятского озёр (керамика, изделия из камня, дерева, кости, бронзы) на Среднем Урале. Он выяснил, что речь идёт о своеобразной неолитической культуре. В том же году Теплоухов был переведён в Петроградский университет. В 1915 и 1916 годах он производил обследование антропологического типа пермяков, в 1917 году изучал культуру уральских тюрков, в частности башкир.

В 1917 году Теплоухов вернулся в Казань. Поехав в 1918 году в Пермь к родственникам, он оказался на территории, занятой войсками Колчака. Преподавал в Пермском университете, который в 1919 году по распоряжению Колчака эвакуирован в Томск. Там Теплоухов познакомился с археологом С. И. Руденко, главой Минусинской экспедиции. Руденко направил Теплоухова изучать археологические древности Минусинской котловины.

В начале 1930-х годов, когда археология была объявлена буржуазной наукой, начались репрессии против археологов. 26 ноября 1933 года Теплоухов был арестован по делу «Российской национальной партии» («Делу славистов»). По делу были этой вымышленной чекистами «партии» репрессированы многие московские и ленинградские учёные: филологи, археологи, этнографы, искусствоведы, химики и геологи. Во время следствия Теплоухов был вынужден признать себя виновным, а около 10 марта 1934 года повесился в камере. Он был реабилитирован 27 мая 1958 года за отсутствием состава преступления."

Обратите внимание на связь Теплоухова с Колчаком. Она будет выглядеть еще более отчетливой. если учесть, что некоторые из Теплоуховых сражались на стороне Колчака. Обратите внимание на то, как в 30-х годах двадцатого века совершался переворот в исторической науке. А теперь скажите, Вы что-нибудь читали из творчества Спицина и Теплоуховых? Вот то-то и оно. Этих работ днем с огнем не найти. А ведь именно они некогда и были базовыми...Историю Вятки и Камы тупо и примитивно убили...
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июн 10, 2010 4:20 pm

На Вятке найдены 3 крупных клада серебренных арабских дирхемов 7-10в. весом от 10 до 50кг каждый.
Не стоит переносить на 1000 лет в прошлое современную этническую ситуацию на Вятке и вообще в России. В прошлом население заметно отличалось от нынешнего и по виду и по языку и по культуре. Хотя какая-то преемственность сохраняется. Были у нас и булгары и викинги и готы и печенеги и ушкуйники и новгородцы и бродники, и балты, и воть и чудь и много других племен и народов. Частью смешивались, частью вытесняли др. друга. История длинная, в ней было разное. Прикамье уже полторы тыс. лет назад, судя по находкам, было передовым регионом Вост. Европы (по оружию, серебру, украшениям). Еще надо посмотреть, откуда пришли викинги: из Скандинавии на Волгу, или наоборот. Вендельские шлемы найденные у нас более древние, хотя и схожие со скандинавскими. Просто это не укладывается в привычную истор. схему: Вятка - глухая провинция; за ее первородство некому постоять. Наши соседи (татары, пермяки, удмурты, мари) пишут свою национальную историю, на русские и др. не свои артефакты они смотрят как на предметы импорта. Вслед за ними многие и у нас считают, что на Вятке испокон веку жили одни черемисы с вотяками и комиками. От всех перечисленных стереотипов пора избавляться.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Чт июн 10, 2010 6:56 pm

Если кому-то не хватает доказательств, начну их выкладывать:
http://www.imha.ru/knowledge_base/base- ... lekse.html
Об эпохе великого переселения народов мы до сих пор слишком мало знаем, чтобы судить о воинском снаряжении. Подлинных экземпляров немного, и они дошли до нас сильно поврежденными. Изображения того времени крайне редки, т. к. греческое и римское искусство было в упадке, искусство варваров находилось еще на слишком низкой ступени развития. В неразберихе времени так мало сохранилось, что до нашего времени не дошли четкие изображения. Шлемы, щиты, копья, мечи этого периода в Германии, Италии и Франции, обнаруженные при раскопках, демонстрируют странным образом больше восточного влияния, чем римского. И все-таки они принадлежат, несомненно, к периоду до VIII века, еще до Оттонов, т. е. к тому времени, когда названные страны господствовали в отношении создания нового воинского снаряжения и вооружения. Если прямые доказательства незначительности римского влияния отсутствуют, то благодаря находкам последних десятилетий мы имеем убедительные свидетельства в отношении восточного влияния на европейский комплекс вооружения.
Одно из них — маленькая бронзовая фигурка всадника, представляющая финского воина, которую безусловно можно отнести к периоду великого переселения народов, если не более раннему. На всаднике маленький остроконечный шлем, характерный для восточных и подвергшихся восточному влиянию народов. Одежда плотно прилегает к телу. Всадник сидит уже в удобном седле25) (рис. 2).

1199446362_003.gif
1199446362_003.gif (13.66 ) Просмотров: 16520


Рис. 2. Бронзовая статуэтка всадника. Случайная находка в Вятской губернии, V в. Частное владение.
Рис. 3. Всадник с пленником. Рельеф на золотом сосуде из клада Надьсцентмиклош, т. е. «сокровища Аттилы», VII—IX вв.

Еще более важно, даже неоценимо рельефное изображение, находящееся на золотом кувшине из клада Надьсцентмиклош, так называемые «Сокровища Аттилы».26)
Мы видим всадника, который волочит за волосы пленника. Изображение обычно относят к V веку, и считается, что на нем представлен сарматский воин,27) с чем, пожалуй, можно согласиться. Исключительно важно, что их одежда и вооружение несомненно восточного происхождения.
Примерно так, по всей вероятности, выглядели европейские воины вплоть до ХII века. Хотя появление такого снаряжения относится к античному периоду, позднейший комплекс вооружения рыцаря: кольчужный хауберт, шлем и т.д. — проник в Европу непосредственно с Востока, а не через посредничество римлян.
Всадник одет в длинную, предположительно кожаную рубаху с короткими рукавами, покрытую металлическими круглыми бляхами.28). На нем пояс [97] с металлическими накладками, к которому мог быть привешен меч. На голове у сармата остроконечный низкий шлем с чешуйчатой бармицей. Поножи и наручи, по всей видимости, изготовлены из полос толстой кожи, нашитых на материю. Для усиления они обшиты металлическими бляшками.
Пленник, как нам кажется, облачен в более легкий панцирь, из материи, целиком покрытой прямоугольными кусками прочной кожи. Этот панцирь имеет длинные рукава и, по всей видимости, предназначался для конных лучников (рис. 130). Такого стрелка из лука, изображенного без шлема, мы могли видеть на другом рельефе из «Сокровищ Аттилы» (рис. 454).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Чт июн 10, 2010 9:23 pm

Как уже писали в самом начале темы, Историки казачества считают одним из районов пребывания казаков на Вятке Подосиновский район. На это указывает соответствующая казачья фамилия и др. факты. Ниже привожу публикации с сайта Подосиновского р-она.

20 июня 2003 года во время самовольного кладоискательства в развалинах Подосиновской Спасской церкви на городке Осиновец (Аксентьевское городище) Никитой Сайтовым – г.Пермь, Александром Петуховым, Михаилом Котельниковым и Александром Шулеповым – п.Подосиновец был найден наперстный двустворчатый крест-энколпион с подвижным оглавием. В раскопе перед правыми дьяконскими вратами, на глубине 50-60 см в слое серой земли с примесью угля школьники обнаружили фрагменты керамики и крест желтого металла, размером: 9,4 х 5,2 см.
От прилипшей земли энколпион они обмыли в роднике, находящемся в овраге с северо-западной стороны городища. «В той же волости (Подосиновской) в старой осыпи, где был Осиновец городок
в писцовых книгах 1626 года упоминается одна церковь на городке: «В той же волости городок Подосиновской, а в нем церковь Михаила Архангела, холодная деревяна клецки… В городке десять изб, да четыре анбара, пусты; поставлены для осадного времени».

 Подосиновский.jpg


http://www.podosinovets.ru/life_of_the_ ... onnij.html
В фондах Подосиновского краеведческого музея хранится еще один бесценный экспонат, имеющий отношение к духовной жизни наших предков. Бронзовый наперстный крест с двусторонним изображение и ушком для шнурка найден жителем села Шолги на мысу, образованном оврагом и террасой берега реки Юг.

 Шолга, Подосин. р-он р. Юг.jpg


В 80-х годах дорогу, проходившую по мысу, сделали более пологой и часть мыса разрушили. Образовалась песчаная осыпь высотой 2,5 метра. На срезе осыпи, в верхнем (20 – 30см) и дерновом слоях во множестве виднелись разрозненные человеческие кости. При осмотре осыпи в июле 1996 года археологом Сенниковой Л.А. в вертикальной зачистке осыпи на уровне 120 – 130 см. от поверхности обнаружен костяк с ориентацией северо-восток.
При сравнении шолгского креста с фотографией креста, найденного при земляных работах на «Красной Слободке» в г.Пятигорске в 1961 году, обнаружено полное сходство. Наклон ушка с изображением Нерукотворного Спаса в одну и ту же сторону свидетельствует о том, что использовалась одна форма для отливки или же был сделан восковой слепок с оригинала.
В.А. Кузнецов называет еще 5 крестов такой же формы, найденные в Киеве, в Москве при раскопках усадьбы XV-XVI вв., новгородский из кладбищенского слоя XV века, четвертый крест опубликован В.Н. Перетцем и датирован им XV – первой половиной XVI века. При раскопках древнерусского селища Лебедка в Орловской области Т.Н. Никольской был найден еще такой же крест в слоях времени до монгольского нашествия (по предложению автора раскопок, селище было покинуто во время нашествия Батыя). Материалов позже XIII века на этом памятнике не выявлено. Следовательно, кресты данного типа бытовали в XIII веке, когда они, вероятно, и производились. Кресты, найденные в памятниках XV-XVI веков, (как и шолгский - авт.) были предметами длительного пользования, о чем свидетельствует их сильная потертость.1
Есть основания утверждать, что захоронение в с.Шолга можно отнести к XVI веку.

По рассказам местных жителей на высоком мысу, образованном понижением коренного берега реки Юг и оврагом, на поверхности земли находили человеческие кости, а по иным легендам – железные шлемы.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение borgheus » Чт июн 10, 2010 9:34 pm

Осиновец впервые упоминается в Устюжской летописи за 1486 год, а также в кормленной грамоте
Ивана III Ивану Андрееву сыну Племянникову, относящейся к 1485-1505 годам. В первых вариантах Книги Большого Чертежа 1496-97 годов значится городок Осиновец в числе укрепленных мест по реке Юг.
Название погоста Подосиновец впервые встречается в Писцовой книге Устюжского уезда 1626 года, а как волость - еще раньше за 1593 год по документам судного дела крестьян Верхопушемской и Подосиновской волостей. Что, естественно, предполагает существование погоста Подосиновец в это время.
Где именно, на левом берегу Юга находился погост Подосиновец уточняет лоцманская карта реки, составленная по съемкам 1926 года. На карте в километре выше по течению от деревни Чуприяново, вместо которой была Подосиновская пристань, и в ста метрах от кромки воды обозначен столб с крестом, поставленный как памятный знак на месте бывшей деревянной церкви.

КАЙ-ВОЛОК. СТАРАЯ ОРЛОВСКАЯ ДОРОГА. ВЯТСКО-ОРЛОВСКИЙ ТРАКТ
Речка Кая берет начало в Кайском болоте и впадает в реку Молому. Ниже приводятся данные из технического описания маршрута водного похода, проведенного в 1989 году: д. Лодейно – ручей Кай – речка Кая – река Молома.
Через д. Лодейно на юг когда-то проходил волоковой путь, затем Орловский тракт. Сейчас от д. Лодейно через поля существует дорога, пересекающая два небольших пересыхающих в летнее время ручейка. На расстоянии один километр семьсот метров от деревни дорога спускается к речке Чумкеснице (местные жители произносят Чумкасница). На низком левом берегу речки дорога устлана несколькими слоями гати, правый крутой берег срыт в виде пологого лотка, длина которого – 102 метра, ширина от 4 до 5 метров.
Речка Чумкесница удалена от реки Пушмы по волоку на расстояние равное 7,5 км. и находится на полпути к ручью Кай. Вероятно, здесь на берегу не пересыхающей в любую жару речки было место отдыха для, преодолевающих волок. Название речки подтверждает это. По коми ЧОМ – шалаш, КОСТ – промежуток, расстояние. Голландец на русской службе Избрант Идес возглавивший многочисленное посольство из Москвы в Пекин, в 1692 году проехал через Ужгинскую волость в верховьях Сысолы и Прикамья. Идес пишет о зырянах, что зырянская мера длины – ЧУМКАС (ЧУМКОСТ) равняется хорошей немецкой миле. Старая русская миля равна 7,468 км.
После Чумкесницы оканавленный Орловский тракт плавно без резких поворотов выходит на открытое болотистое место. В этом месте тракт идет влево, чтобы обойти Кайское болото в более узком месте, а предполагаемый волок направляется прямо на Кайское болото к ручью Кай. Ручей представляет из себя цепь глубоких омутов (до 4 метров) и между ними протоки глубиной около одного - двух метров, иногда исчезающие под болотной дерновиной. Через километр Кай впадает в речку Каю. Наименьшая глубина Каи в середине лета 1 метр. Через три километра сплава на байдарках Кая исчезает под завалом из бревен от старого моста Орловского тракта. Далее каскады бобринных запруд позволили пройти по воде до бывшей деревни Фатенки. Ниже пришлось преодолевать множество перекатов. На некоторых участках Кая напоминала рукотворный канал.
Волок Пушма – Кая известен в 18 веке под названием Кай – волока. По свидетельству Чулкова (1743 – 1792 гг.) в историческом описании российской коммерции река Молома в прежние времена служила торговым водным путем, который вел из Вятки через Кай – волок на Пушму, Юг и другие водные пути Северо-Двинского бассейна.
За 1690 год волок упоминается из дела по челобитию торговых людей гостиной сотни о присылке грамоты устюжскому воеводе с разрешением нанимать «вольною ценою» крестьян Пушемской волости Устюжского уезда для провоза их товаров с Вятки в Архангельск через Пушемский волок.

С середины XVI - начале XVII веков, когда торговые связи с Западной Европой становятся систематическими, возникает потребность в ежегодной доставке больших объемов груза к Архангельску.
В таможенных книгах Устюга Великого за 1634 год есть запись сбора проплавных и других пошлин на реке Усть – Юге на Горке: «Мая в 13 день вятчана Александр Данилов, да Козьма Панов, Данило Пасынков плыли ис – под Вяцкого волока в байдаре невеликой с товаром: мерою 12 саж. без чети, широта 3 саж., высота сажень с четью, 8 чел. ярыжных. Пошлины платили 10 рублей. В этот же месяц в 15 день «колмогорцы Пятой Григорьев с товарищи втроем плыли ис-под Вятцкого в байдаре, 10 чел. ярыжных»». В 1636 году «Мая в 2 день казанец Филип Данилов да вятчанин Козьма Андреев плыли ис-под Вяцкого волока х Колмогорам в лодейке с товаром с салом и кожами яловичьими, ярыжных 5 чел. Платили проплавной пошлины с судна, и себя, и с ярыжных, и с носника, и с кормщика, всего 2 рубля 15 алтын». 16
Из выше изложенного следует, что первоначально торговая пристань находилась под д. Подволочьем (Серкино). Об этом свидетельствует заметка П. Котова о истории Подосиновской пристани в Вологодских губернских ведомостях № 30 за 1852 год: «… Впоследствии неудобство местности и затруднительный сплав заставили перенести пристань на лучшее место, которое отыскано и указано было Никольским I-й гильдии купцом Яковом Грибановым там, где существует Подосиновская, в простонародье Перевозская пристань».
В описании Вологодской губернии Пушкарева за 1846 год упоминаются две торговые дороги, проходящие по территории Подосиновского района: «Старая Орловская из Устюга в г. Орлов Вятской губернии проходит прямо к устью реки Енталы, далее, следуя вдоль по рекам Ентале и Вохме, выходит на Московско-Вятскую дорогу и по ней в г. Орлов. Длина ее 194 версты, в летнее время она представляет затруднения для провоза тяжестей».
«Орловская дорога отделяется от предыдущей (Старой Орловской дороги, авт.) в Устюжском уезде при д. Нице (недалеко от Усть-Алексеево, авт.) и пролегает вдоль рек Юга, Пушмы, Каи и Моломы до границы Вятской губернии, откуда продолжается в г. Орлов. Длина ее 230 верст. Она находится в лучшем состоянии для провоза тяжестей».
В военно-стратегическом обозрении Российской империи за 1850 год подробно перечисляются населенные пункты, через которые проходила торговая дорога из Устюга в Орлов. Орловская дорога «… отделяется от дороги, ведущей из Устюга в Лальск при д. Подволочье, в 21,5 верстах от г. Устюга; направляется на юг через реку Лузу, входит в Никольский уезд при д. Желтикове (бывшая деревня Зареченского с/с, авт.); на протяжении 18 верст от д. Плесо до Подосиновской пристани совпадает с другой, ведущей из Лальска в Никольск. Пройдя Подосиновскую пристань, дорога идет правым берегом р. Пушмы до д. Подволочье, где устроена переправа через Пушму. Далее входит в длинный, болотистый и безлюдный волок, сохраняя постоянно юго-восточное направление, дорога придерживается течения р. Моломы, которую в пределах Никольского уезда пересекает она 5 раз. …Зимою дорога хороша, по ней в то время идут многочисленные обозы из Вятской губернии к Подосиновской пристани и далее».
«Дороги идущие из Орлова и Котельнича к Подосиновской пристани сходятся в селении Коберском от Орлова в 51 версте, а от Котельнича в 60 верстах. И на остальных до пристани 220 верстах идет уже один путь, через деревню Поляки, села Красное и Шабурское, деревню Волмангу, село Верхомоломское и д. Серкинскую. Эта дорога лучше дорог на Ношульскую и Быковские пристани (р.Луза, авт.), несмотря на неудобства от 6 трудных переправ через р. Молому и подъемов на крутые ее берега».

Кроме пристаней по Югу и Лузе, в бассейне Северной Двины были пристани: Кайгородская на Сысоле, Визингская на реке Визига, притоке Сысолы, Вочевская на реке Вочь, притоке Сев.Кельтмы. Их использовали на протяжении нескольких веков сольвычегодские промышленники Строгановы для связи с прикамскими вотчинами................................................


Упомянута дер. Желтикова, -- фамилия Желтиков была в Тульском списке казаков. Крестов показанных выше у простых крестьян, да и казаков, не было. Это атрибут знатных людей. Характерны они для южных русских регионов.
Аватара пользователя
borgheus
 
Сообщений: 89
Зарегистрирован: Пн май 04, 2009 7:20 pm
Откуда: Москва-Киров

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение zritel » Пт июн 11, 2010 3:13 pm

skygrad писал(а):Если кому-то не хватает доказательств, начну их выкладывать...
Случайная находка в Вятской губернии...
Вятка - глухая провинция; за ее первородство некому постоять …

Ну и что нам доказали?
Когда случайные люди берутся за серьезное дело, то и выводы у них получаются случайные. Каждый видит, что всё можно сформулировать с точностью до наоборот, или нафантазировать море других сказок. Из частностей никогда не делаются глобальные выводы.
А куда делся весь пласт традиционных исторических памятников и серьезных научных исследований. Что, здесь кто-то доказал их несостоятельность? Или нам опять будут впаривать, что все мировые темные силы ополчились на бедную Вятку?
Вятка - велика сама по себе, и не надо выставлять её курам на смех.
zritel
 
Сообщений: 39
Зарегистрирован: Сб июл 18, 2009 10:01 pm

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение vlad70 » Пт июн 11, 2010 7:38 pm

Согласен со zritelем. Не надо измышлять и фантазировать. Нужно идти в архивы, нужно копать, искать те неопровержимые факты, на основе которых будет написана "Летопись Вятского края" одним из нынешних студентов исторического факультета ВГГУ. Вот только где ты, будущий кандидат или доктор, а может и профессор?????? Сидеть у монитора и кропать очередную Утопию великого ума не надо. История, как и любая точная наука, любит факты и доказательства. Древние Рим, Египет,Греция, Киевская Русь в принципе уже не требуют доказательств, они уже сами по себе аксиома, то бишь не требуют доказательств. Они существовали. А все что предложено авторами темы, просто напросто АТЛАНТИДА! Была она или нет, доказательств нет, но некоторые в её существование верят, как и верят в свои теории авторы. Докажут существование Атлантиды, поверю во все, что написано выше.
цитирую skygrad:Открытия делают так: сначала происходит озарение, почти фантазия, а затем постепенно гипотеза обрастает фактами и свидетельствами, становится признанной теорией., Точно также любая песня становится хитом, или если тебе каждый день говорить что ты дебил, ты поверишь в это и станешь просто дебилом
vlad70
 
Сообщений: 42
Зарегистрирован: Вт май 11, 2010 11:27 pm
Откуда: Кирово-Чепецк

Re: Вятка - родина казачества

Сообщение skygrad » Пт июн 11, 2010 8:44 pm

Л. Д. Макаров: "Подосиновец - это старинный городок Осиновец, который известен c XIV века. В 15 километрах - городище , на котором я и вел раскопки в 1977г. Оно оказалось трехслойным. Ранний слой - финно-угорский, ванвиздинская культура, VIII - IX веков. Там были обнаружены первые древние жилища этой культуры, что оказалось археологическим открытием. Котлованы глубиной до метра, размером четыре на пять метров в среднем, ближе к углу располагался очаг, в котором камни нагревались, давая тепло жилищу. Самая яркая находка - славянское височное серебряное кольцо в полтора оборота. В ухо вставлялось. Оно четко датируется XI - XIII веками. И керамика XII - XIII веков".
http://www.vk-smi.ru/2007/2007_04/vk_07_4_01_03.htm

Посмотрел карту. Примерно в 15км ниже по реке Юг от Подосиновца есть подходящий береговой холм (высота 149м), между д. Желтиково (на восточном склоне оврага) и устьем р. Шолга, дорога проходит по склону холма (здесь нашли захоронение и крест). Это и есть городище Осиновец с могильником возле него. Судя по всему, это воинское захоронение, вероятно, братская могила 14-15в.
Ванвиздинская культура была распространена в бассейнах Вычегде и Мезени в 7-9в., этническая принадлежность дискуссионна. Некоторые считают, что Ванвиздинская культура является северной параллелью ломоватовской культуры Прикамья.

Второй слой городища имеет славяно-русские находки, я бы связал его с упомянутым в ДТ городком Гусман-катау (буквально - крепость Гусмана на горе). "В области расселения дреговичей в курганных древностях ХI - ХII вв. обычными являются перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами (табл. 51, 30). Они встречаются и в древностях древлян и волынян". (М.В. Седова).
Т. е., имеем пришельцев с юга, а не с севера.
3 слой городища - 14-15в. - может быть связан с ушкуйниками, но об этом поговорим ниже.
В районе Подосиновца был волок с Моломы на Юг и далее к его устью, где позже появилась крепость Гледен и город Устюг Великий - крупнейший город на русском севере в 14-16в. Здесь был перекресток основных водных путей: на север по Двине к морю, на запад по Сухоне к Белоозеру, Новгороду и Ладоге, на восток по Вычегде к Печоре и Каме до Югры, и на юг - Нукратский путь на Вятку и Булгар.
Интересно, что в Кир. область входит только участок р. Юг в районе городища Осиновец, что отражает древние связи региона с Вятской землей. Вятчане должны были контролировать важный для них путь. Поэтому им необходимо было иметь свою крепость на р. Юг для обеспечения безопасности волока с Моломы.
Последний раз редактировалось skygrad Вс июн 13, 2010 11:51 am, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron