Доклад Митрополита Хрисанфа на Пленарном заседании чтений
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА - ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
Ваше Высокопревосходительство, господин губернатор!
Ваше Превосходительство, господин градоначальник!
Всечестные отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую участников IX Свято-Трифоновских общеобразовательных чтений. Нынешние чтения проходят в очень непростое для всех нас время. Вновь мы видим, как делаются попытки подорвать стабильность нашего общества, столкнуть между собой людей, не гнушаясь при этом никакими методами, не останавливаясь не перед какими жертвами. Все мы ощущаем, что нашему Отечеству брошен вызов. И мы должны достойно ответить на него.
Одной из важнейших задач в противостоянии деструктивным силам является укрепление единства общества, Церкви, государства. Сегодня - это одна из центральных тем для обсуждения. Она поднималась и на только что прошедшем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. К нам сегодня обращены слова Спасителя: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф.12,25). Вместе с тем Церковь не может признать любое единство хорошим. Апостол Павел вопрошал: "Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор.6,14-15). Основой подлинного единства может служить только богозаповеданный порядок жизни, укрепление и поддержание которого должно являться предметом совместной заботы Церкви и государства.
Между тем, нас не может не беспокоить нравственное состояние нашего общества. К сожалению, приходиться наблюдать, как различными путями и способами создается нездоровая нравственная ситуация. Культ насилия, вседозволенности и распущенности буквально захлестнул средства массовой информации. Его дух проникает и в книжную индустрию. Не остались в стороне учреждения культуры - театры, музеи, художественные выставки, и, что особенно опасно, - школы. И мы видим, как под влиянием пороков способна деградировать человеческая личность. То же самое можно сказать и в отношении всего общества: широкое распространение нравственных болезней постепенно приводит к его духовному регрессу. Архиерейский Собор с тревогой отметил, что, пережив времена воинствующего атеизма, воздвигавшего прямые гонения на веру Христову, наше общество сегодня столкнулось с новыми недругами, в чем-то более коварными и изощренными и не менее опасными по своим последствиям, чем насаждение атеизма. Это культ роскоши, комфорта, потребления, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Особенно пагубно это сказывается на нравственном состоянии молодежи.
Нравственные пороки, возводящиеся в норму жизни, истощают духовные силы народа. Нравственно ослабленное общество попадает в сильную зависимость от внешнего влияния и не способно защитить свои традиции, святыни. Нравственная деградация происходит потому, что нравственность потеряла опору в Боге. Архиерейский Собор выразил озабоченность тем, что, несмотря на симпатии, которые россияне высказывают в отношении собственных духовных и исторических традиций, реально в обществе нарастает дух секуляризма. Общество пытается строить свою жизнь без всякого сознательного обращения к помощи Божией, забывая слова Иисуса Христа: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.,15,5).
Секулярное общество не отрицает религию, но объявляет ее частным делом каждого человека. Сама же религия вытесняется в пределы церковной ограды. Архиерейский Собор выразил свое несогласие с этим, отметив, что для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни. От имени всей Полноты Церкви Собор заявил: "Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться, как "единственно научная", безрелигиозная картина мира. Исполняя свой долг по защите Родины в армии, трудясь на производстве, в органах государственного управления, в различных общественных и частных организациях, верующие граждане хотят быть уверены, что их религиозные убеждения учитываются в повседневной практике и охраняются законом".
Однако мы видим, что зачастую реальное сотрудничество между Церковью и государством складывается с большим трудом, встречая многочисленные препятствия. Одним из таких препятствий является ложно интерпретируемый с позиций атеизма принцип светскости государства и свободы совести. Но, как сказал в своем выступлении на Соборе Патриарх Алексий II, признание государством светского характера своего устройства отнюдь не означает утверждения безверия как нормы жизни, а лишь указывает на тот факт, что ни одна из религий не является государственной. В то же время принятие многих законов связано не только с политическим, но и с нравственным выбором. Именно поэтому так важна роль Церкви в духовном и культурном развитии общества.
Между тем, на практике очень часто на разных уровнях государственной власти этот принцип трактуется как невозможность совместного участия Церкви и государства в решении самых насущных вопросов. Мы не можем принять такое положение дел. Прежде всего, Церковь оставляет за собой право напоминать государству о том, что государственные решения обязательно должны иметь нравственное измерение. Например, трудно принять с нравственных позиций тенденцию постепенного перевода системы здравоохранения на платную основу, свертывание работы по профилактике заболеваний. Государство отказывает в поддержке детским дошкольным учреждениям, переводя постепенно их на полное содержание родителей. Также предусматривается сокращение поддержки негосударственных школ, даже если они обеспечивают государственный стандарт образования. Большую тревогу вызывают проекты перевода на платную основу высшего образования, коммерциализация науки. На наш взгляд, государство должно гораздо больше заботиться о молодых, делать все для поддержки многодетных семей, которые сегодня лишены значимой практической помощи.
На самом высоком уровне признается катастрофическая ситуация, связанная с сокращением, а, значит, вымиранием нашего народа, и в то же время только согласно официальной статистике в нашей стране ежегодно не рождается до 2 миллионов детей. При этом на законодательном уровне закреплено право на прерывание беременности и по многим социальным показателям. Церковь последовательно выступает за отмену этого положения и к ее голосу прислушались. Недавно законодательство относительно этого вопроса частично пересмотрено и количество социальных показателей сократилось. В реальной государственной поддержке нуждаются и многие другие социальные категории населения: пенсионеры, инвалиды. Грядущая реформа по отмене льгот этим людям тоже может ударить по их жизни, чего нельзя допускать. Не зря говорится, что по тому, как заботятся о стариках, можно судить об уровне культурности общества.
Заботясь об экономической эффективности нельзя забывать о таких нравственных ценностях, как ответственность и милосердие. Церковь призывает государство занять активную позицию в деле нравственного воспитания подрастающего поколения. В настоящее время все больше людей осознают, что насильственное вытеснение религии из культурного пространства и индивидуального сознания не только является неправомерным, но и угрожает обществу распадом. Православие является неотъемлемой частью русской культуры, которая в своей основе имеет христианский взгляд на мир и историю.
Одним из действенных шагов в деле нравственного воспитания детей могло бы стать введение преподавания курса "Основы православной культуры" в школах. Этому вопросу Церковь придает принципиальное значение. Так, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в августе 2004 г., приветствуя участников совещания "Духовно-нравственное возрождение регионов: опыт взаимодействия с РПЦ", отметил, что преподавание ОПК является одним из критериев для оценки состояния церковно-государственных отношений. В этом вопросе мы имеем дело с будущим нашей страны, с теми тенденциями ее развития, которые будут определяться через 30-40 лет. Современная же ситуация такова, что дети оставлены беззащитными перед натиском порока и зла. Одним из последствий этой ситуации является распространение экстремизма, который часто желает спрятаться под религиозные идеи. Говоря об этом на встрече с участниками Архиерейского Собора, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: "во многом такое стало возможным вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью". Введение курса "Основы православной культуры" возможно уже сейчас. Для этого необходима доброжелательная и активная позиция органов власти на местном уровне. Мы имеем пример того, как в Курской области именно областные власти взяли на себя инициативу подготовки соответствующих кадров преподавателей, поддержали методическую и издательскую работу, осуществили организационные мероприятия, и сегодня в сотнях курских школ введен этот предмет. Хотелось бы видеть, как этот опыт был бы применен и у нас.
На Архиерейском Соборе подчеркивалась необходимость всемерной поддержки православных общеобразовательных школ. Казалось бы, здесь нам есть, что показать. Тем более, что по типу устроения наша Вятская православная гимназия является единственной в Приволжском федеральном округе и ее опыт неоднократно получал одобрение на самых разных уровнях. Но и здесь не все просто. До сих пор городскими и областными органами власти не принято принципиального решения о расширении материальной базы гимназии, которая буквально задыхается в одном небольшом здании, имеющем всего 5 классных комнат. Большой творческий потенциал коллектива не может быть использован в полной мере, так как отсутствуют необходимые площади. Решение этого вопроса требуется незамедлительно, так как уже в следующем учебном году гимназия не в состоянии будет принять очередной первый класс. И это при том, что количество желающих обучаться именно в православной гимназии из года в год неуклонно возрастает. Нравственно здоровое общество с большим уважением относится к своим традициям, к своему историческому прошлому. В них оно черпает свои нравственные идеалы, имеет образцы для подражания.
В 90-е годы минувшего столетия историческое сознание российского общества было серьезно деформировано. Тогда вышло множество исследований, учебников, книг, передач, цель которых сводилась к одному - доказать, что Россия не имеет ни великой культуры, ни собственной многовековой истории, а всё лучшее, чем она сегодня располагает - пришло с Запада. Само понятие "патриот" стало для многих ругательным словом. Патриотическое воспитание оказалось изгнано из школ. Стали насаждаться совершенно чуждые, а иногда просто опасные для духовного и нравственного здоровья общества праздники. Церковь сегодня возвышает свой голос в защиту отечественной истории и культуры. Патриарх Алексий II, выступая перед православной молодежью на форуме "Обретенное поколение" в сентябре нынешнего года, сказал, что всем нам, особенно молодым, необходимо осознавать и помнить наши корни. Помнить о том, что путь нашего народа начался более 1000 лет тому назад. Необходимо вернуть нашему народу незаслуженно забытые имена лучших людей России, которые замалчивались атеистической и либеральной исторической наукой. Также важно вернуться к празднованию исторических событий, которые сформировали самобытный облик России: например, победа на Куликовом поле, Бородинское сражение. Недавно Русская Православная Церковь выступила с инициативой сделать праздничным днем 4 ноября в воспоминании об окончании Смуты начала XVII века. Этот день действительно мог бы стать днем примирения, согласия и единства. Это предложение было поддержано основными конфессиями нашей страны. В нашем стремлении привести людей к православной вере нет никакого вызова, никакого противопоставления миру окружающему - напротив, мы призываем всех войти в нашу радость (Мф. 25, 21), так как вера Христова всегда несла людям добро, мир, радость и любовь.
В заботе Церкви о восстановлении исторической памяти хотелось бы также найти понимание и поддержку со стороны государственных органов власти. Недоумение вызывает у всех жесткое сопротивление возвращению улицам нашего города исторических названий. Государство борется с терроризмом и тем самым выполняет свой святой долг, и в то же время, заставляет нас жить на улицах, связанных с именами тех, кто запятнал себя участием в насилии, занимался разрушением наших святынь.
Нравственное состояние общества должно быть предметом заботы и самого общества. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" звучит призыв к православным мирянам активнее участвовать в жизни своих сел, городов, областей. Решение многих проблем могло бы быть поставлено под общественный контроль. Например, ситуация в сфере рекламного дела. В целом ряде регионов созданы общественные комитеты православных граждан, которые следят за качеством рекламных щитов, иной рекламной продукции и в полном соответствии с действующим законодательством добиваются ликвидации той рекламной продукции, которая противоречит здоровому нравственному чувству. Я думаю, вы согласитесь, что и наш город нуждается в таком заботливом и внимательном взгляде. Представляется, что такие общественные организации, как недавно созданное Православное общество Вятки, молодежные общественные объединения могли бы взять на себя функции такого общественного нравственного контроля.
Решение многотрудной задачи по оздоровлению нравственного состояния нашего общества в решающей степени будет зависеть от каждого православного христианина. Архиерейский Собор особо подчеркнул, что сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере. Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа "без слова приобретаемы были", видя "чистое, богобоязненное житие" (1 Пет. 3. 1-2).
Призываю всех вас к умножению трудов в вашем служении Богу и Отечеству, к заботе о нравственном совершенстве, к укреплению единства словами апостола Павла: "Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (1Кор. 16. 13).
22 октября 2004 года
Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф
|