Страница 2 из 4

память и памятник

СообщениеДобавлено: Пн апр 09, 2007 2:42 pm
Даниил
Если рассматривать памятник, как одну из достопримечательностей города, то он безусловно нужен. Любой памятник - это магнит для туристов. Внутренний туризм в России развивается, а объектов туристского интереса крайне мало. В таких памятниках заинтересованы туристические компании, они могут взять на себя бОльшую часть материальных затрат.

Если рассматривать памятник как способ увековечения памяти об определенных событиях и людях, в нашем случае о вятском крестьянине, тогда важна не материальная, а духовная составляющая памятника. Памятник должен быть не в бронзе, а в наших мозгах. В нашей памяти. Хорошая книга о вятском крестьянине может быть самым лучшим памятником. Прочитает такую книгу сельский парень, школьник, наполнится гордостью и продолжит дело вятского крестьянина. И работать будет не "шаляй-валяй", а так, чтобы не стыдно было перед памятью предков.

СообщениеДобавлено: Чт май 31, 2007 10:59 pm
дядя Женя
Татьяна 50. Здравый смысл подсказывает, что надо поставить памятник не какому-то абстрактному крестьянину. В каждом вятском роду есть кто-то из основоположников рода. Скажем, мой род Вершининых почти 200 лет жил в деревне Никифора Вершинина Орловского уезда, а потом ландмилицкий крестьянин Кирил Кондратов переехал в Яранский уезд, где его потомки жили ещё 200 лет. Почему бы Вершининым, потомкам Микифорка Вершинина, которых за 400 лет появилось великое множество, не поставить памятник своему предку в деревне, ныне Вершининской, что на 901 км ж.д. между Котельничем и Кировом? Также можно поступить и потомкам других фамилий. А уж каким будет памятник предку, можно решить на "семейном совете".
С уважением, дядя Женя.

СообщениеДобавлено: Сб июн 02, 2007 12:00 am
татьяна50
Честно говоря, я уже и место памятнику приглядела :wink:
Это дорога на Лему в Зуевском районе, где есть и поворот на агропромышленное село Мухино и на село Рябово, где Васнецовы, внутренний туризм...
Поле рядом с лемской дорогой запомнилось, которое моя бабушка на быках возделывала во время войны. Очень красивое. А тетка моя, росшая в здешних местах, поглядев на поле, вздохнула и сказала: "Видишь, земля какая белая..."
Суглинок, видно. А поле это все равно вспахивают, удобряют веками. И сейчас возделывают не просто так, не дают зарастать. Это поле и другие такие поля в зоне рискованного земледелия - тоже своего рода памятники крестьянину.

В Зуевском районе обнаружила примечательное явление: уже который год собираются на знакомом им месте вместе с потомками жители исчезнувших деревень, вспоминают, поминают, поют, ставят угощенье друг другу. Нужно все это людям. Мы тоже обдумываем как поставить памятный камень на месте исчезнувшей родовой деревни.
Но памятник вятскому крестьянину, думаю, понимается шире.

СообщениеДобавлено: Пн июн 18, 2007 5:49 pm
дядя Женя
Круглые даты деревень у нас прежде тоже отмечали. Отдел культуры организовывал программу информационно-развлекательную. Местные жители тоже участвовали, но это было в прежние советские времена. Замечательные получались мероприятия. На чем нынче держится патриотизм? На военно-патриотических клубах да на чествовании ветеранов ВОВ. А через 5 лет, когда ветераны уйдут в мир иной, на чем любовь к Отечеству воспитывать у молодежи? Родословие - вот тема которую надо развивать.
Нынче 13 июля деревне Копылы 200 лет исполняется. Это я по документам о первопоселенцах узнал. Рассказал в райадминистрации об этой дате. Кстати, деревня ещё жилая и всего в 5 км от Тужи. Обещал, если нужно, материал подготовить. Головой покивали, на том и дело закончилось. А на будущий год 200-летие многие деревни справляют. В 1808 году было великое переселение. Нынче бы задел сделать, а на будущий год деревенские сами бы инициативу проявили. Праздники такие - чем не памятник вятскому крестьянину?

СообщениеДобавлено: Сб авг 11, 2007 8:22 pm
Tatiana
Я недавно на этом сайте, но идея памятника русскому крестьянину мне нравится. Только я уверена, что это должен быть обязательно скульптура человека так как из приведенных выше изваяний не видно, как трудна была жизнь и работа простого крестьянина. Я бы пошла дальше-и поставила памятник крестьянской семье, потому что не один только мужик вкалывал, но и женщина, жена и мать так "пахала", что "не приведи господь"(так говорила моя бабушка), и дети с 6-7 лет работали!

СообщениеДобавлено: Сб сен 01, 2007 5:30 pm
татьяна50
"В 1808 году было великое переселение".
Дядя Женя, нельзя ли об этом чуть подробнее?
Действительно, на вскидку многим деревням Вятской губернии уже 200 лет.

СообщениеДобавлено: Вс сен 02, 2007 1:12 am
дядя Женя
Я сужу по ревизии 1811 года. В Яранском уезде только из д. Б.Пачи переселилось в другие селения этого же уезда 16 семей. Население на 1795 год было 149 душ муж. пола, осталось 114. Между ревизиями убыло 90 чел. Эти 16 семей выехали в починки вновь образованные или уже существующие (8 починков). Кроме того, началось переселение из центральных уездов в Яранский уезд, перешедший из Казанской губернии в Вятскую. Связано ли это с образованием Вятской губернии? Вероятно, да. Но, возможно, сыграли роль и экономические факторы: недостаток земель, неурожай или что-то другое. Я это пока не анализировал.
Следующее массовое переселение из центральных уездов Вятской губернии в Яранский уезд было в 1826-28 годах и далее менее активно до 1834 года.
В Тужинском районе в будущем году своё 200-летие отметят примерно 2 десятка деревень. Может быть это событие как-то отразится на отношении нынешнего поколения к своим корням, к своей малой родине? Нельзя же постоянно эксплуатировать только военно-патриотическое воспитание. Надо просто быть патриотом своей малой родины.

СообщениеДобавлено: Чт сен 06, 2007 3:39 pm
Tatiana
ДЯДЯ ЖЕНЯ, а нельзя ли назвать эти деревни?

СообщениеДобавлено: Чт сен 06, 2007 7:41 pm
дядя Женя
Все деревни перечислить сложно. надо выбирать из архивных записей. Например, п. Вершины речки Ошеевки, вновь заведенный. В 1808 году его основал Аввакум Калинин Дербенев, переселившись из д. Б.Пачи. Позднее название д. Бакунины (Аввакум - Абакум - Бакуня).
П. при р. Пиме, п. при р. Тангере, п. при Студеном ключе, п. у Болотного ключа, п. при р. Пентангере, п. при р. Немдеже, п. при р. Хмелевке, п. Оброснур, п. подле р. Именерку, п. при р. Туже, п. Жданова при р. Немдеже. Это далеко не все починки, возникшие в 1808 г.

СообщениеДобавлено: Чт сен 06, 2007 7:45 pm
Tatiana
ДЯДЯ ЖЕНЯ, так из же всего 20!разве это так много, что невозможно? :)

СообщениеДобавлено: Пт сен 07, 2007 7:01 pm
дядя Женя
Tatiana
А Вам эти названия о чем-нибудь говорят?

СообщениеДобавлено: Пт сен 07, 2007 7:26 pm
Tatiana
ДЯДЯ ЖЕНЯ, пока не говорят. Но мне и Большие Пачи первоначально ни о чем не говорили.Теперь я про них знаю.Та что, чем дальше в историю, теч больше информации, тем интереснее.В Яранске я была в раннем детстве-честно говоря, мало что помню. :)

СообщениеДобавлено: Вс сен 09, 2007 10:44 am
дядя Женя
Tatiana
Я пока сам со всеми деревнями не разбирался. Готовлю книгу, собираю информацию по деревням и крестьянским родам. Но нужно время, чтобы проанализировать и уточнить даты возникновения починков и деревень. Например, Кирил Кондратов Вершинин числился первоначально в п. Малый Туманур, но это не значит, что он именно там жил. Он поселился сразу во вновь созданном п. Стрижеве, а числился до очередной ревизии при ближайшей деревне, поскольку вновь заведенный починок официально не был упомянут ни в каком документе. Если в ревизской сказке не говорится, что такой-то по указу от такого-то числа переселен в починок вновь заведенный, дату возникновения починка надо смотреть по метрическим книгам в период между ревизиями. И то, если в данный период в этом починке кто-то родился, венчался или умер, и починок официально записан в метрической книге.

СообщениеДобавлено: Вт дек 25, 2007 9:05 am
дядя Женя
В поисках родословной вятских Вершининых познакомился, пока заочно, с Геннадием Васильевичем Вершининым, журналистом газеты "ГородЪ" г. Лысьвы. В 2002 он получил за серию публикаций о возрождении русской деревни звание "Золотое перо России". В этом году у него вышла книга "Рябиновый август" (очерки, стихи, рассказы). Так вот, в Лысьвенском районе Пермского края с 2002 года проводится (или проводилась) акция "Вернем исчезнувшей деревне имя". Кроме публикаций в газете воспоминаний жителей, на месте бывших деревень устанавливались поклонные кресты и лавочки. Может быть, таким и должен быть памятник вятскому крестьянину?

СообщениеДобавлено: Ср янв 09, 2008 5:47 pm
Михаил
Татьяне 50
Если ставить памятник, то необходимо запечатлеть образ типичного представителя народа Вятской губернии.
Как известно, земли губернии находятся в зоне рискованного земледелия и за счет землепашества прожить было трудно.
Основными источниками существования были промысловые и нищенские артели.

Были в Вятской губернии деревни, жители которых занимались нищенством массово. Весной они отправлялись попрошайничать и, пройдя по России, возвращались осенью с деньгами и мешками кусков хлеба.

В 1865 году в г. Вятке было учреждено женское благотворительное общество, поставившее целью "искоренение по возможности нищенства, являвшегося в виде промысла".
Члены общества собирали для вятских нищих деньги, одежду, еду и помогали жильем. Однако добиться ощутимых результатов обществу не удалось.

Может поставить памятник мужичку, просящему подаяние вместе с малолетним ребенком. Это все же ближе к истине.

СообщениеДобавлено: Ср янв 09, 2008 11:27 pm
Vojn
Михаил писал(а):( Пт Апр 21, 2006 3:49 pm ) Наверное, это мое последнее сообщение на этом форуме. Без мотивировки, мое сообщение было снято с данного форума...


Вытаяли-с?

Михаил писал(а): Татьяне 50
Если ставить памятник, то необходимо запечатлеть образ типичного представителя народа Вятской губернии.
Как известно, земли губернии находятся в зоне рискованного земледелия и за счет землепашества прожить было трудно.


Какая глупость.

И всё остальное в том же ключе.

Михаил писал(а):...Основными источниками существования были промысловые и нищенские артели.


Вы Мойша веком опоздали... Вам бы сейчас в 17-й с вашим презрением к родной земле и к родному народу. Правда если это для вас не ваша земля и не ваш народ то "боже ваш" вам судья...

СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2008 10:17 am
Пономарёв А.В.
Михаил
Не надо выдумывать историю - она достаточно хорошо описана людьми значительно более сведущими в этом, нежели Вы.

Вятская губерния за всё время своего существования была не просто одной из богатейших губерний России - она была житницей, кормившей всю северную половину Европейской России и половину Урала. И именно потому, что вятский крестьянин в зоне рискованного (по современным меркам!) земледелия сумел создать одну из крупнейших по тем временам во всей Европе житницу, ему надо ставить памятник.

СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2008 11:45 am
Alex
Хотел высказаться в защиту, но Андрей это уже сделал за меня. :)
Единственно, хотел бы поправить. Вряд ли Вятку можно называть житницей. Разве только южные районы. Но то, что всех вятских крестьян изображать нищими-попрошайками - это, конечно, перебор, да еще какой! Просто оскорбление называть нищих "типичными представителями народа Вятской губернии"!!!

СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2008 2:53 pm
Михаил
Какая житница - Вятская губерния?
Почвы - глины, суглинок, песок, болота. Только по одному берегу Чепцы чернозем. Почвы требуют сильного удобрения, урожай жалкий по отчетам 1880-1900г.г.
Крестьяне из-за невозможности прокормиться вынуждены переселяться в Сибирь и южные губернии. В сельских рамонах почти поголовная неграмотность. Грамотой владеет только 1 на 12-15 крестьян по переписи 1897г.
Коневодство в губернии в печальном состоянии. На 20 крестьянских наделов (5,4 десятины) приходится одна лошадь. Скотоводство не составляет самостоятельного промысла вследствие недостатка пастбищ, сенокосной земли, и краткости лета. Породы скота плохие.

Откройте земские отчеты. Основной мотив - нищета населения и и низкая урожайность зерновых.

СообщениеДобавлено: Чт янв 10, 2008 3:12 pm
Alex
Мы говорим о разных временах. Во второй половине XVI - XVII веках Вятка действительно кормила хлебом Урал и Западную Сибирь, несмотря на те условия, которые верно указал Михаил
Это вполне объяснимо. Тогда Вятка еще не была так густо заселена.
Но во второй половине XIX в. Вятская губерния действительно стала самой густозаселенной территорией России, поэтому названные выше процессы имели место. Однако это не означает, что все вятские крестьяне "ломонулись" заниматься нищенством. Многие крестьяне занимались отхожим промыслом, извозом, по кустарным промыслам Вятка занимала первое место. Так что не надо так "ославлять" вятского крестьянина. В большинстве своем он действительно был настоящим тружеником!