Герб Вятки
НАША ВЯТКА
 Флаг Кировской области
Внимание!
Условия размещения платной и бесплатной рекламы на сайте "Наша Вятка" представлены здесь

Rambler's Top100
Rambler's Top100
 

      Современные проблемы вятских народных промыслов

      Представляем Вашему вниманию статью заслуженного работника культуры России Генриетты Киселёвой о современных проблемах дымковской игрушки. Эти проблемы характерны и для других народных промыслов Вятки.

Дымковская игрушка

Взлёты и падения глиняной игрушки
Современное состояние старинного вятского дымковского промысла
вызывает серьезные опасения у специалистов

ЗАНАВЕС НАД "ДЫМКОЙ"

      За всю историю существования на вятской земле дымковского промысла занавес над одной из удивительных и очаровательных сказок народного искусства опускался не раз. После необыкновенного взлета 70 - 80-х годов XX века промысел пережил едва ли не гибель. Уникальная рукотворная игрушка в одночасье стала никому не нужна: ни Художественному фонду, в систему которого входил промысел, ни обедневшему покупателю, ни даже музеям - у них тоже не было средств на пополнение коллекций.
      Именно тогда распался коллектив игрушечниц. Более 30 мастериц ушли из промысла, многие стали работать в одиночку на дому, сами продавали игрушки. Кто-то возил их в Москву в еще существующие художественные салоны, кто-то искал частных покупателей или магазины, вплоть до продовольственных лавок.
      Другая часть мастериц вошла во вновь созданное "Региональное отделение промыслов и ремесел". Но, как оказалось, подобные организации, зарабатывая на талантливых мастерах, нисколько не заботились о развитии их творчества. На сегодняшний день в отделении остались только две игрушечницы, работы которых лишь напоминают дымковские.
      Уход мастериц из традиционного, веками складывавшегося промысла, отрыв от корней народного искусства скоро сказался и на художественном уровне их творений. Рынок, невзыскательный вкус современного покупателя обеднили не только тематику, но и образный строй игрушек.
      Не обогащая друг друга, а, скорее, конкурируя между собой за рынок сбыта, работая без строгого и опытного глаза художественного совета, мастерицы стали "питаться" современным телевизионным "кормом" и внешней, модной сейчас, стороной церковной жизни. Изделия игрушечниц утрачивают традиционный колорит, характерные для старинного промысла орнаменты, все это подменяется натуралистическими мобильниками, компьютерами и ухватами, метлами, многочисленными изображениями храмов, часовен, колоколен, башен, имеющих вид макетов и муляжей.
      Оставшиеся в промысле самые стойкие, талантливые, творчески сложившиеся мастерицы, верные любимому делу и памяти своих учителей, старых игрушечниц, как могут, борются за сохранение и спасение промысла - единой творческой организации.
      Ценой невероятных усилий специально для них отстояли построенное в центре города здание, на площади которого претендовали многочисленные организации. Возрожденный коллектив игрушечниц взвалил на себя все долги, накопившиеся за многие годы. Научился в конкурентной борьбе именно своим творчеством зарабатывать деньги. Но все увеличивающиеся налоги снова ставят под удар само существование промысла.

УЧИТЬ БЫ, ДА НЕ НА ЧТО

      Конечно, понимание и помощь Союза художников России в сохранении традиционного дымковского промысла в сложные постперестроечные годы трудно переоценить. Благодаря его поддержке и постоянному вниманию дымковские мастерицы развивают традиции старинного народного искусства. Чему в значительной степени способствует и художественный совет, состоящий из самых творческих мастериц и сотрудников областного художественного музея.
      Но проблем в промысле как экономических, так и творческих с годами не убавилось.
      Из 36 мастериц девять - люди пенсионного возраста. Безусловно, они продолжают работать, делают прекрасную игрушку, но их творчество, за малым исключением, прибыли промыслу не приносит.
      Еще шесть мастериц разных поколений, став членами Союза художников России, вышли за штат. А это значит, что они, минуя художественный совет, сами реализуют свою игрушку. Работают, по сути, в одиночестве, часто дома, реже в мастерской. Внешне вроде бы в коллективе. Но так высоко ценимая ими свобода оборачивается повторением одних и тех же сюжетов, игрушек или созданием нетрадиционных, вставленных в рамочки рельефов. Свободный рынок, диктующий сегодня свои условия всем видам и жанрам изобразительного искусства, особенно ударил по традиционным народным промыслам, разрушая их основу - коллективное творчество.
      Волнует мастериц и проблема ученичества. Последний набор был в 1988 году, 15 лет назад, еще в доперестроечные годы. А смена нужна. Раньше в Дымкове девочек с 7 лет матери и бабушки садили рядом с собой делать игрушки. Да и в дымковский промысел во второй половине прошлого века набирали чаще всего учениц в 15 - 17 лет. Многие сегодня из них классики - Н. Трухина, Л. Фалалеева, Н. Борнякова, Г. Баранова, А. Кузьминых, Р. Колчанова, Л. Верещагина, Л. Коробицина.
      Учить еще есть кому, да не на что. И со сбытом игрушек в последнее время большие затруднения, 86 торговых точек в разных городах России с каждым годом уменьшают сумму договоров реализации. Выручает фирменный магазин, в котором вятские жители, прекрасно разбирающиеся в традициях, да немногочисленные гости приобрели игрушек в прошлом году на 350 тысяч рублей.
      Старинный вятский промысел мог бы оказаться без будущего, если бы сами мастерицы не нашли выход: стали обучать древнему ремеслу своих дочерей. Так продолжились династии Колчановых и Борняковых.

СПАСИТЕЛЬНЫЕ ДАРЫ

      Другая проблема, думаю, касается многих областных музеев, но в первую очередь Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Известно, что наша коллекция дымковских игрушек самая крупная в мире. Она довольно полно отражает полуторавековую историю развития промысла. Но в последние годы по причине почти полного отсутствия финансирования на пополнение коллекции музей имеет минимальную возможность расширять и пополнять этот отдел.
      К счастью, спасают дары. За последние два года музей получил полторы тысячи произведений от племянника мастерицы Екатерины Иосифовны Косс-Деньшиной Иосифа Абашева. Он передал нам уникальную коллекцию игрушек мастерицы и зарисовки Алексея Деньшина, которые художник делал на протяжении почти 40 лет с дымковских игрушек. Уничтоженные временем, они дошли до нас в его рисунках.
      Пополняют нашу коллекцию и сами мастерицы. С выставки "Зимние забавы", которую организовал музей к рождественскому и новогоднему праздникам, из 138 приобретенных нами игрушек 118 подарены мастерицами.
      К сожалению, выставки игрушек поколения, которое уже сказало свое слово в промысле, даже в Кирове никто не сможет увидеть - на организацию и проведение их средства не выделяются. Нет и публикаций о современных мастерицах. Хотя написанный и составленный нами подарочный альбом об истории промысла и его сегодняшнем состоянии с краткими творческими и биографическими сведениями давно готов к публикации. Но - полное забвение, как будто промысел не существует.

"ДЕРЖАТЬСЯ ЧИЩЕ И ПРЯМЕЕ"

      А он существует! И опять же благодаря коллективу мастериц и тому, что все заботы о развитии и сохранении промысла буквально взвалила на себя тоже мастерица, выросшая в этом коллективе, член Союза художников России Светлана Георгиевна Житлухина, которая знает все проблемы, как говорится, изнутри.
      За эти годы исчезла фабрика имени 8 Марта, и вятские кружевницы буквально оказались на улице. Нет уникального вятского капокорешкового промысла, нет традиционных изделий из дерева фабрики "Идеал", прекратилось возрождение и существование иных народных промыслов в районах области.
      Дымковский же промысел нынче силен традиционными игрушками, творческими композициями, развивающими традиции старинного народного искусства. Доказательством чему является представленная на выставке "Твердыня нетленного духа" в залах Кировского художественного музея работа талантливейшей мастерицы Людмилы Верещагиной, посвященная Спасо-Преображенскому женскому монастырю. 175 игрушек, объединенных одной темой, одновременно итог ее тридцатилетнего творчества и двух последних лет неустанных творческих поисков.
      Хочется закончить словами вятского писателя Всеволода Лебедева, который столетие назад писал: "Что привезти в столицу... берестяной бурачок, пахнущий деревом свежим, да куклу, что светит и блестит, так блестит и светит, что при ней, при этой кукле, в разговоре слово бранное побоишься сказать: ведь за стеклом она красавица. Стоит как гостья, и держись при ней чище и прямее".
      Дымковский промысел, пожалуй, единственный вид народного искусства, который усилиями многих людей сохранился в Вятке. И красавицу, при которой нужно держаться "чище и прямее", можно пока еще привезти из Вятки в столицу.

Генриэтта КИСЕЛЕВА, заслуженный работник культуры России,
главный специалист областного художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых
Статья опубликована в газете "Вятский край"

Шкатулка из капокорня, кукарское кружево и изделия из бересты

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!

         Если Вам небезразлична судьба русских народных промыслов, если эта статья задела Вас за живое, если Вы имеете возможность оказать материальную или иную поддержку, если Вы хотите помочь сохранить промыслы вятского народа, которые являются историческим и культурным наследием и гордостью всей России,

СДЕЛАЙТЕ ЭТО СЕЙЧАС!

         Для этого Вам лишь нужно написать нам письмо по адресу admin@nashavyatka.ru. Мы свяжемся с Кировским отделением Союза художников России, сообщим им о Вашем предложении и решим, каким образом его будет удобно осуществить!

Если Вы хотите приобрести изделия вятских мастериц, Вы можете связаться
непосредственно с ТО "Народный художественный промысел "Дымковская игрушка" Союза художников России:
Россия, 610000, г. Вятка (Киров), ул. Свободы, 67
телефон: (8332) 624989, факс: (8332) 624765, 624697

Вернуться к началу страницы

  
Ссылки по теме:

  • В ближайшее время на всех страницах нашего сайта появятся ссылки на ресурсы сети Internet со сходной тематикой
















  •          Внимание!        
    С 21 августа 2004 года у "Нашей Вятки"
    новый адрес:
    www.nashavyatka.ru


    Рейтинг@Mail.ru