"Дикое поле" Вятки

Интересные факты из истории Вятки, а также новости археологии

Модераторы: Пономарёв А.В., Протасов П.В.

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Альберт » Вт дек 16, 2008 1:54 pm

Здравствуйте, дядя Женя.
Вы спрашиваете: Что же получается, жители деревни Русские на этой территории были самые русские из всех русских? Или всё же название деревни произошло от фамилии Руских или Руской? Куда же всё-таки делись татары, если они здесь были?
Прочитайте ещё раз внимательно отрывок из статьи Ухова. Там есть ответ на Ваш первый вопрос.
Далее. Название деревни действительно могло произойти от фамилии или прозвища Руских или Руской.
Теперь по поводу татар. Возможно они смешались с русскими, а возможно и ушли из этих мест, передав русским свои названия речек, посёлков, поскольку какое-то время совместно с ними использовали их, как торговые или военные точки и пути. Скорее всего это были каринские татары или даже булгары.

С уважением, Альберт
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Альберт » Вт янв 13, 2009 4:41 pm

Здравствуйте!
А если начать рассматривать это понятие из глубины веков? Ведь в этом районе, кроме реки Быстрицы, люди на протяжении нескольких тысячелетий вообще не жили. Почему?
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Ср фев 18, 2009 5:39 pm

В описях 17 века инородцев мало. Но надо помнить, для чего они составлялись - для наложения налогов и прочих повинностей. А брать их можно только с уже обработанного, прирученного населения. С самовольных неуправляемых "дикарей" много не возьмеш. Поэтому различными добровольными-принудительными методами (обучение государственному языку и основ религии, заинтересованность в сотрудничестве, - торговле и военных действиях) постепенно производилась руссификация, то есть приведение к некому стандарту. Большое значение для ускорения этого дела имеет завоз уже подготовленного в предъыдущие времена населения из внутренних районов империи. Описей ранее 17 века "несохранилось", а в них наверняка было много интересного от этого непростого переходного периода. В описях 17 веке можно видеть уже результаты проделанной работы: уцелели и не разбежались в основном ставшие крестьянами-христианами. Хотя и здесь изредка можно встретить нерусские отчества, имена и даже фамилии. Ранее таких было большинство. Различия северной и южной части Вятки (в смысле топонимов) объяснимы продолжительностью включения в сферу русского влияния, примерно 800 и 400 лет соответственно.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Альберт » Сб фев 28, 2009 11:13 am

Один любопытный вопрос. Как Вы думаете, что было причиной, а что следствием: русские поселения по Вятке и низовьях Быстрицы или "дикость" поля?
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Виктор » Сб фев 28, 2009 6:46 pm

Славяне (русские) селились по Моломе, Верхней и Средней Вятке и Чепце не случайно. Если на карте отметить русские города Вятской земли и первые монастыри, то получится своеобразная полоса поселений вдоль Сибирской дороги. Близость городов и монастырей создавала чувство защищенности.
Кто мог поселиться "за гранью" - только беглые.
Крестьянская семья или несколько семей смогли бы просуществовать в условиях экономической автономии, но где они будут крестить детей, отпевать и хоронить умерших, сватать невест.
Так был устроен мир средневекового крестьянина и поэтому крестьяне охотно и массово переселялись лишь в те места, где поблизости был посад, монастырь или село. А на основание села требовалось уже разрешение из Москвы.

К тому же тогда не все решалось силой. Были наверняка взаимные соглашения с соседями о разграничении зон влияния.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Вт мар 03, 2009 5:04 pm

Кстати, о монастырях вдоль Чепцы. Они развелись в 17 веке,а затем дружно исчезли. Не оттого ли, что население разбежалось от их миссионерской деятельности, ведь жили здесь в ту пору не русские, а вотяки, которые бежали от русских (попов), по образному сравнению, как мыши от кошки. Кое-кто остался, крестился, поженился на русской. Что касается "крестить детей" и прочего, то на Вятке до конца 17 века в этих вопросах, судя по захоронениям, был полный плюарализм. Хоронили кому как вздумается, в частности, головой на север, по финно-угорски, и не где-то там на Чепце, а посреди Слободского города. При этом, все по описям начала 17 в. числились христианами. Вопросов множество. На мой взгляд, даже Великорецкий крестный ход очистился от остатков язычества (ой, ли?) только совсем недавно. Буквально, лет 5 назад на волне неофитства обнесли заборчиком и снесли многовековой почитаемый Пень-Корень.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Виктор » Вт мар 03, 2009 9:40 pm

[quote]skygrad писал(а):Кстати, о монастырях вдоль Чепцы. Они развелись в 17 веке,а затем дружно исчезли.

На Чепце было только 2 монастыря: Усть-Святицкий и Верхочепецкий. Усть-Святицкий преобразован в село Игумново, а Верхочепецкий, если бы не сгорел в 1769, мог бы просуществовать и до революции, т.к. находился на границе проживания удмуртов и действительно занимался их христианизацией. Удмурты действительно уходили от церковников подальше.

судя по захоронениям, был полный плюарализм. Хоронили кому как вздумается, в частности, головой на север, по финно-угорски, и не где-то там на Чепце, а посреди Слободского города.

Это скорее не славянские захоронения а удмуртские. От остатков язычества ни русские ни удмурты до сих пор "не очистились". Удмурты-христиане, например, до сих пор жгут на могилах поминальные костры.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Ср мар 04, 2009 3:22 pm

Захоронения датированные примерно 12-16 в. в Слободском и на Вятке вообще имеют смешанные славяно-финские черты, это же можно сказать о культовых традициях. Во времена республики в этих вопросах была известная свобода. До взятия Казани в Слободском городе в осадное время укрывались окрестные вотяки и каринские татары (следует из грамоты 1522г.). И только после того, как Вятка перестала быть пограничной областью, начали закручивать гайки, в вопросах веры прежде всего. Монастырь в Хлынове учредили в 1580г., затем дело пошло дальше. В 17 веке вотяков в Слободском и его округе уже не видно, да и в Карино совсем немного, в основном в окружении татар.
Насчет сгоревшего Верхнечепецкого монастыря не все одназначно ясно. Монахов перевели в Слободской монастырь, здесь они неполадили с местными и в конце концов, прежний Слободской монастырь расформировали, а его людей чуть ли не пустили по миру. Первоначальный Слободской монастырь был устроен раньше Хлыновского без участия Трифона. История его затемнена, он был не в чести, пожаром воспользовались для его ликвидации, избавления от местного монашества.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Виктор » Ср мар 04, 2009 9:39 pm

О том, что на Вятке монастыри были и до Трифона - не секрет, но где они находились и как назывались - неизвестно.
Слободской монастырь наоборот был спасен пожаром в Верхочепецком. Слободской м-рь после секуляризации подлежал упразднению (оптимизации). Хотя имел капитальные каменные постройки. А деревянный ветхий Верхочепецкий наоборот планировалось сохранить. В Синоде учитывали не добротность построек, а размеры уже отнятых вотчин.

А после пожара Слободской монастырь сохранили, передав ему имя Крестовоздвиженского. Причем это было сделано после неоднократных прошений Вятского архиепископа в Синод.
Но настоятель Верхочепецкого имел более высокий сан, чем у слободского игумена. И я тоже читал, что какие-то трения между "нашими" и "вашими" были. ПО-моему обычный межличностный конфликт и интриги.
А расформировали монастырь уже в 20 веке большевики.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Grey » Пн мар 09, 2009 5:08 pm

Интересно смотреть на Дикое поле со спутника.
(через гугль)
Действительно ничего вокруг.
Grey
 
Сообщений: 182
Зарегистрирован: Пт окт 08, 2004 9:31 am
Откуда: Вятка

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Альберт » Ср мар 11, 2009 3:16 pm

Что Вы имеете в виду?
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Пт мар 13, 2009 9:56 pm

Подробности о переименовании монастыря в Слободском затемнены. Но есть сведения, что прежних Слободских служителей (Богоявленского м-ря) отправили в новый Екатерининский монастырь где-то на Белой Холунице. Там он просуществовал какое-то время. Простые монахи, их было немного, остались в основном дома, побирались при церквах.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Виктор » Пт мар 13, 2009 10:32 pm

Екатерининский Верховятский Преображенский монастырь находился на территории ПГТ Кирс. В ТВУАК есть указ 1764 о его упразднении и превращении в приходскую церковь (село Екатерининское). На Белой Холунице не было монастырей. Был на Черной Холунице - Троицкий Верховятский Холуницкий. В 1764 г. тоже упразднен и преобразован в приходскую церковь. Сейчас это с. Троица Белохолуницкого района.

Оба монастыря с 1725 г. были приписными к Слободскому Богоявленскому. А после 1764 часть монахов действительно оказалась за штатом, т.к. и в штатных монастырях количество монахов было лимитировано. И доживали свою жизнь в богодельнях или побираясь.
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение shutkin » Ср апр 08, 2009 7:35 pm

Верхо-Вятский Преображенский Екатерининский монастырь над р.Вяткой (древнейший на Вятке после Успенского-Трифонова монастыря) основан в 1582 г. - ТВУАК, 1905, вып.5-6, стр.217. 148 верст от г.Слободского по Кайскому тракту. В 1729 г. на его земле построен Кирсинский железоделательный завод (9 верст от с.Екатерининское). В 1771 г. после нескольких лет мора в селе осталось 8 крестьян. Закрыт в 1775г. - В.В.Зверинский "Материал для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи". Книга 2 Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. С-Петербург, 1892. Стр.130, №793.

Троицкая-Верхневятская-Холуницкая мужская пустынь при рч.Черная Холуница основана ок.1594 г. - ТВУАК, 1905, вып.5-6, отд.3, стр.210. 95 верст от г.Слободского по дороге в Кай (с.Троицкое). Упразднена по штатам 1764г. - В.В. Зверинский. Стр.354, №1225.
shutkin
 
Сообщений: 79
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 6:54 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Виктор » Ср апр 08, 2009 9:01 pm

По времени основания Троицкого Холуницкого монастыря приводятся разные данные: Эммаусский (по монастырям - не авторитет) - 1592, Буевский (Верещагин) - 1594, Луппов - 1595. Замятин же вообще заявлял, что есть данные, что этот монастырь существовал еще в 1590 г. Хотя настоятели известны с 1594 г. Кстати, Белохолуницкий завод построен на землях этого монастыря.

shutkin А где Вы достали такую редкую книгу В.В. Зверинского?
Виктор
 
Сообщений: 330
Зарегистрирован: Ср июл 23, 2008 12:13 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Чт апр 09, 2009 3:41 pm

Коль собрались знающие люди, то попутно можно бы освятить вопрос с основанием Слободского монастыря. Грамота на его заведение была выдана в 1599 году, но по намекам в ней видно, что м-рь существовал много ранее. Это объясняло бы дату основания Екатерининской пустыни (1582). приписанной к Слоб. Богоявленскому м-рю. В житии Трифона также есть какие-то умолчания о его связях со Слободским: шел в 1580 г. на Вятку по совету слобожанина Витезева (фамилия до сих пор встречается) открывать монастырь в Слободском, но пробыл здесь недолго и ушел в Хлынов. Похоже, ему в Слободском делать было нечего. Есть мнение, что скончался он именно в Слободском монастыре, - здесь до 19 века хранилась грамота на обустройство Хлыновского Успенского м-ря (если носил с собой, то откуда приписки сделанные после его смерти?). Хотелось бы узнать ваше мнение обо всем этом.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Альберт » Чт май 28, 2009 6:44 pm

Алё, народ! Что-то вы полезли не в ту степь! Земли "дикого поля" осваивали совсем другие монастыри. К примеру, Истобенский и Трифонов. Давайте о них поговорим.
Альберт
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:43 pm

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение Пестриков » Пт фев 26, 2010 3:45 pm

ДТ стал доступен обществу совсем недавно, в 90-х годах. До этого историю Руси писали по руским летописям, которые сфальсифицированы и сам факт фальсификации уже почти никто не оспаривает. Но при толковании ДТ, в силу заранее заложенного представления об истории, были допущены ошибки. Изложу свое трактование ДТ.Бийсу - это всего лишь часть Кировской области с северной границей речкой Бийсу = Чепца. Джук - это не Юг. Туда булгарам был доступ закрыт. Нукратский торговый путь пролегал по Вятке вплоть до Чепцы, где караваны обменивались товарами и разворачивались. Нолинск и Кильмезь стали трехсторонними границами между тремя (!!!) государствами - Булгарией, Киевской Русью и Половецким Севером. Здесь сходились все дороги, которые были исключительно водными. Кировская область и стала главным театром боевых действий. Из-за нападений с стороны киевлян и в силу трудностей речного плавания против течения реки Вятка булгары проложили два обходных нукратских пути: Вятка - Кильмезь - Лобань - Коса - Чепца и Вятка - Воя - Ошлань - Лема - Коса - Чепца. Вот отсюда и древнейшие захоронения в этом бассейне. Другая часть территории принадлежала северным племенам половцев. Булгары в ДТ называли Орду именно половецкой, а не монгольской. Возникла многовековая война, в ходе которой рухнула целая цивилизация, крупнейший деловой центр которой находился в Кировской области. Исторической столицей всей империи был не Булгар и не Москва, а Кай-Аллы, Уч Куй, который стерли с лица земли. Ушкуйников рисуют разбойниками, но мне удалось установить, что ватаманами у них были законные наследники престолов как булгарских, так и московских. Вот поэтому и понадобилась легенда и монгольской Орде. Нужно было объяснить народу, почему на престол садяться не те, кому это право должно принадежать. Объясняли все выбором монголов.
Пестриков
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: Ср фев 03, 2010 8:10 am

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение zheldyba » Пт фев 26, 2010 7:21 pm

Пестриков писал(а):историю Руси писали по руским летописям, которые сфальсифицированы и сам факт фальсификации уже почти никто не оспаривает

Это я правильно понял, что г-ну Пестрикову удалось лишить своей истории весь Русский народ?
zheldyba
 
Сообщений: 52
Зарегистрирован: Пт авг 21, 2009 11:23 am

Re: "Дикое поле" Вятки

Сообщение skygrad » Пт фев 26, 2010 7:32 pm

У нас появился еще один "фальсификатор" покруче прочих.
Пестрикову: советую завести свою тему на форуме и с начала и по порядку изложить свои версии, аргументы и факты со ссылками на источники. А то народу не понятно: даете выводы, а промежуточных расчетов мы не видели, отсюда непонятки и недоверие. Желаю удачи в работе.
Аватара пользователя
skygrad
 
Сообщений: 420
Зарегистрирован: Чт мар 27, 2008 6:19 pm
Откуда: Слободской город

Пред.След.

Вернуться в История и археология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

cron